Тертуллиан: «это несомненно, ибо невозможно!» (виктор лега)

Значение

Средневековые богословы не могли простить Тертуллиану его отступничества от истинной христианской веры и перехода в монтанизм. В их трудах зачинатель латинского богословия упоминается нечасто и не особо одобрительно. Лишь немногие, как св. Киприан и блаженный Иероним, его оценили положительно. Только в XIX веке Тертуллиан был в полной мере переоткрыт как один из наиболее значительных латинских авторов своего времени и ключевая фигура в становлении западного христианства. В теологии его интересовали аспекты не столько метафизические, сколько практические и юридические — и это сближает его с учителями католической церкви последующих поколений. В отличие от греческих отцов, он был враждебно настроен к античной философской традиции и риторически вопрошал: «Что может быть общего у Иерусалима с Афинами?»

[править] Источники

  1. «Тертуллиан» // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Тертуллиан относится к Карфагену

История и культура Карфагена Карфагенская держава • Элисса • Основание Карфагена • Основатели • Сподвижники Элиссы • Экономика • Тиннит • Кофон • Литература • Путешествие Гимилькона и Ганнона • Ганнон Мореплаватель • Гимилькон Мореплаватель • Слоны • Префект нравов • Пунийское вероломство • Имена • Наука • Иудаизация Карфагена • Магониды • Баркиды • Гамилькар Барка • Ганнибал Барка • Северы • Карфаген при вандалах • Дахия аль-Кахина • Карфаген и Спарта • Карфагеноведение 
Города Абдера • Абила • Абул • Акра • Акрагент • Акра Левка • Арамбис • Барселона • Габес • Гадамес • Гадес • Гадрумет • Гиппон Диаррит • Гиппон Регий • Гитт • Гранада • Волюбилис • Дрепан • Дугга • Ибица • Икозиум • Иктис • Иол • Каралис • Канфилия и Гибела • Кариан • Керкуан • Клупея • Керна • Кордова • Лептис Магна • Лептис Минор • Ликс • Маон • Лилибей • Лиссабон • Мактар • Малага • Махдия • Мелитта • Мессана • Мисурата • Мотия • Неаполис • Неферис • Новый Карфаген • Нора • Картенна • Панорм • Руссадир • Ольбия • Рабат • Сабрата • Сале • Севилья • Сегеста • Секси • Селинунт • Сирт • Солунт • Сулки • Суфетула • Табарка • Танжер • Тапс • Таррос • Типаса • Тир • Тлемсен • Толедо • Тунет • Утика • Цирта • Эс-Сувейра • Фимиатирион • Хомс • Эрикс • Эя 
Народы и провинции Карфагенские евреи • Колонии Карфагена • Алжир • Алжирские евреи • Андалусия • Африка • Балеарские острова • Берберы • Британия • Джерауа • Гараманты • Ливия • Гибралтар • Джерба • Испания • Корсика • Коссира • Ливийские евреи • Ливофиникийцы • Липары • Мальта • Марокканские евреи • Марокко • Нафуса • Нумидия • «Острова блаженных» • Триполитания • Тунис • Сефарды • Сицилия • Тартесс • Тунисские евреи • Феццан • Финикийцы 
Государственное устройство и экспансия Адира • Армия • Ашарат • Баалим • Договора • Жертвенный тариф из Марселя • Куханим‎ • Махаз • Миат • Молох • Мхашбим • Наёмники • Налоги • Рабимаханат • Рав • Религия • Софер • Право • Суффет • Флот • Шекель • Праздники Карфагена • Финикийско-карфагенский календарь • Географические открытия Ганнона • Перипл Ганнона • Путешествие Гимилькона • Пунический язык 
Важнейшие войны Гражданские • с Африканцами • с Греками • Карфагено-Персидская война • завоевание Сардинии • в Испании • с Этрусками • Ливийская война • Пунические войны • Первая Пуническая • Вторая Пуническая • Третья Пуническая • Арабо-Карфагенская война

Борьба с лжеучениями

Заслуги Тертуллиана в борьбе с заблуждениями трудно переоценить. В частности, он обнажил и разоблачил такие известные в его время ереси, как ереси Маркиона и Ермогена.

Первый, не разумея смысла ветхозаветных событий, внутренней связи Заветов, пришёл к заключению о двух богах: злом, описанном в Книгах Ветхого Завета, и добром — Отце Иисуса Христа.

Шаг за шагом изобличая заблуждения Маркиона, Тертуллиан показал, в чём состоит Божий гнев и Божья педагогика, разъяснил, что Бог Един и Единственен, что Он не является Виновником зла, а Его кары — проявлением злобы. Применяя обширные, стройные доводы, прибегая к Писаниям, Тертуллиан доказал, что Гнев Божий обрушивается на беззаконников не без причин и не без благих промыслительных целей.

Ермоген стоял на почве дуализма и хулил Бога, отрицая создание мира из ничего. Он учил, что мир сотворен из совечной Богу материи, ведь если бы это было не так, Бог не был бы вечным Господом, поскольку не имел бы совечного Ему предмета владычества.

Тертуллиан возразил, и успешно, что в случае правоты Ермогена Бог был бы не абсолютным, а ограниченным, и Его способность творить зависела бы не только от Его воли и совершенств, но и от наличия существующей материи. В этом случае получалось бы, что для реализации Своего творческого потенциала Бог испытывал бы в материи нужду.

Тертуллиан о единстве божественной и человеческой природы Христа

Тертуллиан особое внимание обращал на вопрос о единстве двух природ во Христе: божественной и человеческой. Он боролся против высказываний о том, что Христос никогда не рождался, не обладал плотью и не воскрес во плоти, так как хорошо понимал, что отрицание «человеческого» во Христе ведет к уничтожению христианской религии

Истину Христа Тертуллиан понимал как «нечто единое и верное»; ее надо принимать на веру, без всяких размышлений и доказательств. Тертуллиан был убежден, что божественное вне всяких сомнений превосходит мудрость мира сего. «Мудрость мира сего есть безумие перед богом» (апостол Павел).

И наоборот, Тертуллиан считал невозможным с точки зрения разума и логики, постичь, например, единство бога в трех лицах, непорочное зачатие, «чудеса», богочеловеческую природу Христа, смерть Христа, а затем воскресение во плоти. Только вера открывает божественную истину: реальность непостижимого, достоверность невероятного, несомненность невозможного.

Для Бога нет ничего невозможного. Истину надо искать, а, найдя, верить, а не мудрствовать. Тертуллиан писал: «Мы не нуждаемся в любознательности после Христа, не имеем нужды в исследовании после Евангелия», «Пусть любопытство уступит вере, пусть слава уступит спасению», «Не знать ничего против Правила веры – это значит знать все».

Библиография

Работает

О других проектах Викимедиа:

Тертуллиен , в Wikisource

Ad martyras (197 или 202-203)

  • Apologétique = Apologeticum (конец 197), Les Belles Lettres, 2002, 234 стр. Trad. Фредерик Шапо: Первые христианские сочинения , Галлимар, сб. «La Pléiade», 2016, с. 829-918.
  • Моей жене = Ad uxorem (199), Серф, 1980
  • Проконсулу Африки Лопатке (212)
  • Против шоу
  • De la flesh du Christ  (in) (между 253 и 259), Серф, колл. «Источники Кретьена», 1975, 2 т.
  • Терпение = De терпение (200-203), Арлеа, 2001
  • De la toilette des femmes = De cultu feminarum (197-201), Серф, сб. «Источники Кретьена», 1976, 194 с.
  • Des glasses  (en) = De Spectaculis (c. 198), Cerf, колл. «Источники Кретьена», 1986, 365 стр. Первая развлекательная компания , трад. А.-Э. де Женуд в редакции Николя де Монпелье, Файяр / Тысяча и одна ночь, 2015, 96 с.
  • Крещение. Из крещения (200-206): Крещение. Первый христианский трактат
  • Сон, мечты, смерть . Выдержки из трактата Пьера Клоссовского « О душе » (1948), Le Promeneur, 1999, 65 с.

Исследования

  • Адемар д’Але, La theologie de Tertullien , Париж, Beauchesne, 1905.
  • Жером Александр, теолог Тертуллиана , Слово и тишина, Коллекция Collège des Bernardins, Сен-Мор, 2012.
  • Рене Браун, Deus christianorum. Исследование доктринальной лексики Тертуллиана , Париж, Études augustiniennes, 1977 г. (второе издание; первое издание 1962 г.).
  • Штайнманн Жан: Тертуллиан . Editions du Chalet, 1967 год
  • Gosta Claesson, Index Tertullianeus , Париж, Études augustiniennes, 1975 (3 тома).
  • Жан-Клод Фредуй, Tertullien et la конверсия античной культуры , 2- е изд., Institut d’études augustiniennes, Париж, 2012.
  • Жорж д’Амбуаз, Tertullianus redivivus — 3 тома (1646-1650)
  • Филипп Хенн, Tertullien l’Africain , Éditions du Cerf, 2011.
  • Жозеф Моингт , Теология тринитера де Тертуллиен , Париж, Обье, 1966, 3 тома.
  • Морис Сашо , Изобретение Христа. Генезис религии , Издания Одиллии Иаков , «Медиологическое поле», 1998 г.
  • Морис Сашо, Когда христианство изменило мир: христианское подрывание древнего мира , Éditions Odile Jacob, 2007 г.
  • Винсент Серральда и Андре Юар , Le Berbère … Lumière de l’Occident , éd. Новые латинские издания, Париж , 1990 г. ( ISBN   )

Глава 1

Мы, действительно, и не боимся и не
страшимся того, что претерпеваем от незнающих; так как
мы, желая достигнуть того, что Бог обещает, и боясь
терпеть то, чем Он угрожает жизни развращенной, вступили
в эту секту, приняв, конечно, условие ее договора —
вести эту битву, жертвуя своею жизнью. Поэтому мы
сражаемся со всякою вашею жестокостью, выступая против
нее даже добровольно, и радуемся более тогда, когда нас
осуждают, чем тогда, когда нас оправдывают. Итак мы
посылаем эту книжку, боясь не за себя, а за вас и всех
врагов своих, не говоря уж о друзьях. Ибо учение наше
повелевает нам любить даже врагов и молиться за тех, кто
нас преследует, чтобы доброта наша была совершенною и
чтобы составляла нашу собственность, а не принадлежала
всем. Ведь любить друзей свойственно всем, а любить
врагов — одним только христианам. Поэтому мы, и скорбя о
вашем незнании, и сожалея о вашем заблуждении, и
прозревая будущее, и видя, что знамения его ежедневно
угрожают, должны решиться хотя этим способом заявить вам
то, что вы не хотите открыто выслушать.

Заблуждение: чего не говорил Тертуллиан

Начну с простого. Такой цитаты у Тертуллиана нет. Этот факт, кстати сказать, не оспаривают даже многочисленные «крылатые цитатники», называя выражение «парафразой слов христианского писателя».

Однако обратимся к тексту. В книге «О плоти Христовой» (De Carne Christi) Тертуллиан пишет буквально следующее: «Сын Божий пригвожден ко кресту; я не стыжусь этого, потому что этого должно стыдиться. Сын Божий и умер; это вполне вероятно, потому что это безумно. Он погребен и воскрес; это достоверно, потому что это невозможно». (Буквально на латыни: «Et mortuus est dei filius; prorsus credibile est, quia ineptum est. Et sepultus resurrexit; certum est, quia impossibile»).

Автор размышляет о том, что перевернуло всю человеческую историю и вошло в культуру как Тайна христианства — о воскресении Христа.

Конечно, для взглядов Тертуллиана весьма характерна мысль о том, чтоКвинт Септимий Тертуллиан родился около 155 г. в языческой семье в Карфагене (Северная Африка). Получив блестящее образование, он провел по-язычески буйную и разгульную молодость, что в дальнейшем сказалось на жестком и непримиримом к язычеству характере его произведений. Примерно в 35-40 лет он принимает христианство, а затем становится священником. Тертуллиан был одаренным писателем и богословом, оказавшим большое влияние на развитие христианского вероучения. Однако под конец жизни он сам уклонился в ересь монтанизма. Умер Тертуллиан после 220 г., точная дата его смерти неизвестна. разум, требующий доказательств, философия, пытающаяся постичь истину, на самом деле только всё запутывают и извращают… С этим тезисом, конечно, можно и поспорить. В том числе и с христианских позиций. Те мыслители эпохи поздней античности, которых церковная традиция именует отцами Церкви, как раз и занимались созданием философской и богословской системы, облекая в броню рациональных рассуждений то, что содержалось в символической форме в Евангелии. А наука и религия — это не противоположные и соперничающие способы познания мира, а разные. И в чем-то взаимодополняющие друг друга.

Однако речь сейчас не об этом споре, а о знаменитой фразе. И тут все несколько по-иному: гораздо глубже и серьезнее. Если, конечно, использовать не парафразу в трактовке Луначарского, а читать самого Тертуллиана.

Сочинения

Опера Омния, 1598 г.

Тертуллиан был первым великим латиноговорящим богословом в Северной Африке.

Два в одной плоти
Тертуллиан обращается к своей жене.
«Какое чудесное иго для двух христиан — одна и та же надежда, один и тот же закон, одно и то же служение! Они оба братья, оба товарищи по рабству. Ничто не разделяет их ни по плоти, ни по духу. Воистину, их двое в одной плоти, и где одна плоть, там и один дух. Вместе они молятся, вместе преклоняют колени, вместе быстро. Они обучают друг друга, наставляют друг друга, поддерживают друг друга. В Церкви Бога они идут бок о бок, разделяя трапезу Божью, единым сердцем встречают испытания и гонения, вместе утешая друг друга. От одного к другому нет секретов, отвлекающих маневров, горя. В полной свободе они навещают больных, кормят голодных. Они беспрепятственно подают милостыню, беспрепятственно выполняют свои повседневные обязанности; они не переходят тайно, не благодариют дрожанием, не просят благословения в молчании. С ними звучат гимны и псалмы: им Господь воспоет самые прекрасные хвалы. Христос счастлив смотреть на них, слышать их и шлет им Свой мир. Где двое собраны, это есть ( Мф 18:20 ). «

Сочинения

Общий характер

Сохранилась 31 работа и еще несколько фрагментов. Около пятнадцати работ на латинском или греческом языке утеряны, некоторые еще в IX веке ( De Paradiso, De superstitione saeculi, De carne et anima сохранились в ныне поврежденном Codex Agobardinus в 814 году нашей эры). Работы Тертуллиана охватывают всю теологическую область того времени — апологетику против язычества и иудаизма, полемику , политику, дисциплину и мораль или всю реорганизацию человеческой жизни на христианской основе; они дали картину религиозной жизни и мысли того времени, которые представляют большой интерес для церковного историка.

Как и другие раннехристианские писатели, Тертуллиан использовал термин paganus для обозначения «гражданского» в отличие от «воинов Христа». Мотив Майлза Кристи не принимал буквального значения участия в войне до тех пор, пока церковные доктрины, оправдывающие участие христиан в битвах, не были разработаны примерно в V веке. В трудах Тертуллиана 2-го века paganus означал «гражданское лицо», которому недоставало самодисциплины. В De Corona Militis XI.V он пишет:

Apud hunc tam miles est paganus fidelis quam paganus est miles fidelis. С Ним верный гражданин является солдатом, так же как верный солдат является гражданином.

Хронология и содержание

Хронологию его произведений сложно установить с уверенностью. Это частично определяется монтанистскими взглядами, изложенными в некоторых из них, собственными ссылками автора на это письмо или то, что предшествует другим (см. Harnack, Litteratur II. 260–262), а также определенными историческими данные (например, ссылка на смерть Септимия Севера , Ad Scapulam , iv). В своей работе против Маркиона , которую он называет своим третьим сочинением о маркионитской ереси, он называет ее датой пятнадцатым годом правления Северуса ( Adv. Marcionem, I. 1, 15), то есть примерно 208 годом.

Произведения могут быть разделены на два периода христианской деятельности Тертуллиана: мейнстрим и монтанизм (ср. Harnack, II, 262 sqq.), Или в зависимости от их предмета. Цель прежнего способа разделения — показать, если возможно, изменение взглядов Тертуллиана. Следуя второму способу, представляющему больший практический интерес, сочинения делятся на две группы. Апологетические и полемические произведения, такие как Apologeticus , De testimonio animae , антиеврейский De Adversus Iudaeos , Adv. Marcionem , Adv. Praxeam , Adv. Hermogenm , De praescriptione Hereticorum и Scorpiace были написаны для противодействия гностицизму и другим религиозным или философским доктринам. Другая группа состоит из практических и дисциплинарных работ, например, De monogamia , Ad uxorem , De virginibus velandis , De cultu feminarum , De Patientia , De pudicitia , De oratione и Ad martyras .

Среди его апологетических сочинений, Апологетик, адресованный римским магистратам, является наиболее острая защита христианства и христиан от упреков язычников и важное наследие древней церкви, провозглашающая принцип свободы религии как неотъемлемую часть права человека и требование справедливого судебного разбирательства для христиан, прежде чем они будут приговорены к смерти.

Тертуллиан первым опроверг обвинения в том, что христиане приносили в жертву младенцев на праздновании Вечери Господней и совершали инцест. Он указал на совершение таких преступлений в языческом мире, а затем доказал свидетельством Плиния Младшего, что христиане дали клятву не совершать убийств, прелюбодеяния или других преступлений. Он указал на бесчеловечность языческих обычаев, таких как кормление животных мясом гладиаторов. Он утверждал, что богов не существует, и поэтому нет языческой религии, против которой христиане могли бы оскорблять. Христиане не занимаются глупым поклонением императорам, чтобы они преуспели: они молятся за них, и чтобы христиане могли позволить себе пытки и смерть, и чем больше они низвержены, тем больше они растут; «кровь христиан — это семя» ( Apologeticum , 50). В De Praescriptione он развивает основную идею о том, что в споре между церковью и разделяющей стороной все бремя доказывания лежит на последней, поскольку Церковь, обладающая нерушимой традицией, самим своим существованием является гарантия его истинности.

Пять книг против Маркиона, написанные в 207 или 208 годах, являются наиболее полными и подробными из его полемических работ, бесценными для оценки раннехристианского взгляда на гностицизм. Джо Энн Макнамара определила Тертуллиана как человека, который изначально наделил освященную деву «невестой Христа», что помогло подчинить независимую деву патриархальному правлению.

Богословие и мораль

В конце II — го  века и в начале III E Тертуллиан открыл христианскую литературу на латинском языке и вместе с ним начал теологию на этом языке. Во время его широкой аудитории30 мая 2007 г., Папа Римский Римский Бенедикт XVI , в серии катехезах , что он обычно дает во время его аудитории, сделал сообщение об этом Отца Церкви , чья «работа расточки решающие плоды, которые было бы непростительно недо- оценить». Папа настаивал на существенном богословском вкладе, содержащемся в трудах Тертуллиана, в частности, в его сочинениях апологетического характера , которые являются наиболее известными. По его словам, они проявляют два основных намерения: опровергнуть серьезные обвинения язычников в отношении новой религии и распространить послание Евангелия через диалог с культурой того времени. Верховный Понтифик подчеркнул в отношении Святой Троицы  : «Более того, Тертулиан сделал огромный шаг в развитии догмата о Троице  : он дал нам на латыни адекватный язык для выражения этой великой тайны, введя термин« субстанция ». . »И« три человека ». Точно так же он также значительно развил язык, который правильно выражает тайну Христа , Сына Божьего и истинного человека. »

Историк Марсель Симон анализирует важность Тертуллиана в области теологии в следующих терминах:

Типичные выражения

Тертуллиан демонстрирует смысл фразы, которой не пренебрег бы современный рекламодатель. Итак, что происходит с нашим биологическим оборудованием после смерти:

«  После стольких бесчестий она возвращается на землю, свою первую стихию, чтобы взять имя трупа; даже это имя трупа не останется с ней надолго: она станет je ne sais quoi, у которой больше нет имени на каком-либо языке  ».

О воскресении плоти , IV.

Бакунин приписывает ему, может быть, ошибочно, знаменитое «  credo quia absurdum  » («Я верю, потому что это абсурдно»).

Фраза Тертуллиана, однако, еще более радикальна: «  Crucifixus est Dei Filius: non pudet quia pudendum est; и mortuus est Dei Filius: prorsus credibile est, quia ineptum est; et sepultus resurrexit: certum est, quia impssibile.  «Сын Божий распят: я не краснею за это, потому что это краснеть. Сын Божий мертв: вы должны верить в это, потому что это возмущает мой разум; похоронен, его реанимировали: это точно, потому что это невозможно. »

Плоть Христа , V, 4

Эта фраза обычно понимается как означающая, что там, где разум кажется бессильным, мало что остается, кроме обращения к вере, чтобы облегчить его. В , Декарт будет принимать подобное отношение, что и морали путем предоставления .

Мы также можем увидеть ссылку на парадокс, первоначально сформулированный Аристотелем: легко убедить в вероятном, но мы верим в необычное, только если видим его. Так что неправдоподобная история, которую все же удается распространить, вероятно, имела бы фактическую основу. Это один из редких набегов Аристотеля в область вероятности причин .

Жизнь и деятельность

* До обращения

Тертуллиан родился в Латинской Африке, в Карфагене, около 155 года

Отец — римский центурион.

Получил юридическое образование, знал греческий язык и был знаком с
философией и литературой.

Занимался юриспруденцией.

В Корпусе Гражданского права императора Юстиниана
Дигесты») среди других римских юристов неоднократно
цитируются высказывания и суждения некоего Тертуллиана. Большинство
ученых идентифицируют этого римского юриста Тертуллиана с христианским
богословом.

Известно, что Тертуллиан был женат.

* После обращения

Обращение (ок. 190—195 гг.)

Тертуллиан обратился в христианство в зрелом возрасте

Блаж. Иероним сообщает нам, что Тертуллиан вскоре стал пресвитером
в Карфагене.

Уклонение от Церкви (ок. 202-203 гг.)

Тертуллиан стал склоняться к более суровой дисциплине монтанистов.
По словам блаж. Иеронима, какая то обида со стороны римского
клира явилась для этого поводом.

Монтанизм (ок. 207-208 гг.)

Тертуллиан открыто становится последователем Монтана

Собственная община

Под конец жизни Тертуллиан отказался от монтанизма и основал
свою собственную общину. Его последователи существовали еще в пятом веке под именем тертуллианистов.

Примечания и ссылки

  1. Шарль-Андре Жюльен , История Северной Африки (1951) , Payot, 2001, стр.  226.
  2. Андре Бертье , Алжир и его прошлое (1951) , Пикар, 1951, стр.  25.
  3. «  Святой Иероним (…) сделал его священником. Этого не должно быть », — считает Морис Сашо , который считает это скорее« безобразным »христианином (« Когда христианство изменило мир » , Odile Jacob, 2007, p.  111 ).
  4. ↑ и Osservatore Romano от 31 мая 2007 г.
  5. Марсель Симон, Античная цивилизация и христианство , Париж, 1972.
  6. Мари Цуркан, «  Быть женщиной по Тертуллиану  », Вита Латина , 1990 год, стр.  21 ( )
  7. Мари Цуркан, «  Быть женщиной по Тертуллиану  », Вита Латина ,1990 г., стр.  17
  8. «Очевидно, что тот, кто нуждается в этом для своего счастья, для своей жизни, должен отказаться от своего разума и, возвращаясь, если может, к наивной, слепой, глупой вере, повторить с Тертуллианом и со всеми искренними верующими эти слова, которые резюмируйте саму квинтэссенцию богословия: «Я верю, потому что это абсурд» »( Бог и государство )
  9. Риторика II, 23, 1400 а 6-9.
  10. Его жене 9 , пер. Ф. Кере: Брак в древней церкви, сб. Ichtus 13, Le Centurion / Grasset, Париж, 1969, стр.  282-283.
  11. Quintus Septimus Florens Tertullianus, ( перевод  с латыни Флоримон де Ремон ), Aux martyrs , Лион, Бенуа Риго,1595( 1- е  изд. C 200), 14  п. .

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :

    • ( )
  • Ресурс, относящийся к религии

    Словарь духовности

     :

  • Ресурс, связанный с шоу

    Показать архивы

     :

  • Ресурсы изобразительного искусства

    (de + en + la)  Sandrart.net

     :

  • Ресурсы исследования

    (от)  ALCUIN

     :

Древнее христианство (до 451 г.)

История Истоки христианства  · Сообщество Иоанны  · Христианство anténicéen  · Еврейские корни  · Великая церковь  · Апостольских отцы  · Отцы Церкви  · Пустынные отцы  · святоотеческое  · Canon Библия
События Римские гонения  · Миланский эдикт (313)  · Первый Никейский собор (325)  · Сардский собор (343)  · Сирмианские соборы (349-359)  · Салоникский эдикт (380)  · Первый Константинопольский собор (381)  · Собор Эфес (431)  · Халкидонский собор (451)
Споры Марционизм  · Докетизм  · Гностицизм  · Новатианство  · Арианство  · Несторианство  · Монофизитство
Догреческие личности (до 325 г.) Климент Римский  · Игнатий Антиохийский  · Папий  · Поликарп Смирнский  · Мученик Иустин  · Татиан  · Ириней  · Климент Александрийский  · Тертуллиан  · Мелит Сардский  · Ипполит Римский  · Ориген  · Киприан Карфагенский  · Лактанс
От Никеи I до Халкидона (325-451) Ossius Cordoba  · Евсевий  · Афанасий Александрийский  · Ефрема Сирина  · Хилари Пуатье  · Епифаний Кипрский  · Кирилл Иерусалимский  · Василий Кесарийский · Григорий Богослов · Григорий Нисский · Амвросий Медиоланский · Златоуста · Руфин из «Аквилеи · Джером · Augustine · Кассиан · Кирилл Александрийский · Леон Великий                    
Текст I — го и II — го  века Первое послание Климента  · Второе послание Климента  · Послание Варнавы  · Диатессарон  · Дидахе  · Пастор Ерма  · Послание к Диогнету  · Протевангелий Иакова  · Евангелие от Фомы  · Библиотека Наг-Хаммади
Археология Архитектура  · Искусство  · Баптистерии  · Кодекс  · Фрески  · Мозаика  · Гроб  · Символы
Историки Тимоти Барнс  · Мари-Франсуаза Baslez  · Франсуа Бланчетьер  · Питер Браун  · Джеймс Dunn  · Барт Д. Эрман  · Александр Февр  · Дэвид Флуссер  · Pierre Geoltrain  · Рэми Gounelle  · Жан Гийон  · Ларри Уртадо  · Дэн Джаффе  · Bertrand Lancon  · Ален Ле Боуллуек  · Рамсей Макмуллен  · Pierre Maraval  · Daniel Marguerat  · Пол Маттеи  · Саймон Клод Мимуни  · Etienne Nodet  · Энрико Norelli  · Чарльз Перро  · Чарльз Pietri  · Бернард Pouderon  · Henri-Charles Puech  · Жан-Мари Salamito  · Мадлен Scopello  · Герд Theissen  · Etienne Trocmé  · Геза Вермес  · Вейн  · Франсуа Вуга
  • Портал христианства
  • Портал берберов
  • Портал богословия

Критика тщеславия

В De cultu feminarum ( Об женском орнаменте ) Тертуллиан напоминает, что «на переднем крае насосов века всегда обязательно золото и серебро . Но в конце концов, что это такое? земля немного светлее, потому что, мучительно вырванная из шахт рабскими руками , приговоренная к этому наказанию, она была залита потом и слезами. «Поэтому он квалифицирует как преступление», с одной стороны, золото, серебро, драгоценные камни, драгоценные ткани; с другой — чрезмерная забота о волосах , коже и всех частях тела, которые бросаются в глаза «.

Эта оппозиция тому, что он считает абсурдом, принесет ему репутацию женоненавистника , что, более того, не изменит его положение о женщине как главном агенте грехопадения мужчины .

По словам Мари Цуркан, Тертуллиен рассматривал женщин как общественную опасность, по его мнению, женщины, достойные чего-то хорошего, — это матери, вдовы, старушки, потому что у них есть большой опыт, и у них есть советы, которые они могут дать другим. Она объясняет, что Тертуллиан на самом деле не очень уважал женщин, а в женщинах его интересовало их оружие. Ему не нравился только внешний вид женщины, которую он видел за пределами внешности.

По словам Мари Цуркан, Тертуллиан в своих трудах описывает женщину как полезное и развратное существо, но он знает, что она создана Богом таким же образом, как и он, потому что он не считал женщину низшим существом. для мужчины, по его мнению, в глазах Бога женщина равна мужчине, поэтому это то, что он пытается продемонстрировать, он не поддерживает неравенство между женщиной и мужчиной, для него самое главное — мнение Бога . затем, что в глазах Бога мы все равны, поэтому для Него это то же самое.

Труды

Тертуллиан превосходно знал Священное Писание и греческих авторов. До нас дошло 31 сочинение Тертуллиана, все его труды посвящены темам, имевшим практическое значение: отношению христиан к язычеству, вопросам христианской морали и опровержению ересей. 14 сочинений, известных по названиям, не сохранились.

Первоначально Тертуллиан занимался апологетикой, написав собственно «Апологетик» («Apologeticus») и «К язычникам» («Ad nationes») в  г. и выработал кодекс христианской морали в трактатах «О зрелищах» («De spectaculis»), «Об идолопоклонстве» («De idololatria»), «О женском убранстве» («De cultu feminarum») и «К жене» («Ad uxorem»), наставляя катехуменов в трактатах «О крещении» («De baptismo»), «О молитве» («De oratione») и «О покаянии» («De poenitentia»), объяснив в трактате «Об отводе возражений еретиков» («De praescriptionem haereticorum»), почему не следует прислушиваться к их учениям. Автор биографии Тертуллиана блаженный Иероним назвал его поэтому «ardens vir» — «неистовый муж».

Апологетические

  • Apologeticus pro Christianis (англ.)русск..
  • Libri duo ad Nationes.
  • De Testimonio animae.
  • Ad Martyres.
  • De Spectaculis (англ.)русск..
  • De Idololatria.
  • Accedit ad Scapulam liber.

Полемические

  • De Praescriptionibus adversus Haereticos.
  • De Corona Militis.
  • De Fuga in Persecutione.
  • Adversus Gnosticos Scorpiace.
  • Adversus Praxeam.
  • Adversus Hermogenem.
  • Adversus Marcionem libri V.
  • Adversus Valentinianos (англ.)русск..
  • Adversus Judaeos.
  • De Anima.
  • De Carne Christi (англ.)русск..
  • De Resurrectione Carnis.

Поддельные работы

В прошлом Тертуллиану приписывали множество работ, которые, как было установлено, почти наверняка написаны другими. Тем не менее, поскольку их настоящие авторы остаются неизвестными, они продолжают публиковаться в сборниках работ Тертуллиана.

  • «Против ересей» Adversus (лат. Omnes Haereses) — возможно, Викторина Петавского;
  • «О казнях богах язычников» (лат. De execrandis gentium diis);
  • «Поэма против Маркиона» (лат. Carmen adversus Marcionem);
  • «Поэма против Иоанна Профета» (лат. Carmen de Iona Propheta) — возможно, Киприана Галльского;
  • «Поэма о Содоме» (лат. Carmen de Sodoma) — возможно, Киприана Галльского;
  • «Поэма о Бытии» (лат. Carmen de Genesi);
  • «Поэма о суде Господнем» (лат. Carmen de Judicio Domini).

Долгое время считалось, что Тертуллиан редактировал известный труд «Страсти святых Перпетуи, Фелицитаты и с ними пострадавших» (лат. Passio SS. Perpetuae et Felicitatis), большая часть которого является личным дневником святой Перпетуи. Сегодня эта точка зрения признана ошибочной, и труд публикуется отдельно от работ Тертуллиана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector