Как правильно креститься православным христианам?

Проблемы, связанные с крестными родителями

Проблем, связанные с крестными родителями несколько, часть из них решается довольно легко, так как они зачастую являются надуманными, другая часть требует серьёзного осмысления.

  • Степень близости семьи крещаемого ребёнка и крестных родителей. Возникают ситуации, когда в крестные призывают совершенно посторонних для семьи людей. Нередко это делается священником, который находит прихожанина (прихожанку) этого храма и просит их стать крестными для ребёнка, потому что родители не смогли найти подходящих людей. Это закончится хорошо при условии, что семья познакомится с крестным отцом/крестной матерью, а тот/та будет активно участвовать в жизни крестника/цы.
  • Часто при крещении восприемники мало знают о православной вере, поэтому им нечему учить крещаемого ребёнка. Если они будут активно участвовать в церковной жизни, стремиться узнавать новое, то исполнение их обязанностей можно будет считать успешным.
  • Иногда есть желание приобщать крестника к православию, но проживают крестные родители слишком далеко от него, поэтому не могут водить его в храм. Лучше с самого начала стараться выбирать в крестные тех людей, которые проживают близко.
  • Некоторые родители становятся недовольными крестным отцом или матерью, может быть, и безосновательно, хотят их поменять, перекрестив ребёнка. Такая процедура недопустима. Желательно, чтобы между кровными и крестными родителями ребёнка были доверительные отношения. Также и некоторые восприемники хотят отказаться от своих обязанностей, но делать этого нельзя. Необходимо до крещения всё тщательно взвесить и отказаться от предлагаемой миссии – родители младенца не должны обижаться.
  • Ещё одна нередко возникающая проблема, когда родные ребёнка, которого должны окрестить, против этого. Это может быть даже один из родителей, такая ситуация нежелательна. Крещение, тайное от одного из родителей, в будущем осложнит жизнь всем, нужно прийти к консенсусу ещё до совершения таинства.

Крещение в России – важнейшее таинство для православного человека. Если оно совершается в детском возрасте, то у ребёнка появляются крестные родители, которые наряду с кровными родителями становятся для него близкими людьми. В духовном плане их связь даже больше, поэтому от крестных требуется решимость с полной отдачей исполнять свои обязанности, что в современном мире может быть достаточно затруднительно.

*Крестные родители это не просто требование духовности или обрядчества. Крестные во время крещения дают негласное обещание взять заботу над ребенком в случае если, тот останется сиротой. Восприемники должны оказать помощь в воспитании и формировании жизненных ценностей крестников, выступая для них примером.

Как правильно креститься — история

Василий Великий называл крестное знамение одним из тех апостольских Преданий, которые пришли к нам не через Писание, но через обычай. Везде, где апостолы проповедовали Слово Божие, люди, принявшие христианство, начинали изображать на себе знак креста. Крестились во всех странах по разному. На Западе – всей ладонью, в Африке было принято креститься одним пальцем, указательным или большим, в знак веры в одного Бога. Креститься также могли необычно – не крестом полностью, а только чело, уста и сердце. Согласно православной традиции, крестным знамением благословляются меньшие от больших: миряне от священника и дети от родителей.

Ответа на вопрос, почему католики крестятся слева направо, а православные справа-налево не существует. Из-за дальности расстояний, культурных особенностей и различий, крестное знамение отличается в разных странах и конфессиях. Можно сказать, что начало расхождениям положил церковный раскол, который произошел в XI веке. Различаются не только особенности осенения себя крестным знамением, но и облачения священников, храмы, некоторые обычаи. При этом у всех христианских традиций один общий корень – вера во Христа. Так при различии в богослужениях, евхаристический канон в православии и католичестве остается практически идентичным.

– Возрождение древнерусской богослужебной традиции

Это интересно: Как освятить икону в церкви или дома?

Главный вопрос: зачем?

Оглашение — древняя церковная практика. Из самих слов Спасителя мы можем сделать вывод, что осознание, во имя Кого ты крестишься, понимание тех обязательств, которые ты на себя принимаешь — это непременное условие крещения.

От желающих креститься я часто слышу: «Для того, чтобы Ангела Хранителя получить» или «Для того, чтобы было хорошо». На что говорю: «А вы можете предположить, что крещение — это не наша просьба чего-то у Бога, это то, что мы пришли Ему дать. Пришли посвятить Ему свою жизнь, своих маленьких детей».

В таком контексте люди обычно даже не думают. Но услышав, человек может понять, что давать-то Богу он ничего не собирается. Иногда просто потому, что у него и нет ничего.

Так что до сих пор очень много людей хотят креститься, не понимая, для чего им это надо. Может быть, им это и не надо, но поймут они это лишь после вдумчивого объяснения, что такое крещение, что такое христианская вера.

Лучше – не воздерживаться!

Известный православный батюшка протоиерей Игорь Фомин, наоборот, считает, что отсутствие крестного знамения при виде храма свидетельствует о том, что христианин по каким-то причинам стыдится проповедовать Христа. Каждый православный должен подумать на эту тему сам и сам же решить для себя, как именно ему поступать. Отец Игорь считает, что смелость в этом вопросе свидетельствует о близости верующего к Церкви и о его искренней вере. Другие священники указывают, что накладывать на себя крест следует по ситуации: иногда это просто невозможно в толпе или в тесноте трамвая или автобуса. В таком случае лучше сделать это » про себя», мысленно. Но если вы подходите к храму пешком или едете на машине, следует с достоинством перекреститься, обозначив этим себя как верующего человека и дав понять окружающим, что вы открыто и с чистым сердцем проповедуете Христа.

Чудеса, связанные с крестным знамением

Протоиерей Валериан Кречетов наставляет при любой угрозе совершать крестное знамение и рассказывает о случае, который произошёл с его покойным знакомым – отцом Назарием. Последний служил в подмосковном Переделкино. Однажды его позвали домой к больному для совершения Таинства Причастия. Зайдя в чужой двор, отец Назарий увидел, что на него бежит свирепая собака без привязи. Священник быстро перекрестил псину, и та, словно повиснув в воздухе, резко встала на дыбы, а затем попятилась назад.

Схиархимандрит Тихон (Муртазов) рассказывает, что его знакомая Мария когда-то поехала в Киев в гости к сестре. Муж сестры негативно относился к Православию и наотрез отказывался креститься на молитве перед трапезой. Однажды, лёжа на диване и куря, он решил-таки продемонстрировать своё умение совершать крестное знамение. Но рука мужчины неожиданно оказалась парализованной. Он был крепким спортсменом, однако в тот момент даже двумя руками не мог дотянуть пальцы до лба. Мария подбежала к испуганному мужчине и помогла, трижды перекрестив его же рукой. Тот испытал облегчение и горячо воззвал к Богу, которому десятилетиями не молился. В тот же день мужчина пошёл с женщинами в храм и вскоре воцерковился.

В книге «“Православные колдуны” – кто они?» описывается случай, произошедший в 1993 году в городе Мосальск (Калужская область). В местном Доме культуры проводил массовые сеансы колдун. Верующая журналистка Т., по благословению священника, посетила один из сеансов, чтобы написать о «целителе» разоблачительную статью. Во время мероприятия девушка читала про себя Иисусову молитву. Из-за этого колдун нервничал и был вынужден окончить сеанс.

Экстрасенс вычислил причину своего провала, догнал журналистку и, ругаясь, схватил её за голову. Та сразу почувствовала сильный ожог. Испугавшись, Т. осенила обидчика крестным знамением с краткой молитвой, и тот отступил. Девушка убежала и дома окропила себя святой водой. Долгое время после этого случая наша героиня чувствовала головные боли. Они не снимались лекарствами, но проходили во время молитвы.

Роль крёстных родителей при оглашении

Со временем, когда положение церкви укрепилось, исповедание Христа не грозило муками и гибелью, исчезла надобность длительной подготовки к воцерковлению, крестить стали младенцев. Но богослужебный чин оглашения, пришедший из древней церкви, остался до сих пор. Тот, кто собирается принять таинство крещения, должен три раза отречься от сатаны: «Отреклся ли еси сатаны?» — «Отрекохся». Затем подтвердить свою веру : «Сочетался ли еси Христу?» — «Сочетался». Поклониться Ему и прочитать Символ Веры.


Естественно, младенец этого сделать не в состоянии. За него поручаются и делают это крестный отец (у мальчика) и крестная мать (у девочки). Им необходимо пройти собеседование перед крещением ребенка, чтобы подготовиться к ответственной роли, отведенной им в этом таинстве.

Толпы солгали Богу!

– Отец Михаил, я слушала Ваши огласительные беседы (т.е. беседы, в которых перед совершением таинства Крещения вступающим в Церковь сообщается христианское вероучение) и была потрясена. Вы в самом начале на разные лады повторяли одну и ту же фразу: «Не надо креститься». Ну это как-то странно от священнослужителя слышать…

– Да, я сразу спрашиваю: «Что подтолкнуло вас к Крещению? Вы себе ответили: для чего я крещусь, зачем это нужно?» Без ответа на этот вопрос креститься не надо. Добра не будет. Крещение – это особый завет с Богом, особые отношения с Ним, которые могут иметь для человека различные последствия: либо мир и благополучие, либо… совершенно обратное.

Вы прекрасно видите, в каком состоянии находится наше общество – падение нравов, попрание морали, деградация и физическая, и интеллектуальная, и духовная, разгул преступности и т.д. Это ещё более ужасно с той точки зрения, что у нас сейчас 70% населения – христиане. И причём, простите, всех их угораздило покреститься в последние десять – двенадцать лет, на которые и приходится это дикое падение человеческое.

Страшная статистика, правда? Толпы пришли ко Христу – и соврали. Толпы солгали Богу! Мы получаем по заслугам, и всё, что вокруг происходит, весьма логично: даже человеку соврать – нехорошо, а уж соврать Богу! Понятно, чем должно кончиться.

– Почему это происходит?

– Из моего опыта, разговоров с людьми, идущими на крещение, могу констатировать, что подавляющее большинство слабо представляет, зачем это нужно и что дальше делать. Более того, цели, с которыми люди принимают крещение, часто противоположны тому, зачем вообще дано человеку это таинство. Большинство идёт вовсе не за тем, что надо искать в Церкви.

– Интересно, что обычно отвечают на Ваш вопрос?

– «Чтоб здоровье было получше», «…Ну, дела финансовые поправить», «Вообще, какая-то жизнь пошла тяжёлая», «Что-то с кем-то не получается», «Ребёночка надо покрестить, чтоб не болел, – не дай Бог, сглазят…» и т.д. и т.п. Вот с этим идти на Крещение не надо. Зачем? Такие вопросы следует решать другим порядком: хочешь здоровья? – иди в поликлинику, ищи хорошего врача; желаешь денег? – лучше работать надо; порча, сглаз – это тоже не из области религии. Очень редко удаётся услышать правильный ответ.

История крестного знамения

Первое упоминание о крестном знамении можно найти в Ветхом завете. Описывая, насколько велика власть Господа над миром, его нарекли «алев и тав», по первой и последней буквам алфавита. В Новом завете из-за тонкостей перевода название превратилось в «альфа и омега». Буква «тав», последняя в иудейском алфавите, своими очертаниями напоминает крест. У верующих людей этот знак, который очерчивается одной рукой, символизирует отречение от язычества и признание того факта, что Бог един. Изначально очертания креста было принято очерчивать на лбу.

Крестное знамение, совершаемое одним перстом — символ так называемых монофизитов. Монофизиты — христиане, считавшие, что Христос является Богом, а человеческой природы в нем нет. То есть страдания на кресте — по сути симуляция. Телесно Бог не страдал, он лишь создал определенную иллюзию, которая была нужна для того, чтобы преподать людям урок. Монофизитов принято считать еретиками, поэтому одноперстное знамение практически не используется.

В четвертом веке правила совершения крестного знамения изменились. С этого момента крестом осеняли не только лоб, но и корпус. При этом двуперстное знамение обозначает двойную природу Христа: божественную и человеческую. Три перста, которые прижаты к ладони, соответственно обозначают Троицу: Сына, Отца и Духа Святого.

Из-за споров о том, какой была истинная природа Спасителя (был ли он Богом или Человеком), возникали регулярные конфликты между верующими людьми и священнослужителями. Поэтому в 12 веке было принято решение о том, что креститься следует тремя перстами, олицетворяющими Троицу. Два пальца, прижатые к ладони, символизируют богочеловека.

Эта реформа также не обошлась без конфликтов. Введение новой традиции было воспринято как покушение на единственной правильный уклад. Так в России появились сторонники двоеперстия (староверы), которые были готовы сжечь себя заживо, лишь бы не допускать перемен.

К счастью, в современном мире спор о том, как правильно осенять себя крестным знамением, уже не актуален. Действуют церкви монофизитов, крестящихся одним перстом, есть староверы, практикующие двоеперстие. Но классической формой крестного знамения в православии считается осенение себя крестным знамением тремя перстами.

Отличия в сотворении креста

Старообрядцы, существующие в России в наше время и считавшиеся в прошлом раскольниками, крестятся иначе. Представители этого религиозного направления складывают в щепотку указательный, безымянный пальцы и мизинец, затем выполняют двоеперстный крест (средним и указательным пальцами).

Григорианцы, представляющие Армянскую апостольскую церковь, имеют собственный принцип крестного знамения. Чтобы сотворить его, они тоже складывают три пальца, однако крестятся, в отличие от православных, наоборот, сопровождая священный жест произнесением молитвенных слов.

Как и армяне, католики осеняют себя крестом слева направо. Для этого они поочередно подносят пять пальцев (открытую ладонь) к области лба, к животу, к левому и правому плечу. У мусульман традиция креститься полностью отсутствует, поскольку они не принадлежат к христианскому течению.

В вопросе отношений с Богом компромиссов быть не может

– Для чего вообще приглашать восприемников, если родители ребенка – верующие люди и сами намереваются растить младенца в православной вере?

– Восприемник нужен. Мы знаем слова Христа: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них». Чем больше людей станут молиться о ребенке, чтобы наследовал он Царствие Божье, тем лучше. Лишний молитвенник, что называется, не помешает.

И в будущем, особенно в переходном возрасте, когда мнение постороннего человека для подростка зачастую более важно, чем родительское, восприемнику легче будет говорить с крестником о вере, о духовной жизни. Он сможет помочь ребенку удержаться в церковной ограде, когда у того будет соблазн ее оставить

Еще и поэтому важно взять в восприемники человека единодушного и стремящегося к жизни во Христе. – Можно ли друзьям разных вероисповеданий крестить детей друг у друга? Например, православным быть крестными в католических семьях

– Можно ли друзьям разных вероисповеданий крестить детей друг у друга? Например, православным быть крестными в католических семьях.

– Как говорил один мой знакомый, «я в этом некое лукавство зрю!»

Если православный соглашается быть восприемником у ребенка родителей-католиков, какой Символ веры он будет читать в храме во время Таинства Крещения? В какой храм он будет нести причащать этого ребенка, в какой вере будет его наставлять?

Одно из двух – это или лукавство в отношении веры, когда нет разницы, во что веровать и как веровать. Или человек заведомо не планирует исполнять функции крестного, и для него участие в Таинстве – лишь повод вступить с данной семьей в более тесные и дружеские отношения. Опять же, это профанация восприемничества.

– Часто люди поступают так, чтобы не вызвать досаду ближних…

– В вопросе вечности и отношений с Богом компромиссов быть не может. И человеческий фактор не может быть оправданием для отступления от веры, от Закона Божия.

Из житий святых мы знаем массу случаев, когда родители умоляли детей отречься от Христа, взывая к каким-то родственным, семейным чувствам. В советское время сколько было такого, что родители или дети склоняли своих родственников не ходить в церковь.

То есть во все времена люди были готовы идти на смерть за твердость в своей вере, а мы почему-то из побуждений, как бы кто о нас чего плохо не подумал, с такой легкостью готовы отступить от Христа.

Это вещи очень серьезные, и с ними шутить нельзя.

– Почему, когда в храмах подаем записки с именами, всегда спрашивают, крещен ли человек. Многие в искреннем желании помолиться за ближнего не знают, крещен он или нет

И приходящих в церковь смущает, огорчает и часто даже отталкивает, что здесь такое пристрастное внимание к вопросу крещен/не крещен. Люди спрашивают: «Неужели нельзя принять записку и просто помолиться о болящем?»

– Церковь на Литургии молится только о тех, кто является ее чадами. На молебны вполне возможно подать записки и с именами некрещеных людей – в первую очередь о том, чтобы Господь просветил их сердце познанием истины.

Я бы ответ на этот вопрос разделил на две части. Если мы точно знаем, что человек не крещен и креститься не хочет, подавать о нём записки на Литургию нельзя. Но если неизвестно, крещен ли наш близкий, лучше подать, и Сердцеведец Господь, во-первых, эту молитву не поставит нам в грех, а во-вторых, Своей благодатью обязательно помилует этого человека.

Как правильно креститься православным справа налево или слева направо

Время от времени у православных возникают разногласия на предмет правильного способа крещения – начинать с правой стороны и переходить на левую либо наоборот. Способ окрещивать себя, объединив 3 пальца, дотрагиваясь поочерёдно к челу, чреву, плечам с правой стороны на левую перекачивал к нам из Византии. Используя 3 перста, православный христианин обращается к Тройственности Божественной природы. А 3 пальца, располагаясь вместе на равном уровне символизируют равновесие трёх начал. Этим самым мы, христиане, стремимся приблизиться к Божьей Радости.

Все этапы крещения имеют глубокий сакральный смысл:

  • дотрагиваясь до лба, православный освящает ум
  • дотрагиваясь до живота, освящает внутренние органы
  • плечи символизируют всё тело

В православии принято совершать крещение правой рукой. В случае недуга, либо каких-то иных причин, мешающих задействовать правую руку, не будет грехом перекреститься левой.

Мы, православные христиане, всегда совершаем крестное знамение, начиная с правой стороны на левую. Правой стороне мы отдаём предпочтение – ведь именно за правым плечом находится наш ангел-хранитель и по правую сторону от верующего располагается вход в Рай. Напротив, левая сторона означает ад, прибежище несчастных грешников. Крестясь с правого плеча на левое, православный всякий раз просит Господа уберечь от греха, надеясь на его милость и поддержку, устремившись мыслями в Рай.

В католическом христианстве, напротив, принято накладывать крест с левого плеча на правое. Это означает движение души из ада в рай, преображение материальной природы людей и становление её на более высокую ступень развития.

Как правильно ставить свечи в церкви последовательность

В другой интерпретации

  • лоб символизирует небо
  • живот – землю
  • плечи – Святой Дух, объединяющий всё сущее.

Трижды повторив крестное знамение, православный низко кланяется, благодаря Бога за его бесконечную любовь к нам.

Когда необходимо перекрестить другого, то крестим его таким способом, как если бы он делал это сам. Например, когда человек находится к Вам спиной, то крестим справа налево, когда лицом – от левого плеча к правому.

Как правильно креститься православным христианам?

Звучит парадоксально, однако не все верующие знают — как правильно креститься православным христианам и смысла этого действия

Нанесение крестного знамения несёт в себе глубочайшую силу, и делать это необходимо со вниманием и молитвой

Крестное знамение

Еще в древние времена Тертуллиана вошёл в жизнь христиан этот великий обряд. Знамение креста – это изображение жестами руки: креста, которое христиане совершают перед и после молитвы дома и в храмах во время церковных служб. Глубокий смысл несёт оно в себе это:

  • вера в Господа;
  • благодарность за его деяния;
  • любовь к Богу.

Правильно сделанное крестное знамение приносит Божественную благодать и имеет огромную силу усмирять даже демонов. Напротив если сделать знамение без внимания или поспешно, можно, лишь навредить и вызвать гнев Божий. Образ Креста сам по себе имеет огромную силу, об этом существует много свидетельств.

Ещё сами Апостолы могли совершать чудеса, посредством крестного знамения:

  • изгонять демонов;
  • исцелять от разных недугов;
  • помогать в житейских нуждах.

Правильное нанесение крестного знамения

Изначально православные христиане крестились одним пальцем правой руки, тем самым указывая на веру в единого Бога. Затем люди крестились двумя пальцами – этот обычай знали староверы на Руси. То, как правильно креститься православным в церкви было установлено Вселенским собором. Это необходимо делать перед входом в храм, сложа концы трёх пальцев (большой, указательный и средний) правой руки, остальные два прижимаем плотно к ладони. Три пальца означают веру человека в триединого Бога: Отца, Сына и Духа Святого.

Часто люди заблуждаются — православные крестятся слева направо или справа налево. В православии принято крестится:

  • сначала положив комбинацию пальцев на лоб;
  • затем на область живота;
  • на плечи справа на лево.

Произносить необходимо: «Во имя Отца и сына и Святого Духа, Аминь!». Нанесение креста справа на лево символизирует победу Бога над Диаволом. Каждый верующий, кто правильно креститься ограждает себя от всего зла не только земного, а и неземного.

Учить детей крестится необходимо начинать с ранних лет, чтобы они смогли защитить себя сами и взрослые своим примером должны показывать всю глубину проделанного обряда.

Завершать знамения необходимо поклонами:

Есть особые правила по отношению к земным поклонам в зависимости от службы и поста. Также во время Воскресной службы существуют просто поясные поклоны без крестного знамения.

Как крестится перед иконами

Часто возникает вопрос о том, как правильно креститься православным перед иконой, существуют ли какие-то особые правила?

Правильно необходимо делать следующим образом:

  • Подойдя к изображению Святого, необходимо сразу перекрестится.
  • Затем поставить свечу (по желанию или требованию).
  • Прочитать молитву с просьбой, произнеся имена близких и родных.
  • В конце снова перекреститься.

Делать крестное знамение необходимо внимательно, а не автоматически, сам обряд – является по себе сильной молитвой. Не стоит делать всё в храме на показ, обращения, молитвы и жесты должны быть направлены к Богу и сопровождаться искренностью, добротой и честностью.

Факты о крестном знамении

Не стоит забывать, что крестное знамение можно налаживать в таких случаях:

  • Когда проходите или проезжаете мимо Храма, Монастыря необходимо воздать славу Богу, наложив на себя крестное знамение.
  • Выходя из дома в путь необходимо наложить крестное знамение на себя и дом свой для защиты от всего злого.
  • Если человеку мерещится что-то не из мира сего, или сон приснился плохой, необходимо осенить себя крестным знамением и всё пройдёт.
  • Матерь, благословляя своих детей должна наложить крест на них. Этот жест можно выполнять даже мысленно – он несёт в себе ту же большую силу.
  • Не желательно креститься в перчатках, однако, если их снять нет возможности, то допустимо.
  • Неподобающе православным людям носить одежду и аксессуары с изображением креста. Однако, не стоит к любому графически изображенному кресту относится как к Божеству, многие изображения не имеют отношения к христианству.

С давних времен о крестном знамении существует множество разных суеверий. Православному человеку не нужно стыдится наносить крестное знамение правильно, ведь это не просто обряд или молитва – это сильнейшее оружие верующего человека. Это сокровище дарованное Богом помогает во многих житейских нуждах, об этом существует большое количество свидетельств.

Необходимо быть очень искренним и честным, важно всё — какой рукой крестятся православные правильно, и какой поклон необходимо сделать, не пренебрегайте помощи священнослужителей на первых порах – они помогут разобраться во всех вопросах, в том числе и в себе

Два либо три пальца

Внимательный человек может увидеть, что православные и католики осеняют себя крестом по-разному. Во-1-х, католики крестятся 2-мя пальцами, а при заходе в храм стают на одно колено. Во-2-х, католики и православные касаются пальцами различных плечей: право-лево у их чередуется в разном порядке.

Метод креститься формировался несколько веков. 1-ые христиане крестились лишь одним пальцем, выражая сиим действием готовность быть распятыми за собственного Спасателя. Потом появилась традиция осенять 2-мя пальцами лоб, животик и плечи. Потом эта традиция была изменена, и заместо животика осеняли грудь: ведь сердечко важнее животика. Но этот способ вновь изменили и возвратились к осенению животика заместо груди, сообразуясь с тем, что животик символизирует жизнь.

В 17 веке крестное знамение вершили уже 3-мя перстами заместо 2-ух, потому что число три соответствует Святой Троице. Крест творили правой рукою, потому что правая сторона символизирует правду и правду. Троеперстное перекрещивание было утверждено реформой Никона, опосля которой произошел раскол православной церкви. Раскольники (старообрядцы) до сего времени сохранили двуперстное прикладывание, потому что не приняли церковной реформы.

Любопытно, что методы осенения себя крестным знамением очень различались. Если сначала христиане клали крест одним перстом, то потом был придуман способ креститься целой ладонью. В 1656 году был утвержден метод осенения себя крестом, который стал везде всераспространен на Руси. Те, кто его не делал, причислялся к еретикам. Под ярлычек еретиков попали все старообрядцы, и только в 20 веке правоверная церковь одобрила двуперстное прикладывание как допустимое.

Не надо креститься

В таинствах Церкви Бог доводит до человека благодать (особую Божественную силу), которую сами люди не способны стяжать никак иначе – ни молитвой, ни чтением Библии, ни даже великим подвигом, – доводит её как дар, через вещество этого мира: воды Крещения, хлеб и вино Евхаристии, миро Миропомазания. Таинство Крещения как бы раскрывает в человеке эту способность – к принятию даров Святого Духа. Христос говорит: «…Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3, 5-7).

Но многие жалуются, что, принимая таинство Крещения, никакой благодати не чувствуют

А порой вообще ничего не чувствуют, кроме раздражения, как будто человеку что-то очень важное пообещали и не дали. Отчего так происходит? Почему не совершается рождение духовное? Или на самом деле оно происходит, но остаётся незамеченным, и крестившийся только думает, что продолжает жить в прежнем мире, а на самом деле перед ним открывается уже совсем иная реальность? Что требуется от человека, чтобы Крещение стало для него не только внешним, но глубочайшим внутренним событием? На эти вопросы мы попросили ответить священника Михаила ЗАЙЦЕВА

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Мы не располагаем богослужебными текстами христиан апостольского века. Поэтому не можем однозначно решить вопрос об употреблении крестного знамени в первенствующей Церкви. Незнание не дает нам основания отрицать возможность появления крестного знамения в самых ранних христианских общинах. Некоторые исследователи говорят об этом вполне определенно: «Обычай делать кр. знам. берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ креста. Неужели богопросвещенные апостолы не знали об этом? Интересное свидетельство находим в «Луге духовном» блаж. Иоанна Мосха. Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил св. Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением» (глава 3). Великий Предтеча Иоанн – небожитель. Разве мог он научиться совершать крестное знамение у людей. Приведенный рассказ косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Приведу еще одно соображение. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание» (Точное изложение православной веры, кн.4, гл.XI). Кем дан? Богом. Как обрезание Господь дал через Авраама (Быт.17:10), так, повидимому, крестное знамение Он дал через апостолов.

Как и когда образовались две разные традиции в совершении крестного знамения? За недостатком исторических данных ответить невозможно. Православные, осеняя себя, проводят рукою от правого плеча к левому. Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Католики совершают signum crucis слева направо, а пространство перед собой — справа налево. За этими особенностями не стоит никакого догматического учения. Возможно, при формировании этих традиций проявились отличия мировоззренческих ориентаций. В сознании и жизни западного человека более явственно, чем у восточного, проявляется индивидуально-личностное начало. Мировоззрение западного человека антропоцентрично, а православного – теоцентрично. В православной традиции при совершении крестного знамени выражена мысль, что молящийся не сам себя осеняет, а получает эту духовную печать от Бога (извне). Западный христианин осеняет себя сам, призывая имя Божие.     

31 августа 2004 г.

Как правильно креститься — история

Василий Великий называл крестное знамение одним из тех апостольских Преданий, которые пришли к нам не через Писание, но через обычай. Везде, где апостолы проповедовали Слово Божие, люди, принявшие христианство, начинали изображать на себе знак креста. Крестились во всех странах по разному. На Западе — всей ладонью, в Африке было принято креститься одним пальцем, указательным или большим, в знак веры в одного Бога. Креститься также могли необычно — не крестом полностью, а только чело, уста и сердце. Согласно православной традиции, крестным знамением благословляются меньшие от больших: миряне от священника и дети от родителей.

Ответа на вопрос, почему католики крестятся слева направо, а православные справа-налево не существует. Из-за дальности расстояний, культурных особенностей и различий, крестное знамение отличается в разных странах и конфессиях. Можно сказать, что начало расхождениям положил церковный раскол, который произошел в XI веке. Различаются не только особенности осенения себя крестным знамением, но и облачения священников, храмы, некоторые обычаи. При этом у всех христианских традиций один общий корень — вера во Христа. Так при различии в богослужениях, евхаристический канон в православии и католичестве остается практически идентичным.

Сила крестного знамения для человека

Креститься может любой человек, однако не каждый делает это правильно. Православный христианин должен знать, что крестное знамение имеет Божью благодать только тогда, когда его совершают правильно и, самое главное, благоговейно.

Священнослужители говорят, если человек делает это как попало, например, беспорядочно размахивает руками, то считается, что этому «бесы радуются». Для того чтобы бесы не ликовали, необходимо осенять себя крестным знамением как положено, сложив пальцы правой руки таким образом: указательный, большой и средний необходимо сомкнуть воедино и ровно, а безымянный и мизинец – пригнуть к ладони.

Дело в том, что пальцы православного христианина, верно образующие крестное знамение, символизируют его выражение веры в Бога Отца, в Бога Сына и в Бога Святого Духа как в нераздельную и единосущную Святую Троицу. Два пальца, пригнутые к ладони, – это выражение двойственной природы Сына Божьего – человеческой и Божеской.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector