Ферапонтов монастырь

История монастыря

?сторическая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в
период расширения политического влияния Московского великого
княжества, определяются его участием в узловых моментах эпохи
становления Русского централизованного государства и тесно связана
с основными историческими событиями, происходившими в Москве в
XV—XVII веках.

Основанный в 1398 г. святым Ферапонтом, другом и сподвижником
святого Кирилла Белозерского, Ферапонтов монастырь был около 400
лет одним из видных культурных и религиозных просветительных
центров в Белозерском крае. Благодаря деятельности ученика Кирилла
Белозерского преп. Мартиниана Белозерского, бывшего в 1447 − 1455
гг. игуменом
Троице-Сергиева монастыря, Ферапонтов монастырь приобретает
широкую известность. Наряду с
Кирилло-Белозерским монастырём он становится традиционным
местом поклонения и вкладов многих представителей русской
феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и
другие), из его стен на рубеже XV—XVI вв. вышли видные иерархи
русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны —
архиепископ Ростовский и
Ярославский
Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский
и
Вологодский Филофей, епископ
Суздальский Ферапонт. В то же время сюда ссылали крупных
церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в
государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь
работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей,
Ефросин, иконописец Дионисий. Послушником монастыря был преподобный
Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии
Палеолог.

Shel1983 @ WikiCommons

Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом
свидетельствуют сохранившиеся вкладные н жалованные грамоты
светских н духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на
богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная
книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков
«князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских,
Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же
упоминаются владыки
Сибирские, Ростовские, Вологодские,
Белозерские, Новгородские.

Сергей Свердлов @ WikiCommons

С обретением мощей преп

Мартиниана и последующей его
канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту
вкладов и доходов

Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в
начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100
пустошей, более 300 крестьян.

Sterlady88 @ WikiCommons

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного
храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование
каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII вв.

Ferapontov Convent. Ferapontovo Village, Vologda Region. — Peer.Gynt @ Flickr

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь
Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки —
каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись
после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит
надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.
В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода. В XIX
в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли
каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь
в 1924.

Людмила Лозовая @ Foursquare

С 1975 года началось формирование современного музея,
превратившегося в научно-исследовательский и просветительский
центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля
Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной
работы.

Olga1969 @ WikiCommons

Фрески

Фрески Дионисия являются единственной сохранившейся сегодня стенописью этого мастера. Они появились на стенах монастыря еще в XVI веке, когда артель живописцев расписали храм. Одним из мастеров был Дионисий — известный мастер и создатель христианских рисунков в церквях.

Роспись купола собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре

Почему росписи появились именно в Ферапонтовом монастыре? Дело в том, что обитель располагалась на новом торговом пути, а храм Рождества был первым каменным на этом пути, поэтому его и решили расписывать. Мастера пребывали в этой местности 2 года, за которые и закончили свою работу. Она включала более 300 сюжетов и отдельных персонажей, которые украсили поверхности всех стен, столбов, откосов и сводов церкви. Рисунки отсутствуют только за иконостасом и перегородкой алтаря. Есть фрески и снаружи церкви — на нижней части южной стены там, где захоронен святой Мартиниан.

На заметку! Особенность фресок Дионисия не только в том, что они единственные, дошедшие до наших дней, но и в их сюжетах. Дионисий впервые на Руси использовал для своих сюжетов Иоанна Предтечу, Вселенские соборы и акафист Богородицы. 

Историки считают, что Дионис какое-то время жил на Афоне и его работа в Ферапонтове стала продолжением тех фресок, что он видел на святой горе.

Особое место в его картинах занимает Богородица — большой цикл росписей Рождественского храма является одним гимном: «Радуйся!», который направлен к изображению Богоматери Одигитрии на троне. При этом фрески соединены воедино и не разнятся по стилю. Тут представлены картины пира в Кане Галилейской (первое чудо Христа на земле), картины Страшного суда и сам Христос Вседержитель в центре купола храма.

Кроме этого, стены украшают изображения мировых храмов и соборов

Особое внимание уделено сюжету Рождества Богородицы, ведь храм посвящен именно этому событию. Сюжет состоит из трех поясов: в верхнем — деисус, в среднем — Рождество Богородицы, праведные Анна и Иоаким, в нижнем — славящие ангелы и архангел Гавриил

Богоматерь на престоле, с архангелами Михаилом и Гавриилом. Роспись алтарной конхи в соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Главной характеристикой рисунков является мягкость их цветов, ведь среди них преобладает светлая и нежная палитра оттенков. Яркий голубой цвет использован мастером для фона фресок. При этом контуры мягкие, закругленные в каждом сюжете. Они совсем не тяжелые, парящие. По свидетельствам, краску мастеру доставляли из Москвы.

Достопримечательности Ферапонтова монастыря

Собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы. Фото с сайта — mitropolia42.ru

Собор Рождества Пресвятой Богородицы имеет большое историческое и мировое значение. Согласно монастырским летописям, роспись храма принадлежит кисти Дионисия и его сыновей. На сегодняшний день это единственная сохранившаяся часть настенной иконописи выдающегося мастера. Масштаб его фресок, датированных 1502 г., сохранившихся на стенах собора, составляет 600 м. Ему же принадлежит и другие работы, в том числе ряд древних икон, которые находятся в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея.

Казённая палата

Казённая палата. Фото с сайта — commons.wikimedia.org

Казённая палата является одним из самых древних памятников архитектуры XVI в. на Севере России. Сооружение было построено для хранения денег и важных документов обители. Все монастырские летописи, грамоты находились здесь до самого закрытия. Архитектура постройки достаточно проста – под двукратной крышей возведены массивные каменные стены с небольшими оконцами. Над двумя этажами здания возвышаются полукруглые своды, на первом есть несколько небольших комнат с входом, ведущим на внутреннюю лестницу.

Здесь же, в стене спрятана от посторонних глаз небольшая ниша – тайник. Под внутренней лестницей второго этажа также укрыта небольшая комната с оконцем и тайником.

Надвратные церкви Богоявления и Преподобного Ферапонта

Надвратные церкви Богоявления и Преподобного Ферапонта. Фото с сайта — travel-list.ru

Святые Врата, открывающие вход в обитель, разделяют два мира – мирской и монашеский. Две арки, разные по величине, служат для праздничного и обычного входа. Над ними возвышаются церкви Богоявления и преподобного Ферапонта.

Уникальность небольших сооружений не только в том, что они полностью сохранили весь свой начальный архитектурный облик, но и в неповторимой росписи внутренних шатров свода. Внутри церкви объединены в общий вытянутый прямоугольной формы зал, разделённый с внутренней стороны аркой. Шатры, размещённые над серединой здания, распределяют свой вес на стены с помощью небольших арок – приём архитектурного зодчества, нигде не встречающийся больше.

В период заключения патриарха Никона в стенах обители, это была его домовая церковь. Но вёл службу полуслепой поп Варлаам, так как заключённое святейшество было лишено своего сана.

Ограда

Ограда. Фото с сайта — temples.ru

До начала XIX в. монастырь по периметру был окружён деревянной с четырьмя башнями оградой. К ней тесно примыкали со стороны Бородаевского озера каменные строения:

  • погреба;
  • палаты для гостей;
  • кухонные помещения.

В 1840 г. это строение постепенно было заменено на приходскую каменную ограду, на сегодняшний день сохранившую лишь южную свою часть. В 90-х годах ограда была восстановлена по всей её линии.

Церковь Благовещения с Трапезной палатой

Церковь Благовещения с Трапезной палатой. Фото с сайта — vladimir-shalaev.tourister.ru

Церковь Благовещения с Трапезной палатой – это уникальный архитектурный памятник начала XIV в. Он построен на пожертвования царя Василия III, в честь появления наследника Иоанна IV. Часть палат Трапезной служили кухней и хлебней.

Сама архитектура палат особенна. Большой интерес вызывает замурованная верхняя площадка над церковью, строившаяся для звонницы. Этот верхний ярус имеет небольшие углубления – резонаторы. Долгое время здесь располагаясь книгохранилище с потайной дверью, ведущей от алтаря. Сама церковь и Собор Рождества Богородицы соединены узкими переходами через колокольню.

Церковь преподобного Мартиниана

Церковь преподобного Мартиниана. Фото с сайта — kirmuseum.org

Церковь святого Мартиниана, возведена в 1641 г. в качестве усыпальницы одного из ярких игуменов северной обители. Здесь под спудом находятся его мощи. Часть погребения украшает деревянная золочёная арка с текстами истории его жизни. У ног преподобного расположено погребение архиепископа Ростовского – его ученика. К собору примыкает небольшое каменное помещение, где жил опальный Никон, в период строительства своей кельи рядом со Святыми вратами.

Колокольня

Колокольня. Фото с сайта — ferapontovo-foto.ru

Колокольня XVII в. состоит из трёх ярусов в высоту. Внутри она имеет открытый четырёхгранный шатёр, редко встречающийся на сегодняшний день. На самом высоком ярусе размещены 17 колоколов. Вверху шатра остался уникальный часовой механизм 1638 г., полностью отремонтированный в 1990 г. мастером Ю. П. Платоновым, восстановившим звоны сооружения.

Святыни и престольные праздники

Несмотря на отсутствие монашеского жительства, в храмах сохранились святыни, которым можно поклониться при паломнической поездки в эти места. Среди святынь особо выделяют:

  • фелонь святого Иоанна Кронштадтского;
  • 9 древних антиминсов 15-17 вв., которые были перенесены сюда из собора Рождества Богородицы;
  • мощи архиепископа Иоасафа и Галактиона Белозерских;
  • рака с мощами преподобного Мартиниана 1646 года и его риза.

Иконостас в церкви Мартиниана Белозерского

Кроме этого, можно осмотреть сохранившееся имущество патриарха Никона, который был тут в ссылке. Сохранилось его кресло и рабочий стол. Хранится в храме и две уникальные иконы:

  • икона Богоматери «Скоропослушница», авторства монахов с Афона;
  • икона преподобных Ферапонта и Мартиниана, которая была написана местным монахом Феодосием.

В окрестностях можно посетить восстановленный остров на Бородаевском озере, который когда-то сложил сам патриарх Никон во время своей ссылки сюда. Тут же установлен Поклонный крест.

В монастыре ежегодно празднуют престольные праздники:

Святыми покровителями храмов здесь считают Ферапонта Белозерского, который был тут основателем и первым игуменом, Мартиниана Белозерского, который занимал должность второго игумена и блаженного Галактиона.

Это интересно: Форосская церковь Воскресения Христова на Красной Горе — рассматриваем со всех сторон

Топ-6 причин съездить в Ферапонтово

1. Два озера

Ферапонтово стоит на берегу двух озер — Паское и Бородаевское. А визитной карточкой деревни стал Ферапонтов монастырь, на который открывается открыточный вид с берега одноименного водоема. В озерах водится рыба (правда, есть ограничения на вылов, поскольку это территория нацпарка «Русский Север»), а летом вода теплая. И есть шанс искупаться после посещения музея.

2. Ферапонтов монастырь

Ферапонтов монастырь — не самый большой и не самый древний на территории Русского Севера. Но по мнению многих наиболее живописный. Не зря ведь Ферапонтово вошло в «Список самых красивых деревень России».

Мужской Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы монастырь — уникальный архитектурный ансамбль XV-XVII вв. Духовный и религиозный центр с подлинными росписями Дионисия. Монастырь был основан в период расцвета Московского великого княжества. Одна из его изюминок — надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта 1650 г., объединенные в единый ансамбль. В комплекс Ферапонтова монастыря также входят:

  • Собор Рождества Богородицы. 1490 год;
  • Казенная палата. 1530-е годы;
  • Ограда. XIX-XX вв.;
  • Церковь Благовещения с трапезной палатой. 1530–1531 гг.;
  • Церковь преподобного Мартиниана. 1641 год;
  • Колокольня. 1680-е годы.

Здания монастыря в Ферапонтово сохранили и декор, и интерьеры на 95% в первозданном виде. И это исключительный случай на Русском Севере. Полученный статус памятника истории и культуры России подкрепляется его мировой значимостью. Монастырь является единственным сооружением на Вологодчине, включенным в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен по адресу: ул. Каргопольская, 8 (тел. (81757) 4-92-61, 4-93-86).

3. Музей фресок Дионисия

За долгую историю Ферапонтов монастырь побывал и мужской, и женской обителью. В 1935 г. стал частью Кирилловского краеведческого музея. А с 1974 г. является Ферапонтовским филиалом Кирилло-Белозерского музея-заповедника.Роспись Дионисия в Ферапонтовом монастыре (Вологодская область)

Краса и гордость монастыря — музей фресок Дионисия. Выдающегося художника московской иконописной школы XV-XVI вв. Особой художественной ценностью обладают иконостас и фрески на стенах собора Рождества Богородицы. Они все принадлежат кисти прославленного русского иконописца и его сыновей.

Стенопись из 300 сюжетов площадью 600 м² была создана Дионисием за 34 дня. Она занимала внутренние и частично внешние поверхности храма. Ферапонтовские фрески прекрасно сохранились до нашего времени. Они считаются вершиной творчества мастера, являясь его единственным документальным подтверждением.

Часы работы Музея фресок Дионисия в селе Ферапонтово:

  • с 1 мая по 31 сентября с 9:00 до 18:00 без выходных.
  • с 8 сентября по 30 апреля с 9:00 до 17:00. С 1 октября выходной — понедельник.

5. Иконопись в Ферапонтово

Там, где 500 лет назад творил выдающийся художник Дионисий, не могла не возникнуть мастерская иконописи «Ферапонтовская икона» (деревня Цыпино, д. 3; +7 921 834 45 89). Работы современных творцов достойны восхищения (у некоторых опыт более 30 лет), хотя их имена известны в основном в узких кругах. Если попасть к ним на экскурсию, можно узнать все о материалах и технологиях иконописи. Что такое яичная темпера, левкас, шпонки, олифа и др. На мастер-классе могут предложить самостоятельно растереть полудрагоценный камень с яичной эмульсией (чтобы приблизительно понять, как это делал Дионисий). И, конечно, пронаблюдать за процессом иконописи на разных стадиях. После посещения музея фресок это захватывает.

6. Куракинская керамика

Декор для русской печи / мастерская Нины Мишинцевой

При желании можно съездить и туда, чтобы увидеть весь ассортимент и попасть на экскурсию. Правда, это 10 км от Ферапонтово, и дорога не для каждого авто. Но красота продукции многое компенсирует. Подробнее о мастерской тут.

7. Церковь Нила Сорского

Третий поворот с трассы на Ферапонтово ведет к церкви Нила Сорского. Точный адрес: ул. Заозерица, 4. По дороге к монастырю или обратно, можно остановиться и оценить образец современной храмовой архитектуры. Церковь хоть и современная, но удачно вписалась в ансамбль и Ферапонтово, и всего Русского Севера.

Описание архитектуры

Самая древняя церковь в комплексе и на всем русском севере — это собор Рождества Богородицы. Он был построен в 1490 году и именно внутри него находятся известные рисунки Дионисия, которые датированы 1502 годом.

Колокольня в Ферапонтовом Богородице-Рождественском монастыре

Всего же в архитектурном ансамбле 4 церкви (всего 6 престолов), колокольня и две палаты — Казенная и Трапезная. К сожалению, помещения, где проживали монахи и монашки не сохранились отчасти потому, что были деревянными, отчасти из-за отсутствия современной реставрации.

Интересно! Главная достопримечательность комплекса — храм Рождества Богородицы. Это первый каменный храм XV века на Руси.

Церковь построена в традиционно русском стиле, который присущ всем древним церквям Русского Севера. Тут также ранее находился иконостас с иконами, которые были написаны тем же Дионисием, но они были перенесены в 1930-х в Кирилло-Белозерский музей и ряд галерей. Сам храм имеет главный престол и южный придел, где ранее была малая главка, а также звонницу с северной стороны здания. В 2000 году он вошел как памятник архитектуры в список ЮНЕСКО.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была построена вместе с Трапезной палатой в 1530–1531 годах при спонсорстве царя Василия III как благодарение Господу за рождение сына Иоанна IV. Под Трапезной палатой располагалась пекарня и кухня для монахов. Сама Трапезная имела необыкновенную архитектуру — это был ярус, который сейчас замурован. В нем располагаются отдельные камеры, где ранее располагались колокола, а позже хранились книги. Церковь Благовещения соединена с собором Рождества Богородицы каменными переходами.

Ещё интересные статьи о православии:

Церковь св. Мартиниана была возведена в 1641 году и в ней похоронен второй основатель обители. Именно под толщей фундамента этой церкви хранятся мощи святого Мартиниана, а место погребения украшено золоченой рáкой из дерева с текстами из его Жития. У ног преподобного похоронен его ученик Иоасаф, который был в свое время архиепископом в Ростове.

Рака преподобного Мартиниана в Ферапонтовом монастыре

Церковь Богоявления была построена как надвратная в 1649 году и служила домовым храмом для патриарха Никона, который был сослан сюда в ссылку. А колокольня была построена в XVII веке и имеет три яруса. Внутри нее находится шатер в форме квадрата на самом верху которого сохранился часовой механизм (1635 года). Колокольня и часы были полностью восстановлены и находятся в рабочем состоянии.

Расположение

Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды, выстроен на холме меж двух озёр — Бородаевского и Спасского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед — Кирилло-Белозерский монастырь.

Описание

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — выдающийся памятник религиозной архитектуры и культуры конца XIV в. в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области.

В конце XIV в. двое иноков московского Симонова Успенского монастыря, учеников Сергия Радонежского, Кирилл и Ферапонт, отправились в Белозерье. Здесь в 1397 г. они основали монастырь, позже ставший известным как Кирилло-Белозерский. Через год Ферапонт оставил Кирилла и отправился восточнее, к берегам озер Бородаевское и Спасское, где основал мужской монастырь. Таким образом датой основания монастыря считается 1398 г.

Братия монастыря быстро росла, и к началу XV в. здесь было уже несколько деревянных келий, а так же деревянная церковь Рождества Богородицы и трапезная.

Через 11 лет после основания монастыря, Ферапонт покинул обитель, и, по просьбе можайского князя Андрея, отправился в Можайск, где основал монастырь, позже ставший известным как Можайский Лужецкий монастырь. Многие годы Ферапонт хотел вернуться в Белозерье, но до конца жизни остался служить в Можайском монастыре, где и был похоронен в 1426 г. (сегодня мощи святого Ферапонта Белозерского хранятся в соборном храме Рождества Богородицы Лужецкого монастыря).

Широкую известность Ферапонтов Белозерский монастырь получил в период игуменства Мартиниана Белозерского, ученика Кирилла Белозерского.

В 1490 г. в монастыре был построен первый каменный соборный храм во имя Рождества Богородицы. Стены и иконостас собора были расписаны выдающимся иконописцем тех времен Дионисием, последователем творчества Андрея Рублева. Ферапонтовская роспись считается одной из самых поздних работ художника. Ныне в стенах монастыря работает музей фресок Дионисия.

Благодаря покровительству светских особ, таких как цари Василий III и Иван Грозный, богатые купцы и крупные церковные деятели, монастырь быстро развивался. К началу XVII в. он обладал обширными земельными владениями и являлся крупным паломническим центром. Из стен монастыря вышло несколько епископов, здесь работали известные книгописцы. Так же монастырь являлся местом ссылки для опальных церковных деятелей.

В XVI в. в монастыре построены каменная церковь Благовещения, трапезная, множество хозяйственных построек.

Из-за отсутствия крепкой каменной стены (ограда монастыря до XIX в. была деревянной), монастырь был разорен в период Смутного времени польско-литовскими интервентами.

В середине XVII в. здесь строятся церковь Мартиниана Белозерского, колокольня и надвратная церковь Богоявления и Ферапонта.

Позже монастырь стал терять свое значение и влияние. И к концу XVIII в. был упразднен. Все храмы монастыря стали приходскими. Территория была сужена и обнесена каменной стеной.

В 1904 г. монастырь возобновил свою деятельность, но уже как женский.

После становления советской власти, монастырь был вновь закрыт в 1924 г.

С 1975 г. монастырь действует как объект музейного показа.

В 2000 г. монастырь был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 2014 г. монастырь был возвращен верующим. Службы в основном проходят в церкви преподобного Мартиниана и надвратных церквях. Первое богослужение в соборном храме было проведено в 2016 г. Музейное ведомство отрицательно относится к проведению служб в соборном храме, так как это негативно может сказаться на сохранности уникальной росписи. РПЦ же не настаивает на обязательном проведении служб в храме.

Это интересно: Церковь во имя Спаса Всемилостивого на Полтавской в Нижнем Новгороде — распишем по порядку

Где остановиться[править]

Село, хотя и туристическое, но небольшое, поэтому традиционных гостиниц здесь пока нет. Остановиться можно в гостевых домах или частном секторе, что, по сути, представляет собой одно и то же: в основном, частные деревянные домики. Есть мини-гостиница на несколько номеров в новом культурно-административном центре. Большинство сдаваемых в аренду домов находятся на центральной улице Слободская: можно просто пройтись по ней и поискать объявления об аренде. В летнее время жильё лучше бронировать заранее.

При наличии машины можно остановиться в Кириллове, где с гостиницами особых проблем нет, или выбрать одну из многочисленных туристических баз или коттеджей на территории национального парка «Русский Север».

Обнищание монастыря — не было бы счастья, да несчастье помогло

Постепенно значение и богатство Ферапонтова Монастыря сходило на нет. Окончательно его «убил» указ 1764 года о секуляризации церковных, подписанный Екатериной II.

  • Все монастырские земли с населёнными пунктами передавались в Государственную коллегию экономии;
  • А в 1798 году Ферапонтов монастырь был окончательно упразднен указом Синода;
  • Территория монастыря, обнесенная деревянным забором, значительно сократилась и уже в XIX веке построили вокруг нее каменную ограду, которая и сохранилась до сих пор.

Однако именно это запустение и обнищание сыграло свою положительную роль. В затерянном среди северных просторов монастыре ни разу!!! не обновлялись росписи Собора Преображения, не перестраивались здания, не достраивались новые постройки.

Ферапонтов монастырь является редким образцом сохранности и стилевого единства архитектуры и живописи русского северного монастырского ансамбля XV—XVII веков.

7. Мужской монастырь был женским больше 20 лет

Основывался Ферапонтов монастырь как мужская обитель. Но в 1903 году, через более, чем 100 лет упразднения, монастырь был возобновлен стараниями игумении Таисии (Солоповой), которая активно занималась восстановлением старых монастырей по всей стране. Монастырь стал женским и действовал так до 1924 года.

8. Монастырь-музей

В 1975 году в бывшем Ферапонтовом монастыре создали музей фресок Дионисия.

Музей с самых первых дней своего существования вел активную научно-исследовательскую и просветительскую деятельность, изучаю, реставрируя и консервируя старинные фрески.

В 2000 году сессия ЮНЕСКО внесла монастырь в список Всемирного наследия.

На данный момент работы по реконструкции и консервации росписей храма закончены (в 2021 году).

В 2014 году открыто Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь». Церковная территория располагается в 300-метрах севернее Ферапонтова монастыря. В 2021 году Казённая палата передана Ферапонтову монастырю во временное владение и пользование на 490 лет в соответствии с целями деятельности религиозной организации.

9. Ферапонт не был игуменом Ферапонтова монастыря

Первое время это был странный монастырь — в нем не было настоятеля, не было регулярных церковных служб. Дело в том, что Ферапонт был простым монахом, не имел священного сана и не хотел его получать. Он был старцем, он пользовался огромным духовным авторитетом у насельников монастыря, но не мог совершать таинства и богослужения. Поэтому службы в монастыре велись лишь время от времени, когда туда забредал какой-нибудь священник.

Прп. Ферапонт Белозерский

А потом Ферапонту вообще пришлось покинуть основанный им монастырь, его настоятельно затребовал к себе можайский князь Андрей, сын Дмитрия Донского. В те годы Белое озеро входило в его удел. Князю очень хотелось основать в Можайске монастырь, настоятелем он хотел сделать именно Ферапонта. С большим нежеланием и не сразу тот отправился в Можайск, где, подчинившись воле князя Андрея, стал настоятелем только что построенного Лужецкого монастыря. Ему так и не удалось до своей смерти в возрасте 92 лет вернуться на Белое озеро, в основанную им обитель.

А первым игуменом его стал ученик преподобного Кирилла Белозерского Мартиниан. Произошло это не ранее 30-х годов XV века.

Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector