8 жутких картин, на которые невозможно смотреть без содрогания

Франсиско Гойя «Сатурн, пожирающий детей»

В 1819 году старый, измученный болезнями, разочаровавшийся в жизни, Франсиско Гойя приобрёл в окрестностях Мадрида дом, известный как «Вилла глухого». Великий художник страдал глухотой, страдал давно и безнадёжно, и возможно, именно поэтому имя дома сохранилось в истории, но название своё он получил всё-таки от прежнего владельца, Антонио Монтаньеса, который тоже ничего не слышал. Вероятнее всего, эта мрачная двусмысленность стала дополнительной приманкой для Гойи, искавшего укрытия от жизненных треволнений. Наполеоновское нашествие, падение королевского дома Бурбонов, буржуазная революция, герилья – освободительная война испанского народа против французов, реставрация монархии…

Испанская история первой четверти XIX века была богата на события и Франсиско Гойя был активным их участником. Но его свободолюбивые ожидания не оправдались, всё вернулось на круги своя, и даже печально знаменитая испанская инквизиция, упразднённая Наполеоном, была восстановлена и возобновила свою деятельность. Потрясённый масштабом постигших Испанию бедствий, потоками крови, захлестнувших его Родину, потерявший веру в то, что человечество способно устроить справедливую и разумную жизнь, Гойя спрятался на «Вилле глухого», чтобы подарить миру целую галерею мрачных, чудовищных образов.

Сразу после покупки Гойя реконструировал этот двухэтажный дом, устроил в нём два больших зала, один над другим. Стены в этих залах были специально подготовлены для живописи. К тому моменту, как Франсиско Гойе, опасавшемуся преследований инквизиции, в 1824 году разрешили покинуть пределы Испании, здесь было 14 фресок, по 7 в каждом зале. В 1828 году кем-то из близких художника был составлен список этих фресок с указанием точного расположения в каждом из залов. Долгое время эти изображения оставались неизвестными для широкой публики и специалистов. Лишь в середине 70-х годов XIX века некий англичанин перенёс фрески на холст и начал предлагать их различным музеям для продажи. Сильнее всего фресками заинтересовался крупнейший испанский музей Прадо, который и приобрёл их. После реставрации работы Гойи были выставлены на всеобщее обозрение и одобрения публики не снискали. Список претензий был обширен. Одни были недовольны излишне мрачными сюжетами, других не устраивала «неряшливая» техника письма. Но времена, когда в живописи царили академический сюжет и фотографическая точность безвозвратно уходили, и скоро фрески с «Виллы глухого» были оценены по достоинству. «Виллу глухого», к сожалению, снесли в 1910 году.

Надо сказать, сюжеты этих картин действительно трудно назвать жизнерадостными. По ночам больного, разочарованного старика преследовали странные видения, причудливо переплетающиеся с действительностью. Ночные кошмары Гойя в течение дня переносил на стены своего дома, пугая домочадцев и немногих друзей угрюмой выразительностью этих образов. Так родилась Юдифь, застывшая над Олоферном с устрашающего вида ножом (а ведь библейский рассказ утверждает, что голова Олоферна была отрублена мечом); так родились «Бычьи пастухи», лупящие друг друга палками с таким увлечением, что оба уже ушли по колени в песок»; так появились фантасмагорические «Парки», «Асмодей», «Прогулка инквизиции»… Так рождается самая пронзительная фреска «Виллы глухого» – «Сатурн, пожирающий детей».

Древнегреческий миф рассказывает нам, что верховный бог Кронос, у римлян – Сатурн, боялся своих детей, один из которых, согласно пророчеству, должен был лишить его власти. Чтобы этого не случилось, каждого своего ребёнка он съедал сразу после рождения, причём, бессмертные, они были обречены вечно жить в его чреве. Этой участи избежал только Зевс. Вместо него Кронос проглотил завёрнутый в пелёнку камень, подсунутый матерью Зевса.

Каким же увидел Гойя жестокого бога, пожирающего своих детей? Ничего божественного нет в безобразном великане, заталкивающем в широко раскрытый рот кусок окровавленной плоти. Ничего божественного, и ничего человеческого нет даже в его глазах, пустых и бессмысленных. И разрываемое тело принадлежит явно не младенцу, это тело взрослого, сформировавшегося человека. Так что, нужно понимать, послание художника, зашифрованное в этой фреске, не ограничивается одним языческим мифом, а несёт нам какое-то новое знание о мире, о жестокости жизни, об опасности неограниченной, ничем не стеснённой силы.

Примечания

  1. 12 МНМ, 1988.
  2. Сатурн (бог) // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  3. Ливий Андроник, фр. 2 Уормингтон; Овидий. Метаморфозы I 113
  4. Нонн. Деяния Диониса II 173
  5. О Граде Божьем, 7:19
  6. Вергилий. Энеида VIII 319
  7. Аврелий Виктор. Происхождение римского народа III 1
  8. Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 36, 1; Вергилий. Георгики II 548
  9. Юстин. Эпитома Помпея Трога XLIII 1, 3
  10. МНМ, 1988, со ссылкой на Liv. XXII 1, 19.
  11. 123 Мифологический словарь. Книга для учителя, 1985.
  12. Сатурн // Кто есть кто в античном мире / авт.-сост. Р. Бетти.
  13. Versnel, 1993, 1994, p. 162.

Кинта дель Сордо (Дом Глухого)

В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем, известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого).

Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Рисунок выполнен Сейнт-Элмой Гаутьер в 1877 году. Дом Гойи – небольшое строение слева. Правое крыло было возведено после смерти художника.

К этому времени художник пережил череду личных трагедий: смерть жены и нескольких детей, разлуку с близкими друзьями, тяжёлую болезнь, которая стала причиной его глухоты. Поселившись за городом, в тихом месте за рекой Мансанарес, Гойя надеется обрести душевный покой и избежать сплетен вокруг его отношений с Леокадией Вайс, молодой красивой женщиной, которая на тот момент была замужем за богатым купцом Исидоро Вайсом.

Но непростая ситуация в стране, которую художник остро переживает, и тяжёлый сердечный приступ, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье и психику. У Гойи начинается депрессия. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника.

Существует множество объяснений тому, какой философский и символический смысл имеют росписи из «Дома глухого». Некоторые исследователи творчества Гойи считают, что «Чёрные картины» вообще не поддаются пониманию. Что такое эти фрески? Проекции кошмарных снов, запечатленные галлюцинации больного рассудка или зашифрованные пророчества грядущих бед, ожидающих, как самого Гойю, так и всё человечество? Однозначного ответа не существует.

Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю

Поэтому, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом

Италия

Сатурн, оскопляющий Урана. 17 в

Палаццо Милези в Риме

Сатурн. Фреска

Вилла Медичи, Рим, Италия

Юнона и Сатурн. Веронезе, 1553 г

Дворец дожей, Палаццо Дукале, Венеция, Италия

Флоренция

Жерарди Христофано и Джорджо Вазари. Кронос оскопляет своего отца Урана. Палаццо Веккьо, Флоренция

Кроносу, этому кровожадному сыну титанов, поедавшему собственных детей, также посвящали довольно много картин с иными сюжетами. Правда, в большинстве случаев они отходят от классических. Но все-таки взглянуть на эти картины бога Сатурна будет весьма интересно.

Весьма насыщенна на персонажей и малозаметные детали эта картина, которую создали мастера Джорджо Вазари и Жерарди Христофано. Здесь Кронос косой (почему-то не серпом, как в канонической легенде) оскопляет поверженного отца. Вокруг столпились другие титаны, чьи судьбы решаются после этой схватки. На сегодняшний день картину хранят в галерее Палаццо Веккьо, во Флоренции.

Древнеримская мифология

Некоторые жители Древнего Рима верили, что Юпитер низвергнул с трона бога Сатурна. Последний же долго скитался по морям, ища дорогу в Лаций. Согласно известному поэту Вергилию, небожитель пришел в Италию с самого Олимпа. Также среди древних римлян было популярно предание о том, что бог Сатурн путешествовал на корабле по реке Тибр и доплыл до Яникула. В этом городе ему оказал дружеский прием бог Янус. Так небожитель обосновался на другом берегу реки. Его убежище находилось возле Капитолия, который в давние времена именовался холмом Сатурна. Исконных поселян города Лация, которые мирно трудились на лоне природы, называли впоследствии остатком Сатурнова поколения.

Немного про eSATA

Конечно, новичкам будет в первую очередь интересно узнать, eSATA – что это такое и с чем его едят. Если постараться ответить проще, то данный стандарт последовательного порта лежит по скорости и по удобству использования где-то между стандартами USB 2.0 и традиционным SATA. Сам термин имеет аббревиатурную расшифровку External Serial ATA, то есть порт, применяющий продвинутые технологии последовательного обмена данными и имеющий возможность «горячей» замены на лету как жестких дисков, так и других устройств, присоединенных к компьютеру.

Несмотря на то что eSATA-подключение появилось еще в 2004 году, сегодня зачастую пользователи отдают предпочтение более традиционным технологиям – USB и SATA.

Фрески первого этажа

В длинной вытянутой комнате нижнего этажа, в простенках, находилось семь фресок, которые были выполнены в одном стиле и представляли собой законченную композицию.

По обе стороны от входной двери размещались два портрета: предположительно, самого мастера и его экономки Леокадии Вайс, ставшей, впоследствии, хозяйкой дома.

Портрет Леокадии, находившийся с левой стороны, изображает молодую элегантную женщину, которая стоит, прислонившись к могильной ограде.

Леокадия

Что означает могила? Возможно, Гойя хотел показать, что Леокадия ждёт смерти своего мужа, который мешает ей стать законной женой художника. Или это могила самого Гойи и портрет говорит о мрачных предчувствиях, которые им овладели?

Справа от двери расположились «Два старика».

Два старика

Старик с длинной бородой, напоминающий фигуру с рисунка Гойи «Я всё ещё учусь», скорее всего, изображает самого живописца. Вторая фигура, это демон его вдохновения или инфернальный искуситель, который вынужден кричать глухому художнику в ухо, чтобы тот его услышал.

Две старухи, едящие из общей посуды

В углублении над дверью, – «Две старухи, едящие из общей посуды». На эту фреску обращают мало внимания, но она имеет большое значение для всей композиции. Изображённые на ней фигуры, не только едят, но и указывают на какое-то место вне пространства картины. Куда направлены их пальцы?

Может быть, художник пародировал самого себя, намекая на написанные им когда-то портреты герцогини Альбы?

Но скорее всего, старухи указывают на Гойю, как бы напоминая ему о старческой немощи и скорой смерти.

На противоположной к входной двери стене Гойя написал две, разделённые окном картины, ставшие впоследствии наиболее известными среди его современных почитателей: «Сатурн, пожирающий своих детей» и «Юдифь, отрубающая голову Олоферну», которые так же, как и фрески у входной двери являются изображениями Гойи и Леокадии, но символическими.

Сатурн, пожирающий своих детей

Отождествив себя с Сатурном, Гоя выразил свой страх за сына Хавьера, которого он боялся погубить неправильным воспитанием, ревностью или несправедливым гневом. Уродливое языческое божество, съедающее собственного ребёнка, это эмоциональная метафора неизбежного столкновения отцов и детей.

Юдифь, отрубающая голову Олоферну

В образе Юдифь, олицетворяющем власть женщины над мужчиной, нашли своё отражение переживания Гойи, связанные с его старением и угасанием сил. Очевидно, что отношения с Леокадией усиливали это горькое чувство.

Слева от «Леокадии», на большой продольной стене между окон, находился огромный фриз «Шабаш ведьм» или «Большой козёл». Напротив него на правой стене – фриз “Паломничество к св. Исидору”, изображавший ежегодное народное гуляние, устраиваемое в Мадриде.

Шабаш ведьм

Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Но, судя по всему, художника интересовала не магия, как таковая, а суеверия, существовавшие в то время в испанском обществе. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Её содержание направлено против роялистов и духовенства, получивших значительную власть после поражения испанской революции.

Паломничество к св. Исидору

“Паломничество к св. Исидору” мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Для участников паломничества праздник одного из самых почитаемых в Испании святых всего лишь повод, для того чтобы выпить и покуражиться. Тем не менее, тьма, которая окутывает идущую толпу, и испуганные лица паломников придают картине мрачное настроение. Чтобы усилить драматизм происходящего, в правый нижний углу фрески Гойя поместил фигуру монаха, который с горечью и скорбью наблюдает за процессией. “Паломничество к св. Исидору” невольно хочется сравнить с другой, наполненной светом и радостью работой Гойи “Праздник в день Св. Исидора”, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин».

Праздник в день Св. Исидора

Сатурн — бог-правитель Рима

О Сатурне римляне рассказывали немало преданий. Один из самых известных мифов рассказывает, что юный бог вынужден был сбежать от своего отца Коэлуса.

Сатурн отправился в город Лаций, где правивший там Янус радушно встретил его. Поскольку бог Янус мог видеть как прошлое, так и будущее, народ доверился своему царю – а тот видел, что Сатурн сыграет важную роль в истории Рима.

Как оказалось в дальнейшем, Янус был абсолютно прав. Период его правления и власти Сатурна, что стал верным последователем и соратником, называют “золотым веком” Древнего Рима.

Сатурн являлся божеством процветания и достатка, а также мудрости. Благодаря ему римляне научились выращивать виноград и другие ценные культуры, Сатурн рассказал людям о правилах земледелия, научил их жизненным премудростям.

Более того, при Сатурне, как гласят легенды, народ Рима стал цивилизованным и образованным. Просвещённый бог не мог допустить, чтобы его подданные были невежественными и дикими людьми.

Сатурн – бог мудрости, процветания и рабов

Древние римляне считали, что каждый бог нуждается в подношениях. Если задобрить бога, то можно заручиться его поддержкой, что поможет достичь желаемого. Храмы Сатурна народ посещал практически каждый день, оставляя подношения своему великому богу.

Очень важно было соблюдать правила принесения даров богу. Голова человека, совершающего жертвоприношение, всегда закрывалась вуалью

Римляне верили, что Сатурн – бог истины и справедливости, а потому требует от человека скрыть своё лицо. Благоволил Сатурн к тем, кто был достоин этого.

Яркий праздник сатурналий ежегодно проводился в Древнем Риме. Он длился целую неделю, начиная с 17 декабря. На время торжеств общественная деятельность приостанавливалась, школы временно закрывались, чтобы учащиеся могли повеселиться вместе со своими семьями. Атмосфера свободы и веселья царила повсюду.

Сатурналии – необыкновенный праздник Древнего Рима

Из-за интересного обычая, соблюдавшегося многие века во время сатурналий, Сатурна называли богом рабов. Поскольку божественный покровитель считал всех людей равными, на сатурналии было принято отпускать на волю рабов. Если хозяева не могли это сделать, то следовало поменяться с рабами местами.

В это время тяжёлую работу выполняли хозяева, а для прислуги накрывали пышный праздничный стол. Рабы могли надевать одежду хозяев, разговаривать с ними на равных и даже отдавать приказы. Римляне верили, что Сатурн благоволит к тем, кто соблюдает эту необычную традицию.

Храм Сатурна, возведённый в V веке до нашей эры, можно назвать хранилищем всех богатств государства. Именно там находилось всё золото и серебро Римской империи.Там выделялись средства на общественные нужды и гладиаторские бои. Согласно поверьям, Сатурн оберегал богатства, ведь сам являлся божеством процветания и благополучия.

Храм Сатурна и Храм Веспасиана, Рим, 1860-е годы.

Сатурн – интересный и яркий бог, в честь которого была названа прекрасная планета-гигант. Я уверена, что не только знать, но и простые люди, даже рабы Древнего Рима искренне любили своего бога. Главным качеством Сатурна было стремление к справедливости, а идеи равенства всех людей, независимо от их сословия и материального достатка, по-прежнему остаются актуальными.

Состав и интерпретации

Внешнее видео

Гойя изображает Сатурна, питающегося одним из своих сыновей. Голова его ребенка и часть левой руки уже съедены. Правая рука, вероятно, тоже была съедена, хотя ее можно было сложить перед телом и удерживать на месте большими пальцами Сатурна. Титан вот-вот снова укусит левую руку; когда он вырисовывается из темноты, его рот широко раскрывается, а глаза широко распахиваются. Единственная другая яркость на картинке исходит от белой плоти, красной крови трупа и белых суставов Сатурна, когда он впивается пальцами в заднюю часть тела. Есть свидетельства того, что изначально на картине мог быть изображен титан с частично эрегированным пенисом, но, если он когда-либо присутствовал, это дополнение было потеряно из-за ухудшения фрески с течением времени или во время переноса на холст; на сегодняшней фотографии область вокруг его паха нечеткая. Возможно, он даже был намеренно перекрашен, прежде чем картина была выставлена ​​на всеобщее обозрение.

Более барочный стиль Питера Пауля Рубенса « Сатурн, пожирающий своего сына» (1636), возможно, вдохновил Гойю .

Предлагались различные интерпретации значения картины: конфликт юности и старости, время как пожиратель всего сущего, гнев Божий и аллегория ситуации в Испании, где отечество поглотило собственных детей в войнах. и революция. Были объяснения, основанные на отношениях Гойи с его собственным сыном Ксавьером, единственным из его шести детей, дожившим до взрослой жизни, или с его домработницей и возможной любовницей Леокадией Вайс ; пол потребляемого тела нельзя определить с уверенностью. Если Гойя делал какие-то записи на картинке, то они не сохранились; так как он никогда не планировал выставлять картину на всеобщее обозрение, он, вероятно, мало интересовался объяснением ее значения

Как уже было сказано , что картина «важное значение для нашего понимания состояния человека в наше время, так же , как Микеланджело «s Сикстинской капеллы потолок имеет важное значение для понимания тенора 16 — го века».

Возможно, Гойя был вдохновлен одноименной картиной Питера Пауля Рубенса 1636 года . Картина Рубенса, также хранящаяся в Музее Прадо, представляет собой более яркую, более традиционную трактовку мифа: его Сатурн демонстрирует меньше каннибалистической жестокости, изображенной в исполнении Гойи. Однако некоторые критики предположили, что образ Рубенса более ужасен: бог изображен расчетливым безжалостным убийцей, который — опасаясь за свое положение власти — убивает своего невинного ребенка. С другой стороны, видение Гойи показывает человека, сошедшего с ума от убийства собственного сына. Или это можно было бы интерпретировать как титана, обезумевшего от страха перед идеей узурпации со стороны одного из его детей. Кроме того, тело сына на картине Гойи — тело взрослого, а не беспомощного младенца, изображенного Рубенсом. Гойя нарисовал мелом на ту же тему в 1796-1717 годах, который был ближе по тональности к работам Рубенса: на нем был изображен Сатурн, похожий по внешнему виду на Рубенса, который изящно кусает ногу одного из своих сыновей, пока он держит другой, как куриная ножка, без крови или безумия более поздних работ. Однако исследователь Гойи Фред Лихт выразил сомнения относительно традиционного названия, отметив, что классические иконографические атрибуты, связанные с Сатурном, отсутствуют на картине, а тело меньшей фигуры не похоже на тело младенца. Округлые ягодицы и широкие бедра обезглавленного трупа также поставили под сомнение идентификацию этой фигуры как мужчины.

Приложения

Библиография

  • Грегуар Жанмоно , 10 картин и их время , Дефюрсен,2010 г.
  • Роз-Мари Хаген и Райнер Хаген , Франсиско Гойя: 1746-1828 , Кельн, Ташен ,2003 г., 96  с. ( ISBN  978-3-8228-1822-0 )
  • Патрик де Ринк , Скрытый смысл: мифы и библейские истории в живописи от Джотто до Гойи , Брюссель, Людион,2001 г., 360  с. ( ISBN  978-90-5544-749-7 )
  • (ru) Эван Коннелл , Франсиско Гойя: Жизнь , Контрапункт,2004 г., 246  с. ( ISBN  978-1-58243-307-3 ) , стр.  256
  • (ru) Фред Лихт , Гойя: истоки современного темперамента в искусстве , икона,1983 г., 288  с. ( ISBN  0-06-430123-0 ) , стр.  288
  • (en) Карен Морден и Стивен Пулимуд , 1001 картина, которую вы должны увидеть, прежде чем умереть , Лондон, Quintet Publishing,2006 г.( ISBN  1-84403-563-8 )

Внешние ссылки

О других проектах Викимедиа:

Сатурн пожирает одного из своих сыновей , на Wikimedia Commons

  • (en) , Музей Прадо (доступ 3 октября 2013 г. )

Работы Франсиско де Гойи (выборка)

Молодость Победитель Ганнибала впервые созерцает Италию с Альп  · Жертвоприношение Пану
Религиозная живопись Картины Гойи в Картерии Aula Dei  · Распятый Христос
Картонные коробки для гобеленов
Первая серия Perros y útiles de caza  · Caza con reclamo  · La caza de la codorniz  · Эль-пескадор-де-канья
Вторая серия La merienda a orillas del Manzanares  · Baile a orillas del Manzanares  · El paseo de Andalucía  · El quitasol
Третья серия La Feria de Madrid  · Эль-Качарреро  · Ла-ацеролера  · Эль- Хуэго- де-Пелота на палах
Четвертая серия El columpio  · Las lavanderas  · La novillada  · El Majo — де — ла — Guitarra
Пятая серия Эпоха  · Невада  · El albañil herido  · Рина из гатоса
Шестая серия La gallina ciega  · La pradera de San Isidro  · La ermita de San Isidro  · Merienda campestre
Седьмая серия Ла бода  · Лас гигантильяс  · Эль пелеле  · Лас-мозас-дель-кантаро
Портреты Семья герцога Осуна  · Семья младенца Дон Луи де Бурбон  · Портрет Мануэль Годой  · Портрет Изабеллы Porcel  · Семья Карла IV  · Карла IV в красном
Столы для набережной герцогов Осуна Мачта удовольствия  · Качели  · Падение  · Атака дилижанса  · Деревенская процессия  · Вождение плуга  · Apartado de toros
Серия колдовства: Полет ведьм  · Ведьминский шабаш  · Лампа дьявола
Другие важные таблицы Трес-де-Майо  · Дос-де-Майо  · Сатурн, пожирающий одного из своих сыновей  · Обнаженная Майя  · Филиппинская хунта
Гравюры Гравюры Гойи по мотивам Веласкеса  · Los caprichos  · Бедствия войны  · La tauromaquia  · Disparates  · Бордоские быки
Черные краски Судьбы  · Два старых  · Два старики едят суп  · Дуэль клуб  · Ведьм Sabbath  · Мужчины читают  · Юдифь и Олоферн  · Паломничество в Сан — Исидро  · смеясь женщин  · Паломничество к источнику Святого Исидора  · Собака  · Сатурн , пожирающий одного из его сын  · манола: Леокадия Соррилла  · фантастическое видение  · Головы в пейзаже
Изгнание Доярка из Бордо  · Портрет Жака Галоса  · Портрет Хуана Баутисты Мугиро
Список произведений Франсиско де Гойи
  • Портал живописи
  • Портал 1810-х годов
  • Портал 1820-х годов
  • Портал греческой мифологии
  • Портал музея Прадо
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector