Иконостас в православном храме: история появления, структура и схема

Царские врата,

ведущие в алтарь, являются составной частью иконостаса и существуют со времени первоначального устройства алтарной преграды. Уже в 5–6 вв. они украшались священными изображениями. Обычно на царских дверях помещается «Благовещение», а под ним образы четырех Евангелистов. Символически царские врата означают вход в Царство Божье. Благовещение знаменует начало спасения человечества и одновременно воплощает ту самую «весть», которая была возвещена миру евангелистами. Над царскими вратами изображается «Причащение апостолов» или «Евхаристия» в знак того, что в алтаре происходит причащение священников, а на солее перед царскими вратами – причащение верующих.

В символическом смысле иконостас, так же как и храм, представляет собой образ церкви. Однако если храм есть литургическое пространство, включающее в себя собрание верных, то иконостас показывает становление церкви во времени от Адама до Страшного суда, являя собой образ будущего богообщения в новом преображенном мире. «Евхаристия», представленная в декорации царских врат, будучи образом возобновляющегося в богослужении спасительного события, произошедшего некогда на Тайной вечере, объединяет и охватывает все времена, соединяет временное и вечное, земное и небесное.

На что обратить внимание

Если церковный интерьер создается «с нуля», стоит позаботиться, чтобы все иконы на стенах храма или в стоячих киотах были выполнены в единой стилистике

, сочетались между собой и с образами на иконостасе. Чтобы рядом и симметрично друг другу располагались иконы одинакового размера и формы. Тогда, даже при довольно скромном убранстве, церковный интерьер будет гармоничным.

Стоит обратить внимание не только на форму и размер икон, но и на их художественную стилистику. Конечно, в одной церкви могут быть помещены иконы, выполненные в русской и греческой традициях, в каноническом и академическом стилях

Но при наличии большого выбора, вероятно, стоит соблюсти некое единообразие.

Верующие любят прикладываться к иконам. Свечи, возжигаемые перед ними, имеют свойство коптить. Чтобы защитить иконы, следует поместить их в застекленные киоты – это проще и в конечном итоге дешевле, чем через несколько лет, а то и месяцев оказаться перед необходимостью реставрировать или даже заменять образы.

Что еще располагали на полке для образов?

Домашние иконостасы тех времен также предназначались для хранения святой воды и просфор. Домочадцы прятали за божником Евангелие и помянники (особые книги, в которых хранились имена всех умерших и ныне живущих православных этой семьи). Особо умелые рукодельницы создавали голубей (как символ Святого Духа) из подручных материалов и подвешивали их к иконостасу. В красном углу обязательным было наличие лампад и свечей, которые зажигались во время домашней службы.

Подобный малый храм был в каждом православном доме вплоть до революции 1917 года. После пришествия к власти большевиков люди продолжали молиться, но делали это в тайне. Поэтому от богато украшенных домашних иконостасов оставались лишь несколько образов, которые люди тщательно прятали от чужих глаз, опасаясь гонений. Современный красный угол несколько отличается от того, который создавали наши предки, так как многие из традиций его создания просто-напросто забыты.

Какую полочку приобрести?

Будете ли вы создавать домашние иконостасы своими руками из дерева или приобретете их в мебельном магазине или же церковной лавке, полностью зависит от вас. Если вы хотите купить полку, сделайте это в специализированных православных магазинах. Там имеется более широкий ассортимент иконостасов, да и продавцы всегда подскажут и помогут с выбором. По материалу выделяют деревянные и фанерные полки для икон. Они могут быть одноярусные и многоярусные, прямые и угловые. Существуют даже цельные иконостасы, в которых уже есть святые образы. Но такие полки в основном делают только на заказ. Чтобы понять, как выглядит такой домашний иконостас, фото представлено в данной статье.

Если вы решили создать настоящий красный угол, выбирайте многоярусные полки. На них будет намного легче воссоздать величественную стену со святыми образами, подобно тем, которые установлены в храмах. Какой будет ваш домашний иконостас — угловой или прямой зависит от того, где он будет размещен (на стене или в углу комнаты).

Как будто я с детства мечтал именно об этом


В 1984 году из-за внутреннего кризиса я совсем не понимал, куда мне идти, что, как, зачем и почему. Очень много проблем накопилось, мне казалось, что они неразрешимы. Вокруг меня в это время несколько людей приняли крещение, и я видел, что они реально меняются. Я подумал, что тоже попробую покреститься, было интересно, что из этого получится. Дальше такой период неофитства, когда просто готов был кирпичи таскать. Тогда открывался Данилов монастырь, вот я и пошел туда в прямом смысле таскать кирпичи. Но встретил там своего приятеля, который работал в мастерской у отца Зинона (Теодора) , он мне сказал: «Кончай кирпичи таскать, давай к нам». Хотя я рисовать не умел; я инженер и умею чертить. Но отец Зинон считал, что ему проще научить человека с улицы, нежели переучивать состоявшегося художника. Как-то я там на всех работах сразу всему научился, начиная от растирки красок и изготовления иконных досок иконостаса и кончая работами по металлу.

Это было удивительное время. Потом отец Зинон в Печоры перебрался, я за ним. Мы восстанавливали там технику золотой наводки, которая была утеряна давным-давно. Это, конечно, был такой период, который дал мне сверку на всю мою жизнь. Я понял, что человек может все реально своими руками сделать, не надо только бояться. Надо браться за любые, невыполнимые на первый взгляд, проекты.

Вот так устроилось, что я пришел в Церковь и потом довольно скоро попал к отцу Зинону в мастерскую, а дальше потекло так, как будто я с детства мечтал именно об этом.

Иконостас

Вопрос о том, что такое иконостас, можно продолжить интересным фактом о самых первых сведениях отделения алтаря от всего остального пространства в храме завесой или преградой, которые относятся к IV веку. Тогда еще в византийских храмах эти алтарные преграды были совсем невысокими и делались из парапета, каменной балки (темплона) и колонок. В центре ставился крест, а по сторонам алтаря находились иконы Христа и Богоматери. Через время на темплон стали ставить иконы, или взамен на нем вырезались рельефные изображения. Крест заменили на икону Христа, а потом — Деисисом (по-другому Деисусом, молением) – композицией из трех икон: в центре — Христос Вседержитель, а к нему обращены с молитвой с левой стороны Богородица, а с правой — Иоанн Креститель. Иногда по обе стороны Деисиса добавлялись праздничные иконы или отдельные иконы святых.

Праздничный ряд.

Следующий ярус иконостаса представляет период новозаветный, а именно события, связанные с земной жизнью Христа. Однако праздничный ряд – не последовательная иллюстрация евангельской истории. Его содержание определялось контекстом иконостаса как единого целого, а также различными нюансами осмысления суточного, недельного и годичного кругов богослужения. В праздничном ряду изображаются только те события, которые являются значимыми этапами Божественного домостроительства спасения. Обычно этот ряд состоит из икон Воскресения, главных двунадесятых праздников (Рождество, Крещение, Сретение, Вход во Иерусалим, Вознесение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), а также двух экклесиологических праздников подвижного цикла: Пятидесятницы и Воздвижения Креста.

Значение престола в православии

Престол считается священным местом в Божьем храме, областью, где сам Спаситель естественным образом пребывает в Святых Дарах, то есть вине и хлебе, олицетворяющих Кровь и Тело Христа. Священную трапезу часто ассоциируют с Гробом Спасителя, Сыном Божьим или Троицей, что определено за счет множественности библейских событий, в которых постоянно проявляется вездесущность Бога.

Престол храма знаменует собой невещественный Престол Пресвятой Троицы

Алтарь, в середине которого стоит этот Священный стол для проведения обряда Причастия и где служат Литургию, символизирует духовное небо, место, где пребывает бесконечно блаженный Всевышний Творец. Он считается главным местом церковного сооружения, сюда разрешено вступать только священнослужители и чтецы.

Важно! Мужчины, получившие благословение архиерея, также могут оказаться в пределах алтарной зоны, женщинам проход сюда воспрещен. Читайте о православном храме:

Читайте о православном храме:

Невидимые элементы престола

  • Ковчежец с мощами
  • Катасарка — (греч. «нижняя рубашка») Покров, укрывающий весь престол сверху до низу. Не используется, если престол каменный либо с резными деревянными или металлическими боками. Символизирует погребальную плащаницу Христа.
  • Вервие — Веревка, которой во время освящения опоясывается престол. Если престол освящает епископ -вервие со всех четырех сторон образует кресты; священник же просто опоясывает престол вокруг. Символизирует путы, которыми был связан Христос.
  • Ножки престола — Ножки деревянного престола соединяются с доской-трапезой воскомастихом — расплавленной смесью воска, мастики, толченого мрамора, смирны, алоэ и ладана,символизирующих погребение Спасителя.

Материал создан:

создано на основе этого материала

Как устроен иконостас?

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

Греческое «иконостас» состоит из двух слов: икона и «stasis» — место стояния. Это перегородка, которая разделяет алтарь и основную часть храма.

Чаще в русских православных храмах мы встречаем высокий иконостас. Он состоит из рядов, или ярусов, икон, которые располагаются друг над другом. «Чины», как их еще называют, выстроены не случайно, а в строго определенном порядке.

Но сейчас все чаще в храмах ставят не высокие иконостасы, а низкие перегородки — всего с несколькими иконами, центральное место среди которых занимают большие образы Иисуса Христа и Богородицы. Такой иконостас возвращает нас к византийской традиции построения храмового убранства, когда разделение между алтарем и молящимися людьми было чисто символическим. Сквозь такую перегородку можно увидеть все, что происходит в алтаре: действия и молитву священнослужителей, подготовку таинств.

Чины же высокого иконостаса, а их бывает от трех до пяти, визуально рассказывают нам историю богообщения — от Ветхого Завета до новозаветной истории о том, как Господь стал человеком и спас нас ценой крестной смерти, а затем воскрес.

В середине нижнего яруса расположены царские врата, рядом с ними всегда — икона Спасителя и икона святого или праздника, в честь которого освящена церковь. Икона Тайной Вечери располагается над вратами.

Поднимая взгляд вверх, мы движемся будто бы в прошлое — в начало истории общения человека с Богом. Второй ряд иконостаса — так называемый деисис, который состоит из трех основных икон: Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. Также в этом ряду можно увидеть апостолов, архангелов и разных святых. В третьем ряду помещаются иконы двунадесятых праздников. Двунадесятые праздники связаны с событиями земной жизни Спасителя и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Четвертый ряд — пророки. Пятый, верхний, ярус — это икона Пресвятой Троицы и иконы ветхозаветных праздников и ветхозаветных праотцев. На самой вершине высокого иконостаса — всегда крест.

Несмотря на строгую каноничность, иконостасы бывают очень разными по стилю. Строгие и аскетичные или пышно и витиевато украшенные; лаконичные или многоярусные, устремленные к самому куполу храма. По иконостасу можно изучать историю церковной архитектуры и наблюдать, как менялась из века в век иконописная традиция. Иконостас — это еще одно подспорье для тех, кто молится к храме, помощь человеку, который пришел поговорить с Богом.

Отличие икон от предметов живописи

Если у вас дома имеются репродукции картин, отражающие библейские сюжеты, их не стоит устанавливать на иконостас.

Главное отличие между святым образом и живописью — это то, что в первом случае посредством икон мы общаемся с Господом. А так как иконостас — священное место, предназначенное для уединения в молитвах, включение в него репродукций будет просто неуместным.

Иконы нельзя вешать на стену рядом с плакатами знаменитостей — этим мы оскорбляем святые образы, ставя их в один ряд с земными кумирами.

Домашние иконостасы лучше размещать в восточной части дома, так как эта часть света имеет особое значение в православии.

Например, из Ветхого завета известно, что Господь создал рай для людей в восточной части Эдема. А в Евангелии говорится, что как молния исходит от востока до самого запада, так и Господь грядет с Небес. Церковный алтарь также находится в восточной части. Если же на эту сторону выходят окна, домашний иконостас, фото которого вы найдете в данной статье, устанавливают в любом другом подходящем для него месте.

Что такое иконостас

Слово «иконостас» пришло с Греции, где оно сложилось с двух частей: «εἰκών» — образ и «στάσις» — место стояния. Точное значение данного слово означает перегородку с образами, которая отделяет алтарь от средней части храма.


Иконостас — перегородка с рядами икон, отделяющая алтарь от основной части храма

Чаще всего он представляет собой большую, до потолка стену, на котором в 3-5 ярусов расположены иконы. Изредка встречаются низкие перегородки и не сплошные — они позволяют рассмотреть все, что происходит в алтаре.

Чины располагаются сверху вниз и последовательно рассказывают прихожанину историю сотворения Богом человека, и всю историю их взаимоотношений. Образа и их расположение отличаются от храма к храму, но традиционно они делятся на 5 ярусов:

  1. Самый верхний, пятый ярус — Праотеческий.
  2. Четвертый чин — Пророческий.
  3. Третий ярус — Праздничный.
  4. Второй ярус — Деисус.
  5. Нижний чин или первый ярус называется Местный ряд.

Важно! Разделяя средний храм от алтаря, иконостас позволяет сохранить таинство молитвы священнослужителей и их подготовку к проведению богослужения. Устройство такой перегородки имеет и духовный смысл — особое расположение картин на ней рассказывает прихожанину историю создания человека Господом

На вершине всегда располагается крест, как символ кульминации Божьей любви к человеку — именно на кресте умер Иисус Христос за все человечество, потому что Бог настолько возлюбил этот мир, что пожертвовал за него Своего Сына. Изредка вместо распятия на вершине перегородки может быть икона «Распятие».

Мастер-класс

В настоящее время традиция украшать свой дом христианскими иконами возвращается, даже в городских квартирах можно встретить самодельный «красный угол», который часто называют божницей. Если правильно подобрать материалы для полки, ее можно сделать функциональным декоративным элементом интерьера квартиры. Священники говорят, что иконные полки должны быть в доме каждого верующего человека.

При изготовлении таких изделий можно использовать древесину, фанеру, полимерные материалы, металл.

В зависимости от личных предпочтений полки под иконы могут быть одноярусными или многоярусными конструкциями. Иконы для иконостаса могут крепиться на столе либо располагаться на полочке.

Для создания трехъярусной конструкции запаситесь ручным фрезерным станком, лобзиком, линейкой, карандашом, гвоздями либо шурупами, абразивным материалом, молотком, клеем по дереву.

Для того чтобы полочка была красивой, на протяжении длительного периода радовала своего владельца, важно провести предварительные замеры ширины, высоты, глубины планируемой конструкции. На фанеру или дерево нужно перенести чертеж

Если поверхность имеет темный цвет, вместо карандаша лучше использовать строительный нож. Профессионалы рекомендуют нумеровать детали чертежа, чтобы при сборке не допустить ошибок. Как только лобзиком будут вырезаны основные детали планируемого иконостаса, ручным фрезером обрабатывают все края изделия

На фанеру или дерево нужно перенести чертеж. Если поверхность имеет темный цвет, вместо карандаша лучше использовать строительный нож. Профессионалы рекомендуют нумеровать детали чертежа, чтобы при сборке не допустить ошибок. Как только лобзиком будут вырезаны основные детали планируемого иконостаса, ручным фрезером обрабатывают все края изделия.

Для того чтобы на поверхности полки не было скалок и неровностей, поверхность шлифуется наждачной бумагой.

Для соединения деталей между собой можно использовать гвозди либо шурупы. Для прочности можно также вооружиться клеем, предназначенным для древесины. Можно покрыть лаком или морилкой дерево, чтобы защитить его от повышенной влажности и перепадов температуры, а также придать изделию эстетичный вид.

В основном полки под иконы располагают в три ряда, но выделяют один основной ряд – деисис

Для того чтобы создаваемый иконостас был изготовлен правильно, надежно оберегал квартиру и ее жителей, важно расставлять иконы в четкой очередности

Верхняя часть — это деисис, в его центре должна находиться икона Иисуса.

Слева от нее располагают образ защитницы — Пресвятой Богородицы, с правой стороны всегда располагается икона Иоанна Крестителя.

В идеале количество икон составляет 12 штук – по числу крупнейших христианских праздников. На нижней полке создаваемого своими руками иконостаса можно располагать любые иконы, которые почитают в определенном регионе.

Иконостас Благовещенского собора

Также одним из очень древних является иконостас Благовещенского собора Московского кремля – самого, пожалуй, уютного храма Кремля, со сказочным полом из агатовидной яшмы янтарно-медовых оттенков

Благовещенский собор Московского кремля

Иконостас Благовещенского собора дошел до нас не в том первоначальном виде, как он создавался. Иконы 2-го и 3-го снизу ряда написаны в конце XIV – начале XV веков (!). Ряды выше — написаны в XVI веке. В центре иконостаса – серебряные позолоченные чеканные Царские врата. Интересно, что в нижнем ряду иконостаса предусмотрено постоянное место для образа небесного покровителя царствующего государя. После смерти царя эту икону уносили «ко гробу», а для Благовещенского собора писали новый образ покровителя государя, взошедшего на престол

Иконостас Благовещенского собора Московского кремля

Как устроен иконостас в православном храме

Иконостас имеет строгую каноничность — нельзя нарушать порядок расположения икон на нем, но при этом стиль сооружения не имеет строгих рамок, поэтому существует достаточно много видов алтарных преград.

Нижний ряд

Здесь центральное место занимают Царские врата — двери, которые ведут в алтарную часть (расположены напротив Престола) и символизируют собой двери в Рай. На створках дверей, обращенных к залу, находятся иконы «Благовещения» и четырех евангелистов. Над вратами — «Тайная вечеря», а слева и справа по краям чина — дьяконские двери, через которые в зал проходят все священнослужители.


В первом ярусе иконостаса посредине находятся Царские врата

Главным изображением нижнего ряда является образ Христа и Богородицы, они располагаются справа и слева от Царских врат соответственно. После них установлены местные иконы — изображения святых, в честь которых назван храм или которые тут особо почитаются.

Второй ряд

Этот чин содержит меньшие по размеру иконы, чем первый, но их больше в целом. Главная тема ряда — второе пришествие Иисуса Христа на землю, поэтому его называют Деисусом. Главный образ чина — это изображение Спасителя на престоле, а в целом собрание подчинены одной тематике — моление Христу о милости.


Деисусный второй ряд символизирует моление Церкви ко Христу

По правую и левую сторону от главной картины располагаются изображения Иоанна Крестителя и Богородицы «Заступница».

Третий ряд

Третий ярус или Праздничный собирает все образа, которые изображают двунадесятые праздники — великие события, произошедшие в жизни Христа и Девы Марии. Изредка его называют Историческим, поскольку он рассказывает краткую историю Евангелия, показывая людям самые значимые события: Рождество, Крещение, Благовещение и пр.


Третий ряд знакомит призожан с событиями Евангельской истории

Четвертый ряд

На четвертом ярусе располагаются пророки, поэтому он и называется пророческим. Главная его цель — познакомить и ввести людей в историю ветхозаветной Церкви. Поэтому тут представлены все те Божьи люди, которые пророчествовали о пришествии и смерти Иисуса. Кроме них, ярус содержит картину Богородицы «Знамение».


В четвертом ряду изображены пророки, возвещавшие о грядущих событиях

Пятый ряд

Праотеческий чин в центре содержит образ Святой Троицы, показывая, что во главе всего стоит Господь и Он изначально был еще до создания Вселенной. В обе стороны от Святой Троицы располагаются образа праведников Ветхого Завета: праотца Авраама, Исаака и Иакова. Четкого правила, кто именно должен быть представлен на иконах нет — это определяет тот, кто заказывает всю перегородку.


Верх иконостаса увенчивается изображением распятия

Святые образы для божницы

В домашнем иконостасе обязательно должны находиться два святых образа.

Изображение Сына Божьего, свидетельствующего о воплощении Бога и спасении человеческого рода. Для молитвы чаще выбирается поясное полотно, на котором Вседержитель благословляет мир правой десницей, а в левой руке держит Божественное Писание. Господь предстает на этих изображения как Вершитель каждой судьбы, милосердный Отец, подающий Истину, к которой направляются взоры православных последователей. В связи с этим иконы Сына Божьего всегда занимают главное место на полках домашнего иконостаса.

Лик Богородицы, являющейся совершенным человеком и почитаемой превыше Серафимов и Херувимов. Чаще используются образы под названием «Умиление» или «Одигитрия».

  • Автором первого типа, списки которого чрезвычайно распространены в православном мире, традиционно считается апостол Лука. В «Умилении» происходит великолепное соприкосновение Христа в младенчестве и Божией Матери, что символизирует соединение земного и горнего, Творца и лучшего из творений Его. В образе выражена бесконечная любовь Создателя к человеческому роду, когда Бог отдал Сына в искупление греховности. К самым распространенным и знаменитым иконам типа «Умиление» относят: Владимирскую, «Достойно есть», «Взыскание погибших» и т.д.
  • «Одигитрия» («Путеводительница») — второй распространенный тип лика Девы Марии. Изображение демонстрирует истинный путь к Богу. На иконе об этом свидетельствует конкретный жест правой десницы Божией Матери, указывающей на Младенца Христа. Наиболее известными ликами «Одигитрия» являются: Влахернская, Иверская, Тихвинская, Казанская и т.д.

Читайте о Богородичных иконах для иконостаса:

  • «Тихвинская»
  • «Казанская»
  • «Иверская»

В православной традиции чрезвычайно популярен образ Николая Угодника

Он всегда занимал важное место на полках иконостаса каждого христианина. Преподобный Николай почитается как вечный слуга Бога, наделенный особенной благодатью

Православный христианин может разместить в божнице образы знаменитого пророка Илии, великомученика Георгия Победоносца, Пантелеимона, святого евангелиста Иоанна Предтечи.

Совет! Выбор всегда индивидуален, а лучшим помощником в деле является священник. За советом обращаются к нему или другому монаху.


Иконостас в доме

Особые указания по расстановке

В домашних условиях разрешается следовать лишь основным правилам расстановки.

  • Необходимо соблюсти симметричность и систематику, продумать композиционный строй, что поможет избежать чувства внутренней неудовлетворенности, желания что-то поменять. Неправильная расстановка отвлекает от молебна, сущность которого есть концентрация на прошении и восхвалении.
  • Православный человек обязан помнить о принципе церковной иерархии: местночтимые иконы нельзя располагать над главными (Христа-Спасителя, Девы Марии и Святой Троицы).
  • Образ Мессии необходимо ставить с правой стороны от предстоящего верующего, а полотно с ликом Девы Марии — с левой. При подборе иконостаса следует ориентироваться на однородность художественного исполнения святынь. Церковь не рекомендуют допускать многообразия в стилях.
  • Православные люди должны с большой серьезностью относиться к святости, так как она является одним из свойств самого Бога. Это качество отражается в небесных угодниках и материальных предметах. Отсюда следует: почитание святых наместников и иконографий относится к одному религиозному порядку.
  • О степени воцерковления семьи судят по тому почтению, которое члены оказывают ликам Христа и Богородицы. Родовые иконы всегда колоссально почитались. Только что крещенного младенца подносили к святыне, а батюшка читал восхваляющие Бога молитвы. В давние времена посредством иконы родители благословляли своих детей на успешную учебу, путешествие в дальние края, служение обществу. Перед свадьбой или после кончины человека верующие также обращались за помощью к ликам святых.
  • Если в доме размещен иконостас, недопустимы ссоры, отвратительное поведение, скандалы на различные темы. Однако чрезмерно благоговейное отношение к святыням не следует трансформировать в идолопоклонство. Должно помнить: иконы — божественное изображение, но не сама личность Господа или Его наместников.
  • Полотно, пришедшее в состояние полной негодности и невосстанавливаемое, нельзя выбрасывать, к нему необходимо проявить должное отношение и почтение как к древней скрижали. Ранее, если краски на иконе стирались, её пускали по реке. Сегодня такой раритет относят в церковь, где она сжигается в храмовой печи.
  • Если порча лика произошла по причине небрежного хранения, следует исповедаться, так как Церковь считает такую безответственность грехом.

Месторасположение домашнего иконостаса

Согласно православному канону домашнюю молельню обустраивают в юго-восточном углу комнаты, вдали от предметов быта и художественных произведений искусства. Если таковое невозможно, допускается расположение в других сторонах света. Святые образы обычно не вешают на стену, а размещают на полочках. При этом киоты должны стоять на вышитых рушниках или ажурных салфетках.

Рядом хорошо расположить цветочный букет (искусственный или живой), а по праздникам ставить святую воду, пасхальные яйца или раскладывать свежие травы. Во время келейной молитвы, по воскресеньям, а также православным празднествам принято зажигать церковные свечи и лампадки. Иконостас следует регулярно очищать от пыли, используя вместо обычной тряпочки мягкое перо.

Дома «красный угол» можно устроить в любой комнате, кроме ванной и туалета. Иконы допускается ставить даже на кухне. Чтобы они не запачкались, их располагают за стеклом кухонных шкафчиков. Чаще всего это лики Иисуса Христа, Святой Троицы или Богородицы, которым принято молиться перед началом трапезы. Если не получается сделать полочки, образа следует разместить на специально отведенной тумбе или столике, вдали от бытовых предметов. При этом ставить святыни друг на друга нельзя – их расположение должно быть раздельным.


Дома «красный угол» можно устроить в любой комнате

Часто верующие христиане не ограничиваются одним только иконостасом. Если в домашней молельне иконы должны обязательно стоять на опорах, то вне ее их можно вешать на стену. Например, у детской кроватки принято размещать образ покровителя ребенка, по имени которого тот крещен. Однако рядом не допускается наличие художественных картин, фотографий или других неканонических произведений искусства.

История появления и развития

На древнегреческом языке иконостас означает алтарную перегородку, характеризующуюся более или менее сплошным строением. Она протягивается по направлению от северной к южной храмовой стене, тем самым отделяя алтарь от основного помещения. В составе иконостаса может быть от одного до семи рядов православных икон. Наиболее часто встречаются пятиярусные варианты.

https://youtube.com/watch?v=icUNaphUae8

Появился иконостас с целью ограждения комнаты с алтарем основного храмового помещения, своеобразного разделения между двумя началами — земным и священным божественным. История гласит, что самые первые своеобразные парапеты появились в далеком четвертом столетии.

Когда христианство получило легальный статус, в церковь стало приходить множество новых верующих, степень воцерковлевания которых оставалась недостаточно высокой. Именно поэтому в целях предотвратить вероятное непочтительное отношение было решено оградить жертвенник и престол путем установления специальной препятствующей перегородки.

Изначальные алтарные преграды по своему внешнему виду напоминали заборчики незначительной высоты или колонный ряд. В его верхней части нередко устанавливался брус поперечной формы, который назывался архитравом и был увенчан крестом. Поскольку такое ограждение было не очень высоким, роспись алтарных апсид не исчезала из поля зрения верующих. Во время чтения молитв они могли легко наблюдать за алтарной комнатой.

Позже крест заменили иконами. Первоначальное расположение икон выглядело приблизительно таким образом — в центре иконографическое изображение Праздника Благовещения Богородицы, по бокам — изображения Христа Спасителя и Божией Матери, а далее, по бокам от них — икона святого, почитаемого в местности расположения храма, и храмовая икона (посвященная празднику или святому, в честь которого данный храм был назван). Многоярусный иконостас классического вида впервые появился в Православной Русской Церкви.

Согласно сохранившимся документальным сведениям, иконостас, насчитывавший четыре яруса, датируется первой половиной пятнадцатого столетия. Он был установлен в Успенском Соборе в городе Владимире, а его росписью занимались знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный, возведенные в лик святых. К завершению пятнадцатого века иконостасы подобного вида и строения получили повсеместное распространение. Пятый ряд в иконостасе впервые возник во второй половине шестнадцатого столетия. С седьмого столетия количество ярусов увеличилось еще на два яруса.

Что означает само название?

Смысловое значение слова «деисус» — прошение, моление за что-либо или же кого-либо. Назван основной ряд иконостаса таким образом потому, что исполнен он в традиционном для православия стиле молитвенного заступничества. Все второстепенные фигуры обращены лицами или даже корпусом к Богу, они молят его о милосердии и прощении.

Именно в посреднической молитве о прощении и милосердии и заключается догматическое значение деисусного чина. О прощении рода человеческого Иисуса молят Богоматерь и прочие святые, они воплощают собой заступничество за души людей пред Господним престолом.

Распространенные ошибки

При обустройстве иконостаса люди, имеющие поверхностные знания о церковной атрибутике, часто допускают ошибки. К наиболее распространенным относятся:

  • размещение рядом со священными образами светских предметов — статуэток, косметики, бытовой техники и разных предметов декоративного назначения;
  • сочетание божественных полотен с неиконописными картинами, календарями и постерами;
  • избыточное количество образов, из-за чего место для совершения молитвы кажется переполненным, и теряется атмосфера спокойствия и уединения;
  • нарушение иерархии при расставлении полотен на полках.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector