Высоко-петровский монастырь: «красный цветок» и другие красоты

Архитектурный комплекс монастыря

После войны 1812 года обитель восстановили. В первой половине XIX века здесь открыли духовное училище и Московскую епархиальную библиотеку.

В архитектурный комплекс входят храмы:

  • Собор святителя Петра, митрополита Московского;
  • Собор Боголюбской иконы Божьей Матери с усыпальницей Нарышкиных;
  • Храм преподобного Сергея Радонежского с трапезной;
  • Надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы;
  • Храм Толгской иконы Божьей Матери;
  • Храм святых апостолов Петра и Павла;
  • Часовня Казанской иконы Божьей Матери.

Собор святителя Петра, митрополита Московского

Деревянную церковь, построенную во имя апостолов Петра и Павла, перестроил в камне архитектор Алевиз Новый. Собор – в виде восьмигранной башни, увенчан шлемовидной главой, которая возвышается над восьмилепесковым нижним ярусом. Уникальная форма, получившая название «нарышкинское барокко». Собор невелик.

Большие «лепестки» нижнего яруса расположены по сторонам света, по диагонали – меньшие «лепестки». В северном, южном и западном «лепестках» – входы в собор, в остальных прорезаны окна.

Декорация фасадов проста: пилястры по углам завершены поясом кирпичного карниза. Округлые формы нижнего яруса объединены высоким цоколем. Плоскость стен украшена живописными наличниками и пояском под карнизом. С трех сторон собор окружен крыльцами и белокаменной открытой галереей-папертью.

Собор Боголюбской иконы Божьей Матери

Собор возведен в 1685 году по велению Петра I на месте деревянного храма над могилами убитых в 1682 году во время стрелецкого бунта Ивана и Афанасия Нарышкиных. Царица Наталья Кирилловна и Петр привезли из Боголюбского монастыря список с древней чудотворной Боголюбской иконы.

Собор – усыпальница Нарышкиных до 1771 года, где похоронено 18 представителей рода. В декоре фасада – узорочье и спаренные колонки, многопрофильный карниз и килевидные кокошники в обрамлении окон и оснований барабанов.

Внутри храма просторно, в южной аспиде – антресоль, где размещается ризница. После революции 1917 года иконы в храме сожгли. Богослужения возобновились в 2013 году.

Церковь преподобного Сергея Радонежского

Храм построен как трапезная церковь в 1702 году и соединен с братскими кельями арочным переходом. Над центральной главой – изображение царской короны.

Церковь стоит в середине монастырского комплекса, разделяя территорию надвое, и представляет собой четверик с пятиглавым завершением, украшенный кокошниками с раковинами.

В декоре здания использован белый камень, из которого выложены сложные обрамления окон и порталов, а также раковины в кокошниках.

Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь построена в 1696 году по указу Петра I над западными воротами монастыря с духъярусной колокольней в память Ивана и Афанасия Нарышкиных, убитых во время стрелецкого бунта.

Квадратное здание покрыто сомкнутым сводом с тройными колоннами по углам. Окна с наличниками в виде колонок, с разорванными фронтонами.

Колокольня – из двух восьмериков с арочными проемами, декорирована пилястрами и увенчана небольшой главкой. Церковь келейная, настоятельская, сообщается проходом с резиденцией настоятеля монастыря.

Храм Толгской иконы Божьей Матери

Между колокольней и Братским корпусом возвели одноглавую прямоугольную церковь на подклете. Стены декорированы сдвоенными пилястрами, главка прорезана узкими окнами.

Церковь построена на средства А. Нарышкиной, родственницы Петра I в 1750 году, в день празднования Толгской иконы Божьей Матери, так как 8 августа по старому стилю Петр I спасся в стенах Троице-Сергиевой Лавры от стрелецкого бунта 1689 года.

Храм святых апостолов Петра и Павла

Храм построен в середине XVIII века по настоянию архимандрита Пахомия. Основанием для постройки послужили белокаменные ворота усадьбы Нарышкиных. Кирпичное здание в стиле барокко – одноглавый храм, окруженный гульбищем, которое соединяет его с
кельями.

Здание пострадало в 1812 году от наполеоновской армии, восстановлено и освящено 13 сентября 1914 года.

Часовня Казанской иконы Божьей Матери

В Южной арке Святых врат монастыря, под колокольней, в 1873 году устроили часовню в честь Казанской иконы Божьей Матери, где поместили чтимый образ Казанской Божьей Матери, от которой происходили чудеса исцеления.

До 1924 года перед иконой служили молебен с акафистом. После закрытия часовни икону утеряли. В 2000 году часовню открыли вновь и специально по этому случаю написали новый образ Казанской иконы, которую вскоре богомольцы начали почитать как чудотворную. Традиция ежедневного чтения акафиста перед святым образом возобновлена.

Настоятели, наместники

  • Петр (между 1437 — 1461)
  • Иов (между 1437 — 1461)
  • Сергий I (1506)
  • Иона (1535 — 1544)
  • Петр (1597 — 1600)
  • Александр (1634 — 1637)
  • Евфимий (1641 — 1642)
  • Пафнутий (1644 — 1645)
  • Галактион (1647 — 1648)
  • N… N… (1654) (Дв. Зап., II, 219)
  • Моисей I (1655)
  • Феодорит (1666 — 1668)
  • Сергий II (1673 — 1675)
  • Моисей II (1676 — 1682)
  • Иосиф (1685 — 1688)
  • Иов (1690 — 2 мая 1694)
  • Иосиф (Римский-Корсаков) (1694 — 1699)
  • Иоасаф (2 февраля 1699 — 22 сентября 1708)
  • Пахомий (1735 — 1757)
  • Иосиф (Золотой) (18 июня 1758 — 17 декабря 1761)
  • Феофилакт (май 1775 — 17 сентября 1776)
  • Сергий IV (15 сентября 1776 — 1787)
  • Лаврентий (Бакшевский) (26 июня 1816 — 19 января 1819)
  • Никанор (Клементьевский) (19 апреля 1819 — 28 марта 1826)
  • Смарагд (Крыжановский) (8 мая — 23 августа 1828)
  • Гавриил (28 марта 1830 — 22 сентября 1845)
  • Евсевий (Орлинский) (31 августа 1845 — 1847)
  • Филофей (Успенский) (22 мая 1847 — 18 декабря 1849)
  • Евгений (Сахаров-Платонов) (20 декабря 1849 — 6 октября 1857)
  • Сергий (Ляпидевский) (18 апреля 1858 — 8 августа 1859)
  • Савва (Тихомиров) (4 ноября 1862 — 17 июня 1866)
  • Игнатий (Рождественский) (7 августа 1866 — 1873)
  • Григорий (Воинов) (1873 — ?)
  • Никифор (Бажанов) (25 ноября 1887 — 1890)
  • Виктор (Соловьев) (1890 — 26 сентября 1897)
  • Павел (Доброхотов) (21 октября 1897 — 23 апреля 1900)
  • Серафим (Голубятников) (11 мая 1900 — 1904)
  • Иннокентий (Кременский) (1904 — 1908)
  • Лаврентий (Некрасов) (1908)
  • Макарий (Гневушев) (11 февраля 1908 — 1909)
  • Никодим (Шатунов) (1909 — 1918)
  • Варфоломей (Ремов) (1923 — 1929)

    закрытие монастыря

  • Иоанн (Экономцев) (1991 — 2009)
  • Меркурий (Иванов) (10 октября 2009 — 26 июля 2012)
  • Исидор (Тупикин) (26 июля 2012 — 12 марта 2013)
  • Петр (Еремеев) (с 12 марта 2013)

Семейный мемориал и история бунта

Однако сразу перед монастырскими воротами входящего встречает другой храм – Боголюбский.

Боголюбский храм

Образец узорочья (1680-е), за свою историю он несколько раз перестраивался. Когда-то к его алтарной части

примыкали два поперечных келейных корпуса. Потом кельи снесли, зато продлили сооружение на запад, пристроив трапезную.

Несоразмерная длина этого сооружения объясняется тем, что оно стало фамильной усыпальницей Нарышкиных, и в древности почти всё было заполнено надгробиями. Первыми, захороненными здесь, стали жертвы Хованщины — дядья Петра I Афанасий и Иван Кирилловичи.

Небольшую белёную часовенку слева от Боголюбской церкви иногда считают местом погребения деда Петра I по матери – Кирилла Полуэктовича Нарышкина, который во время бунта 1680-го года был пострижен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

Со временем число погребений в монастыре разрасталось, и Нарышкиных стали хоронить вне стен храма. Точное место известно не для всех захоронений, так что, бывает, надгробия передвигают весьма произвольно.

Боголюбский храм сейчас не действует.

Там сохранились лишь остатки поздней росписи.

На полу – следы раскопок.

Идём дальше.

Старые храмы и монастырские постройки

В центре обители стоит самый древний монастырский храм — небольшой собор святителя Петра, возведенный в 1517 году. Он имеет вид восьмигранной башни и увенчан шлемовидным куполом. Монастырский собор считается уникальным памятником архитектуры, ведь это один из первых столпообразных храмов, появившихся на Руси.

Входы в церковь находятся с северной, южной и западной стороны, на остальных «лепестках» нижнего яруса прорезаны окна. Иконостас и настенные росписи, которые можно увидеть в соборе, новодельные — они появились в 1990-е годы.

Церковь Петра и Павла

Красивый Боголюбский собор возведен в 80-е годы XVII века. До 1771 года здесь хоронили бояр Нарышкиных. Основу храма составляет квадратный двухсветный четверик, верх которого украшают изящные килевидные закомары. Пять луковичных глав возвышаются на высоких барабанах. Внутри храма сохранились живописные работы XVIII-XIX веков и фрагменты старинной лепнины.

С юга от собора святителя Петра стоит храм Сергия Радонежского. Трапезная церковь была возведена на рубеже XVII и XVIII века в традициях пышного «нарышкинского» барокко. Изначально она имела одну главу, но потом стала пятиглавой. Во внешнем оформлении Сергиевской церкви использован популярный в московском зодчестве белокаменный декор. Из известняка сделаны порталы, наличники и основания барабанов.

С середины XVIII века обитель украшает аккуратная одноглавая церковь Толгской иконы Богоматери. Прямоугольный храм возвышается рядом с улицей Петровка. Он построен на подклети и имеет одну пятигранную абсиду. Считается, что проект церковного здания выполнил мастер русского барокко Иван Федорович Мичурин или один из его учеников. Сегодня внутри этой церкви находится красивый керамический иконостас.

Церковь Толгской иконы Божией Матери

С северной стороны можно увидеть высокую монастырскую колокольню с надвратной церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Красно-белый нарядный храм был возведен в 90-е годы XVII века по указу Петра I. Он имеет массивное квадратное основание, которое завершается двумя восьмериками колокольни. Долгое время церковь использовалась в качестве домового храма для настоятеля монастыря. Храм стоит над воротами, которые были созданы для входа в монастырь в 1680 году. С начала прошлого века в южном пролете ворот существует небольшая часовня Казанской иконы Богоматери. После революции почитаемый образ пропал, а саму часовню закрыли. Однако, сегодня она полностью отреставрирована и открыта для верующих.

В южной части монастыря находится барочный храм преподобного Пахомия, построенный в середине XVIII века. В наши дни он еще не до конца восстановлен. Кроме того, на территории обители можно увидеть настоятельский и келейные корпуса, одноэтажную усыпальницу Нарышкиных и небольшую звонницу.

Как появился монастырь

Обитель основана в 1325 году, когда московский князь Иван Калита объединял вокруг Москвы русские земли. Тогда митрополит Киевский и всея Руси Петр принял предложение великого князя о переносе митрополичьей кафедры из Киева в столицу Московии.

Шумный многолюдный Кремль утомлял митрополита, и он, привыкший к уединению, попросил Ивана Калиту построить недалеко небольшой монастырь. Так на берегу реки Неглинки у села Высокое возникла деревянная обитель Петра и Павла, где поселился митрополит Петр. Отсюда и название монастыря – Высоко-Петровский.

Во время московского пожара древняя Петропавловская обитель выгорела дола. В конце XV века великий князь Василий III занялся строительством в Москве каменных зданий и храмов, для чего пригласил итальянского зодчего Алевиза Фрязина. По указу князя в 1514 году архитектор построил каменный собор во имя Петра, митрополита Московского, которого причислили к лику святых Вселенским собором в 1339 году.

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта Московского Патриархата
  • Исторический очерк на сайте монастыря

  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с. 172 — 175.
  • Чтения в Императорском обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Книга Первая. Январь-Март 1874. Списки настоятелей Московского Высокопетровского монастыря с 1379 года. Повременное издание под заведованием О.М. Бодянского, январь-март 1874. Университетская типография на Страстном бульваре. М.,1874:

  Духовник Андреевского скита на Афоне схиархимандрит Иларион (Левицкий),

  Настоятель Высокопетровского монастыря (1885–1888),

Судьба обители в XX веке

После прихода Советской власти обитель ликвидировали, место погребения Нарышкиных уничтожили, а в храме создали ремонтный завод. Здесь же располагались спортивные залы и конторы, литейные цеха и библиотеки, коммунальные квартиры.

Градостроительные планы предусматривали снос старинного монастыря для расширения автомагистрали. К счастью, этого не произошло, и в 1959 году обитель получила статус архитектурного памятника.

В 1994 году старинные здания передали церкви, где начал действовать Российский православный институт святого апостола Иоанна Богослова. 10 октября 2009 года в обители возобновилась монашеская жизнь.

Петербург в Москве – финальная часть истории

Обогнув Трапезную церковь со стороны алтаря, попадаем на ещё один – Малый – монастырский двор. И видим ряд строений, которые уже имели возможность разглядеть с внешней стороны стены.

Красное здание справа – это келейный корпус, на который мы так долго смотрели со стороны Петровки. Точнее, та часть, которая попала в кадр здесь – это, собственно, древние палаты Нарышкиных. Дело в том, что мы находимся на том самом древнем нарышкинском дворе, который впоследствии был пожертвован монастырю.

А вот непонятного цвета церковка по центру – строение «сборное».

В её основании – очень древние ворота. Кирпич на известковой кладке с внешней стороны здесь сочетается с белым камнем с внутренней.

Скорее всего, в XVI столетии на воротах располагалась деревянная надстройка, в которой летом жили хозяева. А вот храм здесь возник совсем поздно.

В середине XVIII столетия в монастыре на покое проживал некий епископ Пахомий, который захотел поставить здесь церковь во имя своего небесного покровителя – святого Пахомия Великого.

Храм был построен, правда, не завершён. Например, для капителей пилястр в его колоннах выполнены только заготовки.

Так и простоял он больше полутора веков, совсем не вписываясь в «петровскую» концепцию монастыря. Пока в 1914 его не переосвятили как…Петропавловский.

Так, много веков спустя после возникновения монастыря, его «петровская программа» получила логическое завершение. Теперь можно сказать, что в монастыре есть два двора: большой – «московский» и малый – «петербургский».

Как тут не вспомнить, что Санкт-Петербург считают иногда «вторым и удачным опричным проектом Москвы», а сам Высоко-Петровский монастырь Дмитрий Сергеевич Лихачёв назвал когда-то «Москво-Петербургом».

В день нашей прогулки в монастыре был праздник. В его программе малый двор монастыря именовался «царским», что тоже вполне можно посчитать намёком на Петра.

Впрочем, прогулка наша окончена. За стенами монастыря в тот день бушевал праздник города.

А самолёты в небе, по-видимому, думали о вечном.

Фото: Анна Гальперина

Высоко-Петровский монастырь: «красный цветок» святителя Петра

По преданию, монастырь был основан в 1315 году – так что на следующий год можно, пожалуй, праздновать юбилей. Однако первоначальные – деревянные – постройки здесь не сохранились.

6 сентября – в осенний день памяти святителя Петра — юбилей праздновали другой: полтысячелетия исполнилось древнейшему из здешних храмов, сохранившихся до наших дней.

Парадоксально, но долгое время храм святого Петра-митрополита принимали за образец нарышкинского барокко. Исследователей смутила запись 1690 года, когда церковь переосвящали.

Впрочем, перед тем переосвящением она подверглась и определённой переделке: в храме растесали окна. (Сейчас они заложены до прежнего размера. Одно, для примера, заложили наполовину).

А внешнюю часть стен расписали барочными «петухами» — следы этой красочной росписи сейчас просвечивают сквозь охру по обе стороны медальона.

Только недавно, внимательно исследовав археологические слои, исследователи сопоставили древний храм с летописной записью 1514 года о строительстве Василием III одиннадцати церквей.

Возведение всех их было поручено Алевизу Фрязину – итальянскому архитектору, в то время параллельно занятому на строительстве сооружений Московского Кремля.

Алевизов в Кремле было двое – «Новый» и «Старый». Мнения разделились, но сейчас бóльшая часть исследователей склоняется к тому, что Петровский храм монастыря строил «старый» итальянец – Алоизио де Карезано, создатель Большого Дворца и кремлёвской Троицкой башни.

О том, где находятся остальные «десять церквей Алевиза», археологам ещё только предстоит узнать. Сейчас их подозрения пали также на недавно открытую подземную часть церкви святой Варвары на Варварке.

Древняя атрибуция, впрочем, совершенно не отменяет того факта, что алевизовский Петровский храм мог послужить вдохновением для создателей образцов позднего барокко – симметричных «тортиков», вроде Покрова-в-Филях.

Дело в том, что в проекции Петровский храм представляет собой октаконх – симметричный восьмилепестковый цветок

Это хорошо видно снаружи, если обратить внимание на тёмную черепицу кровли,. и особенно хорошо видно, если смотреть на своды изнутри

и особенно хорошо видно, если смотреть на своды изнутри.

В XVII веке, помимо росписи, храм обзавёлся также системой каменных внешних желобов-сливов. Так что теперь он стоит как бы в углублении, по форме также напоминающем цветок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector