Толгская икона божией матери

Где находится Толгская икона Божьей матери

В 1926 году монастырь подвергся нападению со стороны властей. Затем богоборническое управление державой решило осквернить обитель еще и тем, что разместили там колонию для малолетних преступников. Для того, чтобы спасти это божественное изображение было направлено в Ярославский художественный музей.

Со временем прошел период безбожников и монастырь восстановили. В 2003 году чудотворную Толгскую икону вернули в родную обитель.

Существует предание по которому был еще один такой же образ. Написан еще в 13 веке. Ученные делятся на два лагеря по поводу происхождения данного лика. Первые склонны к тому, что она принадлежит ярославскому художнику, а вторые – что она имеет четкие контуры грузинской школы иконописи. На сегодняшний день Святой образ находится в Государственной Третьяковской галереи.

Помимо основной иконы есть еще и списки, которые также почитаются. Они находятся в:

  • ВысокоПетровском монастыре, г.Москва
  • Нежиинском Свято-Введенском женском монастыре, г.Нежин

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Господа Вседержителя, значение и в чем помогает

Молитвы

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Толгская
глас 4
Днесь светло сияет на Толге/ образ Твой, Пречистая Дево Богородице,/ и, яко солнце незаходимое,/ всегда верным подадеся,/ Егоже видев на воздусе,/ невидимо Ангелы, яко никим, держима,/ преосвященный епископ града Ростова Трифон/ тече ко явленному светящемуся столпу огненну,/ и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех./ И мы, к Тебе притекающе, зовем:/ Пресвятая Дево Богородице,/ верно Тя славящих спасай,/ страну нашу, архиереев/ и вся Российския народы от всех бед избавляй/ по велицей Твоей милости.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская
глас 8
Чудное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства.

Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская
глас 8
Странное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление,/ Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Ходатаице вечнаго блаженства.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее Толгская
О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, вышшая Херувимов и Серафимов и святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси, и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земнем, многоскорбнем и многомятежнем, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да, очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на страшнем и нелицеприятнем Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам, безпомощным, и державною рукою Твоею исхити нас из власти лютаго миродержца, ибо воистину много может молитва Твоя пред лицем Господа, и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже, на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним, яко живей Ти сущей с нами, покланяющеся, с упованием благим сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, Емуже, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ина молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее Толгская
Приими, о Всеблагословенная и Всемощная, Пречистая Госпоже Владычице, Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас, недостойных рабов Твоих, к цельбоносному образу Твоему со умилением притекающих, яко Тебе Самей ту сущей, и слышащей моления наша, и подающей с верою просящим по коемуждо прошению исполнение. Скорбящим бо скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши и гибнущия спасаеши, грешных кающихся прощаеши, прокаженных очищаеши, малых детей милуеши, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти врачуеши Ты, Госпоже Владычице Богородице: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице Дево Марие! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и поклоняющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Описание и значение в православии

Особенность лика Богоматери на иконе – печаль и боль, читающиеся во взгляде. Младенец Иисус стоит на коленях матери, ласково обняв за шею и прижавшись к ее щеке. Сама Божья Матерь изображена сидящей на троне в драгоценных одеждах. На заднем плане изображены архангелы Михаил и Гавриил. Грустное умиротворение нисходит на каждого, кто молится перед иконой.

С первоисточника было сделано два списка. На второй иконе «Толгская» Богородица изображена по пояс, Иисус сидит у нее на коленях. Мать и Дитя печально смотрят с иконы на верующих, наполняя сердца скорбью. Третья копия во многом напоминает второй список.

Икона Толгской Божьей Матери – божественный дар, сохраненный на протяжении сотен веков. Чудотворные свойства образа проявились сразу после внесения в церковь: все участвовавшие в строительстве излечились от болезней.

Иконы Толгская (тропарь, кондаки и молитвы)

Тропарь, глас 4:

Днесь све́тло сия́ет на То́лге/ о́бpаз Твой, Пpечи́стая Де́во Богоpо́дице,/ и, я́ко со́лнце незаходи́мое,/ всегда́ ве́pным подаде́ся,/ его́же ви́дев на возду́се,/ неви́димо А́нгелы, я́ко ники́м, деpжи́ма,/ пpеосвяще́нный епи́скоп гpа́да Росто́ва Тpи́фон/ тече́ ко явле́нному светя́щемуся столпу́ о́гненну,/ и по вода́м, я́ко по су́ху, пpе́йде,/ и моля́щеся Ти ве́pно о па́стве и о лю́дех./ И мы, к Тебе́ пpитека́юще, зове́м:/ Пpесвята́я Де́во Богоpо́дице,/ ве́pно Тя сла́вящих спаса́й,/ стpану́ на́шу, аpхиеpе́ев/ и вся Росси́йския наpо́ды от всех бед избавля́й // по вели́цей Твоечй ми́лости.

Кондак, глас 8:

Чу́дное и богоприя́тное светоно́снаго зра́ка Твоего́ явле́ние, Пречи́стая Де́во,/ с ве́рою взира́ющим быва́ет изве́стное ча́яние спасе́ния,/ столпо́м бо о́гненным явля́ющи предста́тельство,/ неусы́пное и те́плое за ны к Бо́гу возсыла́еши моле́ние,/ и́мже страну́ Росси́йскую от вся́ких бед изба́ви, мо́лимся,/ да ра́достными усты́ вопие́м Ти вси́:// ра́дуйся, Предводи́тельнице ве́чнаго блаже́нства.

Ин кондак, глас 8:

Стра́нное и богоприя́тное светоно́снаго зра́ка Твоего́ явле́ние, / Пречи́стая Де́во, / с ве́рою взира́ющим быва́ет изве́стное ча́яние спасе́ния, / столпо́м бо о́гненным явля́ющи предста́тельство, / неусы́пное и те́плое за ны к Бо́гу возсыла́еши моле́ние, / и́мже от вся́ких бед изба́ви, мо́лимся, / да ра́достными усты́ вопие́м Ти вси́: // ра́дуйся, Хода́таице ве́чнаго блаже́нства.

Молитва первая

О Пресвята́я Госпоже́, Де́во Богоро́дице, вы́шшая Херуви́мов и Серафи́мов и святе́йшая всех святы́х! Ты, Всеблага́я, на То́лге ико́ну Твою́ многоцеле́бную блаже́нному святи́телю Три́фону огневи́дно яви́ти благоволи́ла еси́, и е́ю мно́гая и неизрече́нная чудеса́ соде́лала еси́, и ны́не содева́еши, по Твоему́ неизрече́нному к нам милосе́рдию. Тебе́ пред пречи́стым о́бразом Твои́м припа́даем и мо́лимся, Преблагослове́нная ро́да на́шего Засту́пнице: в стра́нствии сем земне́м, многоско́рбнем и многомяте́жнем, не лиши́ нас Твоего́ заступле́ния и покро́ва держа́внаго. Спаси́ и защити́ нас, Влады́чице, от разжже́нных стрел лука́ваго врага́ спасе́ния на́шего. Укрепи́ немощну́ю во́лю на́шу к де́ланию за́поведей Христо́вых, умягчи́ окамене́лая сердца́ на́ша любо́вию к Бо́гу и бли́жним на́шим, да́руй нам сокруше́ние серде́чное и покая́ние и́стинное, да, очи́стившеся от скве́рны грехо́вныя, возмо́жем принести́ Творцу́ благоуго́дныя Ему́ плоды́ до́брых дел и сподо́битися ми́рныя христиа́нския кончи́ны и отве́та пра́ваго на стра́шнем и нелицеприя́тнем Суде́ Его́. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! В час гро́зный сме́ртный наипа́че яви́ нам Твое́ многомо́щное заступле́ние, ускори́ тогда́ на по́мощь к нам, безпо́мощным, и держа́вною руко́ю Твое́ю исхити́ нас из вла́сти лю́таго мироде́ржца, и́бо вои́стину мно́го мо́жет моли́тва Твоя́ пред лице́м Го́спода, и ничто́же невозмо́жно хода́тайству Твоему́, а́ще то́кмо восхо́щеши. Те́мже, на святы́й о́браз Твой умиле́нно взира́юще и пред ним, я́ко живе́й Ти су́щей с на́ми, покланя́ющеся, с упова́нием благи́м са́ми себе́, и друг дру́га, и весь живо́т наш Тебе́ по Бо́зе моли́твенно предае́м и Тя велича́ем с ро́ждшимся от Тебе́ Спаси́телем на́шим, Го́сподом Иису́сом Христо́м, Ему́же, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

Приими́, о Всеблагослове́нная и Всемо́щная, Пречи́стая Госпоже́ Влады́чице, Богоро́дице Де́во, сия́ моли́твы, со слеза́ми Тебе́ ны́не приноси́мыя от нас, недосто́йных рабо́в Твои́х, к цельбоно́сному о́бразу Твоему́ со умиле́нием притека́ющих, я́ко Тебе́ Само́й ту су́щей, и слы́шащей моле́ния на́ша, и подаю́щей с ве́рою прося́щим по коему́ждо проше́нию исполне́ние. Скорбя́щим бо ско́рби облегча́еши, немощны́м здра́вие да́руеши, разсла́бленных и неду́жных исцеля́еши, от бе́сных бе́сы прогоня́еши, оби́димыя от оби́д избавля́еши и ги́бнущия спаса́еши, гре́шных ка́ющихся проща́еши, прокаже́нных очища́еши, ма́лых дете́й ми́луеши, от уз и темни́ц свобожда́еши, и вся́кия многоразли́чныя стра́сти врачу́еши Ты, Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице: вся бо суть возмо́жна хода́тайством Твои́м к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему. О Всепе́тая Ма́ти, Пресвята́я Богоро́дице Де́во Мари́е! Не преста́й моли́тися о нас, недосто́йных рабе́х Твои́х, сла́вящих Тя и почита́ющих, и поклоня́ющихся пречи́стому о́бразу Твоему́, и наде́жду иму́щих невозвра́тну и ве́ру несумне́нну к Тебе́, Присноде́ве Пресла́вней и Непоро́чней, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Назад к списку

Редкие сюжеты

Еще одна особенность ярославской иконописной школы. Например, икона преподобного Сергия Радонежского со сказанием о Мамаевом побоище – это единственная икона, где изображена Куликовская битва. Изображая события Куликовской битвы, для победы в которой Русь объединилась, иконописец наверняка вспоминал недавние события Смуты, преодолеть которую получилось только с помощью единения, напряжения духовных сил народа.

В иконах Ярославля нашли отражение сказания о местных чудотворных иконах. Например, чудотворная икона Божьей Матери «Толгская», чудотворная икона Божьей Матери «Казанская». Надо сказать, что ярославские художники были образованными людьми и эта грамотность позволяла им глубоко и очень серьезно осмыслять самые разные литературные источники – от библейских и евангельских до текстов житий и святоотеческих поучений, которые сложно иллюстрировать.

Богоматерь Толгская со Сказанием

Вот Богоматерь Толгская с клеймами «Сказания о явлении и чудесах иконы Толгской Богоматери» (1655). Икона Божьей Матери «Толгская», связанная с ярославскими землями, по преданию, явилась в 1314 году ростовскому архиепископу Трифону на берегу реки Толги, протекающей недалеко от Ярославля. Иконописец XVII века знаком не только с иконографией этой иконы, но и с литературным источником – «Сказанием о явлении и чудесах иконы Толгской Богоматери». И, изображая в клеймах сюжеты чудес от иконы, он представил в том числе чествование иконы в Ярославском кремле. 

История иконы

Эта история началась с похода епископа Прохора к славному городу Ярославль. Народ отметил 1314 год, на дворе жаркое лето достигало своего финального конца – август, именно тогда, по преданию странцев, ростовский епископ обходил порученные ему края Белозерских пределов, приняв решение спуститься по рекам Шексне и Волга, дабы достичь обозначенного города.

Он шел на протяжении целого дня и лишь наступление сумерок заставило Прохора остановиться за 7 верст до желаемого места – Ярославля. Ночь не сулила ничего хорошего, поэтому безопасней всего было переждать темное время суток на правом берегу реки Волга, где в нее втекала Толга.

Со слезами умиления епископ начал молиться: «Владычице, Ты призираешь на детей Твоих и не забываешь достояния Твоего! Что воздадим, какие дары принесем Тебе?» Изнемогши же, вернулся тем же дивным огненным мостом в свой шатер и до утра заснул. Когда же настало время трогаться в путь, владыка понял, что забыл свой святительский посох на противоположном берегу.

И тогда, поведав своим ничего не подозревавшим спутникам о ночном бдении, переправился с ними в заречный лес и узрел стоящую уже на земле икону с лежащим перед нею посохом. Убедившись, что все случившееся в полночь не было сонным видением, архипастырь пал перед явленным образом, а затем взял в руки топор и принялся рубить лес.

И пока владыка со своими служителями не выстроили на месте явления Пречистой деревянный храм, в город они не возвращались. Прослышавшие о чуде ярославцы толпами устремлялись на Толгу, чтобы присоединиться к строителям, так что к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения.

Не зря в сказках большинство чудес происходит в полночь. Именно с приходом двенадцати часов место, где ночевал епископ осветило сильнейшее свечение, которое исходило из огня. Свет, доносясь с другого берега, озарил огненный мост, коего ранее не было. Вскоре он стал путем, по которому Прохор прошел к Деве Марии с Младенцем. Путник пал на колени, молясь до восхода солнца, а после обнаружил свой жезл около столба, извергаемого ночью огнем. Утром слуги нашли возле зарослей не только жезл, но и икону Пресвятой Богородицы.

На месте, где был отыскан Божий подарок, вскоре вырос Толгский монастырь, а все работники после стройки были бодры, исцелены силой Пресвятой.

Многими чудесами прославилась Толгская икона и в последующие времена; многие государи жертвовали на обустройство монастыря вослед за Грозным: Михаил Федорович, Феодор Алексеевич, Иоанн Алексеевич, Петр I, Анна Иоанновна, Павел Петрович. Совершая свою поездку по Волге, Екатерина II, отстояв молебен у чудотворной, гуляла в кедровой роще.

Старые путеводители по Волге упоминают о благочестивом обычае: всякий проплывавший по главной дороге России пассажирский пароход непременно делал остановку у монастырской пристани, чтобы путешественники смогли присутствовать на молебне у чудотворной.

Мужская обитель просуществовала на Толге до 1926 года. Вскоре в ее стены вселилась колония для малолетних преступников (находилась тут вплоть до 1987 года), а в середине 1930‑х неподалеку, у села Норское, силами ГУЛАГа началось было сооружение плотины. Поднятое ею водохранилище затопило бы многие города и села вверх по Волге, включая древний Углич.

Однако вскоре от этого проекта отказались и перенесли строительство под Рыбинск, к устьям Шексны и Мологи; только название соседнего с Толгой поселка — Волгострой — напоминает о первоначальном замысле.

Чудотворная же была отдана в музей. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». Изображение Пречистой поясное, соприкасающийся с Ней ланитами Спаситель припал к левому плечу Своей Пречистой Матери, шуйцею же обнимает Ее за шею.

По композиции Толгская во всем подобна палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской делались списки, особо чтимыми среди них были иконы в девичьей обители в Нежине, в Воскресенской церкви вологодского села Подкубенское, в Петропавловском монастыре Мценска и в местечке Иллуксте Курляндской губернии.

Исцеляющая и освобождающая сила иконы

Об исцеляющей силе иконы Божией Матери услышал великий царь Иоанн Грозный, страдающий сильными болями в ногах. Велел царь перенести его к Толгской обители. Долго, усердно молился Иоанн перед Святым ликом, получил исцеление, выйдя к подданными своими ногами.

Каким еще иконам молятся об исцелении:

  • «Живоносный источник»
  • «Помощница в родах»
  • «Всецарица»

В 1392 году, после провозглашения кондака, правая рука Матери Божьей начала мироточить, через некоторое время появилось миро на левой ноге Младенца. Так Пресвятая Матерь Божья дала немощным людям Свой Божественный знак.

7 веков помогает чудотворная сила Святого лика людям, приходящим с чистым сердцем, верой в исцеляющую силу Иисуса Христа.

Благоговейная тишина царит в храме, где паломники, стоя на коленях, просят Богоматерь об исцелении духа, души, тела:

  • сохранить от безбожия;
  • защитить во время голода;
  • исцелить от болезней;
  • избавить от безбрачия;
  • даровать детей;
  • освободить от зависимости: пьянства, табакокурения, блуда и наркомании.

Важно! Вера, пост и благоговение перед Богом помогают людям получать чудесное освобождение, даруемое Божьей Матерью.Благодатная сила иконы Божьей Матери «Толгская» является защитным покровом Ярославля. Светлый лик любящей Матери дает надежду павшим духом, исцеляет и избавляет от зависимостей

Толгская икона Божией матери

Как гласит предание, иконописный лик Богоматери явился 21 августа (8 числа по старому стилю) 1314 года святителю Прохору, епископу Ростовскому и Ярославскому, который вместе со спутниками возвращался из Белозерья в свой кафедральный город. Путешествие по Шексне и Волге было долгим и трудным. Путники остановились на ночлег на побережье у устья речки Толги. Ночью архипастыря разбудил яркий свет. Выйдя из шатра, он увидел огненный столп на противоположном берегу. Отражение пламени в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Архиерей перекрестился и, опираясь на святительский жезл, пошел по озаренной неземным сиянием воде словно посуху. В воздухе парил образ Пречистой Девы, держащей на руках младенца Иисуса Христа. Епископ упал на колени и стал молиться, пока не лишился чувств.

Очнувшись утром в своем шатре, он решил, что случившееся ночью было сновидением, но, не обнаружив нигде своего посоха, решил на лодке перебраться на место таинственного знамения. Оказалось, что ночное бдение ему не привиделось во сне. На земле рядом с архиерейским посохом лежала икона. Владыка и служители взяли в руки топоры и принялись рубить лес, чтобы возвести на месте явления Богородицы деревянный храм. Весть о чуде быстро разнеслась по округе. Ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Уже к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

За полвека образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и богомольцы. По времени основания обитель древнее Валаама, Соловецкого монастыря и Троице-Сергиевой лавры.

В 1392 году икона стала мироточить. Однако вскоре деревянные постройки уничтожил пожар, сгорел и соборный храм. Икону сначала сочли погибшей, но произошло новое чудо — она нашлась в ветвях кедра целой и невредимой.

В 1553 году Толгский монастырь посетил Иван Грозный. Как свидетельствуют летописи, царь излечился от болезни ног после того, как помолился у святыни. Благодарный монарх пожертвовал средства на строительство каменных соборов.

Во время Смуты в XVII веке обитель подверглась нашествию польско-литовских интервентов, 46 безоружных монахов были убиты. Чудотворную икону удалось спасти.

В 1612 году в ходе сбора в Ярославле ополчения Минина и Пожарского разразился мор. Эпидемия, быстро распространявшаяся из-за большого скопления людей, прекратилась сразу после крестного хода с иконой Толгской Божьей матери. В 1636 году образ Богородицы с сыном спас Ярославский край от голода, вызванного неурожаем, в 1654-м — от моровой язвы, в 1657-м — от страшной засухи.

Толгский монастырь не раз посещали августейшие особы: Петр I, императрица Екатерина Великая, император Николай II вместе со своей семьей.

Советская власть превратила монастырские земли и постройки в колонию для малолетних преступников и склады. В канун 1000-летия Крещения Руси, в 1987 году, разрушенный комплекс Толгского монастыря был передан Русской православной церкви. По решению Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая в СССР женская обитель (после революции 1917 года все женские монастыри были закрыты).

Главная святыня, Толгская икона Божьей Матери, хранившаяся в Ярославском художественном музее, была возвращена монастырю 20 августа 2003 г. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». По композиции образ подобен палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской иконы делались списки.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь, DariaZi

Описание святого образа

О том, кто является автором Толгской иконы Божией Матери, ведется много споров. Тем не менее большинство исследователей уверены, что вышла она из-под кисти византийского и русского иконописца – Феофана Грека.

Холстом для оригинала послужила деревянная доска из липы, размерами 140х90 см. На ней изображена Приснодева с Младенцем, восседающая на троне, разрисованном причудливым орнаментом. Дева Мария облачена в красные, струящиеся одежды, украшенные жемчугом и серебром. Над головой Ее сияет золотой нимб. Толгская икона поражает невероятной эмоциональностью, выраженной в печальном взгляде Богоматери – Дева Мария как будто скорбит за всем человечеством.

На левом колене Богородицы сидит маленький Иисус, одетый в синий плащ. Он прижимается личиком к щеке Божией Матери и обвивает ручками Ее шею. Весь Его образ исполнен любовью, а поза символизирует поддержку, которую Спаситель дает всем нуждающимся.

В верхней части чудотворного образа, по обоим бокам от Приснодевы, изображены архангелы Михаил и Гавриил. Небесные воины парят над Богоматерью и Младенцем, охраняя их от злых сил.

Однако не все списки Толгской иконы повторяют оригинал. В храмах также есть копии с поясным изображением Пресвятой Девы Марии. На иконах отсутствует трон, а Богоматерь удерживает Младенца Иисуса на весу левой рукой. Также хорошо заметно изменившееся выражения лица Спасителя – его взгляд наполнен страданием, а не прежним умилением.


Явленная икона Толгской Божией Матери

В чем помогает Толгская икона Божией Матери

Богородичный лик очень почитаем православными христианами, так как помогает исцелиться не только духовно, но и физически. К чудотворному образу стекаются паломники со всех уголков страны, чтобы обратиться к Приснодеве с самыми разными проблемами:

  • победить тяжелую болезнь;
  • укрепить веру;
  • помочь наставить на истинный путь;
  • поправить свое материальное положение;
  • познать долгожданное счастье материнства;
  • найти мужа/жену;
  • обрести лад в семье;
  • избавиться от алкогольной, никотиновой или наркотической зависимости.

Часто к Толгской Богородице обращаются, чтобы получить прощение за совершенные грехи. Перед Ней искренне каются и просят спасти обуреваемую страстями душу. Если слова идут от чистого сердца, Божья Матерь никогда не отказывает просящему, ходатайствуя за него перед Всевышним.

Вознеся молитвы к святому лику, оставьте у иконы небольшой дар либо символическое денежное пожертвование.

Совет автора


К чудотворному образу стекаются паломники со всех уголков страны

В чем помогает

Вера в Чудо подкрепляется реальными делами. Так, в 1392 году после того, как провозгласили Кондак, десница (правая рука) иконы Богоматери начала мироточить. Спустя время миро увидели на левой ножке Спасителя. Это был настоящий божественный знак людям о святости и могуществе иконы. 

Исцеляющая сила Христа и Богоматери помогают избавиться от множества недугов. Доподлинно известно, что икона спасла Ивана Грозного от сильных болей в ногах. Немочь захватила царя настолько, что он передвигался не иначе, как на коленях. Уже не веря в целителей, царь был готов лечь «под нож», однако, в последней своей надежде обратился к Богу. Как это было, никто не знает, но через короткое время Иван Грозный повелел отнести себя под образ Богоматери. Вносили царя на стульчике, он кричал от боли и испытывал корчи. Молился Иван Грозный долго, горячо и исступленно. Никого из царедворцев рядом не было, даже супруга его спряталась, боясь потревожить царя в его молениях. Наутро Иван Грозный не просто вышел – выбежал из зала, но «нрав его был тих и кроток, взгляд лучился добротой, а голос был мягким». Таким царя не помнили до тех пор и не видели после. 

Икона Толгская помогает укрепить веру и избавиться от болезней тела, души. У нее просят заступничества перед сильными мира сего, от недругов. Приходит Царица Небесная на помощь в любом богоугодном деле. Также известны случаи излечения от пьянства, слепоты, душевных расстройств. Икона Святой всегда увешана цепочками с медальонами – это благодарность людей, которые вылечились от болезней ЖКТ, почек, сердца.

Икона Божией Матери «Толгская» исцеляет недужных

Еще к Заступнице несут свои беды и печали, просят искупления самых страшных грехов. И Она помогает, направляет на путь, дарует надежду людям, которые искренне хотят искупить свой проступок. Молятся Святой об избавлении от нужды. Чудодейственные явления, связанные с иконой:

  • воскрешение ребенка;
  • в страшном пожаре XV века огонь даже не опалил образ;
  • в XVIII веке лик спас людей от засухи и после горячей молитвы даровал дождик;
  • восстановление ровности позвоночника у ребенка (1995 г);
  • избавление от проблем с сердцем мужчины, пережившего инфаркты и уже умиравшего от недостатка кислорода (2005 г).

Перед иконой больные оставляют костыли и идут сами, прозревают слепые и успокаиваются «блаженные». 

Исторические сведения о женской обители на Толге

Место христианской святыни было указано Самой Богородицей. В 1314 году епископ Трифон, служивший в ростовской епархии, объезжал вверенные ему владения. Во время одной остановки, когда священникам пришлось ночевать на берегу реки Толги, недалеко от Ярославля, епископ Трифон был разбужен ярким светом, изливающимся из противоположного берега.


Свято-Введенский Толгский монастырь

От одного берега к другому появился чудный мост, по которому священник подошел к светящемуся столпу и обнаружил в нем висящую в воздухе икону Божьей Матери с Младенцем. После долгой молитвы епископ возвратился в шатер, решив промолчать об увиденном.

Однако наутро он не обнаружил своего посоха, и послал за ним на лодке монахов, которые привезли икону и посох, он лежал около святого лика Богородицы. Святитель Трифон благословил строительство на святом месте явления Богородицы деревянного храма, который был возведен чудесным образом за один людьми, они буквально стекались толпами с ближайших мест.

Интересно! Чудодейственная сила святого места проявилась сразу после освящения церкви, все больные, принимающие участие в строительстве, были исцелены.

По благословению епископа постепенно здесь возник мужской монастырь.

  • В 1392 году Толгская икона Богородицы стала мироточить, помазание целебным елеем дало исцеление больным.
  • Вскоре сильный пожар уничтожил все постройки, и паломники скорбели о сгоревшей, как они думали, иконе. Чудеснейшим образом божественный лик был перенесен в лес, и дал знать о себе необычным ярким свечением. Мужской монастырь потихоньку восстановился.
  • В 1553 году, по повелению царя Ивана Грозного, получившего исцеление ног после молитвы у чудотворной иконы, стали возводить каменные постройки. Игуменом нового монастыря стал игумен Феодосий.
  • Через 50 лет поляки осквернили и разграбили святыню. Однако икона Богородицы снова чудным образом была спасена, чтобы в 1612 году явиться свою целительную силу при спасении города от чумы.

Игумен Гордиан в начале восемнадцатого века практически завершил строительство мужской обители, ансамбль которого мы видим в настоящее время.

Им были закончены:

  • Святые ворота;
  • церковь Николая Угодника;
  • наполненная величием Введенская церковь;
  • трехъярусная колокольня.


Спасский храм Свято-Введенского Толгского монастыря

В XVIII веке монастырский ансамбль украсила его жемчужина — храм Нерукотворного Образа Спасителя, величественное строение с золотыми куполами.

Церковь Воздвижения Креста Господнего и поныне дарует прихожанам и паломникам чудеса духовного и физического спасения.

В 1914 году все здания ярославской святыни были тщательно отреставрированы для празднования 100-летия обители, однако, ее упразднили в 1917, а в 1929 году закрыли Советы.

Постепенно помещения с бесценными фресками стали жильем для обычных граждан, затем здесь обосновалась детская колония. Пришельцы окончательно были выселены только в 1986 году, а христианская святыня стала первым на территории России женским монастырем.

Временные трудности, полуразрушенные постройки не испугали первых монахинь.

К восставшему из руин Свято-Введенскому монастырю постоянно направляются паломники, немощные, скорбящие люди прибегают к защите верной Заступнице, Толгской иконе Богоматери с Младенцем, получая по вере своей исцеления и вспоможения в бедах.

29 июля 1988 года в честь перенесения на территорию монастырского подворья мощей преподобного Игнатия (Брянчанинова) была совершена первая Торжественная Литургия, а 25 сентября того же года настоятельницей Толгского женского монастыря стала игуменья Варвара (Третьяк).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector