Всемогущие и животворящие тексты молитв святой троице на русском

А что говорится о Троице именно в Новом Завете?

В книгах Нового Завета о трех Лицах Бога прямо говорится только в двух местах. Во-первых — в Евангелии от Матфея. Воскресший Христос заповедует апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19)

Богословы традиционно обращают внимание на то, что речь здесь идет об одном имени, а Лиц названо три

И, во-вторых, — в Первом послании святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге есть стих: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин 5:7). Правда, с этими строками есть сложность — в оригинальном тексте Послания их, возможно, не было. Во всяком случае, их нет ни в одной из древнейших сохранившихся рукописей Нового Завета на греческом языке — ни в Синайском кодексе, ни в Ватиканском (оба датируются IV веком), ни в Александрийском (V век). Древние отцы Церкви, за немногочисленными исключениями, этот стих не цитировали. Поэтому сегодня многие западные издания Нового Завета выходят без этих слов.

Есть, впрочем, достаточно весомые аргументы и в пользу подлинности этого стиха, замечает доктор теологии, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Олег Давыденков. Установлено, в частности, что спорные строки содержались в так называемой Итале — старолатинском переводе Библии, выполненном во II-III веке с греческого оригинала. Содержится этот стих и во многих сирийских и армянских древних манускриптах. В середине IV века на него ссылался святитель Афанасий Великий, а несколько позже — святитель Григорий Богослов.

Не исключено, что из греческих рукописей эти строки исчезли стараниями ариан, предполагает отец Олег. Арианами назывались последователи александрийского еретика Ария, который считал Иисуса Христа не Богом, а лишь высшим из Божиих творений. Несколько десятилетий IV века ариане играли главенствующую роль в той части Церкви, которая располагалась в восточной Римской империи, в том числе на территориях Греции и нынешней Турции. На Западе же арианская ересь никогда не имела серьезной поддержки. Возможно, именно поэтому в старом латинском переводе Библии и в тех переводах, которые выполнялись с латинского, строчки о «трех небесных Свидетелях» сохранились.

Другие известные иконы Святой Троицы

Шедевр Рублева – самая известная, но далеко не единственная из старинных икон Святой Троицы. Этот образ неоднократно писали до и после него, да и икона Рублева получила многочисленные списки, порой далекие от прототипа.

Например, известна так называемая Зырянская икона, написанная еще в XIV столетии предположительно просветителем Стефаном Пермским. Гению удалось передать основную идею триединства Бога в наиболее доступной для темных язычников, коими тогда были зыряне (коми-пермяки), форме. Сюжет иконы вполне классический (как на образе Рублева), а изображение дополнено цитатой из Ветхого Завета, переведенной на зырянский язык.

Примерно к тому же периоду относится образ Троицы Феофана Грека, правда, это не икона, а фреска в церкви Спаса Преображения в Новгороде. В этой работе наблюдается явное главенство одного из ангелов (скорее всего, символизирующего Бога Отца), присутствует изображение Сары. Явно был и Авраам, но его изображение обвалилось вместе со штукатуркой.

Феофан Грек.. Фреска «Троица».

Икона Симона Ушакова написана значительно позднее, уже в XVII столетии. Она фактически дублирует сюжет творения Рублева, но с некоторыми коррективами, приближающими ее к светской живописи. Гора уже не символизирует Голгофу или Синайскую гору (в зависимости от трактовки), Божий храм превращен в нечто античное, а голова жертвенного тельца в чаше заменена роскошной сервировкой.

Что делают в Троицу: мнение церкви

Конечно, в народе есть свои представления о том, что делать на Троицу. При этом полезно узнать и еще одну точку зрения. Священнослужители не только говорят о том, что принято делать на Троицу, но и почему существуют те или иные традиции.

Прежде всего, интересно понять, почему же принято святить березовые ветви и вообще свежую зелень в этот день. Понятно, что Пятидесятница совпадает с тем благодатным временем, когда теплая весна постепенно уступает свое место жаркому лету.

Однако высказывается и другая точка зрения, которая, впрочем, не противоречит основной, а дополняет ее. Дело в том, что первое упоминание об образе Троицы мы можем встретить в Библии задолго до появления Христа и сошествия Святого Духа.

Однажды Аврааму, прародителю еврейского народа, явились три ангела, олицетворявшие триединого Бога. Они пообещали ему, что ровно через год в семье родится долгожданный наследник. Надо сказать, что Аврааму на тот момент было не много не мало – 99 лет.

Как бы там ни было, но чудо случилось – спустя 12 месяцев в семье действительно получился ребенок. А поскольку встреча с ангелами произошла в дубраве, в память о тех событиях, о чуде, сотворенном Богом, действительно принято освящать ветви березы и другую зелень в Храме.

Описание и значение иконы

Икону Святой Троицы — написал Андрей Рублев. Это одна из самых известных и прославленных работ Рублева. Год создания иконы Пресвятой Троицы — 1411. Автор иконы изобразил три ангела, сидящих за одним столом. На фото ниже можно увидеть эту икону.

В основу положен ветхозаветный сюжет, который изложен в 18 главе библейской книги Бытия. В этой главе идет повествование о том, что Авраам — родоначальник многих народов встретил троих таинственных странников. В 19 главе они названы Ангелами.

Три странника сообщили Аврааму, что у него родится сын — Исаак. Затем двое Ангелов ушли в Содому — город, который прогневал Бога за многочисленные грехи его жителей. Один же Ангел остался с Авраамом и беседовал с ним.

Авраам — родоначальник многих народов встретил троих таинственных странников – ангелов. Три странника сообщили Аврааму, что у него родится сын — Исаак

Явление Ангелов Аврааму раскрывало символично образ единосущного и триипостасного Бога — Троицы. Но тот, кто нарисовал икону, стремился раскрыть догматическое учение о Троице. Рублей решил отказаться от традиционных повествовательных моментов, которые часто были включены в изображения. На иконе все сосредоточенно только на общении троих ангелов.

Художник отказывается от образов Авраама и Сарры, ангелы сидят за столом одни. Они уже не вкушают пищу, а как будто благословляют ее. Да и пищи как таковой на столе уже нет — осталась одна чаша, которая символизирует причастие и Святые Дары.

Многие исследователи пытались разгадать, в какой же последовательности преподобный Андрей Рублев изобразил каждую ипостась Господа. Большинство специалистов сошлись во мнении, что для того чтобы подчеркнуть единство Троицы, художник не стал указывать, где кто изображен.

По большому счету, для простого верующего христианина нет никакой разницы, где какая сущность расположена. Мы все равно молимся Единому Богу, и невозможно помолиться Сыну, не молясь при этом Отцу или Святому Духу. Поэтому, глядя на икону, лучше всего воспринимать образ в целом, не разделяя его на три разных фигуры.

Даже само изображение как бы подчеркивает единство всех персонажей — фигуры всех трех ангелов вписываются в невидимый круг. В середине находится Чаша, которая символически указывает на Христову Жертву ради всего человечества.

Необходимо упомянуть, что встречаются различные неканонические попытки изобразить три ипостаси Божии. Загадка христианского понимания Бога всегда привлекала множество исследователей, и не всегда они согласовывали свои взгляды с канонами православия.

Чаша — центр всей композиции

Стоит сказать о том, что в основу иконы Рублева лежит круг. Но не Ангелы вписаны в этот круг, а они сами его образуют. Рассмотрим подробный анализ иконы.

На иконе под цифрой: 1 — чаша, центр всей композиции, 3 — Бог Отец, первая ипостась Святой Троицы. 7 — Святой Дух, который устремляет свой взгляд и поднимает правую руку в сторону Ангела, который сидит напротив. 12 — гора, которая изображает символ искупления падшего мира, прообраз горы Голгофы, на которую взойдет Иисус Христос

  1. Чаша. Если смотреть на образ, то видно, что центр всей композиции — чаша. Она символ страданий Иисуса Христа, на которые он пойдет ради того, чтобы искупить грехи всего человечества.
  2. Голова тельца. В чаше мы видим символ жертвенности Бога Сына.
  3. Бог Отец. Это первая, начальная и причинная ипостась Святой Троицы.
  4. Лазурные одежда. Обращаем внимания на лазурные одежды, это как символ неземной сущности Бога Отца, и также остальных лиц Троицы.
  5. Скипетр. У всех мы видим скипетр — символ власти.
  6. Дерево. Традиционная иконография говорит о том, что Авраам отдыхал под Мамврийским дубом. У Преподобного Андрея Рублева дуб — превращается в дерево жизни, которое Бог посадил в Эдеме.
  7. Бог Дух Святой. Святой Дух устремляет свой взгляд и поднимает правую руку в сторону Ангела, который сидит напротив, то есть в сторону Бога Сына. Это жест благословения, и жест повеления.
  8. Алые одежды. Это своеобразная аллюзия на библейский сюжет, когда сам Святой Дух в виде языков сошел на апостолов.
  9. Здание. Оно символ христианской церкви.
  10. Бог Сын. Его опущенная голова направлена в сторону жертвенной чаши.
  11. Зеленый Гиматий. Это накидка, которая находится поверх хитона. Гиматий — это символ земного мира, куда сойдет Христос.
  12. Гора. Она изображает символ искупления падшего мира, прообраз горы Голгофы, на которую взойдет Иисус Христос. Итак, на иконе мы видим — Отца Сына и Святого Духа. Это полное описание иконы.

В 1575 году в Троице-Сергиевой Лавре Троица Ветхозаветная была обложена золотом самим Иваном Грозным. А в 1600 году она была заново украшена царем Борисом Годуновым.

Ответ на вопрос

Фото: Monastir58.ru

Святая Троица – термин, означающий, что Бог един в 3-х воплощениях, лицах. Бог неразделен, но троичен. Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении. Сам догмат непостижим, если смотреть на него с точки зрения обычной житейской логики. Этот трактат считается самым таинственным, открытым только избранным. Недаром о. Павел Флоренский назвал его «крестом человеческой мысли».

Как солнце излучает одновременно свет, тепло и невидимое радиационное излучение, так и Господь имеет 3 ипостаси, которые познать просто невозможно. Празднуется праздник Святой Троицы на 50-й день Пасхи, которая каждый год приходится на разное время. В этот день празднуется и День Духа Святого, когда в храмы приносят зелень, которая потом освящает и дом.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на «Правмире»:

  • Святая Троица в Православной Церкви
  • Троица, 10 икон Святой Троицы
  • Об изображении Святой Троицы
  • День Святой Троицы. Пятидесятница
  • Троица – исполнение всех ожиданий
  • “Святая Троица” Преподобного Андрея Рублева
  • Троица и икона Воскресения Христова
  • Святая Троица — парадигма человеческой личности
  • Художественный образ Пресвятой Троицы
  • Троица: Фундамент христианства
  • Троица: единство и святость
  • День Святой Троицы: Что мы без помощи Божией?
  • День Святой Троицы: что важнее – Бог или шашлык?
  • День святой Троицы: что поется в этот день в храме?
  • День Святой Троицы: рассказ о нескольких случаях
  • «…Предстоя Святей Троице». О передаче троичного догмата в иконах
  • День Святой Троицы в Троице-Сергиевой Лавре
  • Как в старину на Троицу гуляли (ФОТО)
  • Праздник Троицы: как победить разделение внутри себя?
  • Почему на Троицу храмы украшают ветками берез?
  • «Я открыл главу о Святой Троице и понял, что это моё»
  • Троица в Давыдово (+ФОТО)

Троица в молитве и Библии

Молитвенно мы исповедуем Троицу словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». На чем основана наша вера? На святом Евангелии: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19).

Единство Троицы

У Отца, Сына и Святого Духа всё одно.

Земной человеческий ум собственными силами без Бога не может возвыситься до этой тайны. Другие монотеистические религии (иудаизм, ислам), основанные на естественном разуме, а не на Откровении, подняться до этой тайны не могли.

Осознание Святой Троицы приходит постепенно по мере покаяния человека во грехах. То есть, когда человек искренне видит свои согрешения и осознаёт это обращаясь к Богу в покаянии, в просьбе простить и очистить сердце от грехов.

Потому что эти грехи его разлучают с Творцом и ведут к страданиям, то каясь во грехах человек получает не только прощение и очищение от грехов, а его сердце в покаянии начинает видеть-духовным зрением.

Тогда и приходит к нему осознание Святой Троицы. Какие-то детали открываются. Во всяком случае человек может видеть, что Христос – Бог, а это значит, что Сын – Творец:

Всемогу́щая и Животворя́щая Свята́я Тро́ице…

Молитва ко Пресвятой Троице. Творение Марка монаха

Всемогу́щая и Животворя́щая Свята́я Тро́ице и светонача́льная, я́же мíрную вся́кую и премирную тварь, за еди́ну бла́гость от не су́щих приведы́й, и промышля́я и содержа́. Иже по про́чих Твои́х неизрече́нных о земно́м ро́де благодея́ниих, и покая́ние нам ра́ди плотска́го неможе́ния до сме́рти дарова́вый: не оста́ви нас окая́нных в лука́вых на́ших дея́ниих умре́ти, ниже́ злонача́льнику и зави́стцу, и губи́телю посме́шство бы́ти. Зри́ши бо Благосе́рде, ели́к у́бо о́наго на нас наве́т и вражда́, ели́ко же и на́ше страстова́ние, и сла́бость, и небреже́ние. Но неоску́дныя Твоя́ бла́гости соде́лай на нас, мо́лим на вся́кий день и час прогне́вающии Тя честны́х и животво́рных за́поведей преступле́нием. И вся у́бо всего́ преше́дшаго живота́ на́шего, и до ны́нешняго часа́ согреше́нная на́ми, в дея́ниих, или́ глаго́ланиих, или́ в помышле́ниих, оста́ви и прости́. Сподо́би же нас, про́чее сконча́ти житие́ в покая́нии, и умиле́нии, и соблюде́нии святы́х Твои́х повеле́ний. А́ще у́бо сла́достию прельсти́вшеся, многообра́зне согреши́хом, или́ ме́рзкими похотьми́ неполе́зными и вре́дными обольсти́вшеся препроводи́хом: а́ще гне́вом и я́ростию подви́гшеся безслове́сною, кого́ бра́та на́шего оскорби́хом, а́ще язы́ком неизбе́жных и стро́потных и кре́пких сете́й объя́хомся: а́ще ко́им чувств на́ших, или́ все́ми, во́лею или́ нево́лею, ве́дуще или́ не ве́дуще, от восхище́ния, или́ поуче́ния безу́мно поползо́хомся: а́ще же лука́выми по́мыслы и су́етными со́весть оскверни́хом: а́ще ли ко́им други́м о́бразом прегреши́хом, от предприя́тия и обы́чая томи́ми зла́го: прости́ нам, и оста́ви вся Всеще́дре, Пребла́же и Многоми́лостиве: и да́руй нам про́чее бо́дрость и си́лу, во е́же твори́ти во́лю Твою́ бла́гу, и благоуго́дну и соверше́нну: да нощна́го и мра́чнаго зла, светови́дным покая́нием преме́ншеся, и я́ко во дни благообра́зно ходя́ще, и очище́ни объяви́мся человеколю́бию Твоему́ недосто́йнии, воспева́юще Тя и велича́юще во ве́ки, ами́нь.

Композиция и интерпретация

Рублевская «Троица» соответствует иконописному сюжету «Гостеприимство Авраама». Это изображение эпизода из 18 главы библейской книги Бытия. К праотцу Аврааму приходят трое, и тот узнает в гостях Самого Бога — принимает их с почетом и угощает.

Преподобный Андрей оставил в своем творении только детали, лишенные какого бы то ни было историзма: ангелы сидят за столом в неспешной беседе, на столе — чаша с головой тельца, на заднем плане — здание, дерево, гора. Фигуры Авраама и Сары отсутствуют.

Каждая деталь иконы имеет свое толкование. Чаша символизирует чашу Евхаристии, а голова тельца — Крестную жертву Спасителя. Интересно, что форму чаши повторяют своими позами сами ангелы.

Дерево, возвышающееся над средним ангелом, напоминает не только о дубе из дубравы Мамре, под которым совершилась историческая встреча Троицы и Авраама, но и древо жизни, плодов которого лишился человек вследствие грехопадения (по другому толкованию — древо креста Господня, которым человек вновь обретает вечную жизнь).
Над левым относительно зрителя ангелом изображено здание — в дорублевской иконографии дом Авраама. Здесь оно указывает на домостроительство нашего Спасения и Церковь — дом Божий.

Над правым ангелом видна гора. Все явления Бога в библейской традиции происходили на горах: Синай — место дарования закона, Сион — Храм (и сошествие Святого Духа на апостолов), Фавор — Преображение Господне, Голгофа — Искупительная жертва, Елеон — Вознесение.

Есть мнение, что каждый ангел на иконе изображает Лицо Троицы. Толкования разнятся. По одному из них, средний ангел символизирует Бога Отца (как насадителя древа жизни), левый — Сына (как основателя Церкви), правый — Духа Святого (как Утешителя, пребывающего в мире). По другому — средний ангел символизирует Сына, на что указывает цвет его одежды, традиционный для изображений Христа: багряный и лазурный. Левый ангел, «строитель» (поэтому за его спиной изображен дом) Вселенной — отец.

В изображении используется традиционный для средневекового изобразительного искусства прием обратной перспективы — пространство иконы визуально представляется большим, чем реальность, в которой находится зритель.

Многие исследователи обращают внимание на тот факт, что «Троица» создавалась в период противостояний между русскими князьями и татаро-монгольского ига и указывала на необходимость единства. Косвенно эта интерпретация подтверждается тем, что и сам преподобный Сергий много трудился над восстановлением братских отношений между князьями, а в Троице Единосущной и Нераздельной видел образ единства, необходимый для всего человечества

Что нужно делать на Троицу в церкви

Разумеется, каждый праздник предполагает совершение особого торжественного богослужения. Интересно, что Троицу можно признать самым красивым торжеством – в этот день священники облачаются в особую зеленую одежду, которая символизирует возрожденную природу и сошествие на землю Святого Духа. Да и вообще в храме можно увидеть необычно много украшений из свежей и искусственной зелени.

Таким образом, первое, что делать в Троицу – это обязательно попасть в храм на богослужение. К слову сказать, именно в этот день можно принять участие в коленопреклоненной молитве.

Этот обряд является проявлением особого уважения и благоговения к Богу. Преклоняя колени, верующие просят Господа о его благодати и милости, которую он даровал всем желающим с помощью Святого Духа.

История происхождения этой традиции восходит к давним временам. Есть данные, что первые коленопреклоненные молитвы совершались уже в 3-4 веках. Причем украшение церкви ветвями и свежей зеленью также относится к этому времени.

КОГДА НЕЛЬЗЯ ВСТАВАТЬ НА КОЛЕНИ

Молитвы в преклоненном состоянии не совершаются начиная с Пасхи и вплоть до дня Святой Троицы. Дело в том, что это самые радостные и светлые дни в году, когда все верующие соприкасаются с древнейшими традициями, связанными с празднованием Светлого Воскресения.

Грусти, обидам и чувству сожаления не может быть места в такое время. Однако, конечно, каждый из нас в конечном итоге может поступить по своей совести – молитва на коленях сама по себе ни в коем случае не является грехом.

О чем молятся верующие, обращаясь к Триединому Богу

По слову Самого Господа, «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8).

О чем же молиться Отцу, всеведущему Богу? Так называемое «обычное начало» любого богослужения, даже домашнего молитвенного правила – самая древняя, известная, как предполагал русский литургист М.М.Скабалланович, может быть, с апостольских времен часть богослужения.

«Пресвятая Троице, помилуй нас.

Господи, очисти грехи наша.

Владыко, прости беззакония наша.

Святый, посети и исцели немощи наша, Имене Твоего ради».

Эта многократно за день повторяемая молитва Святой Троице содержит все прошения человека, живущего среди суеты мира – будь милостив, помоги очиститься, прости наши промахи, исцели немощи. Это и есть «искание Царства Небесного и правды его» (Мф. 6:33), когда все прочее – полезное человеку – приложится без лишнего многословия.

Еще более краткое моление совершал прп. Иоанникий Великий, живший в VIII в. Уйдя от мира в пустыню, он пребывал в уединении и посте. Читая Псалмы, он после каждого стиха повторял: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый». Ныне это моление – слова надежды и абсолютного доверия Создателю – вошло в вечернее молитвенное правило.

Благословения на наступающий день испрашивает у Господа христианин каждое утро, также читая молитву Триединому, благодаря за прошедшую ночь, умоляя Бога помочь прожить день без греха.

Есть, впрочем, такие моменты богослужения, когда к Творцу обращаются особыми словами и пространными молениями.

О молитвах, читаемых на Пятидесятницу в храме

Один из таких моментов – День Святой Троицы, 50-й после главного праздника – Пасхи.

В проповеди 31 мая 2015 г., Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит:

Пришествие Бога в мир, Его смерть, «из мертвых востание», Сошествие Духа разрушили преграду между Богом и человеком. Именно на Пятидесятницу. по окончании Вечерни праздника, священник, стоя на коленях лицом к собравшимся верным, также коленопреклоненным, читает три молитвы, возносимые только раз в год.

«»Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме, непостижиме, неизследиме, непременнне, непобедиме, незлобиве Господи, Едине имеяй безсмертие, во свете живый неприступнем»… Найдем ли более возвышенные слова, чем эти начальные слова первой Троицкой молитвы Богу, Неописуемому в Своем Существе?» — писал священник Михаил Помазанский.

Среди этих молитв:

  • первое прошение содержит преклонение перед могуществом и силой Господа, восхищение Его творением – прекрасным миром;
  • второе моление обращено ко Второму Лицу Троицы, Христу, восхваляет Его Пришествие в мир и попечение о нашем спасении;
  • третьим молением ко Пресвятой Троице священник дерзает сугубо просить о «во аде держимых», отпавших от благодати Господа.

Некоторые полагают, что именно в этот момент, раз в году, Церковь молится об умерших некрещеными, неверующими и даже о самоубийцах. Такое воззрение, конечно, неверно – молитва за некрещенных, иноверцев, самоубийц в храме невозможна.

О молитве к Господу, «исполняющей желания», которую можно прочитать в сети Интернет

К сожалению, отсутствие опыта молитвенного обращения к Богу у многих современных людей порождает понимание моления как особой «формулы», исцеляющей болезни, исполняющей желания. Подобное отношение недостойно ни Бога, ни человека как образа и подобия Его.

Интересно, что на многих интернет-страницах в качестве «исполняющего желания» предлагается утвержденное Церковью краткое моление, действительно читаемое на Пятидесятницу, но не из числа коленопреклоненных. Таким образом, «изобретение» собственного «магического» текста молитвы оказывается непосильной (или пугающей?) задачей для современных более или менее верующих «что Бог есть» людей. Но даже чтение канонически утвержденного текста молитвы Святой Троице с настроем «принудить» Создателя исполнить «заветное желание» — неправильно.

Апостол Иаков писал:

Не будем же неосновательны. Станем любить нашего Отца и искать Царствия Его.

Наталья Сазонова

Поздравления

  • С праздником Троицы тебя поздравляю,Достатка, любви, благ земных я желаю.В праздник возвышенный, праздник святойРадость большую почувствуй душой!

    Мира в семье, пониманья, заботы,Новых побед, достижений в работе.Благословенья и жизни прекрасной,Вместе с семьей встретить Троицы праздник!

  • Тебя хочу поздравить я с Троицей Святою, На небо ты душою сегодня посмотри. Наполнит праздник сердце твое пусть теплотою, И засияет солнце пусть у тебя внутри.

    Еще тебе желаю я крепкого здоровья, И в травах ароматных покой души найти. Пускай витает ангел всегда у изголовья, И пусть оберегает он все твои пути.

Православные традиции

На Святую Троицу принято развешивать внутри храмов в качестве украшения зеленые ветки и пучки травы: это символы перерождения, схождения благодатного света. Церковные служители носят зеленую одежду, тем самым демонстрируют исцеляющую и оживляющую силу Святого Духа.

Наутро после Троицы отмечают Духов день, верующие славят Духа-Утешителя, снизошедшего на христовых учеников. А суббота до Пятидесятницы посвящена поминовению усопших родителей, ее называют «задушным днем».

До прихода христианства на славянских землях в эти дни праздновали Зеленые святки, когда весна уступает лету. Православная церковь переняла немало славянских обрядов, органично вписала их в свои праздники. Не обошло это и Троицу. Зеленые святки были связаны с культом растений, расцвета природы. На Троицкой неделе 8-12-летние девочки украшали жилище березовыми ветвями, водили хороводы в березовых рощах, взрослые распевали песни, устраивали застолья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector