Английская реформация

Семейный кризис

Выше уже указывалось, что в стране назрели глубокие и серьезные предпосылки для перемен во всех сферах жизни. Буржуазия и новое дворянство хотело заполучить земли монастырей и церкви, что, по сути, и послужило толчком к перевороту. Начало реформации в Англии, дата которого обычно относится к 1534 г., связано, однако, с внешним фактором. Дело в том, что король захотел развестись со своей женой, поскольку та не давала мужского потомства и к тому же была намного его старше. К этому государственному расчету еще прибавилась причина личного характера: Генрих влюбился в Анну Болейн, которая требовала законного брака.

Королевская Реформация в Англии — революция «сверху»

В 1529 году заработал так называемый Реформационной парламент, который принял целый ряд актов, направленных на создание английской национальной (говоря иначе — Англиканской) церкви.

К началу 1533 года развод для Генриха VIII стал уже не прихотью, а необходимостью. Дело в том, что его возлюбленная Анна Болейн всё же не выдержала натиска страсти короля и в результате оказалась в положении. Долгожданный наследник трона мог родиться бастардом, поэтому Генрих спешил связать себя узами брака с Анной Болейн, не дожидаясь официального развода. Для ускорения этого процесса он своей волей назначил главой английской церкви новоиспечённого архиепископа Кентерберийского, пламенного сторонника Реформации Томаса Кранмера. Тот санкционировал развод короля и его новый брак с Анной Болейн.

Летом 1533 года Генрих VIII пышно отпраздновал коронацию своей второй по счёту супруги, а в сентябре этого же года Анна Болейн родила ребёнка: к величайшему разочарованию Генриха — девочку. Король опять остался без наследника.


Портрет Томаса Кранмера. Герлах Флике. (Национальная портретная галерея)

Тем временем Реформация в Англии набирала обороты. В 1534 году был принят знаменитый «Акт о верховенстве», который провозглашал английского короля главой англиканской церкви. Все канонические отношения с Римом прекращались, и даже церковная казна приравнивалось к государственному имуществу. В последующие несколько лет Генрих VIII распустил все английские монастыри, их земли частично раздал преданным ему дворянам, а другие продал и весьма обогатил государственную, то есть королевскую, казну.

Возвращаясь к роману Генриха VIII и Анны Болейн, стоит сказать, что их брак, основанный на страстной любви, оказался на удивление быстротечным. Спустя 2,5 года после свадьбы Анна родила королю второго ребёнка. Это был недоношенный мальчик, который скончался через несколько часов после появления на свет. Потеря наследника ещё больше охладила отношения между супругами. Генрих отдалился от Анны и буквально через несколько месяцев обвинил её в государственной измене. По его приказу в мае 1536 года ей отрубили голову.

После смерти Генриха VIII Англия на некоторое время вернулась к католичеству. Однако правление его дочери Марии I по прозвищу Кровавая было недолгим. Вскоре протестанты опять взяли верх. Новая королева Елизавета I, единственный ребёнок Анны Болейн, вновь отказалась признавать власть римского папы и утвердила англиканский символ веры — «39 статей». Так протестанты победили в Англии. И на этот раз окончательно.

История

Дверь Schlosskirche (замковая церковь) в Виттенберге, к которой, как говорят, Лютер прибил свои Девяносто пять тезисов 31 октября 1517 года, положив начало Реформации.

В 1516–1517 годах Иоганн Тецель , доминиканский монах и папский уполномоченный по индульгенциям , был отправлен в Германию для сбора денег на восстановление базилики Святого Петра в Риме .

31 октября 1517 года Мартин Лютер написал Альбрехту, архиепископу Майнца и Магдебурга , протестуя против продажи индульгенций. Он приложил к своему письму копию своего «Спора Мартина Лютера о силе и действенности индульгенций», которые стали известны как Девяносто пять тезисов . Ганс Хиллербранд пишет, что Лютер не имел намерения противостоять церкви, но видел в своем диспуте научное возражение против церковных обычаев, и тон письма, соответственно, «исследовательский, а не доктринерский». Хиллербранд пишет, что, тем не менее, в некоторых тезисах есть скрытая проблема, особенно в тезисе 86, который спрашивает: «Почему папа, чье богатство сегодня превышает богатство богатейшего Красса , строит базилику Святого Петра? на деньги бедных верующих, а не на свои собственные? »

Лютер возражал против высказывания, приписываемого Иоганну Тецелю, о том, что «как только монета в сундуке зазвонит, душа из чистилища исходит». Он настаивал на том, что, поскольку прощение даровано только Богом, те, кто утверждал, что индульгенции освобождают покупателей от всех наказаний и даровали им спасение, ошибались. Он сказал, что христиане не должны ослабевать в следовании за Христом из-за таких ложных заверений.

Продажа индульгенций приведены в A Вопрос к Mintmaker , гравюра по Йорг Брю Старшего Аугсбург, около 1530 года .

Согласно Филиппу Меланхтону , писавшему в 1546 году, Лютер «написал тезисы о индульгенциях и разместил их в церкви Всех Святых 31 октября 1517 года», и это событие теперь рассматривается как начало Реформации. Некоторые ученые подвергли сомнению версию Меланхтона, поскольку он переехал в Виттенберг только через год, и не существует одновременных свидетельств того, что Лютер опубликовал свои тезисы. Другие возражают, что в таких доказательствах нет необходимости, потому что в Виттенбергском университете был обычай рекламировать диспут , вывешивая тезисы на дверях церкви Всех Святых , также известной как «Замковая церковь».

В Девяносто пять тезисов были быстро переведены с латинского языка на немецкий, распечатаны и широко скопирована, что делает споры одним из первых в истории, помогать в типографии . В течение двух недель копии тезисов разлетелись по всей Германии; в течение двух месяцев по всей Европе.

Труды Лютера широко распространились, достигнув Франции, Англии и Италии уже в 1519 году. Студенты стекались в Виттенберг, чтобы послушать выступление Лютера. Он опубликовал короткий комментарий к Посланию к Галатам и своей работе над псалмами . Этот ранний период карьеры Лютера был одним из самых творческих и продуктивных. Три из его самых известных работ были опубликованы в 1520 году: « К христианскому дворянству немецкого народа» , « О вавилонском пленении церкви» и « О свободе христианина» .

Порядок прихода для Новой Церкви в Регенсбурге утверждает , что Реформация города должен наблюдаться первым воскресенье после 15 октября каждого года. Этот документ может быть датирован 1567 годом, однако его датировка не определена. Согласно церковному уставу 1569 года в Померании , Реформация должна была отмечаться в День Св. Мартина , который приходится на 11 ноября. Столетняя годовщина Реформации, отмечаемая во всех протестантских регионах Германии, отмечалась с 31 октября по 1 ноября 1617 года, но стандартное ежегодное празднование началось намного позже, примерно после празднования 200-летия Реформации в 1717 году. от Иоанна Георга II, курфюрст Саксонии в своих областях в 1667 году.

Отличительные черты

Особенности реформации в Англии были следующие: во-первых, она не сопровождалась серьезными катаклизмами, как, например, во Франции или в Германии (в первой на несколько десятилетий разразились гугенотские войны, а во второй начались религиозные войны и крестьянская война). Во-вторых, политические, экономические и религиозные реформы осуществлялись королевской властью. В этом можно увидеть некоторое сходство с немецкими княжествами, в которых ряд правителей также поддержали новое учение. Однако в Англии все это происходило в масштабах всей страны. И наконец, реформация приняла в этой стране очень умеренный характер. По мнению ряда ведущих специалистов, англиканская церковь заняла среднее, промежуточное, место между католицизмом и протестантизмом. В Англии сохранилась католическая обрядность и епископат.

Лютеране и анабаптисты

Лютер желал инициировать диспут и этот диспут состоялся в Лейпциге в 1519 году во дворце Георга Саксонского. Оппонентом Лютера выступил доктор теологии Иоганн Экк. Папа Римский Лев X осудил Мартина Лютера и издал 21 сентября 1520 года буллу Exsurge Domine, однако тот сжег эту буллу 10 декабря 1520 года во дворе Виттенбергского университета в присутствии студентов, что означало разрыв Мартина Лютера с Римской Католической Церковью.

Вызванный императором Карлом V на Вормсский рейхстаг 1521 года, Лютер не отрекся от своих убеждений и изрёк свою знаменитую фразу: «На том стою и не могу иначе. И да поможет мне Бог! Аминь». Вормсский эдикт от 25 мая 1521 года объявлял Мартина Лютера государственным преступником. Однако Курфюрст Фридрих Саксонский обеспечил безопасность Лютеру, укрыв его в замке Вартбург, где тот к 1522 году перевел Библию на немецкий язык (Библия Лютера). Во время изоляции Лютера объявились Цвиккауские пророки, сторону которых даже принял сподвижник Лютера Карлштадт. Богослужение было переведено на немецкий язык, вводилось причастие под двумя видами (утраквизм), отвергался целибат.

Духовное брожение в Германии спровоцировало Крестьянскую войну 1524—1526 года, во главе которой стали анабаптисты. Однако покровители Лютера из числа саксонских (преемник Фридриха Иоганн Твёрдый) и гессенских (Филипп Гессенский) курфюрстов приняли участие в подавлении этого восстания. Наличие общих врагов в лице анабаптистов и турок (вторжение в Венгрию) привели к приостановлению действия Вормского эдикта на Шпейерском сейме 1526 года. Тем временем, в 1525 году лютеранство побеждает в Восточной Пруссии, где магистр Тевтонского ордена Альбрехт превращается в светского герцога. В 1527 году, основанный Филиппом Гессенским Марбургский университет превращает Марбург в центр Реформации.

Поскольку лютеран и католиков Шпейерский сейм не примирил, то дальнейшие нападки католиков на лютеран привели к Шпайерской протестации 1529 года. С этого момента за сторонниками Реформации закрепилось название протестантов. Попытка Филиппа Гессенского объединить сторонников Лютера и сторонников Цвингли из Швейцарии на Марбургском диспуте 1529 года успехом не увенчалась. В 1530 году лютеране ещё не оставляли надежды примириться с католиками на Аугсбургском рейхстаге, где они опубликовали свое Аугсбургское исповедание, составленное Филиппом Меланхтоном.

В 1536 году в Берлине бранденбургский курфюрст Иоахим II Гектор назначает на должность протестантского епископа (суперинтендента) сподвижника Лютера Иоганна Агриколу

После Аугсбургского рейхстага протестантские князья во главе с Филиппом Гессенским создали Шмалькальденский союз, что после смерти Лютера в 1546 году привело к Шмалькальденской войне 1546-1547 годов.

Термины, характеризующие процесс Реформации

  • Реформация. Начавшееся в XVI веке в Европе религиозное и общественно-политическое движение, направленное на реформирование католической Церкви. В основном Реформация охватила Центральную и Западную Европу.
  • Индульгенция. Отпущение грехов за плату, практиковавшееся католической Церковью. Проще говоря, любой человек, совершивший что-то плохое, то есть согрешивший, мог как бы откупиться и очистить свою душу, купив индульгенцию.
  • Контрреформация. Комплекс мер, предпринятых католической Церковью и направленных против сторонников Реформации.
  • Лютеранство. Первое протестантское учение, основанное Мартином Лютером, человеком, с которого началась Реформация.
  • Кальвинизм. Ещё одно учение, в чём-то схожее с лютеранством, а в чём-то от него отличающееся. Названа по имени Жана Кальвина, его основателя.
  • Англиканство. Одно из протестантских вероучений, получивших распространение в Англии. От лютеранства и кальвинизма отличается, в первую очередь, отсутствием единого лидера.
  • Иезуиты. Мужской католический монашеский орден, члены которого активно занимаются наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Иезуиты сыграли заметную роль в Контрреформации.

Период реформации в Англии

Женой Генриха была Катарина Арагонская, в браке с которой родилась девочка, ставшая позже королевой Марией Тюдор. Король хотел еще наследника, но больше детей не было, поэтому он захотел развесить с Катариной. Но на этот шаг не дал согласия Римский Папа, на которого оказывал влияние император Карл Пятый (брат королевы).

В ответ девствующий монарх (обладавший полной властью) вынес обвинение духовенству страны в том, что они не подчиняются закону о запрете признания без королевского одобрения назначений Папы Римского. Потом король принудил духовных лиц к тому, что обрел титул церковного главы. Да еще и клир был оштрафован на большую сумму.

Сан Архиепископа в 1532 году стал Томас Кранмер, приверженец протестантской веры. В его власти теперь как духовного лица было расторгнуть брак короля, после чего Генрих заключил новый брачный союз. Через два года парламент принял закон, согласно ему король получает титул главы Церкви.

С тех пор папское влияние в какой-либо степени в стране было уничтожено. Были закрыты монастыри и конфискованы земли, принадлежавшие Церкви. 376 обителей перестало функционировать, а земли, им принадлежавшие, король прибрал сам к рукам, либо подарил новым приближенным. Правда, по-прежнему догматы английской церкви оставались ближе к католическим, но уже в Англии появилась Библия, где тексты были английскими.

Когда Генрих умер, трон получил его девятилетний сын Эдуард Шестой, а герцог Сомерсет, склонявшийся к протестантской вере – при нем получил статус регента. Причащать прихожан в одном и другом церковном виде стали в 1549 году. В этот же период было дано разрешение священникам жениться, и появилась молитвенная общая книга, составленная только лишь на английском языке. Многие художники Англии, кстати, отразили этот период в своих картинах.

По сей день с незначительными купюрами она в Англии находится в обращении

Было особо уделено внимание библейским чтениям в процессе богослужения. При участии Кранмера был в то время создан церковный текст, при использовании советов богослова Джона Нокса

Отсюда вышли «42 статьи», с королевского согласия признанные официальным церковным актом страны. Было это в 1553 году. Молодой король скончался после утверждения этого документа.

Трон получила после Эдуарда дочь первой жены короля, Мария. В этот период делались попытки восстановить влияние в Англии католиков. Больше 800 духовных лиц пустились в бега, 300 человек казнили, причем в их числе были Кранмер и Латимер. Слова Латимера, сказанные им своему товарищу перед казнью, сегодня широко известны. Он говорил, что в этот день зажжется костер, который осветит весь мир.

Мария правила недолгое время, а потом власть перешла к Елизавете Первой, которой было необходимо признать реформационные отцовские преобразования, чтобы удержать власть. Изменив звучание титула, королева показала, что за ней административные функции Церкви, но догматы веры доверены духовным лицам. Победа в испанской войне одновременно закрепила в Англии торжество протестантской веры.

Англиканская церковь

Когда Генрих VIII умер, церковная жизнь Англия была в полном расстройстве, а наследник его Эдуард VI (1547 – 1553) был несовершеннолетним. Опекуны молодого короля и Кранмер завершили реформацию установлением в англиканской церкви прочного порядка. Новая церковь заняла положение, среднее между католицизмом и протестантизмом. Папство было отменено, но главою церкви был сделан король. Монашество также было уничтожено, но была сохранена вся иерархия с епископством во главе, за которым была признана преемственность благодати от апостолов; отсюда англиканская церковь называется еще епископальной. Вместе с тем, однако, духовенству был разрешен брак. Внешность богослужения в англиканской церкви оставлена католическая, и были сохранены все семь таинств, но богослужение должно было совершаться на английском языке, а причащение – под обоими видами. Наконец, у протестантов англиканская церковь заимствовала учение об оправдании посредством веры и взгляд на Священное Писание как на единственный авторитет в делах веры.

Факторы успеха реформации в Англии

Успехи королевской Реформации в Англии объясняются влиянием двух факторов, каждый из которых заслуживают специального рассмотрения.

В качестве первого фактора выступает то, что королевская Реформация была спровоцирована бракоразводным процессом Генриха VIII с Екатериной Арагонской и его последующими действиями. При этом считается вполне естественным, что английский король не только возглавил Реформацию, но и сумел воспользоваться ею в собственных политических интересах («Акт о супрематии», 1534).

Действительно, в период правления Генриха VIII в Англии существенным образом изменились государственно-церковные отношения. Вновь образованная Англиканская церковь была поставлена в заведомо подчиненное положение по отношению к королевской власти. Духовенство признало королевскую супрематию, составными частями которой стали:

  1. назначения епископов;
  2. контроль над церковной собственностью;
  3. делегирование юрисдикции церковным судам
  4. практика наказания лиц духовного звания. этом были существенно ущемлены в пользу короны.

Англиканская церковь признала невозможность собственного законотворчества без его одобрения короной и фактически стала частью бюрократического аппарата. Произошло также соединение духовной и светской власти в руках короля. Юридические полномочия епископов и архиепископов при этом были существенно ущемлены в пользу короны.

Впрочем, оказавшись в полном подчинении у короля, Англиканская церковь стала независима от Рима. Это проявилось в следующих аспектах:

  • богослужебном (создание нового Символа Веры; перевод Библии на английский язык, что согласовывалось с протестантским принципом доступности и понятности Священного Писания для всего народа);
  • административно-управленческом (корона контролировала назначение епископов, превратив их в «государственных служащих» особого рода);
  • финансовом (все платежи в пользу римской курии, существовавшие ранее, были отменены);
  • церковно-правовом (Римский первосвященник лишился юрисдикции над английским духовенством).

Второй фактор определяется тем, что основные идеи королевской Реформации легли на почву, подготовленную к их восприятию широкими слоями английского общества благодаря ереси лоллардизма и народному антиклерикализму XIV – XV вв.

Религиозная жизнь Англии предреформационного периода действительно характеризуется не только подъемом народного благочестия, но и повышенным интересом людей к вопросам Спасения. Однако как раз то в этом нет ничего удивительного. Как пишет Ж. Ле Гофф: «Чувство неуверенности – вот что влияло на умы и души людей Средневековья и определяло их поведение… Эта лежавшая в основе всего неуверенность в конечном счете была неуверенностью в будущей жизни, блаженство в которой никому не было обещано наверняка и не гарантировано в полной мере ни добрыми делами, ни благоразумным поведением. Творимые дьяволом опасности погибели казались столь многочисленными, а шансы на спасение столь ничтожными, что страх неизбежно преобладал над надеждой». По существу, весь совокупный Запад сохранял свой средневековый характер ровно до тех пор, пока был единым универсумом, проникнутым христианским страхом и духовной жаждой обрести желаемое Спасение.

Однако в XIV – XV вв. начинаются процессы глубинной трансформации духовно-мировоззренческих оснований средневекового менталитета, вследствие чего католическая церковь утрачивает монопольный контроль над сознанием верующих. Особую роль в этих процессах сыграл парадоксальный синтез церковного и мирского, благодаря чему «человек Средневековья» воспринял мир сквозь призму скорее мифологического, нежели религиозно-догматического мышления, в полном соответствии с законами которого «сакральное» и «профанно-низменное» оказались переплетены в синкретическом единстве.

Причины и предпосылки

На протяжении Средних веков церковь органично вписывалась в общество, поддерживая своим существованием весь феодальный строй: церковная иерархия отражала иерархию светскую, церковь являлась крупнейшим землевладельцем и т. д. Ее господствующее положение стало расшатываться вместе с феодализмом — появление в XIV-XV веках зачатков капитализма в Нидерландах и Северной Италии совпало с появлением предтечей Реформации: Джона Уиклифа в Англии и Яна Гуса в Чехии, выступавших против церковной собственности и иерархии.

Джон Уиклиф

Почву для Реформации подготовила деятельность гуманистов — Джованни Боккаччо, Лоренцо Валла, Эразма Роттердамского и пр., критиковавших обмирщение церкви и ее нынешний моральный облик. Однако большинство гуманистов, даже с наступлением Реформации, остались верны католицизму и критиковали многих сторонников церковной реформы. Тем не менее, их интеллектуальное наследие активно использовалось критиками католической церкви.

Центральными идеями Реформации стала секуляризация церковной собственности, упразднение сложной церковной иерархии, ликвидация привилегий духовенства, перевод богослужения на национальные языки, а так же снятие богословских ограничений с накопления богатств, что в итоге подстегнуло развитие капитализма.

Начало Реформации в Англии

Томас Кранмер

В 1532 году Архиепископом Кентерберийским был выбран Томас Кранмер, ставленник Генриха, явный сторонник протестантизма. Кранмер в церковном суде расторг брак Генриха и король вступил в следующий брак c Анной Болейн (через 4 года король обвинит жену в измене и прикажет отсечь ей голову). В 1534 году парламент принял «Акт о супрематии», который гласил, что король является «верховным главой Английской Церкви». Более Папа в Англии не пользовался никакой властью. Когда Джон Фишер и Томас Мор отказались признать эти решения, они были казнены.

Следующим этапом стала Тюдоровская секуляризация. Было закрыто в общей сложности 376 монастырей, а их земли Генрих или оставил себе, или раздал, или продал «новому дворянству», которое поддерживало короля; на секвестрированных землях были проведены огораживания. Однако догматически Английская Церковь оставалась близка к Католической. Но Библия теперь стала доступна в Англии на родном языке (Библия Тиндейла).

После смерти Генриха на трон взошёл его сын Эдуард VI, которому было лишь девять лет. Регентом при нём стал герцог Сомерсет, имевший явную склонность к протестантизму. В 1547 году началось причащение прихожан «под обоими видами». В 1549 году священникам разрешили вступать в брак. В 1549 году была введена Книга общих молитв, содержавшая тексты исключительно на английском языке. Эта книга с небольшими изменениями используется в Церкви Англии до сих пор

В богослужении особое внимание уделялось чтению Библии.

Кранмер также участвовал в создании вероисповедального текста, используя советы таких богословов как Джон Нокс. В результате получились «42 статьи», ставшие с 1553 года с королевского согласия официальным документом в Церкви Англии. Статьи были кальвинистскими во взглядах на предопределение и причастие. Вскоре после утверждения этого акта Эдуард VI умер, а в следующее царствование в стране началась католическая реакция.

Англия перед началом Реформации

В Англии реформация подготовлялась действием тех же причин, которыми она вызывалась и в других местах, именно национально-политической оппозицией против Рима и социальной оппозицией светских сословий против духовенства, но собственно религиозное недовольство католицизмом сначала было в Англии слабо. Нерасположение к хозяйничанью папской курии и к господству духовенства проявлялось уже давно в парламенте, но сдерживалось королевскою властью, которая имела свои интересы оставаться в союзе с церковью. Со времени войны Алой и Белой Роз (1455 – 1485) и восшествия на престол династии Тюдоров парламент утратил свое значение, и, наоборот, королевская власть усилилась. Вообще со времен великой хартии вольностей (1215) и возникновения парламента (1265) никогда в Англии короли не достигали такой власти, как в царствование династии Тюдоров (1485 – 1603). Война Алой и Белой Роз ослабила феодальную аристократию, на которой держалась вся сила парламента. В начале царствования первого Тюдора (Генрих VII) в верхней палате было только 29 светских лордов, и новая династия создала около 150 новых пэров, преимущественно из придворной знати, преданной королевской власти. Высшее духовенство, на земли которого бароны делали нападения, и против которого были вооружены другие классы общества, со своей стороны, поддерживало королевскую власть, ища у неё защиты. Междоусобие двух Роз сопровождалось насилиями и нарушениями права со стороны победителей, и парламент часто делался лишь простым орудием в руках партий, захватывавших власть. Поэтому впоследствии и Тюдорам легко было пользоваться парламентом, как послушным орудием власти. Вот каковы были политические отношения в Англии в начале реформации.

Реакция при Марии Кровавой

Эдуард VI умер шестнадцати лет, и ему наследовала его старшая сестра (дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской) Мария (1553 – 1558), фанатичная католичка, вступившая в брак с таким же фанатиком Филиппом II Испанским, сыном Карла V. Послушный парламент отменил при ней все реформы в церкви и восстановил папскую власть в Англии. Но Марии не удалось возвратить монастырям имущества, розданные при её отце и брате новым владельцам. Королева возобновила казни за веру, и в числе лиц, сожженных при ней на костре, был Кранмер. За свою жестокость Мария даже получила название Кровавой, но крутыми мерами она только отвратила народ от католицизма. Когда она умерла, после короткого царствования, ей наследовала другая дочь Генриха VIII (от Анны Болейн) Елизавета (1558 – 1603).

Мария Тюдор, королева Англии (1553-1558). Портрет кисти Антониса Мора, 1554

Развитие англиканской церкви

Результатами английской Реформации были недовольны многие представители новой аристократии и формирующейся буржуазии. Они хотели видеть в стране «дешевую» церковь, вследствие чего в Англии распространялись лютеранство и кальвинизм, а секуляризация церковного имущества набирала обороты.

Архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер (1489-1556 гг) активно участвовал в реформе церковной догматики — он составил новый молитвенник, введенный в обиход в 1549 году, а также новый порядок богослужения. При Эдуарде VI идейные и политические расхождения католицизма и английской церкви становились все более отчетливыми.

Впрочем, в стране оставалось немало сторонников старой веры — это была прежде всего феодальная аристократия и часть крестьянства, пострадавшая от огораживания — превращения пахотных земель в пастбища для овец. При королеве Марии (1516-1558) наступил период феодально-католической реакции, ознаменовавшийся восстановлением старой религии и казнями реформаторов.

Все же окончательная победа осталась за реформаторами — при Елизавете I (1533-1603) были изданы суровые законы против католиков и выработан окончательный символ веры. Акт о супрематии, отмененный в 1554 году, в 1559 году был восстановлен и сохраняет юридическую силу в настоящее время.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Генрих VIII и начало реформации а Англии

С именем Генриха VIII связано начало реформации в Англии. Поначалу король не принял идей протестантизма, за что получил от Папы Римского титул защитника веры. Но позже из защитника католичества он превратился в реформатора. Генрих VIII был женат на испанской принцессе Екатерине Арагонской. Он решил с ней развестись и жениться на своей фрейлине Анне Болейн. Но Папа Римский, не желая осложнять отношения с католической Испанией, не дал развода. Тогда король получил развод от епископа Кентерберийского. Он же и обвенчал Генриха VIII с Анной Болейн. Спустя три года король отправил свою супругу на эшафот, обвинив в государственной и супружеской измене.

В 1534 году английский парламент принял акт о супримате, провозгласивший короля и его преемников главой церкви. Затем последовал следующий шаг. Более 3000 монастырей были закрыты, а церковные земли секуляризированы. Часть земель была продана, что позволило пополнить казну, часть передана сторонникам короля.

В основу англиканской церкви легли идеи лютеранства. Библия была переведена на английский язык. После этого Генрих VIII расправился с противниками реформации. Так, из-за отказа признать его главой церкви, был казнен английский канцлер, философ-гуманист Томас Мор.

Борьба с папой

Король Генрих VIII с его уверенностью в божественном характере собственной власти в первые годы правления был ярым католиком. В 1521 году, вероятно в соавторстве с Томасом Мором, он написал трактат «В защиту семи таинств», за что получил от папы почетный титул «защитника веры».

Однако ситуация резко изменилась, когда Генрих VIII потребовал от папы признать недействительным свой брак с Екатериной Арагонской, которая так и не родила королю наследника мужского пола. Святой Престол, по причинам не столько религиозным, сколько политическим, правителю Англии отказал. Папа больше боялся войск племянника Екатерины Арагонской — императора Священной Римской империи Карла V, чем неудовольствия Генриха VIII.

Генрих VIII не привык, чтобы кто-то давал ему указания в собственной стране, даже будь то сам папа Римский. Определенную роль в смене настроений монарха сыграла и его фаворитка Анна Болейн, на которой он рассчитывал жениться после расторжения брака с Екатериной. Анна была близка к протестантским кругам и могла внушить королю лютеранскую мысль о главенстве королевской власти в государстве.

Это стало началом многолетней борьбы английского короля и Рима. Приближенные к королю канцлер Т. Кромвель, сам убежденный протестант, и партия Анны Болейн активно участвовали в насаждении новых порядков. Под давлением канцлера был сформирован лояльный парламент, тщательно подобранный и не гнушавшийся взяточничеством.

Король решил игнорировать запреты папы, но ничего не мог сделать с юридически обоснованным отказом архиепископа действовать вопреки решениям Святого Престола. Тогда Генрих VIII обвинил английское духовенство в государственной измене и в 1532 году принял закон о запрете подчинения иностранным правителям, в том числе и папе. В наказание король наложил на духовенство огромный штраф, который в итоге так и не был уплачен.

Отношение общества (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Одной из главных тем в истории раннего нового времени является реформация в Англии. Кратко об отношении к ней общественных кругов можно сообщить следующее: большинство буржуазии и нового дворянства приняло эти реформы. Однако были и недовольные. Среди протестантов нашлись такие, которые требовали еще бо́льшего упрощения церковной организации по примеру кальвинистов. Другие, напротив, ратовали за возвращение к католицизму. Король одинаково преследовал обе части оппозиции, и таким образом реформация в стране сохранила свой умеренный характер. Однако сторонники более радикального изменения в церкви все-таки сохранили и даже усилили к XVII веку свои позиции. Их стали называть пуританами, и именно под их эгидой и произошла английская буржуазная революция в годы правления Карла I Стюарта.

Первые годы реформации

На момент когда началась Реформация, католической церковью в Германии были недовольны разные слои общества. Крестьяне — из-за десятины, ремесленники — из-за невозможности конкурировать с монастырской продукцией, которая не облагалась налогами.

Несмотря на давление со стороны католической церкви, Мартин Лютер получил поддержку со стороны князей Германии, например, от Фридриха Мудрого. Этот князь укрыл богослова в замке Вартбург, где тот перевел Библию на немецкий язык.

Реформация привела к крестьянской войне 1524–1526 годов. Народ на нее вдохновили проповеди Томаса Мюнцера. После войны сторонников Реформации стали называть протестантами. В 1527 году они основали свой первый университет в Марбурге.

Вскоре после начала Реформации в лагере у протестантов начались разногласия. Лютер не признал единоверцем пастора Ульриха Цвингли, который жил в Швейцарии. Его направление в рамках Реформации получило название цвинглианство. Также появились протестанты-анабаптисты. Отчасти их наследниками являются баптисты. В Нидерландах появилось направление меннонитов.

Реформация в ряде стран Европы привела к появлению в середине XVI века следующих направлений:

  • пресвитерианство в Шотландии;
  • англиканство в Англии;
  • кальвинизм в Швейцарии.

Там, где началась Реформация, стали быстро развиваться типичные для раннего Нового времени капиталистические отношения. К началу XVII века основные экономические центры Европы переместились на север, в Англию, Нидерланды и Германию, где развивалось мануфактурное производство.

Рис. 3. Реформация в Европе XVI век.

Что мы узнали?

Период Реформации в Европе начался с 1517 г. и означал реформирование католической церкви, который были недовольны многие слои общества. Инициатором был Мартин Лютер. Вследствие Реформации возник протестантизм и его различные направления.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Предпосылки явления (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Начало реформации в Англии стало продолжением уже наметившихся тенденций в других государствах Западной Европы. Дело в том, что в Германии в начале XVI века широко распространилось учение Мартина Лютера и была создана новая, лютеранская, церковь, которая существенно отличалась от католической. Целый ряд историков склонен полагать, что подобные изменения имели глубокие социально-экономические причины. Дело в том, что в рассматриваемую эпоху монастыри и церковь были крупнейшими феодальными землевладельцами, а буржуазия и набиравшее силу среднее и мелкое дворянство было заинтересовано в получении земельных наделов. Королевская власть, нуждавшаяся в их поддержке, пошла на ряд серьезных мер по конфискации монастырского и церковного имущества и передала их своим приверженцам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector