Нижегородский район. церковь спаса всемилостивого на полтавке

Клир

До закрытия храма в 1937 году в нём служили:

Нижегородские архиереи:

  • епископ Владимир (Никольский),
  • епископ Назарий (Кириллов),
  • митрополит Сергий (Страгородский) (с 1943 г. Патриарх Московский и всея Руси).


Табличка на храме. Освящена 6 сентября 1998 года. Священнослужители:

  • 1903—1906 — протоиерей Александр Григорьевич Троицкий (настоятель);
  • 1907—1911 — протоиерей Николай Росляков;
  • 1910—1921 — иерей Александр Стрельников;
  • 1915—1921 — протоиерей Владимир Сергиевский
  • 1913—1935 — дьякон Дмитрий Ободов
  • 1920—1921 — дьякон Иоанн Авров
  • 1921—1925 — протоиерей Павел Алмазов
  • 1925—1928, 1930—1934 — протоиерей Николай Боголюбов,
  • 1935—1937 — протоиерей Иоанн Руновский.
  • 1930—1937 — протоиерей Николай Виноградов,
  • 1934—1937 — священномученик протоиерей Пётр Сахаровский,
  • 1922—1937 — протодиакон Николай Савкин.

История собора c XIX века

Храм, как и все ярмарочные сооружения, построили на низинном левобережье Оки. Это были места, страдавшие от паводков, и Бетанкур приложил немало усилий и средств для проведения масштабных грунтовых работ, укрепивших землю под зданиями. Однако, почти каждый год, разлившаяся река подступала вплотную к ярмарке и даже подтапливала некоторые торговые строения. Насыпной грунт под собором тоже размывался паводковыми водами, и стены храма стали покрывать трещины, проходящие внизу доверху через все здание.

Вид на собор со стороны звонницы

Городским властям пришлось решать непростой вопрос – возможно ли отремонтировать храм или придется снести его и построить новый? Губернский архитектор Роберт Яковлевич Килевейн произвел необходимые расчеты и разработал оригинальный проект. В конце XIX века в Староярмарочном работе провели капитальные реставрационные работы, спонсорами которых стало нижегородское купечество. Отруководил реставрацией храма и укреплением полуразрушенного фундамента Петр Самойлович Бойцов, помощник Килейвена. Лучшей кандидатуры нельзя было придумать. Бойцов был известным архитектором-эклектиком и успешно занимался дизайном. После восстановления обновленный Староярмарочный собор вновь освятили (1888 г.).

Прошло чуть более 10 лет, и проблемы, связанные с активностью паводковых вод, продолжились. В 1899 году фундамент под стоящей рядом с собором колокольней так сильно подмыло, она могла разрушиться и упасть на храм.

Поэтому колокольню разобрали и в 1906 году на другом месте поставили новую, сохранив прежние пропорции и инженерные решения. Руководили строительством новой колокольни нижегородские архитекторы Павел Петрович Малиновский и Ермингельд Митрофанович Мичурин.

Вид на южный фасад собора

В годы советской власти, после закрытия Нижегородской ярмарки, собор поначалу хотели снести. Потом в нем разместили склад, а в доме на его территории – квартиры для жителей города. Иконостасы были утрачены, как и большая часть настенных росписей. А колокола реквизировал Рудметалторг.

Верующим собор вернули в 1991 году. В результате больших работ был полностью восстановлен его внешний вид и классическое внутреннее убранство.

До 2009 года этот собор выполнял в епархии функции кафедрального, а сейчас он – обычный приходской храм.

Борисоглебский монастырь в Торжке


Борисоглебский монастырь. Архитектор Николай Львов. 1785–1796. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

Борисоглебский собор одноименного монастыря в Торжке был возведен по проекту Николая Львова в 1796 году на месте разрушенного старого храма. Первые кирпичи в его основание заложила лично Екатерина II. Строительством руководил местный зодчий Франц Буци. Купола пятиглавого Борисоглебский собора увенчаны золочеными шарами с ажурными крестами, алтарь для него построили в виде ротонды. По мнению исследователей, по проекту Львова возвели и монастырскую надвратную церковь-колокольню.

Смоленско-Владимирский приход в Гордеевке

Статья: Смоленско-Владимирский приход в Гордеевке – союз строгановского барокко и эклектики

Владимирская церковь Смоленско-Владимирского прихода

Нарядный архитектурный комплекс на Гордеевской улице воплощает гармоничный союз роскошного строгановского барокко и модерна. Смоленская церковь появилась в конце XVII века, благодаря Григорию Дмитриевичу Строганову. Вначале она служила в качестве домового храма при усадьбе семьи солепромышленника.

Владимирский храм был построен в начале прошлого века. Несмотря на разницу в возрасте», обе церкви гармонично дополняют друг друга. Туристы приходят в приход, чтобы полюбоваться на большие закомары в виде подков, кирпичное узорочье и изящный орнамент из ракушечника.

Спасская церковь сегодня

Первая служба после возрождения храма прошла в 1992 году. Полным чином он был освящен в 2003 году. В настоящее время работает храм Всемилостивейшего Спаса по расписанию, обычному для православных организаций.

Своему возрождению храм обязан городской жительнице М. С. Михайловой, которая с группой единомышленников подготовила необходимый для открытия церкви пакет документов.

Были полностью обновлены алтарь и иконостас. Основная часть внутреннего убранства является результатом труда современных мастеров, потому что от настоящего интерьера в храме почти ничего не сохранилось.

С 1997 года при храме создана воскресная школа для детей и взрослых. Ее целью является воцерковление детей и их духовное воспитание. Здесь проводятся занятия по изучению Библии, истории православия, церковнославянскому языку, клиросному пению и православному этикету. Для девочек проходят уроки рукоделия.

При храме действует летний лагерь и организованы паломнические поездки по святыням России и ближнего зарубежья.

Для малышей обучение проводится в игровой форме. Они занимаются лепкой, рисованием и пением.

Каждую субботу проводятся образовательные лекции для взрослых. Прихожане не только учатся, но и вместе участвуют в паломнических и праздничных мероприятиях, оказывают посильную помощь при храме.

История строительства Староярмарочного собора

В 1817 году в городе произошли перемены, во многом определившие его дальнейшую судьбу. Сюда из из-под стен Макарьевской Желтоводской обители перенесли традиционную ярмарку, сильно пострадавшую в результате большого пожара, который случился годом ранее. Главным строителем ярмарки стал умелый инженер-механик и строитель — генерал-лейтенант Августин Бетанкур (1758-1824).

Общий вид Спасского Староярмарочного собора

В 1817 году Бетанкур специально приехал в город и создал проект ярмарочного комплекса, а также необходимой для него системы коммуникаций, которые стали возводить на обширной территории мыса у слияния Волги и Оки. Место это выбрали потому, что сюда было удобно по реке подвозить необходимые товары. Бетанкур руководил строительными работами все летние месяцы вплоть до открытия торгов в 1822 году.

Талантливый организатор, Бетанкур очень хотел, чтобы город получил один из лучших торговых комплексов европейского уровня. Он имел большие полномочия и средства и привлекал к возведению ярмарки лучших зодчих и инженеров. Через год после начала строительства в городе появился архитекторов — Огюст Монферран

Бетанкур попросил его выполнить проект зданий торгового комплекса и особое внимание уделить новому храму. Любопытно, что нижегородский собор, выполненный по проекту Монферрана, выстроили раньше, чем в Санкт-Петербурге появился Исаакиевский собор

Спасский Староярмарочный собор с высоты птичьего полёта

Нижегородский храм построили в 1822 году в центре ярмарки, в конце главного бульвара, сразу за большим торговым корпусом. Под собором сделали объемное сводчатое помещение. И позже его сдавали в аренду местным купцам, в частности, для винного погреба. Интересно, что для ярмарки возвели не только православный храм, но также мечеть и армянскую церковь.

Интерьер собора по классическим канонам богато украсили лепниной. А расписать стены поручили руководителю Арзамасской школы живописи, российскому академику Александру Васильевичу Ступину и его сыну Рафаилу. К сожалению, эти, самые первые росписи были утрачены. Иконостас собора создал художник из Петербурга Ф. Торричелли. Итальянский мастер выполнил образы для икон по европейским традициям, отличным от канонов православия. На многих их них художник изобразил фигуры с обнаженными человеческими телами.

Вид на собор со стороны Ярмарочного проезда

Подобные рисунки вызывали у купцов недоумение и смущение, и многие из них не хотели молиться перед такими образами. Они даже приносили в храм собственные иконы. Из-за этих проблем решено было создать для Староярмарочного собора новый иконостас, автором которого стал архитектор Василий Петрович Стасов (1769-1848).

Любопытна история с названием собора. Ярмарка в городе работала всего лишь месяц в году, и содержать для нее отдельный притч не было выгодно. Поэтому городские власти приписали храм к Спасо-Преображенскому собору Нижегородского кремля. Из этого храма ярмарочный собор получал необходимые для проведения богослужений утварь, облачения и иконописные образы. Еще до начала строительства священники кремлевского собора установили на будущей ярмарке полотняный шатер с иконостасом. Так, по главному храму ярмарочный собор стали называть Спасо-Преображенским, хотя такое название никак не соответствовало ни одному из его престолов. Второе название – Староярмарочный храм получил после того, как во второй половине XIX века построили Александро-Невский собор.

Вид на главный фасад собора

Воскресенская церковь — центр Соли Камской

Поделиться


Ближе всех к Соборной площади Соликамска находится Воскресенская церковь. Она открывает центральный архитектурный ансамбль, находясь – чуть впереди – между Троицким собором и Соборной колокольней. Издавна, с XVI века, на этом месте стояли деревянные церкви – Успенская и Рождественская. Пять раз они уничтожались пожарами. Спасать удавалось только утварь и иконы. Последнюю деревянную Рождественскую церковь возвели в 1688-1690 годах. Однако через двадцать лет она опять сгорела. Устав от пожаров, прихожане решили не скупиться, а построить храм из кирпича. Тем более, что к тому времени почти все церкви Соликамска были каменными. Вместо двух отдельно стоящих храмов замыслили поставить один и устроить большой придел.

31 июля 1713 года архиепископ Вятский и Великопермский Дионисий дал храмозданную грамоту, и в следующем году церковь была заложена. Сначала отстроили придел во имя Воскресения Христова и освятили его 10 декабря 1721 года. Значительно позднее из-за нехватки средств – в 1752 году – возвели летнюю церковь во имя Рождества Христова. Но прихожане по привычке называли весь храм Воскресенским. Идя навстречу пожеланиям прихожан, летнюю церковь освятили во имя Воскресения Христова, а зимний придел освятили наново – во имя Рождества.

Это был один из самых больших соликамских храмов. Колокольня с пятью колоколами возвышалась над торговой площадью. Вся церковь находилась на высоком подклете, служившем для складки купеческих товаров. Приход был очень богат: большинство его прихожан составляли купеческие фамилии. Помимо них, вклады делались приезжавшими в Соликамск и следовавшими через него в Сибирь и назад торговцами, заказывавшими молебны «на обережение в пути».

В Воскресенской церкви было немало древних образов, украшенных серебряными окладами с самоцветными камнями и золотыми венцами, а также находился замечательный образ мученицы Параскевы, особенно чтимый соликамцами и окрестными жителями, которые в праздник Девятой пятницы приходили на поклонение ему из дальних мест Соликамского и Чердынского уездов.

После потери Соликамском торгового значения и переселения значительной части купцов в другие города приход Воскресенской церкви беднеет, вклады делаются редко и невеликие. В XIX веке храм приписали к Троицкому собору, и службы в нем велись только по праздникам.

В конце 20-х годов началась борьба с религией. Была разогнана и община верующих Воскресенской церкви. Еще раньше власти «пограбили» ее богатую утварь, переплавили серебряные изделия и прибрали к рукам самоцветы. В начале 30-х иконостас Воскресенской церкви, ее главы́ и колокольню уничтожили, «дабы ничто более не напоминало религиозное сооружение». Далее в разные годы здесь размещались ватная фабрика, пимокатный завод и фабрика по пошиву обуви.

С 1995 года, после ремонта и соответствующего приспособления помещений, в здании Воскресенской церкви находятся отдел фондов музея и городской выставочный зал.

Всё это было бы грустно, если бы мы с вами не знали, что уже принято решение о реставрации храма и планируется восстановление утраченных частей. Далее – останется только передать его верующим.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Монастыри и храмы Нижнего Новгорода. — Н. Новгород: Глагол, 2008. — С. 74—77.
  2. Информация об этом размещена внутри самого храма.
  3. Дегтева О.В. Храм Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде / Пономарев Игорь, прот.. — Нижний Новгород: Изд. отд. Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре, 2010. — С. 104-169. — 224 с. — ISBN 978-5-903657-19-3.
  4. Стоюхина Н.Ю. Богослов, философ и психолог протоиерей Николай Михайлович Боголюбов: судьба и творчество (рус.) // Труды Нижегородской духовной семинарии : Сборник работ преподавателей и студентов. — 2016. — № 14. — С. 69-162. — ISSN 978-5-904720-18-6.
  5. Архив УФСБ. Д.2-10837 Цит по сайту: Православие > Русское Православие: Православные духовные воины.
  6. Непобедимый. Как потомки хранят память о расстрелянном священнике (рус.) // Ведомости Нижегородской митрополии : газета. — 2019. — Ноябрь (№ 22(178)). — С. 17.
  7. Дегтева О.В. Храм Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде / Пономарев Игорь, прот.. — Нижний Новгород: Изд. отд. Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре, 2010. — С. 188. — 224 с. — ISBN 978-5-903657-19-3.
  8. Издательский отдел епархии выпустил книгу «Храм Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде»

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Спасская церковь, благодаря участию в ее проектировании и строительстве нескольких талантливых архитекторов, получилась очень гармоничной и красивой. Она остается удачным образцом стилизации в традициях московского храмового зодчества XVIII века.

Краснокирпичная церковь имеет пять глав и ярусную шатровую колокольню. Она богато декорирована по фасадам высококачественной фигурной кладкой из кирпича в стиле русского узорочья. Отдельные элементы декора, имитирующие белый известняк, выполнены при помощи штукатурки. Внутри церкви установлен новый резной иконостас, и полностью обустроен главный алтарь храма.

Церковные купола

Дворец Алфераки в Таганроге


Дворец Алфераки. Архитектор Андрей Штакеншнейдер. Фотография: Виктор Филиппович Погонцев / фотобанк «Лори»

Андрей Штакеншнейдер был дворцовым архитектором: он строил богатые особняки для членов императорской семьи. Когда ему заказали дом для таганрогского помещика, городского головы Николая Алфераки, он построил здание, ничуть не уступавшее столичным особнякам.

Штакеншнейдер построил дворец в стиле необарокко с коринфскими колоннами. Крышу здания обрамляла балюстрада — фигурные перила. Внутри здание выглядело так же величественно, как и снаружи: в XIX веке в его залах проводились лучшие балы в городе. В советское время в здании разместился местный историко-краеведческий музей, который находится там до сих пор.

История храма

Род крупных землевладельцев и промышленников Строгановых

фигурирует в истории Россиис 15-16 вв . К 18 веку члены этой фамилии носили исключительно графские и баронские титулы. В Нижегородской области Строгановы стали скупать земли и строить усадьбы ужес 16 века – сначала в районе Гордеевки, затем в центральной торговой части города.

Наибольший след в истории города оставил Григорий Строганов

, получивший прекрасное по тем временам образование и огромные земельные владения в наследство. Он часто и подолгу жил в собственном имении, расположенном вселе Гордеевка, находящимся в заречной части – на так называемой Нижегородской Стрелке, которая в те времена не входила в городскую черту.

Г.Строганов много сделал для Нижнего Новгорода в плане благотворительности, но наибольшую известность ему принесло сооружение двух нижегородских храмов – Рождественской церкви

на одноименной улице и Смоленской – в Гордеевке. Обе эти церкви являются памятниками нового архитектурного стиля конца 17-нач.18 вв., названного также по его фамилии –«строгановским барроко» .

После возведения Григорием Строгановым

Церкви Собора Пресвятой Богородицы, которая долгое время служила домовой семейной церковью, недалеко от нее строится каменная усадьба Строгановых.

Усадьба Строгановых на Рождественской улице

Однопрестольная Строгановская церковь появилась в Нижнем Новгороде в самом начале 18 столетия, но из-за пожара была закончена только к 1719 году

. А в 1722 году она была закрытаПетром Первым после его присутствия на одном из богослужений. Чем не угодил храм российскому императору так до конца и не ясно, но до времени его смерти Строгановская церковь не работала. Пожары преследовали этот храм весь 18 век. Трижды она горела, восстанавливалась и вновь горела.

В начале 19 века

один из потомков Строгановых опять-таки на свои деньги осуществил капитальный ремонт здания. А чуть позже для укрепления церкви ниже нее была установлена стенка-крепида. Этот инженерно-архитектурный проект был осуществленА.Бетанкуром, построившим Нижегородскую ярмарку, и И.Ефимовым. Тогда же крытый переход соединяет стоящую отдельно колокольню с церковной папертью. В 70-х гг. 19 века церковь снова реставрируется.

Стенка-крепида

В советский период над храмом нависла угроза уничтожения, однако настоятель церкви — отец Сергий сумел убедить тех, от кого зависела судьба храма, в его историко-архитектурной ценности. В здании храма было решено разместить Музей истории религии и атеизма

, что и спасло его от уничтожения. Причем директором этого музея некоторое время был отец Сергий. Позднее в церковном здании находилсякраеведческий музей .

В 1993 году

церковь была возвращена верующим.В 2004 году храм постигло очередное несчастье – из нее было похищено около двадцати икон. Но одна из икон – «Воскресение Христово», вскоре купленная эстонским коллекционером и опознанная им как украденная, была возвращена храму.

Современное состояние церкви и режим посещения

Православный храм – действующий и открыт для всех желающих. Богослужения проходят здесь ежедневно. В церкви освящено три придела, а престольные праздники отмечают 22 мая, 29 августа, 18 октября и 19 декабря.

Особо чтимыми храмовыми святынями являются чудотворная икона святой Параскевы Пятницы, а также иконы Богоматери «Знамения» и Всемилостивого Спаса. Кроме того, в этой церкви хранится православный крест, привезенный из Иерусалима и частицы мощей христианских святых.

С 1997 года при Спасском храме для детей прихожан работает воскресная школа, а также открыт православный лекторий для взрослых прихожан по программам «Литургика» и «Евангельские чтения».

Иконостас

Текущая деятельность

Церковь сегодня работает в обычном режиме и гостеприимно открывает двери для верующих. Службы проходят здесь каждый день с раннего утра до восьми вечера.

Важно! В настоящее время церковь Нижнего Новгорода на Полтавке проводит традиционные богослужения и выполняет функции христианского центра просвещения для городской молодежи. Здесь организована православная школа, где детей учат жить в добродетели и читать Священное Писание

Также преподают изобразительное искусство и музыку. В храме работает летний лагерь, и организуются паломнические ходы

Здесь организована православная школа, где детей учат жить в добродетели и читать Священное Писание. Также преподают изобразительное искусство и музыку. В храме работает летний лагерь, и организуются паломнические ходы.

Богослужение в храме Всемилостивейшего Спаса

Служители церкви в настоящее время активно привлекают молодых людей на праведный путь, повсеместно используя СМИ и социальные сети. Настоятель дал благословение на создание христианского центра молодёжи. Отныне жители Нижнего Новгорода имеют возможность навещать Спасский храм и радоваться общению со Всевышним.

Работа в ЦЕРКОВЬ РХ РП ПОЛТАВКА вакансии, практика, стажировка, карьера

На данный момент открытых вакансий нет. Возможно вас заинтересуют вакансии в других компаниях:

Руководитель отдела продаж франшизы
Администратор зрительного зала в кинотеатре «АРЕНА»
Менеджер отдела сбыта и маркетинга (ГШО)
Зведующий оптовым складом, г. Котлас
Замерщик мебели
Помощник руководителя

Оператор на исходящие звонки
Операторы станков с ЧПУ 4 разряда
Продавец-кассир
Водитель на личном автомобиле
Продавец консультант в салон связи Билайн (м. Сокол)
Сотрудник на выкладку товара (р-он ЖБИ)

Карта проезда к ЦЕРКОВЬ РХ РП ПОЛТАВКА где находится

Также смотрите компании и организации с похожим видом деятельности, как у ЦЕРКОВЬ РХ РП ПОЛТАВКА: МОО АДКК «ДОСТОЯНИЕ» | ОО «ЦТК» | ПРОФКОМ ООО СЫЧЕВСКОГО ЭЛЕКТРОДНОГО ЗАВОДА | РО ПЕТРО-ПАВЛОВСКИЙ ПРИХОД С ОСИНЦЕВО | ПРИХОД ХРАМА «СВ МУЧ ВЕРЫ, НАД, ЛЮБ И МАТЕРИ СОФИИ»

Компания зарегистрирована 14 декабря 1999 года (Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Омской области). Полное название: МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОДА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Р.П. ПОЛТАВКА ОМСКО-ТАРСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, ОГРН: 1035500008521, ИНН: 5530002940. Регион: Омская область, Полтавский район. Организация ЦЕРКОВЬ РХ РП ПОЛТАВКА расположена по адресу: 646740, ОМСКАЯ область, рп. ПОЛТАВКА, ул. ОКТЯБРЬСКАЯ, 36. Основной вид деятельности: «Деятельность общественных объединений / Деятельность религиозных организаций».

Иркутский академический драматический театр


Иркутский академический драматический театр. Архитектор Виктор Шретер. 1894–1897. Фотография: Михаил Марковский / фотобанк «Лори»

Виктор Шретер был главным архитектором Дирекции Императорских театров, поэтому новые театральные здания по его проектам строились не только в столице, но и в провинции. В 1897 он возвел драматический театр в Иркутске на средства местных купцов. Шретер построил небольшое функциональное здание на 800 человек. Внешне оно выделялось среди других городских построек тем, что его стены не штукатурили — они были просто кирпичными. Театр поражал современников не только своим новаторским обликом и элегантной отделкой, но и техническим оснащением и безупречной акустикой.

История постройки

В середине осени 1888 г. на харьковском участке российской железной дороги с рельсов сошел поезд, в котором находился царь Александр III и его семья. Они не пострадали, а чудесное спасение связали с тем, что у государя при себе имелась икона Спаса Нерукотворного.

В честь этого великого события Александр III вознамерился построить собор Всемилостивейшего Спаса. Главным архитектором религиозного строения, вмещающего 1700 верующих, назначили зодчего из Санкт-Петербурга А. Кочеткова.

  • В создании нижегородского храма на Полтавке участвовали известные бизнесмены-промышленники, имена которых традиционно упоминаются в богослужениях.
  • Перед началом возведения устроители имели возможность рассмотреть большое количество чертежей (18 проектов) и выбрать наиболее подходящий. Место создания освятил преподобный Владимир, благословивший рабочих на создание одухотворенной святыни во имя Господа.
  • К моменту начала постройки Александр III покинул бренный мир, поэтому нововозведенная церковь символизировала память об этом правителе, которого окрестили миротворцем.
  • Возведение продолжалось четыре года, в октябре 1903 г. произошло торжественное освящение храма Спаса Всемилостивого. В течение последующих десяти лет шла неустанная роспись церкви, которая выполнялась славными мастерами города по картинам великих художников Отечества.
  • Оформлением руководил известный фотограф А. Карелин, использующий методику по картонам. Изначально рисунок создавался при помощи карандаша или углей, а позже наносились краски. Подобная методика нередко используется во фресковой живописи (Да Винчи, Рафаэль). В 1912 г. роспись Спасского собора была завершена.

Тяжелые времена

После революционных волнений 1917 г. храм недолгое время являлся действующим. с 1924 по 1934 г. в церкви находилась архиерейская кафедра под главенством митрополита Сергия. Власти поднимали вопрос о полном уничтожении собора, но молитвы и труды паломников, а также настоятеля Николая, позволили сохранить жизнь знаковой постройке.


Самый большой колокол Спасской церкви

Коммунисты разрешили устроить здесь склад инвентаря для нужд сообщества Красного Креста. Богослужения не закончились до того момента, как всех священников не арестовали.

  • Некоторые отцы прятались в подвалах Спасского собора вместе с семьями. В 1937 г. власти подали распоряжении о закрытии церкви, после арестов священнослужителей она долгие годы простаивала в безмолвии и безбожии.
  • Части здания использовали в качестве архивного склада и помещения для швейного предприятия. У властей было желание разобрать кровлю и снять колокола, но эти планы не воплотились в жизнь.
  • Во время Второй мировой войны Нижний Новгород бомбардировали неприятельские самолеты, часть фасада Спасского храма в некоторой степени пострадала. Милостью Господа церковь и город вынесли ужасы войны.

После 1945 г. в помещениях собора предполагалось сделать концертный зал. Работники филармонии помогали в восстановлении здания, реставрируя купола, крышу и поднимая кресты. Несмотря на желание музыкантов, историческое значение Спасского храма изменить не удалось.

Возрождение

В 1991 г. многострадальный собор официально передали во владение Нижегородской епархии. Епископ Николай вновь освятил вернувшуюся к жизни церковь, прославив икону Спаса Нерукотворного.

Еще о храмах Центральной части России:

  • Церковь Живоначальной Троицы в Останкино
  • Знаменский собор в Курске
  • Воскресенский собор в Тутаево

Делом возрождения занималась местная активистка М. Михайлова, преподавательница института. Благочестивая женщина и её друзья усердно и кропотливо собирали документы, которые позволили вернуть собору статус действующего.

Первая литургия после возрождения прошла в 1992 г. М. Михайлова являлась прихожанкой Спасской церкви до своей смерти в 1996 г., её тело смиренно отпевали в стенах этого храма.


Интерьер храма во имя Всемилостивейшего Спаса

Церковь построена по образцам архитектуры XVIII столетия и выглядит чрезвычайно гармоничной. Пятиглавая, с ярусной колокольней, она строилась в честь удивительного спасения царской семьи от катастрофы на железной дороге.

Внимание! Пройдя множество испытаний XX века, Спасский храм вновь открывает свои двери и приглашает верующих участвовать в богослужениях

Строительство

Нижегородское купечество решило выстроить храм в честь Спасителя недалеко от городского острога. В 1888 году был открыт сбор средств, в Комиссию по сбору средств вошли наиболее состоятельные финансисты-промышленники: Н. А. Бугров, Н. Е. Башкиров, А. А. Блинов, А. М. Губин, В. А. Соболев и другие.

года Преосвященный Владимир, епископ Нижегородский и Арзамасский, заложил первый камень в основание церкви. Храм был заложен спустя девять лет после произошедшей железнодорожной катастрофы в память уже не только о чудесном спасении царской семьи, но и для «увековечения памяти Царя-миротворца, в Бозе почившего Александра III», скончавшегося года.

Надзирал за строительством академик архитектуры В. П. Цейдлер. 26 августа 1903 года на колокольню храма поднят последний большой колокол, а 12 октября епископ Нижегородский и Арзамасский Назарий, освятил церковь.

В официальном Отчете Строительного Комитета за 1904 год говорится о том, что неизвестным нижегородцем в 1902 году был пожертвован колокол весом в 54 пуда, а все остальные колокола отливались в Ярославле. Согласно описи церковного имущества на колокольне храма до революции звучало 8 колоколов, самый большой из них весил более 2,5 тонн.

В 1912 году была завершена роспись храма. Живописные росписи выполнены по картонам работ русских художников В. М. Васнецова, И. Е. Репина, В. В. Верещагина, Г. И. Семирадского («Христос у Марфы и Марии»), Ф. А. Бронникова, Н. И. Кошелева, А. Т. Маркова для храма Христа Спасителя в Москве и Киевского Владимирского Собора. Орнаменты выполнены в византийском стиле по эскизам академика А. М. Кочетова. Художественные работы проводились нижегородскими мастерами под руководством А. О. Карелина.

Это интересно: Богоявленский кафедральный собор в Елохове

В наше время

Со времени возрождения храма в 1991 г. его настоятелем является протоиерей Игорь Пономарев (в настоящее время секретарь Нижегородской епархии). Также в 1990-х и 2000-х гг. в клире состояли иерей Михаил Гущо, иерей Владимир Абрамов, иерей Евгений Гусев (скончался в 2007 г.), иерей Сергий Кутлаков, диакон Владимир Шашков, диакон Димитрий Юсов, митрофорный протоиерей Константин Минюхин, прот. Анатолий Мешков и др.

Детская воскресная школа была возрождена в 1997 г.

По субботам действует образовательный лекторий для взрослых.

В 2010 году издательский совет Нижегородской епархии выпустил книгу, составленную историком и краеведом Ольгой Дёгтевой, «Храм Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде».

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Спасская церковь, благодаря участию в ее проектировании и строительстве нескольких талантливых архитекторов, получилась очень гармоничной и красивой. Она остается удачным образцом стилизации в традициях московского храмового зодчества XVIII века.

Краснокирпичная церковь имеет пять глав и ярусную шатровую колокольню. Она богато декорирована по фасадам высококачественной фигурной кладкой из кирпича в стиле русского узорочья. Отдельные элементы декора, имитирующие белый известняк, выполнены при помощи штукатурки. Внутри церкви установлен новый резной иконостас, и полностью обустроен главный алтарь храма.

Внутреннее убранство собора

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Сегодня большой Спасский собор – единственное строение, сохранившееся от старого ярмарочного комплекса. Храм строит на сваях и на подушке из насыпного грунта, укрепленного влагостойким портлендским цементом. Собор возведен в традициях позднего классицизма и согласно канонам этого архитектурного стиля со всех четырех сторон украшен строгими портиками с колонами. Мощные барабаны, служащие основанием для пяти куполов, декорированы прорезными окнами и полуколоннами. За счет этих световых куполов в храме отличное естественное освещение.

Купол Староярмарочного собора

В непосредственной близости от собора находятся небольшая двухэтажная крестильная церковь и изящное здание часовни-усыпальницы, построенной в 2002 году возле придельного алтаря над местом захоронения митрополита Нижегородской и Арзамасской епархии Николая (Кутепова). Неподалеку от собора также стоит легкая однокупольная надкладезная часовня, из которой прихожане активно разливают воду на праздник Крещения Господня. Кроме того, здесь на высоком постаменте возвышается фигура скорбящего ангела – памятник жителям города, участвовавшим в ликвидации последствий Чернобыльской аварии.

Примечания[ | ]

  1. 1 2 Монастыри и храмы Нижнего Новгорода. — Н. Новгород: Глагол, 2008. — С. 74—77.
  2. Информация об этом размещена внутри самого храма.
  3. Дегтева О.В. Храм Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде / Пономарев Игорь, прот.. — Нижний Новгород: Изд. отд. Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре, 2010. — С. 104-169. — 224 с. — ISBN 978-5-903657-19-3.
  4. Стоюхина Н.Ю. Богослов, философ и психолог протоиерей Николай Михайлович Боголюбов: судьба и творчество (рус.) // Труды Нижегородской духовной семинарии : Сборник работ преподавателей и студентов. — 2016. — № 14. — С. 69-162. — ISSN 978-5-904720-18-6.
  5. Архив УФСБ. Д.2-10837 Цит по сайту: Православие > Русское Православие: Православные духовные воины.
  6. Непобедимый. Как потомки хранят память о расстрелянном священнике (рус.) // Ведомости Нижегородской митрополии : газета. — 2019. — Ноябрь (№ 22(178)). — С. 17.
  7. Дегтева О.В. Храм Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде / Пономарев Игорь, прот.. — Нижний Новгород: Изд. отд. Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре, 2010. — С. 188. — 224 с. — ISBN 978-5-903657-19-3.
  8. Издательский отдел епархии выпустил книгу «Храм Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде»

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Спасская церковь, благодаря участию в ее проектировании и строительстве нескольких талантливых архитекторов, получилась очень гармоничной и красивой. Она остается удачным образцом стилизации в традициях московского храмового зодчества XVIII века.

Краснокирпичная церковь имеет пять глав и ярусную шатровую колокольню. Она богато декорирована по фасадам высококачественной фигурной кладкой из кирпича в стиле русского узорочья. Отдельные элементы декора, имитирующие белый известняк, выполнены при помощи штукатурки. Внутри церкви установлен новый резной иконостас, и полностью обустроен главный алтарь храма.

Церковные купола

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector