Князь владимир и борьба за власть

Содержание:

Захват Корсуня и крещение

Версия о том, что Владимир захватил Корсунь и угрожал так же поступить с Константинополем, если ему не отдадут Анну, не может считаться состоятельной. Доказано, что в тот период русские воины уже помогали Василию Второму в борьбе с внутренними врагами. Скорее всего, военная поддержка была оказана византийцам в обмен на согласие на брак между Владимиром и Анной.

По легенде, свадебная флотилия с царевной прибыла в Корсунь. Однако князь отказывался креститься. Господь наказал его за нарушение данного слова, и Владимир ослеп. Анна уговорила его не противиться, и во время обряда к князю вернулось зрение. На Владимира, взявшего христианское имя Василий, снизошла божья благодать. Он велел последовать своему примеру боярам и дружине, а затем венчался с царевной Анной.

Двоюродные братья

Олег Святославич

(~1053 — 1 августа 1115)

Сын князя Святослава Ярославича и внук Ярослава Мудрого. Вместе с Мономахом участвовал в чешском походе 1076 года.

После смерти отца не получил от своих дядей старших князей Изяслава и Всеволода никакого владения и бежал в Тмутаракань, где набрал войско из половцев и двинулся на Русь. Был разбит в битве на Нежатиной Неве, где погиб князь Изяслав и брат Олега Борис.

За использование половцев в летописях упоминается также как «Гореславич». В междоусобной войне 1094-1097 года смог вернуть наследство отца.

От участия в походах на половцев вместе с другими князьями старался уклоняться, так как был их союзником и вместе со своим сыном женился на половчанках.

Святополк Изяславич

(1050 — 16 апреля 1113)

Подробнее

Сын князя Изяслава Ярославича, вместе с Мономахом участвовавший в зимнем походе на Полоцк 1078 года.

После смерти отца Мономаха, киевского князя Всеволода, был беспрепятственно пропущен Владимиром на великое княжение по праву старшинства.

Впоследствии помогал Мономаху в борьбе против Олега Святославича, участвовал в борьбе против половцев. Развязал междоусобицу 1097-1100 годов в результате которой получил Волынь.

Киевляне не очень любили этого князя — после смерти (по одной из версий причиной которой стало отравление) двор его был разграблен, а в Киеве начался бунт. Жители обвиняли Святополка в сговоре с иудеями-ростовщиками, а также во введении соляного налога. В результате, бунтовщики призвали на княжение Владимира Мономаха, который ограничил ростовщические проценты, а часть иудеев вовсе изгнал из Киева.

Как прозреть

Царевна Анна, узнав о случившемся, обращается к князю со словами: «Хочешь избыть болезнь свою? Крестись скорее». Крещение сильно изменило Владимира. Он принял новую веру горячо, искренне, со всей страстью своей незаурядной натуры. Принял не только внеш­ние яркие атрибуты, но и новые для себя представления о добре и зле, грехе и добродетели. Единственной законной супругой Владимира теперь стала царевна Анна, остальной гарем награждён и распущен. Всякому нищему и убогому разрешено приходить на княжий двор и брать еду, питьё и даже деньги. А главным качеством, присущим новому христианскому правителю, стало его миролюбие. Мирное крещение Руси и сегодня, 1000 лет спустя, удивляет и восхищает историков. Крещение Руси было совершено не силой, но убеждением. Сначала за Владимиром потянулись элита, бояре, дружина, а затем и народ. Постепенно княжеские храмы заполнялись прихожанами. И через 1000 лет святой князь Владимир пребывает с нами, чтобы напоминать о сохранении отечества земного как порога отечества небесного.

Внешняя политика князя Владимира

Князь Владимир был сильным и воинственным правителем, который вел активную внешнюю политику. В отношениях с соседними государствами он использовал как военную силу, так и дипломатические контакты.

В частности князь отвоевал в Польше захваченные ею Червенские города. Он также завоевал земли ятвягов — дикого, но мужественного литовского племени, обитавшего в лесах между Польшей и Литвой. По свидетельству исландского летописца, Владимир уплатили дань все племена, обитавшие от Немана до Финского залива.

Киев за княжения Владимира поддерживал связи с Западом, начатые еще Ольгой. Дважды посещали киевского князя (в 988 и 991 гг.) Послы Папы Римского. В994 и 1000 посольства Владимира ездили в Рим. Происходили неоднократные обмены посольствами с Германией.

Стремясь защитить южные границы Киевской Руси, кроме военных походов против печенегов, князь заключил мир с болгарами. Они торжественно обещали жить с Киевом дружно и подтвердили свои слова клятвой: «Разве тогда нарушим договор свой, как камень плавать, а хмель тонуть в воде ». В своих отношениях с Византией князь Владимир стремился наладить добрососедские отношения, которые основывались на общей вере. При этом он успешно предотвратил попытки византийцев сделать Киевскую Русь зависимой от себя государством. Наладил связи с Папой Римским, он заставил Византию, которая не желала расширения сферы его влияния на Русь, относиться к русичей, как к равным.

Владимир хорошо понимал важность традиционной для того времени практики, так называемой «брачной дипломатии », и активно ее применял для поддержания стабильных отношений с другими странами. Каждый такой брак с представителями правящих династий европейских стран был своеобразной печатью, которая закрепляла политический союз

Старший сын Святополк был женат на дочери польского короля Болеслава Храброго, Ярослав стал зятем шведского короля Олафа. Одна дочь Премислава была замужем за венгерским королем Владиславом Лысым, а вторая – с чешским королем Болеславом Рыжим.

Дети Владимира и Рогнеды

Изяслав I Владимирович

Изяслав I Владимирович

(980/981 — 1001)

Подробнее

Старший сын Владимира Крестителя и Рогнеды стал родоначальником династии князей Полоцка, где Изяслав княжил в 989-1001 годах. Остались лишь отрывочные сведения о князе.

Спустя 100 лет после его смерти летописец, желая объяснить причину вражды между потомками Владимира, занимавшими Киев, и теми, которые занимали Полоцкое княжество, приводит предание о покушении Рогнеды на жизнь Владимира и о спасении её от смерти сыном Изяславом. Тем не менее, по совету с боярами Владимир дал Изяславу с Рогнедой область отца последней (Рогволода), то есть Полоцкую, в которой отстроил для них город Изяславль (ныне Заславль). Изяслав восстановил разрушенный Полоцк, перенеся его на более высокое и неприступное место в устье реки Полота, на её левый берег. Вероятно, что на первых порах регентшей при нём была его мать Рогнеда.

Ярослав Владимирович Мудрый

Ярослав Мудрый.Портрет из Царского титулярника, 1672г.

(978 — 1054)

Биография Ярослава
Раздел по Ярославу

Второй сын Владимира Крестителя и Рогнеды. Согласно легенде, был свидетелем попытки отца казнить мать за покушение на убийство. Ещё в детстве был направлен отцом сначала в Ростов, а затем в Новгород.

С 1014 года отношения между отцом и сыном испортились. Ярослав отказался выплачивать положенную дань с Новгорода и начал собирать войска для предстоящей войны, однако вскоре Владимир разболелся и умер.

После смерти Владимира Ярослав вступил в кровопролитную междоусобную войну со своим братом Святополком Окаянным в которой в результате четырёх лет противостояния смог одержать верх. Затем Ярославу предстояло столкнуться с претензиями на часть отцовского наследства от другого брата — Мстислава Тмутараканского.

Несмотря на внутренне- и внешнеполитические проблемы, Ярослав Мудрый не только смог удержать власть в государстве, но и расширил его границы, укрепил защиту от набегов кочевников, а также смог поднять авторитет государства среди других стран Европы. Период правления Ярослава считается расцветом Киевской Руси.

Всеволод Владимирович

(983/984 — до 1013)

В 988 году киевский князь Владимир Святославич покорил город под названием Лодомер (Lodomer) на землях волынян и бужан на правом берегу реки Луги. Князь назвал город своим именем и передал в управление одному из своих сыновей — Всеволоду. Так третий по старшинству сын Рогнеды от Владимира получил в удел Волынь с центром во Владимире.

Существует несколько версий относительно судьбы князя: Д. Лихачёв поддержал гипотезу Брауна о тождественности Всеволода с Виссавальдом, которого Сигрид Гордая сожгла в бане; Браун считал, что варяжское окружение подбило мальчика на разрыв с отцом и вывезло в Швецию (к тому времени Всеволоду могло быть 11-12 лет); Войтович считает версию Брауна маловероятной.

Предслава Владимировна

(ок. 983 — после 1018)

Подробнее

Одна из старших дочерей великого князя Владимира Крестителя. В междоусобной борьбе братьев-Владимировичей в 1015—1019 годах выступала на стороне брата Ярослава Мудрого.

Предслава была образованной девушкой — впоследствии она будет известна благодаря своим письмам. Жила и росла Предслава вместе со своей матерью, а затем сёстрами в сельце Предславином, получившем название по её имени.

В 1015 году умер великий князь Владимир Святославич, что ознаменовало начало борьбы за власть между его сыновьями. В более поздних и ряде иностранных источников упоминается, что Болеслав I Храбрый, призванный на помощь Святополком для захвата Киева в 1018 году, сделал Предславу своей наложницей и силой увез в Польшу. После этого в летописях её имя не упоминается.

Премислава Владимировна

(неизвестно — 1015)

Информации практически не сохранилось. Существуют косвенные свидетельства, согласно которым эта дочь Владимира и Рогнеды в 1000 году вышла замуж за Ласло Лысого — герцога Венгрии, владеющего землями между реками Марош и Гран.

Мстислава Владимировна

(978/987 — неизвестно)

Упоминается Мстислава в числе трёх дочерей Владимира, взятых в наложницы королём Польши Болеславом I Храбрым в 1018 году. Согласно предположению польского историка Лябуды, в Польше захваченные дочери Владимира Святого (вместе с Предславой было захвачено несколько её сестёр) жили во дворце на Ледницком острове, и их не принуждали принимать католичество.

Исторические свидетельства о том, как и когда произошло крещение Владимира Святославича

Как ни странно, никаких достоверных записей современников, посвященных этому важному событию, не было обнаружено. В связи с этим особо ценно свидетельство армянского хрониста Степаноса (Стефана) Таронского

Он жил в одно время с князем и занимался созданием «Вселенской истории» именно в тот период, когда Владимир выбирал новую религию для своего государства.

В своем труде Степанос описывал события, происходившие с 885 по 1004 год. Вспоминая события, происходившие в 1000 году, он пишет о 6000 пешем войске рузов, которое находилось в Армении. По его словам, это были воины, прибывшие по просьбе императора Василия. По словам Степаноса, это произошло, когда последний выдал сестру свою замуж за Владимира. Там же читаем, что это событие совпало с тем, как рузы уверовали во Христа.

Что касается других источников, то они подтверждают свидетельства Степаноса, однако приводят более подробную информацию.

В частности, многие летописцы указывают, что Владимир решил жениться на сестре византийских императоров Анне. Они ответили согласием, потребовав военную помощь в борьбе с мятежником Вардой Фокой. Сама царевна воспротивилась решению братьев, но позже согласилась стать женой русского князя, если он примет христианство. Наиболее достоверные сведения об этом событии сообщает сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский.

Некоторые интересные факты биографии Владимира.

  • При Владимире были построены многие километры оборонительных линий вокруг Киева. Их называли «Змиевыми валами», потому что, по легенде, здесь происходили битвы русских богатырей с огромным змием, который повадился на славянские земли. Здесь же были возведены сторожевые башни. Если враг подходил к Киеву, то зажигались сигнальные огни — так сообщали о приближении врага.
  • Владимир провёл языческую реформу в 980 г. Оставлены 6 богов: Перун — бог войны и грозы, Хорс- бог солнечного света, Симаргл- бог подземного мира, Стрибог- бог ветра, Дажьбог – бог плодородия и света, Макошь- богиня плодородия и покровительница рода.
  • Интересен факт принятия христианства. Владимир решил жениться на византийской принцессе Анне — сестре императора Василия 2. Но тот был против брака, так как Владимир был внебрачным сыном Святослава и ключницы рабыни Миклуши. По договору князь Владимир обязался помочь Василию подавить бунт — после чего и должно было состояться бракосочетание. Император не выполнил своего обещания. Тогда князь захватил оплот Византии — город Херсонес (Корсунь). Император согласился на брак, но при условии принятия Владимиром христианства.
  • Крещение Руси проходило очень тяжело. Не хотели люди забывать своих богов, которым поклонялись ещё их предки. Особенно взбунтовался Новгород. Его крестили «огнём и мечом»: Путята (киевский тысяцкий) — мечом, а Добрыня (дядя Владимира, воевода в Новгороде)– огнём, когда с воинами поджёг дома новгородцев, чтобы отвлечь их от сопротивления.
  • После принятия христианства необходимо было строить церкви, храмы. Князь Владимир ввёл налог- десятину , то есть взимание десятой части доходов на развитие и укрепление церкви. Так была построена Десятинная церковь — первая церковь после принятия христианства.

Дети Владимира и Рогнеды

Изяслав I Владимирович

Изяслав I Владимирович

(980/981 — 1001)

Подробнее

Старший сын Владимира Крестителя и Рогнеды стал родоначальником династии князей Полоцка, где Изяслав княжил в 989-1001 годах. Остались лишь отрывочные сведения о князе.

Спустя 100 лет после его смерти летописец, желая объяснить причину вражды между потомками Владимира, занимавшими Киев, и теми, которые занимали Полоцкое княжество, приводит предание о покушении Рогнеды на жизнь Владимира и о спасении её от смерти сыном Изяславом. Тем не менее, по совету с боярами Владимир дал Изяславу с Рогнедой область отца последней (Рогволода), то есть Полоцкую, в которой отстроил для них город Изяславль (ныне Заславль). Изяслав восстановил разрушенный Полоцк, перенеся его на более высокое и неприступное место в устье реки Полота, на её левый берег. Вероятно, что на первых порах регентшей при нём была его мать Рогнеда.

Ярослав Владимирович Мудрый

Ярослав Мудрый.Портрет из Царского титулярника, 1672г.

(978 — 1054)

Биография Ярослава
Раздел по Ярославу

Второй сын Владимира Крестителя и Рогнеды. Согласно легенде, был свидетелем попытки отца казнить мать за покушение на убийство. Ещё в детстве был направлен отцом сначала в Ростов, а затем в Новгород.

С 1014 года отношения между отцом и сыном испортились. Ярослав отказался выплачивать положенную дань с Новгорода и начал собирать войска для предстоящей войны, однако вскоре Владимир разболелся и умер.

После смерти Владимира Ярослав вступил в кровопролитную междоусобную войну со своим братом Святополком Окаянным в которой в результате четырёх лет противостояния смог одержать верх. Затем Ярославу предстояло столкнуться с претензиями на часть отцовского наследства от другого брата — Мстислава Тмутараканского.

Несмотря на внутренне- и внешнеполитические проблемы, Ярослав Мудрый не только смог удержать власть в государстве, но и расширил его границы, укрепил защиту от набегов кочевников, а также смог поднять авторитет государства среди других стран Европы. Период правления Ярослава считается расцветом Киевской Руси.

Всеволод Владимирович

(983/984 — до 1013)

В 988 году киевский князь Владимир Святославич покорил город под названием Лодомер (Lodomer) на землях волынян и бужан на правом берегу реки Луги. Князь назвал город своим именем и передал в управление одному из своих сыновей — Всеволоду. Так третий по старшинству сын Рогнеды от Владимира получил в удел Волынь с центром во Владимире.

Существует несколько версий относительно судьбы князя: Д. Лихачёв поддержал гипотезу Брауна о тождественности Всеволода с Виссавальдом, которого Сигрид Гордая сожгла в бане; Браун считал, что варяжское окружение подбило мальчика на разрыв с отцом и вывезло в Швецию (к тому времени Всеволоду могло быть 11-12 лет); Войтович считает версию Брауна маловероятной.

Предслава Владимировна

(ок. 983 — после 1018)

Подробнее

Одна из старших дочерей великого князя Владимира Крестителя. В междоусобной борьбе братьев-Владимировичей в 1015—1019 годах выступала на стороне брата Ярослава Мудрого.

Предслава была образованной девушкой — впоследствии она будет известна благодаря своим письмам. Жила и росла Предслава вместе со своей матерью, а затем сёстрами в сельце Предславином, получившем название по её имени.

В 1015 году умер великий князь Владимир Святославич, что ознаменовало начало борьбы за власть между его сыновьями. В более поздних и ряде иностранных источников упоминается, что Болеслав I Храбрый, призванный на помощь Святополком для захвата Киева в 1018 году, сделал Предславу своей наложницей и силой увез в Польшу. После этого в летописях её имя не упоминается.

Премислава Владимировна

(неизвестно — 1015)

Информации практически не сохранилось. Существуют косвенные свидетельства, согласно которым эта дочь Владимира и Рогнеды в 1000 году вышла замуж за Ласло Лысого — герцога Венгрии, владеющего землями между реками Марош и Гран.

Мстислава Владимировна

(978/987 — неизвестно)

Упоминается Мстислава в числе трёх дочерей Владимира, взятых в наложницы королём Польши Болеславом I Храбрым в 1018 году. Согласно предположению польского историка Лябуды, в Польше захваченные дочери Владимира Святого (вместе с Предславой было захвачено несколько её сестёр) жили во дворце на Ледницком острове, и их не принуждали принимать католичество.

Значение и наследие

Портрет Владимира Великого на аверсе банкноты № 1 ок. 2006 г.

Портрет Владимира Великого на реверсе монеты ₴ 1 около 2018 г.

Восточный ортодокс , византийские Rite лютеранские и католические церкви празднуют день памяти святого Владимира на 15/28 июля.

Город Владимир-Волынский на северо-западе Украины был основан Владимиром и назван в его честь. Основание другого города, Владимира в России, обычно приписывают Владимиру Мономаху . Однако некоторые исследователи утверждают, что он также был основан Владимиром Великим.

Владимирский собор , один из крупнейших соборов Киева, посвящен Владимиру Великому, как и изначально Киевский университет . Императорский русский орден Святого Владимира и Святой Владимир Духовной семинарии в Соединенных Штатах также названы в его честь.

Память о Владимире также поддерживалось бесчисленными русских народных баллад и легенд, которые относятся к нему , как Krasno Солнышко ( ярмарка Солнца , или Красное Солнце ; Красно Солнышко на русском языке ). Варяжский период истории восточнославянской прекращается с Владимиром, и начинается христианский период. Присвоение Киевской Руси как части национальной истории также было предметом спора в историографических школах украинофилов и русофилов с советских времен . Сегодня он считается символом в России, Украине и Беларуси.

При нем процветали все отрасли экономики. Он чеканил монеты и регулировал иностранные дела с другими странами, такие как торговля, ввоз греческих вин, багдадских специй и арабских лошадей для рынков Киева.

Борьба между Владимиром и Ярополком

Сватовство к Рогнеде и осада Полоцка

В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Войдя с варягами в Новгород и изгнав посадников Ярополка, Владимир Святославич направил брату послание:

Затем, пытаясь усилиться перед столкновением с братом, Владимир направил сватов к владеющему Полоцком князю Рогволду, с просьбой выдать за него свою дочь Рогнеду. Она же была на тот момент уже сосватана за Ярополка и на просьбу отца самой определиться с выбором жениха ответила:

Князь Полоцка Рогволд и его дочь Рогнеда

Эти оскорбительные слова обидели не только Владимира, но и его наставника-воеводу Добрыню, которой приходился дядей юному князю и братом той самой рабыни Малуши. Можно предположить, что истинной причиной отказа Владимиру и его дальнейшего захвата Полоцка было то, что Рогволод вступил в борьбу между двумя Святославичами на стороне Ярополка. Ответ Рогнеды свидетельствовал о политическом выборе Рогволода в пользу Киева, что неминуемо вело к войне с Новгородом.

Оскорблённый отказом, Владимир с войском из новгородцев, варягов, чуди и кривичей пришёл под стены Полоцка, когда Рогнеду уже собирались везти к Ярополку. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Весной 978 года город был взят. По совету Добрыни в отместку за нанесенное оскорбление князь Владимир решил унизить и обесчестить род Рогнеды и «был с ней перед её отцом и матерью»Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку, после чего князь Рогволод, его жена и сыновья были убиты.

Поход на Киев и предательство Блуда

Опасаясь столкновения с братом в чистом поле, Владимир привлёк на свою сторону воеводу Ярополка по имени Блуд:

После этого Блуд обманом сначала уговорил Ярополка не сражаться с Владимиром в открытом бою:

Прибыв к Киеву с большим варяжским войском и новгородской дружиной Владимир осадил город.

Затем Блуд посоветовал Ярополку, который мог бы долго сидеть в осаде, бежать из Киева, представляя ему, что киевляне тайно ведут переговоры с Владимиром, чтобы его выдать. Ярополк ушёл в крепость Родню. Оставшиеся одни киевляне подчинились Владимиру, который направился к Родню и осадил брата в крепости.

Убийство Ярополка по приказу Владимира

Находясь в осаждённом Родне Блуд уговорил своего князя примириться с братом, указывая ему на множество врагов вне крепости, между тем как в этой последней свирепствовал голод. Ярополк согласился, о чём Блуд известил Владимира, и отправился в Киев, несмотря на предостережения преданного ему слуги Варяжко:

Однако Ярополк понадеялся на мирные переговоры и отправился к Владимиру. Введя великого князя в теремной дворец, Блуд запер дверь, дабы туда не могла проникнуть Ярополкова дружина. Здесь Ярополк и был убит двумя варягами:

Убийство Ярополка. Худ. Б. А. Чориков.

Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.

По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова«Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XIвека это случилось 11 июня 978 года.

Итоги и последствия

  • По совету Свенельда Ярополк напал на Олега и в битве за г. Овруч Олег был убит.
  • Владимир сжег Полоцк и обесчестил невесту Ярополка.
  • Найдя среди людей Ярополка предателя Блуда, Владимир хитростью выманил брата из осаждённой крепости и приказал убить.
  • В 978 или 980 году Владимир утвердился в Киеве и стал единовластным правителем.
  • После смерти Владимира признанный им сыном Святополк начал новую междоусобицу и убил любимого сына Владимира — Бориса.

Список литературы

  1. В. Н. Татищев «История Российская» кн. 2, гл. 5
  2. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  3. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  4. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  5. Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку
  6. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  7. В. Н. Татищев «История Российская» кн. 2, гл. 5
  8. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче
  9. В. Н. Татищев «История Российская» кн. 2, гл. 5
  10. «Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века

Крещение Руси

Одним из главных решение Владимира, как князя Руси, было решение креститься самому и крестить всю Киевскую Русь. Правление князя было величественным. Он одержалмного славныхпобед, которые позволяли ему ощущать сосбственное превосходство и превосходство его страны над соседями. Поэтому просить правителя Византии о крещении он не хотел. План был другой – завоевать Византию и, как победителю, принять христианство. Так таначался новый военный поход, на этот раз на Византию. В 988 году, собрав войско, Владимир отправляется по Днепру в византийский город Херсонес, находящийся в Крыму. Русские корабли окружили город, устроив его морскую блокаду. Войска высадились на берег и готовились к штурму. Жители Херсонеса высадке не препятствовали, поскольку были уверены в неприступности города. Русские войская дважды атаковал крепость, но безрезультатно. Тогда началась долгая осада города. В один день к ногам Владимира упала стрела, выпущенная видимо из осажденного города. К стреле был прикреплен пергамент, в котором говорилось о том, что невдалеке от лагеря есть колодец, который питает херсонцев водой. После этого, по приданию летописцев, князь Владимир сказал: «Если сбудется – крещусь!». Он приказал копать в указанном месте. Труба была найдена и разрушена. Жажда заставила жителей Херсонеса сдаться, что позволило Руси захватить город.

После захвата Херсонеса Владимир отправил в Византию послание, что желает жениться на сестре императора Анне. Византийцы дали добро, но только в том случае если русский князь примет христианство. Тогда князь Владимир объявил о желании креститься. Вместе с Владимиром крестилась и вся Русь. Умер князь Владимир в 1015 году.

Молитва вторая святому равноапостольному князю Владимиру

О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире! Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратитися, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков.

Родители

Отец

Князь Святослав Худ. И. Варавин. (около 940 — 972 весна) Сын киевского князя Игоря Рюриковича и Ольги Мудрой, князь Святослав Храбрый очень рано принял участие в первом походе — вместе с матерью они разбили убивших Игоря древлян и осаждали их столицу Искоростень. Возможно это было причиной жажды Святослава к битвам и походам впоследствии. Об отношениях между Святославом и сыновьями практически ничего не известно. Владимир первые годы рос под наблюдением своей бабки, княгини Ольги — она приказала отлучить его от матери практически сразу после рождения, а отец больше времени проводил в военных походах, чем в Киеве.

В 969 году, перед вторым походом в Болгарию, отец направил Владимира княжить в Новгород, а в качестве наставника при князе находился его дядя Добрыня.

Биография Святослава

Раздел о Святославе

Мать


«Малуша прощается с Владимиром» Худ. С. Ефрошкин

Малуша была рабыней-ключницей у княгини Ольги, а сама происходила из Любеча (поэтому иногда именуется Малушей Любечанкой). Когда Ольга узнала о связи Малуши и Святослава, она в гневе сослала Малушу в село Будятино, где и родился Владимир. Практически сразу после рождения юного княжича увезли в бабке в Киев, а о судьбе Малуши больше информации в летописях не приводится. Её имя фигурирует в описании причины конфликта полоцкого князя Рогволда и Владимира, когда дочь Рогволда Рогнеда во время отказа владимировым сватам презрительно назвала Владимира «рабичичем», т.е. сыном рабыни. Наставник и дядя князя Добрыня, приходившийся Малуше братом, после этого жестоко отомстил Рогнеде.

Святой князь Владимир. Иконы

Достоверные изображения князя Владимира Святославича домонгольского периода неизвестны, что контрастирует с большим количеством сохранившихся изображений князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, с образами которых уже на ранних этапах развития почти всегда была связана иконография Владимира Святославича. В кон. XIV — 1-й пол. XV века изображения Владимира Святославича получили широкое распространение. К этому времени сформировались основные варианты иконографии Владимира Святославича и наиболее устойчивые признаки, зафиксированные позднейшими иконописными подлинниками: седины, тип прически и кудрявой раздвоенной бороды, отличный и от прижизненных изображений на монетах, и от миниатюр Радзивиловской летописи:

В ряде произведений XVI и особенно XVII вв. Владимир Святославич изображается с более широкой, лишь слегка раздвоенной бородой. Постоянными атрибутами Владимира Святославича являются меч в левой руке и крест в правой. В некоторых ранних памятниках Владимир Святославич представлен в традиционном для древнейших княжеских изображений плаще-корзне, на воздухе 1389 года он показан в накинутой на плечи шубе.

Совместные изображения Владимира Святославича, Бориса и Глеба в XV–XVI вв. послужили моделью для формирования иконографии древнерусских князей: Феодора, Давыда и Константина Ярославских, Константина, Михаила и Феодора Муромских. В большинстве таких композиций в центре стоит князь-отец, по сторонам — юные сыновья, варианты этой схемы известны на иконах XVI века. Иконы с изображением Владимира Святославича, Бориса и Глеба получили широкое распространение в XVI–XVII вв., часто в сочетании с житийным циклом Бориса и Глеба на полях. Произведения такого типа могли предназначаться как для храмов, освященных во имя святых Бориса и Глеба, так и для немногочисленных храмов и приделов во имя равноапостольного князя Владимира.

Святые князья Владимир, Борис и Глеб. Москва (Ростовская традиция?), конец XV — начало XVI вв. Собрание А. Д. ЛипницкогоСвятые Владимир, Борис, Глеб. Новгород, конец XV — начало XVI вв. Москва, Дом-музей П. Д. Корина (филиал ГТГ)Святые Владимир, Борис и Глеб, с житием Бориса и Глеба. Москва, первая треть XVI в. По неподтвержденным сведениям, была обнаружена в церкви Иоанна Лествичника Московского Кремля. Находилась в собрании Г. Д. Филимонова, затем — Е. Е. Егорова. Москва, ГТГСвятые благоверные князья Владимир, Борис и Глеб. Двусторонняя икона, оборот — «Богоматерь Владимирская». XVI в. Происходит из церкви Бориса и Глеба в Ростове. Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»Святые князья Владимир, Борис и Глеб. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — «Преображение». Вторая половина XVI в. Входит в серию двухсторонних икон-святцев, происходящих из собора Рождества Богородицы в Суздале. Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедникСвятые Владимир, Борис и Глеб с житием равноапостольного Владимира. Вологда, середина — 3-я четверть XVI в. Из церкви кн. Владимира в Вологде (?). Позднее находилась в Богородицкой Верхнедольской церкви. Вологда, Вологодский музей

Итоги и результаты

Перечислим кратко основные достижения Владимира I Святославича во внутренней политике:

  • В результате междоусобицы 977-980 годов Владимир убил брата Ярополка и пришёл к власти
  • В начале правление столкнулся с необходимостью подавлять восстания вятичей и радимичей
  • Сначала пытался сделать упор на язычество, затем принял христианство и крестил Русь, что вызвало религиозные конфликты.
  • Столкнувшись с постоянными набегами печенегов начал строить города на границах со степью и переселять туда северные племена.
  • Ко времени правления Владимира относится начало чеканки монет на Руси.
  • Надеялся передать титул великого князя сыну Борису в обход существующей традиции наследования по старшинству, что стало одной из причин второй междоусобной войны на Руси

Раздел «Владимир I»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector