Рождественская церковь

История храма

Первое документальное упоминание о Храме Владимирской иконы Божией Матери датируется 1713 годом. Тогда в селе Мытищи священником Дмитрием был освящен храм Чудотворца Николая. Именно этот год условно считается временем возведения церкви.

Следующее письменное упоминание было в 1735. В это время церковь уже называлась Храмом Владимирской иконы Божией Матери. Документ, датируемый 1735, говорит о прошении Федорова Ивана и старосты Трофимова разрешения замены в храме деревянного пола новым каменным. Просьба была удовлетворена. Параллельно с заменой пола осуществлялась перестройка престолов.

В 1814 году из-за разрушения временем принято решение о замене деревянных зданий трапезной и колокольни. Через два года настоятель прихода Федоров Дмитрий обращается с просьбой к архиепископу епархии о постройке разобранных помещений. Новые трапезная и колокольня церкви сооружены в 1819.

Храм постепенно расширялся. В 1832 к церкви пристроен придел со стороны севера, названный на честь Николая Святителя. С 1898 началось сооружение предела Сергея Радонежского преподобного, следуя проекту Шнауберта.

Возле храма находилось кладбище для захоронения православных прихожан. Именно здесь нашла свое последнее пристанище кормилица Александра 2, русского императора, Авдотья Карцева. Захоронения были разрушены временем. На сегодняшний день кладбище храма Владимирской иконы в г. Мытищи полностью утеряно.

В 1804 году сооружена первая в окрестностях Москвы водопроводная канализация. С этого времени ежегодно в начале августа шел крестных ход от Храма Владимирской иконы Божией Матери в направлении Святого (Громовского) источника. Возле часовни, сейчас уже полностью разрушенной, проводились литургия и освящение воды.

В начале 1906 года к церкви присоединен храм Перловского поселка, из-за чего штат был увеличен (до этого святыня считалась одноштатной). С 1912 настоятелем становится отец Николай, загоревшийся идеей сооружения церковно-приходской школы. Начался сбор средств. В 1914 году учреждение, построенное по архитекторскому проекту Поездеева, открывает свои двери для народа. Отец Николай занимался преподаванием в школе Божьего Закона для детей. Также в ее стенах проводились беседы на миссионерские темы, встречи общества трезвости.

В 1929 началось инициирование закрытия храма. Огромное количество прихожан собрались возле церкви, чтобы выразить протест. Люди разошлись только получив обещания, что приход не будет закрыт. При этом настоятели храма Сергей Ильинский и Сергей Левшина были сосланы лагерь на Соловках.

Разговоры вокруг закрытия церкви вновь велись в 1930 году. Полностью прекратить работу обители не удалось, однако святыня поддалась осквернению. Был снят самый большой колокол, снесена часовню, часть сооружения заняли складские помещения. В 1935 здание церкви передано во власть обновленцам.

В 1941 часть колокольни снесена с военных соображений (были опасения, что она может стать ориентиром при бомбежке завода в окрестностях Подлипок). На следующий год храм прекращает свою работу. Здание используется для ремонта машин пожарной службы, затем – под базу снабжения.

Святыня была полностью перестроена, утратив свой внешний церковный фасад. Лишь небольшая часть выступающей апсиды и восьмерки над возвышением храма указывали на то, что когда-то здесь была обитель Божья.

Период правления советской власти церковь исполняла роль складских помещений. Возвращение храма верующим состоялось в 1991. Возглавил церковь игумен Александр, служащий на данное время епископом Дмитриевским. Этот же священник в 1994 стал главой благочиния Мытищинского.

Первое богослужение после длительного периода закрытия состоялось в мае 1991. В этом же году начались реставрационные работы по возобновлению внешнего вида и внутренней отделки Храма Владимирской иконы Божией Матери, завершенные в 1995.

В 1999 (приурочено к 2000-летию Рождества Христова) началось сооружение новой колокольни. Работа над ней продолжалась около года. Основной целью было создание точной копии, используя чертежи того времени. Купол поднято и освящено 5 ноября 1999.

Сегодня над колокольней возвышается главка из серебра, а также шпиль и крест. Действующий настоятель храма – протоиерей Дмитрий Оловянников. На территории церкви функционирует детская воскресная школа, рассказывающая всем желающим о Законе Божием.

Школа в Измайлове

В 20-е годы появились ещё два чудесных образа. Складень с Владимирской иконой Божией Матери с частицей мощей апостола Фомы и икона целителя великомученика Пантелеймона. На обороте Владимирской иконы осталась надпись, повествующая о чудесном обретении образа 9 мая 1748 года на месте сгоревшего московского дома. Целых 72 года хранил его у себя измайловский управитель Иван Брыкин. Незадолго до смерти передал для поминовения души в Рождественский храм. Ныне чудотворный образ стоит над царскими вратами Казанского придела.

Во второй половине XIX века священнослужители церкви Рождества Христова стали уделять значительное внимание обучению крестьянских детей. Теперь не только в церкви, но и на школьных занятиях священник общался со своей паствой

Первая измайловская школа была создана в 1868 году (по другим данным в 1870 году) настоятелем церкви Рождества Христова священником Иоанном Алексеевичем Ирисовым.

Она имела частный характер: была организована за его счёт. Занятия проходили в его доме, стоявшем напротив церкви (там, где сейчас находятся теннисные корты). Вместо частной школы в 1876 году было основано Измайловское земское начальное училище, законоучителем которого вплоть до 90-х годов XIX века оставался отец Иоанн.

На рубеже XIX-XX веков начался следующий этап ремонтно-строительных работ в церкви Рождества Христова. К тому времени Измайлово стало крупным промышленным селом. Особый вклад в благоукрашение храма принадлежит купцу и фабриканту Ивану Васильевичу Бутюгину. Он родился в семье зажиточных крестьян, некоторые из которых имели собственные шерстоткацкие фабрики в Измайлове и Москве.

По заказу его родственника, Арефия Кировича Бутюгина, владельца кирпичного завода в селе Черкизово, 22 июня 1864 года для Рождественской церкви был создан крест (переданный в 2000 году в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Серебряном острове). При главном входе в Рождественский храм до сих пор сохранились двойные железные двери, созданные в 1894 году по проекту архитектора Павла Петровича Сальникова (1864—1901) на средства Ивана Бутюгина.

Отец Павел

Храм Рождества Христова не закрывался. Службы, молебны, даже крестные ходы не прекращались. Сюда приходили служить священники закрытых, разорённых храмов. В 1935 году прихожане встретили протоиерея Павла Ансимова, который уже дважды подвергался арестам и испытал на себе все прелести допросов. В июне 1930 года во время заключения в бутырской тюрьме следователь ОГПУ предложил «уйти» из священства и поступить в ОГПУ на должность счетовода. За отказ его жестоко избили. И началось следствие по делу «организации сестричества при храме святителя Николая в Покровском, занимающимся на религиозной почве антисоветской деятельностью.

Очень уж полюбили измайловцы доброго, неунывающего батюшку. Когда они спрашивали, что такое счастье, он отвечал: «Сча­стье – это спо­соб­ность че­ло­ве­ка ра­до­вать­ся все­му, что да­ёт ему Гос­подь». В храме отцу Павлу во всем помогали молодые прихожане. И он, в свою очередь, подбадривал людей как мог в то страшное время гонений.

Иконы храма

От первоначального внутреннего убранства каменного храма некоторые иконы сохранились до наших дней. Среди них выделяются образы святых, тезоименитых лицам царской семьи. Появление этих образов не случайно, ведь и деревянный, и каменный храмы строились «подаянием» царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича.

Слева в местном ряду Казанского придела стоит образ праведного Алексия, человека Божия, и преподобной Марии Египетской — святых покровителей царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны. На этой иконе сохранилась подпись государева жалованного иконописца Оружейной палаты Сергея Рошкова: «лета 7186 (1677/78)… письмо Сергиева Рошкова». Возможно, этим иконописцем написан и образ святителя Алексия, митрополита Московского, и Феодора Стратилата, стоящий в трапезной части храма, — тезоименитых святых царевичей Алексея Алексеевича и царя Фёдора Алексеевича.

В трапезной части, на столпах, стоят обращенные друг к другу два образа: апостолов Петра и Павла и пророка Иоанна Предтечи, чьи имена носили соправители цари Пётр и Иван Алексеевичи.

Историки отмечают, что первые годы существования церкви были самыми блестящими. Позже она лишилась высочайшего внимания. Ведь село Измайлово недолго оставалось резиденцией царей.

Храм Рождества Христова в Измайлове

Благословенную грамоту на строительство каменного храма Рождества Христова в Измайлове Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Иоаким выдал 16 сентября 1676 года. В Российском государственном архиве древних актов хранится фрагмент столбца грамоты. К ней приложена красновосковая печать Патриарха Иоакима с изображением благословляющей руки. Уже в конце 1678 года церковь была полностью достроена и освящена чином Великого освящения.

По сей день стоит красавец — православный храм Рождественского благочиния Московской епархии. Он является объектом культурного наследия Российской Федерации. Его не разрушило время, не стёрли с лица земли люди. Более того, он никогда не закрывался. Здесь постоянно служилась и служится Божественная литургия, совершается таинство Евхаристии, в котором хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы. «Господь нас ради присно заклается» (канон ко Святому Причастию, песнь 9). То есть все, ради чего во все времена строились церкви, здесь никогда не умирало.

Нить, связывающая пять веков, просматривается в элементах архитектуры: в основной постройке в стиле русского узорочья и чуть позже возведенной барочной колокольни с папертью. В первозданном великолепии внутреннего убранства, в иконах, писаных в разные годы, в церковной утвари, в ризах, в окладах. И ещё в судьбах прихожан и попечителей, от царствующих особ и священников до простых мирян. Они словно узелки на этой нити, не дающие ей оборваться.

Иерусалимская икона Божией Матери

В 1771 году произошло чудесное прославление Измайловского списка с Иерусалимской иконы Божией Матери. Образ, с которого был сделан этот список, находился в Успенском соборе московского Кремля. Он был утрачен во время наполеоновского нашествия.

Два его списка, Измайловский и Бронницкий, прославились многочисленными чудесами в Московской губернии и далеко за её приделами. Измайловский список был создан в 1679 году для собора Покрова Пресвятой Богородицы на Измайловском острове.

Когда в 1771 году началось сильное моровое поветрие, унёсшее жизнь многих москвичей, перед этим образом стали совершать ежедневные молебны, после которых икону поднимали и обносили вокруг села. Благодаря заступничеству Божией Матери и попечением управителя села Ивана Савича Брыкина (1706—1821), расставившего вокруг него карантины и принявшего строгие меры в борьбе с эпидемией, чума миновала Измайлово.

В 1804 году икону перенесли в Рождественскую церковь. Это произошло из-за того, что два других храма на Измайловском острове оказались в аварийном состоянии. Церковь Преподобного Иоасафа, царевича Индийского, закрылась уже к концу XVIII века, после удара молнии в главу храма. В Покровском соборе прекратилось регулярное совершение богослужений.

Евангельские события

Согласно Ветхому Завету, родился Христос в 5508 году от сотворения мира. Когда Мария носила Спасителя в своем чреве, они вместе с мужем Иосифом отправились из Назарета, в котором проживали, в город Вифлеем, расположенный неподалеку от Иерусалима. Сделали они это потому, что тогдашний римский император приказал провести перепись населения. Поэтому каждый гражданин страны должен был прибыть в тот город, где был рожден. Муж Марии же был из Вифлеема.

Прибыв в город, Богородица и Иосиф не нашли места в гостинице. Поэтому они были вынуждены остановиться в пещере на окраине, там, где пастухи укрывали от непогоды овец. Здесь и появился на свет Иисус Христос. Именно сюда пришли поклониться будущему спасителю сначала пастухи, а затем волхвы.

Молочный грот

Рекомендовать место

7

Молочный грот Богородицы, расположенный в городе Вифлеем, в Палестинской администрации, является местом паломничества для женщин, которые мечтают стать матерью или имеют проблемы с лактацией – кормлением грудью. Он был создан на месте пещеры, в которой, по преданию, спасались бегством в Египет Иосиф и дева Мария – родители Иисуса Христа.

Когда Мария кормила младенца молоком, капля молока попала на красные пол и стены грота и окрасила их в белый цвет. Именно с тех самых пор считается, что порошок из грота избавляет от бесплодия и помогает с кормлением. Часовню над пещерой воздвигли монахи-францисканцы. Помимо чудотворной иконы Божьей Матери, в гроте висят фотографии матерей с младенцами, которым помогло посещение этого святого места. Совсем рядом с Молочным гротом находится Вифлеемский Храм Рождества Христова.

История храма

Очень сильно первый храм пострадал во времена самаритянского восстания. Восстановлен он был примерно в 550 веке императором Юлианом. В ходе реконструкции он был значительно расширен. Помимо этого, в нем был устроен так называемый Святой вертеп – спуск в саму пещеру.

В 1717 году то место, где родился Иисус, было отмечено 14-лучевой звездой, ставшей символом Вифлеемской. Сверху нанесли надпись: «Здесь Дева Мария родила Христа». Над ней в наши дни каждый день совершается божественная литургия. Специально для этого здесь собран мраморный престол. Рядом с ним расположен спуск в ясли, в которые Мария положила Спасителя после рождения.

Храм Рождества Христова (Вифлеем), фото которого вы можете видеть на странице – древнейшее строение с очень интересной историей. Согласно этой легенде, во время вторжения персов (в 12 веке) в стране уцелела только эта небольшая церковь. Завоеватели не стали уничтожать ее из-за того, что на ее стенах были нарисованы волхвы. Они приняли их за жрецов зороастрийского бога солнца. Это случайное спасение храма считается одним из чудес христианства. На настоящий момент базилика над пещерой Спасителя является старейшей в Палестине церковью.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Храм Рождества Христова располагается по адресу Московская обл., г. Мытищи, Новомытищинский проспект, 6. Он находится на открытой территории, расположенной на пересечении Новомытищинского проспекта и улицы Комарова, поэтому хорошо виден издалека. В километре от собора расположены железнодорожная и автобусная станция “Мытищи”.

Ближайшими к храму остановками общественного транспорта являются:

  • театр Огниво (автобус 1, 4, 6, 7, 10, 11, 15, 17, 19, 24, 25, 419; маршрутное такси 8, 13, 14, 77, 174, 554);
  • храм Рождества Христова (маршрутное такси 17к, 567);
  • улица Комарова (маршрутное такси 16, 18, 567).

Чудо спасения от арабов

Храм Рождества Христова в Вифлееме – исторический памятник, о котором существует еще одна очень интересная легенда. На одной из колонн в этой церкви имеется несколько углублений, образующих крест. Считается, что это следы чуда, произошедшего в храме много веков назад. Однажды, во время одного из своих внезапных набегов, арабы ворвались в храм. Ждать помощи находящимся в нем людям было неоткуда. И тогда они начали молиться. И просьбы их были услышаны. Из одной из колонн вдруг вылетел рой ос и начал жалить арабов и их лошадей. В результате захватчикам пришлось покинуть храм и оставить в покое находящихся в нем людей.

Православные храмы имеются во многих странах мира. И повсюду они поражают своим великолепным убранством и явленными людям чудесами. Вифлеемский храм в этом плане исключением не является. Эта древняя базилика, безусловно, представляет большой интерес как для верующих, так и для историков.

История строительства

К началу XXI столетия на территории Мытищинского района функционировали 3 православных храма, которые не могли вместить всех людей, желающих обратиться к Господу. Все они находились в пригородных сёлах, что делало затруднительным их посещение жителями центральных городских кварталов. В связи с этим очевидной стала необходимость строительства культовой постройки в центре поселения.

В 2000 г. на праздник Рождества Христова митрополит Ювеналий благословил инициативу горожан по возведению нового храма. Благое начинание поддержали и городские власти.


Закладной камень Храма Рождества Христова в Мытищах

С этого момента начался подготовительный период строительства, заключающийся в следующем:

  • организация сбора средств для ведения строительных работ;
  • подготовка архитектурного проекта будущего храма;
  • выбор и согласование подходящего земельного участка.

Подготовительные мероприятия завершились к лету этого же года. В июле глава Коломенской и Крутицкой епархии митрополит Ювеналий совершил чин освящения закладного камня.

В строительстве небольшой деревянной церкви участвовали и городские власти, и местные предприниматели, и простые горожане.

Строительные и отделочные работы завершились через 5 месяцев. Первое богослужение состоялось 5 декабря в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, в честь которого и была освящена возведённая постройка.

Уже во время первого богослужения культовое здание не смогло вместить всех прихожан. В течение года велась подготовка к возведению ещё одного большей по объёму постройки. В ноябре 2001 г. начались работы по подготовке участка и заливке фундамента для храма.

Эти работы в качестве благотворительности проводили две местные строительные организации. Над архитектурным проектом работали специалисты компании ООО “Проект” под руководством Н.Ф.Рахманова.

Средства на ведение строительных работ поступали из следующих источников:

  • муниципальный бюджет;
  • пожертвования муниципальных и частных предприятий района;
  • посильная помощь прихожан, участвующих в акции “Именной кирпич”.

За ведением строительных работ наблюдал глава Московской области Б. В. Громов. Первая божественная служба прошла в день Светлого Христова Воскресения в 2004 г. Через год на пасхальной службе в уже достроенном здании присутствовал подмосковный губернатор. Он отметил огромную работу строителей и прихожан по благоустройству прилегающей к храму территории.

Торжественное освящение храма прошло 10 июля 2005 г. Его провёл митрополит Ювеналий в присутствии глав городской и областной администрации. Мероприятия по благоустройству храмового пространства и прилегающей территории велись ещё в течение нескольких лет.

Режим работы и расписание богослужений

Храм Рождества Христова в Чернево открыт в любое время дня. Ворота святого места закрываются лишь на ночь. На территории церкви действует воскресная школа, центр социальной помощи нуждающимся, церковные лавки – поэтому здесь практически всегда бывает многолюдно.

Богослужения проходят в соответствии с церковным календарем Христо-Рождественского Храма – ежедневные (по летнему и зимнему расписанию), а также особые службы во время Великого поста.

Расписание служб (лето):

  • каждый день – с 8.00 ч.;
  • выходные – с 8.00 и с 17.00 ч. (в воскресенье с 9.00);
  • в канун двунадесятых праздников – всенощная служба с 17.00 ч.

Расписание служб (зима):

  • каждый день – с 8.00 ч.;
  • выходные – с 8.00 и с 17.00 ч. (в воскресенье с 6.30 ч. и с 9.30 – ранняя и поздняя Литургия);
  • в канун двунадесятых праздников – всенощная служба с 17.00 ч.


Службы в посты:

  • каждый день – с 8.00 ч. (на 1-й нед. с 17.00 час. – к-н прп. А. Критскому);
  • выходные – с 8.00 и с 17.00 ч. (в воскресенье с 6.30 ч. и с 9.30 – ранняя и поздняя Литургия, с 17.00 — Пассия);
  • на 3-й нед. поста – таинство соборования после заутренней и Литургии.

Святыни

Пещера Рождества

Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня — пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой. В сохранившихся письменных источниках пещера впервые упомянута около 150 года. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены.

Вифлеемская икона Божией Матери

На иконе изображена Дева Мария, которая улыбается, прижимая к себе младенца Иисуса Христа. Икона уникальна и считается чудотворной, наравне с иконой Владимирской Божьей Матери и иконой Казанской Божьей Матери на Руси.

• Мощи 14000 Вифлеемских младенцев (в пещере около храма)

• Гробница прав. Рахили (между Иерусалимом и Вифлеемом; принадлежит иудеям)

• Пещера-усыпальница блаженного Иеронима

История строительства

Храм Рождества Христова в Измайлово относится к древним храмам с богатым историческим прошлым. Село Измайлово возникло еще в 1663 г., когда указом заря Алексея Михайловича здесь сформировали крупное хозяйство и усадьба: заложили сады, конюшни, пасеки, пруды, скотные дворы.

Усадьбу заселили жителями окрестных сел, и именно для них в 1663 г. заложили первая деревянная шатровая церковь с одним основным и двумя боковыми престолами: центральный был освящен в честь праздника Рождества Христова, а южный и северный в честь Богородицы и святителя чудотворца Николая. К 1664 г. здание церкви достроили.

В следующем году церковь начали расписывать при участии иконописцев из Костромы, известных своими талантами, С. Рошкова и Д. Емельянова. Они написали образы для алтарей, а так же образы почитаемых местных святых. Одна из таких икон, изображающая Всемилостивого Спаса и предстоящих перед ним святителей, сохранилась до сих пор. Так же мастерами были оформлены боковые клиросы.

Общее строительство каменной церкви длилось ровно год, от лета до лета. В этот год уложилась и полная постройка, и облицовочные работы. Год же заняли и внутренние работы: размещение икон, установка иконостасов. Были изготовлены богослужебные предметы, пошиты облачения и пелены.

Работами местных паяльщиков были созданы необходимые металлические предметы для всех приделов, центральное и боковые паникадила, разнообразные подсвечники. В 1678 г. храм был освящен. О то, что случилось с деревянной церковью, ничего не известно: возможно, ее полностью разобрали за ненадобностью.

Существует версия, что каркас церкви был переставлен в другое место: например, в одно из окрестных сел, где церковь отсутствовала вовсе. Вплоть до XVIII века Измайлово было одной из любимейших усадеб за городом, здесь регулярно была царская семья, храм процветал: сюда вносились обширные пожертвования, здесь были иконы лучших мастеров России.


Храм Рождества Христова в Измайлово схема строения.

После переноса императорского двора в Петербург необходимость в усадьбе пропала. Многие жители села переехали в Москву, о храме и остальных постройках уже не заботились так, как раньше, приход тоже уменьшался. Вскоре притч церкви уменьшили, оставив тут только священника, диакона и одного дьячка. Постепенно храм ветшал и выделенных средств не хватало на поддержание должного уровня.

В 1744 г. было решено исправить старые иконы, в 1761 г. – построить колокольню. Во время войны 1812 г. храм едва не был ограблен и только благодаря усилиям настоятеля, вовремя спрятавшего драгоценности, остался в целости. Вплоть до 1922 г

храм постепенно реставрировался и возвращал себе свою важность вместе с расцветом самого Измайлово

В 1922 г. из храма изъяли ценности, в общей сумме 196 предметов: это были сосуды, кресты, серебряные и золотые ризы с икон, лампады, серебряные уголки на служебных книгах. Несмотря на это, саму церковь не закрыли ни разу: даже во время войны она полноценно функционировала, а служили здесь священники с других приходов, чьи храмы были закрыты.

В 1980-х церковь получила новый расцвет. Началось время социальной работы, образовательной деятельности, катехизаторства. Вскоре было построено здание воскресной школы, в храме провели реставрацию и обновили внутреннюю роспись.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

В архивах сохранилась грамота, подробно описывающая внешний вид храма, но в ходе изменений во время строительства содержимое грамоты было соблюдено не полностью. Храм состоит из трех приделов, которые соединены общей трапезной частью с помощью высоких арочных проемов. Над храмом установлено традиционное пятиглавие, обозначающее Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Каждый из кубических приделов имеет свой купол. Храм имеет три яруса кокошников. Позже к нему была достроена трапезная часть, еще позже архитектурный ансамбль дополнила колокольня и внешний притвор, паперть. Сохранилось имя архитектора, им был местный крестьянин Спиридон Харламов, заведующий артелью местных каменщиков.

Современный храм раскрашен в красный и белый: красный является основным цветом, белым выделены детали, расписные колонны, декоративные элементы арок и оконных проемов. Храм построен в стиле «узорочье», относящемуся к раннему барокко. Здесь присутствует множество разнообразных декоративных деталей. Алтарный выступ храма выделяется дальше, чем в большинстве подобных храмов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector