Канон — это молитва. канон как гимнографический жанр в православной традиции

Отличие канона от акафиста

Молитва — невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.

Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.

Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?

Слово «канон» имеет два значения:

  1. Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных воедино. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и изначально означающее палочку или линейку для измерения, а потом появилось и переносное значение — «правило», «норма» или «список».
  2. Жанр церковного гимна, воспевания: непростое по строению произведение, направленное на прославление святых и церковных праздников. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.

Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь. В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.

Только пасхальный канон является исключением из правил — его поют целиком.

Читайте о канонах:

  • Канон святителю Николаю Чудотворцу
  • Канон покаянный ко Господу
  • Канон по исходу души от тела

Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.

Акафист — в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).

При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные — припевом «аллилуя».


Чтение канона

Отличие канона от акафиста

Молитва — невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.

Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.

Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?

Слово «канон» имеет два значения:

  1. Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных воедино. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и изначально означающее палочку или линейку для измерения, а потом появилось и переносное значение — «правило», «норма» или «список».
  2. Жанр церковного гимна, воспевания: непростое по строению произведение, направленное на прославление святых и церковных праздников. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.

Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь. В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.

Только пасхальный канон является исключением из правил — его поют целиком.

Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.

Акафист — в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).

При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные — припевом «аллилуя».

Чтение канона

Завещал ли Иисус Христос какие-либо каноны?

Фото: Elitsy.ru

Разумеется, именно от Него и исходят многие канонические нормы жизни христиан. Например, самое первое таинство – Крещение, Он устанавливает в Евангелии:

И многие другие нормы, которые мы узнаем из Святого Евангелия, устанавливаются именно как каноны. То есть, сам основатель Церкви изначально дает правила, по которым ей жить в дали веков.

Разумеется, Святой Дух ведет нашу Церковь и осеняет ее, благодаря чему она развивается и обновляет свои нормы, следуя за мировым развитием. Но в целом все обновления проходят только по тем принципам, которые установил Господь в Евангелии.

О значении канона в жизни Церкви

В современной жизни нашей Церкви тему канонической оценки взаимоотношений православных с инославными можно со всей уверенностью назвать проблемной. Стоит лишь вспомнить историю отпадения от Церкви бывшего Чукотского епископа Диомида и его сторонников. Формальной причиной такого шага с их стороны стало обвинение священноначалия нашей Церкви в так называемом «грехе экуменизма», в совместных молениях с еретиками и пр.

Протоиерей Георгий Рой

Примечательно, что и сам бывший епископ Диомид, и те, кто пытался его вразумить, обращались к канонам Православной Церкви. Но, увы, «канонические аргументы» не возымели своего действия.

Нельзя сказать, что и после всего происшедшего вопрос о «правильном», «каноническом» отношении православных христиан к христианам инославным получил свое окончательное разрешение. Напротив, этот конфликт и дискуссии вокруг него выявили новые проблемные сферы.

В церковной и околоцерковной среде с завидной периодичностью возникают острые дискуссии по этой теме. И всё это происходит, несмотря на то, что на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года был принят официальный документ «Основные принципы отношения Православной Церкви к инославию», в котором, казалось бы, расставлены все точки над «i».

Очевидно, процесс рецепции клириками и мирянами этого общецерковного документа протекает достаточно сложно. У многих православных и по сей день не перестает вызывать смущение и сомнение информация о том, что кто-то из священнослужителей в очередной раз встретился с кем-то из лидеров инославных церквей; что Русская Православная Церковь по-прежнему состоит во Всемирном Совете Церквей; что кто-то из инославных был приглашен присутствовать на православном богослужении или клирик Православной Церкви в качестве гостя присутствовал за богослужением в католическом храме и пр.

Какой может быть или должна быть оценка этих фактов современной жизни нашей Церкви?

Трети брак (троеженство)

О троебрачных и многобрачных мы положили
то же правило, какое и о второбрачных, по соразмерности.
Второбрачных отлучают на год, а других — на два,
троебрачных же — на три, а часто и на четыре года, и
нарицают такой союз уже не браком, но многоженством, или
паче наказанным блудом. Поэтому и Господь самарянке,
переменившей пять мужей, сказал: тот которого ныне
имеешь, не муж тебе (Ин. 4:18), показывая тем, что
преступившие предел второбрачия уже не достойны
нарицаться именами мужа или жены. Мы же не от правила,
но от последования предшественникам, приняли обычай:
троебрачных отлучать на пять лет. Впрочем, не следует
совсем заграждать для них вход в Церковь, но удостаивать
их слушания Писаний два или три года, а посем допускать
до стояния, но удерживать от приобщения Святыни, — и так
показывающих некий плод покаяния восстановлять на место
общения. Васил. 4.

А нужно ли мирянину знать нормы церковного права?

Я считаю, что нужно. Знание канонов помогает понять, какие у него есть права и обязанности. Кроме того, церковные каноны еще и очень полезны в обычной жизни.

Например, жизнь новорожденного малыша висит на волоске и его надо срочно крестить. Может ли это сделать сама мама в роддоме, и если может (и в самом деле это так), как ей это сделать правильно, чтобы таинство Крещения в самом деле совершилось? Или вас пригласили стать крестным. Что с канонической точки зрения это означает, какие обязанности у вас появляются? Множество сложных вопросов связано с таинством Брака. Например, можно ли с канонической точки зрения венчаться с инославным или иноверным?

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Православные каноны по дням недели

Каждый день седмицы (недели) соотносится с определенными событиями в истории церкви.

В состав церковных служб во храме и дома включены дневные моления:

  • в воскресный день славится Воскресение Господа;
  • в понедельник произносится хвала Божьим помощникам, Ангелам;
  • по вторникам читается канон в честь Иоанна Крестителя;
  • службы по средам и пятницам связаны с воспоминанием о грехе, содеянном Иудой, в эти дни соблюдается пост, в храмах звучит хвалебная песнь Животворящему Господню Кресту;
  • четверг по церковному уставу назначен как день славословия апостолов и Святителя Николая;
  • Суббота — день хвалы Царицы Небесной и воспоминаний о праведниках и упокоившихся, уверовавших в Божью истину;

Читать хвалебные песни следует в вечерний час предыдущего дня.

Их можно найти в сборнике канонов, называемом Каноником.

Всегда есть возможность изменить себя. Ведь подвиги святых отцов, отображенные в церковных песнях — молитвах, служат наставлением для верующих.

Своим примером они показывают, как жить праведно, как поступать в семье, чтобы никого не огорчать и не обижать. Дают силу, руководят волею и учат каждого человека верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Как читать канон

Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом, то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.

Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога

Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу

Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:

  1. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
  2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю.

Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения. Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.


Святитель Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая. Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год

Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.

Самый великий и значимый канон — Канон Святого Андрея Критского. Он — полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.

Весь покаянный смысл произведения — это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.

Критский шедевр — не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.

Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.

Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам. Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния

Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями

Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.

Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха

Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.

Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского. К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.

Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.

Это милость, которую Бог дарит нам каждую минуту.

Посмотрите видео о трех православных канонах

Евхаристический канон

Его ещё называют анафорой. Что значит канон Евхаристии? Это ряд молитвословий, которые вместе образуют центральную, кульминационную часть Литургии. Во время чтения этих молитв происходит преложение Святых Даров. То есть превращение освящённых хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Святые Дары ещё называют Причастием, поскольку верующие вкушают их на Литургии и таким образом соединяются со Христом. Это Таинство установил Спаситель на Тайной Вечере с апостолами:

Евхаристический канон практически не менял своего содержания с первых веков христианства. Его молитвословия включают благодарения (евхаризмы) и прославление Спасителя, упоминания Тайной Вечери, искупительной смерти Христа (анамнеза), Его Воскресения и Вознесения. Священником совершается призвание Святого Духа (эпиклеза), который совершает чудо преложения и освящает молящихся. Также прославляются святые и Божья Матерь, поминаются живые и усопшие православные христиане, читается молитва Господня («Отче наш»).

Группы канонов и области их регулирования

Фото: Vologda-mitropolia.ru

Все общеобязательные правила можно разделить на несколько групп:

  • Административные каноны – регулируют порядок руководства Церковью;
  • Дисциплинарные — направлены на упорядочение жизни верующих и служение монахов;
  • Догматические – осуждают ереси и секты;
  • Территориальные – устанавливают управление Церковью по территориальному признаку, устанавливают полномочия высших священнических чинов – епископов, митрополитов, патриархов и регулярность проведения соборов самого разного назначения.

И пусть многие церковные каноны, установленные в первые века, устарели, но они все равно изучаются, чтятся и являются определенным эталоном для последующих веков. Пусть из них не берется напрямую буква церковного закона, но Дух этих канонов должен сохраняться в обновленном виде в любое время.

Жанровые структуры

Литературные жанры, кроме сущностных качеств, имеют формальные, структурные свойства с разной мерой определенности. На ранних этапах, включительно до эпохи классицизма, на первом плане находились и осознавались в качестве доминирующих формальные аспекты жанров. В качестве жанрообразующих начал выступали:

  • Метры – стиховые размеры
  • «Твердые формы» — строфическая организация
  • Принципы построения
  • Ориентация на какие-либо речевые конструкции.

Каждый жанр имел строго закрепленные комплексы художественных средств. Индивидуально-авторская инициатива оттеснялась и порой даже нивелировалась жесткими предписаниями касательно предмета изображения, построения и речевой ткани произведения. Творческая воля писателя строго подчинялась законам жанра. Традиционные жанры строго формализованы и существуют порознь, отдельно друг от друга, имеют явственные, четкие границы. Регламентация жанров, определяемая эстетической мыслью, наивысшей точки достигла в эпоху классицизма. Н. Буало в своем стихотворном трактате «Поэтическое искусство» сформулировал весьма жесткие правила для основных групп художественных произведений. В частности, он провозгласил принцип трех единств – единства места, времени и действия – как необходимый в произведениях драматического жанра. Также он резко разграничивал комедию и трагедию. Но главное, нормативная эстетика, начиная от Аристотеля, настаивала на следовании поэтами непререкаемым жанровым образцам, какими, прежде всего являлись, поэмы-эпопеи Гомера, а также трагедии Софокла и Эсхила.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В периоды нормативных поэтик – от эпохи античности до 17-18 вв. – вместе с жанрами, рекомендованными и регламентированными теоретиками (как называл их С. С. Аверинцев «жанрами de jure»), существовали так называемые «жанры de facto», которые на протяжении ряда столетий не получали теоретического обоснования, но обладали устойчивыми структурными свойствами и определенными содержательными пристрастиями. К таким жанрам относятся новеллы, сказки, басни и сценические произведения, подобные новеллам, а также большая часть традиционных лирических жанров, в том числе фольклорных.

В 18 веке началась так называемая «деканонизация» жанровых структур. Свидетельством этому являются произведения Л. Стерна и Ж. Ж. Руссо. Романизация литературы последних двух столетий ознаменовала ее выход за границы жанровых канонов и одновременно с этим стирание рамок между жанрами.

При этом жанровые структуры, обладающие устойчивостью, своего значения не утратили ни в эпоху романтизма, ни в последующие. Жанры, имеющие многовековую историю и обладающие формальными особенностями, существовали и продолжают существовать. Вновь возникшие в 19-20 веках жанровые образования также обладают структурной устойчивостью. Например, в лирической поэзии символистов несомненно наличие формально-содержательного комплекса:

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Жанровые структуры и каноны 460 ₽ Реферат Жанровые структуры и каноны 260 ₽ Контрольная работа Жанровые структуры и каноны 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • Семантическая усложненность речи
  • Тяготение к универсалиям
  • Апофеоз таинственности и т.д.

Таким образом, в литературе известно два рода жанровых структур:

  • Канонические жанры
  • Неканонические жанры.

Определение 2

Канонические жанры – это завершенные, твердые формы, которые неизменно равны самим себе (например, сонет).

Неканонические жанры – это жанры, открытые всяческим перестройкам, изменениям, обновлениям, трансформациям (например, новеллы, элегии).

Такие свободные жанровые формы соприкасаются и сосуществуют с внежанровыми образованиями, однако не существует жанров, не имеющих какой-то минимум устойчивых структурных свойств.

Что такое каноны и акафисты?

В богослужебной православной традиции существует несколько видов особых молитвенных последований. К ним относятся более традиционные каноны, а также получившие большее распространение в Русской Церкви в 19-20 веках — акафисты.

Канон  — церковный гимн, посвященный прославлению Господа нашего Иисуса Христа, Святой Троицы, Пресвятой Богородицы, какого-либо праздника или святого. В храмовом богослужении каноны входят в состав утрени, повечерия, полунощницы и других служб.

Канон составлен из песен, каждая из которых, в свою очередь, состоит из ирмосаИрмо́с — первая строфа в каждой песне канона, в которой прославляются священные события или лица. Ирмос служит мелодико-метрическим образцом для последующих тропарей данной песни. Тексты ирмосов в основном — парафразы Священного Писания. На богослужении ирмосы поются хором соответственно недельному гласу и нескольких тропарейТропа́рь – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые). Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость (обычно от двух до шести, но есть особыеНапример Великий покаянный канон преп. Андрея Критского, читаемый во дни Великого поста каноны, где их может быть до 30). Темой каждой песни являются библейские песни, которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста.

В каноне может быть 2, 3, 4, 8 и 9 песен. Трех- и четырех-песенные каноны обычно читаются на богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девяти-песенный всего один — Великий канон св. Андрея Критского. Двух-песенный — тоже единственный, читаемый в Великий Вторник. Обычно же каноны восьми-песенные. На самом деле это девяти-песенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.

Ирмос связывает по смыслу библейскую песнь и тропари, раскрывающие основную тему канона. Перед девятой песнью канона на богослужении утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» и припев, прославляющий Богородицу, — «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.

В традиции богослужений Русской Церкви ирмосы обычно поются, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется полностью. В византийской традиции каноны пелись полностью.

Первые каноны были написаны свв. Андреем Критским и Иоанном Дамаскиным в VII в.

Акафист — форма церковной поэзии, близкая к древним кондакамКонда́к — жанр церковной византийской гимнографии в форме стихотворной повествовательной проповеди, посвященной тому или иному церковному празднику — особое хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафист состоит из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: одного основного кондака с определенным окончанием или припевом и 12 кондаковЗдесь: краткая хвалебная песнь, чередующихся с 12 икосамиИкос — пространная песнь. Икосы заканчиваются восклицанием “Радуйся”, а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).

При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки — припевом «Аллилуия».

Это интересно: Что такое целомудрие и что оно значит в православии

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Но неужели без этого формализма невозможно спастись?

Нет, дело тут не в самом формализме, а в нас самих. Поскольку мы даже после крещения остаемся существами несовершенными, ленивыми, эгоцентричными, нас нужно приводить к какому-то соответствующему нашей вере порядку благочестивой жизни.

Конечно, не подлежит нормативному регулированию наше общение с Богом, например, как человек молится дома: долго ли, коротко ли, с лампадкой или без, глядя на икону или закрыв глаза, лежа или стоя, — это его личное дело и зависит исключительно от того, как у него получается лучше помолиться. Но если христианин приходит в собрание верующих, в Церковь, где таких, как он, уже много и у каждого есть свои взгляды, интересы, какие-то предпочтения, здесь уже без определенных правил, которые всю эту пестроту приведут к какому-то правильному единообразию, не обойтись.

То есть общеобязательные нормы, каноны, нужны там, где появляется общество, где уже требуется предписать определенные права и обязанности его членам, чтобы избежать в нем хаоса и беспорядка.

Кроме того, каноны служат поддержанию того изначального образа Церкви, который возник в день Пятидесятницы, так что она остается неизменной при любом государстве, культуре, общественной формации. Церковь всегда и во все времена одна и та же: и в I веке, и в эпоху Вселенских Соборов, и в поздней Византии, и в Московском царстве, и сейчас. И каноны оберегают эту тождественность Церкви самой себе через все века.

Сравнение

Каноны и акафисты составлены по определенному правилу. Канон состоит из девяти песен, начинающихся ирмосом и заканчивающихся катавасией. Как правило, в каноне только 8 песен. Вторая поется лишь в Покаянном каноне Андрея Критского. В первую неделю Великого Поста и в некоторые дни Пятидесятницы читаются более короткие каноны из двух, трех или четырех песен. Песни состоят из 4-6, а иногда и больше, тропарей. Перед ними исполняются соответствующие запевы (припевы). Акафист состоит из 25 строф, чередующихся между собой кондаков и икосов. Кондаки более краткие, икосы – пространные. Они объединены в пары. Все строфы читаются по одному разу. Запевов перед ними нет. Кондак 13-й, который является молитвенным обращением ко святому, не имеет в паре икоса и читается трижды. После него еще раз прочитывается 1-й икос и 1-й кондак.

Каноны составлены святыми отцами. В истории церкви были случаи, когда акафисты писали обычные миряне. Одобренные высшим духовенством, эти произведения получили распространение в богослужебной практике.

После прочтения третьей и шестой песни канона священник произносит малую ектению. Вслед за этим поются или читаются седальны, икос и кондак. На каноне утрени после прочтения восьмой песни, за редким исключением, поется песнь Пресвятой Богородице. Одновременно может прочитываться несколько канонов. Строфы акафиста не разделяются ектениями. Одновременно может прочитываться только один акафист.

Каноны читаются на каждой утрени, повечерии и полунощнице. Это определено Уставом Церкви. Каноны исполняются также на молебнах. Благословляется читать их и в домашней обстановке. Акафисты не включены в суточный богослужебный круг. По Уставу только в пятницу на пятой неделе Великого Поста на утрени полагается читать Акафист Похвале Богородицы. Читаются акафисты на молебнах, а также дома. Каноны дня Уставом четко определены. Акафист, который он желает заказать, человек выбирает сам.

В былые времена каноны полностью пелись. Теперь, как правило, тропари прочитываются. Ирмос поется на мелодию, соответствующую гласу текущей недели. Гласов всего восемь, они чередуются. Акафисты гласу не подчинены.

Каноны исполняются на протяжении всего года. Акафисты не принято читать во время Великого Поста, за исключением воскресных дней, хоть к этому и не существует канонического запрета. Однако радостно-торжественный характер произведения мало соответствует тихому и спокойному настрою великопостных будней.

Каждая песня канона связана с каким-то библейским событием. Прямо об этом в тексте может быть и не указано, но косвенно присутствие той или иной темы обязательно ощущается. Акафист, в отличие от канона, более прост для восприятия. Его лексика русифицирована, синтаксис прост, а текст дискретен. Акафист легок, это то, что исходит из сердца, лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.

Изъяснение сокращенных знаков

Симв. веры Ник.  — Символ веры Первого
Вселенского Собора, бывшего в Никеи. 

Симв. веры Конст. — Символ веры Второго
Вселенского Собора, бывшего в Константинополе. 

Догм. Четв. Соб. — Догмат Четвертого
Вселенского Собора, бывшего в Халкидоне.

Догм. Шест. Соб. — Догмат Шестого
Вселенского Собора, бывшего в Константинополе.

Догм. Седьм. Соб. — Догмат Седьмого
Вселенского Собора, бывшего в Никеи.

Апост. — Правила святых Апостолов.

Перв. Правила Первого Вселенского
Собора.

Втор. — Правила Второго Вселенского
Собора.

Трет. — Правила Третьего Вселенского
Собора.

Трет. посл. — Послание Третьего
Вселенского Собора.

Четв. — Правила Четвертого Вселенского
Собора.

Шест; — Правила Шестого Вселенского
Собора.

Седьм. — Правила Седьмого
Вселенского-Собора.

АПК. — Правила Анкирского Собора.

Неок. — Правила Неокесарийского Собора.
Гангр. — Правила Гангрского Собора.

Ант. — Правила Антиохийского Собора.

Лаод. — Правила Лаодикийского Собора.

Сард; — Правила Сардикийского Собора.

Карф. — Правила Карфагенского Собора.

Карф. к Келест. — Послание Карфагенского
Собора к Келестину, папе Римскому.

Конст. — Правило Константинопольского
Собора, 394 года.

Двукр. — Правила Константинопольского
Собора, называемого Двукратным.

Премудр. — Правила Собора, бывшего в
храме Премудрости Слова Божия.

Дионис. — Каноническое послание святого
Дионисия Александрийского.

Петр. Алекс. — Правила святого Петра
Александрийского.

Григ. Неок. — Каноническое послание
святого Григория Неокесарийского.

Афан. — Послание святого Афанасия
Великого. Васил. — Правила святого Василия Великого.
Григ. Нисс. — Каноническое послание святого Григория
Нисского.

Григ. Богосл. — Стихи святого Григория
Богослова.

Амф. — Стихи святого Амфилохия
Иконийского.

Тимоф. — Канонические ответы Тимофея
Александрийского.

Феоф. — Правила Феофила, Архиеп.
Александрийского.

Кирил. — Правила святого Кирилла, Архиеп.
Александрийского.

Геннад. — Окружное послание Геннадия,
Патриарха Константинопольского.

Тарас. — Послание Тарасия, Патриарха
Константинопольского.

См. — Смотри.

Что такое канон христианской Церкви?

Церковь — это очень сложная структура со своими законами, догмами и традициями. Их сложно понять без осознания истоков. Так что такое канон церковный?

Впервые это слово появляется касательно Священного писания. Что такое канон в контексте Библии и герменевтики? Это правило, которое используется для определения некоторого стандарта для книг. Необходимо помнить, что все книги Нового и Ветхого Заветов были на момент их написания абсолютно каноничными. Понимание того, что Писание – это и есть основной авторитет христианской Церкви и даст возможность отделить истину от теологического заблуждения.

Что такое канон в Библии, и какие меры и стандарты использовались, чтобы определить, могла ли та либо иная книга быть классифицированная как каноничная и стать частью Священного Писания? Разъяснение этого вопроса было дано в Послании от Иуды (1:3). Там утверждается такой момент, что вера была дарована Господом Богом один раз и уже навсегда. Следовательно, вера определена Писанием, и, согласно утверждению апостола Иуды, оно было единым для всех. Псалтырь утверждает, что Истина – это основание Священного слова. Исходя из этого утверждения, теологи и апологеты сопоставляли отдельно взятые книги в пределе общепринятого каноничного Писания. Основные книги Библии поддерживают то утверждение, что Иисус Христос является Сыном Божим. Однако большинство небиблейских текстов, которые претендуют на каноничность, отрицают саму идею божественности Христа. Это является одной из основных черт так называемых апокрифов.

Что такое канон с более метафизической точки зрения? В эпоху ранней христианской Церкви отдельные общества признавали тот или иной текст «вдохновленным», что в итоге и являлось критерием его каноничности. На протяжении нескольких первых столетий активная полемика велась лишь по поводу нескольких книг, основной список которых был уже утвержден до III столетия нашей эры. Например, каноничным признан так называемый покаянный канон (или же умилительный) Андрея Критского.

При рассмотрении книг Ветхого Завета основополагающими были такие факторы:

— присутствие цитат или ссылок в Новом Завете к книгам Ветхого Завета (за исключением двух);

— как описано в Евангелиях, Иисус Христос поддерживал ветхозаветные традиции и даже цитировал некоторые повествования и тексты;

— сами иудеи крайне тщательно подходили к сохранениям писаний Старого Завета. Римско-католические апокрифы не соответствуют этим пунктам, поэтому они никогда не были приняты иудеями.

Многие богослужебные тексты относятся к ортодоксальным исключительно благодаря их «одухотворенности». В качестве примера можно привести канон покаянный. Он сочетает в себе огромное количество святых для христиан образов и пропитан христианским духом и духовностью.

Отвечая на вопрос: «Что такое канон?» — нельзя не упомянуть один из важных критериев ранней Церкви: был ли человек, писавший тот или иной текст, «очевидцем» деяний Иисуса Христа. Таким образом, можно сделать вывод, что церковный канон был сформирован в первые столетия зарождения христианства и с тех пор особых изменений не претерпел.

Церковный (дисциплинарный) канон

Что значит канон в Православии? Так называют главные правила, нормы церковный жизни. Например, внутреннее устройство Церкви, требования дисциплины и так далее. Например, одно из апостольских правил предписывало епископам каждой области устраивать собрания (соборы) дважды в год. Однако в 7 веке Трулльский Собор постановил делать это лишь один раз год. Такое изменение канона было продиктовано внешними обстоятельствами, в том числе набегами варваров. Также каноном именуют единый свод всех церковных правил. В церковной лексике «канонический» – это то же самое, что и «законный», «общепринятый». Каноны составлялись церковными Соборами, а также отдельными Отцами Церкви, среди которых и апостолы.

Примером церковного канона является, например, указание, что епископы должны избираться другими епископами определённой территории и утверждаться митрополитом. Запрет на вступление христиан в брак в близком родстве, запрет на создание общих для мужчин и женщин монастырей, запрет на самовольный переход монахов в другие монастыри – всё это тоже канонические определения Церкви.

Протоиерей Дмитрий Пашков, отвечая на вопрос «что такое канон в Церкви?» говорит, что правила необходимы там, где

И Церковь, как общество единоверцев, не является исключением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector