Церковный раскол

Содержание:

Реакция народа на церковный раскол

Реакция на реформу Никона является крайне показательной, подчеркивая, что изменения были гораздо глубже, чем об этом принято говорить. Доподлинно известно, что после начала реализации реформы по всей стране прокатились массовые народные восстания, направленные против изменений церковного уклада. Часть людей открыто высказывала свое недовольство, другие просто уходили из этой страны, не желая оставаться в этой ереси. Люди уходили в леса, в далекие поселение, в другие страны. Их отлавливали, возвращали назад, они опять уходили – а так множество раз. Показательной является реакция государства, которое фактически устроило инквизицию. Горели не только книги, но и люди. Никон, который отличался особой жестокостью, лично приветствовал все расправы над восставшими. Тысячи людей погибло, выступая против реформаторских идей Московского патриархата.

Реакция народа и государства на реформу является показательной. Можно говорить о том, что начались массовые волнения. А теперь ответьте на простой вопрос, возможны ли такие восстания и расправы в случае простых поверхностных изменений? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо перенести события тех дней на сегодняшнюю реальность. Давайте представим, что сегодня патриарх Московский скажет о том, что креститься теперь нужно, например, четырьмя пальцами, поклоны совершать кивком головы, а книги следует изменить в соответствии с древними писаниями. Как народ такое воспримет? Скорее всего, нейтрально, а при определенной пропаганде даже положительно.

Другая ситуация. Предположим, что московский патриарх сегодня обяжет всех креститься четырьмя перстами, применять кивки вместо поклонов, носить католический крест вместо православного, сдать все книги иконы, чтобы их можно было переписать и перерисовать, имя Бога теперь будет например «Иисуус», а крестный ход будет ходить например дугой. Подобный характер реформы непременно приведет к восстанию религиозных людей. Изменяется всё, перечеркивает вся вековая религиозная история. Именно это сделала реформа Никона. Поэтому и произошел церковный раскол в 17 веке, поскольку противоречия между старообрядцами и Никоном были неразрешимыми.

Какие цели преследовали реформы Патриарха Никона

Появление реформы вызвано необходимостью навести порядок при проведении церковных обрядов, что сказалось бы на поддержании статуса России как центра православной веры и укрепило внутриполитическую обстановку.

При государе Алексее Михайловиче сложилась политическая обстановка, требующая поддержки греческой церкви. Обряды богослужения на Руси того времени не соответствовали греческим правилам, что и послужило основной причиной появления церковной реформы.

Этому же способствовало присоединение к России в 1654 году Малороссии, бывшей территории польской Украины, где соблюдались греческие каноны во время проведений православных литургий.

Возникновение церковной реформы связано с надеждой правительства на то, что единообразие правил церковных обрядов поддержит национальное единство страны, будет способствовать стабильности политической обстановки внутри страны. 

Эволюция отношения РПЦ к старообрдцам

Как уже было сказано выше, соборы 1656- и 1666 годов осудили сторонников «старых обрядов», назвав эти обряды неправославными и еретическими. Это осуждение окончательно санкционировал Большой московский собор 1667 года. На нем были одобрены реформы, проведенные патриархом Никоном, а все, не принявшие соборные решения, были преданы анафеме как еретики и непокорные Церкви.

Однако начиная с 1800 года употребление старых обрядов стало в той или иной мере допускаться Святейшим Синодом. В 1971 году состоялся поместный собор с целью избрания патриарха. На нем был рассмотрен вопрос о старообрядцах и принято следующее решение.

Было утверждено постановление Синода 1929 года, касающееся признания старых русских обрядов наравне с новыми. В 1974-м году аналогичное решение было принято и Русской православной церковью за рубежом. Но несмотря на это, молитвенное общение между какой бы то ни было масштабной церковной юрисдикцией старообрядцев и новообрядцев возобновлено не было.

Исторические предпосылки

К 1701 году российский император был очень недоволен отрицательным отношением духовенства к преобразованиям, проводившимся в государственной и общественной жизни. Служители церкви считали, что все новшества разрушали старый строй и обычаи, которым они были привержены. Религиозная политика духовенства мешала Петру 1 создавать абсолютистское государство по образцу стран Западной Европы.

Еще в молодости император желал патриарху Адриану привести в порядок духовный чин, но церковный глава был против каких-либо изменений в государственном устройстве России. К началу XVIII века сложились предпосылки принятия реформ против патриаршества:

  • Большинство монахов считали императора антихристом и были против его преобразований.
  • Чрезмерный авторитет церкви, который выражался в сильном влиянии на обычных людей.
  • Во владении монастырей и церквей находились большие финансовые и людские ресурсы, которые были неподотчетны государству.

С каждым годом недовольство Петра религиозной политикой только усиливалось, поэтому он свои ошибки и неудачи зачастую приписывал сопротивлению служителей духовенства. Если кратко, то церковные реформы Петра 1 были направлены на предотвращение противоборства священнослужителей, а именно:

  • Устранение возможности вырасти Московскому патриарху до второго государя, равносильного императору.
  • Подчинение духовенства государственным законам и царю.
  • Устранение экономического и административного самоуправления посредством подробной ревизии имущества, назначения государственным аппаратом должностей, строгого регламентирования обязанностей духовенства и проведения финансовых операций.
  • Снижение количества церковников и монахов в патриаршестве, введение запрета на строительство монастырей.
  • Борьба со стихийным нищенством, так как император считал, что на подаяния могут жить только блаженные и инвалиды.

Петр 1 очень тщательно готовился к реорганизации церковного управления, проводя частые встречи с восточными патриархами. Суть их состояла в решении духовных и политических вопросов.

Причины и предпосылки

Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.

Чрезмерный авторитет церкви — Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей, это не вписывалось в абсолютистскую модель государства, где император — единственный полноправный властитель.

Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.

Причины реформы

Начиная с 17 века в церкви назревал кризис из-за внутренних и внешних противоречий, которые были вызваны положением церкви в государстве.

В это время не было налаженной система образования в духовной сфере. А реформа Никона вовсе привела к расколу внутри церкви. Из-за нововведений Никона появились никоняне и старообрядцы. На последних длительное время было гонение со стороны государства. Патриарх был любимцем царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Недовольство церковным своеволием началось именно тогда.

Причины: Никон хотел полного превосходства духовной власти над светской, чем вызвал гнев царя и был выслан. Алексей Михайлович понимал, что необходимо ограничить власть Патриарха и в 1649 году было создано Соборное Уложение, которое фактически подчиняло церковь государству.. Монастыри всегда имели огромные земельные владения. Этим были недовольны боярство и купечество. Последние из-за того, что церковь являлась им сильным конкурентом в торговле. Продукция последних была гораздо ниже из-за отсутствия налогов со стороны государства.

Требовались серьезные преобразования, чем и занялся Петр I. Царь был известным приверженцем западных традиций, чем вызывал множество недовольства. Особенно не нравились преобразования Петра духовенству. Из-за разных взглядов на развитие России между царем и церковью нарастало обоюдное недовольство.

Церковнослужители пытались воздействовать на правителя через его сбежавшего сына Алексея, но попытка не увенчалась успехом. Царевич был замучен и казнен за измену, а представители духовенства, писавшие ему, лишены сана и жизни.

Это интересно: Церковная реформа Никона: рассматриваем основательно

Лидеры раскола

Проведение реформы оказывали яростное сопротивление старообрядцы. К их числу относились:

  1. Аввакум. Являлся истинным вождём раскола. За это был сожжён на костре.

  2. Рябушинский Михаил Яковлевич. Позже им было создано промышленное предприятие по переработке льна.

  3. Фёдор Гучков. Перешёл в старообрядчество. Будучи крепостным, сумел выкупить себя и свою семью.

  4. Жена Фёдора Морозова. Преследовалась властями и была уморена голодом в земляной яме.

  5. Жена Урусов – ярая защитница старой веры.

  6. Шибаев Сидор Мартынович. Предприниматель и нефтепромышленник.

  7. Кузнецовы. Изготовитель фаянсовых изделий. Выделял деньги на строительство церквей.

  8. Солдатёнковы. Род старообрядцев. Работали в сфере текстильной промышленности.

  9. Мальцевы. Старообрядцы, занимающиеся выпечкой хлеба.

Огромные проблемы реформе создал Соловецкий монастырь. Только в результате предательства через несколько лет он был взят приступом.

В последствие движение старообрядцев разделилось на 2 течения:

  • беспоповцы;
  • поповцы.

Это были ярые сторонники старой веры. Организовывая общины, они понимали, что в случае подхода царских войск их ожидала смерть на костре. Чтобы не дать возможности этому случиться они сами организовывали самосожжение, но не сдавались властям.

Раскол

Эти перемены не нашли отклика в народе. Произошел раскол на приверженцов старых порядков — старообрядцев, староверов или раскольников — во главе с протопопом Аввакумом и сторонников Никона — никониан. Староверов преследовали, сажали в тюрьмы, они скрывались на Поморском Севере, в Заволжье, Урале и Сибире, устраивали показательные самосожжения — «гари» и «заповещания» — умирали голодной смертью. Простой народ поддерживал их бунтами и восстаниями.

Раскол в РПЦ — одна из форм протеста народных масс против ухудшения положения, которое они связывали с реформой. Самой яркой формой протеста стало восстание монахов Соловецкого монастыря (1668-1676), которое было с трудом подавлено.

Протопопа Аввакума вместе с союзниками отправили в ссылку в Пустозерск, где они в течение 14 лет просидели в земляной тюрьме, после этого их сожгли заживо. Главный враг — «Никон-Антихрист», добившись власти и потеряв всякое уважение перед царем, однажды нарочито покинул Москву, сказав, что не желает больше служить патриархом в столице, а будет патриархом Руси. Алексей Михайлович такое поведение не оценил. В 1666 церковным собором Никон был лишен статуса патриарха и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь. Вернулся Никон из ссылки только после кончины Алексея Михайловича и умер неподалеку от Ярославля, в один год с Аввакумом (1681).

Культовое строительство

Церковная реформа затронула и архитектуру. Согласно византийским канонам храмы должны были иметь «пять верхов», поэтому на смену шатровому зодчеству, известному на Руси еще до принятия христианства, пришло возведение церквей с луковичными куполами. Запретом на постройку шатровых храмов патриарх Никон пытался стереть языческий след в истории московитов.

При Никоне колокольни потеряли самостоятельность и стали неотъемлемой частью храма. До этого они считались городскими постройками, основным назначением которых было оповещать горожан о том или ином событии. Для каждого случая был особый перезвон, по мелодии люди распознавали, что произошло. Лишь на Западе колокольни изначально строились рядом с храмом, на Руси же братию на службу созывали ударами в било – деревянную доску или металлическую пластину. Колокольни всегда имели шатровую форму, это улучшало акустику при колокольном звоне.

Несмотря на гонения и страх смертной казни, зодчие продолжали вписывать элементы шатровой архитектуры в новые храмы, пусть и с главками. Особенно это просматривается в северных районах. Никону и его реформе не удалось стереть и предать забвению исконно русский архитектурный стиль, учитывающий не только геометрию, но и влияние формы на окружающее пространство. Недаром культовые пирамидальные постройки присутствуют у многих народов по всему миру, начиная с инков и заканчивая китайцами.

Результат церковной реформы

Действия патриарха Никона получают двоякую оценку. С одной стороны, он наделал много зла:

  • Уничтожил первоисточники древней религии.
  • Жестко подавлял бунты, сжигая людей на кострах.

Но с другой стороны, Никон выполнял задание царя – привести русскую церковь к международным нормам. Главные плюсы реформы:

  • Налаживание религиозных связей с другими странами. Русская церковь перестала быть обособленной, в ней было много общего с греческой и римской.
  • Активное искоренение неграмотности, пьянства среди священнослужителей.
  • Повышение роли церкви в государстве.
  • Уничтожение светских начал в духовной жизни людей.

Патриарх навел порядок в церковных обрядах. Но в то же время он лишил свой народ как культурного, так и религиозного наследия.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Предпосылки реформы

По заверениям многих историков, которые занимаются изучением 17 века, в России в это время сложилась уникальная ситуация, когда религиозные обряды в стране очень сильно отличались от общемировых , в том числе и от греческих обрядов, откуда и пришло христианство на Русь. Кроме того, часто говорится, что религиозные тексты, а также иконы, имели искажение. Поэтому в качестве основных причин церковного раскола в России можно выделить следующие явления:

  • Книги, которые вручную переписывались веками, имели опечатки и искажения.
  • Отличие от мировых религиозных обрядов. В частности, в России до 17 века все крестились двумя перстами, а в других странах — тремя.
  • Ведение церковных обрядов. Обряды велись по принципу «многоголосья», который выражался в том, что одновременно службу вели и священник, и дьяк, и певчие, и прихожане. В результате образовалась многоголосие, в котором тяжело было что-то разобрать.

Русский царь одним из первых указал на эти проблемы, предлагая принять меры для наведения порядка в религии.

Патриарх Никон

Царь Алексей Романов, который хотел реформировать российскую церковь, решил назначить на пост Патриарха страны Никона. Именно этому человеку было поручено провести реформу в России. Выбор был, мягко говоря, довольно странным, поскольку новый патриарх не имел опыта в проведение таких мероприятий, а также не пользовался уважением среди других священников.

Патриарх Никон в миру был известен под именем Никита Минов. Он родился и вырос в простой семье крестьянина

С самых ранних лет он уделял большое внимание своему религиозному образованию, изучаем молитвы, рассказы и обряды. В 19 лет Никита стал священником в своем родном селе

В тридцатилетнем возрасте будущий патриарх перешел в Новоспасский монастырь в Москве. Именно здесь он и познакомился с молодым российским царем Алексеем Романовым. Взгляды двух людей были достаточно схожими, что и определило дальнейшую судьбу Никиты Минова.

Патриарх Никон, как отмечают очень многие историки, отличался не столько своими познаниями, сколько жестокостью и властностью. Он буквально бредил идеей получение безграничной власти, которая была, например, патриарха Филарета. Пытаясь доказать свою значимость для государства и для русского царя, Никон всячески себя проявляет, в том числе и не только на религиозном поприще. Например, в 1650 году он активно участвует в подавлении восстания, являясь главным инициатором жестокой расправы над всеми восставшими.

Властолюбивость, жестокость, грамотность — все это сочеталось в патриархию. Это были именно те качества, которые были нужны для проведения реформы российской церкви.

Личность Никона

Возглавил реформу Никон, ставший в 1652 году патриархом. Выходец из крестьян, Никон (настоящее имя Никита Минов) быстро поднялся по служебной лестнице в церковной иерархии. Еще в молодости он был членом Кружка ревнителей древнего благочестия в Москве, состоявшего из церковной элиты. Вскоре после пострижения в монахи Никон стал игуменом в монастыре недалеко от Каргополя. Никон тесно общался с царем Алексеем Михайловичем, благодаря поддержке последнего Никон получил титул архимандрита московского Новоспасского монастыря, где покоились предки Романовых.

Целью Никона-патриарха было сделать из русской церкови — центр мирового православия, тем самым реализовав властолюбивые мечты.

Это интересно: 1712,Реформы Михаила Сперанского

Причины раскола

В союзном совете духовенства не было единства в решении проблемы об избрании модели, служившей образцом. Поэтому, люди разделились на две части: предлагавшие древние русские церковные книги и греческие образцы.

В итоге победили те, кто был за византийские каноны. Объяснить это можно следующим:

  • противоречие византийского уклада в русском служении Богу.
  • добавление коррективов в литургические законы. Посредством этого и произошёл церковный распад.
  • урегулирование политической обстановки внутри страны. Только недавно прошло Смутное время, а народные возмущения пока не утихали. Упрочение однотипности законов церковного уклада являлось для руководства первостепенным инструментом в обретении народного единения.
  • устремление Российской державы укрепить международное положение в потоке православных стран.

В правительстве стало модным выражение «Москва — это Третий Рим», которое было высказано еще в 15 веке старцем Филофеем. В истории много примеров. Например, по прошествии церковного раскола в 1054 году Константинополь стал главной духовной державой Православной церкви. Филофей считал, что после падения Византии столица России являлось местом истиной веры

Государю России в качестве доказательства такого положения Москвы было важно содействие церкви греческой. В итоге понадобилось привести церковную службу в неделимость с греческими правилами

Реформа и раскол

Раскол церкви на Руси 17 века начался с избрания Никона патриархом и церковной реформы. В 1653 г. во все московские церкви отправили документ (циркуляр) о замене двоеперстного крестного знамения на троеперстное. Спешка, репрессивные методы Никона при проведении реформы вызывали протест населения и привели к расколу.

Рис. 2. Патриарх Никон.

В 1658 г. Никона выдворили из Москвы. Опалу вызвало и его властолюбие, и происки бояр. Преобразования продолжил сам царь. В соответствии с новейшими греческими образцами реформировали церковные обряды и богослужебные книги, которые в течение веков не менялись, а сохранялись в том виде, в котором получили их из Византии.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Причины проведения церковной реформы в 17 веке

Обсуждение необходимости реформы церковной жизни началось в 1640-е годы. В то время в столице был организован «кружок ревнителей благочестия». Представители духовенства, являвшиеся участниками кружка, выступали за унификацию церковных текстов и правил богослужения. Однако не было единства в вопросе о выборе образца, по которому бы вносились изменения. Одни предлагали взять в качестве образца древнерусские церковные книги, а другие – греческие.

В результате победу одержали те, кто выступал за приведение церковных книг и обрядов в соответствие с византийскими канонами и этому было несколько объяснений:

  • Стремление Российского государства упрочить свое международное положение среди православных стран. В правительственных кругах была популярна теория о Москве как о Третьем Риме, выдвинутая еще в 15 столетии псковским старцем Филофеем. После церковного раскола 1054 года, духовным центром Православной церкви стал Константинополь. Филофей полагал, что после падения Византии, российская столица стала оплотом истинной православной веры. Русскому царю для подтверждения этого статуса Москвы необходимо было заручиться поддержкой греческой церкви. Для этого требовалось привести богослужение в соответствие с греческими правилами.
  • В 1654 году территория польской Украины, по решению Переяславской Рады, присоединилась к Российскому государству. В новых землях православная литургия проводилась по греческим канонам, поэтому унификация богослужебных правил способствовала бы процессу объединения России и Малороссии.
  • Стабилизация внутриполитической обстановки. Немного времени прошло с того момента как отгремели события Смутного времени, и в стране еще периодически вспыхивали небольшие очаги народных волнений. Установление единообразия правил церковной жизни представлялось правительству важным инструментом в поддержании национального единства.
  • Несоответствие русского богослужения византийским канонам. Внесение поправок в литургические правила, чем был и вызван церковный раскол, были второстепенными в проведении церковной реформы.

Кратко о реформах патриарха Никона и церковном расколе

Первое, на что направил свою деятельность новый патриарх была редакция всех церковных книг, которые необходимо было привести в соответствие с греческими канонами. Однако начальной датой церковного раскола 17 века считается 1653 год, когда вводятся изменения в богослужебные правила, и начинается противостояние между патриархом Никоном и его сторонниками – с одной стороны и приверженцами старых обрядов – с другой.

Кившенко А.Д. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги

Теперь остановимся кратко на реформах Никона и церковном расколе, последовавшем за ними:

  • замена двуперстного знамения на троеперстное. У противников реформ это нововведение вызвало больше всего нареканий. Крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось как неуважение к самому Господу, ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу»;
  • написание «Иисус» вместо «Исус»;
  • сокращение числа просфор для литургии;
  • во время службы вместо земных поклонов необходимо было совершать поясные;
  • движение во время крестного хода теперь совершалось против солнца;
  • в церковном пении стали произносить три раза «Аллилуйя» вместо двух.

Важно

Реформы, проводимые патриархом Никоном, стали главной и основной причиной церковного раскола 17 века.

Патриаршество[править | править код]

В умер патриарх Иосиф. Никон, который уже был весьма близок Царю Алексею Михайловичу, согласился на сан лишь после обещания царя не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во всем яко начальника и пастыря и отца краснейшаго». Никон стал шестым Московским патриахом(1652—).

Реформаторская деятельностьправить | править код

Основная статья: Церковная реформа патриарха Никона

Многие годы собиравший греческие и византийские тексты и серьезно участвовавший в обсуждениях «Кружка ревнителей благочестия» (в который входили также Вонифатьев и протопоп Аввакум), Никон считал важным привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими.

Перед Великим Постом Никон предписал совершать крестное зна́мение тремя перстами, что процедурно было не вполне корректно, ибо двоеперстие в Русской Церкви было определено актом Стоглавого Собора . Далее Никон опирался на авторитет соборов и мнение восточных патриархов. Собор положил начало делу согласования московских книг с греческими. Определения сего Собора были рассмотрены и утверждены на Константинопольском Соборе того же года под председательством Патриаха Паисия. Укореннённость как в народе, так и среди значительной части священства мнения о «превосходстве» русского благочестия над греческим, а московского — над киевским, которая появилась в Северо-Восточной Руси после падения Константинополя, ополячивания Литвы и покорения Литвою Киева (ср. тезис «Москва — Третий Рим»), а также резкость самих реформаторов привели к расколу Русской Церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников («раскольников», или «старообрядцев»), одним из предводителей которых стал Аввакум. Аввакум считал, что старые русские книги лучше отражают православную веру. Никон же в значительной мере руководствовался политическими соображениями: его заветной мечтой было овладение Константинополем и служба в Святой Софии в сослужении Вселенского Патриаха.

Размолвка с Царёмправить | править код

Никон играл большую роль в делах государственного управления, особенно во время войн с Польшей (—) и длительного отсутствия царя. Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Никон, в свою очередь, выражал крайнее неудовольствие некоторыми положениями Соборного Уложения 1649, в особености созданием Монастырского Приказа, умалявшего, по его мнению, статус духовенства и лишавшего его контроля над доходами от монастырских вотчин. Охлаждение отношений между царём и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в г. Он удалился на шесть лет в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в ).

Опала и низложениеправить | править код

Никон пытался вернуться в Москву, но был официально низложен Большим Московским Собором в присутствии Александрийского и Антиохийского патриархов и сослан царем в Ферапонтов Белозерский монастырь, а по смерти Царя переведён под более жестокий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.

В г. Никону, тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа близ Ярославля. Погребен в Воскресенском монастыре.

К чему привела церковная реформа середины XVII века

Возникновение религиозных разногласий основной результат проведения реформ 1964 года. Раскол церкви создал условия для начала установления верховенства власти царя над священнослужителями.

Положительной стороной раскола является роль старообрядческого движения для развития русского искусства в направлениях иконописной школы, сохранение традиций особого пения и древнерусского книгописания. 

Несмотря на то, что реформа не затрагивала канонов Русской церкви, изменяла лишь обряды, и что её поддерживали и высшее духовенство и царь, она была не принята многими верующими. Раскол привел страну к национальной трагедии.



Проведение реформы

После смерти патриарха Адриана император всячески стал препятствовать избранию нового главы духовенства. Одновременно был создан Монастырский приказ, которому отошли земли монастырей и архиерейское имущество. Руководил им светский человек, то есть фактически весь контроль и судебные дела над священнослужителями осуществляло государство.

Петра 1 больше всего интересовало церковное богатство, поэтому первые преобразования носили больше материальный интерес, чем духовный. Было издано несколько указов, которые ограничивали деятельность духовенства:

  • из монастырей были выгнаны все инакомыслящие;
  • в монахини разрешалось вступать только после 40 лет;
  • монахам запрещалось владеть земельными участками;
  • запрещено было подавать милостыню, а добровольные взносы можно было сделать только в богадельнях.

Согласно этому документу царь издал указ об упразднении патриаршества и образовании высшего органа духовенства — Синода. Схема церковной иерархии при Петре 1:

  1. Император.
  2. Синод.
  3. Митрополиты и епископы.
  4. Священники.
  5. Диаконы.

Синод, который зависел от Петра 1, представлял собой коллегиальную структуру, состоявшую из епископов. В итоге создание нового органа привело к отмене существования соборов и патриаршества почти на 200 лет. В 1722 году император утвердил должность обер-прокурора, который был обязан осуществлять контроль деятельности Синода.

Таким образом, церковная жизнь была полностью подчинена государству. Одновременно Петр 1 издал указ об ограничении вступления в духовенство. Были открыты специальные школы для обучения будущих священнослужителей. Количество монастырей по стране было существенно сокращено, а кроме того, прошла реорганизация их деятельности.

Протопоп Аввакум и его сподвижники

Ярым противником новой церковной реформы был протопоп Аввакум. Его, как и всех мирян и представителей духовенства, несогласных с нововведениями и отстаивающих прежние каноны, стали называть раскольниками, староверами или старообрядцами. Они подвергались жестоким гонениям и казням, многие предпочли сгореть на кострах русской инквизиции, чем предать веру своих предков.

В 1654 году в отсутствии царя Алексея Михайловича, патриарх Никон, наделенный практически неограниченной властью, бесчинствовал в Москве. Его люди вламывались к горожанам и изымали из «красных углов» иконы, написанные в еретической манере. Ликам выкалывали глаза и проносили по московским улицам, зачитывая указ об отлучении от церкви тех, кто скрывает и поклоняется подобным образам. Иконы жгли, подобно книгам, тысячами штук.

Староверы свои иконы прятали, уходили в леса, бросая дом и хозяйство. Их преследовали, а когда находили, пытались вернуть к прежней жизни и склонить к новой вере, но безрезультатно.

Ярким примером стойкости в религиозном вопросе стала знатнейшая женщина того времени – приближенная к царице боярыня Морозова. За твердые убеждения относительно старой веры ее лишили имущества, заточили в монастырь и заморили голодом. Староверы почитают ее как святую. Страшная участь постигла и лидера старообрядцев. Протопопа Аввакума Петрова сожгли в срубе после 14-летнего заточения в земляной тюрьме в Пустозерске.

Реформу патриарха Никона нельзя назвать тотальным уничтожением религиозного и культурного наследия русского народа, однако, нужно признать, что значительная часть этого наследия действительно безвозвратно утрачена. Возможно, если бы преобразования шли немного медленнее, они не вызвали бы столь отрицательной реакции со стороны населения. Неоспоримым плюсом изменений является интеграция с другими странами, развитие религиозных связей. Однако в результате реформы Русская церковь утратила свою обособленность и ориентацию на первоначальное христианство. Русский народ стал подобен Ивану, родства непомнящему.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Катастрофические изменения

Возможно, сегодня многим людям эти изменения показались бы несущественными, но только вдумайтесь: церковная реформа не просто требовала новых принципов поведения церемоний, а в корне меняла многовековой уклад. Значительная часть церковных обрядов соблюдалась на протяжении столетий, в них народ видел единство с предками.

Теперь же старые обычаи были поруганы и отвергнуты Никоном, решившим, что следует жить и служить Богу по-новому. Многие верующие восприняли реформу как посягательство на чистоту русского православия, а насаждаемые новые обряды отвергались немалым числом людей. Раскол произошёл как в церковной среде, так и в обществе.

Несмотря на сопротивление народа, патриарх не собирался сдаваться. Напротив, все иконы и книги, не соответствующие греческим канонам, уничтожались. В обществе проявился раскол, создавший две противоборствующих стороны — старообрядцев и “никонян”, как называл приверженцев реформ протопоп Аввакум, ставший главным противником Никона.

С. Д. Милорадович «Путешествие Аввакума по Сибири»

Какие цели преследовали реформы Патриарха Никона

Появление реформы вызвано необходимостью навести порядок при проведении церковных обрядов, что сказалось бы на поддержании статуса России как центра православной веры и укрепило внутриполитическую обстановку.

При государе Алексее Михайловиче сложилась политическая обстановка, требующая поддержки греческой церкви. Обряды богослужения на Руси того времени не соответствовали греческим правилам, что и послужило основной причиной появления церковной реформы.

Этому же способствовало присоединение к России в 1654 году Малороссии, бывшей территории польской Украины, где соблюдались греческие каноны во время проведений православных литургий.

Возникновение церковной реформы связано с надеждой правительства на то, что единообразие правил церковных обрядов поддержит национальное единство страны, будет способствовать стабильности политической обстановки внутри страны. 

Итоги и последствия церковной реформы и раскола

Одним из последствий церковного раскола 17 века стала утрата Никоном власти и авторитета. В итоге он был лишён сана и сослан в отдалённый монастырь.

  • Разделение населения на сторонников и противников реформы. Это едва не ввергло Русское царство в религиозную войну с непредсказуемыми последствиями, достаточно вспомнить масштабные религиозные войны во Франции, чтобы понять, чем это могло грозить.
  • Совершенствование церковной системы. Несмотря на все очевидные негативные итоги церковного раскола, русская церковь всё-таки была унифицирована, что приблизило её к мировым стандартам и тем самым упрочило авторитет Русского государства на мировой арене.
  • Церковь показала неспособность идти на компромиссы. Не все старообрядцы были радикалами и бунтовщиками, у них были и мудрые лидеры, готовые на переговоры. Однако, в результате церковной реформы стало ясно, что церковь в лице патриарха Никона может продолжать следовать своим курсом, не считаясь с волей народа и не идя на компромиссы.
  • Репрессии и расправы. Они стали одним из последствий церковного раскола, когда начались преследования старообрядцев. Десятки тысяч людей были убиты, сотни тысяч бежали подальше, за пределы досягаемости царской власти.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector