Свято-введенская островная пустынь

Святыни, совершающие чудеса

В 1377 году для Владычнего монастыря специально была написана икона удивительной силы: «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых». Расположенная на самом почётном месте соборного храма, она считалась самой главной его святыней и верующими почиталась как исцеляющая и чудотворная.

В 1599 году над Святыми Вратами построили ещё одну церковь — церковь святого мученика Феодота Анкирского, который принял смерть, но не отказался от своей христианской веры. Эту церковь позднее немного перестроили, и святитель Московский Филарет освятил её в честь Нерукотворного образа Спасителя.

По легенде, хранилась в здании монастыря икона святого мученика Иоанна Воина. В 1382 году, когда неприятелю всё же удалось оказаться в храме, один из них стал со смехом её пилить. Внезапно из иконы потекла кровь, а сама досточка удивительном образом быстро соединилась в месте распила. От неожиданности варвар отпрянул и обратился к Иисусу с молитвой.

Чуть позже для этой иконы сделали особый оклад, чтобы видны были места распила и кровь, проявившаяся на ней.

В 1607 году в обители появился новый лик Димитрия Угличского. На ней было написано, что с её Небесной помощью была одержана великая победа над войском самозванца — Лжедмитрия.

Особо чтились храмовые иконы Владимирской Божией Матери, иконы святителей Николая Чудотворца и Алексия, Митрополита Московского, Нерукотворный образ Спасителя и образ Вознесения Господня, а также Казанская икона Божией Матери. Но с конца 17 века началось время упадка и полнейшего опустошения обители.

История монастыря

Введенский монастырь в Иваново — это небольшой архитектурный комплекс, центром которого является Свято-Введенский храм. Его построили в начале XX века по проекту П. Бегена, но свою первоначальную функцию он выполнял недолго.

Приход советской власти ознаменовал черную полосу в биографии храма. Он был разграблен, перестроен и приспособлен под госархив. Часть помещений и вовсе закрыли.

В 1942, 1988 и начале 1989 года верующие предпринимали попытки вернуть храм к жизни. Они собирали инициативные группы, писали в облисполком, но безрезультатно.

Все смогли изменить четыре женщины из церковной общины. В марте 1989 года они собрались у кинотеатра «Современник» и объявили о голодовке. Они отказались принимать пищу до тех пор, пока власти не дадут «добро» на открытие Свято-Введенского храма.

Женщины голодали 12 дней, пока их насильно не увезли в больницу. К этому моменту они стали известны на всю страну. О них писали в газетах, говорили по радио и телевидению. Даже за границей знали о голодовке за храм.

В больнице женщин навестил секретарь облисполкома и в течение месяца пообещал решить вопрос с открытием храма. Однако процесс затянулся почти на год. Лишь в 1990 году в церкви начались богослужения. Постепенно приводили в порядок и полуразрушенные стены.

К 1991 году при Свято-Введенском храме образовалась небольшая община, а после — обитель. По прошению насельниц Алексий II благословил создание там Введенского женского монастыря.

Постепенно на территории обители появились хозяйственные постройки и красивая колокольня со звонницей. Их построили на деньги прихожан и благотворителей, создав архитектурный ансамбль в едином стиле.

Территория и храмы

Введенский собор

Этот каменный храм был первым воздвигнут преподобным Варлаамом Серпуховским на территории будущей обители еще в 1362 году, а затем освящен святителем Алексием. За 2 года до этого на этом самом месте стояла лишь деревянная Введенская церковь.

С тех пор он неоднократно обновлялся и перестраивался. И сейчас здесь ведутся строительные работы.

Но даже та часть, которая уже отреставрирована  выглядит потрясающе! Эта строгая махина из розоватого камня каким-то удивительным образом притягивает взгляд, завораживает каким-то своим тонким изяществом линий.

Ранее с южной стороны Введенского собора на месте бывшей ризницы был пристроен придел, освященный в честь праведного Филарета Милостивого. Его освящение состоялось в 1867 году. В наши дни от этого сооружения ничего не осталось.

А вот с северной стороны пристроен придел святителя Алексия со своим отдельным входом. Сегодня здесь идут строительные работы, поэтому вся его красота скрыта сейчас за строительными лесами.

У паперти Введенского храма был похоронен основатель Владычного монастыря преп. Варлаам Серпуховской. Это место особенного паломничества верующих!

Преподобный Варлаам Серпуховской

Более шести столетий почитается православным народом место упокоения святого Варлаама Серпуховского, мощи которого до сих пор сохраняются под спудом. Сейчас на этом месте рядом с Введенским собором воздвигнута деревянная часовня.

И в наши дни сюда постоянно идут люди, чтобы обратиться к преподобному со своими молитвами, попросить святого совета в трудной ситуации и исцелить от тяжелых физических и духовных болезней.

Также преподобному Варлааму Серпуховскому молятся об исцелении бесноватых и при болезнях скота. Только за 2 года после возобновления почитания святого в 1996 году рядом с его мощами произошло 20 чудесных исцелений, которые были документально подтверждены.

И уже более 20 лет этот список современных чудес продолжает пополняться.

Храм великомученика Георгия

Красивейшее здание собора является уникальным памятником Годуновской архитектуры.

Время его постройки относят к концу 16 века. Позже к храму была пристроена лестница и увеличена колокольня.

На первом этаже находятся 2 придела: Вознесения Господня и святителя Николая.

Главный придел в честь великомученика Георгия Победоносца расположен под шатром, а на втором этаже находится престол в честь благоверного царевича Димитрия.

Службы сейчас совершаются на 1-ом этаже.

В небольшом церковном помещении очень уютно и как-то по-домашнему. Восстановлен иконостас, на стенах висят иконы. Правда, росписей на потолках пока нет, зато необычные фарфоровые светильники очень украшают помещение.

Надвратный храм

Над святыми вратами находится еще один храм, освященный в честь мученика Феодота Анкирского.

Постройку этой церкви относят к концу 16 века. Ее осуществил игумен Вассиан во имя священномученика Феодотия Анкирского.

Позже, 1834 году эта церковь была освящена в честь Спаса Нерукотворного.

Центральная площадь и источник

В самом центре, на площади есть источник, освященный в честь образа Богоородицы «Неупиваемая Чаша», где каждый желающий может выпить святой воды и набрать ее с собой в свои бутылки.

А вокруг — красота! На многочисленных клумбах прекрасные цветы,

над которыми жужжат пушистые шмели.

Ну и, конечно же, кругом восхитительные розы!

Современное состояние

При возрождённой обители действует православный пансионат «Ковчег» для оставшихся без попечения несовершеннолетних детей. 1 сентября 2009 года в нем начался первый учебный год для двенадцати девочек. С детьми занимаются педагоги по программе начальной общеобразовательной школы, а также хормейстер, балетмейстер, преподаватель игры на фортепиано. Монахини обучают воспитанниц вышивке. Дети участвуют в богослужениях, старшие девочки поют в монастырском хоре.

Монахини содержат золотошвейную мастерскую, изготавливают церковную утварь и реставрируют старые иконы. Паломники и экскурсанты приглашаются в монастырскую трапезную, расположенную на террасе над водами озера.

Макариев-Решемский женский монастырь

Адрес

: Ивановская обл., Кинешемский р-н, с. Решма, ул. Волжская, 10

Макариев-Решемский монастырь — православный женский монастырь в Ивановской области. Основан в конце ХIV века самим преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Окончательно закрыт в 1927 г., возвращен Церкви в 1994 году.

В настоящее время в обители подвизаются шесть монахинь, две инокини и три насельницы.

Духовник монастыря – иерей Владимир Смирнов. Монастырь очень нуждается в помощи и поддержке, так как не имеет прочных средств к существованию. Территория ограждена временной оградой; дома, служащие жильем для сестер, находятся вне территории монастыря, в разных местах села, и недостаточны для размещения вновь прибывающих насельниц.

Введенская церковь в Иваново

Церковь в честь введения Богородицы во храм составляет основную часть Свято-Введенского женского монастыря. Эта церковь является памятников архитектуры. Построена она была на средства главы города по проекту русского архитектора немецкого происхождения Петра Бегена.

Из-за цвета здания за этой церковью закрепилось название «Красная церковь». Изначально в храме располагалось три престола, которые были посвящены Введению Богородицы, Святому Николаю Чудотворцу и Великомученику Феодору Тирону.

Знаменательно, что именно в Введенском храме в Иваново в 1918 году служил первый после восстановление патриаршества в России Патриарх Московский и всея России Тихон.

Введенский женский монастырь

Однако позже этом храм постигла та же участь, что и многие церкви при советской власти: в 1935 году храм был передан государству, кресты с церкви сняли, убранство храма и иконы были разграблены, а прихожане перестали его посещать. Долгие годы в храме располагался Областной государственный архив.

Первая попытка вернуть храму прежнее назначение была сделана в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году верующие собирали подписи и писали письма с просьбами открыть храм вновь. Однако власти своего мнения не поменяли.

Храм удалось вернуть только в 1990 году. Это состоялось после того, как 4 женщины из православной общины объявили голодовку, продолжавшуюся 16 дней. Под напором общественности Введенский храм был передан Русской Православной церкви. Вскоре при храме образовалась небольшая община, а из нее и возникла на месте прежнего партийного архива женская обитель. В 1991 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II учредил указ о создании Свято-Введенского женского монастыря.

Введенский женский монастырь

После возвращения храма верующим прихожане и благотворители отреставрировали Введенскую церковь, а рядом с храмом возвели несколько двухэтажных зданий, колокольню со звонницей, которые теперь являются единым архитектурным ансамблем.

Строительство храма не завершено и по сей день. В его архитектуре в основном угадываются восточные настроения.

Алексей Ванин

Свято-Введенский женский монастырь: подворья

Их на сегодня несколько:

  • Преображенское в деревне Доронино;
  • Покровское, которое находится в помещичьей усадьбе села Златоуст;
  • Ильинское, расположенное в городе Гаврилов Посад;
  • восстанавливается также ещё одно, которое находится в селе Ступкино, его назвали Сергиева Пустынь в честь преподобного Сергия игумена Радонежского.

Каждое подворье — это отдельная история. Были восстановлены храмы и усадьбы, возведены новые строения. Сегодня подворья охватывают не только домовые, приходские храмы и сельскохозяйственные угодья. Покровское подворье готовится к открытию школы-интерната для девочек: уже возведено трехэтажное помещение. Также здесь стараются создать все условия для развития давно забытых промыслов. Сестры монастыря помогают детским приютам и домам малютки, которые расположены в близлежащих районах.

История[править]

Возникновение Введенской обители связано с упразднением в начале XVIII в. Антониевой пустыни, как небольшого монастыря, вокруг которого уже сформировалось поселение Покров. Иноки Антониевой пустыни Сергий и Тимофей удалились на остров Вятского озера и построили там деревянные часовню и келью. Так в 1708 г. был основан Свято-Введенский островной монастырь. Слух о новой пустыни прошел по всей округе, привлекая желающих стать ее насельниками. Очень скоро островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить Петра I о разрешении на постройку на острове собственного храма. В 1710 г. была возведена красивая деревянная церковь из срубленного здесь же на острове леса, освященная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Первоначально построенную Сергием и Тимофеем часовню с острова перенесли на Владимирский тракт и использовали для сбора пожертвований на содержание монастыря. Часовня приносила небольшой доход, неоднократно разграблялась и в начале 1740-х годов была разобрана. Во второй половине XVIII в. была восстановлена уже каменная часовня, которую в 1880-е годы перенесли вслед за сместившимся Владимирским трактом. Около нее построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Вплоть до 1918 г. в Ильин день от пустыни к часовне монахи совершали крестный ход.

На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов богатых и именитых москвичей. Именно при Клеопе в монастыре были выстроены каменные храмы – Введенский и Никольский. Кроме того, старец Клеопа распорядился построить на берегу озера просторный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем для приезжающих богомольцев, которые на лодке переправлялись монахами на остров.

Введенскую островную пустынь часто посещали живущие по соседству дворяне Прозоровские, Несвицкие и другие. Многие представители этих дворянских семейств были похоронены в соборном храме монастыря.

После смерти старца Клеопы в 1778 г. место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений. Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни.

Важной святыней монастыря была также икона Введения Божией Матери, заступничеством которой, по легенде, в 1863 г. жители г

Покрова чудесно избавились от холеры. Деяния духовных подвижников и православные святыни Введенской островной пустыни привлекали верующих и благотворителей.

В 1870-е годы в монастыре была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменен новым, из красного кирпича, также пятиглавым. Иконостас был посеребрен и позолочен, а соборные стены – расписаны образами «греческого письма». При Введенском храме построили колокольню (сегодня не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. В списке жертвователей на реконструкцию и новое строительство в рамках Введенской пустыни были промышленники Морозовы.

В 1918 г. монастырь был закрыт, его имущество национализировано. На его территории находились подростковые исправительные учреждения. У монастырских храмов были срублены купола и подкупольные барабаны.

В 1994 г. Свято-Введенская островная пустынь была передана Владимиро-Суздальской епархии и сегодня действует как женский монастырь. Настоятельница монастыря игуменья Феврония с сестрами прилагают немалые усилия для возрождения обители. Первым был отреставрирован Никольский храм, его роспись и иконостас. Восстанавливается и Введенский собор.

Монастырь сегодня

Монашеская жизнь вернулась на Введенский остров в начале 90-х. В 1991 году храмы передали Церкви. Сначала Введенская Островная пустынь была подворьем женского Муромского Свято-Троицкого монастыря. На остров прибыли монахини и взялись за восстановление обители. В 1995 году она получила статус женского монастыря.

Реставрация монастырских зданий началась в 1993-1994 годах. Починили протекавшие крыши, разобрали остатки складских помещений, вывезли мусор, изготовили новые купола и кресты взамен оригинальным утраченным.

Церковь Николая ЧудотворцаФото: Интересная Россия

Интересная история случилась во время реставрации Никольской церкви. После ремонта её фасад побелили. Но штукатурка на стенах плохо держалась и постоянно отваливалась. Дважды в год, перед Рождеством и Пасхой, храм приходилось заново белить. Однажды мастера решили удалить все старые слои штукатурки. Когда покрытие сняли, под ним обнаружили старинные росписи. Не все они сохранились, но те, что уцелели, решили восстановить. Затем во владимирских мастерских заказали для храма новый иконостас и иконы, поскольку старые были утеряны. Фрагменты старинных фресок XIX века сохранились и на стенах Введенского храма. Их тоже отреставрировали. Восстановление храма продолжается до сих пор.

Постепенно отремонтировали настоятельский корпус и служебные постройки. Колокольня, построенная в XIX веке, не уцелела. Уже в 2000-х вместо неё поставили небольшую кирпичную звонницу. Также на острове есть часовня-купель: от нее ступени идут прямо в озёрную воду. Рядом с большим мостом на сваях, прямо на воде, построили небольшую трапезную с открытой террасой на несколько столиков. Здесь можно отдохнуть и перекусить, отведав монастырские мёд, молочные продукты и выпечку, полюбоваться прекрасным пейзажем и послушать тишину.

Введенский остров соединяют с противоположным берегом два моста: большой каменный с металлическими опорами и маленький деревянный. Там, где в XIX веке были гостиницы для паломников, в 2009 году построили школу-интернат на 50 детей и приют «Ковчег» для детей-сирот, малоимущих семей, беженцев и людей, оставшихся без крыши над головой.

Вид на монастырь с противоположного берега Фото: Интересная Россия

Работы по восстановлению Введенской Островной пустыни продолжаются. Но уже сейчас благодаря усилиям монахинь и неравнодушным прихожанам ещё совсем недавно заброшенный и разорённый монастырь превратился в процветающую обитель.

Возрождение монастыря

Расцвет в 19 веке

Вторая жизнь Владычного монастыря началась в 1806 году, когда Митрополит Московский Платон (Левшин) получил у Императора Александра-1 разрешение на её переименование в женскую обитель. Его первой игуменией стала монахиня Дионисия, потом настоятельницы менялись, но каждая много делала для процветания этого святого места.

Храмы обновились и приобрели удивительную внутреннюю и внешнюю красоту, для паломников построили новые гостиницы, была обустроена больница и аптека при ней. В монастыре появились небольшой скотный двор, земли под пахоту, огороды и сады. Даже пчел стали разводить и собирать мёд.

В Устав монастыря были введены правила общежития, что имело большое значение для улучшения качества жизни насельниц.

Избиение плоти для усиления духа

39 лет прожила здесь блаженная старица Евфросиния. В миру это была княгиня Евдокия Вяземская. Беспрестанно она молилась, спала на голых досках, ела только лишь хлеб с квасом, ходила без обуви даже в мороз, а на шее у неё всегда была тяжёлая цепь.

Святитель Филарет, Митрополит Московский и Коломенский очень любил святую старицу, и во время своего пребывания во Владычнем монастыре, подолгу общался с ней. Господь даровал Ефросинии дар прозорливости, но по своему смирению она скрывала это под маской юродства ради Христа.

Местные жители и многочисленные паломники обители, видя подвижническую жизнь старицы, приходили к ней за советом и утешением. Но по неправедному наговору ей пришлось оставить монастырь.

Оставшиеся 10 лет своей жизни блаженная старица провела в селе Колюпаново Тульской губернии. После смерти Евфросинию Колюпановскую канонизировали. Это произошло в 1988 году, и она была причислена к лику Тульских святых.

Икона «Неупиваемая Чаша»

В 1878 году в храме к всеобщей радости появилась чудотворная икона «Неупиваемая Чаша». Но после революционного переворота 1917 года подлинник был утерян.

Сейчас в храме находится список этой иконы, но и он тоже являет людям свою исцеляющую силу избавляя страждущих от различных видов зависимости: от страсти к алкоголю, табаку, наркотикам и различного вида компьютерным играм.

В самом начале 20 века в монастыре кроме Настоятельницы уже жили 50 монахинь и 326 послушниц. Три святыни Владычного монастыря: надгробие преподобного Варлаама, иконы «Неупиваемая Чаша» и «Введение Богородицы во храм» постоянно освещает негасимый свет лампад.

В наши дни копия Чудотворной иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», написанная в 1993 году находится в Высоцком мужском монастыре, расположенном в нескольких километрах от женской обители. А в храме великомученика Георгия Владычнего женского монастыря есть список, сделанный в 1995 году.

Есть путаница, а где же сейчас в Серпухове находится «настоящая» икона «Неупиваемая Чаша»: в мужском или женском монастыре?

Оригинал чудоьворного образа утерян, поэтому в двух обителях есть списки. Наиболее ранний из них появился в Высоцком мужском Серпуховском монастыре: в 1993 году. А через 2 года свой вариант появился и в женской обители. Ну а подлинный образ Богородицы «Неупиваемая Чаша» первым был явлен во Владычнем монастыре еще 1878 году.

Праздник этой иконы приурочен ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского. В этот день, 18 мая по новому стилю, проходит общецерковное празднование чудотворного образа.

Но сестрами Введенского Владычнего монастыря по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия празднуется дополнительный день: 10 декабря по новому стилю. Ведь именно в этот день было почитание Иконы в 19 веке.

Жизнь монастыря в 20 веке

После Октябрьской революции в 1919 году святая обитель была закрыта, сестрам пришлось покинуть свои кельи. На территории монастыря сначала размещалась школа, затем военное училище.

Помещения храмов использовались под склады и клуб. В 1978 году территория монастырского комплекса осталась без хозяина. Здания разрушались, кирпич разворовывался местным населением на строительство личных гаражей и дач.

5 мая 1995 года монашеская жизнь в святой Введенской Владычней обители была возобновлена. Первой настоятельницей была назначена монахиня Алексия (Петрова).

Николо-Шартомский мужской монастырь во Введенье

Архитектор

1817: Маричелли Г. — строительство по собств. проекту (ограда)

Адрес

: Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Введенье

Точное время основания монастыря не установлено, существует несколько легенд. По одной из них название своё обитель получила от реки, называвшейся прежде Шартома (Шахма), вливающейся недалеко от монастыря в реку Молохту. При слиянии этой с рекой Тезой и расположен монастырь. Согласно другому преданию, во второй половине XII века беглый холоп князя Юрия Долгорукого Никола Шартом со своими товарищами Федосом, Сидором и другими обосновались на берегу безымянной речки, которую и назвали Шартомой, вскоре построили монастырь, а основатель стал первым игуменом. В духовной грамоте нижегородской удельной княгини Марии приводится предание будто бы обитель была построена в честь найденной на берегу Шартомы иконы Николая Чудотворца ещё до княжения великого князя Московского Василия Тёмного.

Храм-крепость, защитница святой Руси

В 15 веке во времена частых татарских набегов, чтобы защититься от врагов, пологие берега реки, протекающей возле храма, укрепили оградой из заострённых брёвен — острогом. И конечно же, сама обитель приобрела вид крепости — её оградили массивной стеной и амбразурами. Во дворе на случай нападения вражеских отрядов стояли пушки.

За свою историю много раз святая церковь оказывалась в центре боевых действий. Так в 1598 г. она стала центром расположения воинов Бориса Годунова, которые готовились к сражению с крымскими татарами. В предании сказано, что Георгий Победоносец сам явился, чтобы оказать свою небесную защиту обители и городу.

На великолепном белом коне он выехал из монастырской калитки и приблизился к войскам неприятеля. Увидев Святого, вставшего на защиту Серпухова, враг в страхе отступил. А Святой Георгий снова вернулся в церковь.

В честь этого знаменательного события на деньги Бориса Годунова был воздвигнут из камня двухъярусный храм. По древнему преданию, перед иконой Святого защитника самопроизвольно загоралась свеча в случае, если что-то угрожало жителям монастыря.

Свято-введенская островная пустынь в наше время

После возвращения зданий монастырь находится в стадии восстановления до сих пор, хотя реставрационные и строительные работы проведены просто огромные. Обрела прежний вид церковь Николая Чудотворца, Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы находится пока еще в стадии реставрации, построена новая звонница, открыт детский приют-пансионат «Ковчег». Имеются обустроенные келейные корпуса, часовня-купальня, трапезная для монахинь и трапезная для паломников. Территория монастыря ухожена и красива. Радуют взгляд красивые клумбы с розами, а отдохнуть можно на установленных лавочках. Спокойная вода озера заросла романтичными кувшинками, а чайки, в огромном количестве здесь живущие, высиживают птенцов даже на клумбах монастыря.

Монастырю принадлежит небольшое подворье с живностью, где производятся различные молочные продукты — молоко, сметана, масло, творог, мороженое. Выпекается различная выпечка и хлеб. Одно их важных производств — золотошвейная мастерская. Все продукты, вышивку, вязание можно приобрести.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector