Досократическая философия
Содержание:
История
Термин «досократики» утвердился в 1903 году, когда немецкий учёный Герман Дильс собрал в труде «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker») тексты философов, живших до Сократа. Книга включала более 400 имён вместе с фрагментами орфических и других дофилософских теокосмогоний.
Термин «досократики» восходит к термину «досократическая философия», введённому немецким философом, филологом и теологом Иоганном Августом Эберхардом (1739—1809), который в своей книге 1788 года «Всеобщая история философии» разделил историю античной философии на два основных периода — «досократовскую философию» и «сократовскую философию».
В ставшей классической работе середины XIX века Эдуарда Целлера «Философия греков в её историческом развитии» в заложенной им периодизации древнегреческой философии её первый этап выделяется от древних ионийцев до Сократа. До Целлера Гегель в своей истории философии первый период древнегреческой философии определял от Фалеса до Аристотеля.
Концептуальным сведением досократиков воедино мы обязаны британско-шотландскому антиковеду Дж. Бернету (он называл их «ранними греческими философами»).
Другие ранние греческие мыслители
Первый мифологои мы:
- Гомер
- Гесиод
В Семь мудрецов Греции или Семь мудрецов (греч. οἱ ἑπτὰ σοφοί hoi hepta sophoi) — это титул, данный классической греческой традицией семи философам, государственным деятелям и законодателям VI века до н.э., которые были известны своей мудростью.
Аристей из Проконнес (7 век до нашей эры?)
Периандр (625–585 до н. Э.)
Фалес Милетский (ок. 620 — ок. 546 г. до н
э.) — обратите внимание, что Фалес одновременно и «досократик», и «мудрец», показывая, что значение термина «досократический философ» трудно определить.
Клеобул Родосский (ок. 600 г
до н.э.)
Питтак из Митилена (ок. 600 г. до н.э.)
Солон (ок. 594 г. до н.э.)
Анахарсис (ок. 590 г. до н.э.)
Предвзятость Приены (ок. 570 г. до н.э.)
Хилон Спарты (ок. 560 г. до н.э.)
Ферекиды Сироса (ок. 540 г. до н.э.)
Учение
Основным предметом философствования у досократиков был космос (природа). Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Досократиками были сформулированы два универсальных тезиса, на которых так или иначе строились их умозаключения: «из ничего ничего не бывает» и «подобное познаётся подобным». В тот период человек и сфера социального, как правило, не вычленялись из общекосмической жизни. Человек, общество и космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей. Как отмечал Ф. Х. Кессиди, концепция природы у них «призвана давать не только естественное (натурфилософское) пояснение того, что происходит в мире, но и служить средством жизненной ориентации в окружающей действительности: определить место и назначение человека в „божественном“ космосе». Устойчивой досократической концепцией отмечают дуализм.
Главные особенности философии досократиков
Кратко, отличия учения досократиков от других периодов можно определить по трем признаками:
- Мифологизация. Для этого направления характерно наделение стихий качествами живого существа. Помимо воды, огня, земли и воздуха к списку стихий причисляли эфир – небесное вещество, особый разреженный воздух, которым дышат боги.
- Хаотичность. Развитие философии досократиков происходило без четкой структуризации. Часто ее последователи противоречили друг другу, и их объединяла только принадлежность к одному историческому периоду.
- Дуализм. Древние философы рассматривали человека, как сосредоточие двух противопоставляемых начал: тела и сознания. Это один из главных парадоксов философии: в человеке эти начала объединены и взаимодействуют, хотя по сути они противоположны и не должны соприкасаться.
К досократикам часто причисляют философов, живших в одно время с Сократом, но не разделявших его взглядов. Это противоречит самому определению досократического периода, развивавшегося до появления сократической школы, созданной в 4 веке до н. э. Но поскольку современник Сократа, Демокрит, и его последователи поддерживали и развивали традиции античных философов, их также можно отнести к досократикам.
Философская позиция досократиков
Тексты, которые дошли до нас, помогают установить направление идей досократиков. Фрагменты и свидетельства современников говорят о том, что наиболее важным для ранних греческих философов был вопрос о начале единства всего. Ежедневные наблюдения мыслителей наводили их на мысли о том, что в мире ничто не вечно, но от этого мир не гибнет. Каждый день в окружающей среде происходят различные изменения, что-то гибнет, что-то вновь рождается, однако эти постоянные изменения не приводят к исчезновению мира. Более того, вокруг себя каждый человек постоянно наблюдает множество вещей и событий, но при этом мир остаётся целостным.
Значит, как полагали досократики, должна быть какая-то сила, которая оказывает невидимое действие, направленное на сохранение целого, и, будучи многим, она продолжает своё существование как единый мир, а любая вещь в этом мире существует как единая, и отсюда становится ясным, что сила или власть, которая способствует удержанию этого единства и позволяющая ей быть таковой, это и есть сама вещь в самом этом мире. Иначе не представляется возможным существование чего-либо.
Первые мыслители выдвигали множество гипотез по поводу того, что же может быть этой силой и кто мог бы выполнять данную необходимую роль. Согласно досократическим философским учениям и идея, которые они выдвигали, то такую объединяющую роль могли бы выполнять и вода, и воздух, и огонь и ещё много чего.
Определение
Досократики – это учёные-мыслитель, которые жили в VI — нач. IV в. до н.э., основных их занятием было исследование природы в смысле physis, иначе говоря, фюсиологии, ключевым вопросом, их изучения было принцип начала единства всего мира.
Некоторые учёные полагают, что к числу досократиков можно отнести и софистов, которые также занимались исследованием природы в этот период. Однако некоторые отрицают данное положение в силу того, что софисты базировали свои интересы в другой сфере, нежели фюсиологи.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
История развития
Несмотря на то, что философия досократиков относится к периоду античности, первые попытки обобщения разрозненных течений в единое учение предпринимались европейскими историками только в 17 веке. Термин «досократики» принадлежит немецкому ученому Герману Дильсу. В его работу «Фрагменты досократиков» включены все известные имена философов (более 400 человек), живших в период с 7 по 5 век до н. э.
Сами античные философы считали началом развития досократической мысли учения «семи мудрецов» — самых известных и почитаемых политических деятелей и философов. В различных источниках упоминаются разные имена, но все они включают Фалеса Милетского – первого философа Древней Греции после Аристотеля. По приблизительным подсчетам, Фалес родился в 640 г. до н. э. Он основал Милетскую школу – первую древнегреческую научно-философскую школу досократиков.
Следующая древнегреческая философская школа существовала в 580-430 г до н. э. Ее представители – элеаты – продолжали развивать учение Фалеса Милетского и вывели новое философское понятие – бытие. В этом историческом периоде существовала еще одна школа – Пифагорейский союз. Это – религиозный орден, состоящий из последователей Пифагора. Им принадлежит первая попытка перехода от материализма к идеализму.
Школа Гераклита, существовавшая в 4-5 веке до н.э., изучала космос. По мнению Гераклита, он – бесконечен и упорядочен. Космос существует сам по себе, у него нет создателя. Все космические процессы воспроизводятся автоматически и жизнь в космосе никогда не прервется. Гераклит считается основоположником наивного материализма.
Важным этапом развития досократской философии было учение Демокрита – атомизм. Его примерные годы жизни – период с 460 по 370 год до н. э. Демокрит дал определению атому – однородной частице, из которой состоит любая материя. Его учение – полноценный античный материализм.
Суть учения досократиков
Основным предметом философских размышлений досократиков был космос. Их представления об окружающем мире базировались на идее Аристотеля о Боге, как абсолютном начале. Все, происходящее в мире, цельный и непрерывный процесс, а Бог – его причина, основная и единственная движущая сила. По мнению Аристотеля, Бог и космос – тождественные понятия. Они не могут существовать по отдельности, и олицетворяют друг друга.
Для философии досократов характерны:
- практический подход к изучению – рационализм;
- ориентация на устройство общества, а не отдельного человека;
- отождествление Бога, человека и космоса.
Цель досократовской философии – поиск истинного источника мироздания и познание его основных законов. Учение базируется на двух основных тезисах: подобное познается подобным и из ничего, невозможно получить что-то. Человек рассматривался как часть общества и как часть общекосмической жизни. Досократическая концепция должна была позволить определить истинное предназначение человека.
литература
- Томас Буххайм : досократики. Философский портрет . Бек, Мюнхен, 1994.
- Вильгельм Капелле : досократики , Альфред Крёнер Верлаг, Штутгарт 1968, ISBN 3-520-11908-0 .
- Хельмут Флашар и др. (Ред.): Ранняя греческая философия (= Очерк истории философии . Философия древности , том 1). Тома 1 и 2, Швабе, Базель 2013, ISBN 978-3-7965-2598-8 .
- Германн Френкель : Пути и формы раннегреческой мысли . Бек, Мюнхен, 1955 г.
- Ханс-Георг Гадамер : Начало философии . Реклам, Штутгарт, 1996.
- Маттиас Гатземайер : Pre-Socratics , в: Юрген Миттельштрасс (Ред.): Энциклопедия философии и философии науки. 2-е издание. Том 8: Th — Z. Stuttgart, Metzler 2018, ISBN 978-3-476-02107-6 , стр. 358 — 361 (словарная статья с трехстраничной библиографией).
- Улоф Гигон : Происхождение греческой философии. От Гесиода до Парменида . Швабе, Базель и Штутгарт 1968.
- Вольф-Дитер Гудопп-фон Бем : Фалес и последствия. О развитии философской мысли. Анаксимандр и Анаксимен, Ксенофан, Парменид и Гераклит. Кенигсхаузен и Нойман, Вюрцбург, 2015 г.
- Уво Хёльшер : Первые вопросы. Исследования по ранней греческой философии . Vandenhoeck & Ruprecht, Геттинген, 1968.
- Андре Лакс : Концепция досократической философии: ее происхождение, развитие и значение. Перевод Гленна В. Моста . Princeton University Press, Princeton 2018.
- Энтони А. Лонг (ред.): Справочник по ранней греческой философии. От Фалеса до софистов. Мецлер, Штутгарт 2001.
- Ральф Людвиг: Пре-Сократики для начинающих. Введение в чтение. Deutscher Taschenbuch Verlag, Мюнхен, 2002 г.
- Ганс Георг фон Манц: досократики. В: Werner E. Gerabek et al. (Ред.): Энциклопедия истории болезни. Де Грюйтер, Берлин / Нью-Йорк 2005, ISBN 3-11-015714-4 , стр. 1459-1461.
- Кристоф Рапп : досократики . Бек, Мюнхен 2007.
- Вольфганг Шадевальдт : Истоки философии у греков. Досократики и их требования . Зуркамп, Франкфурт 1978 г.
- Герхард Штапельфельдт : миф и логос: античная философия от Гомера до Сократа . Ковач, Гамбург, 2007.
- Кристофер Чарльз Уистон Тейлор (ред.): От начала до Платона . История философии Рутледж Том 1, Лондон: Рутледж, 1997.
- Карл-Хайнц Фолькманн-Шлюк : философия досократиков. Начало западной метафизики . Кенигсхаузен и Нойман, Вюрцбург, 1992.
- Библиографии
- Леонс Паке, М. Руссель, Й. Лафранс: Les Présocratiques: Bibliographie analytique (1879–1980) , 2 тома, Беллармин, Монреаль 1988–1989.
- Луис Э. Навиа: досократические философы. Аннотированная библиография , Гарланд, Нью-Йорк, 1993.
Школы и их представители
Среди множества направлений, появившимся благодаря работе философов-одиночек, постепенно сформировались основные школы досократовской философии.
Милетская школа
Фалес Милетский был величайшим ученым своего времени. Помимо философии, он занимался изучением астрономии, гидроинженерией, физикой. Фалес много путешествовал и был знаком с основными открытиями ученых не только Греции, но и Египта, Финикии и других государств. Постоянное приумножение знаний и проведение своих собственных опытов позволило ему в итоге прийти к своей концепции мира. Он полагал, что Земля и все существующее на ней возникло из воды. Планета окружена мировым океаном со всех сторон, но она не может утонуть, а плавает на поверхности, как деревянный диск плавает на поверхности водоема. По мнению Фалеса, все предметы и вещества в некоторой степени живые – они наделены душой, так же как люди и боги, обитающие в космических просторах.
Продолжателями традиций Милетской школы были Анаксимандр и Анаксимен. Анаксимандр полагал, что источником всего живого является не вода, а некое первовещество – апейрон. Оно материально, но беспредельно, его невозможно выделить и изучить. Земля неподвижна, и стоит в центре мира. Все живые существа вышли на сушу, поднявшись с морского дна, и в него же должны уйти. Анаксимен развил идею Анаксимандра о воздухе, как источнике жизни. В его представлении воздух – божественное дыхание, пневма. Оно поддерживает планету и парящие в космосе Луну и звезды
Школа элеатов
Яркие представители последовательного изучения философии до Сократа – элеаты. Среди подвижников Элейской школы выделяют Парменида, Зенона Элейского и Мелисса Самосского. Элеаты были строгими рационалистами – они считали человеческий разум основой познания. Их основным объектом изучения было бытие.
Парменид впервые дал определение понятию «бытие» в своей поэме «О природе». Согласно ему, бытие – это то, что есть. Оно едино и неподвижно. Бытие не делится на части и не изменяется. Противоположность бытия – небытие. Оно тождественно пустоте – отсутствию. Поскольку небытие, являясь ничем, не может существовать, то и пустоты не существует.
Благодаря элеатам, появилось разделение мысли и чувства. С помощью мысли можно познавать существующее, в то время как чувства – более тонкая материя, знакомящая человека со скрытыми явлениями. Из учения элеатов возникла идеалистическая диалектика – направление в философии, для которого первичен дух, а материя вторична.
Пифагореизм
О пифагорейцах известно крайне мало, поскольку ни один из их трудов не сохранился. Предположительно, союз Пифагорейцев был основан в 6 веке до н. э. Пифагорейское учения базируется на принципе справедливости. Пифагор первым ввел в научную среду понятие «космос» – прекрасный порядок. В его представлении мир – прекрасен и гармоничен, подчинен закону последовательности.
Пифагорейцы интересовались числами – в цифрах они видели выражение абсолютной гармонии: единства во множестве и множества в единстве. Все природные и небесные явления цикличны и повторяются спустя точное количество времени. Также, пифагорейцы искали гармонию в геометрических построениях, музыке, космологии. Их философия базируется на принципе противоположностей: предела и беспредельного.
Через беспредельное, божественное начало, определяется предел, а без определения предела невозможно беспредельное существование.
Пифагорейцы делились на две группы: акусматики и математики. Первые изучали религиозные направления и жилы обособлено, а вторые занимались развитием науки и активно преподавали желающим научные дисциплины. Акусматики осуждали математиков, сделавших тайные знания доступными широкому кругу учеников, но не пытались помешать их преподавательской деятельности.
Атомизм
Атомическое учение основали два философа: Левкипп и его ученик Демокрит. Согласно их представлениям, мир состоит из пустоты и атомов – мельчайших, невидимых глазу частиц. Атомы однородны и непроницаемы, они имеют определенную формы. Они не поддаются исчислению, а пустота – измерению. Все в природе состоит из атомов. Свойства конкретного предмета или вещества определяются формой атомов, из которого оно создано.
Причина существования жизни, по мнению Демокрита, беспрерывное движение атомов и их постоянные соприкосновения. Атомизм стремится объяснить движение и изменение, которое отрицалось элеатами, придерживавшимися учения о неподвижности бытия. Последователь учения об атоме – Платон. Он полагал, что форма атома – правильный многогранник, состоящий из многоугольников.
Обзор
Аристотель был первым, кто позвонил им физиологи или же Physikoi («физики», после физический, «природа») и отличить их от более ранних (теологи), или мифологои (рассказчики и барды), которые приписывали эти явления различным богам.Диоген Лаэртиус разделяет физиологи на две группы: Ионическийво главе с Анаксимандр, и Italiote во главе с Пифагор.
Фокус и цели
Философы-досократы отвергли традиционные мифологические объяснения явлений они видели вокруг себя более рациональные объяснения. Их усилия были направлены на исследование конечной основы и сущности внешнего мира. Многие стремились к материальному принципу (Archê) вещей, а также способ их возникновения и исчезновения. Как первые философы, они подчеркивали рациональное единство вещей и отвергали сверхъестественные объяснения, вместо этого ища естественные принципы, действующие в мире и человеческом обществе. Досократики видели в мире Космос, упорядоченное устройство, которое можно понять с помощью рационального исследования. Досократические мыслители представляют дискурс, касающийся ключевых областей философского исследования, таких как бытие, первичный материал вселенной, структура и функции человеческой души, а также основные принципы, регулирующие воспринимаемые явления, человеческое знание и мораль.
Иногда бывает трудно определить действительную линию аргументации, которую некоторые досократики использовали в поддержку своих конкретных взглядов. Хотя большинство из них составили важные тексты, ни один из текстов не сохранился в полной форме. Все, что доступно, — это цитаты и свидетельства более поздних философов (часто предвзятых) и историков, а также отдельные текстовые фрагменты.
Эти философы задавали вопросы о » сущность вещей»:
- Откуда все взялось?
- Из чего все создано?
- Как мы можем объяснить множественность вещей, встречающихся в природе?
- Как мы можем описать природу математически?
Другие сосредоточились на определении проблем и парадоксов, которые стали основой для более поздних математических, научных и философских исследований.
Графические отношения между различными досократическими философы и мыслители; красные стрелки указывают на отношения оппозиции.
Традиции и современное открытие
Наши знания о них основаны на отчетах, известных как доксография — более поздних философских авторов (особенно Аристотель, Плутарх, Диоген Лаэртиус, Stobaeus и Симплициус), и некоторые ранние богословы (особенно Климент Александрийский и Ипполит Римский). Современный интерес к ранней греческой философии восходит к 1573 году, когда Анри Эстьен собрал ряд досократических фрагментов в Poesis Philosophica (Ποίησις Φιλόσοφος).Герман Дильс популяризировал термин «досократический» в Die Fragmente der Vorsokratiker (Фрагменты досократиков) в 1903 г. Однако термин «досократический» [sic] использовался еще Джордж Гротес Платон и другие соратники Сократа в 1865 г. Эдуард Зеллер также был важен для разделения мыслей до и после Сократа. Основной анализ досократической мысли был проведен Грегори Властос, Джонатан Барнс, и Фридрих Ницше в его Философия в трагическую эпоху грековСохранились только фрагменты оригинальных сочинений досократиков (многие из них озаглавлены Пери Физеос, или же На природе, название, вероятно, позже приписали другие авторы). Перевод Пери Физеос в качестве На природе может ввести в заблуждение: «включено» обычно дает идею «эрудированной диссертации», а «пери«может относиться к» круговому подходу «; и традиционные значения»природа»для нас (как противостояние культура, к сверхъестественное, или как сущность, вещество, в отличие от аварияи т. д.) может противоречить значению «Физей» или же «физический«для греков (имеется в виду« первоисточник »или« процесс возникновения и развития »).
Более поздние философы отвергли многие ответы ранних греческих философов, но продолжали придавать большое значение своим вопросам. Кроме того, космологии предложенные ими были обновлены более поздними разработками в наука.
Список досократиков
Милезская школа
- Фалес из Милета
- Анаксимандр
- Анаксимен
- Анаксагор из Клазомена
Пифагорейская школа
- Пифагор
- Филолые из Кротона
- Cercops
- Петрон
- Бронтин
- Theano
- Гиппас из Метапонта
- Каллифон
- Democédès
- Пармениск (этот богатый гражданин Метапонта потерял бы способность смеяться и продал бы Ксенофана в рабство.)
- Менестрель
- Xouthos
- Бойдас
- Thrasyalkess
- Ион Хиосский
- Алкеон Кротонский
- Иккос
- Аминии
- Archytas
- Тимей Локровский
- Деймон Афинский
- Бегемот
- Фалеас
- Гипподамос
- Поликлет
- Гиппократ из Хиоса
- Феодор из Кирены
- Эвритос
- Архиппос
- Лизис
- Опсимос
- Occelos
- Hicetas
- Экфантос
- Ксенофил
- Диокл
- Checrate
- Полимнастос
- Phanton
- Арион
- Пророс
- Amyclas
- Клинии Таранто
- Финтиас
- Симос
- Мионид
- Евфранор
- Lycon
- Архит из Таранто
Атомисты
- Mochus
- Левкипп
- Демокрит из Абдеры
- Нессас
- Метродор из Хио
- Диоген Смирнский
- Анаксарх
- Аполлодор из Кизика
- Навсифан
- Диотима
- Бион из Абдеры
- Болос
- Гераклит из Эфеса
- Ферекид из Сирос ( VI — го века до нашей эры. )
- Кратил
- Диоген из Аполлонии
- Архелай из Милета
- Метродор из Лампсаке , Старший ( V — го века до н. )
- Clidemos
- Идеи
- Антисфен
- Евдокс из Книдскога
- Эмпедокл из Агридженто (\ 490- \ 430)
Примечания [ править ]
- ^ Досократическая философия, Стэнфордская энциклопедия философии, 2007
- ^ Уильям Кейт Чемберс Гатри , Досократическая традиция от Парменида до Демокрита , стр. 13, ISBN 0-317-66577-4
- ^ a b c «Досократическая философия» , Стэнфордская энциклопедия философии, 4 апреля 2016 г.
- ^ Мост, GW (1999). «Поэтика раннегреческой философии». В А. А. Лонг (ред.), Кембриджский компаньон по ранней греческой философии (стр. 332–362). глава, Кембридж: Издательство Кембриджского университета. http://doi.org/10.1017/CCOL0521441226.016
- ^ Стэнфордская энциклопедия философии https://plato.stanford.edu/entries/presocratics/#WhoWerPrePhi
- ^ Ирвин, Т. (1999). Классическая философия. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 6, Google Книги .
- Перейти ↑ Souza, JC (1985). Pré-socráticos . Coleção Os Pensadores. 6ª изд. Сан-Паулу: Nova Cultural, стр. 19, 45, PDF-файл. Архивировано 22февраля2016 г. в Wayback Machine .
- ^ Evans 2019 , стр. 12-14.Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFEvans2019 ( помощь )
- ^ Франко Орсуччи, Изменение мышления: переходы в естественной и искусственной среде , с. 14, ISBN 981-238-027-2 . Примечание: Орсуччи говорит «Иониан и Италиот во главе с Анаксимандром и Пифагором», как это определено Диогеном Лаэртиусом , цитируя Х. Дильса и К. Фримена в «Анцилле досократическим философам» Гарвардского университета 1948 года — не путать с Италиотами , доримские грекоязычные жители Итальянского полуострова, между Неаполем и Сицилией
- ^ Яннис Stamatellos, Введение в досократики (2012). п. 7.
- ^ Саймон Голдхилл (28 сентября 2006). Переосмысление революций в Древней Греции . п. 221. ISBN. 9780521862127.
- ^ Мир Парменида, Очерки досократического Просвещения , 1998
- ^ Философия в трагический век греков
- ^ a b c d e f g h i j k l m Оскар Сейфферт, (1894), Словарь классических древностей , стр. 480
- ↑ Эдуард Зеллер, Очерки истории греческой философии (1955). п. 323.
- ^ См. Фаррингтон , Греческая наука , два тома, 1953.
- ^ Американская международная энциклопедия, JJ Little Co., Нью-Йорк 1954, Том VIII
- ^ Аристотель, Метафизика , 986b.
- ^ Творог, Patricia (4 апреля 2016). «Досократическая философия» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 20 февраля 2019 года .
- ^ Уоррен, Джеймс. Оракулы Гераклита . Скоксфилд.
- ^ a b Палмер, Джон (2009). Парменид и досократическая философия . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. см. особенно 1-45.
- ↑ Хорнблауэр, Саймон. Софисты . Оксфордский классический словарь: Oxford University Press.
- ^ Мэйби, Джули Э. (2009). Изображение Гегеля: иллюстрированное руководство к энциклопедии логики Гегеля . п. 46. ISBN 9780739116166.
- ↑ Ницше, Фридрих Вильгельм (9 июня 2012 г.). «Рассвет дня» . www.gutenberg.org .
Досократическое общество
Писания досократов были подробно расшифрованы, переведены и прокомментированы, но сами досократики как социальный класс или социологический объект только недавно, кажется, привлекли внимание. Затем мы видим внезапное появление на древнем Западе нового поколения «философов» (слово, датируемое 500 годом, приписываемое Пифагору)
Об этих людях нигде не говорится, что никто не был сыном философа; они исчислялись сотнями, включая учеников, друзей и любителей, в Греции и ее колониях; они практиковали новые виды деятельности: чтение и письмо (часто «Трактаты о природе»), обмен или покупку этих произведений, проведение «критических дискуссий», как подчеркивал Карл Поппер, и отношения между учителями и учениками, и, наконец, организация курсов, семинаров и «работа» обеды », если мы можем таким образом обозначить этимологических предков наших современных симпозиумов. Честно говоря, это «досократический феномен», детерминизм которого, кажется, был множественным: недавнее развитие греческого алфавита, изготовление и продажа папируса, условия жизни социального класса бездельников и т. Д.
В V — м веке, философские дебаты будут проходить в Афинах . Политическое единство Древней Греции ограничено единством каждого города; трагическое и кровавое единство, поскольку города никогда не переставали конфликтовать. Однако, хотя они прибыли из разных городов, досократики были одними из первых, кто осознал единство греческих народов, и они часто были панэллинистами: таким образом, великий общественный деятель, которым был Исократ , хотя традиционно не упоминается как досократик, знал Сократа, следовал курсам Горгия . Он призывал к примирению, особенно между Афинами и Спартой, а также за общий фронт перед Филиппом Македонским и перед персидской опасностью. Совершенно очевидно, что полного и прочного единства достичь не удалось.
История концепции
В древние времена философов, ныне называемых досократиками, называли «первыми философами» или «натурфилософами». Термин «досократики» произошел от латинского термина ante Socratem , который использовался в средние века и позднее использовался Ницше ; «досократова философия» может быть найдена уже в 1788 году. Причина формирования этого понятия заключалась в том, что появление Сократа означало радикальный поворотный момент в истории античной философии ( сократовский поворот ). Это уже видели в древности; Хорошо известно утверждение Цицерона о том, что Сократ принес философию с неба на землю. В XIX веке, со времен Шлейермахера , термин « досократик» стал обычным явлением в исследованиях по истории философии . Это было окончательно установлено, когда Герман Дильс опубликовал «Фрагменты досократиков» в 1903 году .
Античная философия
Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с 7 века до нашей эры. Античная философия возникла в греческих содружествах (торговых и ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Черного моря и Крыма, в самих Афинах, в эллинистических государствах Азии и Африки и в Римской империи. Древняя философия внесла выдающийся вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь возникла европейская культура и цивилизация, и именно здесь лежат истоки западной философии, почти всех ее позднейших школ, идей и концепций.
Характеристики:
Античная философия возникла не как особая область философского исследования, а в неразрывной связи с научными знаниями — математикой, естествознанием, с зачатками политических концепций, а также с мифологией и искусством. Интеллектуальное развитие в VII-IV веках до н.э. перешло от мифологии и религии к науке и философии. Основные идеи и проблемы:
Проблемы происхождения космоса, его структуры и развития; вопросы о происхождении всего сущего, бытия, небытия, материи и ее свойств (движение, пространство, время); представления об основных элементах, тождестве и противоположности бытия и небытия, структурной природе бытия (атомы и пустота), текучести и ее противоречивости и др. (Фалес, Анаксимандр, Зенон, Парменид, Демокрит и т.д.).
Проблемы, касающиеся человека и его отношений с другими людьми; вопросы природы и сущности человеческой морали, ее соотношения с правом; вопросы политики и устройства государства; вопросы природы и сущности человеческого сознания, соотношения в нем рационального и иррационального; проблемы понимания истины и др. (Сократ, Протагор, Горгий, Антифон, Пиррон, Секст Эмпирик, Эпикур и др.) — Проблемы человеческой свободы и достижения человеческого счастья: идеи о силе и мощи человеческого разума в его стремлении к свободной и творческой жизни, о знании, в котором заключается счастье свободного человека и др. (Сенека, Эпиктет, Аврелий, Эпикур, Тит Лукреций Кар и т.д.).
Проблемы взаимоотношений между Богом и его творением, человеком; представления о Боге как истинно существующем; о Логосе как высшем и совершеннейшем творении Бога и т.д. (Плотин, Филон Александрийский и др.).
Проблемы генезиса и природы знания, логически и методически с позиции рационального метода исследования; идеи построения метафизических систем и синтез фундаментальных философских проблем; проблемы логики, логических форм, правил правильной аргументации; вопросы риторики как искусства убеждения; проблемы эстетики и др. (Платон, Аристотель и др.).