Андрей рублев
Содержание:
Биография Андрея Рублева: живописец, Иванов сын
Об этом человеке, кроме его нетленного творчества, известно действительно мало. Лучшие годы его жизни напрямую связаны с двумя монастырями: Спасо-Андрониковым, а также Троице-Сергиевым в Москве. Впервые в летописных источниках имя Андрея Рублева, знатного художника и иконописца, упоминается в 1405 году. Именно тогда, вкупе с прославленным Феофаном Греком занимался росписью Благовещенского собора, находящегося в Московском Кремле. Сам этот факт уже является явным подтверждением его мастерства и таланта. Так кто же такой Андрей Рублев на самом деле, и каком его жизненный путь в историческом срезе? Давайте разберемся вместе.
Важно
Согласно сведениям, почерпнутым из Новгородских и Владимирских летописей, уже в 1408 году, иконописец Андрей Рублев был привлечен для росписи Успенского собора в городе Владимире. Вместе с ним работал также Даниил Черный, с которым спустя двенадцать-пятнадцать лет потрудился еще и в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря.
Все творчество этого художника буквально пропитано московской традиционной школой живописи
Однако, судя по работам Андрея Рублева, был прекрасно знаком с традицией южнославянской, а также византийской живописи, что немало важно для понимания личности этого человека. Иконы и другие работы живописца уже в древности оценивались очень высоко
При этом они считались настоящим образцом для подражания. По умолчанию, они не могли продаваться, но их можно было выменять. Как мы уже говорили, средняя стоимость животворной иконы могла достигать целой деревни, вместе с людьми.
Сведения о детских годах иконописца
Большинство историков склоняются к мысли, что родился Андрей, Иванов сын Рублев, родился либо в Великом Новгороде, либо в Москве. Допускается также гипотеза, что отец его был обычным и ничем не примечательным ремесленником в Московском княжестве, из-за отсылки к фамилии. Рубель — именно так назывался инструмент кожевенника в те времена. Это может указывать на профессию и сословие родителей художника. Предположительно, он появился на свет в 1335-1365 годах, более точных сведений отыскать не удалось.
В летописи семнадцатого века, под названием «Сказания о святых иконописцах», упоминается, что художник Рублев проживал в Троицком монастыре, когда настоятелем был Никон Радонежский, то есть это было уже после того, как Сергий Радонежский преставился. По одной из теорий он принял монашеский постриг именно здесь, или же в Спасо-Андрониковой обители. Мирского имени, которое Андрей носил до пострига, скорее всего, мы уже никогда не узнаем.
Внешний вид и смерть великого живописца древности
Лицо художника за всю его жизнь никогда так и не было запечатлено ни единого раза. Правда, есть некоторые указания на то, что среди ликов и икон самого Андрея Рублева, что выписаны в Благовещенском соборе в Кремле, именно он изображен в образе знаменитого Иуды Искариота. Кроме того, при раскопках в Спасо-Андрониковом монастыре, которые проводились не так давно в 2006 году, было обнаружено захоронение, предположительно четырнадцатого или пятнадцатого века. Главный специалист Московского бюро судмедэкспертизы Сергей Никитин утверждал, что в могиле были найдены останки именно Андрея Рублева. Последующие семь лет велись работы по воссозданию внешнего облика иконописца. Результаты этого исследования пока так и не оглашены.
С датой смерти тоже совершенно ничего не понятно. Длительное время считалось, что умер в январе 1430 года, но впоследствии оказалось, что она не точна. В 1947 году, во время восстановления страны от последствий Великой Отечественной войны, якобы было найдено белокаменное надгробие с точной датой. Однако убедиться не получится, потому что по странной случайности, плита была разбита на щебень и использована в строительстве новых домов. Кроме того, историки утверждают, что подобные надгробные плиты стали использоваться не менее, чем через пять десятилетий после вышеозначенных событий, да и то далеко не в массовом порядке. Так что скорее всего, это можно считать слухами, но никак не истиной. Пока же принято считать, что инок Андрей Рублев умер 17 октября 1728 года.
Творчество
В работах Андрея Рублёва сочетаются иконописные традиции, характерные для византийской и московской живописной школы XIV в. Его творения отличают следующие характерные черты:
- плавные линии в изображении фигур и одежд;
- тонкая прорисовка ликов и одеяний;
- преобладание в цветовой гамме работ насыщенных светлых и нежных оттенков;
- чёткие параболические линии в построении композиции.
Все эти черты просматриваются и в монументальных, и в иконописных работах, и в книжных миниатюрах.
Иконопись
Авторство средневековых икон определить практически невозможно, так как они не подписывались создателями.
Преподобный живописец написал множество святых образов, малая часть из которых сохранилась до современности. К ним относятся:
«Святая Троица» — единственная икона преподобного Андрея, авторство которой не вызывает сомнений исследователей. В основе её сюжета лежит библейское сказание о явлении праведному Аврааму Господа в виде трёх ангелов. Они сидят вокруг стола, в центре которого стоит голова жертвенного тельца. На заднем плане изображены дом, в котором жил праведный муж, а также дуб, в тени которого он принимал гостей и гора, куда привёл для жертвы своего сына Исаака.
«Святая Троица» — знаменитая икона Андрея Рублева
Считается, что центральный ангел — символ Иисуса Христа, готового покорно выполнить волю Отца. Левая фигура представляет Бога-отца, который благословляет чашу, обозначающую предстоящие мучения Христа. Третий ангел, символизирующий Святого Духа, утешает Сына. Лица ангелов наполнены светлой грустью и покоем, который присутствует и в их позах. Икона была написана в 10-20 гг. XV в. для Троицкого храма Сергиевой лавры. В настоящее время она является одним из главных экспонатов Третьяковской галереи.
«Звенигородский чин» — три иконы, написанные для деисусного чина иконостаса. Они изображают Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла. Икона «Спас» — одно из наиболее известных произведений, приписываемых руке преподобного Андрея — сохранилась не полностью. Чётко видны лишь часть лика и небольшой участок одеяний. Иконописец, придерживаясь традиционных иконописных канонов в общем изображении, придал спокойному лицу Иисуса Христа выражение не только мудрости и милосердия, но и оттенок усталости.
Перед этим ликом верующий человек должен был не просто каяться в своих деяниях, а задуматься о своей жизни и постараться услышать слова Господа, идущие из души. Лики, написанные в конце XIV в., хранятся в зале Рублёва в Третьяковской галерее.
Образ Божией Матери Владимирской, созданный для храма Успения владимирского кремля, написан в начале XV в. Изображение представляет собой список распространённого иконографического сюжета «Умиление». Богородица прижимает к себе младенца Христа, который с любовью смотрит ей в глаза и обнимает за шею. Икона наполнена чувством покоя и умиротворенности, бесконечной любви Богородицы ко всему человечеству в лице Сына Господа. Она находится во владимирском музее-заповеднике.
Монументальная живопись
Все письменные упоминания об Андрее Рублёве связаны с его монументальными работами-росписями храмов, расположенных в различных городах центральных русских княжеств. К ним относятся:
- Росписи в московском Благовещенском соборе инок Андрей создавал в 1405 г. совместно с признанными мастерами Феофаном Греком и Прохором с Городца. До современности первая монументальная работа великого мастера не сохранилась, так как культовая постройка была полностью перестроена в конце XV в.
- Росписи владимирского Успенского храма иконописец создавал вместе с Даниилом Чёрным в 1408 г. До настоящего времени сохранились фрагменты изображений. Руке святого Андрея принадлежат фрески, расположенные в северной и южной части центрального объёма собора. Среди них выделяются изображения Страшного суда, ангела со свитком и апостолов-евангелистов.
Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе г. Владимира
- В 1425-27 гг. те же иконописцы работали в Троице-Сергиевой лавре над росписями соборного храма, которые были заменены на новые вследствие ветхости в середине XVII в. Возможно, в это же время создавалась сохранившаяся икона «Святой Троицы».
- Последней монументальной работой преподобного инока стали росписи Спасского собора московского Андроникова монастыря. Исследователи считают, что расположенные в откосах окон современного здания орнаменты, относятся к изображениям, созданным Андреем Рублёвым.
Младшая карьера
Рублев играет на юниорском US Open в 2013 году.
Рублев дебютировал в Люксембурге в 13 лет, одержав свою первую победу во втором соревновании в Финиксе . В последующие годы Рублев смог подняться на третий круг в одиночном разряде и в декабре 2012 года выиграл одно из лучших соревнований среди юниоров — Orange Bowl .
Затем, весной 2013 года, Рублев выиграл Кубок NWU PUKKE / RVTA Junior ITF 1 в Почефструме , ЮАР . Он успешно участвовал в следующих турнирах, особенно на грунтовом покрытии, включая Trofeo Bonfiglio в Милане, и стал четвертьфиналистом Открытого чемпионата Австралии по теннису среди юниоров 2014 года . В парном разряде он в паре с немцем Александром Зверевым вышел в четвертьфинал. Первая заметная победа была одержана на Открытом чемпионате Франции в юношеском одиночном разряде 2014 года , разгромив Мунара Клара. Там он дошел до полуфинала со своим партнером Стефаном Козловым, прежде чем был нокаутирован французами и будущими победителями Бенджамином Бонзи / Квентином Халисом. Незадолго до Уимблдона Рублев завоевал кубок на Nike Junior International Roehampton в Рохэмптоне , Великобритания. В чемпионате Уимблдона Рублев дошел до третьего раунда, но в трех узких сетах уступил голландцу ван Рийховену, занявшему 1842 место. В парном разряде Рублев и Козлов проиграли бразильцам Орландо Лусу и Марсело Зорманну в трех сетах, достигнув своего первого юношеского финала турнира Большого шлема в парном разряде.
Рублев взял перерыв перед выступлениями на Летних юношеских Олимпийских играх 2014 года , где он сыграл во всех трех турнирах как первый сеяный. В одиночном разряде он проиграл Камилу Майчжаку в трех сетах, но получил бронзовую медаль, победив Джумпея Ямасаки. Партнерствуя с товарищем Кареном Хачановым в парном разряде , Рублев дошел до финала, где снова уступил бразильцам Лузу и Зорманну. Он и его смешанная партнерша Дарья Касаткина дошли только до второго раунда, где уступили серебряным призерам Е Цюю и Ямадзаки.
В апреле 2015 года Рублев завершил свою юношескую карьеру, выиграв первый турнир ITF Junior Masters в Чэнду , Китай. В финале россиянин обыграл Тейлора Фрица в трех сетах.
Житие, собранное по крупицам
О преподобном Андрее Рублеве написано множество книг и статей, его творчество досконально изучено. Но, если задуматься, что мы знаем о жизни иконописца как святого подвижника? Биографические сведения крайне скудны, его житие приходится собирать буквально по крупицам.
Родился он в 1360-х гг. Более точно дату его рождения определить трудно. Но известна дата смерти: 29 января 1430 года. Эту дату установил известный реставратор П. Д. Барановский по копии XVIII в. с надписи на надгробной плите Спасо-Андроникова монастыря. Сама плита была утрачена в 1930-е гг., когда уничтожили монастырское кладбище. Известно, что Рублев умер в преклонном возрасте, ему было около 70 лет, а значит, появился на свет он между 1360 и 1370 гг.
Время это было страшным: на Руси хозяйничали татары, они разоряли города, грабили храмы и монастыри, уводили в плен людей. При этом шла постоянная междоусобная борьба князей, особенно кровавой она была между Москвой и Тверью, претендовавшими на великокняжеский ярлык. Дважды — в 1364 и 1366 гг. — по Москве и Нижнему Новгороду прошлась чума. В 1365 году Москва горела, в 1368-м — пережила нашествие литовского князя Ольгерда, в 1371-м – голод.
Среди этого хаоса и смятений рос и воспитывался будущий создатель образов небесной гармонии. Нам, к сожалению, ничего не известно ни о его родителях, ни о той среде, из которой он происходил. Правда, его фамилия может подсказать кое-что. Во-первых, фамилии в те времена имели только знатные люди. Во-вторых, она может указать на потомственное ремесло, которым занимался его отец или более дальний предок. Рублев, скорее всего, происходит от глагола «рубить» или от «рубель», так называлась длинная жердь или же валек, инструмент для выделки кож.
Ничего не известно о том, как рано занялся Андрей Рублев иконописным ремеслом, где и у кого учился. Мы ничего не знаем и про его ранние работы. Первое упоминание о нем содержится в Летописи под 1405 г., где сообщается, что по заказу великого князя Василия Дмитриевича был расписан Благовещенский собор Московского Кремля артелью, во главе которой стояли три мастера: Феофан Грек, Прохор-старец с Городца и чернец Андрей Рублев. То, что имя Рублева упомянуто, говорит о том, что он был уже вполне уважаемый мастер. Но его имя стоит третьим, значит, Андрей был младшим из названных иконописцев.
Рублев был чернецом, то есть, монахом. И имя Андрей, по всей видимости,— не родовое или крестильное, а монашеское. Скорей всего, монашеский постриг он принял в Троицком монастыре, при Никоне Радонежском, ученике и преемнике преп. Сергия Радонежского. Об этом имеются записи в рукописях XVIII века. Возможно, он застал и самого Сергия, скончавшегося в 1392 году. С Троицким монастырем будут связаны и многие работы мастера. Последние годы Андрей жил в Спасо-Андрониковом монастыре, основанном также учеником Сергия, преп. Андроником. В этой обители он и закончил свой земной путь.
Биография иконописца Андрея Рублёва
Историки предполагают, что знаменитый иконописец родился, примерно, в 1360 году (не ранее 1340 и не позднее 1370). Место рождения точно не известно. Случилось это событие или в Московском княжестве, или на землях Великого Новгорода. И звали новорождённого совсем не Андрей – это имя иконописец получил позднее, при совершении монашеского пострига. Есть вопросы и к фамилии. Дело в том, что в те времена фамилии имели только знатные или образованные люди. Однако, у знатного человека не могло быть фамилии Рублёв. А «Рублёв» происходит не от рубля, а от инструмента для выделки кож «рубеля».
В каких краях и как проходило детство будущего иконописца, как прошло отрочество и где он учился, достоверных сведений нет. В 1405 году Андрей Рублёв постригся в монахи, в московской Спасо-Андрониковом монастыре. В том же году была сделана запись в «Троицкой летописи» о росписи домовой церкви московского князя Василия I (старшего сына князя Дмитрия Донского):
Из этой записи следует, что чернец Рублёв был младшим членом артели иконописцев. Впрочем, примечателен сам факт – заказ почётный и сложный. И к такому заказу не мог быть допущен начинающий иконописец. В 1405 году Рублёв уже признанный мастер. В противном случае его работы были бы анонимными, как у большинства старорусских иконописцев, чьи труды дошли до нашего времени.
Три года спустя, в 1408 году, что следует из «Троицкой летописи», Даниил Чёрный и Андрей Рублёв начали роспись Владимирского Успенского собора, который был сооружён в двенадцатом веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Больше Гнездо. После ордынского набега в начале пятнадцатого века собор сильно пострадал и московский князь Василий I решил начать восстановительные работы в соборе.
До наших дней от трудов Рублёва и Чёрного в Успенском соборе сохранились лишь часть иконостаса (самого большого в России) и небольшие фрагменты настенной росписи. Иконы деисусного ряда (с изображением Христа) достигают в высоту до 3,5 метра. При написании этих икон Рублёв совместил художественные традиции Византии и традиции московской школы иконописи Феофана Грека. При этом Рублёв уже допускает отступления от принятых канонов: живописец по-своему трактует образы Христа и Богоматери, и изображённых на иконах святых. Искусствоведы отмечают, что фрагмент Страшного Суда написан, как праздник справедливости и вечной жизни для праведников. До Рублёва Страшный Суд писали, как мрачную сцену наказания грешников.
Помимо написания икон и создания фресок Андрей Рублёв много времени уделял иллюстрирования книг: в частности, было создано несколько рисунков к Евангелию Хитрово (Евангелие названо по имени его владельца боярина Богдана Хитрово).
Особенности иконописи Андрея Рублёва
«Спас Вседержитель» (1410 — 1420-е годы)Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера. 158 x 106смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Ранние работы Андрея Рублёва в полной мере соответствуют принятым на начало пятнадцатого века правилам иконописи – в те времена на православных образах изображали святых с суровыми и аскетичными ликами, которым были присущи византийские черты: высокий лоб и большие глаза, тонкие губы и прямой греческий профиль. При этом иконописцы писали, в основном, сдержанными и тёмными цветами (коричневый, тёмно-красный, охристо-жёлтый).
Работы раннего Рублёва, по заключению реставратора и иконописца начала ХХ века Василия Гурьянова:
Впоследствии Рублёв постепенно отходит от принятых канонов иконописи. Всё чаще мастер пользуется светлыми и лёгкими красками: золотисто-жёлтой, розовой и светло-голубой. Изменяются и лики на рублёвских иконах: проступает всё больше славянских черт – округлый овал лица, русые волосы и светлые глаза, широкий лоб. Изменяется и выражение ликов: святые и ангелы становятся радостными и светлыми, с одухотворённым взглядом, а некоторые чуть заметно улыбаются.
В поздних работах Рублёв всё чаще использует приём лессировки (на основной слой краски наносится ещё одни, тонкий и полупрозрачный. И на этом слое Рублёв выписывает более тонкие детали изображения). В результате у иконописца получались плавные линии и плавные переходы цвета.
Доклад №2
О жизни Андрея Рублёва, одного из известнейших представителей русской иконописной школы, известно не очень много. Родился он, предположительно, в 1360-1365 году, прожил около 65 лет. Имя Андрей ему дали при постриге в иночество в Троицкой лавре, сведений о настоящем имени нет.
В летописях имя Андрея Рублёва появляется в 1405-1408 годах. В них упоминается, что чернец Андрей Рублёв в эти годы, вместе с другими мастерами, расписывал иконами и фресками Благовещенский собор Московского Кремля, собор Успения во Владимире.
Здесь же говорится, что обучал его иконописи его товарищ Даниил Чёрный.
Вместе с ним и другими иконописцами Рублёв в 1425 — 1427 годах работает в Троицко-Сергиевом монастыре. Он расписывает стены храма Святой Троицы фресками и пишет иконы для иконостаса. В Житие преподобного Сергия Радонежского, упоминается имя Андрея Рублёва как прекрасного мастера, который превосходит всех. Там же отмечены его большие заслуги в оформлении Троицкого собора.
В 1428 году им был расписан Спасский собор Андроникова монастыря. Некоторые исследователи творчества Рублёва считают, что роспись этого собора была последней работ мастера. Предположительно через два года он умер. Датой смерти считается 29 января 1430 года.
Большая часть наследия великого мастера утрачена, но сохранившиеся до нашего времени работы во всей полноте раскрывают талант и индивидуальность мастера
В одном из залов Государственной Третьяковской галереи выставлена икона Андрея Рублёва икона «Троица». Она является поистине шедевром мировой и русской культуры. По ней можно достоверно судить о стиле живописи ее создателя. В эту работу мастер вложил глубокий философский смысл и тонкую поэзию.
Специалисты, изучающие творчество мастера, считают, что по ряду работ нет достоверных доказательств о том, что они созданы именно Андреем Рублёвым. Древнерусские иконописцы работали артелью, поэтому сложно выделить какого-то одного мастера. Принадлежность ряда работ кисти Андрея Рублёва до сих пор являются предметом споров учёных.
Имя Андрея Рублёва и его шедевры стали широко известны в стране только в 1918 году. В советское время в Андрониковом монастыре был открыт музей Андрея Рублёва. В 1988 году преподобный Андрей канонизирован Русской православной церковью.
5 класс
Интересные факты из жизни художника
В страшные времена войн и усобиц XIV–XV веков на Руси появился великий иконописец Андрей Рублёв.
Сохранилось представление о Рублёве, как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости».
Хотя имя Рублёва упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале двадцатого столетия после реставрации в 1904 году «Троицы» – главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры, самого совершенного произведения древнерусской живописи. После расчистки этой иконы стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Рублёв. Только тогда начались поиски других произведений художника.
Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублёв уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы.
Невозможно последовательно проследить творческий путь Рублёва, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы.
, , ,
Десять фактов об Андрее Рублёве
17.07.2013
17 июля Церковь вспоминает преподобного Андрея Рублёва. Где и когда родился знаменитый иконописец, не известно. Да и вообще сведения, содержащиеся о нём в источниках, скудны. Мы не знаем даже мирского имени Рублёва — имя Андрей он получил при постриге в монашество в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском. Принято считать, что он родился в конце 1370-х то ли в Московском княжестве, то ли в Великом Новгороде.
Жизнь Андрея Рублёва связана по преимуществу с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве.
Творчество Рублёва — это продолжение традиций московской живописи, но он явно был знаком с византийской и южнославянской традициями. Впервые в летописи Андрей Рублёв упомянут в 1405 году, когда вместе со знаменитым Феофаном Греком расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, что само по себе уже было признанием его мастерства. Под 1408 годом летопись сообщает, что вместе с Даниилом Чёрным Рублёв расписал Успенский собор во Владимире. В 20-х годах XV века оба мастера работают в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря.
Рублёв скончался во время мора 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Похоронен возле колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор).
В 1988 году Собор РПЦ причислил Андрея Рублёва к лику святых.
Десять фактов об Андрее Рублёве
— Некоторые исследователи выводят прозвище Рублёв от слова «рубель» (инструмент, употреблявшийся для накатки кож) и считают, что это может свидетельствовать о происхождении Андрея Рублёва из старой ремесленной фамилии.
— Иконы письма Андрея Рублёва необыкновенно ценились уже в древности и считались образцовыми для последующих иконописцев. По свидетельству «Сказания о святых иконописцах» (XVII век), все они считались чудотворными, а сам Андрей именуется святым подвижником и боговидцем.
— Точно не известно, когда Рублёв принял монашеский постриг в Троицко-Сергиевом монастыре. Возможно, он застал и самого преподобного Сергия Радонежского, скончавшегося в 1392 году.
— Среди знатоков и собирателей рублёвских икон был преподобный Иосиф Волоцкий.
— Рублёву приписывают и выполнение книжных миниатюр. Некоторые исследователи его творчества считают, что мастером созданы миниатюры в т. н. Евангелии Хитрово (около 1400 года).
— Существует предположение, что в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля среди икон, которые, по мнению ряда исследователей, могут принадлежать кисти Рублёва, имеется его автопортрет в образе Иуды Искариота.
— В XVIII веке рублёвская живопись была почти полностью забыта, но память о нём сохраняли старообрядцы, собиравшие и повторявшие древние иконы.
— Несмотря на весь антирелигиозный пафос советской культуры, Андрея Рублёва не забывали и в Советском Союзе, имя его было символом древнерусской культуры. Решением ЮНЕСКО в 1960 году было организовано всемирное празднование 600-летнего юбилея иконописца, а в Москве открылся Музей древнерусской культуры имени Андрея Рублёва.
— Знаменитый фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублёв», увидевший свет в 1966 году, стал одним из самых значительных художественных событий в советской культуре 60-х.
— В честь Андрея Рублёва назван кратер на Меркурии.
Александр Рязанцев