Павел груздев
Содержание:
- Зрелый возраст
- История про Пришествие
- Юношеские годы и молодость
- Посмертное почитание
- Служение пастыря
- Казахстан
- Мёд
- Арест
- В ленинградской столовой
- История одной рекомендации
- Лагерная Литургия
- Советы Груздева
- Революция, война и аресты
- Книги Павла Груздева – искренние и трогательные рассказы о его жизни
- Служение пастыря
- Время испытаний, 1941-1947 года
Зрелый возраст
С возвращением в родные места началась новая жизнь. Долгое время он собирал документы, оформлял реабилитацию.
Монашеский постриг
С 1958 года будущий архимандрит Павел Груздев биографию свою связал со служением в церкви. В 1961 году он был пострижен в монашество архиепископом Ростовским и Ярославским Никодимом.
С 1960 года Груздев был настоятелем Троицкой церкви в селе Верне-Никульское. Не смотря на свою известность, святой отец очень скромно жил, просто одевался и питался, за свою жизни не сделал никаких накоплений.
Церковная служба
С 1983 по 1991 год Груздев служил архимандритом в Троицком храме села Верхне-Никульское. Он пользовался большим уважением у прихожан. К нему приходили получать советы от академиков до простых рабочих.
За решением жизненных вопросов, исцелением приезжали со всех уголков страны. В конце 80-х годов батюшка начал резко терять зрение. Из-за этого он был вынужден уйти из церкви в 1991 году. Он стал жить при Воскресенском соборе, принимать людей. Не смотря на болезни и плохое зрение, отец Павел проводил богослужения.
Последние годы жизни
Последний старец умер 13 января 1996 года. Он полностью ослеп. Денег совсем не было, не хватало даже на лекарства. К месту, где похоронен Груздев, тропинка не зарастает вот уже больше 20 лет. Круглый год сюда приезжают паломники со всей страны, чтобы почтить память старца.
История про Пришествие
Отец Павел Груздев считал, что в каждом человеке нужно стараться увидеть отражение Христа. Он рассказывал такую притчу. Жила в некоем селении женщина. Она была глубоко верующей, соблюдала все православные традиции – регулярно постилась, постоянно творила молитву и часто ходила в церковь.
Однажды приснился ей сон, в котором ей было сказано, что на следующий день по пробуждении, к ней в гости придёт Сам Господь Иисус Христос.
С раннего утра она навела в избе порядок, наготовила вкусной еды – сварила «мармишель», поджарила яичницу, испекла пирог и села у окна ждать Спасителя.
Пришёл к ней соседский мальчик и говорит:
— Мамка моя заболела, упала, встать не может. Пойдём, поможешь, — а женщина ему отвечает:
— Не могу, ко мне Иисус Христос обещался прийти, — ушёл мальчик ни с чем.
Снова сидит женщина у окна. Ждёт. Приходит к ней односельчанин и просит:
— У меня корова рожает. Ты лучше всех в этом деле разбираешься. Пойдём, поможешь, — а женщина ему:
— Не могу, ко мне Иисус Христос должен прийти, — ушёл и мужик.
Дело к вечеру, а Господь всё не появляется. Завернул в её двор странник, попросился на ночлег, но и ему она отказала:
— Я хату вычистила, еды наготовила не для тебя – Христос обещался меня посетить.
День закончился, а Бог к ней так и не пришёл. Легла она спать, и приснился ей ангел. Она его спрашивает, почему Бог к ней исполнил обещания, а ангел ответил:
— Так Он к тебе три раза приходил, а ты Его отвергла.
— Когда же?
— Когда мальчик пришёл за маму просить, когда мужик пришёл, у которого корова рожала, и когда странник попросился на ночлег.
Юношеские годы и молодость
Восстановить свое хозяйство семья так и не смогла. Мальчик вместе с матерью переехал жить к тетке в монастырь.
Жизнь в монастыре
Этот период своей жизни он вспоминал с особой любовью. В монастыре работал на пасеке, осваивал пчеловодство. Мальчик пас коров и лошадей, пел.
3 января 1930 года монастырь был закрыт. Павлуша перебрался в Хутынский монастырь, который расположен под Новгородом. Здесь он был облачен в рясофор и получил благословение епископа Алексия.
Находясь в монастыре, юноша был работником на Деревяницкой верфи, занимающейся строительством судов. После работы он пел в монастыре и звонил в колокола.
Работа в деревне
В 1932 году закрылся и Хутынский монастырь. Павел вернулся на свою родину к родителям. Здесь он стал работать на скотном дворе Государственной селекционной станции.
В это время произошла авария на Рыбинском водохранилище. Деревня попала в зону затопления. В 1938 году Павел вместе с отцом разобрали сруб дома и сплавили его по реке до Тутаева. Там они поставили новый дом. Юноша стал рабочим на базе «Заготскот», ходил в Леонтьевскую церковь. Так прожил он до 1941 года.
Арест и ссылка
В мае 1941 года Павла арестовали. Перед арестом к нему в дом пришел незнакомый молодой человек, который попросился на ночлег. Его радушно приняли, но постоялец оказался сотрудником НКВД. Ему нужна была информация о религиозных взглядах хозяина дома.
Уже на следующий день Груздева забрали в тюрьму. Его подвергли жестоким издевательствам. Следователь выбил ему все зубы. Но от своей веры Груздев не отказался даже под страшными пытками.
Долгие годы он провел в трудовом лагере под Вяткой. Во время отбывания наказания носил номер 513. Вера помогла настроить быт и в тюрьме. Павел входил в разряд политических заключенных. Они держались в стороне от отбывающих наказание по уголовной статье.
В период заключения работал путеобходчиком. В его обязанности входило следить за состоянием железнодорожных путей. Основным его участком была дорога от лесоповала до лагеря. Работу Груздев выполнял очень ответственно. Благодаря своей должности у него была возможность выходить за пределы лагеря и собирать грибы и ягоды. Заключенные очень страдали от нехватки витаминов, Павел приносил своим товарищам ягоды, чтобы поддержать здоровье. Он сам собирать и сушил лекарственные травы.
Однажды случилась история, которая спасла ему жизнь. Осенью он отправился со своим начальником проверять пути. Был сильный туман, и дорогу не было видно. В один момент что-то попало под колесо машины. Начальник стал кричать на Груздева, обвиняя его в обмане, недобросовестной работе.
Вернувшись в лагерь, Павел решил проверить, что произошло на рельсах. На путях он обнаружил лошадь, которую сбил поезд. Заключенный перетащил ее в канаву. Недалеко он увидел парня, который должен был везти лошадей, повешенным. Павлу никак не удавалось развязать веревку. Тогда он стал молиться, и удавка поддалась. Груздев сделал парню массаж сердца и искусственное дыхание. В результате повешенного удалось спасти.
Спасенный молодой человек оказался немцем. Долгое время он помогал Павлу в заключении. Он каждый день делился с ним хлебом.
В лагере отбывали срок много священников. Они очень хотели организовать Литургию, но в тюрьме это было невозможно. Провести службу помогла жена начальника выдачи пропусков. Она была очень верующей. Женщина уговорила мужа дать возможность заключенным уйти в лес и провести служение. После проведения Литургии вернулись все заключенные.
Последние годы отбывания наказания Павел провел в Северном Казахстане. Там он должен был заниматься освоением целинных земель. Благодаря своим навыкам работы на земле, юноша смог вырастить не только овощи и злаки, но и арбузы с дынями.
Освобождение и возвращение в Тутаев
В 1953 году Груздев попадает под амнистию. Свободно передвигаться по стране заключенным было запрещено. Сестра Павла прислала телеграмму, что их мать находится при смерти. Это дало возможность получить разрешение на возвращение в Тутаев.
Посмертное почитание
По настоянию и благословению протоиерея Георгия Митрофанова, известного историки и деятеля РПЦ были записаны программы, посвященные жизни батюшки Павла Груздева, его рассказам, специально для радио «Град Петровых» в Санкт-Петербурге, которые транслировались в августе 2010 года.
После этого в течение трех лет в Беларуси создается фильм «Притчи», основанный на проповедях и жизнеописании Павла Груздева, в котором показано с каким удивительным вниманием, без мелочной суеты относился старец ко всем нуждающимся, молящемуся за больного ребенка и за больную скотину, понимая каждого пришедшего с нуждой. Для него не было мелочей в человеческой жизни, ибо тюрьма и лагеря оставили одну науку — ценить жизнь и спасение в Боге
Для него не было мелочей в человеческой жизни, ибо тюрьма и лагеря оставили одну науку — ценить жизнь и спасение в Боге.
Православную веру старец отделяет от РПЦ, порой указывая, что именно церковь убивает свободу мертвой буквой закона, а нужно просто радоваться и любить ближнего с верой в спасение от Христа.
365 раз в Библии говорится «Радуйтесь!», эти слова оставляет потомкам и архимандрит Павел Груздев, любимый многими старец, почитаемый христианский посланник слова Божьего.
https://youtube.com/watch?v=lywSY_sBWpw
Архимандрит Павел Груздев
Служение пастыря
В начале марта 1958 года епископ Угличский Исаия в Феодоровском храме рукополагает Павла Груздева в дьякона, в середине месяца — в пресвитера, а через три года состоялось пострижение в монашество. Чин пострижения совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим.
Служащий с 1960 года настоятелем церкви Святой Троицы в селе Верхне-Никульское Мологского уезда, прошедший испытания войной, лагерями, пытками и издевательствами, старец, сохранивший любовь к людям и Богу, привлекает паломников своей готовностью помочь каждому. Местные жители с уважением относятся к священнослужителю, знающему толк в скотоводстве, помогающему при зимнем отеле коров, сказался опыт лагерных работ.
Широкая известность не повлияла на стиль жизни старца, славящегося нестяжательством, скромностью одежды и простой питания. После издевательств в лагере старец потерял чувствительность к холоду и мог зимой ходить босиком.
Его священнический подвиг отмечен наградами новые посвящения, среди которых:
- 1961 г. – фиолетовая скуфья:
- 1962 год — чин иеромонаха;
- 1963 год — наперсный крест;
- 1966 г. — сан игумена;
- 1971 год — палица;
- 1976 — крест с украшениями;
- 1983 год — рукоположение в архимандриты.
К настоятелю Троицкого храма едут паломники со всей страны, кто за исцелением, кто за словом утешения. Среди паломников профессора, выдающиеся ученые, артисты и простые рабочие. Старец всех принимал с любовью, утешением и наставлением, независимо от ранга и материального состояния.
Казахстан
Перевели Павла в Северный Казахстан – отбывать оставшийся срок наказания, а заодно, осваивать целинные земли. Участки давали большие — по три гектара. Хочешь, не хочешь, а брать обязан. И обрабатывать. Дело трудное, но Павел к сельскому труду привычен. Арбузы, дыни, овощи разные, злаки выросли у него на славу, вскоре даже корову завели. Она в тот же год двух телят родила. Благополучие, достаток и сытость пришли в жизнь Павла Груздева – излишки на базар возили, продавали. На вырученные деньги обновы покупали, дома строили. Жизнь потекла своим чередом.
А в 1953 году вышла амнистия. Из дома Груздеву сообщили, что отец с матерью его ждут, скучают. Поскольку без специального вызова бывшим заключённым свободно разъезжать по стране нельзя, сестра Павла, которая жила вместе с родителями в Тутаеве, прислала ему телеграмму, что, мол, мать его, будучи семи десятков лет, родила двойню и находится при смерти. Это было неправдой, но оказалось веской причиной, чтобы разрешить Павлу выезд.
Мёд
В своей книге «Родные мои» батюшка вспоминает один случай. Было ему тогда лет 10. Захотел он поесть мёда, а матушка игуменья, настоятельница монастыря, не разрешает. Взял мальчик крысу из капкана, нашёл кусок ветоши, обмакнул его в кадушку с мёдом и обмазал им пойманное животное. Взяв крысу за хвост, он принёс её игуменье, показал и сообщил, что он выловил животное в кадушке с мёдом. Матушка запричитала – продукт, ведь, теперь осквернённым считается и в пищу не пригоден. Велела она мальчику взять кадушку и вынести вон, за пределы монастыря. А он и рад – крыса-то мёд не портила. Сам наелся и сестёр монахинь угостил.
Пришло время идти к исповеди. Маленький Павлуша боится, плачет, а утаить правду не может – покаялся батюшке, пообещал, что больше так делать не будет. Священник грех ему отпустил, но спросил, всё ли они съели? Если нет, то пусть Павлуша и ему нацедит бидончик, а он за него Богу помолится. Сказано-сделано. Принёс и ему мёда.
Арест
Через несколько лет монастырь закрыли, многих монахов арестовали, а саму обитель преобразовали в трудовую артель. Павел Груздев и здесь нашёл себе дело. Он по-прежнему занимался сельхозработами, а также, вплоть до мая 1941 года, когда его арестовали, активно участвовал в общественной жизни артели.
Накануне ареста в дом к Груздевым попросился на ночлег некий молодой человек. Радушные хозяева приютили гостя, доверились ему, а он оказался сотрудником НКВД. Гость выведал нужную ему информацию, касающуюся религиозной жизни Павла, и сообщил об этом своим коллегам. Ночью к дому подъехал «чёрный ворон» и Груздева Павла увезли в тюрьму. Фамилию следователя будущий архимандрит запомнил на всю жизнь – Спасский. Он ему все зубы выбил, истязал жестоко. Да только нашему герою признаваться было не в чем, а от веры он даже под пытками отрекаться не стал.
Отправили Павла Груздева в трудовой лагерь под Вяткой, и на долгие годы стал он заключённым номер 513. Но и в тюрьме жить можно – там ведь тоже люди. Политические держались отдельно от уголовников. Их наказывали строже, но и доверяли, почему-то, больше.
В ленинградской столовой
В своих рассказах отец Павел не боялся выглядеть смешным и нелепым. Так, любил он повеселить товарищей историей о том, как пообедал в одной ленинградской столовой. В этом городе он гостил часто – там у него было много друзей и знакомых.
Приехал он как-то раз в Ленинград, в гости к владыке Никодиму. Тот спешил по делам, и предложил отцу Павлу, пока сам в отлучке, сходить в какую-нибудь столовую и там пообедать. Дал батюшке 25 рублей и уехал.
Отправился старик искать столовую. В одни его не пускали, потому что он был в валенках, в другие, потому что галстук не соответствовал требованиям. В конце концов, нашёл батюшка столовую, где кормили комплексными обедами. Заплатил он деньги, взял поднос с едой, сел за стол, поставил чемодан под стул и приготовился обедать, а ложку прихватить забыл. Делать нечего – вернулся в буфет, где столовые приборы выдавали. Взял ложку, а заодно и стопочку выпил. Подошёл к своему столу и видит, что там уже какой-то мужчина сидит и его суп ест. Что делать? Придвинул к себе батюшка второе, котлету пополам разломил, картофельное пюре разделил. Стакан компота на два разлил, и стал свою половину есть. А мужчина всё это время молча на него смотрел. Закончив трапезу, незнакомец поднялся и ушёл. Отец Павел тоже пообедал и собрался уходить. Хвать, а чемодана-то и нет. Украли?! Огляделся он по сторонам, к кому обратиться, и под соседним столом увидел свою поклажу. Понял старый священник, что чужой обед съел. Испугался он, стыдно стало — схватил свои пожитки, и бежать – через дорогу, в валенках, в длинной рясе, с чемоданом в руке и прямо на красный сигнал светофора.
История одной рекомендации
Елена Потлова, экскурсовод в Троице-Сергиевой Лавре
Елена Потлова
В 1992 году я, только что окончившая школу, оказалась в Москве, где узнала, что открывается Свято-Тихоновский университет. Очень захотела поступить в него. Но для этого хороших результатов на вступительных экзаменах было недостаточно: сначала нужна была рекомендация правящего архиерея или хотя бы настоятеля храма, прихожанином которого абитуриент является.
До моей родины – двое суток на поезде. Но даже если бы я купила билет и поехала, какой в этом был смысл? Как объясню про новый, недавно созданный и никому еще не известный университет? Тем более что и архиерей меня тоже совсем не знал.
К отцу Кириллу мы с родителями приезжали в детстве за благословением – одни из многих, и, понятное дело, помнить меня он не мог. И вот я решилась идти к нему за советом: может, и не нужно мне поступать в Свято-Тихоновский? Пришла, рассказала обо всем. Отец Кирилл прямо просветлел, обрадовался: «Поступай, не переживай. Я тебе сам напишу рекомендацию». Назначил день, когда он мне передаст документ. А я все перепутала и пришла не в тот день, в итоге с отцом Кириллом не встретилась. Еще подумала: «Наверное, он все просто забыл».
Но что делать? Скоро экзамены, а у меня нет такого важного документа. Подошла к проходной, жду, может быть, я его еще раз увижу, спрошу, напомню о себе
Через какое-то время увидела и закричала: «Батюшка!» Он строго и даже немного раздраженно посмотрел на меня, и было видно, что он переживал все эти дни – куда я делась, почему не пришла. А потом достал прямо из кармана конверт с моей рекомендацией, и не просто рекомендацией, а еще частично – характеристикой.
«Это не только вам благословление, а всему институту», – сказал, прочтя рекомендательное письмо, ректор отец Владимир Воробьев.
Потом я стала приходить к отцу Кириллу на исповедь. Не часто, примерно раз в два месяца. Чтобы попасть к нему, нужно было выделить будний день, встать рано-рано… Я познакомилась со многими его духовными чадами, ожидая, пока отец Кирилл выйдет. Он выходил к нам, потом начиналась исповедь. Причем он мог исповедовать, держа на руках кошку. Он очень любил кошек. И его кошку непременно звали Мурка, какой бы она масти ни была.
На других он влиял собственным примером. И каким примером! Я очень благодарна Богу, что мне посчастливилось встретиться с отцом Кириллом. Сколько людей, глядя на него, пришли в Церковь, к вере. Они увидели живого святого и остались.
Лагерная Литургия
Вместе с Павлом Груздевым срок отбывали священники. Как он говорил, целая епархия набралась – два епископа, монахи, игуменьи монастырей, священники и огромное количество простых верующих. Большой их мечтой было поучаствовать в Божественной Литургии, но на зоне это невозможно. И всё же друзья Павла придумали, как это осуществить. Жена начальника пропусков, Анатолия Комкова, Лёля, была глубоко верующей женщиной. Она-то и упросила мужа позволить заключённым выйти в лес и провести службу. Ответственным за возвращение всех обратно в зону назначили Павла Груздева.
С самого утра женщины торопили Павла. Все боялись, что разрешение отменят, и ничего у них не получится. Однако, в положенное время, большая группа зеков выступила в лес. По дороге насобирали ягод, потом отжали из них сок, а из консервной банки сделали чашу для причастия. Алтарём послужил пень срубленного дерева. Молитвы все помнили наизусть. Служили от души. «Слёз было столько, сколько за всю жизнь не видел», — вспоминал впоследствии Павел.
Вернулись в лагерь все. Никто не убежал, хотя возможность такая была. Никто не хотел подвести Павла.
Через некоторое время, когда заключённых стали по этапу переводить в другой лагерь, начался дождь, и на глазах у всех молния ударила в тот пень. Он сгорел, дабы не осквернили впоследствии освящённое место.
Советы Груздева
Общение с отцом Павлом возвращало у жизни даже самых убитых горем людей, они становились жизнерадостными, веселыми. Он всегда разговаривал с приходящими к нему просто, используя в своей речи афоризмы, краткие полные образности высказывания, русские поговорки.
Одним из самых важных наставлений считается:
Самое страшное, по словам священника, потерять совесть. Он всегда говорил о том, что человек без молитвы — это птица без крыльев. Нужно ежедневно обращаться к Богу шепотом.
Он умел жить, любить и учил этому окружающих. Наставления всегда были простые на старорусский манер. Своих прихожан он учил жить без гордыни, в любви к близким.
Поститься и молиться святой отец призывал скромно и тихо, чтобы никто не видел. При этом пост нужно соблюдать не только в ограничения еды, но и духовно.
Батюшка говорил о том, что нужно стараться не казаться праведным перед людьми. Это нужно делать тайно, и тогда Господь воздаст и отблагодарит за все.
Революция, война и аресты
В начале 1930 года Афанасьевский монастырь закрыли, и юноша переезжает по Новгород в Варлаамо-Хутынскую обитель, при этом работает на судостроительной верфи. В свободное от работы время послушник, на то время облаченный по благословению будущего патриарха Алексия в рясофор, поет и читает на клиросе, звонит в колокола и следит за чистотой и порядком у мощей святого Варлаама.
После закрытия Хутынского монастыря в 1932 году Груздев возвращается в родную деревню, где работает скотником при Государственной селекционной станции.
По государственной программе при строительстве Рыбинского все жители деревни Большой Борок были переселены, семья Груздевых переселилась в Тутаево, где до 1941 года Павел пономарит в Леонтьевской церкви, поет в церковном хоре.
Советскими властями было сфабриковано дело архиепископа Ярославского Варлаама, по нему было арестовано 13 человек, среди них молодой Груздев и иеромонах Николай. Вначале арестованных держали в одиночных камерах, затем согнали 15 человек в одну из них, где катастрофически не хватало воздуха.
Книги Павла Груздева – искренние и трогательные рассказы о его жизни
Рассказы Павла Груздева автобиографичны, они записаны с его слов или со слов своих друзей. Те, кто застали старца при жизни, говорили, что отец Павел обладал талантом рассказчика.
Его речь была полна диалектов и архаизмов, что делало ее более живой и настоящей.
Хлеб называл «папошник», вермишель – «мармишелью», испачкали пол грязной обувью – «насляндали».
Книга Павла Груздева «Родные мои»
Книга Павла Груздева «Родные мои» названа не просто так. Именно с этими словами отец Павел любил обращаться к прихожанам. Теми же словами старец начинал свои рассказы и проповеди.
Рассказы старца повествуют о его жизни. Они не лишены хорошего юмора, изобилуют деталями и колоритными подробностями. Истории Павла берут начало от его детства и описывают весь путь, который он прошел от инока до архимандрита.
Существует небольшой фильм, в котором собраны некоторые беседы старца. В этом фильме Павел Груздев предстает перед нами в последние годы своей жизни. Из-за старости батюшка плохо ходил, был почти слепым из-за побоев следователя еще в 40-е годы. Не смотря на это, отец Павел оставался тем же по-христиански добрым и простым человеком.
Служение пастыря
В начале марта 1958 года епископ Угличский Исаия в Феодоровском храме рукополагает Павла Груздева в дьякона, в середине месяца — в пресвитера, а через три года состоялось пострижение в монашество. Чин пострижения совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим.
Служащий с 1960 года настоятелем церкви Святой Троицы в селе Верхне-Никульское Мологского уезда, прошедший испытания войной, лагерями, пытками и издевательствами, старец, сохранивший любовь к людям и Богу, привлекает паломников своей готовностью помочь каждому. Местные жители с уважением относятся к священнослужителю, знающему толк в скотоводстве, помогающему при зимнем отеле коров, сказался опыт лагерных работ.
Широкая известность не повлияла на стиль жизни старца, славящегося нестяжательством, скромностью одежды и простой питания. После издевательств в лагере старец потерял чувствительность к холоду и мог зимой ходить босиком.
Его священнический подвиг отмечен наградами новые посвящения, среди которых:
- 1961 г. – фиолетовая скуфья:
- 1962 год — чин иеромонаха;
- 1963 год — наперсный крест;
- 1966 г. — сан игумена;
- 1971 год — палица;
- 1976 — крест с украшениями;
- 1983 год — рукоположение в архимандриты.
К настоятелю Троицкого храма едут паломники со всей страны, кто за исцелением, кто за словом утешения. Среди паломников профессора, выдающиеся ученые, артисты и простые рабочие. Старец всех принимал с любовью, утешением и наставлением, независимо от ранга и материального состояния.
Время испытаний, 1941-1947 года
6 лет отец Груздев прожил без имени под номером 513 в лагере «Волосница», находящемся в Вятлаге Кировской области. Только по провидению Божьему заключенный выжил в условиях жесточайшего холода, голода, непосильной работы и издевательств надзирателей. Смиренность и терпеливость поклонника Божьего раздражала руководство лагеря, они потакали уголовниками, чинившими расправы над христианами.
Книга Павла Груздева «Родные мои»
Не остановили надзиратели уголовников, когда у священника были отобраны валенки и верхняя одежда, его босого и полуголого привязали к дереву и оставили умирать в морозную ночь. Господь был со страдальцем, спас и вернул в барак.
Второй раз, вспоминает старец, его избили до полусмерти так, что при кашле кровь шла горлом, только за то, что попросил разрешения не работать в Рождество Христово с обещанием дать три нормы в другой день. Святошу, так называют священника в лагере, назначают на новую работу, как обходчик узкоколейки, по которой вывозили лес, он имеет право без охраны выходить из лагеря.
Во время обхода железной дороги Павел собирает ягоды, грибы, травы, ними поддерживает голодающих товарищей, отдавая часть охране. Однажды во время проверки дороги с начальником, батюшка заметил убитую поездом лошадь, а неподалеку висел человек. Бросился обходчик спасать висельника, молился над ним, спас жизнь молодого немца.
Пленный немец не усмотрел за лошадью, ту сбил поезд, и боящийся наказания пленник полез в петлю. Павел спас немца, потом не раз спасающего самого старца от голода, приносил обходчику продукты питания, которыми тот делился с товарищами в лагере.
Война окончилась, время высылки подошло к концу, освобожденный поклонник Бога возвращается в родной дом, но его дело поднимают, новый арест в 1949 году и ссылка в Казахстан. Живя у престарелой четы, отец Павел работает чернорабочим, служит уставщиком и чтецом при Петро-Павловском соборе долгие пять лет, после чего пришел указ об оправдании священника.
Осенью 1954 года возвращается в Тутаев, работает в хозяйстве по благоустройству селения, поет и пономарит в храме Воскресения Господня, дважды подает прошение о рукоположении в священники, но приходит отказ. Причина — наличие судимости, которая была снята только в 1958 году.