Русская иконопись от истоков до начала xvi века

Толкование «Троицы»

Святая Троица Рублева написана по библейскому сюжету из Ветхого Завета, по которому к Аврааму пришли трое странников-ангелов с благой вестью: у него родится сын, который станет прародителем всего иудейского народа. Но она объединяет собой не только этот сюжет. Есть здесь множество важных отсылок ко всем ключевым библейским моментам. Картина воплощает собой многое, оставаясь достаточно простой.

Так чаша, вокруг которой сидят ангелы, символизирует страдания Христа — внутри собрана кровь, капавшая из его ран, когда он был распят на кресте. Силуэт дерева может означать древо познания из сада Эдема, одновременно с этим — дуб, под которым отдыхал Авраам. А здание — церковь либо вход в авраамов дом. Гора же, расположенная в правом верхнем углу, становится символом Голгофы.

Трое ангелов — воплощение единого Бога. На это указывает ряд важных символов. Неспроста они одеты в лазурные одеяния — это символизирует их неземную сущность. Прообразом Отца является ангел, сидящий посередине. На это указывают его царственные пурпурные одежды. Но так как скипетры власти есть у каждого из странников, можно говорить о триединстве.

Бога Сына здесь символизирует ангел, сидящий справа. Его голова опущена наиболее смиренно, а рука находится ближе всего к чаше. Пусть по сюжету истории, использованной Рублевым, Иисус еще не родился, его приход предрешен. Он готов испить чашу страданий за грехи человеческие. Третий ангел, располагающийся слева, становится олицетворением Святого Духа.

Круговая композиция

Икона «Троица» Андрея Рублева вписана в круговую композицию. Даже головы ангелов склонены, позволяя общему силуэту органично создавал единый круг. Издавна это символизирует вечность, замкнутый круг человеческого бытия, от рождения мира до конца, который становится новым началом. По контексту трех ангелов он также трактуется как символ триединства христианского Бога.

Итальянские художники тех времен также вписывали группы ангельских сущностей в круговую композицию для большей символичности. Но рублевская композиция разительно отличается от ставшей классической. Круг здесь уместен, незаметен с первого взгляда.

Круговая композиция

Когда следует молиться иконе «Святая троица»

Чудотворный образ изображения Святой Троицы среди православных верующих характеризуется своими целебными и защитными свойствами, которые подтверждают множеством уникальных историй. Например, во время правления царя Ивана Грозного произошло событие, которое иначе, как чудом назвать нельзя.

Правитель перед сложным военным походом на Казанское государство отправился для молитвенного вознесения к иконе в Троице-Сергиеву Лавру. Он длительно и слезно молился перед Святыней, взывая в помощи и благословении на боевые действия. В результате, несмотря на малочисленное войско и близкое поражение, Казань была завоевана. Иван Грозный сразу же по приезде из похода горячо молился в многочасовом молебне и благодарил Святыню за помощь.


Рис 3 Икона Святой Троицы помогает в самых сложных и запутанных жизненных ситуациях. Молитвенное вознесение совершенное возле святыни В Троице-Сергиевой Лавре помогает изменить судьбу и полностью восстановить свои душевные силы.

В церковных летописях и благодарственных книгах зафиксированы тысячи событий подтверждающих чудодейственную силу иконы. Это и спасение целых городов от длительной засухи, исцеление от эпидемий холеры и чумы. Множество историй связано с чудесами выздоровления от смертельных заболеваний и душевных недугов.

В древней реликвии, которая и по сей день находиться в Троице-Сергиевой Лавре приезжают паломники с разных концов света для того, чтобы вознести прошение на изменение своей судьбы. Молиться перед иконой рекомендуется в период сложных жизненных ситуаций, когда справиться без помощи небесных покровителей уже невозможно. Просить о помощи рекомендуется после покаяния и вознесение хвалы Господу.

Авторство

Впервые Рублева назвали автором иконы Троицы в середине текста XVI века «Книга ста глав» . Ученые могут быть уверены, что к середине XVI века Рублев считался автором иконы с таким названием. Русский этнограф Иван Снегирев высказал предположение , что Троица хранится в Троице — Сергиевой лавре, на самом деле икона Рублева, который затем был один из немногих русских иконописцев , известных по имени. Идея приобрела популярность среди ученых и к 1905 году стала преобладающей. Троица до сих пор считается его работой.

Тем не менее, после чистки иконы искусствоведы были настолько поражены ее красотой, что возникли теории о ее создании итальянским художником. Первым такое предложение высказал Дмитрий Ровинский еще до чистки, но его идея «тут же погасла запиской митрополита Филарета; опять же, по легенде, икона приписана Рублеву. Она продолжала служить. тем, кто изучал стиль этого художника как одно из его главных произведений искусства ». Дмитрий Айналов , Николай Сычев, а затем Николай Пунин сравнивали «Троицу» с произведениями Джотто и Дуччо . Виктор Лазарев сравнил его с работами Пьеро делла Франческа . Однако, скорее всего, они намеревались указать на высокое качество картины, поскольку никто из них не утверждал, что она была создана под влиянием итальянцев. Виктор Лазарев подводит итог: «В свете недавнего анализа мы можем с уверенностью утверждать , что Рублев не был знаком с работами итальянского искусства и , следовательно , не мог от этого ничего заимствовать Его главным источником был. Византийское искусство в Palaiologos эпохи, в В частности, картины, созданные в его столице, Константинополе . Именно оттуда произошли элегантность его ангелов, мотив наклоненных голов, прямоугольная форма трапезы ».

Неканоничные изображения Святой Троицы: коронование Богоматери

Вообще о короновании девы Марии, равно как и Иисуса или Духа Святого, ничего не говорится. Однако Богоматерь признана святой всеми ветвями христианской религии. И согласно представлениям верующих она тоже была вознесена на небеса сразу после смерти.

Тут-то и состоялось ее коронование. И это событие так или иначе отражено в церковном календаре. Православные, например, отмечают Успение Богородицы. Это происходит каждый год 28 августа по новому стилю.

Сюжет коронования интерпретируется по-разному. Например, на полотне Диего Веласкеса запечатлено, как Марию коронуют Отец и Сын.

А Ридольфо Гирландайо изобразил, как на небе Богородицу коронует сам Христос. И в честь этого события ангелы играют торжественную музыку.

«Троица» Андрея Рублева сегодня

Картина «Троица» Рублева начала реставрироваться от всех внесенных за долгие столетия обновлений в 1904 году. С нее сняли оклады, начали расчищать, приводить к первоначальному виду. Стало понятно, что изначально она писалась яркими красками, хоть сегодня выглядит иначе, более легко, воздушно.

За все время транспортировок икона оказалась повреждена. Сегодня она хранится в особом киоте в Третьяковской галерее. Вернуть ее в Троице-Сергиевскую лавру не представляется возможным без невосполнимого ущерба. Доска с иконой стабильна, пусть и не совершенна. Но если ее перевозить, имеющиеся повреждения станут более отчетливыми, а краски быстрее отойдут.

Андрей Рублев, «Троица» которого многими воспринимается как само доказательство существования Бога, был причислен РПЦ к лику святых в 1988 году. Посмертно он стал первым канонизированным художником. А его величайшее произведение продолжает захватывать дух, впечатляя ценителей искусства, независимо от того, каким религиозным убеждениям они следуют.

Также интересно:

Я и моя сестра

Подделки в искусстве

Картина «Рожь»

Особенности изображения Новозаветной

Основанием для создания иконописного типа послужили слова Христа: «Я и Отец одно». Божественные ипостаси явлены в виде убеленного сединами Старца, то есть Бога Отца; Христа, то есть Бога Сына; Святого Духа в виде небесной голубя. Выделяют два основных варианта написания Новозаветной Троицы: «Сопрестолие» и «Отечество».


Иконография: Отечество (Троица Новозаветная). Датировки: XVII в. 1696 г. Иконописная школа или художественный центр: Ярославская школа. Происхождение: из Спасской церкви Толгского монастыря под Ярославлем. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 39 см, ширина 31,5 см. В центре иконы помещено изображение Троицы Новозаветной: Бог-Сын, Бог-Отец и Святой Дух. Триипостасное Божество среди огненных херувимов. По углам расположены фигуры евангелистов с их символами

В первом варианте центральные фигуры изображены восседающими на престоле; во втором – сидящий Бог Отец держит на коленях Сына (Спаса Эммануила), сжимающего в руках лазурную сияющую сферу. Внутри шара заключен голубь – образ Святого Духа. В отличие от Ветхозаветной Троицы, здесь ни о каком равноправии речь не идет. «Отечество» выражает идею, что Отец более Сына и Духа, потому что Отец — начало Троицы, Родитель Сына и Изводитель Духа. Сын, как предвечно рождающийся из недр Отца, сидит у Отца на коленях, Святой Дух в некоторых вариациях изображен исходящим из уст Отца.

Что же касается иконы «Сопрестолие», Священным Синодом Константинопольской Церкви в 1776 г.

Кроме того, к Новозаветной Троице относят целый ряд икон: «Распятие в лоне Отчем», «Предвечный Свет», «Шестоднев», «Всевидящее око» и др.


Иконография: Всевидящее Око Божие. Датировки: XX в. Начало XX века. Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи. Материал: дерево, левкас, темпера, масло, золото, чеканка. Размеры иконы: высота 26,7 см, ширина 22,3 см. В центральном круге, от которого исходят четыре луча, помещено поясное изображение благословляющего Христа Эммануила со свитком в руках. Во втором круге — схематично изображенное лицо с двумя парами глаз. В круглых медальонах, опоясывающих внешний круг, вписаны символы евангелистов, Господа Саваофа и Богоматери Оранты. Инв. № ГМПИ 3611. ДИ-396-И. Государственный музей Палехского искусства

О правомочности воспроизведения подобных сюжетов постоянно ведутся споры. Любопытно, что противоречия исходят от различий в трактовках Евангелия. Одни богословы утверждают, что Бога Отца изображать невозможно, ибо это нарушает утверждение о Его безначалии и непостижимости, выраженной в словах евангелиста Иоанна: «Бога не видел никто и никогда». Оппоненты возражают, ссылаясь на то же Евангелие, но уже на слова Самого Христа: «Видевший Меня видел Отца Моего». Стоит отметить, что большинство икон Новозаветной Троицы появились после XVI века, то есть сравнительно поздно.

Неканоничные изображения Святой Троицы: коронование Богоматери

Вообще о короновании девы Марии, равно как и Иисуса или Духа Святого, ничего не говорится. Однако Богоматерь признана святой всеми ветвями христианской религии. И согласно представлениям верующих она тоже была вознесена на небеса сразу после смерти.

Тут-то и состоялось ее коронование. И это событие так или иначе отражено в церковном календаре. Православные, например, отмечают Успение Богородицы. Это происходит каждый год 28 августа по новому стилю.

Сюжет коронования интерпретируется по-разному. Например, на полотне Диего Веласкеса запечатлено, как Марию коронуют Отец и Сын.

А Ридольфо Гирландайо изобразил, как на небе Богородицу коронует сам Христос. И в честь этого события ангелы играют торжественную музыку.

Сохранение

Трещина проходит по лику правого ангела, местами содрана краска, есть следы от гвоздей, которыми когда-то риза прикреплялась к иконе.

Нынешнее состояние Троицы отличается от его первоначального состояния. Изменения в него вносили как минимум еще в 1600 году, а, скорее всего, и раньше. Состояние, наиболее близкое к первоначальному, которого удалось достичь реставраторам, было после реставрации 1918 года. Эта реставрация выявила большую часть оригинальных работ Рублева, но сохранились многочисленные следы работы Гурьянова и других веков. Настоящая поверхность представляет собой комбинацию слоев, созданных в разные периоды времени. В настоящее время икона усилена шпонками , то есть небольшими дюбелями , которые используются специально для икон.

В настоящее время Троица хранится в специальном стеклянном шкафу в музее в постоянном температурном и влажностном режиме.

Третьяковская галерея оценила нынешнее состояние как «стабильное». Между слоями грунта и краски постоянные промежутки, особенно на полях. Основная проблема — вертикальная трещина, проходящая через поверхность спереди, вызванная разрывом между первой и второй платами заземления в неизвестное время. Гурьянов зафиксировал трещину во время чистки: на фотографии 1905 года трещина изображена уже существующей.

Трещина стала заметной в 1931 году и частично была устранена весной 1931 года. Тогда зазор достигал 2 мм в верхней части иконы и 1 мм на лицевой стороне правого ангела. Юрий Олсуфьев попытался отремонтировать икону, переместив икону в специальное помещение с искусственно созданной высокой влажностью около 70%. Промежуток между досками практически полностью закрылся за 1–5 месяцев. К лету 1931 г. процесс сокращения разрыва за счет воздействия влажности прекратился. Тогда было решено укрепить слой левкаса и слой краски мастикой и заполнить ею зазор.

Реставраторы не могли сказать наверняка, как разные слои краски разного времени могли отреагировать на малейшие изменения окружающей среды. Малейшее изменение климата может привести к непредсказуемому ущербу. Комитет реставраторов Третьяковской галереи подробно обсудил различные предложения по дальнейшему укреплению иконы, и 10 ноября 2008 года комиссия пришла к выводу, что ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать нынешнее стабильное состояние иконы.

Ты видишь Троицу, если видишь любовь

Понятие о единстве и высочайших свойствах не исчерпывает всей полноты христианского учения о Боге. Вера посвящает нас в глубочайшую тайну, представляя Единое Божественное Существо троичным в Лицах: Бог Сын и Святой Дух вечны и всемогущи, как Бог Отец. Истина Триединства Божия составляет отличительное достояние христианства – прямого ее раскрытия нет и в ветхозаветном учении, где мы находим образные, прикровенные указания, которые могут быть полностью истолкованы лишь в свете Нового Завета. Таковы, например, изречения, которые свидетельствуют о множественности Лиц Божества: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему» (Быт. 16, 26); «Вот, Адам стал как один из Нас» (Быт. 3, 22); «Сойдем же и смешаем там язык их» (Быт. 11, 7). Еще один библейский пример – явление Бога Аврааму в виде трех странников, когда трое выступают, как один. Не случайно праотец Авраам, беседуя с ними, употребляет единственное число .

Троическое учение – одна из самых глубоких и непостижимых тайн откровения Божия. Человеческий ум не в силах представить, каким образом три самостоятельных Божиих Лица, совершенно равного достоинства, могут составить единое и нераздельное Существо. «Здесь предел того, что херувимы закрывают крыльями», – замечает свт. Афанасий Великий

«При всей своей непостижимости, учение о Святой Троице имеет важное для нас нравственное значение, и, очевидно, поэтому эта тайна и открыта людям» . По учению св

отцов, Святая Троица помимо отношения к миру имеет бесконечную полноту внутренней, таинственной жизни. Древний учитель Церкви Петр Хрисолог говорит, что «Бог один, но не одинок» . В Нем есть различие Лиц, пребывающих в непрерывном общении друг с другом: «Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий предвечно рождается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца».


Явление трех странников Аврааму. Фреска в катакомбах на Виа Латина, Рим. IV в.

Вместе с понятием Троичности в мир приходит отрадная и знаменательная идея: Бог есть беспредельная и всесовершенная Любовь. Вероучения иудаизма и ислама не раскрывают истинного значения любви как господствующего свойства Божия. Любовь по своему существу немыслима вне союза, общения. Но если Бог единоличен, в отношении к кому обнаруживается Его любовь до сотворения мира? Высочайшей Любви для полного проявления требуется такой же высочайший предмет.

Только тайна Триединого Бога открывает, что любовь Божия никогда не оставалась недеятельной, без проявлений. Лица Святой Троицы от вечности пребывают в непрерывном общении любви : Отец любит Сына (Ин. 5, 20; 3, 35) и называет Его Возлюбленным (Мф. 3, 17; 17, 5 и др.), а Сын многократно свидетельствует о любви к Отцу (см., напр., Ин.14, 3). По словам блаженного Августина, тайна христианской Троичности – это тайна Божественной Любви: «Ты видишь Троицу, если видишь любовь» .


Явление странников Аврааму и Гостеприимство Авраама. Мозаика центрального нефа. Церковь Санта Мария Маджоре. Рим, V в.

На этом основывается и все христианское нравственное учение, сущность которого состоит в заповеди любви. Господь говорит Своим ученикам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» и «по тому узнают, что вы Мои ученики, что любовь между собою имеете» (Ин.13, 34-35). По мнению святых отцов, естество человеков одно, как и естество Троицы, да только единство наше ослаблено грехом и восстанавливается искуплением Иисуса Христа. Незадолго до страданий и крестной смерти Спаситель, окруженный Своими учениками, взывает к Отцу: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино, да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне, да совершенны воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17, 21-23).

Описание и значение иконы

Икону Святой Троицы — написал Андрей Рублев. Это одна из самых известных и прославленных работ Рублева. Год создания иконы Пресвятой Троицы — 1411. Автор иконы изобразил три ангела, сидящих за одним столом. На фото ниже можно увидеть эту икону.

В основу положен ветхозаветный сюжет, который изложен в 18 главе библейской книги Бытия. В этой главе идет повествование о том, что Авраам — родоначальник многих народов встретил троих таинственных странников. В 19 главе они названы Ангелами.

Три странника сообщили Аврааму, что у него родится сын — Исаак. Затем двое Ангелов ушли в Содому — город, который прогневал Бога за многочисленные грехи его жителей. Один же Ангел остался с Авраамом и беседовал с ним.

Авраам — родоначальник многих народов встретил троих таинственных странников – ангелов. Три странника сообщили Аврааму, что у него родится сын — Исаак

Явление Ангелов Аврааму раскрывало символично образ единосущного и триипостасного Бога — Троицы. Но тот, кто нарисовал икону, стремился раскрыть догматическое учение о Троице. Рублей решил отказаться от традиционных повествовательных моментов, которые часто были включены в изображения. На иконе все сосредоточенно только на общении троих ангелов.

Художник отказывается от образов Авраама и Сарры, ангелы сидят за столом одни. Они уже не вкушают пищу, а как будто благословляют ее. Да и пищи как таковой на столе уже нет — осталась одна чаша, которая символизирует причастие и Святые Дары.

Многие исследователи пытались разгадать, в какой же последовательности преподобный Андрей Рублев изобразил каждую ипостась Господа. Большинство специалистов сошлись во мнении, что для того чтобы подчеркнуть единство Троицы, художник не стал указывать, где кто изображен.

По большому счету, для простого верующего христианина нет никакой разницы, где какая сущность расположена. Мы все равно молимся Единому Богу, и невозможно помолиться Сыну, не молясь при этом Отцу или Святому Духу. Поэтому, глядя на икону, лучше всего воспринимать образ в целом, не разделяя его на три разных фигуры.

Даже само изображение как бы подчеркивает единство всех персонажей — фигуры всех трех ангелов вписываются в невидимый круг. В середине находится Чаша, которая символически указывает на Христову Жертву ради всего человечества.

Необходимо упомянуть, что встречаются различные неканонические попытки изобразить три ипостаси Божии. Загадка христианского понимания Бога всегда привлекала множество исследователей, и не всегда они согласовывали свои взгляды с канонами православия.

Чаша — центр всей композиции

Стоит сказать о том, что в основу иконы Рублева лежит круг. Но не Ангелы вписаны в этот круг, а они сами его образуют. Рассмотрим подробный анализ иконы.

На иконе под цифрой: 1 — чаша, центр всей композиции, 3 — Бог Отец, первая ипостась Святой Троицы. 7 — Святой Дух, который устремляет свой взгляд и поднимает правую руку в сторону Ангела, который сидит напротив. 12 — гора, которая изображает символ искупления падшего мира, прообраз горы Голгофы, на которую взойдет Иисус Христос

  1. Чаша. Если смотреть на образ, то видно, что центр всей композиции — чаша. Она символ страданий Иисуса Христа, на которые он пойдет ради того, чтобы искупить грехи всего человечества.
  2. Голова тельца. В чаше мы видим символ жертвенности Бога Сына.
  3. Бог Отец. Это первая, начальная и причинная ипостась Святой Троицы.
  4. Лазурные одежда. Обращаем внимания на лазурные одежды, это как символ неземной сущности Бога Отца, и также остальных лиц Троицы.
  5. Скипетр. У всех мы видим скипетр — символ власти.
  6. Дерево. Традиционная иконография говорит о том, что Авраам отдыхал под Мамврийским дубом. У Преподобного Андрея Рублева дуб — превращается в дерево жизни, которое Бог посадил в Эдеме.
  7. Бог Дух Святой. Святой Дух устремляет свой взгляд и поднимает правую руку в сторону Ангела, который сидит напротив, то есть в сторону Бога Сына. Это жест благословения, и жест повеления.
  8. Алые одежды. Это своеобразная аллюзия на библейский сюжет, когда сам Святой Дух в виде языков сошел на апостолов.
  9. Здание. Оно символ христианской церкви.
  10. Бог Сын. Его опущенная голова направлена в сторону жертвенной чаши.
  11. Зеленый Гиматий. Это накидка, которая находится поверх хитона. Гиматий — это символ земного мира, куда сойдет Христос.
  12. Гора. Она изображает символ искупления падшего мира, прообраз горы Голгофы, на которую взойдет Иисус Христос. Итак, на иконе мы видим — Отца Сына и Святого Духа. Это полное описание иконы.

В 1575 году в Троице-Сергиевой Лавре Троица Ветхозаветная была обложена золотом самим Иваном Грозным. А в 1600 году она была заново украшена царем Борисом Годуновым.

Судьба художника

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. Строфы Пушкина, пожалуй, — лучшее резюме для биографии Андрея Рублева. Впрочем, мы даже не знаем, как его звали. Под именем Андрей он принял постриг, а как его звали в миру — тайна сия мраком покрыта. То же касается и фамилии. Вероятно, что Рублев — это прозвище по роду занятий его отца.

Неизвестно и то, где и когда он родился, какого был происхождения, как начал заниматься иконописью. И что самое загадочное — как ему удалось создать шедевр, по красоте соперничающий с произведениями мирового искусства.


Фрески Успенского собора во Владимире. (Pinterest)

Первое упоминание о Рублеве в летописи появилось в 1405 году. В документе указано, что Феофан Грек, Прохор-старец и чернец Андрей Рублев расписали Благовещенский собор в Московском Кремле. Это говорит о том, что уже к этому времени Рублев был опытным мастером, которому могли доверить такую ответственную работу. Уже через 3 года Рублев, согласно летописи, делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. На этот раз у Рублева есть помощники и ученики. В 1420-х годах вместе с Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились.

В целом, из наследия Рублева до нас дошло совсем немного. пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать работы, которые сегодня с уверенностью исследователи атрибутируют Рублеву: что-то не сохранилось, а чье-то авторство пересмотрено, увы, не в пользу иконописца.

Символизм иконы

В каждой религии мира есть изображение круга, который является символом смерти, перерождения и вечности, есть этот символ и в иконе Андрея Рублева. Особенно это заметно, если отойти на небольшое расстояние от иконы, будет видно, что вся она выполнена по схеме круга. И сами главные герои образуют круг своими телами, являя символ триединства.

Помимо явных символов есть у иконы и такие, которые не могут быть истолкованы единственным верным толкованием. К примеру, на престоле изображено окошко, и о том, что оно символизирует, искусствоведы и культурологи долгое время спорят. Большинство склонны истолковывать этот символ как вопрос Святой Троицы, обращенный к людям: «Что дальше? Что вы будете делать теперь, когда Христос ради вас понес жертву?»

Нарушение канона

До Рублева иконописцы, работавшие с этим сюжетом, изображали всех героев притчи, включая Авраама и его жену Сару. Художник решился на новый вариант: перед нашим взором предстает только Троица. Рублев на иконе расположил ангелов таким образом, чтобы силуэты фигур образовали круг. Ангелы одеты в небесно-лазурные одежды (в иконописи это символизирует неземную сущность), в руках они держат скипетры (обозначают высшую власть).

На знаменитой рублевской иконе Троица изображена сидящей за столом. На нем видим чашу с головой тельца, которая символизирует страдания Иисуса. Эта чаша — смысловой центр изображения.

На заднем плане видим изображение дома, в котором жил Авраам с семьей, дерево (ассоциируется с древом жизни, посаженным в Эдеме), гору (прообраз Голгофы, куда предстоит подняться Сыну Божьему).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector