Демоверсия впр 2021 по истории 7 класс
Содержание:
- Как дворянин стал иконописцем
- «Спас Нерукотворный» – история происхождения
- Искусство духовного содержания
- Работы Ушакова
- Портреты
- Время детства и юности
- Переходная ступень к живописи
- Спас Нерукотворный и поиски «живоподобия»
- Начало пути
- Работа по призванию
- Новаторство
- Ушаков Симон Федорович (1626-1686)
- О русском иконописце xvii века симоне ушакове
- Художественное кредо
- Оценка икон Ушакова
Как дворянин стал иконописцем
Одним из важных заказчиков Ушакова был святитель Иларион Суздальский, основатель Успенской пустыни. Он был родственником Симона Ушакова, о чем сообщает его житие. И именно из жития мы узнаем о том, что митрополитом Ушакову были заказаны четыре иконы: «Спас на престоле», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Киккская» и большое храмовое «Успение», исполненное в 1663 году.
С иконой Успения связано замечательное предание, также изложенное в житии Илариона Суздальского. Когда происходила смена деревянного храма на каменный, Иларион задумался, сохранять ли прежнее престолоосвящение, и тогда ему во сне явилась Богоматерь в том образе, как Она была написана на ушаковской иконе. Илларион понял, что престолоосвящение надо сохранить, новый каменный храм был также посвящен Успению Богородицы.
О том, что митрополит Иларион играл важную роль в жизни Ушакова, свидетельствуют и другие факты жития. В частности, известно, что в доме Ушакова в Китай-городе останавливался и сам Иларион, и монахи его обители. И житие рассказывает, что когда монахи, гостившие в доме Ушакова, стояли на молитве, над домом поднялся столп света и пламени. Он был настолько велик, что прибежали сторожа от Спасской башни, испугавшись, что в Китай-городе начался пожар.
Эти эпизоды показывают, насколько тесно Ушаков был связан с духовной средой, и, возможно, именно эта связь с малолетства предопределила его судьбу. Ушаков происходил из дворянской семьи, а для московского дворянина в ту пору выбор художественного поприща был несколько неожиданным. Скорее всего, причиной такого выбора были не только таланты молодого человека, но и внутренние духовные мотивы.
Симон Ушаков с учениками Егором и Иваном. Успение Богоматери. 1663Дерево, темпера. 146×120. Третьяковская галерея
«Спас Нерукотворный» – история происхождения
Многие люди задавались вопросом, откуда взялось изображение лика Христа, если о нем ничего не сказано в Библии, а церковное придание сохранило минимум описаний внешности? История иконы «Спас Нерукотворный» указывает, что подробности о лике донес до людей римский историк Евсевий. Правитель города Эдесса Авгарь был серьезно болен, и он послал к Христу художника, чтобы тот написал его портрет. У него не получалось справиться с поставленной задачей, поскольку его ослепляло божественное сияние.
Тогда Иисус взял полотно (убрус) и отер им свое лицо. Здесь случилось чудо – на материю передался отпечаток лика. Изображение носит название «нерукотворной», поскольку оно было создано не руками человека. Вот так появилась икона именуемая «Спас Нерукотворный». Художник отвез ткань с ликом царю, который, взяв ее в руки, исцелился. С того времени изображение сотворило много чудес и продолжает это дело до сих пор.
Искусство духовного содержания
В городе Козьмодемьянске и в селе Емелево Горномарийского района находятся православные храмы в честь Троицы Живоначальной. Праздник Святой Троицы входит в число двунадесятых праздников и празднуется православными жителями города и района.
19 июня под сводами православных храмов зажгутся лампады и свечи в день Святой Троицы, это один из главных христианских праздников. В искусстве иконописи наивысшей степени раскрыл духовную тему Пресвятой Троицы преподобный Андрей Рублёв в своей иконе «Живоначальной Троицы».
Андрей Рублёв — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: родился он в Московском княжестве (по одной из версий), в конце 1340-х гг. Принял монашеский постриг в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей.
В 1425—27 годах Рублёв, как свидетельствуют летописи, совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица» — его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Сейчас хранится икона в Государственной Третьяковской галерее.
Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша.
Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу.
В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность.
Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков — русский московский иконописец и график. Он родился в 1626 году в городе Москве. Будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе.
Здесь он приобрёл известность как лучшего в Москве иконописца. С переводом Ушакова на службу из Серебряной палаты в Оружейную, в 1664 г.
, круг его деятельности расширился, а слава возросла ещё более: он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев.
«Троица» Симона Ушакова выполнена она в зрелом возрасте — в 1671 году. Хранится икона с 1925 года в Русском музее, куда поступила из Гатчинского дворца. Композиция иконы позаимствована у Андрея Рублева.
Симон Ушаков хорошо был знаком с мастерами западных школ, этому свидетельствует заимствование заднего фона для своей иконы «Троица» у таких крупных художников, как Веронезе.
Но основная композиция взята за основу с иконы Андрея Рублёва.
Работы художников-иконописцев отличаются чистой и благородной цветовой гаммой, плавностью контуров и своеобразным внутренним сиянием. На протяжении последующих веков произведения Андрея Рублёва и Симона Ушакова остались образцом для многих поколений русских иконописцев и сегодня они входят в золотой фонд мирового художественного наследия.
Специалист по экспозиционно-выставочной деятельности
отдела истории, культуры и искусства – Л.Артемьева
Симон Ушаков. Троица Живоначальная. 1671 год. Русский музей.
иконописец Андрей Рублёв. Святая Троица. XV век. Государственная Третьяковская галерея.
Работы Ушакова
Симон Ушаков был чрезвычайно плодовитым художником и иконописцем. До наших дней сохранилось достаточно много его произведений. Однако большинство из них были, к сожалению, испорчены более поздними реставрациями и записями потомков.
Лучше остальных на сегодняшний день сохранились икона Благовещения, Владимирской Богоматери, святого Феодора Стратилата, Сошествия святого духа и, конечно, Спаса Нерукотворного.
Эти работы иконописца доказывают тот факт, что он был чрезвычайно развитым для своего времени человеком, талантливым живописцем, который в полной мере обладал всеми техниками, известными на тот момент.
Ушаков принципиально отказывался писать иконы по древним образцам, как было принято в то время. Он активно впитывал в себя нюансы западного искусства, которые в XVII веке все активнее проникали на территорию Руси.
Ушаков, соблюдая традиции древнерусской иконописной школы, при этом не боялся экспериментировать. Он изобретал новые композиции, учился на лучших образцах западной культуры, стремился придать фигурам на своих иконах движение и индивидуальность.
Портреты
Живописцем создавались многие портреты московской знати. Даже знаменитейшая икона «Древо государства Московского», известная еще как «Восхваление Богоматери Владимирской» или ««Богоматерь Владимирская», может быть отнесена к портретным работам. На необычной работе с фотографической точностью воспроизведен Успенский собор.
Само произведение являет собой целую эпоху в истории. Древо государства сажают Иван Калита и митрополит Московский Петр. На ветвях находятся медальоны-портреты царей, святых. Присутствуют также патриархи и митрополиты как столпы православия. Не сохранилось, к сожалению, ни одного из заказываемых мастеру портретов царя Алексея Михайловича.
В связи с этим возрастает интерес к иконе-парсуне. Автор придал ей максимальное сходство с оригиналом. Он изобразил царскую семью на фоне Кремля. Атрибуты власти правителю передают ангелы. В центре – Лик Владимирской Божьей Матери с младенцем Иисусом на руках. Как и другие работы, эта подписана.
Ушаков создал фрески на стенах Кремлевских палат, расписал Архангельский и Успенский оборы. По эскизам художника чеканились монеты. Известны его творения Голгофский Крест, Казанская Божья Матерь, Благовещение, Христос Эммануил. Особого упоминания заслуживает «Троица». Ее мастер создал в 1671.
Композиционно работа напоминает рублевскую. Полотно изобилует тщательно вписанными бытовыми предметами. Ушакову они всегда были интересны. Занимался художник также реставрацией. Его «Троицу» эксперты называют переходной ступенью к чистому изобразительному искусству. Благодаря привычке изображения заднего фона Симона считают еще и талантливым графиком.
В числе многочисленных талантов преподавательский дар. Ушаков создал «Алфавит художеств», пособие для учеников. После мастера осталась великолепная художественная школа. Из жизни он ушел 25 июня 1686 года.
Время детства и юности
На свет талантливый ученый появился 24 января 1873 года в Москве. Его отец был известным столичным доктором-офтальмологом. Он скончался, когда ребенку исполнилось два года.
Воспитанием малыша занялись в доме отца матери, дедушки будущего лингвиста. Сам дедушка являлся протопресвитером в Успенском соборе столичного Кремля. Начальное образование Дмитрий получал дома. В 1882 девятилетний мальчик поступил в столичную гимназию.
После шестилетнего обучения в 1889 будущий ученый перешел в другое учебное заведение. Спустя два года выпускник стал студентом историко-филологического факультета университета. Его преподавателем был Филипп Филиппович Фортунатов, известный как специалист в области отечественного языкознания.
Именно под его руководством студент написал магистерское сочинение на тему склонений у Гомера. После получения образования выпускник начал работу в школе учителем русского языка и литературы. Он трудился в этой должности семнадцать лет.
В 1903 Дмитрия Ушакова наградили орденом Святого Станислав III степени. Спустя семь лет он стал кавалером второй степени этой награды. В 1906 ему был пожалован орден Святой Анны III степени. С 1907 он совмещал работу с преподаванием в МГУ.
С изданной в 1911 его книге «Русское правописание» приводятся убедительные доводы в пользу начала преобразования отечественной орфографии. Университетская деятельность заняла более двадцать восьми лет. От приват-доцента Дмитрий Николаевич вырос до профессора.
Переходная ступень к живописи
На сегодняшний день известны 50 икон, которые подписал сам Симон Ушаков. «Троица» достойна отдельного описания. Выполнена она в зрелом возрасте — в 1671 году. Дата указана и от Адама, и от Рождества Христова. Расширенные подписи часто делались на лицевой стороне полотна. Хранится икона с 1925 года в Русском музее, куда поступила из Гатчинского дворца. Композиция иконы позаимствована у Андрея Рублева, работе которого, как принято считать, она уступает по силе одухотворенности и философскому звучанию. Это происходит из-за перенасыщения полотна тщательно выписанными предметами быта. Этими светскими подробностями некоторые иконы больше напоминают живопись. Симона Ушакова она интересовала всегда. Он занимался подновлением, то есть реставрацией картин. Собственно, «Троица» является ступенью перехода от иконописи к изобразительному искусству в чистом виде. Он хорошо был знаком с мастерами западных школ и иногда заимствовал задний фон для своих икон у таких крупных художников, как Веронезе. Поэтому Ушаков является не только великим иконописцем, но и талантливым художником и графиком.
Спас Нерукотворный и поиски «живоподобия»
Для разговора об Ушакове как реформаторе необходимо обратиться к одному из самых излюбленных сюжетов его творчества – образу Спаса Нерукотворного, который художник неоднократно повторял в разные периоды своей творческой биографии.
Самая ранняя икона Спаса Нерукотворного, исполненная Ушаковым, происходит из московской церкви Троицы в Никитниках и раньше датировалась 1658 годом. Но именно к выставке была произведена полная реставрация иконы, она была освобождена от записей XVIII и XIX века, и мы получили возможность увидеть почти полностью сохранившуюся оригинальную ушаковскую живопись. Кроме того, реставраторам удалось по фрагментам золотых букв и их отлипам на олифе реконструировать первоначальную надпись и установить правильную дату – 1661 год.
Почему именно образ Спаса Нерукотворного так привлекал внимание художника, и почему именно на нем на протяжении десятилетий он отрабатывал свои новые художественные приемы? Чтобы это понять, нам нужно обратиться, прежде всего, к эстетическим трактатам как самого Ушакова, так и его друга, ярославского художника Иосифа Владимирова (этот оригинальный жанр – одна из новых особенностей художественной культуры XVII столетия). Главный пафос пространного сочинения Иосифа Владимирова состоит в борьбе с уклонением от древних традиций
По мнению художника, его предшественники допустили очень много ошибок, исказив первоначальное свидетельство, которое сохраняли древние произведения, и именно к этому свидетельству и должны вернуться иконописцы. Он приводит конкретные примеры, спрашивая современников, почему, например, сегодня мученики изображаются с темными ликами, если они были юны и прекрасны, или почему на иконах не воспроизводится идеальная и совершенная внешность Христа и Богоматери, известная по библейским свидетельствам и более поздним преданиям. Эти вопросы позволяют понять интерес Ушакова к Нерукотворному образу, ведь именно он запечатлел живые, подлинные черты Спасителя
Главный пафос пространного сочинения Иосифа Владимирова состоит в борьбе с уклонением от древних традиций. По мнению художника, его предшественники допустили очень много ошибок, исказив первоначальное свидетельство, которое сохраняли древние произведения, и именно к этому свидетельству и должны вернуться иконописцы. Он приводит конкретные примеры, спрашивая современников, почему, например, сегодня мученики изображаются с темными ликами, если они были юны и прекрасны, или почему на иконах не воспроизводится идеальная и совершенная внешность Христа и Богоматери, известная по библейским свидетельствам и более поздним преданиям. Эти вопросы позволяют понять интерес Ушакова к Нерукотворному образу, ведь именно он запечатлел живые, подлинные черты Спасителя.
Отсюда, от поиска этой живости и подлинности, и происходит само понятие «живоподобия», которым Ушаков и Владимиров оперировали как в своих теоретических сочинениях, так и на практике, в своих иконах.
Что такое живоподобие? Прежде всего, это не натурализм в европейском смысле этого слова, не работа с натурой. Живоподобие – это воспроизведение живого, подлинного свидетельства о священных лицах и событиях как главная задача иконописания
Для Ушакова было важно уточнить это свидетельство, скорректировать его, сделать более убедительным. И поэтому образ Нерукотворного Спаса для Симона Ушакова – вечный вызов и вечный поиск
Он ищет как можно более точные и адекватные, подлинные, живые черты Христа. И этот настойчивый поиск, конечно, опровергает все традиционные предубеждения о секуляризации русской культуры в XVII столетии.
Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1678Дерево, темпера. 53?42. Третьяковская галерея
Начало пути
Его биография началась в1626 году в Москве. Яркий представитель завершающего периода искусства Московской Руси немало сделал для развития живописи.
С момента возведения Кремля начался новый период в отечественной культуре. К изображению предметов подхоили в новаторскими приемами. Для русской архитектуры и живописи того времени характерны подходы различных школ, итальянской в том числе. Благодаря новым веяниям все виды творчества обрели большую декоративность, яркость красок и пластичность образов.
Главным представителем переходного к новому периода стал Ушаков. Мастерству живописи Симона обучали с ранних лет. Ни после него, ни до него на престижную должность знаменщика не принимали никого в возрасте 22 лет. Есть версии о посадском происхождении семьи художника. Однако подписи на его работах говорят о том, что автор – московский дворянин. Этот титул получен позднее как знак особого отличия.
По мнению одного из исследователей творчества Симона, дворянином мастер мог быть потомственным, потому сумел овладеть ремеслом, а после получения образования занять государственный пост с жалованием. В должностные обязанности входила создание эскизов для церковной утвари из драгоценных металлов и эмали. Кроме росписи знамен, Ушакову вменялось также разрабатывание рисунков и мотивов для вышивки.
Работа по призванию
Заметные социальные перемены страны существенно отразились и на родном языке. Изменился его словарный состав. С 1918 известным лингвистом была начата разработка орфографической реформы. С конца тридцатых Ушаков стал руководителем славянского отделения Института письменности и языков народов СССР.
Всю педагогическую и научную деятельность ученый выступал с лекциями в различных учебных заведениях. Их чтением заслушивались студенты высших педагогических курсов, военно-педагогической школы, литературного Брюсовского института.
Выдающийся лингвист стал разработчиком и составителем первого отечественного учебника языкознания. Переиздавался он девять раз. Известен Ушаков как составитель толкового словаря. Книга вышла в свет в середине тридцатых.
В авторском коллективе под руководством Дмитрий Николаевич с двадцатых годов трудились талантливые ученые Ожегов, Виноградов, Томашевский. Всего в издании насчитывается более девяноста тысяч статей-описаний. Велик вклад Ушакова и в диалектологию, и в орфографию.
Он активно продвигал реформу отечественного правописания, с приходом прошлого столетия выпустил сборник «Русское правописание». Реформа родного языка началась в 1918 под патронажем Академии наук, но еще в 1915 в данной организации Дмитрием Николаевичем была создана и возглавлена диалектологическая комиссия.
Ее основной целью значилось создание карты распространенных в европейской части страны диалектов. В исследованиях отражались говоры всех проживающих там народностей. В 1921 Ушаков вошел в состав занятой перед заключением польско-советского договора подготовкой документации для переговоров с Польшей о разграничении между государствами комиссии.
Для осуществления этой задачи планировался учет данных об этнической и языковой принадлежностях населения приграничных районов.
Новаторство
Старообрядцы жестко критиковали представителей ушаковской школы. Нерукотворный Спас, написанный для Троицкого собора, разительно отличается от старообрядческих ликов. Жесткие каноны диктовали манеру письма, далекую от реальности. От красочных и светлых работ Симона они заметно отличались.
Впервые в творчестве одного живописца сошлись древнерусское и новое искусство. Впервые мастер задействовал «фряжское», западное искусство, перспективу, сюжет.
Свои представления о современном ему живописном ремесле, Ушаков описал в книге «Слово к любознательному иконного писания», вышедшей в 1666. В своем сочинении автор высказывался более прогрессивно, чем реализовался в живописи. В принципе зеркала рассказывалось о стремлении к точности изображения. В предлагаемой новаторской методике письма применялись мельчайшие чуть различимые мазки, скрадывающие цветовой переход. «Плави» были многослойными.
С их помощью формировался близкий к реальному оттенок кожи, придавалась округлость подбородку, подчеркивалась пухлость губ, тщательно прорисовывались глаза. За внедрения Ушаков получил прозвище российского Рафаэля. Первый выполненный мастером портрет, парсуна, демонстрировал новое в искусстве.
Ушаков Симон Федорович (1626-1686)
С именем С. Ф. Ушакова в истории
древнерусской иконописи принято связывать представление о последнем
периоде искусства Московской Руси.
И его творчество, и сама его
личность типичны для эпохи коренных изменений, происходивших во
второй половине XVII в. Четко обозначившаяся ломка средневекового
мировоззрения приводит к серьезным переменам в понимании и трактовке
иконописного образа.
Особенно отчетливо эти новшества выразились в
деятельности мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Возникшая
при государевом дворе еще в начале XVII в. как хранилище оружия, она
уже в середине столетия превращается в большую художественную
мастерскую, куда стягиваются лучшие иконописцы из разных городов
Руси, где рядом с ними работают приглашенные иноземные мастера.
Здесь выполняется огромный объем работ, начиная от росписи храмов и
жилых помещений Кремля и кончая украшением знамен, карет, различных
бытовых предметов.
В Оружейной палате более двадцати лет трудился Симон Ушаков. Его работоспособность и энергия поразительны. Он
расписывает стены храмов, пишет иконы и миниатюры, чертит карты,
делает рисунки для знамен, монет, украшений на ружьях, гравюр и сам
гравирует. Много пишет по заказам для храмов Москвы, Новгорода,
Твери, Ростова, для Троице-Сергиева монастыря.
Ушаков возглавляет
иконописную мастерскую и оставляет множество учеников и
последователей, среди которых особую известность получили Тихон
Филатьев и Кирилл Уланов. Вслед за учителем они пытаются найти новые
формы для создания иконописного образа.
Свой новый взгляд на задачи
иконописи Ушаков формулирует в написанном им не позднее 1667 г.
«Слове к люботщательному иконного писания», где восхищается
свойствами зеркала, способного в точности воспроизводить окружающий
мир, и желает уподобить ему живописный образ. Следуя этому
стремлению, он пытается с помощью многослойных плавей (мелких, едва
заметных мазков, дающих плавный переход одного тона в другой)
применять светотеневую моделировку в трактовке ликов.
Он часто пишет
изображения Спаса и Богоматери, демонстрируя свое умение мягко
моделировать лицо и шею, подчеркнуть округлость подбородка,
припухлость губ. В иконе «Богоматерь Владимирская (Древо Московского
государства)», написанной в 1668 г., он изображает царя Алексея
Михайловича, пытаясь передать его портретные черты.
Известно, что
Ушаков писал парсуны. В изображении интерьера или пейзажа на иконах
он иногда использует принципы линейной перспективы. В качестве
образца для фонов икон художник порой пользуется западноевропейской
гравюрой. Так, в архитектурном пейзаже иконы «Троица» (1671) он
повторил изображение с гравюры, исполненной по картине итальянского
живописца XVI в. Паоло Веронезе «Пир у Симона-фарисея». Что же
касается понимания иконописного образа в целом, то мастер остается в
рамках средневековых представлений. (Двойственный характер, присущий
его искусству, находит аналогии в творчестве позднегреческих
иконописцев — таких, например, как Эммануил Тзанес.)
В отличие от
иконописцев прошлого, Ушаков часто подписывает свои произведения,
сообщая дату написания образа и свое имя. Из сохранившихся
документов известно, что с 1648 по 1664 г. он работал знаменщиком в
Серебряной палате, а с 1664 по 1686 г. — жалованным изографом
Оружейной палаты. Сведения о «роде иконописца Симона Федорова сына
Ушакова» содержатся в рукописном синодике московской церкви
Грузинской Богоматери.
Из дошедшего до наших дней его наследия
наиболее известны иконы, хранящиеся ныне в ГТГ и ГРМ. Среди них —
повторения прославленных русских святынь: образы Богоматери
Владимирской (1652, 1662), Богоматери Донской, Богоматери Киккской
(оба 1668) и др. Известны также его гравюры на меди — «Отечество»,
«Семь смертных грехов»; гравюры к «Житию Варлаама и Иоасафа», к
«Псалтыри Симеона Полоцкого».
О русском иконописце xvii века симоне ушакове
Троица Ветхозаветная. 1671 г. Государственный Русский музей
Поэтому «Насаждение древа государства Российского» – уникальная икона, по всей видимости, имевшая государственную и политическую актуальность, отображавшая единую историю Руси и Русской Православной Церкви.
«Ветхозаветная Троица» Симона Ушакова (1671 г., Государственный Русский музей) – один из лучших образов, созданных иконописцем. В целом она следует композиционно-иконографическому решению «Троицы» Андрея Рублева.
Обе иконы – монументальные, лишь незначительно отличающиеся друг от друга по размеру. Оба художника изображают трех Ангелов за трапезой, без предстояния Авраама и Сары, служивших Им.
Ангел, сидящий по центру, не имеет крестчатого нимба, то есть Второе лицо Святой Троицы не выделяется. Рисунок складок одежд Ангелов на иконах совпадает.
В ушаковской «Троице» нет барочного изобилия, пышности или дробности, как, например, в иконе на тот же сюжет, написанной другим иконописцем Оружейной палаты Яковом Казанцом (1659 г., из церкви Троицы в Никитниках).
Изображение таких деталей, как стоящие за трапезой блюда и сосуд на переднем плане, у подножия Ангелов, не имеет какой-либо повествовательной задачи.
Архитектурный фон – строго классический, он не разрушает молитвенный характер образа, не сообщает пространству иконы никакой динамики: параллельная перспектива есть, но движения взгляда вглубь нет.
Сочетание объемных форм переднего плана и плоскостности и графичности изобразительной поверхности в целом создают незаурядное произведение и раскрывают необычайное мастерство иконописца, сумевшего создать икону Троицы как глубоко традиционный и в то же время отражающий свою эпоху образ.
Икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола» (1676 г., Государственная Третьяковская галерея) – еще одно выдающееся произведение кисти Ушакова.
Кажется, что масштабная торжественная фигура грозного ангела статична, однако при этом в иконе много движения: ангел поднимает вверх руку с огненным мечом, мощные крылья широко распростерты, развевается плащ.
Слева у ног архангела – маленькая фигурка человека в скромной одежде, с молитвенно сложенными на груди руками. Возможно, это изображение заказчика иконы. Некогда существовала точка зрения, что это – автопортрет художника.
Целью художника было не слепое копирование древних образов и не бессмысленное подражание европейской живописи, а попытка обновить русскую живопись, которая не могла оставаться неизменной ввиду новых исторических условий.
При этом икона не должна была превращаться в картину, иллюстрацию, но должна была оставаться истинным православным моленным образом, возводившим к Первообразу.
Художественное кредо
Завершая собой ряд великих русских иконописцев – Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия — Симон Ушаков становится мостиком к следующему этапу развития российской живописи. Свои взгляды на искусство, на ответственность авторов за свои работы, на реальность изображаемого предмета просветитель отобразил в своей книге «Слово к люботщательному иконного писания», увидевшей свет в 1666 году, написанную, возможно, в ссылке. Взгляды, высказанные в ней автором, настолько прогрессивны, что некоторые критики высказывали мысль о том, что в своем живописном творчестве он не так смел. В книге он воспевает «принцип зеркала», говорящий о стремлении к точности изображения. В этой связи художником была разработана новая методика письма – мелкие, едва различимые мазки, делающие цветовой переход незаметным, они назывались «плави» и были многослойными. Это давало возможность вырисовывать овал лица, цвет которого приближался к реальному, делать округлыми подбородок и шею, подчеркивать припухлость губ, тщательно вырисовывать глаза. Все эти приемы Ушаков оттачивал на своих любимых образах – Спаса и Богородицы.
Оценка икон Ушакова
Мнение о творчестве Симона Ушакова довольно спорное. Некоторые критики считают его человеком, который многое сделал для стирания границ между изобразительным искусством и иконописью. Так, историк Георгий Филимонов заявлял, что значение его художественной деятельности состоит в облегчении перехода от иконописи к живописи.
Полярного мнения придерживался другой известный отечественный искусствовед и критик — Игорь Грабарь. Он утверждал, что роль Ушакова недостаточна для полного отхода от самобытных русских иконописных традиций и формирования новых норм. Впрочем, такой же строгой критике подвергались все царские живописцы допетровской эпохи.
Похожего мнения придерживаются современные исследователи творчества Ушакова. Советский и российский историк древнерусского искусства Энгелина Смирнова считает, что произведения Симона Федоровича не являются свидетельством какого-либо серьезного шага к новой художественной культуре. Она видит в них сохранение иконописных правил позднего Средневековья, поэтому придерживается идеи, что иконы Ушакова и его учеников сильно переоценены.