Значение слова «бог»

В словаре Синонимов

Бог (видящий, духов всякой плоти), Царь славы, Князь мира, Отец Небесный, Небо, Всевышний, Вседержитель, Жизнедавец, Всемогущий, Заступник, Зиждитель, Господь, Господь Бог, Предвечный, Провидение, Создатель, Творец, Сила, Вездесущий, Царь Небесный, Демиург, Божественная Сущность, Верховное Существо; Ґа-Гадоль — «Великий», Ґа-Гиббор — «Могучий», Ханун — «Благодатный», Рахум — «Милосердный», Шехина — «Присутствие», Ани — «Я», Ґу — «Он», Ґа-Гвура — «Мощь», Ґа-Давар — «Слово», Маком — «Место»; боженька, богиня, божество, небожитель, олимпиец, господь, боги; создатель, творец, мастер, первый в ряду; идол, лар, пенаты; любимец, Бог Отец, Богочеловек, Борей, Брахма, Бэл, Ваал, Вакх, Варуна, Вейовис, Велес, Вишну, Волос, Вулкан, Гадес, Гарпократ, Геб, Гелиос, Гермес, Геспер, Гефест, Гименей, Гипнос, Гор, Дажбог, Даждьбог, Джаттернаут, Джехути, Дионис, Диспатер, Дит, Дэва, Зевес, Зевс, Зефир, Змиулан, Знич, Иегова, Иисус, Индра, Кама, Карачун, Квирин, Кириос, Коляда, Конс, Корша, Креот, Кришна, Крон, Кронос, Крышень, Кубера, Купидон, Либер, Луперк, Маммона, Мардук, Марс, Мелькарт, Меркурий, Мин, Митра, Молох, Мом, Момус, Морфей, Набу, Нептун, Нерей, Нингирсу, Нот, Один, Озем, Озирис, Океан, Онурис, Орк, Ормузд, Осирис, Пан, Перун, Пилумн, Плутон, Плутос, Портун, Посейдон, Приап, Прометей, Пта, Птах, Рарог, Род, Рудра, Саваоф, Сатурн, Сварог, Сварожич, Свентовит, Святовит, Святой Дух, Себек, Сет, Сильван, Син, Соль, Сома, Стрибог, Сумман, Таммуз, Танатос, Телепин, Теос, Термин, Титан, Тор, Тот, Триглав, Тритон, Троян, Уран, Услад, Фавн, Феб, Фидес, Фонос, Фонс, Хайк, Халди, Хапи, Хнум, Хонсу, Хорс, Хронос, Худич, Чернобог, Шамаш, Шива, Шу, Эа, Эвр, Эл, Элох, Энки, Энлиль, Эол, Эрос, Эрот, Эскулап, Эшмун, Юпитер, Яма, Янус, Ярило, Яровит, Яхве

Все имена Бога в Библии — список и таблица

Имя Бога Перевод с евр. Отрывки Библии Что оно означает
Элохим Бог Бытие 1:1; Числа 23:19; Псалом 18:2 Показывает силу и могущество Бога. Он единственный всевышний и истинный Бог.
Иегова Господь Бытие 2:4; Исход 6:2-3 Собственное имя личности Бога
Эль Элион Всевышний Бытие 14:17-20; Числа 24:16; Псалом 7:18; Исайя 14:13-14 Он выше всех богов; в жизни нет ничего более священного.
Эль Рои Видящий Бог Бытие 16:3 Бог наблюдает за всем своим творением и делами людей
Эль Шаддай Всемогущий Бог Бытие 17:1; Псалом 90:1 Бог всемогущ, у Него вся сила
Иегова Ире Господь усмотрит Бытие 22:14 Бог заботится о наших нуждах
Иегова Нисси Господь-мое знамя Исход 17:15 Бог всегда нам помогает и ведет нас к победам
Адонаи Господь Вт.6:4 Только Бог-глава всего
Иегова Элохе Израиль Господь Бог Израиля Судьи 5:3; Псалом 58:6; Исайя 17:6; Соф.2:9 Он — Бог своего народа
Иегова Шалом Господь есть мир Судьи 6:24 Бог дает нам мир, так что нам нечего бояться
Кедош Израиль Святый Израиля Исайя 1:4 Бог морально совершенен
Иегова Саваоф Господь воинств 1Царств 1:3; Исайя 6:1-3 Бог с небесными воинствами наш спаситель и защитник
Эль Олам Вечный Бог Исайя 40:28-31 Бог вечен. Он действовал раньше, сейчас и будет снами вечно
Иегова Цидкену Господь – оправдание наше Иеремия 23:6; 33:16 Бог – образец праведного поведения и только Он делает нас праведными
Иегова Шамма Господь там Иезекииль 48:35 Бог всегда с нами
Аттик Иомин Ветхий днями Даниила 7:9, 13 Бог – высшая власть. Однажды Он будет судить все народы.

Иегова, тетраграмматон

Для чего служит имя Бога и, разве мы не знаем главное для нас имя Триединого Бога — Иисус Христос? Для тех, кто изучает библеистику пытается познать самые сложные понятия Священного Писания, имена Бога — это очень важная загадка. Имя Бога говорит нам о том, что Господь благ и милосерден, прямо указывает на это через сложную грамматическую конструкцию. Произнесение Бога — запрещено в иудаизме, для этого используются другие термины, о которых мы расскажем ниже. Мы же можем исходить лишь из гипотез о том, как правильно произносить имя Бога, ведь в древнееврейских текстах… Не было гласных! У нас есть буквенное обозначение имени Бога, но это только согласные буквы, которые принято называть «тетраграмматоном».

Древние ученые, которые занимались Священным Текстом пытались воспроизвести имя, исходя из своих представлении о культуре и нравственности, традициях еврейского народа. Но мнения их так расходятся, что мы имеет совершенно разные варианты произношения. Например Иегова и Яхве.

Тетраграмматон встречается в иудаизме и каббале. Каббала — одно из оккультных течений иудаизма. Четырехбуквенное обозначение YHWH читается, как Иегова или Яхве. Встречается в Священном Писании более семи тысяч раз и считается в ряде традиций именем Бога. Так секта «Свидетели Иеговы» фактически переводится, как Свидетели Бога. Яхве — это все те же четыре буквы, прочитанные по-другому. Яхве означает «Я есть Тот, Кто Я есть» или просто — «Я есть2 (Исх 3:14).

Тетраграмматон — одна из больших загадок библеистики и предмет разночтений, споров.

Большой толковый словарь

БОГ , -а, зват. Боже; мн. боги, богов; м. 1. только ед. По религиозным представлениям: творец неба и земли, всего сущего; всеведущий высший разум, управляющий миром; всеобщее мировое начало (имеет множество имён: Творец, Создатель, Всевышний, Вседержитель, Всемогущий и др.; в христианстве един в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой). Господь Бог (почтит.). Верить в Бога. Молиться, служить Богу. Побойся Бога! (имей совесть, постыдись; образумься). Отдать Богу душу (умереть). Не гневи Бога! (не следует жаловаться, нельзя быть недовольным). Бог миловал (об отсутствии неприятностей, бед; о благополучном разрешении, завершении чего-л.). Бог дал кого-, что-л. (о появлении, наличии кого-, чего-л. у кого-л.). Бог не обидел чем-л. (о том, кто в полной мере наделён чем-л., имеет кого-, что-л. в достаточном количестве). Бог наказал кого-л. (о неудаче, неприятности и т.п.). Бог простит кого-л. (ответ на просьбу о прощении; обычно при нежелании простить). Бог вам (тебе, ему) судья (употр. при нежелании осуждать кого-л.). Сам Бог велел (велит) (о том, что само собой разумеется, неизбежно). Бог милостив (выражение надежды на то, что всё обойдётся). Богом обиженный кто-л. (об убогом, жалком или глупом человеке). Откушайте, что Бог послал (вежливое приглашение к столу; обычно с извинением за скромное угощение). * На Бога надейся и (а) сам не плошай (Посл.). Все под Богом ходим (погов.; с любым может случиться неприятность, несчастье). Бог дал, Бог взял (погов.; выражение смирения при утрате, потере кого-, чего-л.). 2. чего, какой. При политеизме: одно из сверхъестественных существ, управляющих какой-л. частью мирового целого, покровительствующих кому-, чему-л. (обычно какому-л. роду деятельности). Языческие боги. Боги Олимпа. Посейдон — бог морей. Гефест — бог огня и кузнечного ремесла. Марс — бог войны. * Даруй, бог света, Тёплое лето (А.Островский). 3. О человеке могущественном, наделённом властью над другими людьми. Кто-л. бог и царь где-л. * Я бог, я червь, я раб, я царь (Державин). 4. чего, какой. О предмете поклонения, восхищения (обычно одарённом человеке, гении). Бог поэзии, музыки кто-л. Да это же кулинарный бог! ◊ Бог знает. Неизвестно, никто не знает. Ехали бог знает куда. Бог весть кто (что, какой, куда). О ком-, чём-л. не очень хорошем. Едим бог весть что. Не бог весть (не бог знает) какой (что). О ком-, чём-л

не очень важном, не очень значительном. Убей меня бог! Клятвенное заверение в чём-л

Видит бог. Это так, так точно. Делать что-л. как бог на душу положит. Как вздумается, как придётся. Бог в помощь, в зн. межд. Пожелание успеха, удачи, обычно в каком-л. деле, работе. Бог мой! в зн. межд. Выражает удивление, негодование, радость и т.п. Бог с тобой (с ним), в зн. межд. Выражает прощение, примирение, согласие или, напротив, возмущение, удивление, упрёк. Дай бог, в зн. межд. Искреннее пожелание чего-л. * Как дай вам бог любимой быть другим (Пушкин). Не дай (не приведи) бог, в зн. межд. 1. (с инф.). О нежелательности чего-л. Не приведи бог с ним встретиться. -2. Усиливает выражение отрицательного отношения к чему-л. Уж так его изуродовали — не приведи бог! Избави (помоги, сохрани, упаси) бог, в зн. межд. Выражает страх, боязнь при приближении, наступлении чего-л. чреватого нежелательными последствиями. От бога, в функц. сказ. Об одарённом от природы человеке. Писатель от бога. Ради бога, в зн. межд. Пожалуйста (при усиленной просьбе). С богом! в зн. межд. Пожелание удачного пути или успеха в каком-л. деле. За дело, с богом! Слава богу! 1. в функц. сказ. Хорошо. Дома всё слава богу. 2. в зн. вводн. словосоч. К счастью. * Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть (Пушкин). Богиня; Боже (см.). Боженька, -и; м. Ласк. (1 зн.). Божество; Божок; Божеский; Божественный; Божий (см.).

Как зовут Бога в христианстве

Тем, кто ищет информацию по теме «Кто Бог у христиан?», следует знать, о следующих именах.

Иисус – означает «Спаситель». Он соединил собой Бога и человека, пошёл на жертву и тем самым дал спасение всем людям. Это собственное имя Спасителя, которое было дано Ему по Божественной воле. Ангел явился Деве Марии и возвестил ей о непорочном зачатии:

Позднее это было сказано формальному мужу Марии – Иосифу:

Христос – с древнегреческого переводится как «Помазанник». Так ещё в Ветхом Завете называли пророков и царей, указывая на их богоизбранность для служения Всевышнему и людям. Израильских царей перед принятием власти и священников перед началом их служения торжественно помазывали елеем.  Это имя указывает на характер предназначения Иисуса, Который в духовном смысле был одновременно и царём, и священником.

Мессия – это «Помазанник» на древнееврейском языке. Слово “Мессия” было переведено на греческий как “Христос”. Таким образом, эти имена синонимичны. Помазанниками иудеи именовали духовных лидеров и правителей. Христиане верят, что предсказанным в Ветхом Завете Мессией был Иисус из Назарета. Бог в христианстве придёт на Землю во второй раз в конце времён и окончательно установит Божье Царство.

Эммануил – одно из имён Иисуса Христа, которое использовалось в ветхозаветных пророчествах о рождении Мессии: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис. 7:14). Означает «С нами Бог». Это имя указывает на то, что христианский Бог ради спасения человечества воплотился в нашем мире.

Особого внимания заслуживает христианское понятие Троица. Это не отдельное имя Бога, а обозначение Его троичной природы. Христианская церковь исповедует веру в единого Бога, Который имеет три самостоятельные ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух. Религиозное представление о триедином Боге называется тринитарным монотеизмом.

Евангелие от Иоанна: в начале было Слово

Юрий Пущаев

«В начале было Слово» – фраза, с кото­рой начи­на­ется «Еван­ге­лие от Иоанна», явля­ется одной из самых попу­ляр­ных биб­лей­ских цитат. И, к сожа­ле­нию – одной из самых неверно пони­ма­е­мых.

Чаще всего в ней слышат некое под­твер­жде­ние важ­но­сти лите­ра­тур­ного труда. «В начале было слово», – веско и зна­чи­тельно гово­рит какой-нибудь писа­тель, имея в виду свое дра­го­цен­ное твор­че­ство. Также, эту фразу цити­руют еще и для того, чтобы утвер­дить пре­иму­ще­ство гума­ни­тар­ных наук перед нау­ками есте­ствен­ными и мате­ма­ти­кой, под­ра­зу­ме­вая при этом, что слово гораздо важнее и лучше чем число.

Однако, совсем не это хотел ска­зать Иоанн Бого­слов. Пол­но­стью первый стих его Еван­ге­лия звучит так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И глав­ный вопрос заклю­ча­ется в том, Что (или Кто) тут – Слово.

В ори­ги­наль­ном тексте Нового Завета на месте рус­ского – «Слово» стоит древ­не­гре­че­ское ὁ Λόγος (logos), кото­рое можно пере­во­дить не только как «слово», но еще и как «ум», «основа», «утвер­жде­ние», «разу­ме­ние», «зна­че­ние», «дока­за­тель­ство», «про­пор­ция» и т.д. Всего у него, ни много ни мало – около ста зна­че­ний. Пере­вод­чики Еван­ге­лия взяли самое первое зна­че­ние из сло­варя – «слово». Но с таким же успе­хом они могли пере­ве­сти logos и как «мысль», и как «разум». И это не было бы ошиб­кой, хотя, навер­ное, тогда пере­вод поте­рял бы в поэ­тич­но­сти и выра­зи­тель­но­сти, а смысл этого текста по-преж­нему остался бы непо­нят­ным.

Дело в том, что началь­ная фраза «Еван­ге­лия от Иоанна» была обра­щена, отнюдь не к нам. Тут нужно знать куль­турно-исто­ри­че­ские реалии той эпохи. Слова – Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ Λόγος, καὶ ὁΛόγος ἦν πρὸς τὸν Θεόν, καὶ Θεὸς ἦν ὁ Λόγος («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог») – апо­стол Иоанн адре­сует прежде всего к интел­ли­ген­ции Рим­ской импе­рии. Поня­тие Логоса играло очень важную роль в антич­ной фило­со­фии. Еще живший в шестом веке до Рож­де­ства Хри­стова зна­ме­ни­тый древ­не­гре­че­ский фило­соф Герак­лит гово­рил, что в осно­ва­нии мира лежит Логос, кото­рый «люди не в силах постичь». Он пони­мал его как миро­вой разум, суще­ству­ю­щий в виде мета­фи­зи­че­ского огня, пери­о­ди­че­ски вспы­хи­ва­ю­щего и поту­ха­ю­щего. А во вре­мена при­ше­ствия Христа среди обра­зо­ван­ных слоев Рим­ской импе­рии была очень попу­лярна фило­соф­ская школа сто­и­ков. От Герак­лита стоики почерп­нули мысль о про­ис­хож­де­нии мира из огня и о пери­о­ди­че­ски повто­ря­ю­щемся воз­вра­ще­нии мира в огонь, а также учение о миро­пра­вя­щем Логосе, или законе, опре­де­ля­ю­щем все про­ис­хо­дя­щее.

Кстати, в про­цессе исто­ри­че­ского рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ства по всей Земле воз­никла необ­хо­ди­мость пере­вода Свя­щен­ного Писа­ния на языки других наро­дов. И тут началь­ная строка «Еван­ге­лия от Иоанна», задала очень непро­стую задачку фило­ло­гам и фило­со­фам. Напри­мер, китай­ские пере­вод­чики Нового Завета решили что в китай­ской фило­со­фии антич­ному Логосу соот­вет­ствует Дао, и пере­вели слова апо­стола Иоанна так: «В начале был Путь (Дао)».

В рус­ском же пере­воде эта фраза про­зву­чала, как всем сего­дня извест­ное – «В начале было Слово». Однако вовсе не о лите­ра­тур­ном слове гово­рит здесь Апо­стол, но – о Христе, Боге-Слове вопло­тив­шемся, жившем среди людей, умер­шем на Кресте за наши грехи и Своим вос­кре­се­нием открыв­шем чело­ве­че­ству путь к Жизни Вечной.

Вся еван­гель­ская исто­рия была ради­каль­ным ударом по мыс­ли­тель­ным при­выч­кам того вре­мени. Неда­ром другой апо­стол, апо­стол Павел гово­рил, что «мы про­по­ве­дуем Христа рас­пя­того – иудеям соблазн, элли­нам безу­мие». Дей­стви­тельно, исто­рия о рас­пя­том Боге каза­лась многим куль­тур­ным элли­нам, взра­щен­ным на антич­ной фило­со­фии, верхом безу­мия. Они не могли понять, как умер­ший и вос­крес­ший Бог, Бог-лич­ность, а не без­лич­ный уни­вер­саль­ный разум, может быть Лого­сом, Прин­ци­пом и Словом мира, по Кото­рому и Кото­рым он сотво­рен. Бог должен быть сво­бо­ден от любых границ и опре­де­ле­ний, считал какой-нибудь фило­соф. Это миро­вой разум, но не Лич­ность. Без­лич­ное уни­вер­саль­ное Что, а не Кто. Однако такой фило­соф не заме­чает, что в данном случае он просто-напро­сто ставит пре­делы Божию могу­ще­ству. Ведь он на самом деле гово­рит о том, что Бог чего-то не может. Но Бог может все, в том числе и быть Лич­но­стью, рож­ден­ным и несо­тво­рен­ным, стать Бого­че­ло­ве­ком. Бог все­мо­гущ. Он не огра­ни­чи­ва­ется ника­кой логи­кой, сколь угодно глу­бо­кой и утон­чен­ной.

журнал Фома

В словаре Д.Н. Ушакова

бох, бога, ·муж. По религиозным верованиям — верховное существо, стоящее будто бы над миром или управляющее им. Идеей бога пользуются господствующие классы, как орудием угнетения трудящихся масс. «Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, — идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу.» Ленин.• (Со словом бог в ·разг. речи сохранилось много ходячих выражений, в которых это слово уже потеряло свой смысл и которые употр. в качестве вводных слов, наречий, присловий, частиц и т.п.). Бог знает (иногда ·произн. бознать, в том же ·знач. употр. чорт знает, см. чорт» title=’что такое чорт, значение слова чорт в словаре Ушакова’>чорт) или (·устар.) бог весть, с мест. и местоименными нареч. бог знает кто, что, какой, куда и т.п. — 1) неизвестно кто, что, какой, куда и т.п. «Бог знает в нем какая тайна скрыта, бог знает за него что выдумали вы.» Грибоедов. «Нищий ваш царевич, бог весть какой, бог весть отколь.» Пушкин. 2) кто-то плохой, что-то плохое и т.п. (с осуждением). Шляется бог знает где. Ходит бог знает куда. Возвращается бог знает когда. Знается бог знает с какими людьми или с бог знает какими. Слава богу (·разг. ·устар.) — 1) нареч. хорошо. Дела идут слава богу. 2) вводное слово, употр. для выражения удовлетворения чем-нибудь. Как бог на душу положит (·разг.) — произвольно, беспорядочно. Не дай бог, избави бог (·разг.) — очень плохо, неприятно, опасно. «Не дай бог с дураком связаться.» Крылов.

Происхождение

Все народы знают самого первого бога – это живая, творящая мыслью, бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Космос один, и, одновременно, его бесконечно много. В «Книге Велеса» записано: «Бог – един, и множественен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих богов».

Все, что существует, – лишь малая Его часть. И у Него великое множество имен. Древние русы и славяне знали его как Всевышнего, иногда сокращая имя до Вышнего, или еще проще – до Вышня. Индийцы или дравиды называли бога – Вишну.

Именно Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо, из которого вышел Его сын – Род. Этот бог начал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники.

Сын Всевышнего разделил мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний находится в небесах. Там обитают боги, которые правят людьми. Они поступают правильно, и поэтому обитаемые небеса называются Правь. Ниже расположен человеческий мир, который мы явно видим. Он нам явлен богами, и поэтому его имя – Явь. Нижний – мир духов. Туда уходят умершие. Это – Навь. Оттуда прилетают наваждения и дурные сны. Наши предки выходцев с Того света называли «навьими» людьми.

Род родил Сварога – великого бога, который довершил творение мира. От него пошло множество других богов и богинь

Сейчас же важно понять, что Всевышний, Род, Сварог и все последующие боги, герои и люди не были независимыми от родителей, родственников и друг от друга. Главная особенность славяно-русской веры в том и состояла: все в мире едино – боги и природа

И люди, которые называли себя внуками и детьми, но никак не рабами богов. То есть люди и боги были кровными родичами, а не чужими друг другу созданиями.

Кто создал Бога?

Если коротко отвечать на вопрос, кто создал Бога, то можно сказать — никто. Его никто не сотворял. Необходимо постараться понять разницу между обусловленным бытием и абсолютным. 

Простой пример. Существование человека обусловлено бытие: браком родителей, пищей, воздухом и множеством других причин. Все что мы видим вокруг себя —  это обусловленное бытие. Все эти предметы, даже Солнце и галактика —  не вечны. Они созданы какими-либо другими причинами извне, например, движением материй. 

Божественная сущность —  абсолютное бытие. Это первопричина и перводвигатель всего происходящего. Поэтому православные в литургической молитве произносят такие слова: . «Ты из небытия в бытие нас привел еси» Бог не нуждается в каких-либо причинах для того, чтобы ему существовать. 

Все наши вопросы по поводу того: кто это такой, есть ли он на самом деле, и кто его создал  не имеют смысла. Ведь наш разум способен понять только то, что относится к обусловленному бытию и не способен осознать абсолютное.

Пантеон богов

В политеистических верованиях существует целое сообщество различных божественных сущностей. Если в качестве примера рассматривать греческий пантеон, то логически понятным становится такое разделение: каждый из богов покровительствует различным занятиям и стилю жизни. Например, Афина считалась богиней мудрости, ей поклонялись все, кто желал отточить собственный ум — философы, учёные. Гефест был богом-кузнецом, покровителем ремесленников. У Афродиты просили помощи в любви, а Посейдон пользовался огромным уважением мореплавателей как властелин морей.

Здесь стоит отметить интересный момент из Библии, ведь христианство является монотеистической религией. Творцу приписываются слова «Я Господь твой, Бог-ревнитель. Да не будет других богов у тебя перед лицом Моим». Многие делают из этого простой вывод: христианский бог не единственный, он ревнив и не потерпит поклонения другим богам. Теологи отрицают наличие других богов и толкуют это всего лишь как настоятельную рекомендацию не обращать взгляд в сторону другой веры.

В другом разделе Библии говорится о некоем месте, которое имеет определенное название — «сонм богов», значение его при этом вовсе не означает, что это какое-то собрание других божественных сущностей. Толкователи Библии объясняют это погрешностями перевода. В оригинале речь идёт о строго определённом месте, которое имело название, впоследствии переведенное как «сонм богов».

Заглавные буквы

KJV 1611 года ( Псалтирь 23: 1,2): появление слова «ГОСПОДЬ» (и «Бог» в заголовке)

В развитии английской орфографии преобладали христианские тексты. Слово « Бог » с заглавной буквы сначала использовалось для обозначения Авраамического Бога и теперь может обозначать любую монотеистическую концепцию Бога , включая переводы арабского Аллаха , персидского Худы , Индийского Ишвары и Масаи Нгаи .

В английском языке заглавные буквы используются для имен, под которыми известен бог, включая «Бог». Следовательно, его форма с заглавной буквы не используется для обозначения нескольких богов или при обращении к общей идее божества .

Местоимения, относящиеся к богу, также часто пишутся приверженцами религии с заглавной буквы в знак почтения и традиционно относятся к мужскому роду («Он», «Его», «Его» и т. Д.), Если специально не относятся к богине.

Разновидности[править]

По проявлениямправить

У язычников было всё просто. Боги выглядят как люди (или звери) и даже обладают присущими им пороками. Обитают же они где-нибудь за морем или на вершине неприступной горы, где ведут свою божественную жизнь, опять же как у людей, только больше и эпичнее. У них есть свои отдельные сферы ответственности, связанные либо с аспектами людской жизни, либо с силами природы. А что насчёт Единого Бога? Он же должен быть настолько выше всего этого, что вообще непонятно, как такое существо выглядит и действует. Конечно же, он не мужик на облачке и не кидается с неба молниями за провинности. Но тогда как вообще он участвует в жизни людей? В итоге богословы пришли к трём шаблонам, в каждом из которых по-разному отвечают на сакраментальный вопрос, может ли Единый Бог создать камень, который не сможет поднять.

  1. Пантеизм. Бог как бы «пропитывает» собой всё мироздание, распадаясь на газиллионы аспектов, от травинки до звезды, ну и мы с вами тоже как бы его части. Парадокс о камне в пантеистской вселенной решается просто: и камень, и тот, кто его создал, и тот, кто не может его поднять, — всё это аспекты Бога, так что да, может, с полпинка.
  2. Деизм. Бог создал мир, запустил машинку — и ушёл спать. Всё, его больше не колышут дела его созданий. Может ли он создать камень, который не может поднять? Да он уже его создал. И ушёл спать. Поэтому поднять — не может. Адью.
  3. Теизм. Бог создал мир, сказал, что это хорошо, устроился на облачке — и с азартом наблюдает, как тут все суетятся и бегают. Иногда подыгрывает то одним, то другим. Может ли он создать камень, который не сможет поднять? У теистов на это есть хитрозакрученный ответ, связанный с модальностями слова «может». Чтоб не страдать над Фомой Аквинским, упростим всё до предела: и да, и нет. То есть мы сами не знаем.
  4. Панентеизм. Синтез первого и третьего. Ряд христианских теологов считает, что учение о Троице и нетварных энергиях (исихазм) — именно оно. Сделано, дабы подчеркнуть отличие от ислама с единым (иногда говорят «одиноким») и крайних форм протестантизма. Позволяет обосновать почитание материальных реликвий вроде икон и мощей, что исламист, лютеранин, гностик и прочие иконоборцы назовут «язычеством».

По поведениюправить

Другой издавна мучающий богословов вопрос можно кратко сформулировать как «Что за фигня, бог?!». Если ты такой хороший и могущественный, почему у нас тут творится вся эта дичь? В итоге была сформулирована теодицея («Оправдание бога», от греческого через латынь), которая представляет собой объяснение одновременной истинности четырёх утверждений: Бог существует, Бог всемогущ, Бог всеблаг, Зло существует. Если принять истинными любые три, четвёртое начинает выглядеть неуместно.

  1. Бога не существует. Элементарно. У нас получается Ложный бог, а все идеи о неком всемогущем и всеблагом, который делает мир справедливым — обман или самообман.
  2. Бог не всемогущ. В таком случае он перестаёт быть Единым, то есть ответственным за всё от и до. А ещё на сцену, скорее всего, выходят Анти-Бог, Тот, кто выше Бога или вовсе Ангелы, демоны и кальмары.
  3. Бог не всеблаг. Он не хочет чтобы всё и для всех было хорошо, но он по-прежнему всемогущ (и всеведущ!) и абсолютно реален. Он — Злой Яхве.
  4. Зло — это не зло. Бог — Ментор-трикстер, который посылает испытания чтобы люди их преодолевали и становились лучше. А кто не хочет, тот сам себе злобный буратино.

Ну и в крайнем случае остаётся вариант что он просто идиот и крепко не в ладах со всемогуществом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector