Наперсный крест
Содержание:
- 1.
- Формы
- Какое значение играет цвет облачения священнослужителя?
- Зачем носить крестик
- Обычаи и традиции староверов
- Использованные материалы
- Для чего нужны были голубцы
- Иконография
- Установление права ношения крестов белыми священниками
- Отличие православного креста от католического
- Внебогослужебное облачение
- Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню
- Формы креста
- Восточно-католическая и православная практика
- Миф № 4. Несколько крестов — лучше, чем один.
- Для всех священников
1.
Отец Сергий находился на грани уныния. Он сидел в своем стареньком «опельке» в семь часов вечера, специально заехав на пустынную городскую улицу, граничащую с парком, чтобы помолиться и немного придти в себя. Евангелие, Псалтирь и молитвослов стопочкой лежали на боковом переднем сиденье. Батюшка уже давно облюбовал это место. Здесь редко ходили прохожие, еще реже ездили автомобили. Зато висели мощные фонари на столбах, в свете которых можно было спокойно читать даже глубоким осенним вечером. К тому же фонари дивно подсвечивали полыхающие золотом старые платаны, которые казались то ли необычными яркими свечами, то ли колоннами в дивном Божьем храме.
В тишине и одиночестве отец Сергий мог расслабиться и помолиться…
В лобовое стекло начал моросить мелкий дождь. Капли серебряными звездами, подсвеченные фонарями, ложились на лобовое стекло, создавая миниатюрные причудливые галактики.
Перед чтением молитв батюшка откинулся на спинку сиденья и задумался. Настроение у него было, прямо скажем, не очень. Он сильно устал, причем усталость приобретала какие-то хронические формы. Ему удалось сжиться с ней и привыкнуть к ней как к постоянной старой ноющей ране. Превозмогая боль и слабость, надо было трудиться, жить. Службы, семья, престольный праздник, послушания, люди – все это слилось в какой-то грохочущий поезд, идущий прямо по душе. Священнику казалось, что его засунули в какую-то центрифугу и вращают на самой высокой скорости.
Дни сгорали как свечи, ночей было мало для сна. Из дома он уходил в полседьмого утра, приходил в десять-одиннадцать вечера.
Но даже не это исподволь грызло его. Сегодня отец Сергий был в больнице. У него обнаружили тахикардию, повышенное давление и сахарный диабет. Врач сказал, что если не лечиться, то прожить можно максимум до пятидесяти пяти. А ему уже было сорок пять. Угроза надвигающегося конца, диагностированная квалифицированным специалистом, пугала. Пугали даже не боль и не страдания физические. Пугало что-то, чего он так и не уловил, и не понял, не осознал, не соединил в себе со Христом. Впереди в духовной невообразимой вышине его ждал Страшный суд. И его пугала эта встреча со Спасителем
Устрашало именно то, что он что-то очень важное в этой длинной дороге к Богу не понял, не сумел осознать, что его мозаика не сложится в целостную картину. И вот это чувство сильно тревожило, разъедало нервы и, как факт, рождало уныние.Отец Сергий не имел ответа на вопросы
Он вздохнул и потянулся за молитвословом.
Формы
Известны и всегда использовались христианами разные формы креста:
- Т (тау), или т.н. египетский крест (анх).
- Форма якоря – как символ устремления к желаемой гавани – Вечной Жизни.
- Монограммный – соединение первых букв имени Иисуса Христа – I и X. Эта форма развита в монограмму Константина с соединением I и Р – тот крест, который видел он на небе со словами «сим побеждай!». Буква Р означает «Царь», по-римски «Rex». Вид этой монограммы разнообразился введением центральной буквы в виде посоха – т.н. пастырский, или изменения ее в трезубец, как орудие рыбака-апостола – «ловца человеков».
- «Виноградная лоза» — расцветающий крест «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин.15:5).
- Крест греческий четырехконечный, т.н. «корсунчик».
- Крест-накупольник с полумесяцем.
Форма с полумесяцем смущает некоторых, почему, мол, православный символ расположен над символом ислама. Но здесь нет связи с исламом. Полумесяц здесь превращает крест в якорь – символ надежды, о чем уже говорилось или может быть представлен так: спасение – Крест Иисуса исходит от
Христос есть Солнце Правды, растворяющий нашу ночь и побеждающий темноту греха и невежества. Первоначально Крест был просто крестом, без Распятия, которое стало распространяться в церквях только с VII века. Первые известные формы креста были четырехконечными, отличающимися только по пропорции:
- обе поперечины одинаковые — «латинский»,
- вертикальная длинней горизонтальной — «греческий».
О четырехконечном Голгофском Кресте свидетельствуют святой Ириней Лионский(†202 г.) и блаженный Августин (†430г.).
Многообразие форм Креста Церковью допускалось, святые считали, что благодатная сила Креста не зависит от формы, только от нашей веры.
Однако в разных Церквях усвоены и традиционно используются свои формы. Русский православный крест это шести — или восьмиконечная форма креста. Восьмиконечный – распятие с подножием и дополнительной верхней планкой – табличкой, установленной Пилатом с указанием вины:
Написано это было для всех — по-еврейски, по-гречески, по-римски. Таким образом, на верхней планке православного креста изображаются буквы: «IHЦI» — «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».
Православная восьмиконечная форма Креста сохраняет историческую точность. Кроме того, эта форма явилась вероучительной: нижняя перекладина – подножие — изображается скошенным, один конец выше другого, как символ того, что один распятый рядом с Иисусом разбойник, искренне раскаявшийся и просивший о милости Христа, был спасен, а другой, хуливший Его погиб.
Какое значение играет цвет облачения священнослужителя?
По цвету одеяния священнослужителя можно говорить о различных праздниках, событиях или днях памяти. Если священник облачен в золотой цвет, то это означает, что богослужение проходит в день памяти пророка или апостола. Также могут почитаться благочестивые цари или князья. На Лазареву субботу священник также должен облачаться в золотой или белый цвет. В золотой ризе можно увидеть служителя на воскресном богослужении.
Белый цвет – символ божественности. Одеяния белого цвета принято надевать на такие праздники, как Рождество Христово, Сретение, Вознесение Господне, Преображение, а также в начале богослужения на Пасху. Белый цвет — это свет, исходящий от гроба Спасителя при Воскрешении.
В белую ризу священник облачается, когда проводит таинство крещения и венчания. Во время обряда посвящения в сан также надеваются белые одеяния.
Голубой цвет символизирует чистоту и непорочность. Одежду этого цвета надевают во время праздников, посвященных Пресвятой Богородице, а также в дни почитания икон Божьей матери.
Митрополиты также носят мантии голубого цвета.
В крестопоклонную неделю Великого поста и на праздник Воздвижения Великого Креста священнослужители облачаются в рясу фиолетового или темно-красного цвета. Епископы также надевают фиолетовые головные уборы. Красный цвет ознаменовывает почитание памяти мучеников. Во время богослужения, проводимого на Пасху, священники также облачены в красные одеяния. В дни памяти мучеников этот цвет символизирует их кровь.
Зеленый символизирует вечную жизнь. В зеленые одеяния облачаются служители в дни памяти различных подвижников. Такого же цвета мантии у патриархов.
Темные цвета (темно-синий, темно-красный, темно-зеленый, черный) в основном используются в дни скорби и покаяний. Также в темных одеяниях принято ходить в период Великого поста. В праздничные дни во время поста могут использоваться одеяния, украшенные цветной отделкой.
Зачем носить крестик
Личный нательный крестик даётся православному христианину в Таинстве Крещения. Именно в этом священнодействии человек избавляется от власти греха, становится христианином, членом Церкви. Святитель Григорий Богослов учит:
Связь креста и Крещения кроется не в созвучии этих слов. В буквальном смысле данное Таинство не связано с главным символом христианства. Их связь является духовной, смысловой.
Обязательно ли носить крестик на шее крещёным? Он даётся для постоянного ношения, поскольку служит свидетельством веры крещаемого, его преданности Господу. Это священное напоминание об Искупительной Жертве Христа. Без Нее не было бы возможным духовное очищение, о котором говорит Григорий Богослов.
Крестик также является нашим личным оружием против злых сил. Бесы – сознательные отступники и враги Бога. Поэтому они не могут вынести благодати символа содружества человека и Творца. Протоиерей Игорь Фомин отмечает:
Священники предостерегают от кощунственного отношения к нательному крестику. Это святыня, а не модный аксессуар. И не магический амулет, призванный автоматически помогать каждому, кто его наденет. Крестик не послужит во благо человеку, в котором нет подлинной веры, покаяния и стремления жить по евангельским заповедям.
Обычаи и традиции староверов
Нынешний уклад жизни староверов практически не отличается от того, которым несколько веков назад пользовались их деды и прадеды. В таких семьях чтят историю и традиции, переходящие из поколения с поколения. Детей учат почитать родителей, воспитывают в строгости и послушании, чтобы в дальнейшем они стали надежной опорой.
С самого раннего возраста сыновей и дочерей приучают к труду, который у староверов в большом почете.
Работать приходится много: староверы стараются не покупать продукты в магазине, поэтому выращивают овощи и фрукты на огородах, в идеальной чистоте содержат скотину, многое для дома делают своими руками.
Они не любят рассказывать о своей жизни посторонним людям, и даже имеют отдельную посуду для тех, кто нагрянет в общину «со стороны».
Чтобы вычистить дом, используют только чистую воду из освященного колодца или источника.
Баню считают нечистым местом, поэтому крестик перед процедурой обязательно снимают, а когда заходят после парной в дом, обязательно умываются чистой водой.
Очень большое внимание староверы уделяют таинству крещения. Окрестить младенца стараются в течение нескольких дней после его рождения
Имя выбирают строго по святцам, причем для мальчика — в течение восьми дней после появления на свет, а для девочки — в диапазоне восьми дней до и после рождения.
Все атрибуты, используемые при крещении, некоторое время держат в проточной воде, чтобы они стали чистыми. Родителей на крестины не допускают. Если мама или папа станут свидетелями обряда, то это плохой знак, который грозит разводом.
Что касается свадебных традиций, то под венец не имеют права идти родственники до восьмого колена и родственники «по кресту». Во вторник и четверг свадьбу не играют. После бракосочетания женщина постоянно носит головной убор шашмуру, появиться без него на людях считается большим грехом.
Траур старообрядцы не носят. По обычаям, тело покойника омывают не родственники, а выбранные общиной люди: мужчину омывает мужчина, женщину — женщина. Тело кладут в деревянный гроб, на дне которого лежит стружка. Вместо крышки — простыня. На поминках покойного не поминают спиртным, а его вещи раздают нуждающимся как милостыню.
Использованные материалы
- «Общая история наперсного креста,» Капков К. Г., Священники — кавалеры Императорского Военного ордена св. Великомученика и Победоносца Георгия , М.: «Летопись», 2012, 120-132:
- — источник использован частично
Воробьев, Михаил, свящ., «О церковных наградах», информационно-аналитический портал Саратовской епархии Православие и современность :
Положение о наградах Русской Православной Церкви. Иерархические награды Русской Православной Церкви , II.3, 5:
Положение о наградах Русской Православной Церкви. Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2021 года.
Для чего нужны были голубцы
Славяне считали, что в могильном голубце душа умершего обретает убежище. Как правило, кресты-голубцы устанавливали не в каком-то определённом месте, бывшем кладбищем. Их ставили вокруг селения, так как считали, что души почивших могут защитить живущих от врагов и нечистой силы. Кроме того, во время установки таких крестов родственники умершего давали своему предку-защитнику обещание следовать его заветам и приумножить честь рода. Получается, что кресты-голубцы были и обетными крестами.
В некоторых селениях голбецы ставили на перекрёстке. Славяне считали, что пересечение дорог является местом, откуда в наш мир могли проникнуть потусторонние силы. А могильный крест должен был от этого уберечь. Устанавливали кресты с прахом покойника и в тех местах, где ощущалось присутствие нечистых сил или там, где люди сталкивались с проявлением потустороннего.
Иконография
Что представляют собой иконы Архангела Михаила? Этот чудотворец в иконописи очень часто рисуется с копьём-тростью в одной руке и особым зерцалом-сферой в другой. Сфера эта была передана Михаилу Господом и является символом предвидения.
Более поздние иконы Архангела Михаила изображают попирающим сатану ногами. Причём триумфатор левой рукой держит финиковую зелёную ветвь, а правой – копьё с белой хоругвью, на которой червлёный крест виден (является символом победы Животворящего креста над сатаной). Очень часто на изображении Михаил в руках держит горящий щит и меч.
В целом, начиная с XII века, образы Святого Михаила предстают в ансамбле Страшного суда. Иконописцы его рисуют суровым ратником с весами, одну чашу которых сатана пытается перевесить. Некоторые Михаила пишут как сопроводителя душ усопших на Страшный суд: он взвешивает греховные и правые дела людей.
Очень интересно разглядывать старинные иконы. Архангел Михаил на них представлен как стражник Сил Небесных, скачущий на жеребце либо убранный в боевую амуницию. Частенько его можно увидеть либо на северных дверях иконостаса, либо среди ангелов на картинах.
А какая икона Архангела Михаила написана лучше всех? Здесь невозможно ответить однозначно, но мы можем о, «Собор блаженного Михаила» и «Явление божественного Михаила Иисусу Навину».
Установление права ношения крестов белыми священниками
Белое, то есть женатое духовенство получило право носить крест наперсный в конце XVIII века. Конечно, разрешили это не всем сразу. Сначала император Павел ввел данный атрибут в качестве одной из церковных наград для священников. Его можно было получить за какие-либо заслуги. Например, особый образец креста был дарован многим священникам в 1814 году в честь победы двумя годами ранее над французским войском. С 1820-го кресты стали также даваться тем священнослужителям, которые проходили свое служение за границей или при императорском дворе. Однако права ношения этого предмета могли и лишить, если духовное лицо прослужило на своем месте менее семи лет. В остальных случаях крест наперсный оставался у иерея навсегда.
Отличие православного креста от католического
С обретением веры предков многие новоиспеченные христиане не знают основных отличий католического креста от православного. Обозначим их:
- На православном кресте всегда больше одной перекладины.
- В католическом восьмиконечном кресте все перекладины параллельны друг другу, а в православном нижняя — косая.
- Лицо Спасителя на православном кресте не выражает мучений.
- Ноги Спасителя на православном кресте сомкнуты, на католическом изображены одна над другой.
Привлекает особое внимание изображение Христа на католическом и православном кресте. На православном мы видим Спасителя, даровавшего человечеству путь к вечной жизни
На католическом кресте изображен мертвый человек, претерпевший страшные мучения.
Если вы будете знать эти отличия, без труда определите принадлежность символа христианского креста к той или иной церкви.
Несмотря на разнообразие форм и символики креста, его сила заключается не в количестве концов или изображенного на них распятия, а в покаянии и вере в спасение. Любой крест несет в себе животворящую силу.
Внебогослужебное облачение
Облачение православного священника можно разделить на повседневное и богослужебное. К повседневной одежде священников можно отнести подрясник, рясу и некоторые головные уборы.
Подрясником называют нижние длинные одежды– у монашествующего священника подрясник имеет чёрный цвет, у белого духовенства он может быть и белым, и чёрным, и синим. Сверху на подрясник обыкновенно надевается ряса (слово греческого происхождения, в переводе означает – «вытертая»).
Рясу носит как белое, так и чёрное духовенство, опять же, выбирая цвет соответственно своему званию. Как правило, ряса имеет несколько вариантов кроя, у неё длинные широкие рукава, застёжки на воротнике и поясе. Кроме этого, монашествующие священники носят мантию — длинную чёрную накидку с застёжкой на вороте.
Ряса и подрясник сейчас являются своеобразными символами отречения от мира и мирской суеты. Изначально же это была обыкновенная будничная одежда бедных монахов, довольно распространенная и традиционная для восточных стран – и по сей день подобный тип одеяний популярен на Ближнем Востоке.
Все богослужения (кроме Литургии) священник совершает в рясе и подряснике, иногда надевая поверх элементы прочих облачений, в соответствии с уставом. Когда же совершается Литургия, то на подрясник вместо рясы надеваются иные богослужебные облачения. К внебогослужебным головным уборам священства относятся скуфья и камилавка.
Скуфья (от греческого «покрывало, шапка») – своеобразная остроконечная шапочка, иногда из бархата. На голове складки скуфьи образуют подобие креста или купола. Скуфья является символом воинского шлема, а священнослужитель или монах, её носящий символизирует собой воина на поле духовной брани.
Камилавка – цилиндрический головной убор монашествующего и белого духовенства. Изначально имела форму, подобную турецкой фески и изготовлялась из верблюжьей шерсти (по-гречески — «камелос»).
Такие уборы носили на Востоке, защищаясь от солнца. Позднее камилавки стали частью одеяния византийских правителей и сановников, а затем – элементом облачения священнослужителей.
В России камилавки вошли в обиход с XVII века. Камилавка, подобно прочим богослужебным головным уборам, является символом тернового венца, который был на Христе в момент распятия. Помимо облачения и головных уборов, обычно поверх рясы священники носят иерейский крест.
Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню
Молитва
Перевод: Да воскреснет Бог, и разсеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.
Формы креста
Установленное распятие имеет глубокий смысл – символ веры, света, вознесения души, ее пребывание в вечности. Когда православный человек умирает, ритуальная атрибутика выбирается с учетом его религии
Важно не просто решить, где будет крест, в ногах или голове, но и узнать, какой формы конструкцию с распятием следует выбирать
Четырехконечный католический
Данный вариант ставился на могилах в период раннего христианства, когда еще не произошел его раскол. Постепенно традицию ставить четырехконечный католический крест переняли католики, протестанты – представители конфессий христианства. Но даже они сегодня редко используют четырехконечную модель. Такой вариант используется, если хоронят человека, не относившегося к конфессиям, но являющегося христианином.
На фото четырёхконечные католические кресты
Шестиконечный православный
Конструкция более сложная – сверху или снизу перекрестия располагается прямая или косая перекладина. Именно она добавляет еще 2 конца, которые способствовали появлению новой формы распятия – шестиконечного. Она является универсальной, используется представителями разных конфессий: православными, католиками.
В Православии каноническим считается шестиконечное распятие
Восьмиконечный старинный православный
Это еще одна разновидность креста, используемого в давние времена, когда еще не произошел раскол христианства. Применялась наряду с четырехконечным. Сегодня ее популярность намного ниже, т. к. считается, что конструкция слишком вычурная. Зачем же тогда использовать такой крест: эта модель может быть поставлена на церковных куполах, ее также устанавливают на могилах истинно верующих.
Старинный восьмиконечный православный крест
Восточно-католическая и православная практика
Архимандрит Русской Православной Церкви Палладий (Кафаров) в золотом наперсном кресте с драгоценностями (1888 г.)
Православный Серебряный наперсный крест
В православной практике наперсный крест носят все епископы , но не обязательно все священники . В греческой традиции наперсный крест дается только конкретным священникам за верное служение; В русской традиции серебряный крест носят все священники. Всякий раз , когда крест надеть, носящую первый использует его , чтобы сделать крестный на себя , а затем целует его и кладет его.
На священническом кресте изображен распятый Христос, будь то в живописной форме в виде иконы или в рельефе . Однако православное распятие отличается от западного типа тем, что сома (тело Христа) имеет не полную трехмерную форму, а рельеф не более чем на три четверти . Он также несет надпись INBI ( Titulus , что Понтий Пилат помещен над головой Иисуса на кресте ) и букву IC XC НИКА около четырех рукавов креста. Православные наперсные кресты почти всегда на цепочках из серебра или золота, иногда с замысловато обработанными звеньями. Священнические кресты часто имеют наверху икону Христа « Сделанный без рук ». Это икона, перед которой православные христиане обычно исповедуют свои грехи. В русской практике на оборотной стороне креста священника обычно начертаны слова апостола Павла, обращенные к святому Тимофею : «Будь примером для верующих в словах и поступках, в любви, в вере и чистоте» (1 Тим. 4: 12).
Православные наперсные кресты награждаются несколькими степенями (особенно в русской традиции):
- Silver Cross присуждается всем священникам их епископу в день их рукоположения . Эта традиция началась с последним царем , Николай II , который награжден серебряным крестом на каждый священник в Российской империи . Даже после падения династии Романовых практика вручения Серебряного Креста русским священникам при их рукоположении продолжается и по сей день. Эта практика помогает отличить священников от дьяконов или монахов , которые все носят один и тот же тип риассы (рясы) и в остальном неотличимы, когда не одеты. Серебряный Крест не покрывается эмалью и не украшается каким-либо образом, кроме гравировки или рельефа. Русские православные священники носят крест не по праву священства, а только с разрешения своего епископа. Один из способов, которым епископ может наказать одного из своих священников, — это запретить ему носить священнический крест.
- Следующая по рейтингу награда — Золотой Крест . Это простой золотой крест, похожий на Серебряный, без эмалирования и других украшений. Золотой Крест носят архиереи , аббаты и аббатисы как знак своей должности и могут быть награждены епископом другим священникам, как женатым, так и монашеским, за выдающееся служение церкви.
- Самый высокий наперсный крест — с украшениями, то есть украшен драгоценными камнями , а иногда и покрыт эмалью, и обычно наверху имеет изображение митры в восточном стиле . Этот тип нагрудного щита также называют «украшенным драгоценностями крестом». Этот тип креста носят епископы , архимандриты и протопресвитеры в знак своей должности, а также могут быть вручены другим священникам. Все епископы имеют право носить наперсный крест с украшениями, хотя большинство просто носит панагию, когда не наделены полномочиями для службы.
При облачении перед совершением Божественной литургии наперсный крест преподносится епископу, который благословит наперсник, перекрестится с ним, поцелует крест и наденет. Между тем протодиакон , размахивая кадилом, произносит следующую молитву:
Священнику может быть предоставлено право ношения второго наперсного креста.
Священник, которому был вручен наперсный крест, обычно носит его постоянно, независимо от того, облачен он или нет.
В российской практике монахиня , не являющаяся настоятельницей, также может быть удостоена чести носить наперсный крест в качестве почетной награды (однако эта награда не вручается монахам , не являющимся священниками).
Миф № 4. Несколько крестов — лучше, чем один.
Часто можно увидеть, что люди надевают на себя и крест, и иконку, и ладанку. На одной руке браслет с иконками, на другой браслет с крестом, на поясе повязка с молитвой… Но это прямое язычество. Человеку кажется, чем больше он на себя чего-то наденет, тем больше у него будет защита. Так думали язычники — чем больше я жертв богам принесу, надену амулетов, тем лучше боги будут меня оберегать.
Православный христианин понимает, что нательного креста вполне достаточно. Не надо его чем-то «усиливать». Как говорит сейчас продвинутая молодёжь, не надо «апгрейдить». Достаточно одного нательного креста. А два, три креста — абсолютно ни к чему. Ведь тогда получается, что человек не верит в силу своего креста.
В первые века христианства крест на груди носили лишь внутри медальона. Это было связано с невозможностью открыто исповедовать свою веру. Нередко вместо креста на внутренней части медальона изображался Агнец. Например святитель Григорий Великий, папа римский, в VI веке послал королеве Ломбардской Феоделинде два плоских медальона с изображением на них распятия для ношения на груди.
Однако в актах VII Вселенского Собора, проходившего в XVIII веке, (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (умер в 303 году), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (умер в 304 году).
О нательном кресте, даваемом младенцам в таинстве Крещения, говорит в IV веке святитель Иоанн Златоуст. Порицая неразумных женщин, возлагавших на крещёных младенцев амулеты, он писал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста».
Кресты всегда было принято христианами носить под одеждой. Поверх неё их надевали только духовные лица или князья.
Для всех священников
В результате кресты, введенные Николаем, стали носить все российские священники, вне зависимости от статуса. К середине XX века был учрежден патриарший наперсный крест. Он являлся высшим знаком, с помощью которого признавали заслуги архимандрита или протоиерея. Вручение производилось в исключительных случаях. Духовный чин мог его получить только за особые заслуги по указу Московского патриарха. При этом не имела значения выслуга лет, а также все предшествующие награды.
Кресты наперсные иерейские в Русской православной церкви полагались женатым священникам после получения ими определенного сана.