Значение слова «суе»

ЧСВ в философии

Определение понятию “чувство собственной важности” дал американский писатель Карлос Кастанеда. В своих книгах он излагал мистическое учение мексиканских индейцев об обретении внутренней силы и выходе на новый уровень бытия

Чувство собственной важности по Кастанеде – очень вредная психологическая конструкция, которая не позволяет человеку встать на “путь воина” и двигаться к свету. Чувство это не является врожденным, а приобретается индивидом в процессе взаимодействия с социумом

Проявляется оно в эгоцентричном, очень узком взгляде на мир из позиции “я – центр вселенной”. Человек не может признать свою обычность, ему хочется быть грандиозным, и на поддержание этой иллюзии тратится львиная доля энергии.

ЧСВ есть у каждого человека, и у нас с вами в том числе. Чем оно сильнее развито, тем чаще человек чувствует себя оскорбленным, уязвленным, униженным. Парадокс, правда? Лишь люди, избавившиеся от ЧСВ, могут быть по-настоящему свободными от чужих оценок.

Кастанеда и его учитель Дон Хуан призывают избавляться от чувства собственной важности. В его книгах приводятся довольно специфические методы

Один из них – разговор с растениями. Нужно на время спуститься с пьедестала царя природы и поговорить с травами и деревьями на равных. За эффективность метода не ручаюсь – не пробовала.

Итак, мы рассмотрели понятие ЧСВ в современном и классическом значении, давайте выделим основные тезисы.

Значения современного ЧСВ и кастанедовского расходятся

По Кастанеде чувство собственной важности – это эгоцентричный взгляд на мир, а в молодежном стиле – заносчивость и зазнайство.
Классический вариант носит исключительно негативный характер – от ЧСВ нужно избавляться всеми возможными способами. Сегодня же довольно часто можно встретить словосочетание “заниженное чувство собственной важности”, обозначающее пониженную самооценку, и советы, как его повысить.
Кастанедовское ЧСВ вредит своему обладателю, от ЧСВ в современном значении плохо окружающим в том числе.

Поскольку в интернете сидят все, а читают Кастанеду (и разговаривают с растениями) единицы, давайте договоримся, что дальше в статье я буду употреблять эти три буквы в современном сленговом переводе. А если учение Дона Хуана вас заинтересовало, предлагаю посмотреть это видео.

Не упоминай всуе как пишется

всуе — всуе … Орфографический словарь-справочник всуе — См … Словарь синонимов

ВСУЕ — ВСУЕ, нареч. (книжн. устар.). Напрасно. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ВСУЕ — ВСУЕ, нареч. (книжн.). Зря, напрасно (вспоминать, называть; по отношению к кому чему н. уважаемому, высокому). Поминать чьё н. имя в. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

всуе — всу/е (напрасно, попусту), нареч., устар. и книжн. Нельзя упоминать имя Бога всуе … Слитно. Раздельно. Через дефис.

всуе — всує (всуе) марно, даремно, дарма … Зведений словник застарілих та маловживаних слів

всуе — всу/е Не поминайте Бога всуе … Правописание трудных наречий

всуе — вс’уе (Прит.30:9 ) попусту, без надобности … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Разъяснения в Старом и Новом Заветах

В Библии есть множество толкований и указаний на правильное исполнение заповедей. Так, в книге Ветхого Завета: Второзаконие сказано бояться Господа, служить только Ему и клясться Его именем. Неисполнение клятвы, дача ложной клятвы именем Бога была нарушением закона, грехом. В Новом Завете (в Евангелии от Матфея) мы имеем полное пояснение заповеди из уст самого Господа Иисуса Христа. Он подробно растолковал людям, чтобы они ничем не клялись, ведь небо – престол Божий, а земля – Его подножие.

Имя Божие сильно и свято. Нельзя смешивать его с пустой болтовней. Каждый человек должен с благоговением к нему относиться.

Не упоминай имя Господа напрасно

Как гласит Библия, на горе Синай пророку Моисею самим Господом были даны 10 заповедей на пятидесятый день исхода сынов Израиля из Египта. Библия не жалеет красок, описывая это знаменательное событие: гром гремел, блистали молнии, земля дрожала… Но шум разбушевавшейся стихии покрывал голос Господа, провозглашавшего эти Заповеди. Затем Бог начертал их на «Скрижалях свидетельства» и передал Моисею.

История фразы

Помимо широко известных положений: Я — Бог твой, не сотвори кумира, помни день субботний, не убий, почитай отца твоего и мать твою, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не желай дома и жены ближнего твоего, есть и такое — не беспокой Господа своего зря. Оно третья по счету.

Не упоминай имя Господа всуе — значение этой фразы не всегда понимают правильно. Чуть ниже мы разберем ее толкование, а для первого представления достаточно формулы «не произноси имени господа Бога твоего напрасно»

Это очень важное утверждение, в его осмыслении содержится ключ для проникновения в сакральный смысл всех авраамистических верований, восходящих к патриарху семитских племен Аврааму (у мусульман Ибрахим)

В некоторых священных книгах обращение к Всевышнему вообще не используется. Первосвященник называл его лишь раз в год во время пасхального богослужения.

Канонический образ Авраама (Ибрахима) и требование трепетно почитать Творца отображены как в Новом и Ветхом Заветах, так и в священном Коране. Это положение закреплено во многих мусульманских хадисах и православных притчах.

Благочестивый человек, вспоминая имя Божие, говорит:

Толкование заповеди

Господа Бога нельзя не только ругать, но и вспоминать его в пустых разговорах и шутках. Святые писания требуют относиться к Нему с почтением и благоговением. Это имя обладает величайшей силой, в Новом Завете приведены многочисленные примеры, когда с его помощью Иисус Христос творил настоящие чудеса.

Именем Бога не разрешено также приносить клятвы и приносить обеты, разве лишь в исключительных случаях. Такое поведение людей обесценивает значение Бога в их жизни, приземляет его. Не следует обращаться к Господу мимоходом, не имея серьезного настроя для интимного общения с Всевышним.

Однако более точный перевод третьей заповеди «не произноси имени Господа напрасно», по мнению специалистов, будет немного другой, он гласит так: «не носи имя Господне лживо». И в него они вкладывают более глубокий смысл, чем просто запрет на случайное произношение.

Ортодоксальный раввин Джозеф Телушкин указывает:

Поминание Господа всуе

Люди несовершенны и в их жизни бывают разные ситуации, в которых они обращаются к Богу. Простому человеку иногда трудно разобраться, когда имя Его произносится напрасно, но все эти ситуации являются Богохульством.

Христиане, стремящиеся к единению с Господом в Царстве Его, должны избегать подобных деяний. К ним относятся:

  1. Суетные деяния, удаляющие Бога с главного места в жизни человека. Люди, ставящие на первое место в своей жизни семью, работу, деньги, противопоставляют себя Господу, считая себя при этом верующими христианами. Не осознавая этого большинство верующих людей ежедневно совершают Богохульство, нарушая третью заповедь.
  2. Клятвы, произносимые не только именем Бога, но и любого его творения. Любая клятва, произносимая человеком, является ложью, потому что судьба его находится в руках Создателя. Клянясь чем-либо, человек напрасно упоминает имя Его, так как исполнить своего обещания заведомо не сможет.
  3. Проклятия, произносимые в адрес творения Божия, поминают имя Его напрасно. Человек, осуждая кого-то, ставит себя на место Небесного Судьи, упоминая его напрасно. Даже простое обсуждение друзей, знакомых и соседей является Богохульством.

    Третья заповедь запрещает использовать Имя Творца для заклинаний и клятв

  4. Использование имени Его в корыстных целях, для удовлетворения эгоистичных потребностей. Если человек организует благотворительное христианское общество, но, прикрываясь им, зарабатывает деньги для себя, то он ложно несёт в себе имя Господа. Так же поступают люди, только внешне следующие христианским традициям и посещающие церковь для собственных эгоистичных целей. Они прикрываются именем Бога, поминая его напрасно. Иногда в трудной жизненной ситуации люди обращаются к церкви за моральной или материальной поддержкой, получив которую продолжают вести привычную жизнь. В этом случае они также обратились к имени Всевышнего напрасно.
  5. Использование имени Господа в качестве слова-связки. Человек слаб, и в речи его часто можно услышать ненормативные слова-паразиты. Христиане часто заменяют их именем Его, считая, что таким образом избегают греха сквернословия. На самом деле они нарушают один из основных библейских законов.
  6. Имя Бога, как аргумент в споре, используется людьми, пытающимися утвердить свою правоту, опираясь на Слово Его. Чаще всего так ведут себя еретики. Они с помощью цитат из священных текстов привлекают людей, души которых находятся смятение. Упоминая истинное имя Господа в своей речи, они совершают грех, увлекая в него окружающих.

Важно! Господь, милостивый и справедливый, слышит все слова, обращенные к нему. Христианам, в жизни которых происходят постоянные беды и несчастья, необходимо задуматься о высказываниях и деяниях своих, чтобы не нести в них имя Господа лживо и напрасно

Подробнее о нарушениях

Нарушением заповеди «Не произноси имя Господа всуе» являются следующие действия:

  • Обещание, данное Богу и нарушенное. В Екклесиасте сказано о том, что, когда дается обет Богу, то нужно его исполнять без промедления, так как он не благоволит глупым. Поэтому предпочтительнее совсем не обещать, чем пообещать и не сделать.
  • Ложное пророчество, под которым подразумевается высказывание идеи, авторство которой приписывают Всевышнему. Это также нарушение заповеди, потому что святому имени Бога приписывают ложь.
  • Околорелигиозное пустословие, то есть упоминание в речи имени Божьего без имеющейся духовной подоплеки. Использование для связки речи таких слов, как: «О, Господи!», «Боже мой!», «О Боже!».
  • Недостойное употребление имени Всевышнего. Например, как магического заклинания или в различных гаданиях.
  • Богохульство, то есть возведение на Господа Бога хулы. Это подтверждает, например, эпизод из Евангелия от Матфея, когда иудеи пытались умышленно обвинить Спасителя в богохульстве, дабы предать его смерти. А также Стефану в Деяниях также было предъявлено ложное обвинение: «И научили они некоторых свидетельствовать: мы слышали, что он говорил слова хульные на Бога и на Моисея».
  • Пустословие во время обращения к Господу. В молитвах своих человек обращается ко Всевышнему, к святому имени, превозносит его. В целях соблюдения заповеди необходимо обращаться к Отцу небесному лишь с открытым и искренним сердцем. Молитвы не могут быть лицемерными, лживыми, заученными, произнесенными автоматически или прочитанными. В них не должно быть общих слов и пустословия. Из книги Исаии видно, что Бог против лицемерного поклонения. Там говорится: «Этот народ приближается ко мне лишь устами своими и чтит меня лишь языком своим. А сердце его отстоит далеко от меня, благоволение их есть изучение заповедей».

Библейская заповедь

Крылатое выражение «поминать всуе» — часть текста одной из десяти заповедей, которые являются основой всех авраамистических религий.

Происхождение фразы

События появления божественных законов описаны в книге Исход. Через некоторое время после ухода из Египта Моисей привел еврейский народ к горе Синай. Он поднялся на вершину, где сквозь вой ветра, гром, молнии и шум от землетрясения, слушал заветы Бога. Оглашенные заветы Господь высек на двух каменных плитах, которые передал Моисею. Одно из главных наставлений говорилось: не произносится имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Все авраамистические учения основаны на этой, казалось бы, простой фразе.

Интересно! Многие священные тексты евреев, христиан и мусульман не содержат упоминания имени Создателя. Христианские священники употребляли его только во время пасхальных богослужений.

Понимание священных слов

Истинное имя Бога обладает неограниченным могуществом. Люди должны с почтением и благоговением упоминать Его, не используя в повседневных праздных разговорах. Ведь именем Его Иисус Христос совершал подлинные чудеса. Всевышний слышит все обращения к нему и каждый раз встаёт с престола, чтобы откликнуться на призывы детей своих. Поэтому обращаться к нему следует только в особых случаях, настроившись на восприятие благодати Божией.


Третья заповедь предупреждает о вдумчивом отношении к имени Бога

Более глубокий смысл этой завета открывается, если принять во внимание следующие факты:

  1. Истинное имя Создателя означает вездесущий. Он незримо присутствует во всех своих творениях, включая человека.
  2. Некоторые исследователи считают, что более точным переводом божественного наказа будет фраза «не неси имя Господа ложно».

Объединив эти высказывания, можно утверждать, что в заповеди говорится о недопустимости не только напрасного упоминания имени Бога вслух, но и в мыслях и поступках, совершаемых человеком.

Имя Господа — величайшая святыня человечества, которая требует бережного обращения. Постоянное упоминание в мирских делах обесценивает её, противопоставляя человека Всевышнему.

Важно! Не следует забывать о второй части третьей заповеди, в которой говорится о каре за неразумные воззвания, обращенные к Нему. Только милостью Небесного Отца прощаются людям совершаемые ежедневно богохульства

Как человек может носить имя Бога напрасно?

У Евреев существовала традиция: когда в семье рождался ребенок, давали имена.

Седекия — Господь праведен.

Авея — Отец мой Господь.

Захария — Господь помнит.

Иахаз — Господь поддерживает.

И когда родители давали подобные имена своим детям, они ожидали, что их дети будут вести благочестивый образ жизни и они будут верны Богу. Но на самом деле не всегда было так. Например, Еврейский царь Осия, у которого было три сына и которые имели подобные имена:

  1. Иахаз — Господь поддерживает.
  2. Иаким — Господь восстанавливает.
  3. Седекия — Господь есть праведность.

Но все три сына не были верны Богу. Они носили благочестивые имена, но их образ жизни не соответствовал тем именам, которые они носили.

Это имеет большое значение для нас сегодня. В современном мире, 1/3 населения земли исповедуют христианство. Но далеко не все являются искренними христианами. И что получается?

Значение слова

Слово это устаревшее, в обыденной жизни его редко можно услышать. Разве что по телевизору в специализированных передачах, или в фильмах на религиозно-историческую тему.

Происхождение

А между тем, раньше, когда человек был ближе к Божьим книгам, слово «всуе» было у всех на слуху. Хотя оно и имело религиозный оттенок, его произнесли и во вполне обыденных житейских ситуациях. Всуе значит «напрасно», «зря».

Например, «Будь зело (весьма) старателен и усерден в трудах своих, дабы не всуе (напрасно) изнурять жизнь свою».

«Зело» любили это словечко и классики отечественной литературы, придавая ему иронический смысл. Николай Васильевич Гоголь писал в своих «Повестях»:

Корни слова «всуе» уходят в далекое прошлое, к старославянскому языку. И оно обнаруживается не только в русском, но и в других родственных языках. Происходит от «в» и «въсоую». Этимология слова «суи» — «пустой», «тщетный», отсюда пошли и другие однокоренные слова: суетный, суета, суеверие и другие.

Значение понятия

Толковый словарь Ожегова трактует его смысл так: «ВСУЕ, нареч. (книжн.). Зря, напрасно (вспоминать, называть; по отношению к кому-чему-н. уважаемому, высокому)»

Эта трактовка ближе к собственно религиозному или православному пониманию древнего слова, согласно которому само упоминание Бога всуе считается греховным. И где впервые это понятие было употреблено: на городской ярмарке или в стенах храма, сказать сейчас трудно. Церковнославянский язык, служащий в наши дни языком православного богослужения, был создан еще Кириллом и Мефодием на основе южнославянских диалектов, главным образом сербского.

Почему нужно реже вспоминать Бога

Откровенно говоря, не только имя Бога нехорошо упоминать впустую, но и ничье другое. А люди грешны, они любят перемывать косточки своим ближним. Вспомним хотя бы пресловутых старушек — «божьих одуванчиков» — на скамеечках возле подъездов. Уж они-то успели обсудить всех: и правительство, и депутатов, и Зойку-торговку с третьего этажа. А послушать их, так все они очень набожны, с их уст то ли дело срываются словечки вроде: «Христа ради», «не приведи Господи», «Бог накажет», «Бог простит»…

Вот это и означает упоминание о Всевышнем всуе!

Из-за частого и неумелого использования слова, как и вещи, имеют обыкновение изнашиваться и портиться. Если речь идет об одежде, обуви, машине, то здесь ничего страшного нет. Разбитое потрепанное «Ауди» можно заменить новеньким блестящим «Мерседесом». А чем заместить имя Господа? Нечем. Он един и вечен.

Бог у каждого верующего должно быть запечатлен в его сердце, и если его и следует поминать, то только в горячих и искренних молитвах. Ибо, как сказал Господь наш, Христос: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. 15:11

Лопухин А.П.

Только в еврейской Библии этот псалом имеет указание имени автора Соломона, в Вульгате же и у 70-ти последнего добавления нет, что можно объяснить тем, что 70 переводчиков затруднялись поставить имя Соломона, как писателя, над тем псалмом, который внесен в разряд «песней восхождения», писанных при возвращении или по возвращении из вавилонского плена. Между тем содержание псалма, где писатель проповедует о полной покорности человека Богу и жизни по Его руководству, а не по расчетам на свои силы, вполне согласно с содержанием произведений Соломона (Притч и Еккл), где последний в основание поведения человека полагает «страх Господень» и где доказывает бессмысленность привязанности человека к земле. Внесение же этого псалма, писанного Соломоном, в разряд песней восхождения составителями канона, обьясняется вероятно, тем, что этот псалом, проповедовавший полную преданность Господу, чаще всего употреблялся возвратившимися из плена евреями в то время, когда они занимались постройкой второго храма и когда на этом пути встречали многочисленные препятствия, непреодолимые их силами и когда потому их стойкость в деле и уверенность в окончании его могла питаться только верой и надеждой на Бога, о чем и говорит означенный псалом.

Ст. 1-2 Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным своим сон

Если Господь не будет оказывать благоволения человеку, то тщетны все его попытки и старания упрочить свое благополучие; спокойствие и мир Господь дает только тому, кого Он любит

Слова этих стихов имеют особенный смысл в устах Соломона, прославившегося своими грандиозными сооружениями храма и дворцов, над постройкой которых работали многие зодчие и мастера того времени, почему казалось бы, что настойчивость и старания человека всегда увенчиваются успехом. Соломон же говорит обратное. Смысл его слов тот, что всякое дело человека, начатое с благословения Господа, увенчается успехом, сооружаемое же не по благословению, а особенно вопреки Его воле, каковы бы ни были усилия человека, кончатся неудачей. Пример последнего представляет построение Вавилонской башни после потопа, являющееся выразительным памятником не того, как велико старание человека и как плодотворен его гений, но того, как безрезультатны все его усилия, если последние направлены против Бога или вызывают Его гнев. — «Возлюбленному Cвоему Он дает сон» — не в смысле, что кого любит Господь, тот может ничего не делать, но в том, что созидающий в согласии с волей Бога и по Его повелению может быть покоен за благополучное окончание своего дела, так как находит себе покровительство во Всемогущем Существе. По отношению к положению евреев после плена при их заботах о построении второго храма эти слова могли наполнять их уверенностью, что как бы ни были велики препятствия, которые они встречали на своем пути, дело постройки закончится удачей, так как оно согласно с волей Бога, а потому евреи почерпали здесь силу и энергию для его продолжения.

Толковая Библия.

предыдущий стихследующий стих

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector