Место рождения иисуса христа — город вифлеем. храм рождества христова в вифлееме
Содержание:
- Понять[править]
- История
- Взгляд сквозь века
- Древние свидетельства
- Пещера Вифлеемских младенцев
- Чудо спасения от арабов
- Храм Рождества Христова
- История базилики[править | править код]
- Прелюдия
- Транспорт
- История появления и «жизни» Храма Рождества Христова
- Первые христианские цари
- Внутреннее убранство Храма
- Вифлеем в Библии[править | править код]
- Вифлеем
Понять[править]
Вифлеем | |
араб. بيت لحم, | |
Улица Павла VI | |
Полезная информация | |
Население | 36 000 чел. |
Часовой пояс |
UTC+2:00, UTC+3:00 |
Вифлеем — в общем-то, довольно обычный арабский город с узкими улицами и каменными фасадами в центре и малоинтересной застройкой на окраинах, не очень ухоженный и совершенно хаотический. От других городов он отличается, во-первых, тем, что здесь христианское население составляет хоть и меньшинство, но довольно заметное, а, во-вторых, наличием базилики Рождества Христова. Из-за этого Вифлеем стал единственным на территории Палестинской автономии городом, экономика которого в основном зависит от туризма. Кроме того, в Палестине сложно найти десять квадратных километров земли без пары первоклассных археологических памятников, и Вифлеем тут не исключение. Самый простой способ посетить Вифлеем — приехать туда рано утром из Иерусалима и засветло вернуться обратно. На основные достопримечательности дня вполне хватит, а ночная жизнь в Палестинской автономии вряд ли вам понравится, хотя в целом город вполне безопасный и хорошо отделённый от действительно проблемных палестинских районов.
Историяправить
Вифлеем впервые упоминается в египетских источниках около 1350 г. до н.э. После этого он по нескольким поводам упоминается в Библии: здесь умерла праматерь Рахиль, здесь же происходило действие Книги Руфи, из Вифлеема происходил царь Давид, в Вифлееме же родился Иисус Христос, а тетрарх Иудеи Ирод устроил тут вифлеемское избиение младенцев с целью уничтожить Иисуса, но своей цели, как известно, не достиг. Как и вся остальная Палестина, Вифлееем входил в Римскую империю и был разрушен войсками императора Адриана при подавлении восстания Бар-Кохбы в 136 году. Когда императрица Елена во время своего путешествия в Палестину в 326—328 годах посетила Вифлеем, город лежал в руинах. Елена приказала отстроить его заново и построить базилику Рождества Христова, что и было сделано. Базилику, впрочем, сильно повредили в 529 году во время восстания, и её пришлось потом восстанавливать. С этого времени церковь сохранилась в практически неизменном виде. Её не разрушали ни при каких властях, только пристраивали с разных сторон новые здания.
В 614 году Вифлеем перешёл под контроль персов, а в 637 году — арабов. Наконец, в 1099 году Вифлеем, который со времён царя Давида не играл в политике абсолютно никакой роли и мало отличался от соседних поселений, был захвачен крестоносцами, которые укрепили его и пристроили монастырь к базилике Рождества, не забыв прогнать оттуда православных монахов и заменить их на католических. В 1100 году в Вифлееме был коронован Балдуин I, король Иерусалимский. Крестоносцы владели городом до 1187 года, когда его отвоевал Саладин. На короткое время в 1229 году он снова был передан основанному крестоносцами королевству Иерусалимскому, но в 1244 году арабы отвоевали Вифлеем обратно. После 1250 года Палестина перешла под власть мамлюкской династии, правившей из Каира. Мамлюки снесли городскую стену и окончательно установили совместный контроль над базиликой Рождества католической, православной и армянской церквями, хотя конфликты между разными конфессиями периодически возникали вплоть до XX века. В 1517 году территория перешла под контроль Османской империи и, за исключением периода в 1831 по 1841 год, когда городом правила египетская династия Мухаммада Али, оставалась в составе Турции до 1920 года. С 1920 по 1948 год Вифлеем входил в состав Британской Подмандатной Палестины.
По резолюции ООН 1947 года о разделе Палестины, Вифлеем вместе с Иерусалимом был включён в особую территорию, которая должна была оставаться под прямым управлением ООН. Как известно, резолюция не была выполнена, и в ходе войны 1948 года Вифлеем вместе с Восточным Иерусалимом заняла Иордания. Одновременно в город пошёл поток беженцев, преимущественно мусульманских, в результате чего христиане перестали составлять в Вифлееме большинство. В ходе Шестидневной войны 1967 года Вифлеем перешёл под контроль Израиля, но не был включён в государство Израиль, оставаясь на территории с юридически неясным статусом. В 1995 году город был передан Палестинской администрации, находящейся в Рамалле, куда, впрочем, из Вифлеема можно попасть только через территорию Израиля. Территории вокруг Вифлеема довольно сложным образом разделили на три категории. Сам город попал в зону А, считающуюся наиболее опасной, и куда доступ гражданам Израиля запрещён. Во вторую Интифаду 2000—2005 гг. город пострадал, хоть и не очень сильно, а затем быстро была построена стена, отделяющая Палестинские территории от Израиля, и Вифлеем постепенно привык к блокпостам, не помешавшим, впрочем, туризму как основному источнику дохода.
История
Время, природа и люди отнеслись к храму Рождества Христова бережно, особенно если сравнивать его историю с судьбами других религиозных объектов на Ближнем Востоке. Первый вариант базилики был возведен византийским императором Константином I по просьбе его набожной матери Елены примерно в 30-е годы IV в. С именем этих государственных деятелей вообще связано много важных для христианства фактов. Елена санкционировала раскопки в Иерусалиме, во время которых были обнаружены Гроб Господень и Животворящий Крест – основные христианские святыни.
В 529 году здание все-таки сгорело, но это был единственный серьезный пожар за многие столетия. Через 2 года по распоряжению императора Юстиниана начались восстановительные работы, в результате которых появился современный храм. Еще через 100 лет на землю Вифлеема вторглись агрессивно настроенные персы. Спасла храм мозаика, изображавшая Поклонение волхвов, персов по происхождению. Пораженные реализмом этого произведения, захватчики не тронули церковь. Пощадили ее и мусульмане, пришедшие в Палестину в Х веке, поскольку место рождения Иисуса было для них значимо. В Средние века храм Рождества Христова постоянно переходил из рук в руки, при этом часть декора была безвозвратно утрачена. В дальнейшем интерьер еще раз пострадал при землетрясении в XIX веке, но турецкие власти Палестины позволили зарубежным благотворителям его восстановить.
Взгляд сквозь века
Скромное здание в Палестинской провинции привлекало взоры могущественных монархов и патриархов. Его громили и грабили враги веры Христовой, украшали и восстанавливали благочестивые люди.
Первую базилику (прямоугольную постройку, внутри которой ряды колонн образуют помещения – нефы) над пещерой возвели по желанию царицы Елены, матери первого христианского царя Константина, через 300 лет после рождения Иисуса.
Археологические изыскания, проведенные царицей, обнаружили Гроб Господень, Крест Господень и гвозди, которыми Спасителя прибивали к кресту.
Царица пышно украсила базилику, а император Константин лично доставил туда драгоценные украшения и дорогие завесы.
Базилику царицы Елены, простоявшую 200 лет и уничтоженную пожаром, заново выстроил православный христианин, император Юстиниан. Это здание и сохранилось до наших дней.
Древние свидетельства
Об истинных обстоятельствах переписи рассказывают древние тексты. Так, в Британском музее хранится приказ на папирусе под номером 904. Хотя он и относится к более позднему периоду (приблизительно к 104 году н. э.), в нем описана аналогичная ситуация, так как переписи проводили регулярно.
В документе есть указание на то, что все люди должны быть переписаны только в месте их рождения. Префект Египта Гай Вибий Максим дал распоряжение о том, что необходимо заставить всех, кто по той или иной причине находится вне пределов своей провинции, возвратиться в собственные дома. Это нужно для того, чтобы они могли соблюсти требования обычного закона о переписи.
Пещера Вифлеемских младенцев
Вблизи храма Рождества Христова
находится пещера Вифлеемских младенцев, убиенных по приказанию царя Ирода. Разные
традиции называют разное число маленьких мучеников, сходятся в одном – здесь погибли
тысячи мальчиков младше двух лет. Христа спасло бегство Святого Семейства в Египет
по совету ангела.
Ковчег с мощами младенцев
Большую часть детских останков когда-то перенесли в Константинополь, часть осталась в пещере. Русская православная церковь вспоминает Вифлеемских младенцев 11 января. К ним взывают те, кто раскаивается в грехе аборта. Заказать молитву у мощей Вифлеемских младенцев поможет сервис «Записки Елицы».
С Храмом Рождества соседствуют
три монастыря:
- Православный греческий монастырь.
- Армянский монастырь.
- Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным католическим храмом города.
Под церковью Святой Екатерины
находится пещера, где подвизался Святой Иероним. Здесь много лет он переводил Библию
на латинский язык. Церковь принадлежит католикам. Но великомученица Екатерина является
святой и для православных. Эта мудрая девушка
за свои христианские убеждения была казнена императором-язычником. Святой Иероним
чтил её память, поэтому впоследствии над его пещерой была возведена церковь, посвящённая
этой подвижнице.
Пещера святого Иеронима
В окрестностях Вифлеема есть
немало других библейских святынь, но Храм поистине жемчужина Святой Земли.
В Храме Рождества служит православный священник, отец Спиридон Саммур – друг издания «ЕлицыМедиа». Именно он читает ваши записки, возносит к Богу молитвы за вас, дорогие читатели. Литургию в пещере отец Спиридон служит, как в древности. Здесь нет солеи, нет огромного иконостаса. Но в Вифлееме можно стоять возле престола, называть имена своих близких и батюшка вынимает за них частички. Это таинство производит огромное впечатление на паломников.
Палестина – вторая родина
христиан, колыбель нашей веры. Святые места, как живые очевидцы библейских событий, несут миру непрерывную
проповедь о Спасителе. Их влияние на судьбу человека связано с его любовью к Творцу
и силой молитвы. Здесь сокровища благодати и духовных прозрений даруются тем, кто
к ним стремится.
Но даже вдали от Вифлеема
и Иерусалима, благодаря Евангелию и кругу богослужений, образы Святой Земли укрепляют
и вдохновляют нас среди житейских бурь.
Чудо спасения от арабов
Храм Рождества Христова в Вифлееме – исторический памятник, о котором существует еще одна очень интересная легенда. На одной из колонн в этой церкви имеется несколько углублений, образующих крест. Считается, что это следы чуда, произошедшего в храме много веков назад. Однажды, во время одного из своих внезапных набегов, арабы ворвались в храм. Ждать помощи находящимся в нем людям было неоткуда. И тогда они начали молиться. И просьбы их были услышаны. Из одной из колонн вдруг вылетел рой ос и начал жалить арабов и их лошадей. В результате захватчикам пришлось покинуть храм и оставить в покое находящихся в нем людей.
Православные храмы имеются во многих странах мира. И повсюду они поражают своим великолепным убранством и явленными людям чудесами. Вифлеемский храм в этом плане исключением не является. Эта древняя базилика, безусловно, представляет большой интерес как для верующих, так и для историков.
Храм Рождества Христова
А в IV веке царица Елена, приехав в Израиль, воздвигла ныне существующий храм. Иначе его называют базиликой.
В 529 году самаритяне, которые так и не приняли христианство, во время восстания нанесли ощутимые разрушения храму.
Однако благочестивый император Иустиниан не только отремонтировал, но и частично перестроил храм, внеся больше благолепия и красоты. В 614 году Вифлеем подвергся нападению персов, которые камня на камне не оставили от всех церквей.
Но на стене храма Рождества Христова они увидели изображение волхвов, приносящих дары младенцу Христу. Узнав по одежде своих соотечественников, персы не рискнули наносить вред строениям, полагая, что коль скоро их предки поклонились Христу, то и они не вправе разрушать храм.
Чтобы уберечь святыню от нападений, наружные стены были облицованы камнем наподобие крепости. Таким храм дошел до наших дней.
Со временем христиане различных конфессий строили вокруг свои храмы и монастыри. Действующий монастырь Святой Троицы принадлежит армянской церкви. Православные греки построили монастырь Георгия Победоносца. Католики основали монастырь и церковь Святой Екатерины. Он соединяется с храмом Рождества небольшой дверью. Некогда кочевники не слишком благоговейно относились к базилике, въезжая внутрь верхом. Поэтому были сделаны ворота для входа 120 см высотой. Не только въехать нельзя, но и входить можно, лишь склонившись. Вход назван воротами смирения. Каждый входящий да поклонится перед родившимся здесь Христом.
История базилики[править | править код]
Византийский периодправить | править код
Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 320-х годов. Согласно Евсевию Кесарийскому:
Вид на греческий православный алтарь базилики
Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелии, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова. Впервые о пещере в Вифлееме написал Ориген около 247 года, он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.
Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории. Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV века) в своих записках о паломничестве в Святую Землю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».
Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—1936 годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня. В современном здании от неё лучше всего сохранились полы.
В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм не пострадал во время персидского нашествия (612—629 годы), о чём сохранилось устное предание, зафиксированное на Иерусалимском церковном соборе 836 года:
При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика также не пострадала, так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).
Период крестовых походовправить | править код
М. Н. Воробьев. «Пещера Рождества Христова в Вифлееме». 1835. Холст, масло. Национальный музей в Варшаве.
В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 года). В 1100 году в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 году — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII веков. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.
После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили 2 католических священника и диакон, но сам он был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.
В 1229 году Вифлеем вновь перешёл под контроль франков. Из-за постоянных войн в 1244 году базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны. С 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.
Османский периодправить | править код
После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 году была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670—1671 годах кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 году).
Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).
Прелюдия
Армия обороны Израиля ожидала, что операция в Вифлееме будет относительно простой после того, как парашютистская бригада несколько раз совершала налет на город в предыдущие месяцы. Задача была возложена на резервную пехотную бригаду Иерусалимской бригады под командованием полковника Рами Цур-Хахама. Во время предыдущих вторжений ИДФ в город разыскиваемые лица укрывались в церкви Рождества Христова. На этот раз силы отряда Шалдаг были посланы, чтобы заблокировать вход на территорию.
Войска были переброшены в город и встретили дезорганизованное палестинское сопротивление. Вертолеты ВВС Израиля приземлились на полчаса позже. Когда прибыл отряд, разыскиваемые лица уже были там. Десятки боевиков, ФАТХ , ХАМАС , Палестинский исламский джихад и сотрудники палестинских сил безопасности бежали в церковь, чтобы укрепить, вместе с примерно 200 монахами и другими палестинцами, прибывшими на это место по разным причинам, которые, по утверждениям Израиля, были взяты в заложники боевиками. , аргумент отрицается Джакомо Бини министр генерал от ордена францисканцев , который заявил:
Старший командир танзимов Абдулла Абу-Хадид добавил:
Среди разыскиваемых в церкви лиц были губернатор Вифлеема Мухаммад аль-Мадани и Абдулла Дауд , начальник разведки Палестинской автономии в Вифлееме.
Транспорт
Общественный транспорт в Вифлееме развит плохо. В большинстве своем по дорогам ездят старые автобусы и маршрутки без кондиционера, а водители не соблюдают расписание, поэтому их можно ждать очень долго. Билеты приобретают на входе у водителя.
Гораздо комфортнее путешествовать на такси: машины стоят с палестинской стороны сразу после КПП. Но они работают не по счетчику и не имеют фиксированного тарифа.
Таксисты стремятся заработать на иностранных туристах как можно больше. Торги начинаются с крупных сумм, причем часто цены называют в евро. Но водители быстро идут на уступки, и поездка от границы города до его центра в итоге обходится в 20 ILS.
Поймать машину можно и просто на улицах. Поскольку Вифлеем — популярное туристическое место, с такси здесь проблем не бывает. А вот арендовать транспорт или велосипед невозможно — этот сервис совершенно не развит в небольшом арабском городе. Но ключевые достопримечательности удобно расположены и находятся недалеко друг от друга, так что их легко обойти пешком.
История появления и «жизни» Храма Рождества Христова
Храм Рождества Христова построен на месте рождения Иисуса Христа.
Как и Храм Гроба Господня, этот храм был возведен при участии Елены – матери императора Константина – где-то в 330-х годах. Затем он неоднократно перестраивался и ремонтировался после пожаров и землетрясений.
Интересно, что от набегов врагов он особенно не пострадал. Объясняется это по-разному. Например, считается, что завоеватели персы не стали разрушать Храм потому, что увидели мозаику, изображающую Богоматерь с младенцем на груди и поклонение волхвов (их соотечественников); уважили предков.
А мусульмане, в общем-то, почитали место рождения Христа, поэтому тоже не разрушили ничего, завоевав город в начале ΧΙ века. Правда, не всегда мусульмане с достаточным почтением относились к христианской святыне; они имели обыкновение въезжать в храм на лошадях.
Из-за этого большие ворота были заменены нынешней маленькой калиточкой («Врата смирения»), в которую можно войти, только склонив голову.
Есть и другая легенда, связанная с отражением неприятеля. В храме есть мраморные колонны с росписью; них есть небольшие отверстия в виде креста. Когда очередные варвары ворвались в храм, из отверстий вылетели рои пчел и начали жалить богохульников; те вынуждены были позорно бежать.
Первые христианские цари
Икона Равноапостольных Елены и Константина
Первую базилику над пещерой Рождества возвела равноапостольная царица Елена (250-330 г), мать первого христианского царя Константина.
Будучи почтительным сыном, он сделал мать соправительницей и приобщил её к вере Христовой. Царица Елена вместе с сыном не просто распространяли христианство в своих владениях. Они провели археологические изыскания, в результате которых был обнаружен Гроб Господень, крест Господень и несколько гвоздей.
Елене было уже семьдесят лет к тому времени. Она понимала, насколько преходяща земная власть и сделала её средством для спасения души, строя храмы и часовни в святых местах.
После того, как по приказу
Елены была построена базилика над пещерой, царь Константин прислал сюда дорогие
ткани и другие украшения для здания и пещеры.
Историк Евсевий Кесарийский пишет: «Благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс (император Константин), к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы».
Император Юстиниан, фреска
Император Юстиниан (483-565 г), талантливый военачальник и православный христианин, за период своего правления (527-565 г) вдвое расширил владения Византийской империи.
С древней мозаики на нас смотрит человек с открытым смелым взглядом и, по-видимому, энергичным решительным характером. Это он возвёл собор Святой Софии, ныне, увы, превращенный турками в мечеть.
Юстиниан не забывал о своих
палестинских владениях. Над пещерой Рождества им была построена церковь. Затем она
пострадала во время восстания самаритян (529 г), была разрушена и отстроена заново.
Именно это здание устояло до наших дней.
Внутреннее убранство Храма
В центре храма расположена Пещера Рождества, в которую можно спуститься по широким ступеням.
В неглубокой нише – алтарь. На полу – серебряная звезда с надписью: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» («Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа»).
Рядом с пещерой находятся ясли – место, куда Мария положила младенца после рождения; сейчас там лежит кукла. Ближе к южному входу находится Вифлеемская икона Божией матери, высокочтимая православными.
Экскурсия получилась очень насыщенная и интересная, и не только в связи с теми уникальными местами, где удалось побывать, но и во многом, благодаря Александру – нашему гиду. После возвращения в Иерусалим, он с нами попрощался, и мы покатили опять к Мертвому морю.
Но в связи с тем, что автобус, по разным причинам опаздывал (на границе надо быть в определенное время), некоторые люди успели только слегка окунуться в это море; после него надо же еще отмываться; я вообще не пошел, тем более, оказалось, что раздевалка у них не закрывается, как оставлять вещи непонятно.
Обратно границу прошли быстро, и, подождав немного автобус и людей, покатили назад. К отелю приехали, где-то, в час ночи.
Вифлеем в Библии[править | править код]
Рождество Христово (икона)
Ветхий Заветправить | править код
Вифлеем упоминается в Священном Писании как «дом Давида» или Ефрата (Эфрата, ивр. אפרת\ה, плодоносный). Здесь родился царь Давид, и здесь он был помазан на царство пророком Самуилом. Не менее почитаема верующими разных конфессий гробница Рахили (Куббат Рахиль) на выезде из города в сторону Иерусалима. В Вифлееме и его окрестностях происходит действие Книги Руфь (Руфь. 1-4).
Также город упомянут в Книге Иеремии.
Новый Заветправить | править код
Вифлеем наиболее известен тем, что в этом городе, согласно Евангелиям, произошло Рождество Иисуса Христа. Волхвы увидели звезду над городом и пришли поклониться будущему Царю, принеся дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как Человеку. Однако после того, как царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое Семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте.
Все, что происходило до этого момента, происходило до нашей эры. И, соответственно, все, что произошло после рождения Девой Марией младенца по имени Иисус, произошло уже в нашей эре.
Для отличия от Вифлеема Галилейского, часто упоминается как Вифлеем-Ефрата.
Вифлеем
Этот город расположен в Иудейских горах на высоте около 800 метров над уровнем моря. Название его на языке местных народов — Бет-Лехем, что означает буквально — дом хлеба. Откуда же такое странное название? Быть может, когда-то здесь выпекали хлеб для всего Израиля? Или выращивали так много пшеницы, что ею можно было торговать с другими городами? Но пшеница в горах растет плохо, да и хлеба в Вифлееме всегда было не больше, чем во всех остальных городах.
На самом деле название это относится к очень древним временам, когда городом владели племена хананеев. У этих племен был свой бог плодородия, которого они называли Лехем — хлеб, главная пища человека. В честь этого божества хананеи выстроили храм, который назывался «жилище Лехема», или Бет-Лехем. А уже по названию храма получил имя и сам город. Это было более 3500 тысяч лет назад. Потом Бог отдал эту землю народу Израиля. Хананеи были изгнаны из города, но название его осталось прежним — дом хлеба, или — Вифлеем.
Его часто называют — город Давидов. Именно здесь родился самый знаменитый и самый любимый народом царь Израиля — пророк Давид. Его духовные стихи — псалмы — до сих пор звучат во всех христианских церквях мира. Именно Давид смог объединить разрозненные земли Израиля в единое могучее царство.
Но все же не благодаря царю Давиду весь мир знает сегодня название этого небольшого городка. Вифлеем известен прежде всего как место Рождества Христова. Именно здесь родился Иисус Христос.
Правда, семья Иисуса жила в то время совсем в другом месте — в городке с названием Назарет. Как же получилось, что родился Он в Вифлееме?
Дело в том, что в те времена Израиль захватили римляне и силой присоединили к своей империи. Эта империя была огромной. Она включала в себя все страны на побережье Средиземного моря, а в Западной Европе ее границы проходили по Рейну и Дунаю, и даже на Британских островах стояли римские легионы.
Чтобы лучше знать, сколько у него подданных, римский император Август решил провести поголовную перепись всех жителей захваченных земель. Для облегчения работы переписчиков каждый человек, где бы он ни жил, обязан был явиться к назначенному сроку в то место, откуда происходил его род.
Семья, в которой должен был родиться Иисус Христос, состояла из Его матери — Девы Марии, и ее мужа — старца Иосифа. Следуя повелениям римских властей, Иосиф должен был отправиться именно в Вифлеем, так как он происходил из потомков царя Давида. Иосиф должен был записаться там вместе с обрученной ему Девой Марией, которая была тогда беременна. Иосиф посадил Марию на ослика, взял припасы в дорогу, и отправился в Вифлеем.
Как раз в тот день, когда они вошли в город Давидов, Марии пришло время родить. Но ни в одном постоялом дворе не было свободных мест, потому что множество людей так же пришли в маленький Вифлеем из других городов для переписи. Иосифу и Марии пришлось заночевать в пещерке, где местные жители содержали домашний скот. Другого убежища для них в Вифлееме не нашлось.
Жители города часто строили свои дома над такими горными пещерками так, чтобы дом стоял на скале, а пещера была как бы первым его этажом, в котором жили овцы, волы, ослики. О самом рождении младенца Иисуса Евангелие говорит очень кратко: Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
Но что же такое ясли? Сегодня мы привыкли к тому, что это слово означает детский сад для самых маленьких. Но такое значение оно приобрело именно благодаря истории Рождества Христова. На самом деле ясли — решетчатая кормушка для скота, в которую лошадям и коровам клали сено, чтобы они сквозь прутья решетки ели его постепенно, не разбрасывали сено по полу и не затаптывали его копытами. С виду ясли действительно похожи на детскую кроватку.
Когда иудейский царь Ирод узнал, что в Вифлееме должен родиться будущий Спаситель, он испугался: а вдруг Спаситель захочет отнять у него царский трон? Тогда Ирод решился на страшное преступление. Он приказал своим слугам отправиться в Вифлеем и убить там всех маленьких детей в возрасте до двух лет. Но младенца Иисуса там уже не было. Ангел Божий явился во сне Иосифу и предупредил его о том, что Ирод хочет убить сына Марии. Иосиф тут же ночью собрал все необходимое, посадил на ослика Марию с младенцем и бежал прочь от Вифлеема в далекую страну Египет. И жил там, пока не получил от Ангела известие, что Ирод умер. После этого Иосиф, Мария и Иисус вернулись в Израиль и стали жить в городке, из которого когда-то ушли на перепись. Городок назывался Назарет.