Икона святой ольги

Второй визит Ольги к императору – после крещения в Константинополе

Повторное путешествие в византийскую землю Ольга совершила, уже будучи истинной христианкой. Княгиня отправилась к своему крестному отцу на корабле. Дорога в Константинополь заняла более месяца. Сохранились сведения о том, что ко двору Ольгу приняли не сразу: перед приемом княжне пришлось ожидать около двух месяцев, что было обусловлено определенными правилами.

С собой Ольга привезла роскошные дары

Император встретил свою заморскую крестницу со всеми подобающими почестями и вниманием. В честь ее прибытия состоялась пышная церемония в Золотой палате дворца

Из Царьграда княгиня вернулась с богатыми византийскими иконами, священными христианскими книгами.

Легенды или факты биографии святой княгини Ольги

А что вообще известно о жизни княгини Ольги? Мы знаем, что она была первой нашей правительницей-христианкой. Но есть еще какие-то факты? Или только легенды?

Мы знаем историю жизни Ольги из летописей и из ее жития. Она была женой князя Игоря Рюриковича, есть описание их романтической встречи… Имя Ольга –скандинавского происхождения (Helga). Она была простой, ничем не знаменитой девушкой, не знатного рода, встретились они случайно. И потом, когда Игорь собрался вступить в брак, он вспомнил про эту девушку и сделал ее своей женой, княгиней.

Есть еще одно очень интересное предание о ней – его передают жития святой княгини Ольги. Речь идет об эпизоде накануне ее крещения. Как известно, Ольга славилась разумом и красотой. К моменту крещения она была вдова. И вот византийскому императору Константину она так понравилась, что он захотел взять ее в жены. Но Ольге это пришлось не по сердцу, она отвергла притязания императора, сославшись на то, что она язычница, а он христианин, и такому браку совершаться не подобает. Когда же Ольгу окрестили (а Константин, как мы помним, стал ее крестным отцом), император у нее спросил: «Ну, теперь ты христианка, теперь ты пойдешь за меня?» На что она ответила: «Нет, теперь я твоя крестная дочь, и в брак мы с тобой вступить не можем». Константин похвалил ее за разумность, богато одарил и отпустил домой.

Часть историков сегодня скептически смотрит на некоторые эпизоды ее жития. В частности, это касается сватовства императора Константина Багрянородного и знакомства Ольги с князем Игорем: была ли она простолюдинкой, познакомились ли они случайно и так далее. Что же до Константина, то мог ли он заинтересоваться нашей княгиней, которая была уже в почтенных летах? Так что же это – предания или факты?

Дело в том, что человек живет не только точными знаниями, но еще и верой. И я бы так сказал: есть две истории. Одна – те точные сведения, которые мы знаем и которые в случае Ольги можно свести к нулю. Потому что разве мы можем что-то знать о той эпохе, если мы не были свидетелями? Даже те события, которые происходят сейчас, глазами пяти разных человек могут трактоваться по-разному. Что уж говорить о том, что было много веков назад. И есть другая история – Божья, в которой самое главное – смысл. И какой истории поверить? Лично я склонен поверить той, которая Божья, которая отражена в житии. Потому что она дает человеческое, христианское осмысление масштаба и роли княгини Ольги.

А оспорить можно все что угодно. Это разговор из серии «докажите, что Бог есть», или «объясните, что такое Бог-Троица» — вот так прямо вытащите из кармана и покажите! Но это не те вещи, которые можно просто так взять и доказать. Я бы ответил словами булгаковского персонажа: что это у вас, чего ни хватишься – ничего нет!

Биографические сведения

Ориентировочная дата рождения княгини Ольги – конец IX века. Многие историки полагают, что она появилась на свет в 893–894 гг. Древнерусская летопись «Повесть временных лет» сообщает, что будущая правительница родилась в городе Пскове.

Принято считать, что Ольга имела варяжское происхождение. Имена ее родителей остались неизвестными. Существуют разные версии относительно рода, к которому принадлежала Ольга. По одной из них, она была незнатного происхождения, по другой – приходилась дочерью легендарному князю, вошедшему в историю под именем Вещего Олега.

Брак с Игорем Рюриковичем

Будучи юной девушкой, Ольга повстречалась с князем Игорем, который стал самостоятельным правителем с 912 года. По одной из версий, ей на этот момент исполнилось всего 10 или 12 лет.

Легенда повествует, что будущие супруги познакомились на переправе под Псковом. Здесь молодой князь охотился, а Ольга была перевозчиком на лодке. Юная девушка была одета в мужское одеяние, однако Игорь сумел рассмотреть в ней настоящую красавицу.

Когда Игорю пришла пора жениться, он вспомнил об Ольге, которая произвела на него большое впечатление умом и красотой, и взял ее в законные жены. Приблизительный период, когда могла состояться свадьба, – с 903 по 912 гг.

Рождение наследника

Летопись утверждает, что Ольга была единственной супругой князя. Во времена язычества это являлось большой редкостью, поскольку многие правители обзаводились многочисленными женами и наложницами.

Игорь и Ольга долгое время не обзаводились детьми. Первенцем супружеской пары стал Святослав, появившийся на свет около 938–943 гг. Других наследников у княжеской четы не было.

Правление и месть за убитого мужа

В 945 г. Игорь, взимавший очередную дань с племени древлян, погиб от их руки. Главному наследнику князя исполнилось на тот момент всего 3 года, поэтому на период его взросления Ольга должна была руководить Русью. Ее правление отличалось мудростью и принятием смелых решений. Дружина Игоря подчинилась княгине, а простой народ полюбил за справедливость.

До принятия христианства Ольга придерживалась языческих обычаев и четырежды отомстила древлянам за смерть своего мужа. Несколько раз она приказывала убить послов, которые предлагали ей выйти замуж за древлянского князя Мала. Позже княжна выступила с войском против этого племени, обложила его данью и повелела сжечь столицу древлян город Искоростень.

Месть древлянам

Согласно «Повести временных лет» причиной убийства князя племенем древлян стало его желание повторно взять дань. А через короткое время Ольга встречала послов князя Мала, достаточно цинично предлагавших ей выйти замуж за древлянского правителя. Месть княгини была продуманной, абсолютно хладнокровной:

первых древлянских послов она велела заживо похоронить;

Летописец сухим, как бы теперь сказали, «репортерским» стилем сообщает: «И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их».

  • второе посольство люди княгини сожгли в бане, где им предложили помыться перед приемом;
  • третий этап отмщения наступил, когда княгиня сама отправилась к древлянам – якобы для брака с их князем; во время тризны по Игорю она велела своим людям перебить знатнейших из врагов;
  • наконец, она открыто пошла войной на непокорных, уничтожая поселения, казня жителей.

Интересный фактИзвестен летописный рассказ о том, что Ольга сожгла древлянский город Искоростень, сначала взяв с него символическую «дань» птицами (воробьями, голубями), а затем пустив птиц обратно с привязанной к их ногам горящей паклей

Современные историки, например, исследователь древнерусского летописания И.Н.Данилевский, обращают внимание на то, что подобные рассказы содержатся по крайней мере в нескольких скандинавских сагах того времени

Кроме того, эти рассказы имеют важную для летописца-христианина библейскую параллель: подобным образом уничтожил поля врагов Самсон, когда «поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами; и зажег факелы, и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны и нежатый хлеб, и виноградные сады и масличные» (Суд. 15:4-6). Таким образом, летописец скорее передает суть события, которая состоит в наказании врагов согласно языческим обычаям, а не собственно исторический факт.

Исторически известно: древляне, жившие недалеко от Киева, практически последними приняли христианство после начала Крещения Руси. Они не только не верили святости княгини, но полагали: новая вера – и есть то, что она принесла на их землю: кровь, страдания.

«Святая Ольга». Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915 год

Самое древнее изображение

Некоторые полагают, что это – фреска Киевского собора св. Софии (XI в.), где она изображена во время пребывания в Константинополе, а также другая роспись того же храма, где св. Ольга показана среди других жен рода Ярослава Мудрого по левую руку от изображения Христа. Однако, отсутствие на фресках надписей не позволяет определить их как образы княгини с абсолютной точностью.

Фреска Киевского собора св. Софии (XI в.),

Еще одно древнее, но не иконописное изображение княгини, датируется XII в. Оно иллюстрирует «Хронику» византийского чиновника, историка Иоанна Скилицы, который рассказывает о том, как «супруга правителя Руси именем Ольга пришла к царю Константину и была крещена». Здесь княгиня представлена в темном плате, накидке, лик ее обращен к сидящему на троне императору.

Наконец, в списке первой русской летописи, «Повести временных лет», именуемой Радзивилловской летописью (XV в. ) есть 16 иллюстраций-миниатюр, изображающих эпизоды жизни Ольги.

А к концу XVI в. относится икона «Небесная сень», изображающая Христа и святых. На одном из ее клейм представлена св. Ольга вместе с кн. Владимиром.

Молитвы

Тропарь равноапостольной Ольги
глас 1
Крилами богоразумия вперивши твой ум,/ возлетела еси превыше видимыя твари,/ взыскавши Бога и Творца всяческих,/ и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси,/ древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши,// Ольго приснославная.

Кондак равноапостольной Ольги
глас 4
Воспоем днесь Благодетеля всех Бога,/ прославльшаго в России Ольгу богомудрую,/ да молитвами ея/ подаст душам нашим// грехов оставление.

Ин тропарь равноапостольной Ольги
глас 8
В тебе, Богомудрая Елено, известен спасения образ бысть в Русстей стране,/ яко, приимши баню святаго Крещения, последовала еси Христу,/ творящи же и учащи, еже оставити идольскую прелесть,/ восприяти же попечение о души, вещи безсмертней,/ темже и со Ангелы радуется, равноапостольная, дух твой.

Ин тропарь равноапостольной Ольги
глас 4
Оставивши лесть идольскую,/ последовала еси Христу, Безсмертному Жениху, Ольго Богомудрая,/ в Егоже чертозе радующися,/ непрестанно молися/ о чтущих верою и любовию святую память твою.

Ин тропарь равноапостольной Ольги, еллинский
глас 3
Святая равноапостольная избраннице Христова, княгине Ольго,/ народ твой словесным и чистым Христовым млеком напоившая,/ молися Милостиву Богу,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Ин кондак равноапостольной Ольги
глас 4
Явися днесь благодать всех Бога,/ прославльши в Руси Ольгу Богомудрую,/ молитвами ей, Господи,/ людем подаждь/ грехом оставление.

Молитва первая святой равноапостольной княгине Ольге
О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице! К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребываеши светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечном Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святой равноапостольной княгине Ольге
О великая угодница Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единого Истиннаго Триипостасного Бога, и восприяла еси святое крещение, и положила еси начало просвещению земли Российский светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальница наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о отечестве Всероссийстем, воинстве и всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогне­вается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, блаженная Ольга, Челове­колюбца Бога, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да сохранит страну нашу от всех козней и навет вражиих, да соблюдет в судиях и правителех правду и милость, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение, о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, да на благо отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да воссияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы. Да, тако поживши в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Шекспировская героиня

Чем интересна фигура княгини Ольги для нас, современных людей, живущих в атмосфере культа политкорректности и толерантности, — так это тем, что она фигура очень «пререкаемая». Часто, когда разговор заходит о христианских святых, критики Церкви говорят, что их у нас слишком много, и среди них есть абсолютно «нерукопожатные» люди, которых невозможно канонизировать. Такие споры велись про святых воинов, правителей, про императора Николая… Суть обвинений в том, что, дескать, люди, которые совершили целый ряд определенных поступков, не могут быть святыми. И как может быть святой княгиня Ольга, когда она так жестоко расправилась с древлянами? Речь идет об известных событиях, когда древляне убили ее мужа Игоря, а Ольга жестоко отомстила за его смерть, причем неоднократно.

О да! Первый раз – это когда к ней прибыли послы древлян, а она приказала вырыть глубокую яму и закопать их там живьем, причем вместе с кораблем. Когда прибыли другие древлянские послы, она приказала затопить им баню, где они и были сожжены живьем…

Потом она приехала в земли древлян справить тризну на могиле мужа, во время которой древлян хорошенько напоили и, по некоторым летописным сведениям, перебили пять тысяч человек. А затем уже была известная история с птицами, которых древляне прислали ей в виде дани, а она велела привязать к лапам птиц горящие тряпки и отпустить домой. Птицы вернулись, естественно, на свои насиженные места. Так город был сожжен.

И как к этому ко всему относиться?

Здесь нужно понимать два момента. Во-первых, совершая эти поступки, Ольга была еще язычницей, не христианкой. А мы знаем, как сильно крещение может изменить человека. Случаются и кардинальные перемены – об этом свидетельствует пример князя Владимира. Когда он крестился, то совершенно переменил свою жизнь. Мы и по себе это знаем, как меняется жизнь после того как мы проходим через таинственные воды крещения вслед за Христом и возрождаемся к новой жизни. Действительно, если человек с верой преступает к этому таинтву, то его жизнь меняется.

Иными словами, если мы сейчас беремся судить людей того времени, мы часто забываем, что рассуждаем с позиции культуры, в которой христианские ценности укоренились уже как норма, и Заповеди Ветхого и Нового Завета для нас по меньшей мере не являются открытием.

Конечно. Как бы то ни было, но мы все же жители христианской цивилизации, которой уже много веков. Это впиталось в наши плоть и кровь, несмотря даже на то, что мы порой протестуем против христианства, пытаемся найти другие пути в своей жизни и так далее. Но тем не менее… Скажем так: мы разные растения, но грядка у нас одна

Поэтому, чтобы со своими мерками подойти к дохристианской жизни, нужно проявить большую осторожность и мудрость. Наш подход напоминает реконструкции телестудии БиБиСи, где сражаются герои в красочных костюмах, показывают нам это в 3D, и нам кажется, что так все и было

На самом деле, мы очень много туда привносим своего. А чтобы понять события тех веков, лучше читать хроники и летописи того времени, пытаться понять мир того человека.

Почему святую Ольгу называют равноапостольной

Княгиня Ольга (Изборская) родилась в селе, недалеко от Пскова, предположительно в 920 году. О личности святой известно из «Повести временных лет», где сказано, что она стала избранницей киевского князя Игоря. Молодой князь познакомился с девушкой во время охоты и был поражен ее красотой, умом и целомудрием. Когда пришло время выбрать невесту – он вспомнил о Хельге (Вольге).

После смерти князя Игоря управлением подвластных русских земель занялась Ольга. Умная, жесткая правительница сумела оградить княжество от вражеских набегов, укрепить экономические связи внутри государства. Княгиня понимала, что в основе государства лежит не только хозяйственная, но и духовная общность людей. Примером для нее служила Византийская империя, где христианство стало стержнем общественных отношений.

Святая царица отправилась с дружиной в Константинополь, чтобы воочию увидеть религиозные обряды и познать сущность христианства. По прибытии в Константинополь Ольга приняла решение стать христианкой. Осуществил ее желание патриарх константинопольский Феофилакт.

В память о крещении княгиня получила от высшего духовенства Православной церкви священные дары:

  • именной крест, вырезанный из Креста, на котором был казнен Иисус Христос (части распятия были найдены и доставлены в Константинополь Еленой, матерью византийского императора, в VI веке);
  • святые образы;
  • Евангелии, Новый Завет, псалмы.

На кресте была сделана надпись: «Обновись, Русская Земля Святым Крестом, который приняла Ольга, благоверная княгиня».

По возвращении в Киев по велению царицы был построен храм в честь Николая Чудотворца. Княгиня приняла на себя роль проповедника христианских идей. Просвещение русских людей сопровождалось борьбой с языческими обрядами, идолопоклонством. В Пскове она заложила храм во имя Святой Троицы, ставший впоследствии главным собором города (Домом Троицы).

В 60-х годах X столетия в Киеве было закончено строительство, и прошло освящение Софийского собора. Княгиня преподнесла в дар собору свой константинопольский крест. Через 57 лет деревянное сооружение сгорело. Каменный собор был возведен в другом месте и освящен в 1030 году. В его алтаре был помещен именной крест княгини Ольги. Во время литовского владычества в Киеве святыня была утрачена.

Распространение христианства в киевском княжестве встречало ожесточенное сопротивление у поклонников язычества. Одним из противников был сын княгини, Святослав. Несмотря на уговоры матери, он отказывался принять крещение, мотивируя это тем, что бояре и дружинники не воспринимают новую веру. Ольга продолжала апостольскую деятельность, надеясь, что сын со временем одумается и примет истинного Бога.

Святослав поначалу не препятствовал проведению христианских обрядов, но под влиянием языческого окружения в дальнейшем начал преследование крещенных в Иисуса Христа, разрушать церкви. Видя гонения на христиан, Ольга со скорбью говорила сыну, что без веры ждет его скорбный конец.

Отойдя от дел, княгиня жила в Киеве, стараясь внушить внукам, Ярополку, Олегу и Владимиру, христианские заповеди. Крестить детей без согласия Святослава она не решалась, опасаясь его гнева. Антихристианские настроения были столь агрессивны, что княгиня стала совершать молебны и обряды втайне ото всех.

Незадолго до кончины Ольгу сразила тяжелая болезнь. Она в последний раз попыталась склонить сына к принятию христианства и взяла с него слово, что ее похоронят по христианскому обряду. 11 июля 969 года равноапостольная Ольга отдала Богу душу со словами молитвы о Земле Русской.

Внук святой Ольги, великий киевский князь Владимир, стал продолжателем ее дела и прославился, как креститель Руси. По его повелению нетленные мощи первопрестольной были помещены в саркофаг в храме Успения Пресвятой Богородицы. В 1547 году равноапостольная Ольга была канонизирована и стала первой русской святой женщиной.

Наказание древлян за убийство князя

Расправившись с Игорем и частью его дружинников, древляне решили, что победили Киев. Их князь Мал вознамерился взять Ольгу в жёны – супруга побеждённого врага тогда доставалась, как трофей, победителю. Но древляне недооценили этой «слабой женщины».

Летопись рассказывает, что послов князя Мала по приказу Ольги засыпали землей, похоронив живьём. После чего попросили прислать новых сватов, из числа самых знатных людей. Когда древлянские старейшины прибыли в Киев, их заперли в бане и сожгли заживо. Затем Ольга якобы попросила древлян собрать большой поминальный пир – справить тризну по погибшему князю. Когда древлянская знать изрядно выпила, киевские дружинники изрубили их всех.

Второе посольство древлян сжигают живьём в бане по приказу Ольги. Миниатюра из Радзивилловой летописи.

Но и этого вдове было мало: на следующий год она привела в древлянскую землю сильное войско и осадила их столицу Искоростень. Сделав вид, что больше мстить она не желает, Ольга попросила древлян уплатить ей символическую дань: по 3 голубя и воробья со двора. Когда осаждённые наловили птиц и принесли их в лагерь киевского войска, к хвостам всех голубей и воробьёв привязали по клоку пылающей пакли и выпустили на волю. Птицы полетели домой и подпалили город в разных местах. После чего дружинники Ольги прорвали оборону и перебили всех жителей Искоростеня.

Все историки, начиная с Карамзина, не сомневаются в сказочности этих преданий и говорят о том, что истинные события, отделённые от фольклорных сказаний, состояли в следующем:

1. Ольга приказала убить в Киеве древлянских послов. Они, возможно, прибыли вовсе не сватать её, а оправдаться в убийстве Игоря, который накликал на себя эту кару бесчинствами в их землях.
2. Силой оружия она вновь привела к покорности это племя разорив их столицу Искоростень, перебив там многих людей в качестве мести за мужа, и снова наложила на древлян дань.

Княгиня Ольга и Владимир – креститель Руси

Поделиться


Равноапостольная княгиня Ольга. Художник Юлия Горяная.

Бабушка. Когда мы произносим это слово и закрываем глаза, то видим добрую улыбчивую старушку, которая печёт пирожки и возится на природе со своими внуками, пока их родители работают. И всё же угощение сладостями и маленькие послабления в дисциплине, пока мама с папой не видят, не могут восприниматься как главная роль бабушек

Самое важное, чего мы от них ждём, – это помощь в воспитании наших детей. Бабушки и дедушки вместе с матерью неотступно находятся рядом с ребёнком в первые годы его жизни

И в немалой степени именно от них человеку передаются первые представления о мире, о добре и зле.

Княгиня Ольга вряд ли была доброй бабушкой, которая прощала внукам все шалости. После трагической гибели мужа, князя Игоря, от руки древлян, она не только отомстила убийцам, но одна, крепкой рукой управляла большой страной, дожидаясь, пока вырастет её младенец-сын Святослав. Однако и когда он стал мужчиной, забот у Ольги не убавилось. Святослав почти всё время проводил в военных походах, оставив правление Русью на мать.

Она была мудрой и властной женщиной, страна процветала благодаря её решениям. Ольга стала первой из правителей Руси, кто принял христианскую веру. Правила княгиня соответствующе – никто из подданных не мог пожаловаться на её несправедливость, жестокость или неразумность.

Такими же Ольга хотела видеть наследников, среди которых был и Владимир, будущий креститель Руси. Пока отец Владимира, князь Святослав, завоевывал новые земли, Ольга воспитывала в своих внуках уверенность, твёрдую волю и, главное, прививала представления о справедливости и честности. Больше всего она хотела, чтобы её дети и внуки придерживались христианской веры. Ведь Ольга на собственных ошибках узнала, каковы различия между разрушительным язычеством с его человеческими жертвоприношениями и созидающим, стойким христианством.

Владимир почти всё детство провёл в Киеве, рядом с бабушкой. В Ольге он, несомненно, видел не только заботливую и добрую старушку, но уверенную и мудрую правительницу. Он наблюдал за последствиями решений, которые принимала княгиня, и за радостью её подчинённых. Посещал маленький Владимир и храмы, возведённые греками по просьбе Ольги. Детские впечатления не могли не отложиться в душе будущего великого князя. Он с благодарностью впитывал всё, что рассказывала внукам бабушка.


Равноапостольный князь Владимир — креститель Руси. Художник Юлия Горяная.

Воспитание Ольги действительно не прошло даром для Владимира. Правда, сначала он не был идеальным правителем. Воцарившись в Киеве, он возгордился и пошёл по стопам отца и стал приносить жертвы Перуну. Однако князь быстро понял, что это гибельный путь и что Ольга не зря отринула ложную языческую веру. Только спустя годы Владимир смог по достоинству оценить проницательность своей бабушки. И когда он выбирал, в какую веру креститься самому и крестить свой народ, её пример сыграл не последнюю роль.

По легенде, Владимир выслушал послов разных вероисповеданий – иудеев, мусульман, католиков… Больше всего ему приглянулись православные греки. Однако князь спросил совета у бояр, кто им по душе. «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей», — сказали бояре. Тогда у Владимира не осталось сомнений.

Все слышали истории о Крещении Руси в 988 году и Владимире Красно Солнышко. Но мало кто задумывается о том, какую роль в этом сыграла его бабушка – княгиня Ольга. Сегодня и внук князь Владимир и бабушка княгиня Ольга почитаются Православной церковью как святые. А ведь у каждого из нас есть бабушки и дедушки, и они занимают не последнее место в нашей жизни. Они нянчатся с нами, наставляют и внушают доброе отношение к жизни – совсем как когда-то княгиня Ольга своему внуку Владимиру. И в каждом великом человеке — в каждом из нас — обязательно есть частичка того, что с любовью заложили бабушки и дедушки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector