Схимитрополит ювеналий: «призван к служению церкви»

Образование

С одиннадцатилетнего возраста будущий архипастырь прислуживал во время церковных служб при священниках, некоторые из которых были его духовными наставниками. Светское образование получил в общеобразовательной школе. Благодаря положительным примерам праведной жизни, которые он нашёл в представителях духовенства, к восемнадцатилетнему возрасту желание посвятить себя церкви укоренилось в сознании молодого человека. Результатом этого стало его поступление в семинарию в 1953 году, а в 1957-м – в Духовную академию в Ленинграде.

Позже он принял монашеский постриг и сан иеромонаха.

Митрополит Никодим (Ротов), бывший духовным наставником будущего патриарха, перевел иеромонаха Ювеналия в Московскую духовную академию.

Награды

Награжден орденами Православных Церквей:

  • Александрийской — Святого Апостола и Евангелиста Марка;
  • Антиохийской — Святых Апостолов Петра и Павла;
  • Иерусалимской — Великим Крестом;
  • Русской — святого равноапостольного великого князя Владимира I и II степени, преподобного Сергия Радонежского I степени, преподобного Серафима Саровского I степени, святого благоверного князя Даниила Московского I степени; юбилейной патриаршей грамотой в ознаменование 2000-летия Рождества Христова; в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе награжден Святейшим Патриархом Алексием II орденом свт. Иннокентия Иркутского II степени и юбилейной грамотой, патриаршей грамотой и памятным знаком в ознаменование 700-летия со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского, патриаршей грамотой кафедрального собора Храма Христа Спасителя в ознаменование завершения воссоздания всероссийской святыни; в 2009 году в связи с 50-летием служения в священном сане награжден Святейшим Патриархом Кириллом орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени; в 2014 году награжден Патриаршим знаком «700-летие преподобного Сергия Радонежского»;
  • Грузинской — орденом святой равноапостольной Нины I степени;
  • Болгарской — двумя орденами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени, святого преподобного Иоанна Рыльского;
  • Польской — святой равноапостольной Марии Магдалины;
  • Чехословацкой — орденом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I, II и III степени;
  • Финской — орденом Святого Агнца;
  • Синайской — орденом святой великомученицы Екатерины;
  • Элладской — медалью святого апостола Павла.

***


Фото: РИА Новости

Решения Синода РПЦ от 26 февраля нужно, скорее, рассматривать как заявку на более радикальные кадровые перестановки. Рано или поздно (скорее рано) Кириллу придется решать «проблему Илариона», то есть назначать нового председателя ОВЦС МП, и распределять «наследство Крутицкой епархии» — самого лакомого куска в нынешней РПЦ. Разумеется, озабочен Кирилл и необходимостью ослабить позиции митрополита Тихона (Шевкунова), который продолжает свой «вертикальный взлет» и неофициально уже становится «первым лицом» Московской патриархии.

Александр Солдатов,»НОВАЯ ГАЗЕТА», 4-6 марта 2019 г.(https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/03/04/79768-borba-s-tihonom-problema-ilariona-nasledstvo-yuvenaliya)

Сегодня православие возвращается в жизнь нашего народа

— Ярославль — ваш родной город. Там начиналось и ваше церковное служение. Расскажите о том, как это было — о вашем детстве, о родителях, учителях, о вашем первом храме и первом настоятеле.

26 декабря 1965 года. Ювеналий (Поярков) с матерью в день посвящения в епископы

— Ярославль я могу назвать своей духовной колыбелью. Мне посчастливилось быть под опекой своей благочестивой матери и увидеть с детства церковную жизнь в ее многообразии. В школе одна из преподавательниц русского языка и литературы, будучи тайной православной христианкой, привила мне любовь к своему предмету. В единственном тогда в Ярославле действующем храме я встретил ревностных пастырей, память о которых сохранил на всю жизнь.

Не могу забыть и того, как однажды увидел проходивших мимо нашего дома двух монахов, один из которых был иеродиакон Никодим (Ротов, будущий митрополит), впоследствии оказавший всестороннее влияние на формирование моего мировоззрения и на избрание духовного пути.

— Ваша жизнь на протяжении десятилетий была связана с митрополитом Никодимом: он постригал вас в монашество, возводил в сан архимандрита, возглавлял вашу архиерейскую хиротонию. Что вспоминаете вы об этом человеке и что из его наследия актуально сегодня, спустя сорок лет после его кончины?

Митрополит Никодим (Ротов)

— Владыка Никодим был человеком, преданным Церкви, которой он посвятил всю свою жизнь.

Его отличало коренящееся в глубокой вере дерзновение в осуществлении своего служения на самых разных направлениях, будь то научная деятельность, гимнотворчество, участие в богословских дискуссиях, в том числе и с инославными, внутрицерковная кадровая политика или поиск путей выстраивания отношений с властями.

Думаю, что его жизненный опыт должен убеждать современных людей в том, что жизнь в Церкви — это путь подвига, который нужно совершать бесстрашно и с уверенностью в непреложности слов Спасителя о том, что «все возможно верующему» (Мк. 9:23).

— Неся разные церковные послушания с отрочества, вы застали всех Патриархов послевоенного времени — Алексия I, Пимена, Алексия II. Вплоть до нынешнего Предстоятеля Кирилла. Чем, по вашему мнению, отличалось служение каждого из них? Какие перемены происходили в Церкви с приходом каждого нового Предстоятеля?

— Святейший Патриарх Алексий I был хранителем духовных традиций дореволюционного периода в истории Церкви. На период его предстоятельства выпали и сталинское время, и хрущевские гонения. Он, как и его преемник Святейший Патриарх Пимен, знавший не понаслышке, что такое советские застенки, с горечью переживал унижение Церкви и преследование верующих. Пожалуй, в годы правления этих двух Первосвятителей внешние связи Русской Православной Церкви были важнейшим ресурсом, гарантировавшим ее от полного уничтожения со стороны безбожной власти. Святейший Патриарх Алексий II имел счастье стоять во главе нашей Церкви в начале возрождения православия в России. Ныне же мы видим, как при возглавлении Святейшего Патриарха Кирилла православие возвращается в жизнь нашего народа, вновь становясь неотъемлемой ее частью.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) с иподиаконами

Государственные награды

  • Награждён орденом Дружбы народов (1985 год);
  • в 1988 году — Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР;
  • 11 августа 2000 года Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина награжден орденом Почета;
  • 10 апреля 2006 года — орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени;
  • 20 сентября 2010 года награжден Президентом РФ Д. А. Медведевым «Орденом за заслуги перед Отечеством» III степени.
  • Награждён медалями и грамотами Всемирного Совета Мира, Советского Комитета Защиты Мира;
  • почетной медалью и грамотой Советского Фонда Мира;
  • почетной грамотой Президиума Советского комитета солидарности;
  • медалью Советского Комитета солидарности стран Азии и Африки, Российского Палестинского общества при АН СССР;
  • в 1995 году администрацией Московской области награжден почетной грамотой за большой вклад в миротворческую деятельность и духовное возрождение Московской области;
  • медалью «В память 850-летия Москвы»;
  • 22 октября 1999 года удостоен знака отличия «За заслуги перед Московской областью»;
  • в 2000 году удостоен звания почетный гражданин города Подольска и награжден почетным знаком «За заслуги перед городом» высшей степени г. Подольска;
  • в 2002 году присвоено почетное звание «Почетный гражданин Московской области», награждён знаком отличия «За заслуги перед Московской областью»;
  • 19 августа 2002 года присвоено звание «Почетный гражданин города Коломны»;
  • награжден медалью Министерства юстиции «За укрепление уголовно-исполнительной системы»;
  • 4 сентября 2004 года присвоено почетное звание «Почетный гражданин города Дмитрова»;
  • 18 сентября 2004 года присвоено почетное звание «Почетный гражданин Подольского района»;
  • 12 ноября 2004 года за большой личный вклад и активное участие в работе многих общественных организаций митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий был награжден нагрудным знаком МОООП «За содружество»;
  • 21 сентября 2005 года награжден высшей наградой Еврейской автономной области — почетным знаком «За заслуги перед Еврейской автономной областью»;
  • 26 декабря 2005 года губернатор Московской области Б. В. Громов наградил митрополита Ювеналия почетным знаком «За полезное: за большой вклад в развитие духовно-нравственных традиций в связи с 40-летием епископского служения»;
  • 17 июня 2006 года награжден высшей наградой Федерального агентства специального строительства России — Крестом Спецстроя России «За отличие в службе»;
  • 29 мая 2007 года награжден знаком «За заслуги перед Московской областью»;
  • 8 сентября 2007 года — почетный гражданин Ленинского района Московской области;
  • 22 сентября 2010 года — губернатор Московской области Б. В. Громов наградил митрополита Ювеналия орденом Ивана Калиты;
  • 14 ноября 2011 года награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Награды

Награжден орденами Православных Церквей:

  • Александрийской — Святого Апостола и Евангелиста Марка;
  • Антиохийской — Святых Апостолов Петра и Павла;
  • Иерусалимской — Великим Крестом;
  • Русской — святого равноапостольного великого князя Владимира I и II степени, преподобного Сергия Радонежского I степени, преподобного Серафима Саровского I степени, святого благоверного князя Даниила Московского I степени; юбилейной патриаршей грамотой в ознаменование 2000-летия Рождества Христова; в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе награжден Святейшим Патриархом Алексием II орденом свт. Иннокентия Иркутского II степени и юбилейной грамотой, патриаршей грамотой и памятным знаком в ознаменование 700-летия со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского, патриаршей грамотой кафедрального собора Храма Христа Спасителя в ознаменование завершения воссоздания всероссийской святыни; в 2009 году в связи с 50-летием служения в священном сане награжден Святейшим Патриархом Кириллом орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени; в 2014 году награжден Патриаршим знаком «700-летие преподобного Сергия Радонежского»;
  • Грузинской — орденом святой равноапостольной Нины I степени;
  • Болгарской — двумя орденами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени, святого преподобного Иоанна Рыльского;
  • Польской — святой равноапостольной Марии Магдалины;
  • Чехословацкой — орденом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I, II и III степени;
  • Финской — орденом Святого Агнца;
  • Синайской — орденом святой великомученицы Екатерины;
  • Элладской — медалью святого апостола Павла.

Государственные награды

  • Награждён орденом Дружбы народов (1985 год);
  • в 1988 году — Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР;
  • 11 августа 2000 года Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина награжден орденом Почета;
  • 10 апреля 2006 года — орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени;
  • 20 сентября 2010 года награжден Президентом РФ Д. А. Медведевым «Орденом за заслуги перед Отечеством» III степени.
  • Награждён медалями и грамотами Всемирного Совета Мира, Советского Комитета Защиты Мира;
  • почетной медалью и грамотой Советского Фонда Мира;
  • почетной грамотой Президиума Советского комитета солидарности;
  • медалью Советского Комитета солидарности стран Азии и Африки, Российского Палестинского общества при АН СССР;
  • в 1995 году администрацией Московской области награжден почетной грамотой за большой вклад в миротворческую деятельность и духовное возрождение Московской области;
  • медалью «В память 850-летия Москвы»;
  • 22 октября 1999 года удостоен знака отличия «За заслуги перед Московской областью»;
  • в 2000 году удостоен звания почетный гражданин города Подольска и награжден почетным знаком «За заслуги перед городом» высшей степени г. Подольска;
  • в 2002 году присвоено почетное звание «Почетный гражданин Московской области», награждён знаком отличия «За заслуги перед Московской областью»;
  • 19 августа 2002 года присвоено звание «Почетный гражданин города Коломны»;
  • награжден медалью Министерства юстиции «За укрепление уголовно-исполнительной системы»;
  • 4 сентября 2004 года присвоено почетное звание «Почетный гражданин города Дмитрова»;
  • 18 сентября 2004 года присвоено почетное звание «Почетный гражданин Подольского района»;
  • 12 ноября 2004 года за большой личный вклад и активное участие в работе многих общественных организаций митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий был награжден нагрудным знаком МОООП «За содружество»;
  • 21 сентября 2005 года награжден высшей наградой Еврейской автономной области — почетным знаком «За заслуги перед Еврейской автономной областью»;
  • 26 декабря 2005 года губернатор Московской области Б. В. Громов наградил митрополита Ювеналия почетным знаком «За полезное: за большой вклад в развитие духовно-нравственных традиций в связи с 40-летием епископского служения»;
  • 17 июня 2006 года награжден высшей наградой Федерального агентства специального строительства России — Крестом Спецстроя России «За отличие в службе»;
  • 29 мая 2007 года награжден знаком «За заслуги перед Московской областью»;
  • 8 сентября 2007 года — почетный гражданин Ленинского района Московской области;
  • 22 сентября 2010 года — губернатор Московской области Б. В. Громов наградил митрополита Ювеналия орденом Ивана Калиты;
  • 14 ноября 2011 года награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Награды

Церковные:

  • золотой наперсный крест (ко дню Святой Пасхи, 22 апреля 1918)
  • ношение второй панагии «и вне пределов Киевской епархии» (июль 1942)
  • панагия с украшениями (за труды по организации и проведении конференции всех Церквей и религиозных объединений в СССР, 12 мая 1952)

Светские:

  • орден «За оборону Москвы» (за патриотическую деятельность в Москве, в годы войны)
  • орден «Трудового Красного Знамени» (6 августа 1955)

Академические:

  • почётный доктор богословия Богословского Евангелического факультета имени Яна Гуса в Праге (4 февраля 1950)
  • докторская золотая цепь (как внешний знак докторского достоинства, май 1951)
  • доктор богословия Софийской духовной академии (1952)
  • почётный член Ленинградской духовной академии (19 июня 1952)
  • почётный доктор богословия Венгерской Реформатской Церкви (31 октября 1953)
  • доктор богословия Румынской Православной Церкви (1954)

Использованные материалы

  • Страница сайта «Русское Православие»:

  • Веселкина, Татьяна и Анфимова, Мария, «Жизненный путь выдающегося иерарха»:

  • Галкин, А. К., «Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г.,» Вестник Церковной истории, Москва, 2008, №2(10):

  • Цыпин, Владислав, прот., «Православная Церковь на Украине в годы немецкой оккупации (1941-1944)»

  Полный текст указа от 15 июля 1941 г. (определение № 50) с факсимильным воспроизведением скрепляющих его подписей (митр. Сергия и прот. Н. Колчицкого) и печати см.: Правда о религии в России, 112–113. Изложение проповеди митр. Николая в Московском Богоявленском соборе в Елохове 3 августа 1941 помещено в той же книге на с. 105–109.

  У Веселкиной и Анфимовой находим такое описание: «В осажденном городе митрополит страдал вместе с беженцами, и, наконец, сам присоединился к ним, не успев взять с собой ничего, кроме посоха. По пути сапоги его развалились; полубосой, голодный, кое-как добрался до столицы. Переживания оставили свой след: в 49 лет волосы стали как снег…» См. Веселкина, Татьяна и Анфимова, Мария, «Жизненный путь выдающегося иерарха,»

  В документе от 17 апреля года упомянут как «временно управляющий делами Патриархии в Москве». См. Галкин, А. К., «Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г.,» Вестник Церковной истории, Москва, 2008, №2(10),

  Цыпин, Владислав, прот., «Православная Церковь на Украине в годы немецкой оккупации (1941-1944)»

  Галкин, А. К., «Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г.,» Вестник Церковной истории, Москва, 2008, №2(10),

Биография

Родился 22 сентября 1935 года в городе Ярославле в семье служащих.
С 1946 года состоял в числе прислуживающих в алтаре Ярославского кафедрального собора при ярославских архипастырях.
В 1953 году, завершив среднее образование, поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду.
9 октября 1956 года во время обучения в 4-м классе семинарии в академическом храме во имя св. Иоанна Богослова поставлен во чтеца епископом Старорусским Сергием (Голубцовым).
В 1957 году поступил в Ленинградскую духовную академию.
10 октября 1959 года в Иоанно-Богословском храме при Ленинградской духовной академии пострижен в монашество архимандритом Никодимом (Ротовым) с именем Ювеналий, в честь святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского.
4 ноября 1959 года митрополитом Ленинградским и Ладожским Питиримом (Свиридовым) в Князь-Владимирском соборе города Ленинграда рукоположен во иеродиакона.
1 января 1960 года епископом Лужским Алексием (Коноплевым) в Николо-Богоявленском соборе города Ленинграда рукоположен во иеромонаха.
В 1961 году в Патриаршем Богоявленском соборе на праздник Благовещения Святейший Патриарх Алексий I возложил на иеромонаха Ювеналия наперсный крест и набедренник.
7 июля 1962 года за усердное служение Святой Церкви Святейший Патриарх Алексий I наградил иеромонаха Ювеналия саном игумена с возложением креста с украшениями, а 14 июля — правом ношения палицы.
21 февраля 1963 года в Ярославском кафедральном соборе архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым) возведен в сан архимандрита.
25 ноября 1965 года решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандриту Ювеналию определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии, с оставлением в должности заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений.
25 декабря 1965 года в Иоанно-Богословском храме Ленинградской духовной академии состоялось наречение, а 26 декабря в Троицком соборе Александро-Невской лавры — архиерейская хиротония, которую возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, председатель Отдела внешних церковных сношений.
20 марта 1969 года назначен епископом Тульским и Белевским с оставлением в должности заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений.
18 июня 1971 года за усердные труды по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 30 мая — 2 июня 1971 года Святейшим Патриархом Пименом удостоен сана архиепископа.
27 апреля 1972 года Святейшим Патриархом Пименом удостоен сана митрополита.
30 мая 1972 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен председателем Отдела внешних церковных сношений, постоянным членом Священного Синода.
16 апреля 1976 года в связи с празднованием 30-летия Отдела внешних церковных сношений Святейшим Патриархом Пименом удостоен права ношения двух панагий.
11 июня 1977 года назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, постоянным членом Священного Синода.

Всем приходящим в Церковь я хочу сказать: «Радуйтесь!»

— Какое самое трудное решение в своей жизни вам довелось принимать?

— В такой ситуации я находился неоднократно, и это касалось запрещения в священнослужении подведомственного мне духовенства, а в отдельных случаях и лишения священного сана. Всякий раз, исполняясь глубокой скорби, я тщательно взвешивал все «за» и «против», дабы убедиться, что есть основания для принятия неблагоприятного решения.

Хотел бы вспомнить еще об одном, в духовном плане страшном, событии моей жизни. В 1970 г. трагически погиб мой отец, а в 1975 году в результате автокатастрофы скончалась моя мама.

И в какой-то момент у ее гроба меня охватило ужасное состояние противления Богу: «За что?!» И тут же я получил ответ для себя: «Господь освободил тебя от родственных уз, чтобы ты полностью посвятил себя Богу». Для меня это было так убедительно, что подобных испытаний в моей жизни больше не повторялось. И я с еще большей убежденностью продолжал свое архиерейское служение.

— Что бы вы хотели сказать новому поколению священнослужителей и мирян, приходящих в Церковь, с какими главными трудностями, по вашему мнению, им предстоит столкнуться? Чего вы ждете от них?

— Всем приходящим в Церковь я хочу сказать: «Радуйтесь! Вы приблизились к Царству Небесному! Будьте счастливы!»

Митрополит Ювеналий

Предостерегая, посоветую быть смиренными и рассудительными, избегать суемудрия и не уставать учиться, прежде всего назидаться Священным Писанием и учиться у святых отцов Церкви, дабы в тишине и трезвении души стяжать мир и спасение.

Главная трудность, предлежащая и духовенству, и мирянам сегодня, состоит в том, что мiр (это тот мiр, который через i с точкой пишется, чей князь осужден, см.: Ин. 16:11) постоянно будет упрекать их в том, что они несовременны и ретроградны, глупы и смешны. Будут и иные, материальные искушения — властью, славой, богатством, которым должно противопоставить слова Христа, постившегося в пустыне: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лук. 4:4).

Жду же я от наших священнослужителей и мирян того же, что и сейчас очень часто вижу и чем утешаюсь: преданности Святому Православию, жертвенного служения Богу и ближнему на ниве церковной и исполнения в жизни учения Спасителя о любви и милосердии.

Митрополит Ювеналий в минувшие годы являлся:

  • Членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства
  • Членом Советского комитета защиты мира
  • Членом Общественной комиссии Советского Комитета защиты мира по связям с религиозными кругами, выступающими за мир
  • Членом Советского комитета за европейскую безопасность и сотрудничество
  • Членом Совета Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами
  • Членом Президиума Советского комитета солидарности стран Азии и Африки
  • Вице-президентом Общества СССР-США
  • Заместителем председателя Правления Общества СССР-Кипр
  • Вице-президентом Общества дружбы СССР-ФРГ
  • Членом Советского комитета поддержки народов Вьетнама, Лаоса и Кампучии
  • Членом комитета советской общественности по правам человека и международному гуманитарному сотрудничеству
  • Членом Российского Палестинского общества при АН СССР
  • Членом Правления Фонда культуры РСФСР
  • Членом комиссии СССР по делам ЮНЕСКО.

Награды

Награжден орденами Православных Церквей:

  • Александрийской — Святого Апостола и Евангелиста Марка;
  • Антиохийской — Святых Апостолов Петра и Павла;
  • Иерусалимской — Великим Крестом;
  • Русской — святого равноапостольного великого князя Владимира I и II степени, преподобного Сергия Радонежского I степени, преподобного Серафима Саровского I степени, святого благоверного князя Даниила Московского I степени; юбилейной патриаршей грамотой в ознаменование 2000-летия Рождества Христова; в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе награжден Святейшим Патриархом Алексием II орденом свт. Иннокентия Иркутского II степени и юбилейной грамотой, патриаршей грамотой и памятным знаком в ознаменование 700-летия со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского, патриаршей грамотой кафедрального собора Храма Христа Спасителя в ознаменование завершения воссоздания всероссийской святыни; в 2009 году в связи с 50-летием служения в священном сане награжден Святейшим Патриархом Кириллом орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени; в 2014 году награжден Патриаршим знаком «700-летие преподобного Сергия Радонежского»;
  • Грузинской — орденом святой равноапостольной Нины I степени;
  • Болгарской — двумя орденами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени, святого преподобного Иоанна Рыльского;
  • Польской — святой равноапостольной Марии Магдалины;
  • Чехословацкой — орденом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I, II и III степени;
  • Финской — орденом Святого Агнца;
  • Синайской — орденом святой великомученицы Екатерины;
  • Элладской — медалью святого апостола Павла.

Первые шаги

Митрополит Ювеналий рассказал, что любовь к религии привила ему мать. Она была духовной дочерью одного из новомучеников и рассказывала, в каких условиях он находился, когда был в заточении.

Все, что связано с моим детством, я вспоминаю с радостью, и особенно, конечно, хочется вспомнить и поделиться, как я попал в храм Божий и остался в нем до сего дня

митрополит Ювеналий.

Ювеналий (тогда еще Владимир Поярков) в детстве жил в Ярославле. В то время там был всего один действующий храм, причем его разделили на три части. В одной служили обновленцы, представители тогдашнего раскола в Русской церкви, в другом — единоверцы, он и его мать посещали маленькую часовню.

Митрополит рассказал, что решил получить религиозное образование еще в раннем детстве и даже написал письмо архиепископу Ярославскому за разрешением. Но тот призвал дождаться 18-летия, когда можно будет поступать в семинарию. Когда Поярков стал совершеннолетним, архиепископ дал ему характеристику, необходимую для поступления.

«Помню, что именно 22 сентября я вновь приехал в Ленинград и был принят в духовную семинарию. Вот тогда началась моя подготовка к моему священническому служению. <�…> Я пошел к ректору через какое-то время после обучения и говорю: „Вы знаете, что я уже совершеннолетний я имею право на это. Я хотел бы принять сан и принять монашество“», — рассказал митрополит.

Но тогда ректор не поддержал его решение, указав на ранний возраст. В результате Поярков окончил семинарию и только на третьем курсе академии стал монахом.

Ученые степени, звания

  • 4 июня 1961 года Ученым Советом Московской духовной академии присуждена ученая степень кандидата богословия за кандидатское сочинение «Внешние сношения Русской Православной Церкви с 1917 по 1944 годы» по кафедре История Русской Православной Церкви;
  • Почетный член Ленинградской духовной академии (с 9 октября 1973 года);
  • Почетный член Московской духовной академии (с 13 февраля 1974 года);
  • Доктор богословия «Honoris causa» православного богословского факультета в Прешове, Чехословакия (18—20 ноября 1979 года);
  • Профессор Российской международной академии туризма (2010 год).

Назначенные

Главный бенефициар последнего заседания Синода — митрополит Тверской Савва (Михеев) — человек, сформировавшийся как церковный администратор целиком в эпоху патриарха Кирилла. Он стал новым Управделами Патриархии, ему всего 38 лет. Лишь в 2011 году Савва был призван из ярославской глубинки на служение настоятелем московского Новоспасского монастыря, где располагался неформальный штаб парамилитарного движения «Сорок сороков». Был заместителем Варсонофия по управлению делами, а летом прошлого года получил первое назначение на кафедру — в Тверь. Выстраивать карьеру Савве помогал бывший Ярославский митрополит Кирилл (Наконечный), ныне занимающий Екатеринбургскую кафедру.


Троице-Сергиева Лавра. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Новым наместником Троице-Сергиевой лавры также стал «птенец гнезда Кириллова» епископ Парамон (Голубка),  41-летний выходец из Закарпатья. Старт карьеры Парамона, ранее возглавлявшего в Москве Донской монастырь, связывают с его сестрой — монахиней Серафимой, казначеем Архангельской митрополии РПЦ. С 2001 года они вместе с сестрой подвизались в Сахалинской епархии при епископе Данииле (Доровских), позже переехавшем со всем своим «кланом» в Архангельск. В 2012-м Парамон, послужив какое-то время в Капотне, стал наместником Донского монастыря, а в 2015-м — епископом. На место Парамона в Донской монастырь призван из далекого Уржума 35-летний епископ Фома (Демчук), уроженец города Бельцы. Он стал епископом менее двух лет назад и продвигался митрополитом Варсонофием.

Важное Финансово-хозяйственное управление патриархии («потоки») возглавил 42-летний митрополит Вологодский Игнатий (Депутатов), также ставший архиереем уже при Кирилле — в 2011-м. До архиерейства служил в Рязани, а потом стал епископом в Донской митрополии уже упоминавшегося в начале этой статьи митрополита Меркурия (Иванова)

Именно его влиянию на патриарха приписывают эксперты это назначение — то есть Игнатий, скорее всего, будет «альтер-эго» гораздо более мощного аппаратно Меркурия, главы Отдела религиозного образования.

Ну и под занавес, совсем уж второстепенные назначения. Митрополит Симон (Гетя) переезжает из Мурманска в Орел на место отправленного на покой митрополита Антония (Черемисова), за которым тянется шлейф скандалов разного рода. Мурманским же митрополитом стал морской офицер в отставке, человек с довольно неоднозначной биографией, отражающей, впрочем, «ценности» кирилловской эпохи в РПЦ, Митрофан (Баданин). Архимандрит Савва (Тутунов), выписанный Кириллом специально из Парижа, чтобы быть замом Управделами Патриархии, станет епископом Зеленоградским, сохранив свой прежний пост. На нем лежит основная неблагодарная работа по инспектированию епархий и разбору жалоб на архиереев.

Общая тенденция новых назначений — омоложение административного аппарата патриархии и усиление монолитности «кирилловской команды», от которой отсекаются иерархи, доставшиеся в наследство от Алексия II и даже от Пимена.

МОНИТОРИНГ СМИ: С Ювеналием и Кириллом расклад такой… Версия Дмитрия Свердлова

Нет ни коварства, и вероломства. Вопрос церковного менеджмента и денег.

Денег в церкви все меньше и меньше. В том числе и из-за пандемии. Московская область — вторая по деньгам епархия после Москвы. Епископы митрополии платят деньги напрямую в Москву, Москва с ними решает вопросы напрямую, власть митрополита (за редчайшим исключением) номинальна.

Договоренностей о том, что Ю занимает кафедру до своей смерти, не было. И обещаний тоже. Была надежда. С Кириллом по таким вопросам не договариваются. Он абсолютный самодержец в церкви. Нынешний Ю переезжает в статус одной пятой от себя прежнего (митрополия поделена на 5 частей, за ним в непосредственном подчинении оставлена одна).

Да, отдельное удовольствие для Кирилла (предполагаю) — победить в конкурентной борьбе за право быть самым успешным учеником митрополита Никодима Ротова — отнять у Ю деньги — реальную власть — твердую валюту церковной жизни. Но причиненное унижение — не самоцель, побочка.

В церкви «устроиться» невозможно. Любого, кто плотно интегрирован в церковную систему, ждет неминуемый крах. Во всяком случае во «внешних», «мирских» вопросах: карьера, статус, доходы. В этом Русская церковь совершенно евангелична и апостолична. «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас». Архиерейство — не гарантия от краха ни разу.

РПЦ текущим патриархом обязана двум лицам: Кураеву и Ювеналию. Даже активность в возведении патриарха на престол — не гарантия. И дело не в особенностях Кирилла. Так устроена церковная жизнь.

По уставу РПЦ епископ на пенсии обязан жить в определенном ему монастыре (прощайте особняки на Лазурном берегу). Любопытно, куда определят Ю. — в глушь, или в хорошее место, приставят ли к нему надзирателя, как было с Минским Филаретом, у которого (говорят) отняли мобильный телефон, и даже частную встречу (говорят) он не мог провести вне присутствия «секретаря» — специального священника-соглядатая от нового митрополита.

И вот еще что будет. Стандартный сценарий: церковное сознание епископа-пенсионера переводит в статус старца и мученика. так, например, с Алексеем 2 было. Конечно, новые московские менеджеры по беспредельности с никаким церковным чиновником старой закалки не сравнятся, но все же беспощадность Ювеналия с хорошо знает Московская областная епархия.

И последний пассаж н- е про личное. Со мной как раз обошлось все вполне травоядно. Я до сих пор за штатом и под запретом, а могли бы и лишить сана. Но сейчас лишат, да. Но я как раз готов )

БЛОГ ДМИТРИЯ СВЕРДЛОВА, 16 апреля 2021 г.

Опубликовано: 16.04.2021 в 14:30

Рубрики: Главные новости, Лента новостей, Мониторинг СМИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector