Полный текст молитвы пресвятой богородице честнейшую херувим и как читать

Содержание:

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы

    

Во Имя Отца, и Сына, Святаго Духа!

Рождение Божией Матери было событием сверхъестественным, если рассуждать по законам человеческого естества. Богородители Иоаким и Анна уже состарились и по всем своим физическим возможностям уже были как будто бы лишены этого счастья — когда-нибудь увидеть потомков, получить это Божие благословение, имевшее особое значение имело для богоизбранного народа.

Это сверхъестественное событие и стало великим благословением Божие и чудом, превосходящим человеческое естество. Мы можем только представить, какая радость исполняла сердца Иоакима и Анны. Это чудо было предвестником еще более сверхъестественного, непостижимого события: воплощения от Божией Матери и Духа Святого Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа.

Тела Иоакима и Анны состарились, стали бесплодными, почти омертвели для продолжения рода, и все человечество, погрязшее в грехе, также как бы умерло, заснуло, погрузилось во мрак неведения и удаления от Бога.

Когда наступает ночь, то в той части вселенной, куда она приходит, происходит временная смерть — сон. Все останавливается, очень многие цветы закрываются, цвета превращаются в нечто серое, люди погружаются в сон. А еще как раз ночью часто и совершаются всякие отвратительные дела: преступления, разврат. Именно в ночной тьме люди часто идут на греховные преступления. Существует некая связь между этими явлениями. Это во многом олицетворяет человечество, погруженное во тьму, человечество, отпавшее от света боговидения, богопознания, ослепленного и впадшего сон или почти уже смерть. Как слепой человек только отчасти различает цвета или не различает вообще ничего, так и человечество перестало различать Божественный свет, и многие народы в этой слепоте поклонялись языческим богам, природным явлениям: ветрам, горам, камням, огню; и они забыли о Боге. Они не видели Его, как человек не видит в темноте даже ближайших предметов.

И вот в мир является Матерь Света — Богородица.

Когда начинается рассвет, мы еще не видим солнца, но вокруг становится теплее, светлее, и все оживает: просыпается окружающая природа, начинают петь птицы, насекомые вылезают из своих убежищ, цветы распускаются, появляется множество звуков — и мир вокруг нас как будто пробуждается ото сна, воскресает.

Весь мир получил залог воскресения, эти теплые солнечные, божественные лучи, с рождением Божией Матери.

«Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», — часто мы возносим такое молитвословие. Она была Матерью Света и уже предвозвещала явление Солнца Правды — Христа. Об этом как раз говорится в сегодняшнем праздничном тропаре, и мы с вами, неся его на устах, собрались сегодня, чтобы согреться в этих лучах, чтобы наши сердца ожили и стали способны к тому, чтобы не ослепнуть от Божественного Света, Солнца Правды, Господа нашего Иисуса Христа.

Аминь.

Скачать (MP3 файл. Продолжительность 6:05 мин. Размер 3 Mb)

21 сентября 2011 г.

История написания

Слова благодарственной молитвы «Величит душа моя Господа» взят из Евангелия от Луки, который описал встречу Девы Марии с праведной Елисаветой, имеющей в чреве своем будущего Иоанна Предтечу. (Луки 1:42-43). Мария была воспитана в монастыре и прекрасно знала о приходе обещанного Богом Миссии, это был завет Творца всему еврейскому народу.


Встреча девы Марии и Елизаветы. Картина Р. Санти

Дева знала, что должен прийти Спаситель мира, трудно даже представить, какие чувства испытывала невинная девушка, мужа не знавшая, когда явился архангел Гавриил и сообщил о Ее беременности от Духа Святого.

Возможно, девушку терзали сомнения и страхи, но при встрече с праведной Елизаветой она услышала слова Бога. Она была названа благословеннейшей среди женщин после того, как с величайшим смирением приняла Благую весть.

Интересно! Апостол Лука мог записать священный текст со слов Пречистой Божьей Матери, встретившись с Ней после распятия и вознесения Иисуса Христа.

Евангелие Луки начинается молитвенным гимном, наполненным благодарственными словами и смирением Той, которая не только дала земную жизнь Спасителю мира, но и стала свидетельницей Иисусовой победы. После Вознесения Христа на земле осталась Его Церковь, которую не могут одолеть врата ада.

Еще о других молитвах:

  • Молитва «Богородице, Дево, радуйся»
  • Молитва «Яко с нами Бог»
  • Молитва «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко»

Гордыня, зависть, внешнее торжество ослепило сердца Противников Сына Божьего, они через корысть, подкуп, измену, ложь пытались уничтожить Посланника, но при этом сами сошли в могилу бесславия, а верные Учителю рыбаки пошли по всему миру, неся благодарственную песнь.

Константинопольский литургист 14 века Никифор Каллиста утверждает, что припев «Чеснейшая» написан преподобным Косьмой Маюмским в восьмом столетии, однако величие Пречистой Марии встречается и в молитвенных воззваниях преподобного Ефрема Сирина, жившего в 4 веке.

Боговоплощение Иисуса неотделимо от величия Пресвятой Богородицы, Которая намного выше ангелов и архангелов.

Евангельская песнь Богородицы «Величит душа моя Господа» — христианское сокровище, выражение благодарности Творцу за дарованные Ним чудеса, это победный гимн, торжество смирения, приносящего огромные плоды и дары в жизнь верующих людей.

Толкование священного текста

Читая «Благовестник» блаженнейшего Феофилакта, архиепископа Болгарского, мы получаем не только правильное понимание Священного Писания, но и получаем наставление точного его исполнения. В первых словах Своей песни Богородица умаляется и всю славу за чудо рождение Иисуса воздает Господу, утверждая, что Бог призрел на Нее и явил Свою милость, чтобы Божью мать ублажали все народы.

Есть в этом заслуга Пречистой Девы? Нет, народы будут ублажать за то, что Всевышний выбрал Деву, и акцент здесь делается на Господе, Он избрал и помазал, благословил и все предопределил. Далее Пресвятая Дева подчеркивает, что милость Господня распространяется не только на нее, а всех, кто боится Бога. Не бойтесь бояться Творца, и тогда милость Его пребудет на вас.


«Величит душа моя Господа» — благодарственная песнь утреннего песнопения

Как долго будет благодать, дарованная Марии, действовать, закончилась ли она после Воскресения Христа? И снова обнадеживающий ответ, что из рода в род, из поколения в поколение, вечно Творец дарует Свою благодать боящимся Его.

Дух человека наполняется радостью после того, как душа величит Господа. Воздай хвалу Богу всей своею душою, всем сердцем, всеми помыслами, и дух твой возрадуется, придет великая радость, наслаждение в жизнь.

В молитве «Величит душа Господа» преподобный Феофилакт трактует под мышцею Господнею Бога Сына. Только Христу под силу выгнать бесов из человеческих душ, низложить фарисеев с престолов. В современном мире не имеет значения, из какого ты народа, Господь смиренных превозносит и наполняет благами.

В размышлениях священномученика Григория (Лебедева), погибшего в 1937 году за православную веру, дано толкование завершающих аккордов этой песни, о том, что самонадеянные люди гоняются за призрачным счастьем в виде богатства, славы, власти, но Господь призрит только на тех, кто жаждет правды Божьей.

Важно! Блаженных и смиренных принимает Творец подобно отроку Своему, Израилю и покрывает их милостью, обещанной всем потомкам Авраама

Когда не читается данная песня

Во время определенных праздничных дней чтение песни Богородицы отменяется, помимо всех двунадесятых Богородичных и Господних праздников, Недели Цветной Триоди, Страстной Седмицы, это:

  • второй день Рождества Христова;
  • Крещение Господнее;
  • Троица;
  • Обрезание и другие.

В чем помогает благодарственная песня «Величит душа Господа»

Величественная песня приходит на помощь в минуту особой благодати, когда человеческих слов не хватает для выражения благодарности Богу за Его великие дела и чудесную помощь.

Если читать и внимательно вдумываться в каждое слово молитвы, можно найти покой в те моменты, когда неспокойно на душе, в момент разочарований и предательства. Милость Господня из рода в род не оставляет праведных и смиренных. Его покров над верными детьми Его.

Величает душа моя Господа!

Песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа»

^ Молитвы Пресвятой Богородице просительные

^ Молитва 1-я5

К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище на́м гре́шным? Кто́ па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Услы́ши у́бо стена́ние мое́, и приклони́ у́хо Твое́ ко мне́, Влады́чице Ма́ти Бо́га моего́, и не пре́зри мене́, тре́бующаго Твоея́ по́мощи, и не отри́ни мене́ гре́шнаго.

Предлагаем ознакомиться Как очистить дом от порчи и диагностика порчи дома

Вразуми́ и научи́ мя́, Цари́це Небе́сная; не отступи́ от мене́, раба́ Твоего́, Влады́чице, за ропта́ние мое́, но бу́ди мне́ Ма́ти и Засту́пница. Вруча́ю себе́ ми́лостивому покро́ву Твоему́: приведи́ мя́ гре́шнаго к ти́хой и безмяте́жней жи́зни, да пла́чуся о гресе́х мои́х. К кому́ бо прибе́гну пови́нный а́з, а́ще не к Тебе́, упова́нию и прибе́жищу гре́шных, наде́ждою на неизрече́нную ми́лость Твою́ и щедро́ты Твоя́ окриля́емь?

О, Влады́чице Цари́це Небе́сная! Ты́ мне́ упова́ние и прибе́жище, покро́в и заступле́ние и по́мощь. Цари́це моя́ преблага́я и ско́рая Засту́пнице! Покры́й Твои́м хода́тайством моя́ прегреше́ния, защити́ мене́ от вра́г ви́димых и неви́димых, умягчи́ сердца́ злы́х челове́к, возстаю́щих на мя́. О, Ма́ти Го́спода моего́ Творца́!

Ты́ еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цве́т чистоты́. О, Богороди́тельнице! Ты́ пода́ждь ми́ по́мощь немощству́ющему плотски́ми страстьми́ и боле́знующему се́рдцем: еди́но бо Твое́ и с Тобо́ю Твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего и́мам заступле́ние, и Твои́м пречу́дным заступле́нием да изба́влюся от вся́кия беды́ и напа́сти, о пренепоро́чная и пресла́вная Бо́жия Ма́ти Мари́е. Те́мже со упова́нием глаго́лю и вопию́: ра́дуйся, Благода́тная, ра́дуйся, Обра́дованная, ра́дуйся, Преблагослове́нная, Госпо́дь с Тобо́ю.

и не презри меня, нуждающегося в Твоей помощи, и не отринь меня, грешного. Вразуми и научи меня, Царица Небесная; не отступи от меня, раба Твоего, Владычица, за ропот мой, но будь мне Матерью и Заступницей. Вручаю себя милостивому покровительству Твоему: приведи меня, грешного, к тихой и безмятежной жизни, дабы я плакал о грехах моих.

Ибо к кому прибегну я, виновный, если не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждой на неизреченную милость Твою и щедроты Твои окрыляясь? О, Владычица, Царица Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление, и помощь. Царица моя преблагая и скорая Заступница! Покрой Твоим ходатайством мои согрешения, защити меня от врагов видимых и невидимых;

смягчи сердца злых людей, восстающих на меня. О, Матерь Господа, моего Творца! Ты – корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Божия Родительница! Ты подай мне помощь, немощному от плотских страстей и болезнующему сердцем, ибо имею я одну Твою и с Тобою Сына Твоего защиту; и да избавлюсь я Твоим пречудным заступлением от всякой беды и напасти, о пренепорочная и преславная Божия Матерь Мария. Потому с надеждою возглашаю и взываю: «Радуйся, Благодатная! Радуйся обрадованная! Радуйся, преблагословенная, Господь с Тобою!»

^ Молитва 2-я1

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода Вы́шняго, всеми́лостивая Засту́пнице и Покрови́тельнице все́х, к Тебе́ с ве́рою прибега́ющих! При́зри с высоты́ небе́сныя сла́вы Своея́ на мя́, припа́дающаго к подно́жию Твоему́, услы́ши смире́нную моли́тву мене́, гре́шнаго и недосто́йнаго раба́ Твоего́, и принеси́ ю́ пред возлю́бленнаго Сы́на Своего́.

О, Преблагослове́нная Богоро́дице! Ты́, имену́емая все́х скоропослу́шница и скорбя́щих ра́досте, услы́ши и мене́ ско́рбнаго; Ты́ – утоле́ние печа́ли, утоли́ и моя́ душе́вныя боле́зни и печа́ли; Ты́ – купино́ неопали́мая, сохрани́ ми́р и все́х на́с от вредоно́сных о́гненных стре́л вра́жиих; Ты́ – взыска́ние поги́бших, не попусти́ мене́ поги́бнути в бе́здне грехо́в мои́х;

На Тебе́ по Бо́зе все́ мое́ упова́ние возлага́ю, бу́ди ми́ вы́ну неусы́пная хода́таица и всеси́льная предста́тельница пред Сы́ном Твои́м, Го́сподом на́шим Иису́сом Христо́м, укрепи́ во мне́ ве́ру в Него́, утверди́ в любви́ Его́, научи́ мене́ люби́ти и сла́вити и Тебе́, Пресвяту́ю Ма́терь Бо́жию, Преблагослове́нную Мари́ю: вседержа́вному покро́ву Твоему́, Богоро́дице, вруча́ю себе́ на вся́ ве́ки. Ами́нь.

Толкование священного текста

Читая «Благовестник» блаженнейшего Феофилакта, архиепископа Болгарского, мы получаем не только правильное понимание Священного Писания, но и получаем наставление точного его исполнения. В первых словах Своей песни Богородица умаляется и всю славу за чудо рождение Иисуса воздает Господу, утверждая, что Бог призрел на Нее и явил Свою милость, чтобы Божью мать ублажали все народы.

Есть в этом заслуга Пречистой Девы? Нет, народы будут ублажать за то, что Всевышний выбрал Деву, и акцент здесь делается на Господе, Он избрал и помазал, благословил и все предопределил. Далее Пресвятая Дева подчеркивает, что милость Господня распространяется не только на нее, а всех, кто боится Бога. Не бойтесь бояться Творца, и тогда милость Его пребудет на вас.


«Величит душа моя Господа» — благодарственная песнь утреннего песнопения

Как долго будет благодать, дарованная Марии, действовать, закончилась ли она после Воскресения Христа? И снова обнадеживающий ответ, что из рода в род, из поколения в поколение, вечно Творец дарует Свою благодать боящимся Его.

Дух человека наполняется радостью после того, как душа величит Господа. Воздай хвалу Богу всей своею душою, всем сердцем, всеми помыслами, и дух твой возрадуется, придет великая радость, наслаждение в жизнь.

В молитве «Величит душа Господа» преподобный Феофилакт трактует под мышцею Господнею Бога Сына. Только Христу под силу выгнать бесов из человеческих душ, низложить фарисеев с престолов. В современном мире не имеет значения, из какого ты народа, Господь смиренных превозносит и наполняет благами.

В размышлениях священномученика Григория (Лебедева), погибшего в 1937 году за православную веру, дано толкование завершающих аккордов этой песни, о том, что самонадеянные люди гоняются за призрачным счастьем в виде богатства, славы, власти, но Господь призрит только на тех, кто жаждет правды Божьей.

Важно! Блаженных и смиренных принимает Творец подобно отроку Своему, Израилю и покрывает их милостью, обещанной всем потомкам Авраама

Когда не читается данная песня

Во время определенных праздничных дней чтение песни Богородицы отменяется, помимо всех двунадесятых Богородичных и Господних праздников, Недели Цветной Триоди, Страстной Седмицы, это:

  • второй день Рождества Христова;
  • Крещение Господнее;
  • Троица;
  • Обрезание и другие.

Греческий оригинал

Μεγαλύνει ἡ ψυχή μου τὸν Κύριον καὶ ἠγαλλίασε τὸ πνεῦμά μου ἐπὶ τῷ Θεῷ τῷ Σωτῆρι μου. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβὶμ καὶ ἐνδοξοτέραν ἀσυγκρίτως τῶν Σεραφίμ, τὴν ἀδιαφθόρως Θεὸν Λόγον τεκοῦσαν, τὴν ὄντως Θεοτόκον Σὲ μεγαλύνομεν. Ὅτι ἐπέβλεψεν ἐπὶ τὴν ταπείνωσιν τῆς δούλης Αὐτοῦ· ἰδοὺ γὰρ ἀπὸ τοῦ νῦν μακαριοῦσί με πᾶσαι αἱ γενεαί. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβὶμ… Ὅτι ἐποίησέ μοι μεγαλεῖα ὁ δυνατὸς καὶ ἅγιον τὸ ὄνομα Αὐτοῦ, καὶ τὸ ἔλεος Αὐτοῦ εἰς γενεὰν καὶ γενεὰν τοῖς φοβουμένοις Αὐτόν. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβὶμ… Ἐποίησε κράτος ἐν βραχίονι Αὐτοῦ, διεσκόρπισεν ὑπερηφάνους διανοίᾳ καρδίας αὐτῶν. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβὶμ… Καθεῖλε δυνάστας ἀπὸ θρόνων καὶ ὕψωσε ταπεινούς· πεινῶντας ἐνέπλησεν ἀγαθῶν καὶ πλουτοῦντας ἐξαπέστειλε κενούς. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβὶμ… Ἀντελάβετο Ἰσραὴλ παιδὸς Αὐτοῦ, μνησθῆναι ἐλέους, καθὼς ἐλάλησε πρὸς τοὺς πατέρας ἡμῶν, τῷ Ἀβραάμ καὶ τῷ σπέρματι Αὐτοῦ ἕως αἰῶνος. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβὶμ…

История создания

Молитву Богородицы «Величит душа моя Господа» впервые произнесла Дева Мария при встрече со своей родственницей Елисаветой, матерью Иоанна Предтечи. Она длительное время не могла забеременеть и только в довольно преклонном возрасте на нее сошла Божья благодать. Как только Богородица получила такую радостную весть от архангела Гавриила, то тотчас отправилась в Назарет, чтобы обрадовать Елисавету.

Дом находился в гористой части Иудеи, которая принадлежала семейству Иуды. Как только на пороге появилась Божья Матерь, то младенец Иоанн еще в утробе почувствовал приближение Господа и начал биться. Такой знак сразу же передала Елисавета Деве Марии и оно было истолковано как предвестник появления Богомладенца. Именно ответ Богородицы на слова Елисаветы и стали текстом молитвы «Величит душа моя Господа».

Богослужебные замечания

Пение «Честнейшей»

«Честне́йшая» поётся «на два ли́ка» (хо́ра), то есть антифонно. Богослужебное указание гласа «Честнейшей» имеется только в Минее 1 сентября, на праздник (церковного) Новолетия («Нача́ло инди́кта, си́рѣчь но́ваго лѣ́та»), где её предписано петь на 6-й глас и «велегла́сно» (громко). В современной практике это гласовое указание не соблюдается: обычно «Честнейшую» поют напевом ирмоса гласа канона, или иным напевом (самогласным). Во многих храмах «Честнейшую» поют общинно (вместе с народом).

Каждение на «Честнейшую»

На 8-й и 9-й песни канона утрени диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Покадив св. престол и алтарь, диакон, к началу катавасии 8-й песни, выходит северной дверью из алтаря, совершает каждение царских врат, правой стороны иконостаса и встаёт у иконы Божией Матери. По окончании катавасии, кадя икону Богородицы, диакон возглашает: «Богоро́дицу и Ма́терь Све́та в пе́снех возвели́чим», и лики (хоры) начинают пение «Честнейшей».

Далее диакон кадит левую сторону иконостаса, клироса́, народ (молящихся в храме) и весь храм, затем, поднявшись на солею́, вновь кадит царские врата, иконы Спасителя и Богородицы, и возвращается южной дверью в алтарь.

Когда «Честнейшая» не поётся

Глава 20 Типикона «О еже когда поется Честнѣйшую, и когда не поется», гласит:

Подоба́етъ вѣ́дати: я́ко всегда́ пое́тся Честнѣ́йшую: въ недѣ́ляхъ всего́ лѣ́та и въ предпра́зднствахъ, и попразднствахъ, и въ седми́чныя дни. Не пое́тся же Честнѣ́йшая во влады́чнихъ и богоро́дичныхъ пра́здникахъ, е́же есть, на Рождество Богородицы, и на отда́ніе пра́здника ея́. На Воздви́женіе Честна́го Креста́, и на отда́ніе его́. На Введе́ніе Богоро́дицы, и на отда́ніе его́. На Рождество Христово, и на у́тріе, и на отда́ніе его́. На Обре́заніе Госпо́дне, и въ па́мять Вели́каго Васи́лія. На Богоявле́ніе Госпо́дне, и на у́тріе, и на отда́ніе его́. Въ Па́мять во святы́хъ оте́цъ на́шихъ, и вели́кихъ іера́рховъ, Васи́лія Вели́каго, Григо́рія Богосло́ва, и Іоа́нна Златоу́стаго. На Срѣ́теніе Госпо́дне, и на отда́ніе его́. На Благовѣ́щеніе. От суббо́ты пра́веднаго Ла́заря, до недѣ́ли Θомины́, во всѣхъ недѣ́ляхъ Пятьдеся́тницы, кромѣ́ Недѣ́ли Святы́хъ Оте́цъ. Въ преполове́ніе Пятьдеся́тницы, и на отда́ніе его́. Въ сре́ду, предъ Вознесе́ніемъ. На Вознесе́ніе, и на отда́ніе его́. На Соше́ствіе Свята́го Ду́ха, и на у́трени въ понедѣ́льникъ, и на отда́ніе его́. На Преображе́ніе, и на отда́ніе его́. На Успе́ніе Богоро́дицы, и на отда́ніе его́. То́чію а́ще случи́тся пра́здникъ, или́ отда́ніе пра́здника ко́его въ недѣ́лю: и тогда́ пое́тся Честнѣйшую.

На службах господских и богородичных праздников и их отданий (кроме отдания Пятидесятницы), когда «Честнейшая» не поётся, на 9-й песни канона вместо неё (и пророчества Захарии) поются особые «припевы праздника», первый из которых обычно возглашается диаконом (вместо возгласа «Богоро́дицу и Ма́терь Све́та в пе́снех возвели́чим»). Например, в праздник Рождества Богородицы диакон возглашает первый припев: «Велича́й, душе́ моя́, пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере», а в праздник Преображения Господня: «Велича́й, душе́ моя́, на Фаво́ре преобрази́вшагося Го́спода».

Лопухин А.П.

Ст. 46-48 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды

В этих стихах содержится первая строфа хвалебной песни Богоматери. Здесь, как равно и в следующих строфах, Пресвятая Дева выражает чувство Своего благоговения пред Богом словами ветхозаветных священных гимнов, и прежде всего словами песни Анны, матери Самуила (1Цар.2:1 и сл.).

«И сказала Мария». Это замечание указывает на то, что следующая песнь есть личное излияние чувств Пресвятой Девы, а не сказана по особому внушению Святого Духа.

«Величит», – т. е. возвышает, прославляет.

«Душа» – центр внутренней жизни человека. «Дух» – духовный, высший руководитель внутренней жизни человека. Впрочем, то и другое понятие – «душа» (ψυχή) и «дух» (πνεῦμα) – могут быть признаны просто синонимами.

«Возрадовался» – по-гречески аорист (ἠγαλλίασε). Это означает поворотный пункт в душевной жизни Богоматери, который представляет собой получение радостного приветствия от Ангела (стих 28). Возвращаясь к этому, уже прошедшему, событию Мария прославляет Бога.

«Спасителе Моем». По отношению к Марии Бог явился Спасителем (σωτήρ), т. е. освободителем от всякого зла или, так как Мария, собственно, не терпела доселе никакого несчастья, Ее Благодетелем. А в чем это благодеяние – Она говорит далее.

«Что призрел на смирение Рабы Своей». Мария называет Себя смиренной Рабой Бога, показывая этим, что Она занимала в израильском народе очень незаметное положение и была крайне бедна (смирение – не добродетель смирения, на какую Мария, конечно, не стала бы указывать как на причину милости к ней Бога, а именно низкое, бедное положение, ср. Ис.11:4 по славянскому тексту).

предыдущий стихследующий стих

Главные способы действия врага.

Как он действует против нас? Мы знаем, что он вор, который крадет. Значит все хорошее было украдено не Богом.

ОБВИНЕНИЕ. Действие врага(сатаны). Эту функцию Бог ему не давал, но он сам присвоил ее себе. Из всех методов до того, как он сможет украсть, убить или погубить, он обвиняет. Его имя на иврите хасатан(сатана) — что значит обвинитель в суде.

(1Петр 5:8

) Трезвитесь, бодрствуйте, потому что, противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить.

Он ищет, кого может поглотить.

(1Петр 5:9

) Противостойте ему твердоюверою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Слово «диавол» состоит из двух греческих слов — анти и дикос. Анти — против. Дикос — судебный иск. Он по прежнему действует в области законничества. Его обвинения против вас — это законничество. Например: не забывай, что Бог сказал в Своем Слове, а теперь жди наказания, жди приговора.

Через такой опыт проходят многие люди.

На греческом языке «диаволос» — предъявлять обвинение, с целью навредить или погубить. На иврите «сатана» — обвинитель. Это юридический термин. Иисус выступает в роли нашего адвоката.

Мы имеем адвоката пред Отцом Иисуса Христа праведника. И он сильный юрист.

(Отк 12:10

) И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его Кровию Агнца.

Кровь, значит что? Была смерть. Эта не какая то обычная кровь, это Божественная кровь, текшая в венах Эммануила.

Когда враг говорит вам: как ты смеешь просить Бога о таком? Как ты можешь ожидать жизнь с избытком? Как ты можешь ожидать исцеления в своем теле, когда ты сделал вот это и вот это?

Скажите: ничего. Кровь Христа, дает вам такое право. Это значит что за все грехи заплачено полностью.

Как читают молитву в храме

При ее исполнении священник проводит каждения алтаря и всего храма. Данную молитву очень любят люди. Многие говорят о том, что во время ее пения сама Божья Матерь проходит по храму и благословляет тех, кто молится с усердием.

Пребывая в храме, можно увидеть людей, которые крестятся и кланяются невпопад. Перед тем, как бить покаянные поклоны, верующим стоит узнать все правила поведения в церкви. Так, после произнесения данного молитвенного текста стоит:

  • сделать поясной поклон;
  • а после осенить себя крестным знамением.

В большинстве храмов ее поют на 2 лика или вместе с народом. Язык оригинала – греческий. Есть также на церковнославянском и в русской транскрипции.

Духовная ценность и полный текст молитвы Богородице “Честнейшую Херувим”

История возникновения молебна

Многие православные верят, что слова этой чудесной молитвы были подсказаны её автору самой Божией Матерью. Действительно, история написания святого текста просто необыкновенна.

Молебен был написан в VIII веке преподобным Космой Маюмским. В Великую Пятницу его посетило божественное озарение, в результате чего святой сложил эту молитву. По преданию, сама Богородица явилась после этого Косме, выразив своё одобрение и вознеся ему похвалу.

Чудесное дополнение получила песнь, посвящённая Царице Небесной, в Х веке в монастыре Святого Афона. Один из монахов в своей келье усердно молился. Когда он начал произносить слова молитвы «Честнейшую Херувим», в келье внезапно появился очень красивый юноша. Он остановил монаха и пропел другое, неизвестное начало молебна. А уже потом добавил к этим словам окончание «Честнейшую Херувим». Неизвестные дотоле слова были столь прекрасны и изумительны, что афонский инок стал просить незнакомого юношу, чтобы он написал ему начало заветной молитвы. Но в келье не было никаких письменных принадлежностей. Тогда гость попросил принести каменную плиту и рукой написал на плите пропетые им слова. Затем он произнёс: «Отныне всегда так пойте и вы, и все православные христиане», – и стал невидим. После этого изумлённый инок понял, что это был Ангел Божий.

Так и возникла эта удивительная песнь во славу Матери Божьей, в которой человеческое творение переплелось с ангельским. Отныне, с 980 года, священный текст звучит в полном чтении.

В чем помогает молитва

Во все времена Царица Небесная является покровительницей рода человеческого перед Господом. Верующие ищут у неё утоление своих печалей и преумножение отрады.

Христиане обычно обращаются с просьбами к Богородице и произносят слова заветной молитвы, когда в жизни возникают следующие ситуации:

  • неуверенность в себе, растерянность и потеря нравственных ценностей. Далеко не всегда возможно справиться с неуверенностью самому. Здесь приходит на помощь искренняя молитва;
  • невозможность самому найти ответы на тяготящие вопросы;
  • зависть, алчность и корыстные намерения других людей причиняют немалый вред;
  • неспособность самостоятельно выбраться из тяжелой жизненной ситуации.

Матерь Божия дарует всем просящим стойкость духа, избавляет от греховных мыслей и злого умысла, направляет на путь истинный. Человек, потерявший покой, в любом бедствии может обратиться за помощью к небесам – далеко не со всеми трудностями можно справиться самостоятельно.

Матерь Божия дарует всем просящим стойкость духа

Как и когда читать молитвенное обращение

Несмотря на то, что молебен известен почти всем православным верующим, в Евангелии нет чётких и твёрдых указаний относительно места и времени его проведения. Однако многие священнослужители придерживаются некоторых правил и традиций чтения речей Богородицы. В наше время они считаются общепринятыми:

  • по традициям православия молитву Богородицы «Честнейшую Херувим» принято петь на утрене между восьмым и девятым канонами;
  • во время обряда каждения дьякон обходит храм, начиная со святого престола и алтаря и заканчивая царскими воротами;
  • в церкви, дьякон обязательно становится по правую сторону иконостаса, возле иконы, на которой изображен божественный лик Небесной Царицы;
  • после того, как священнослужитель занимает это место, начинает петь хор;
  • читать молитву можно как в церкви, так и дома;
  • чтение молебна необходимо произносить нараспев.

Текст молитвы «Честнейшую Херувим»

Разумеется, молитва, возносимая к Божьей матери, приносит свои плоды лишь в том случае, если просящий искренен в своих помыслах и не имеет зла в душе. Сами священнослужители считают такой обряд признанием и почтением Девы Марии, а христиане посредством этой молитвы могут выразить свою благодарность Матери Спасителя за оказываемую им защиту и помощь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Когда следует молиться Богородице

Царица Небесная во все времена считалась заступницей рода человеческого перед Господом. Верующие просят Ее об исцелении от болезней и утоления печали. В дни радости и счастья принято благодарить Богородицу за помощь и покровительство.

«Честнейшую херувим» входит в список самых известных молитв

Часто люди самонадеянно считают, что способны разобраться со своими проблемами без покровительства Высших сил. Но на практике оказывается, что для каждого дела нужно благословение Господне, именно Бог дает нам силы нести свой крест и преодолевать трудности. Тогда на помощь приходят слова молитв, которыми люди просят помощи у Всевышнего, Богородицы и Святых.

Молитву «Честнейшую Херувим» христиане читают в следующих случаях:

  • Если нужно найти ответ на сложный, беспокоящий душу вопрос.
  • Когда человеческой душе нанесен вред алчностью и злобой других людей.
  • Когда у самого человека в душе зарождаются греховные мысли.

Важно! Если в дни смуты христианин будет читать эту молитву, Богородица дарует ему покой, защитит от недобрых людей, придаст душевных сил для того, чтобы справиться с неурядицами, избавит от порочных мыслей

В чем помогает молитва «Честнейшую Херувим»?

Издревле Богородица выступает защитницей рода человеческого перед Господом. Ей можно довериться и поведать о всех своих радостях и горестях. Царица Небесная преумножит отраду и утолит печали. Люди обращаются к ней в следующих случаях:

  • неуверенность в себе;
  • алчность, зависть и корыстные намерения;
  • в поисках ответа на тягостные вопросы;
  • в тяжелой жизненной ситуации.

Матерь Божия дарует смирение и стойкость духа, избавляет от всяких дурных помыслов и утверждает на пути праведном. По вере просящего да прибудет ему.

Богослужебные замечания

Пение «Честнейшей»

«Честне́йшая» поётся «на два ли́ка» (хо́ра), то есть антифонно. Богослужебное указание гласа «Честнейшей» имеется только в Минее 1 сентября, на праздник (церковного) Новолетия («Нача́ло инди́кта, си́рѣчь но́ваго лѣ́та»), где её предписано петь на 6-й глас и «велегла́сно» (громко). В современной практике это гласовое указание не соблюдается: обычно «Честнейшую» поют напевом ирмоса гласа канона, или иным напевом (самогласным). Во многих храмах «Честнейшую» поют общинно (вместе с народом).

Каждение на «Честнейшую»

На 8-й и 9-й песни канона утрени диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Покадив св. престол и алтарь, диакон, к началу катавасии 8-й песни, выходит северной дверью из алтаря, совершает каждение царских врат, правой стороны иконостаса и встаёт у иконы Божией Матери. По окончании катавасии, кадя икону Богородицы, диакон возглашает: «Богоро́дицу и Ма́терь Све́та в пе́снех

[или:пе́сньми ]возвели́чим» , и лики (хоры) начинают пение «Честнейшей».

Далее диакон кадит левую сторону иконостаса, клироса́, народ (молящихся в храме) и весь храм, затем, поднявшись на солею́, вновь кадит царские врата, иконы Спасителя и Богородицы, и возвращается южной дверью в алтарь.

Когда «Честнейшая» не поётся

Глава 20 Типикона «О еже когда поется Честнѣйшую, и когда не поется», гласит:

На службах господских и богородичных праздников и их отданий (кроме отдания Пятидесятницы), когда «Честнейшая» не поётся, на 9-й песни канона вместо неё (и пророчества Захарии) поются особые «припевы праздника», первый из которых обычно возглашается диаконом (вместо возгласа «Богоро́дицу и Ма́терь Све́та в пе́снех возвели́чим»

). Например, в праздник Рождества Богородицы диакон возглашает первый припев:«Велича́й, душе́ моя́, пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере» , а в праздник Преображения Господня:«Велича́й, душе́ моя́, на Фаво́ре преобрази́вшагося Го́спода» .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector