Богослужебный устав

I. Общие положения

1. Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.

2. Входящие в Русскую Православную Церковь Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, Духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья (далее по тексту Устава именуемые «канонические подразделения») канонически составляют Московский Патриархат.

«Московский Патриархат» — другое официальное наименование Русской Православной Церкви.

3. Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.

4. Русская Православная Церковь при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов осуществляет свою деятельность на основе:

а) Священного Писания и Священного Предания;

б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов;

в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси;

г) настоящего Устава.

5. Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация.

Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как централизованные или местные религиозные организации.

Канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории иных государств, могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в соответствии с существующими в каждой стране законами.

6. Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления.

7. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

8. В Русской Православной Церкви действует церковный суд в трех инстанциях:

а) епархиальный суд;

б) общецерковный суд;

в) суд Архиерейского Собора.

9. Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность.

10. Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности и не предоставляют свои помещения для проведения политических мероприятий.

Значение Устава Ярослава

Основное значение Устава состоит в разграничении церковной и светской судебной юрисдикции, а также выделение в составе церковного суда дел, решаемых совместно представителями обеих властей. По мнению В. О. Ключевского церковный суд, описанный в Уставе углубил понятие о преступлении и расширил понятие о вменяемости. Также законодатель, руководимый христианскими ценностями, поставив перед судом цель исправления преступника — он не ограничивается только пресечением правонарушения, но пытается предупредить его, действуя на волю правонарушителя. Устав, удерживая денежные взыскания, назначает за некоторые деяния ещё нравственно-исправительные наказания: епитимию и арест при церковном доме, соединявшийся, вероятно, с принудительной работой на церковь.

Список литературы

  1. wikipedia
  2. Бенешевич В. Н. Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно русской церкви до эпохи Петра Великого. — Пг., 1915. — С. 78.
  3. Павлов А. С. «Курс церковного права (1900—1902 гг)». СПб., 2002
  4. Цыпин Владислав, протоиерей. «Церковное право» (гл. 14)

Типикон состоит из двух разделов

Типикон делят на 2 раздела по 60 глав. Первый раздел делится на 3 части:

  1. Главы 1-46. В этой части записаны общие указания о богослужениях и священнодействиях.
  2. Главы 47-51. Здесь содержатся указания о знамениях праздников и о порядке совершения богослужения по Минее месячной. 48-я глава – Месяцеслов – самая большая во всем Типиконе.
  3. Главы с 52-й и до конца. Здесь содержатся дополнения к остальным главам, а также некоторые изменяющиеся молитвословия и песнопения и сведения об их употреблении в службах.

Второй раздел делится на:

  1. Храмовые главы, 1-58. Здесь указано, как совершать богослужение в храмовые праздники.
  2. Припевы на 9 Песней Священного Писания – 59 глава.
  3. Пасхалию и Лунник – таблицу с фазами Луны – 60 глава.

Наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание

1.1 Наименование религиозной организации — «Русская Православная старообрядческая Церковь».
1.2 Русская Православная старообрядческая Церковь, именуемая в дальнейшем «Церковь», является централизованной религиозной организацией, объединяющей общины и другие религиозные организации и группы православных христиан-старообрядцев в целях совместного исповедания и распространения веры.
1.3 Вероисповедание — Православие.
1.4 Основами вероучения Церкви являются Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) и Священное Предание (учение Святых апостолов, Святых вселенских и поместных соборов, Святых отцов).
1.5 Церковь действует в соответствии с каноническими правилами, изложенными в книге Кормчей (Номоканоне), постановлениями Поместных соборов Русской Православной Церкви, принятыми до церковной реформы XVII века, постановлениями соборов Русской Православной старообрядческой Церкви, принятыми после церковной реформы XVII века и настоящим Уставом. Церковь действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными нормами международного права, Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и другими действующими актами РФ и субъектов РФ.
1.6 Церковь может входить в международные религиозные объединения, программа деятельности которых не противоречит целям и задачам Церкви.
1.7 Церковь после государственной регистрации является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием и символикой, может открывать рублевые и валютные счета в банках и их учреждениях, вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права и иметь обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Церковь обладает и другими правами, предусмотренными действующим законодательством в отношении юридических лиц.
1.8 Церковь несет ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ей имущества. На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензии кредиторов. Церковь не отвечает по обязательствам входящих в нее религиозных объединений; религиозные объединения, входящие в Церковь, не отвечают по обязательствам Церкви.
1.9 Сфера территориальной деятельности Церкви — Российская Федерация. В состав Церкви могут входить религиозные объединения, находящиеся вне территории РФ, в соответствии с законодательством страны нахождения.
1.10 Место нахождения руководящих органов — г. Москва.

«Приход»

Всё содержание УП оторвано от
христианских корней, как и его основы: «Приход является
добровольным объединением совершеннолетних граждан РФ, в
целях совместного исповедания и распространения
православной веры
» (УП, ст.1.1). Каноническое
определение прихода даёт Священный Собор 1918 г: «общество
православных христиан, состоящее из клира и мирян,
объединённых на определённой местности при храме под
каноническим управлением архиерея под руководством
поставленного им священника-настоятеля» (Приходской
Устав 1918г. 1,1). 

Исключив «клир и мирян, составляющих
Евхаристическое собрание христиан», УП определил задачу
приходской жизни, как «реализацию прав граждан» (ст.
3.1). Богослужение и Таинства представлены средством
осуществления правовой задачи. Христианская община из
клира и мирян подменена объединением граждан,
исповедующих православие в качестве признака
национальной самоидентификации. Отмена евхаристической
общины ведёт к увяданию литургической жизни.

Народ Божий лишён, во-первых,
екклезиологического статуса «христиан», основанного на
таинстве Крещения. Во-вторых, литургического статуса «клириков»
и «мирян». «Царственное священство» (1 Петр.2,9)
заменило понятие «граждан РФ», лишённое церковного
смысла. Границы церкви разрушены, народ Божий удалён из
канонического пространства и растворён в гражданском
обществе. 

Народ безмолвствует, но дышит. Как
избавиться от лишнего балласта? Это и есть болевая точка
РПЦ. Народ лишён имени христиан, права и места в
храмовой жизни, отстранён от участия в самоуправлении.
Верующие стали «чужими» в церкви, «мертвыми членами
прихода». Исключённый de jure из прихода, народ
безучастно уходит из жизни Церкви.

Добровольное объединение

УП признаёт местную религиозную
организацию «добровольным объединением граждан РФ»
(ст.1.1), в соответствии с Конституцией РФ, ст.30 и
ФЗ-125, ст. 6.1; ст.8.1; ст.8.6. 

При этом УП предоставляет епископу право
«единоличным решением принимать и исключать членов
Приходского собрания, частично или полностью заменять
его состав по собственному усмотрению» вплоть до полной
«ликвидации прихода» (Устав Прихода ст.5.1; ст.7.3;
ст.12.3). Такое право упраздняет добровольность
объединения и вводит дискриминацию граждан. Объединяться
вправе только те граждане, которым разрешит архиерей?
Право, предоставленное епископу (УП ст.7.3) противоречит
законодательству РФ и ущемляет права граждан. 

Смысл принятых изменений

Устав должен описать каноническим языком
«как должно поступать в доме Божием, который есть
Церковь Бога живого, столп и утверждение истины»
(1Тим.3.15). Язык церковных канонов хранит многовековое
предание, каждый раз по-новому раскрывая образ Церкви в
конкретных исторических условиях. Приход имеет
литургическую природу и являет, подобно иконе,
богочеловеческую сущность Церкви. Канонический идеал
прихода выражает евхаристическая община христиан,
состоящая из клира и мирян под управлением епископа.
Евхаристическое собрание рождается из
екклезиологического лона для осуществления
сотериологической задачи: «Я пришёл не судить мир, но
спасти мир» (Ин.12,47). 

Верую…во единую, святую, соборную и
апостольскую Церковь. Из апостольства Церкви, согретое
Духом Святым, вырастает соборное единство, основанное на
любви и свободе. 

«Огонь пришёл Я воврещи на землю, и как
хотел бы, чтобы он возгорелся»! Огонь преображённой
жизни во Христе гасит бюрократическая структура, стирая
личное начало и замешивая, как зёрна, в общую кашу. 

Закон ФЗ -125 сформировал условия,
допускающие создание литургической общины, но в горниле
РПЦ МП выплавилась структура, не отражающая канонический
уклад. Какие основания считать этот Устав христианским?
Устав не знает слов: «Бог» и «человек»; «христианин» и
«спасение»; «благодать» и «свобода»; «любовь» и
«личность»… Этих слов нет в документе, изложившим
канцелярским языком задачи, не имеющие богословского и
канонического смысла.

Из «добровольного объединения граждан»
УП организовал новую форму прихода на неканонической
основе. Такой приход имитирует общину, лишённую прав,
голоса и собственности, управляемую вертикалью власти на
принципах насилия, корысти и страха. Евхаристическая
община не живёт на таких принципах. УП описывает
безличную структуру, в которой человека заменили функции
и должности.

Добровольное объединение отменено.
Епископ объединяет своей волей… кого захочет.
Учредительство местной религиозной организации передано
епископу. Самоуправление прихода заменено
непосредственным правлением епископа. Имущество прихода
отдано в собственность РПЦ и управление епископу. 

Формально приход сохраняет юридическое
лицо, но лишён прав юридического лица. Обжалование
архиерейских злоупотреблений запрещено Уставом и
практически невозможно.

Возглавление прихода архиереем
направляет все денежные потоки в одно епархиальное
русло. Распределение благ сосредоточено в руках
епископа. УП воплотил идеи Рэя Бредбери из книги «451 по
Фаренгейту».

«Добровольное объединение граждан»,
подменено насилием над личной свободой и никого не
объединяет. Община расколота, её члены разъединены. В
парализованном теле прихода жизнь теплится не благодаря,
а вопреки наручникам устава, сковавшим приход. Паралич
прихода ещё не смерть. Это путь к смерти.

Принятие такого Устава Прихода разрушает
догмат о Церкви и ведёт к церковным катаклизмам, которые
не заставят себя долго ждать. Устав разрушает не только
догмат о Церкви. Принцип архиерейского произвола и
насилия, положенный в основу Устава, отвергает общение с
народом Божиим, построенное на евангельской любви.
Созидая Приход на чуждых Евангелию принципах, Устав
разрушает Церковь. «Кто не со Мною, тот против Меня; и
кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12,30).
Созидание, в котором не участвует Бог, не состоится:
«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся
строящие его» (Пс. 126,1). «Дом упал, и было падение его
великое» (Мф. 7,27).

Павел Адельгейм, протоиерей

Живой журнал — 09.11.2011.

История принятия устава

В период непосредственного подчинения Константинопольскому Патриархату, до обретения автокефалии, Русская православная церковь руководствовалась в своей деятельности грамотами Вселенских Патриархов и посланиями князей с митрополитами. Однако русская церковь имела и собственные органы правотворческого характера, а именно, Соборы. Ввиду того что территория Руси географически находилась далеко от Константинополя, то большая часть уставных документов РПЦ того времени издавалась княжеской властью.

В годы порабощения Золотой Ордой жизнь церкви регламентировалась указами хана. Интересно то, что полномочия священнослужителей только расширялись — церковников избавляли от податей и вверяли им вести судебные дела в отношении мирян.

С той поры, когда Русская православная церковь обрела автокефалию, ее правовыми ориентирами оставались по-прежнему решения Вселенских соборов, княжеские грамоты, Номоканон, уставы Владимира и Ярослава Мудрого. В роли законодательного органа выступал Поместный собор.

Важно! Историческое значение имел Собор, созванный в 1551 году при царе Иване Грозном. В результате заседания священнослужителей был принят «Стоглав», который привел в систему все имеющиеся нормы церковного права

В 1667 году состоялся Большой Поместетный собор. В это время правил царь Алексей Михайлович. В рамках этого собрания отменили многие постановления предыдущего собора. Произошел знаменитый Никоновский раскол. Взаимоотношения государственной и церковной власти истолковывались следующим образом: царь ведает делами государственными, а патриарх — церковными. Принятые постановления вошли в собрание законов Российской империи, как действующие законы в составе «Духовного регламента». Появление этого документа ознаменовало начало Синодального периода.


Собор установил положения об отличиях в церковных званиях

До наших дней дошли не только соборные постановления, но грамоты от архиереев, послания и поучения архипастырей. Частично эти документы были включены в «Полное собрание законов Российской Империи» 1830 года и не утрачивали свою силу вплоть до XIX века.

В начале XVIII столетия патриарший строй РПЦ сменился новым, синодальным. Император Петр І воспретил избирать нового патриарха после кончины Адриана. Вместо этого учредили Духовную Коллегию с императором во главе, а позже ее переименовали в Святейший Синод. Основой синодального церковного строя той эпохи стал «Духовный регламент», принятый и утвержденный царем в 1720 году. Этот правовой документ обосновывал преимущества новой формы церковного управления и описывал круг задач, который надлежит решать Синоду.

Впоследствии стала очевидна несостоятельность и неканоничность коллегиального устройства. Народные массы публично обсуждали этот вопрос и надеялись на созыв нового Поместного собора, который бы вернул патриаршество. Но по воле царя этот процесс затягивался и откладывался. В итоге Собор состоялся только после отречения монарха от престола, в преддверии самых сложных времен для православия.

В 1917-18 г. Были приняты новые постановления, вернувшие прежнюю форму правления во главе с Патриархом Всея Руси. В дальнейшем решениями еще двух Соборов менялся Устав, расширялись и сужались полномочия отдельных управляющих органов церковной власти. В 1988 году назрела необходимость нового пересмотра имеющегося регламента. Поместный собор, проведенный в тысячелетний юбилей крещения Руси, принял Устав Русской православной церкви, подробно излагающий порядок правления в епархиях и приходах, регламентирующий все стороны церковной жизни. Этот документ стал основой на последующие 12 лет.

Основные положения устава

Из последних принятых уставов Русская православная церковь руководствуется документом, принятым на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Редакция последнего устава претерпевала некоторые изменения и в последующие годы. Так, правки вносились в 2008, 2011, 2013, 2021, 2021 годах.


Церковный устав — правила, которые регулируют деятельность церкви

Положения устава регламентируют разные стороны деятельности Церкви:

  • Как Автокефальная Поместная Церковь, Православная Русская Церковь поддерживает связь с другими Поместными Церквами той же конфессии и находится с ними в вероучительном единстве.
  • Также устав определяет процедуру созыва Архиерейского и Поместного соборов, их полномочия и обязанности.
  • Деятельность Патриарха — это предмет обсуждения в отдельной главе устава.
  • Кроме того, документ включает информацию о деятельности Священного синода, синодальных учреждений и Московской патриархии, регламентирует работу церковного суда.
  • Данное постановление утверждает порядок формирования и последующей деятельности новых самоуправляемых церквей, находящихся в ведении Московского Патриархата.
  • В уставе перечисляются все существующие на данный момент церкви.
  • Развернуто рассматриваются вопросы деятельности Экзархатов, Митрополичих округов, подчиняющихся Московскому Патриархату.
  • В рамках устава закреплены положения, определяющие правила ведения деятельности епархиями, благочиниями, организациями РПЦ за границей.
  • Устав выполняет регулирующую роль в вопросах создания и функционирования монастырей, просветительских учреждений церкви и прочих моментах, касающихся всех аспектов жизнедеятельности подобных организаций.

Важно! В 2013 году, на основании внесенных Межсоборным присутствием предложений, Освященный Архиерейский Собор принял новую редакцию Устава РПЦ. Были внесены изменения относительно существующих полномочий Поместного и Архиерейского Соборов, правил избрания Патриарха и состава Поместного собора

Читайте о деятельности Церкви:

  • Зачем православным так много храмов
  • Платит ли Церковь налоги
  • Зачем и на что Церковь собирает деньги

Параллельно уставам для монахов существовали уставы для мирян

Богослужебная практика в монастырях отличалась от богослужебной практики в приходских церквях. Ни приходские священники, ни прихожане не могли исполнять строгие монастырские уставы.

История мирских уставов известна плохо. До нас дошел только константинопольский Устав Великой церкви.


Известный нам мирской устав был составлен при главной церкви Византийской империи – Соборе Святой Софии. Поэтому устав получил название Устава Великой церкви

В уставе нет дисциплинарной части, а богослужения отличаются особой торжественностью, пение в них преобладало над чтением.

Основой богослужения были синапти – общие молитвы клира и мирян.

Устав Великой церкви исчез вместе с Византией, другие мирские уставы заменились Иерусалимским.

Создать новый мирской устав попытался протопсалт Константин в 1838 г. Он создал Типикон Великой Церкви Христовой. В качестве основы он взял все тот же Иерусалимский устав.

Протопсалт – главный певчий.

В 1888 г. протопсалт Георгий Виолакис переработал типикон Константина. Новый типикон получил название Типикон Виолакиса и используется сейчас в Болгарии и, частично, в Греции.

«Прихожане»

Важным противоречием приходской жизни
РПЦ МП является антиканоническое ограничение числа
членов Приходского собрания 10 лицами. Тем самым, УП
разделил верующих и расколол приход — сотни верующих не
признаны членами Прихода, необоснованно лишены
канонического статуса и прав.

Приходской Устав 1917 гласит: «Право
участия в Приходском собрании с решающим голосом имеют
все члены причта и прихожане обоего пола, достигшие
25-летнего возраста и занесённые в приходскую книгу» (Гл.
4, ст. 44). 

Устав 10.10.2009 г. ограничивает
Приходское собрание десятью членами: «В состав
Приходского собрания входят штатные священнослужители
Прихода… а также совершеннолетние граждане. Общее
количество членов Приходского собрания не может быть
менее десяти» (ст.7,1).

При этом, ранее по церковной традиции
все прихожане заносились в Приходскую книгу и
участвовали в Приходском собрании. Вписываясь в
Приходскую книгу, христианин получал статус «прихожанина»,
упразднённый Уставом. 

Сейчас приходы РПЦ не фиксируют прихожан.
Устав предлагает гражданам приносить пожертвования и
содержать храм, не признавая их членами прихода. Смысл «Приходского
собрания» искажён: он означает не общину, а «орган
управления». 

Этот лукавый минимум во всех приходах
РПЦ МП по сути ограничивает максимум Приходского
собрания и создаёт раскол прихода: десяток членов
Приходского собрания противостоит сотням и тысячам
бесправных прихожан, лишённых статуса и голоса. Таким
образом, часть прихожан лишь имитирует общину, составив
фиксированное «объединение граждан РФ» из 10 человек.
Получается, что только они, создавшие неканонические
образование, допущены к самоуправлению и называются «Приходским
собранием».

Более того, члены собрания принимаются и
увольняются по личному заявлению или решением епископа
(УП, 7,3). Если раньше сохранялась добровольность, что
сейчас состав объединения определяет воля постороннего
лица. 

Каждый христианин обязан принадлежать
конкретному Приходу. Исключение верующих из членов
Прихода является актом извержения из Церкви. Пребывание
в храме, участие в молитвах и таинствах противоречит
неканоническому положению членов Церкви, необоснованно
лишённых статуса и голоса в Приходе. Устав Прихода РПЦ
МП формирует бесправие всей массы верующих граждан РФ.

Легитимный произвол

Церковь допускает перемещение епископов
и клириков по личному прошению и по суду. Поместный
Собор 1918 г. определил: «Члены причта могут быть
перемещаемы и увольняемы от своих мест только по суду
или по собственному желанию» (Приходской Устав, гл.3,
ст.16). 

В 1927г. началась волна перемещений
епископов и клириков. Устав РПЦ 1988 г впервые закрепил
порочную практику: «Члены причта могут быть перемещаемы
и увольняемы от своих мест епархиальным архиереем по
прошению, по суду или по церковной целесообразности»
(Устав РПЦ 1988г. 8, ст.16). 

Принцип «целесообразности» повторяют все
последующие Уставы РПЦ, маскируя произвол и не
каноничную мотивацию. Апостольские правила, Антиох.21 и
1 Вселенский собор запрещают такую практику: «По причине
многих церковных смятений и происходящих неустройств,
решено совершенно прекратить обычай, вопреки
апостольскому правилу обретшийся в некоторых местах:
дабы из града во град не переходили ни епископ, ни
пресвитер, ни диакон. Аще же кто по сем определении
святого и великого собора, таковое что либо предпримет,
или допустит сделать с собой таковое дело: распоряжение
да будет совершенно недействительно, и перешедший да
будет возвращён в церковь, к которой рукоположен в
епископа, пресвитера или диакона» (Перв.15). 

Перемещение и увольнение «по
целесообразности» закабаляет клириков крепостной
зависимостью от епископа. Служение священника оставлено
вне закона, трудовые права не защищены. Приём на службу
не оформлен. Размер оплаты и условия труда не
определены.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector