Святой равноапостольный великий князь владимир

Святой князь Владимир. Иконы

Достоверные изображения князя Владимира Святославича домонгольского периода неизвестны, что контрастирует с большим количеством сохранившихся изображений князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, с образами которых уже на ранних этапах развития почти всегда была связана иконография Владимира Святославича. В кон. XIV — 1-й пол. XV века изображения Владимира Святославича получили широкое распространение. К этому времени сформировались основные варианты иконографии Владимира Святославича и наиболее устойчивые признаки, зафиксированные позднейшими иконописными подлинниками: седины, тип прически и кудрявой раздвоенной бороды, отличный и от прижизненных изображений на монетах, и от миниатюр Радзивиловской летописи:

В ряде произведений XVI и особенно XVII вв. Владимир Святославич изображается с более широкой, лишь слегка раздвоенной бородой. Постоянными атрибутами Владимира Святославича являются меч в левой руке и крест в правой. В некоторых ранних памятниках Владимир Святославич представлен в традиционном для древнейших княжеских изображений плаще-корзне, на воздухе 1389 года он показан в накинутой на плечи шубе.

Совместные изображения Владимира Святославича, Бориса и Глеба в XV–XVI вв. послужили моделью для формирования иконографии древнерусских князей: Феодора, Давыда и Константина Ярославских, Константина, Михаила и Феодора Муромских. В большинстве таких композиций в центре стоит князь-отец, по сторонам — юные сыновья, варианты этой схемы известны на иконах XVI века. Иконы с изображением Владимира Святославича, Бориса и Глеба получили широкое распространение в XVI–XVII вв., часто в сочетании с житийным циклом Бориса и Глеба на полях. Произведения такого типа могли предназначаться как для храмов, освященных во имя святых Бориса и Глеба, так и для немногочисленных храмов и приделов во имя равноапостольного князя Владимира.

Святые князья Владимир, Борис и Глеб. Москва (Ростовская традиция?), конец XV — начало XVI вв. Собрание А. Д. ЛипницкогоСвятые Владимир, Борис, Глеб. Новгород, конец XV — начало XVI вв. Москва, Дом-музей П. Д. Корина (филиал ГТГ)Святые Владимир, Борис и Глеб, с житием Бориса и Глеба. Москва, первая треть XVI в. По неподтвержденным сведениям, была обнаружена в церкви Иоанна Лествичника Московского Кремля. Находилась в собрании Г. Д. Филимонова, затем — Е. Е. Егорова. Москва, ГТГСвятые благоверные князья Владимир, Борис и Глеб. Двусторонняя икона, оборот — «Богоматерь Владимирская». XVI в. Происходит из церкви Бориса и Глеба в Ростове. Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»Святые князья Владимир, Борис и Глеб. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — «Преображение». Вторая половина XVI в. Входит в серию двухсторонних икон-святцев, происходящих из собора Рождества Богородицы в Суздале. Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедникСвятые Владимир, Борис и Глеб с житием равноапостольного Владимира. Вологда, середина — 3-я четверть XVI в. Из церкви кн. Владимира в Вологде (?). Позднее находилась в Богородицкой Верхнедольской церкви. Вологда, Вологодский музей

Прочие связи

Вторая «чехиня» Мальфрида

Малфредь упоминается среди умерших членов княжеского семейства под 1000 годом без указания её родства, Татищев считал её другой «чехиней», женой Владимира («Малфреда княжна боемская») и матерью Святослава ДревлянскогоВ. Н. Татищев, «История Российская», кн.1, гл.4. Иногда историки отождествляют её с Малушей, матерью Владимира

Греческая монахиня «Предиславна»

После убийства брата Ярополка в 978 или 980 годах, Владимир забрал себе в качестве наложницы его жену. Согласно Повести временных лет, она была бывшей греческой монахиней, захваченной в плен его отцом Святославом во время его походов. В одной из статей летопись говорит, что вдова при захвате её Владимиром уже была беременна (бе не праздна), в таком случае отцом Святополка был Ярополк. Тем не менее, Владимир, который стал великим князем киевским, называл Святополка своим законным сыном (третьим по старшинству) и дал ему княжение в Турове.

Аделья

Татищев считает Аделью также «чехиней», причисляя к её сыновьям Мстислава Тмутараканского и Святослава. Кроме них некоторые родословцы сообщают о двух друих сыновьях Адельи — Судиславе и Станиславе.

Список литературы

  1. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  2. В. Н. Татищев, «История Российская», кн.1, гл.4
  3. В. Н. Татищев, «История Российская», кн.1, гл.4
  4. В. Н. Татищев, «История Российская», кн.1, гл.4

Житие князя Владимира

Владимир был внуком святой равноапостольной княгини Ольги (ок. 890 —11.07. 969 гг.), сыном великого князя Святослава Игоревича (942–972 гг.). Матерью Владимира была ключница княгини Ольги Малуша (ок. 940/944 г. — ?) — дочь Малка Любечанина (?–946 г.), которого многие историки отождествляют с Древлянским князем Малом.

Портрет великого князя Святослава Игоревича из Царского титулярника, XVII век

Годом рождения Владимира Святославича принято считать 960-й. Как сообщают Никоновская и Устюжская летописи, будущий креститель Руси родился в селе Будутине (Будятине).

Великая княгиня Ольга. Строгановский иконописный лицевой подлинник. Фрагмент. Конец XVI — начало XVII веков Святой равноапостольный князь Владимир. Икона. Новгород, 1-ая треть XV века. Из собрания И .С. Остроухова. ГТГ

Информации о дальнейшей судьбе Малуши, матери Владимира, не имеется. В Киеве Владимир находился под присмотром своей бабушки по отцу — княгини Ольги. Вероятно, его воспитанием занимался его дядя по матери Добрыня, поскольку на Руси было принято доверять воспитание наследника старшим дружинникам.

Добрыня Никитич с младшей сестрой — матерью князя Владимира Малушей. 1895 год. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». А. Рябушкин

Стоит заметить, что бабушка Владимира княгиня Ольга была христианкой — еще в 955 году она приняла святое крещение в Константинополе. Ольга пробовала приобщить к вере и Святослава, но тот и не думал послушать ее.

В 970 году, незадолго до своей гибели, великий князь Святослав поделил Русь между тремя своими сыновьями: Киев был отдан на княжение Ярополку (?— 11.06.978 г.), Овруч, центр Древлянской земли, — Олегу (955–977 гг.), а Новгород — Владимиру.

Князь Ярополк с Блудом (слева) и Варяжко (справа). В. П. Верещагин

В 977 году началась братская война между Ярополком и его братьями Олегом и Владимиром. Князь Олег погиб в ходе этой вражды. Владимир при этом известии бежал к ярлу Норвегии Хакону Могучему (ок. 937–995 гг.). Ярополк стал править всей Русской Землей.

Смерть Олега, князя древлянского. Т. Г. Шевченко, 1836 год

Находясь в Скандинавии, Владимир с Добрыней собрали войско и в 980 году возвратились в Новгород, выгнав оттуда посадника Ярополка. Владимиру удалось захватить перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода (ок. 920 – 978 гг.), а его дочь, княжну Рогнеду (ок.960 — ок. 1000 гг.), взяв в жены. Известно, что ранее Владимир сватался к Рогнеде, но она отказалась стать его женой, назвав его «робичичем»: полоцкая княжна считала недопустимым выйти замуж за сына ключницы Малуши.

Сваты Владимира Святославича у Рогволода (слева), Рогволод беседует с Рогнедой (справа). Миниатюра Радзивилловской летописи, XV век

Затем Владимир с большим варяжским войском осадил Киев, Ярополк был убит, а жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

В Киеве Владимир вокняжился в 980 году. Летопись сообщает, что в этот период Владимир отличался жестоким языческим нравом, порочностью. Вскоре после восшествия на Киевский престол он на холме близ своего дворца поставил изваяния языческих богов. Однако в то же время Владимир являлся мудрым правителем. Скажем, он совершил несколько удачных военных походов на запад и восток, подчинил племена радимичей и вятичей, присоединил к Руси «Червенские города» (Волынь, Холм, Белз, Броды, Перемышль, Володава, Червен и другие).

Владимир идет в поход на вятичей. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Языческая реформа — попытка создать один общий для всех пантеон богов, проводимая князем Владимиром, потерпела поражение, поскольку у каждого племени были свои боги. Вероятно, это поражение, а также пример живших рядом с ним христиан все чаще заставляли молодого князя задуматься о необходимости перемен в жизни Русского государства.

Крещение народа

Прибыв на родину, князь решил обратить в православную веру сначала своих сыновей. Затем бояр и приближенных. Для этого в Россию специально приехали священники. Они также обходили дома, призывая жителей к Таинству крещения. Кто-то соглашался, кто-то отказывался.

Тогда князь велел разрушить все идолы, изрубить или сжечь
их. Некоторых бросали в реку. Неразумный народ бежал, плача, за своими кумирами
по берегу. Владимир издал указ всему народу прийти на реку и принять крещение.
Кто откажется, да будет враг князю.

Испугавшись такого повеления, весь народ с женами и детьми прибыл утром на Днепр. Самые закоренелые язычники, нежелающие принять православие, удалились из Киева. Это был переломный момент в истории нашего государства. Произошло это в 988 году. Священники стояли в реке и крестили всех по очереди.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Уподо́бился еси́ купцу́ и́щущему до́браго би́сера,/ славнодержа́вный Влади́мире,/ на высоте́ стола́ седя́ ма́тере градо́в, богоспаса́емаго Ки́ева,/ испыту́я же и посыла́я к Ца́рскому Гра́ду уве́дети правосла́вную ве́ру,/ обре́л еси́ безце́нный би́сер Христа́,/ избра́вшаго тя́ я́ко втора́го Па́вла,/ и оттря́сшаго слепоту́ во святе́й купе́ли,/ душе́вную, вку́пе и теле́сную./ Те́мже пра́зднуем твое́ успе́ние,/ лю́дие твои́ су́ще:// моли́ спасти́ся держа́вы твоея́ Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых .

Ин тропарь, глас 1

Я́ко нача́льнику Креще́ния/ и ко́реню ве́ры Боже́ственныя,/ и́долов разруши телю,/ блаже́нне кня́же Васи́лие равноапо́стольне, вопие́м ти́:/ сла́ва вразу́мльшему тя́ Христу́ Бо́гу,/ сла́ва освяти́вшему тя́ Креще́нием Свои́м,// сла́ва просвети́вшему тобо́ю всю́ страну́ Ру́сскую.

Ин тропарь, глас 8

Правове́рия наста́вниче/ и всея́ Руси́ просвети́телю,/ благочести́вый вели́кий кня́же Влади́мире,/ святы́м Креще́нием все́х просвети́л еси́/ и це́ркви мно́ги сла́вны украси́л еси́,/ о прему́дре Васи́лие,/ Христа́ Бо́га моли́// спасти́ся душа́м на́шим.

Монахиня Иулиания (Соколова). Киевские чудотворцы (фрагмент иконы Всех святых в земле Российской просиявших, кон. 1920-х — нач. 1930-х гг.). Ризница Троице-Сергиевой лавры

Тропарь Собора Киевских святых, глас 8

Насади́теля ве́ры и князе́й Ки́евских верхо́внаго/ дне́сь собо́р святы́х Ки́евских я́ко первонача́льника своего́ восхваля́ет,/ апо́стола Андре́я во благове́стии подража́теля,/ Кири́лла и Мефо́дия трудо́в о просвеще́нии продолжа́теля,/ блаже́нных Аско́льда со О́льгою прее́мника во правове́рии ./ Те́мже и вси́ лю́дие воспева́ют отца́ своего́, ве́рно вопию́ще:/ Христа́ Бо́га моли́ ми́р оте́честву на́шему дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Подо́бствовав вели́кому апо́столу Па́влу, в седи́нах, всесла́вне Влади́мире,/ вся́, я́ко младе́нческая, мудрова́ния, я́же о и́долех тща́ния, оста́вль,/ я́ко му́ж соверше́нный, украси́лся еси́ Боже́ственнаго Креще́ния багряни́цею,/ и ны́не,Спа́су Христу́ в весе́лии предстоя́,// моли́ спасти́ся держа́вы Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых .

Ин кондак, глас 8

Изря́дному воево́де и правове́рному,/ благода́рственная воспису́ет ти́ вся́ Ру́сь, Васи́лие,/ иму́щи тя́ нача́льника и засту́пника,/ я́ко изба́вил еси́ на́с от вся́кия скве́рны и ле́сти,/ те́мже ти́ вопие́м:// ра́дуйся, вели́кий кня́же Влади́мире преблаже́нне.

Ин кондак, глас 4

Оте́ческу пре́лесть, и́долы, я́ко су́етни, отве́рг,/ Христа́, все́х и́стиннаго Бо́га, Царя́ и Благода́теля, позна́л еси́./ Те́мже и лю́ди, изря́дны Тому́, святы́м Креще́нием просвети́л еси́,/ пресла́вне Влади́мире. / Сего́ ра́ди почита́ем тя́,/ я́ко Тро́ице служи́теля,// Христа́ моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Величание

Велича́ем тя́,/ святы́й равноапо́стольный вели́кий кня́же Влади́мире,/ и чти́м святу́ю па́мять твою́,/ и́долы попра́вшаго// и всю́ Росси́йскую зе́млю святы́м Креще́нием просвети́вшаго .

Церковное почитание князя Владимира

Точных данных о начале церковного почитания князя Владимира нет. Возможно, Владимир изначально поминался вместе со своими сыновьями святыми князьями Борисом и Глебом.

«Царь Владимир». Праздничная Минея, 1619 год

Почитание князя Владимира святым и по сей день вызывает споры среди историков. Известно, что Византия отказалась признать его святым. Может быть, потому что еще не было забыто его языческое поведение, подробно описанное в летописях. Но для Руси были очевидны заслуги Владимира перед Отечеством: Владимир — креститель Руси, мудрый правитель, полководец, щедрый и милосердный человек.

Владимир I Святославич. Миниатюра из «Царского титулярника»

Еще одним препятствием для церковного почитания князя Владимира называлось отсутствие чудес, связанных с его именем. Точное время канонизации Киевского князя неизвестно. Умер Владимир в 1015 году, а самые ранние сохранившиеся письменные сведения об его официальном почитании относятся к XIV веку. Богослужебные книги отмечают днем памяти Владимира 15 июля (по старому стилю).

Мощам князя Владимира не было дано дара чудотворения, поэтому в Церкви шли споры о его святости. Однако заслуги князя Владимира перед Русским государством были значимы и велики для всех русских людей, и поэтому народное почитание князя Владимира возникло уже в XI веке. После смерти Владимира вокруг его образа сложился целый былинный цикл. Народная память сохранила представление о Владимире как о радушном, милосердном князе, «Красном Солнышко». Князя Владимира Святославича до сих пор почитают как человека, жившего для пользы и славы Отечества.

Святой равноапостольный князь Владимир. Фреска. Ферапонтов монастырь, 1502 год

О чем просят великого князя

Он считается покровителем МВД России, просить этого святого стоит:

  • о покровительстве и защите страны от врагов;
  • о принятии верного решения, даровании мудрости;
  • о справедливом и честном правителе для государства;
  • о становлении справедливости в стране.

Князь считается покровителем властей, но он также помогает защитить веру, придает сил. Но все чаще встречается упоминание о том, что просить стоит не конкретного святого, веруя в силу иконы, как чудотворного лика. Обращение должно быть чистым, искренним и исходить от человека, который всем сердцем радует за Господа, верит в его силу. В таком случае обращение будет услышанным.

Общая характеристика правления

Правление Владимира I Святославича можно условно разделить на три этапа: в начале князь боролся за власть в междоусобной войне с братом Ярополком, а после убийства брата и захвата контроля над Киевом — подавлял восстания племен вятичей и радимичей.

Далее Владимир сконцентрировался на постепенном расширении влияния Киева и укреплении собственной власти: проводились походы на территории сопредельных государств и племён, после взятия Херсонеса и согласия князя на крещение византийские императоры согласились выдать за него царевну Анну, а сам Владимир приступил к объединению государства посредством насаждения новой единой религии — христианства. С 988 года обостряется печенежская проблема и для защиты от постоянных набегов кочевников князь приказывает строить на границе города-крепости, а затем населяет их представителями северных племён.

На финальном этапе князь уже не совершал походы сам — командование дружиной было поручено воеводам и любимому сыну Борису, которому он планировал передать Киев в обход существующей традиции наследования по страшинству. На последнем году жизни сразу два его сына, Святополк и Ярослав, восстали против Владимира, но великий князь уже был стар и разболевшись умер 15 июля 1015 года. После смерти князя его наследники развязали вторую междоусобицу на Руси, в которой многие из них были убиты.

Внутренняя политика

Общая схема внутренней политики Владимира I Святославича

После победы в междоусобице и захвата Киева, Владимир старался централизировать княжескую власть. «Языческая» реформа не смогла решить этот вопрос и в 988 году князь осуществил кардинальный слом — провел крещение Руси.

Греческая культура стала проникать в жизнь восточных славян — строились храмы, открывались школы, впервые начинается чеканка монет. Недовольные политикой князя мигрируют в северном и северо-восточном направлениях.

Накопленные противоречия не позволили князю осуществить последнюю из задуманных реформ — вместо наследования по старшинству Владимир хотел назначить одного из любимых младших сыновей правителем Киева, но умер и старшие наследники развязяли междоусобицу.

Внешняя политика

Внешняя политика Владимира I Святославича — карта с направлениями походов

Походы осуществлялись во всех направлениях, но наибольших успехов князю удалось добиться в конкуренции с поляками за пограничные земли и племена, а также в отношениях с Византией — брак с царевной Анной и последующее крещение Руси Владимиром сблизило два государства.

Столкнувшись с необходимостью противостоять печенегам Владимир организовал оборону границ госдуарства и смог временно снизить число набегов к концу правления, однако решить «печенежский вопрос» предстояло лишь его сыну Ярославу Мудрому.

Также в последние годы новый польский князь Болеслав I попытался было воевать с Владимиром, но вскоре заключил мир и скрепил его династическим браком с сыном киевского князя Святополком. После смерти Владимира именно Болеслав помог Святополку захватить Киев.

Внешняя политика после Крещения

В 988 году Владимир покорил земли Таманского полуострова.

В 991 году поход в днестровские земли против белых хорватов.

В 992 Владимир вёл успешную войну с Польшей за Червенскую Русь.

В 994—997 Владимир повторил поход против волжско-камских булгар и двинулся на Северный Кавказ.

За время правления Владимира было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).

Проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов: в 990, 992 (на Переяславль), 993, 996 (битва у Василево), в 997 (нападение на Киев), в 1001, в 1013 (польско-печенежское вторжение на Русь). Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси, а также сплошная стена на земляной насыпи, называемый Змиевы валы. По южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников.

Златник Владимира с его изображением и княжеским знаком — Трезубцем.

Князь Владимир Святославич: происхождение и биография

Зайти стоит издалека, еще от отца будущего правителя киевского. Убежденный язычник, носивший на лысой голове чуб на одну сторону, отчаянный боец и могучий ратник, но не много смыслящий в дипломатии, князь Святослав, согласно дошедшим до нас сведениям из летописей, имел троих сыновей. Матери первых двух (Ярополка и Олега) неизвестны, но многие думают, что родила их знаменитая угорская (венгерская) принцесса Предслава, упомянутая еще в военно-торговом договоре с Византией 944 года. Матерью младшенького, Владимира, стала ключница Малуша.

Важно

Точных данных о том, кем была Малуша Любечанка нет, однако известно, что у княгини Ольги она была ключницей. Якобы ее привез Игорь из военного похода на Византию еще девочкой и подарил любимой супруге в качестве помощницы и рабыни. Ольга полюбила девушку, словно родную дочь, сделала ее собственной милостницей, а потом и подарила в качестве наложницы Святослава Игоревича. По преданию, она являлась родной сестрой Добрыни, который стал прообразом второго былинного богатыря, после Ильи Муромца.

Происхождение

Точный год рождения Владимира Святославича неизвестен, «Повесть временных лет» почему-то не указывает таких- сведений, но историки пытаются высчитать ее хотя бы приблизительно. Есть сведения, что батюшка князя Святослав родился в 942 году, а его старший отпрыск появился на свет году в 977-ом. Из этого можно сделать вывод, что приблизительным годом рождения самого Владимира наиболее вероятно является 960-ый.

Относительно места рождения будущего крестителя всей Руси, тоже сведения достаточно ненадежны. К примеру, Никоновская, а также Устюжская летописи называют село Будутин или Будятин. Однако датируются эти документы только шестнадцатым веком, то есть за пять-шесть сотен лет после вышеозначенных событий. Знаменитый российский историк, нумизмат и палеограф Дмитрий Иванович Прозоровский считал, что Малуша была отослана в эту деревню именно потому, что забеременела от Святослава во грехе, то есть вне брака.

Будучи уже на то время ярой приверженкой христианства, да еще и крещеной, Ольга не могла потерпеть такого позора. О локализации деревни, в которой родился будущий Красно Солнышко, известно мало. Некоторые считают, что это деревня Будник, неподалеку от Пскова, другие называют Будатин, что под Гомелем. Кроме того, в непосредственной близости к Владимиру-Волынскому имеется село Будятычи, которое тоже вполне могло стать место ссылки для опальной ключницы.

Немного по-другому рассказывает и видит эту историю Юрий Дыба. Он считает, что родился Владимир в 962 году. Перед этим бабушка его Ольга написала королю Оттону I Великому, который и прислал ей миссийного епископа Адальберта. Он приехал, но язычник Святослав отнесся к этому крайне негативно, он никогда не поддерживал стремление матери в христианство, считая это предательством веры предков. Князь решил уничтожить миссию, а потому и отослал беременную Малушу в деревню, чтобы не навредить малышу. Когда епископ удирал из Киева, практически все его соратники были убиты, да он и сам чудом спасся, до конца жизни впоследствии называя Русь адом на земле

Получается, что предосторожность действительно мела смысл

Личные качества

Дальнейшая судьба ключницы Малуши, после рождения сына Владимира, достоверно неизвестна. Говорят, что прожила она долгую и счастливую жизнь и даже имеются свидетельства этого. Так в «Саге о йомсвикингах» конца десятого века рассказывается история, будто есть такой король Владимир в земле Гардарике, и есть у него старая мать, которая уже ходить не может, из-за чего ее и носят в креслах. Однако ум имеет крепкий и чистый, а также обладает даром предвидения. Она якобы в большой годовой праздник делает предсказания, которые всегда сбываются.

Как бы там ни было, но малыша Владимира отправили в Киев, на воспитание к его бабушке Ольге. Однако это не значит, что за ребенком бегали мамки да няньки, вовсе нет. Жизнь в Древней Руси была сурова и там некогда было разводить сентименты. К воспитанию самого младшего княжича подключили дядю, то есть родного брата ее матери Добрыню. Именно он стал первым другом, защитой, опорой и надежным плечом для Владимира на долгие годы.

Мальчик подрастал умным, смекалистым, задорным, а также обладал достаточно амбициозным характером. Он считал, что отец обделил его и Олега, распределив княжения таким образом, что в Киеве сидел Ярополк, который совершенно этого не заслуживал. ОН прекрасно владел оружием и всегда был вместе со всеми в охоте и сражении. За спинами друзей и ратников не прятался, но и бездумно на смерть не шел.

Сыновья Владимира Красное Солнышко

Самым известным из многочисленных сыновей Владимира был Ярослав Мудрый, внесший большой вклад в укрепление и объединение Киевской Руси. Его духовная деятельность связана со строительством храмов, развитием культуры, составлением первого свода законов русского права. Матерью Ярослава была полоцкая княжна Рогнеда.

Из «Повести временных лет» известно, что князь Владимир Киевский был весьма любвеобилен и имел в бытность свою язычником целый гарем. По некоторым данным, у него было около 700 жен и 300 наложниц. Поэтому неудивительно, что он оставил после себя многочисленное потомство.

Истории известны имена как минимум тринадцати его сыновей, пять из которых умерли еще при его жизни. Старший из них, Вышеслав, родился, когда его отцу было всего 16-17 лет.

От Рогнеды, второй жены князя, родились Изяслав Полоцкий, Мстислав, Ярослав и Всеволод Владимирович. Мстислав умер еще ребенком, в возрасте 5 лет. Всеволод, вероятно, был четвертым сыном Рогнеды.

Пятая жена, хорватка Адель, родила Владимиру Станислава, который умер молодым.

От шестой языческой жены родился Борис, любимый сын Владимира, которому отец прочил Киевское княжество. Однако посланный на защиту Руси от печенегов в 1015 году, вдали от Киева, Борис получил известие о смерти отца и о восшествии на престол старшего брата Святополка. Отказавшись воевать с братом, Борис обрек себя на предательскую смерть от посланников Святополка Окаянного.

Рис. 2. Великий князь Владимир Святославович с сыновьями

Итоги и результаты

Перечислим кратко основные достижения Владимира I Святославича во внутренней политике:

  • В результате междоусобицы 977-980 годов Владимир убил брата Ярополка и пришёл к власти
  • В начале правление столкнулся с необходимостью подавлять восстания вятичей и радимичей
  • Сначала пытался сделать упор на язычество, затем принял христианство и крестил Русь, что вызвало религиозные конфликты.
  • Столкнувшись с постоянными набегами печенегов начал строить города на границах со степью и переселять туда северные племена.
  • Ко времени правления Владимира относится начало чеканки монет на Руси.
  • Надеялся передать титул великого князя сыну Борису в обход существующей традиции наследования по старшинству, что стало одной из причин второй междоусобной войны на Руси

Раздел «Владимир I»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector