Еретик — это кто такой? значение слова, определение термина в истории

В христианстве «ересь» — это ложное учение, лишённое откровения Божьего

В христианстве слово «ересь» с веками меняло своё значение. В ранних трудах богословов можно наблюдать, что это слово сохраняет своё изначальное, нейтральное значение. Ересь — это мнение, и не больше того.

Но постепенно, с развитием богословской мысли и укреплением позиций христианства его идеологи всё больше задаются вопросом о том, что такое другие учения.

Всё яснее формируется христианское самосознание, согласно которому, только эта религия может быть верной и получившей Божье откровение.

При этом акцент делается не только на том, что христианство — единственная истинная религия, но и на том, каким именно должно быть христианство, а каким не должно.

Появляется мнение, что не только отход от догматов считается еретическим, но вольнодумство на счёт церковных устоев тоже. Скажем, неисполнение прямых указаний указов папы Римского — тоже ересь.

Католицизм выделил две разновидности ереси:

Формальная ересь:

«Ересью называется упорное отрицание после крещения какой-либо истины, в которую следует веровать Божественной и католической верой, или упорное сомнение в ней» (Кодекс канонического права).

Материальная ересь.

То есть ересь тех людей, которые не находятся в лоне католической церкви. Иноверцы и атеисты не могут быть истинными еретиками, так как никогда и вникали в католическое вероучение, а значит, и осуждать их нельзя так же, как католиков.

Важным этапом стали церковные расколы, в процессе которых каждое христианское течение сохранило за собой право определять, что же именно оно считает ересью, а что нет. В связи с этим представление о ереси в христианском мире немного отличается.

Меры против еретиков тоже принимались самые разные. От простого осуждения до казней и пыток. Во многом это завесило от полномочий, которыми обладала церковь.

Нерелигиозное использование

Слова «ересь» и «еретик» применялись и применяются не только в отношении религии, но и в науке и контексте политической теории.

В других контекстах это слово необязательно имеет уничижительный обертон и даже может быть дополнением при использовании в тех областях, где приветствуются идеи, которые находятся в фундаментальном несогласии со статус-кво в любой практике и сферах общественной жизни.

Учёный / писатель Айзек Азимов считал ересь абстракцией.

Еретики: ударение

В слове «еретики» ударение следует ставить на слог с последней буквой «и»

— еретики́, ерети́к.

Е́ресь

(от греч. αἵρεσις — направление, выбор) — 1) утверждение, концепция или учение, противоречащее вероучению ; 2) заблуждение относительно Православных , поддерживаемое сознательным, упорным противлением Истине.

Ересь — намеренное искажение православной догматики.

В древнегреческом языке слово ересь

(др.-греч. αἵρεσις) означало «выбор», «течение» или «направление». Понятием «ересь» в иудео-эллинистической культуре обозначались религиозные или философские направления, течения и школы. Так, например, религиозно-политические партии фарисеев и саддукеев названы в Деяниях ересями ().

Помимо ереси, Церковью выделены и иные категории отступничества: и самочинное сборище ().

История христианства и ересь

Еще до наступления темного и жестокого средневековья, а именно в 380 году, значение слова «еретик» было утрировано до крайней степени. Этот ярлык вешали буквально на каждого первого встречного, который случайно мог сделать или сказать что-то не то относительно религии.

А все дело в том, что именно в этом году произошло слияние римской власти и христианской церкви. Ранее представители этой на тот момент молодой религии не имели законной поддержки, поэтому их деяния по истреблению еретиков носили варварский характер.

Воссоединение с Римом развязало руки церкви, и теперь на официальном уровне высшее духовенство имело право издавать указы о казни еретиков.

Впервые, согласно письменным источникам, определение по казни еретика вынесли в 386 году, и касалось оно ересиарха по имени Присциллиан. Он булл осужден за занятия магией, а вместе с ним на казнь пошли также четыре его последователя.

Из школьного курса истории мы знаем, что 16 июля 1054 году произошел Великий Раскол. Христианство поделилось надвое, образовав римско-католическую церковь и православную. Первая установила свое господство над европейскими землями, вторая же расположилась в уголке Восточной Европы, в славянских странах (в том числе и в России), а также в Византии (современная Турция). С этого момента две разные религии с единым корнем стали, так сказать, по различным схемам преследовать и истреблять еретические течения.

Их название:

  1. Католицизм.
  2. Православие.

В первой религии все было более, чем строго, вплоть до абсурда. Помимо того, что гонениям подвергались «секты», которые исповедовали веру в Христа не по католическим канонам (донатизм, монтанизм, марсионизм, арианство), была также объявлена охота на ведьм. Печально, что в руки палачей попадали невинные люди, которые были оклеветаны и обвинены в колдовстве. Аналогичная судьба приключалась и с деятелями науки, докторами и даже некоторыми творческими людьми.

В рамках нашей родной религии православия дела обстояли менее жестко и абсурдно. Преследования, конечно же, имели место в истории, однако касались они лиц, которые реально были уличены в колдовстве и чернокнижие, более того, этот факт доказывался неопровержимыми уликами и свидетелями. Только лишь после справедливого суда происходила казнь. В ереси могли обвинить такие течения в рамках христианства, как иконоборчество, гностицизм, иудаизм, несторианство.

Дополнительно отметим, что католическая церковь всегда полагала, что в православии для еретиков было предначертано слишком мягкое наказание, более того, они полагали, что патриархи попросту закрывают глаза на реальных преступников. Тем не менее, католики считали православие раскольнической религией, но не ересью, в отличие от иудаизма.

Парадоксальный факт. Иудаизм – одна из старейших религий, как и сам еврейский народ. Она стала стартом для зарождения ислама, зороастризма, а самое главное – христианства. Да что уж там говорить – Иисус был евреем! Так что с полной уверенностью можно заявить, что претензии Папы римского относительно иудеев были крайне возмутительными и глубоко ошибочными.

Модализм

Тогда возникает ересь модализма. Ее озвучивали Савелий и Павел Самосатский. Ересь модализма предполагает, что есть некая единая божественная сущность (кстати, термин «единосущный» первым использует и вводит в оборот как раз Ориген). Павел Самосатский выстраивает учение о том, что Бог являет себя либо в разных ситуациях в образе Отца, Сына и Святого Духа (динамический модализм), либо во времени — как Отец в Ветхом Завете, как Сын сейчас и как Святой Дух в грядущем (исторический модализм).

Лица Троицы в модализме — это некие проявление, эпифании, силы, действия. Это не Личности в том смысле, который мы вкладываем в слово, это не субъекты действий, а некие грани, в которых проявляет себя единая сущность. Поэтому термин «единосущный» ассоциировался с этой ересью, в которой отрицается личностность Троицы и он был осужден Церковью.

Зарождение ересей

С греческого слово «ересь» переводится как «направление» или «школа». На заре христианства, в 1-2-м веках н. э., единой культовой системы еще не сложилось. Существовало множество общин, сект, каждая из которых по-своему трактовала отдельные аспекты учения: триединство, природу Христа и Богоматери, эсхатологию, иерархическое устройство церкви. В 4-м веке н. э. этому положил конец без поддержки светской власти официальная церковь, тогда еще слабая, не смогла бы унифицировать культ. Ересями было объявлено сперва арианство, потом несторианство. Подверглись преследованиям донатисты и монтанисты. Церковные иерархи раннего Средневековья, руководствуясь новозаветными посланиями, придали этому понятию негативный оттенок. Однако сожжение на костре еретиков в те времена еще не стало обычным явлением.

В еретических учениях начала новой эпохи не было яркого политического или социального подтекста. Но с течением времени верующие начали критиковать существующую сотрудничество церкви с мирской властью, обогащение священников и их лицемерие.

Вразрез с официальным положением церкви

Основное определение ереси в том, что данный термин означает приверженность религиозному мнению, противоречащему церковной догме. Ересь — это несогласие или отклонение от доминирующей теории, мнения или практики. В этом определении следует выделить два ключевых элемента: доминирующее положение и противоположное положение. Что касается религии, то любая вера или практика, которая идет вразрез с официальным положением церкви, считается еретической.

Ересь существовала в каждом историческом периоде, но в XII веке католическая церковь предприняла беспрецедентные действия против нее. По мере усиления власти католической церкви в Европе неудобные голоса других христианских групп становились все более неприятными. Папа Александр III (1162-1163) поощрял осведомителей, поэтому церковь могла обнаружить так называемые доказательства ереси. В 1184 году Папа Люциус III издал указ о том, что осужденный еретик должен быть передан светским властям для осуществления наказания.

В течение следующих нескольких десятилетий церковь увеличивала тяжесть наказания за ересь, это в конечном счете сделало ее крупным преступлением при папе Григории IX. Именно в тот период доминиканцы стали основными агентами инквизиции, специальный суд давал полномочия судить о намерениях, а также о действиях верующих. Когда в деревне подозревали ересь, инквизитора отправляли проповедовать с призывом, чтобы жители деревни выступили с сообщениями о ереси.

Этимология

Слово ересь происходит от haeresis , латинской транслитерации греческого слова, первоначально означающего выбор, выбор, образ действий или, в расширенном смысле, секту или школу мысли, которые к первому веку стали обозначать враждующие фракции и партийный дух. . Это слово появляется в Новом Завете , обычно переводится как секта , и было присвоено церковью для обозначения секты или разделения, которые угрожали единству христиан. В конечном итоге ересь стала рассматриваться как отход от ортодоксии , в том смысле, что инакомыслие уже использовалось христианами вскоре после 100 года.

Первое известное употребление термина ересь в гражданско-правовом контексте было в 380 г. Фессалоникийским эдиктом Феодосия I. До издания этого указа у церкви не было государственной поддержки какого-либо конкретного правового механизма, который мог бы противодействовать этому. воспринимается как ересь.

Что о ереси говорит Библия?

Испанская инквизиция уничтожила более 14000 человек, многие из них просто обладали Библией. Что же написано о ереси в этой книге? В Библии говорится: «Будут лжеучители среди вас, которые тайно приносят разрушительные ереси, даже отрицая Учителя, навлекая на себя быстрое уничтожение». Из этого стиха мы видим, что ересь — это все, что отрицает учение Иисуса. «Павел берет на себя церковь за то, что у них есть ереси — ереси, которые привели к расколу в теле». Эти стихи затрагивают оба аспекта того, что составляет ересь в церкви: отрицание доктрин, которые Бог дал, и разделение тела, которое Он создал.

Оба эти явления считаются опасными, деструктивными действиями, которые строго осуждаются Писанием. Как Библия относится к ереси? «Человек является еретиком после отклонения первого и второго увещевания». Из этих слов видно, что, когда человек в церкви отходит от библейского учения, то, во-первых, нужно попытаться исправить его, но если он откажется слушать после двух предупреждений, больше не иметь с ним ничего общего.

Истина Христа объединит верующих, но ересь по самой своей природе не может мирно сосуществовать с истиной. Конечно, не каждое несогласие в церкви — это ересь. Иметь другое мнение не так плохо, но когда мнение разделено или поддерживается вопреки ясному библейскому учению, оно становится еретическим. Апостолы сами порой не соглашались, и однажды Петру пришлось упрекнуть их за это. Хвалите Господа, через отношение смирения и покорности Богу истины.

Когда верующие подчиняются авторитету Божьего Слова и относятся друг к другу с любовью и уважением, разделение и ересь в православной церкви будут уменьшаться. Христос говорил: «Завершите мою радость, будучи одним и тем же разумом, обладая такой же любовью, находясь в полном согласии и разумом. Ничего не делайте от эгоистических амбиций или тщеславия, но в смирении считайте других более значительными, чем вы сами».

Евангелие как единственный источник веры

Что проповедовали еретики и чего добивались? Люди, не признающие догматы церкви, считали, что единственным источником истиной веры можно считать Евангелие. Ведь именно там написано, что люди должны быть едины, должны помогать ближнему, которому живется хуже, чем тебе самому. Еретики призывали церковь раздать свои богатства и земли беднякам, дабы сделать людей равными.

Понимая, что проповедовали еретики, не удивительно будет узнать, что и сами они частенько раздавали свои богатства, отдавали последнее ближнему, а сами питались тем, что подадут добрые люди. Еретики считали, что питаться подаянием – не грех, а, наоборот, великая сила, «царствование справедливости и равенства».

С этим читают

Этическое отступление: манихейский бред

Не суть важно, действительно ли Афанасий так провел этих воинов, солдат. Важно, что для Иоанна Лествичника, который пишет изначально этот текст, адресованный тем, кому приходится общаться с людьми и строить отношения, это оказывается аргументом в пользу того, что не всегда и не везде надлежит говорить правду

Христианская любовь покрывает и такие ситуации тоже и в некоторых случаях идет навстречу. Больше того, она говорит, что есть такой кластер действий, которые вообще не подлежат суду. Скажем, дышать (есть, спать) — это плохо или хорошо? В принципе, хорошо, но настанет момент, когда мы перестанем. Это естественный ход вещей.

Другой момент, что все естественное можно исказить. Но необходимо помнить о вненравственных действиях.

Часто мы начинаем делить мир на черно-белый порядок. В психиатрии это называется «Манихейский бред». Есть добро, есть зло, между ними война, поле битвы — сердца людей, и от нас очень многое зависит, скорее всего, все. Человек все время сражается: то с ювенальной юстицией, то против абортов, то с какими-то неправильными миссионерами или с сектантами. Считается, что Гитлер был одержим манихейским бредом — это одна из возможных интерпретаций его поведения…

Нам очень важно помнить, входя в Церковь, что мир не делится на две черно-белые половинки, что у всего есть свой замысел, свой путь у Бога, и есть вещи, которые не относятся к делению на «плохо-хорошо»

Всеобщая инквизиция

Это была «всеобщая инквизиция», которая включала период благодати для всех, кто признался. За этим последовала «специальная инквизиция», которая могла бы включать в себя принуждение, ложные свидетельства и пытки для получения «признания». Тем, кого идентифицировали как еретиков, приказывали совершать епитимью, которая могла состоять из обязательного посещения церкви, паломничества в святыню, утрату имущества или лишение свободы.

Еретики, которые отказались покаяться, были приговорены к смертной казни. Средневековую ересь преследовала инквизиция, которая продолжалась в большинстве районов Европы до XV века. Любая группа или физическое лицо, которое отличается от другой группы, может быть технически названо еретическим. Христиане называются еретиками евреями. Примечательно, что «еретики» Средневековья были виновны только в том, что они не соглашались с Католической Церковью, а не потому, что они придерживались небиблейских доктрин.

В словаре Даля

ж. вообще, различие в мнениях веры; раскол или отщепенство,
отступничество. У нас называют староверством, последованье во всем
православным догматам, при употреблении старописных икон, старопечатных
книг и старинных напевов (это же единоверие, благословенная церковь);
расколом, все вообще толки поповщины и беспоповщины, непризнающие
церковной иерархии со времен патриарха Никона, по поводу исправления
книг; ересью, уродливые толки, более или менее отвергающие сущность
христианского ученья, как: духоборцев, молокан, хлыстов, скопцов,
суботников и пр. Ересь да ощера несогласно живут. Ересеначальник,
ересиарх м. основавший ересь или чтимый последователями за старшину.
Ересеначальный, к нему, либо к началу ереси относящийся. Ересеучитель,
ересенаставник м. распространяющий ересь. Ересепоборник м. ратующий за
ересь. Ересник или еретик м. ересница, еретица или еретичка ж.
вероотступник, -ница, раскольник, отщепенец, принявший ересь. | Еретик
или еретник севр. вост. бранно, колдун, нечестивец, вредный знахарь,
портящий людей, насылающий порчу. | пск. всякий гад, змея, лягушка.
Бойся клеветника, как злого еретика. Еретиться, ереститься. Еретический,
еретичный, к ереси и еретикам относящ. Еретичество ср. ересь в действии,
в приложении, отступничество, отщепенство. Еретичествовать, быть
еретиком или отступать в чем-либо от основных догматов веры.

Этимология[]

В греческом языке термин первоначально использовался в значении «выбор, направление, течение». В иудео-эллинистической культуре, на фоне которой зародилось и развивалось христианство, этим термином обозначали «философские или религиозные школы». К примеру, так называли иудейские религиозно-политические партии — фарисеев и саддукеев (см. Деян. 5:17; 15:5; 26:5). Соответственно, это понятие изначально носило описательный, вполне нейтральный характер. Именно в этом смысле иудеи называли первых христиан «назорейской ересью» (Деян. 24:5). В Вульгате в этих местах слово др.-греч. αἵρεσις переведено как лат. secta — секта.

Негативный смысл слово «ересь» впервые приобретает в новозаветных посланиях. Логика этого превращения такова, что, поскольку истину и жизнь человек может обрести только во Христе (Ин. 14:6), любая альтернатива автоматически обрекает человека на погибель. Соответственно, апостол Пётр говорит о «пагубных ересях» (2Пет. 2:1), а апостол Павел помещает «ереси» в один ряд с грехами волшебства и идолослужения (Гал. 5:20). Следуя примеру апостолов, ранняя христианская церковь использовала термин «ересь» для обозначения учения, расходящегося с христианской ортодоксией, или группы людей, отколовшихся от Церкви вследствие приверженности такому учению.

Частное мнение богословов — это не ересь

Существует такое понятие — теологумен. Это мнение, высказанное кем-то из богословов. Перепутать его с ересью легко, поскольку частное мнение:

  1. Не подтверждается Священным Писанием или Преданием.
  2. Не является обязательным для христиан.

Но частное мнение имеет пару отличительных признаков:

  1. Не противоречит Священному Писанию и Преданию.
  2. Не преподносится как истина.

Суть этого явления в следующем. Есть некий автор, уважаемый богослов. Он рассуждает о важных вопросах вероучения и доходит до момента, на счёт которого не существует христианских догматов. Например, он приходит к заключению, что должен быть десятый ангельский чин и к нему относится архангел Михаил.

Богослов должен признать, дыбы не стать еретиком, что может ошибаться

Священное Писание и предание ничего не говорят на сей счёт, так что подтвердить или опровергнуть мнение богослова нельзя. Это отличает его от ереси, так как ересь вступает в прямое противоречие с догматами, нарушает их.

Но чтобы богословское мнение стало таковым, нужно,

  1. чтобы автор этого высказывания сам признал, что его версия — частная и не может быть общепринятой.
  2. чтобы высказывание укладывалось в сведения из Священного Писания и Священного Предания.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Кто подвергся гонениям

На сегодняшний момент крайне сложно сказать, скольких людей казнили за ересь и кем они были. Можно быть уверенным в том, что это были миллионы человек, среди которых большая часть – невиновные. Также отметим, что примеры еретиков чаще всего встречаются в рамках католицизма.

Главным образом, упомянуть стоит Джордано Бруно. Был он мистиком и поэтом, который однажды познакомился с трудами Николая Коперника.

Узнав из записей почившего уже астронома о том, что Земля – вовсе не центр вселенной, а лишь одна из тысяч ей подобных планет, он начал трубить об этом на весь мир, что крайне возмутило церковь. За подобные «проповеди» его сожгли на костре.

Следующим оказался Галилео Галилей. Он, опять-таки отталкиваясь от наработок Коперника, сделал новое открытие – Земля крутится. За это он провел в заточении более 8-ми лет и в неволе умер.

Мартин Лютер – имя, которое стало основой для рождения нового религиозного течения в рамках христианства – лютеранство. Именно эта ветвь протестантства ныне господствует в Германии, а также имеет свои «филиалы» в иных странах мира. Лютера католики преследовали всю жизнь, но казнить его так и не удалось.

Нерелигиозное использование

Термин «ересь» используется не только в отношении религии, но и в контексте политической теории. В подобных случаях это слово не обязательно имеет религиозный смысл. Иногда оно даже используется в тех областях, где приветствуются инновации и идеи, которые находятся в фундаментальном несогласии с любой практикой и сферой знаний. Ученый и автор Исаак Азимов считал ересь абстракцией.

Он разделил научных еретиков на эндокритиков (изнутри научного сообщества) и экзохэктиков (извне). Азимов пришел к выводу, что научная ортодоксия хорошо защищается от эндокритики (путем контроля над научным образованием, грантами и публикацией в качестве примеров), но почти бессильна против экзогеритики. Он доказал на примерах, что ересь неоднократно становилась ортодоксией.

Частное мнение богословов — это не ересь

Существует такое понятие — теологумен. Это мнение, высказанное кем-то из богословов. Перепутать его с ересью легко, поскольку частное мнение:

  1. Не подтверждается Священным Писанием или Преданием.
  2. Не является обязательным для христиан.

Но частное мнение имеет пару отличительных признаков:

  1. Не противоречит Священному Писанию и Преданию.
  2. Не преподносится как истина.

Суть этого явления в следующем. Есть некий автор, уважаемый богослов. Он рассуждает о важных вопросах вероучения и доходит до момента, на счёт которого не существует христианских догматов. Например, он приходит к заключению, что должен быть десятый ангельский чин и к нему относится архангел Михаил.

Богослов должен признать, дыбы не стать еретиком, что может ошибаться

Священное Писание и предание ничего не говорят на сей счёт, так что подтвердить или опровергнуть мнение богослова нельзя. Это отличает его от ереси, так как ересь вступает в прямое противоречие с догматами, нарушает их.

Но чтобы богословское мнение стало таковым, нужно,

  1. чтобы автор этого высказывания сам признал, что его версия — частная и не может быть общепринятой.
  2. чтобы высказывание укладывалось в сведения из Священного Писания и Священного Предания.

Подведем итоги

Становление христианства было одним из самых жестоких этапов в истории человечества. Гонениям подверглись как ученые, которые веками трудились в античном мире, так и европейские племена, которые проживали в «своей атмосфере», поклоняясь своим богам и тотемам.

Времена насильственной пропаганды веры в Христа сменились мрачным средневековьем. И даже в это время ересь по-прежнему оставалась главным врагом церкви и истреблялась самым нечеловечным образом.

В христианстве, еретиками называют людей, чьи взгляды, мнения или высказывания как-либо отличаются от общепринятой позиции, в данном контексте церкви. Каждый, кто был хоть в чем то, не согласен с мнением священнослужителей средневековья, имея свои взгляды на мир и происходящее, получал «клеймо» еретика

И не важно, обычными они были людьми, вельможами, учеными, гениями, ясновидцами или целителями

Церковники под прикрытием своей богоизбранности и слепой веры прихожан в то, что только их мнение и трактовка святого письма абсолютно правильны и верны, уничтожали неимоверное количество людей. Получить ярлык еретика в средневековые времена, чаще всего означало верную смерть, на кострах или виселицах инквизиции. Стоит лишь вспомнить, сколько гениальных ученных и изобретателей погибло в те жуткие времена охоты на ведьм и инакомыслящих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector