Русская православная церковь
Содержание:
- Кубанская митрополия
- Протоиерей в церковной иерархии
- Современное положение
- Автокефалия Русской Церкви
- Предстоятели
- Предстоятели
- Какое место занимает в иерархии священнослужителей
- Использованные материалы
- Святые отцы о высоком служении
- Какие обязательства налагает это служение
- Кто был первым «блюстителем» Иерусалимским
- Поместные Церкви как части Единой Церкви Христовой
- Функции епископа
- Структура РПЦ — схема и описание
Кубанская митрополия
Название епархии | Основана | К-во приходов | Правящий архиерей |
Армавирская | 12.03.2013 | 104 | вакантна; временно управляющий — епископа Сочинский и Туапсинский Герман (Камалов) |
Ейская | 12.03.2013 | епископа Ейский и Тимашёвский Павел (Григорьев) | |
Екатеринодарская | май.1919 | 261 | вакантна; временно управляющий — митрополита Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский) |
Новороссийская | 1919 | 127 | епископа Новороссийский и Геленджикский Феогност (Дмитриев) |
12.03.2013 | |||
Сочинская | 28.12.2018 | 60 | епископа Сочинский и Туапсинский Герман (Камалов) |
Тихорецкая | 12.03.2013 | епископа Тихорецкий и Кореновский Стефан (Кавтарашвили) |
Протоиерей в церковной иерархии
В Православной церкви существует три ступени иерархии священнослужителей. Представитель каждой ступени имеет разные обязанности как во время службы, так и в Церковной жизни.
Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем
Диаконы относятся к первой и самой низшей ступени. Эти священнослужители помогают священнику или епископу совершать богослужения. Их голоса служат своеобразным украшением во время службы: основное предназначение диакона — красивое провозглашение молитв и пение. Тем не менее у диакона нет благодати для совершения семи церковных таинств. Следовательно, совершать Литургию в одиночку он не имеет права.
Читайте о Православной Церкви:
Зачем и на что Церковь собирает деньгиКто такой викарийЦвета и символика куполов в храме
На второй ступени священнослужителей находятся священники. Это люди, которые могут совершать шесть таинств. В Православной церкви их называют иереями или протоиереями. С греческого языка слово «иерей» переводится как священник.
Внимание! Протоиереями стают те священники, которые на протяжении многих лет безукоризненно служат Христу и Его Церкви. Эта своеобразная награда за труды, которая дает небольшие преимущества над простыми иереями
Как уже было сказано ранее, в Русской православной церкви задача священника — совершать богослужения, миропомазание, крещение, соборование, венчание, исповедь и причастие. Священника от диакона отличает облачение. Священники надевают фелонь или ризу, и епитрахиль (длинная лента, которая огибает шею). Вне службы священник может носить рясу или подрясник (длинная, темная одежда с узкими или широкими рукавами) с наперсным крестом поверх. Вне храма священник может носить обычную одежду.
Читайте о Таинствах, совершаемых священником:
МиропомазаниеПричастиеИсповедь
Последней и высшей ступенью является епископство. Епископы могут посвящать остальных в диаконы и священники. В Православной церкви епископами могут стать только монахи.
Важно! После рукоположения (хиротонии) во диакона, священнослужитель не имеет права жениться. В противном случае такой человек будет запрещен в служении и его лишат сана
Современное положение
В настоящий момент юрисдикция ГПЦ распространяется на всю территорию Грузии, а также на часть своей паствы в областях Турции, Армении и Азербайджана недалеко от государственных границ. Ее символом является крест со слегка опущенными боковыми перекладинами – «крест святой Нино». Богослужение ведется на грузинском языке.
Вот уже более 40 лет предстоятелем Грузинской церкви является католикос-патриарх Илия II. Членами церкви являются в большинстве своем грузины, а также представители других народов: русские, абхазы, греки, армяне-халкидониты. По поводу последних напомним, что Армянская апостольская церковь в том числе по политическим причинам отделилась от Вселенской православной церкви в 451 году, когда из-за военных действий ее легаты не смогли приехать на Четвертый (Халкидонский) Вселенский собор, осудивший монофизитскую ересь.
Монофизитство признает только одну, Божественную, природу Иисуса Христа, а не две, Божественную и человеческую, как учит православная церковь. Армяне не приняли учение, выработанное на Халкидонском соборе, поэтому их церковь называется дохалкидонской или монофизитской и этим отделяется от православных церквей, в том числе русской и грузинской. Интересно, что поначалу и Грузинская церковь придерживалась той же позиции, что и армянская, так как видела в решениях четвертого Собора возврат к осужденной ранее ереси несторианства. Однако в 607 году признала решения Халкидона и порвала с армянами.
В отличие от Конституции РФ, в грузинской Конституции закреплено доминирующее положение ГПЦ, поэтому православие играет важную роль во внутренней жизни страны. Например, государство приурочивает помилование осужденных к большим церковным праздникам. Также замечательной традицией является ежегодное крещение младенцев лично Илией II.
Автокефалия Русской Церкви
Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата 8 мая 1590 года. Пергамент, чернила (на греч. яз.). Грамоту подписали 106 человек: патриархи Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, а также 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов. |
Иона
В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В году московский митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.
XVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (-), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в — годах.
В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону. Вместе с тем недостатки в подготовке реформы и насильственное насаждение ее нанесло Русской Церкви тяжелейшую рану, последствия которой не преодолены и по сей день, — раскол старообрядчества.
Предстоятели
- свт. Иона (наречённый митрополит с 1442/1443, рукоположен Собором русских епископов 15 декабря 1448, + 31 марта 1461)
Московские и всея Руси митрополиты
- свт. Феодосий (Бывальцев) (3 мая 1461 — 13 сентября 1464)
- свт. Филипп I (11 ноября 1464 — 5 апреля 1473)
- свт. Геронтий (29 июня 1473 — 28 мая 1489)
- Зосима Брадатый (26 сентября 1490 — 9 февраля 1495)
- свт. Симон Чиж (20/22 сентября 1495 — 30 апреля 1511)
- Варлаам (3 августа 1511 — 18 декабря 1521)
- Даниил Рязанец (27 февраля 1522 — 2 февраля 1539)
- свт. Иоасаф (Скрипицын) (6 февраля 1539 — январь 1542)
- свт. Макарий (19 марта 1542 — 31 декабря 1563)
- Афанасий (5 марта 1564 — 16 мая 1566)
- ? Герман (1566)
- свт. Филипп II (Колычев) (25 июля 1566 — 4 ноября 1568)
- Кирилл IV (11 ноября 1568 — 8 февраля 1572)
- Антоний (май 1572 — нач. 1581)
- Дионисий (февраль 1581 — 13 октября 1586)
- свт. Иов (11 декабря 1586 — 23 января 1589)
Патриархи Московские и всея Руси
- свт. Иов (23 января 1589 — 10 июня 1605)
- Игнатий Грек (24/30 июня 1605 — 17 мая 1606)
- сщмч. Ермоген (3 июня 1606 — 20 марта/1 мая 1611)
- Игнатий Грек, 2-й раз (март — ? 1611)
- Ефрем (Хвостов) (август 1611 — 26 декабря 1613/1614) управляющий, митр. Казанский.
- Иона (Архангельский) (1614 — 21/24 июня 1619) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Филарет (Романов) (24 июня 1619 — 1 октября 1633)
- Иоасаф I (6 февраля 1634 — 28/29 ноября 1640/1641)
свт. Серапион (Сысоев) (28 ноября 1640 — 27 марта 1642) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Иосиф (Дьяков) (27 марта 1642 — 15 апреля 1652)
- Никон (Минин-Ларионов) (25 июля 1652 — 10 июля 1658 (12 декабря 1666))
- Питирим (10 июля 1658 — 6 августа 1664) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Иона (Сысоевич) (6 августа — 20 декабря 1664) управляющий, митр. Ростовский
- Павел III (24 декабря 1664 — февраль 1667) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Иоасаф II (10 февраля 1667 — 17 февраля 1672)
- Питирим (6/7 июля 1672 — 19 апреля 1673)
Павел III (1673 — 1674) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 — 17 марта 1690)
- Адриан (24 августа 1690 — 16 октября 1700)
- Трифиллий (Инихов) (16 октября 1700 — 16 декабря 1701) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Стефан (Яворский) (16 декабря 1701 — 14 февраля 1721) администратор, блюститель, викарий и экзарх патриаршего престола, митр. Рязанский
- 1721 — 1917 — Святейший Правительствующий Синод
- свт. Тихон (Белавин) (21 ноября 1917 — 7 апреля 1925)
- сщисп. Агафангел (Преображенский) (13 мая 1922 — 25 июня 1923) доверенный патриаршими полномочиями
- сщмч. Петр (Полянский) (12 апреля 1925 — 10/11 октября 1937) местоблюститель, управлял до 6 декабря 1925
- Сергий (Страгородский) (6/14 декабря 1925 — 8 декабря 1926) заместитель местоблюстителя
- Иосиф (Петровых) (8 декабря — 29 декабря 1926) заместитель местоблюстителя, митр. Ростовский
- сщмч. Серафим (Самойлович) (29 декабря 1926 — 12 апреля 1927) заместитель местоблюстителя, архиеп. Угличский
- Сергий (Страгородский) (12 апреля/20 мая 1927 — 27 декабря 1936) заместитель местоблюстителя
- Сергий (Страгородский) (27 декабря 1936 — 12 сентября 1943) местоблюститель
- Сергий (Страгородский) (12 сентября 1943 — 15 мая 1944)
Алексий I (Симанский) (15 мая 1944 — 2 февраля 1945) местоблюститель, митр. Ленинградский
- Алексий I (Симанский) ((2 февраля) 4 февраля 1945 — 17 апреля 1970)
Пимен (Извеков) (18 апреля 1970 — 3 июня 1971) местоблюститель, митр. Крутицкий
- Пимен (Извеков) ((2 июня) 3 июня 1971 — 3 мая 1990)
Филарет (Денисенко) (3 мая — 7 июня 1990) местоблюститель, митр. Киевский
- Алексий II (Ридигер) ((7 июня) 10 июня 1990 — 5 декабря 2008)
Кирилл (Гундяев) (6 декабря 2008 — 27 января 2009) местоблюститель, митр. Смоленский
- Кирилл (Гундяев) (с (27 января) 1 февраля 2009)
Исторические титулы предстоятеля
- митрополит града Москвы и всеа Русии (? — 1589 )
- патриарх града Москвы и всеа Русии или града Москвы и Великого Росийского царствия (упом. май 1589 )
- патриарх Московский и всеа Росии (краткий титул, для полного добавляется: «и всех северных стран», упом. 1690 )
- архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран патриарх (упом. 1700)
- патриарх Московский и всея России (1917 — упом. 1925)
- патриарх Московский и всея Руси (с 1943)
Предстоятели
- свт. Иона (наречённый митрополит с 1442/1443, рукоположен Собором русских епископов 15 декабря 1448, + 31 марта 1461)
Московские и всея Руси митрополиты
- свт. Феодосий (Бывальцев) (3 мая 1461 — 13 сентября 1464)
- свт. Филипп I (11 ноября 1464 — 5 апреля 1473)
- свт. Геронтий (29 июня 1473 — 28 мая 1489)
- Зосима Брадатый (26 сентября 1490 — 9 февраля 1495)
- свт. Симон Чиж (20/22 сентября 1495 — 30 апреля 1511)
- Варлаам (3 августа 1511 — 18 декабря 1521)
- Даниил Рязанец (27 февраля 1522 — 2 февраля 1539)
- свт. Иоасаф (Скрипицын) (6 февраля 1539 — январь 1542)
- свт. Макарий (19 марта 1542 — 31 декабря 1563)
- Афанасий (5 марта 1564 — 16 мая 1566)
- ? Герман (1566)
- свт. Филипп II (Колычев) (25 июля 1566 — 4 ноября 1568)
- Кирилл IV (11 ноября 1568 — 8 февраля 1572)
- Антоний (май 1572 — нач. 1581)
- Дионисий (февраль 1581 — 13 октября 1586)
- свт. Иов (11 декабря 1586 — 23 января 1589)
Патриархи Московские и всея Руси
- свт. Иов (23 января 1589 — 10 июня 1605)
- Игнатий Грек (24/30 июня 1605 — 17 мая 1606)
- сщмч. Ермоген (3 июня 1606 — 20 марта/1 мая 1611)
- Игнатий Грек, 2-й раз (март — ? 1611)
- Ефрем (Хвостов) (август 1611 — 26 декабря 1613/1614) управляющий, митр. Казанский.
- Иона (Архангельский) (1614 — 21/24 июня 1619) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Филарет (Романов) (24 июня 1619 — 1 октября 1633)
- Иоасаф I (6 февраля 1634 — 28/29 ноября 1640/1641)
свт. Серапион (Сысоев) (28 ноября 1640 — 27 марта 1642) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Иосиф (Дьяков) (27 марта 1642 — 15 апреля 1652)
- Никон (Минин-Ларионов) (25 июля 1652 — 10 июля 1658 (12 декабря 1666))
- Питирим (10 июля 1658 — 6 августа 1664) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Иона (Сысоевич) (6 августа — 20 декабря 1664) управляющий, митр. Ростовский
- Павел III (24 декабря 1664 — февраль 1667) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Иоасаф II (10 февраля 1667 — 17 февраля 1672)
- Питирим (6/7 июля 1672 — 19 апреля 1673)
Павел III (1673 — 1674) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 — 17 марта 1690)
- Адриан (24 августа 1690 — 16 октября 1700)
- Трифиллий (Инихов) (16 октября 1700 — 16 декабря 1701) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
- Стефан (Яворский) (16 декабря 1701 — 14 февраля 1721) администратор, блюститель, викарий и экзарх патриаршего престола, митр. Рязанский
- 1721 — 1917 — Святейший Правительствующий Синод
- свт. Тихон (Белавин) (21 ноября 1917 — 7 апреля 1925)
- сщисп. Агафангел (Преображенский) (13 мая 1922 — 25 июня 1923) доверенный патриаршими полномочиями
- сщмч. Петр (Полянский) (12 апреля 1925 — 10/11 октября 1937) местоблюститель, управлял до 6 декабря 1925
- Сергий (Страгородский) (6/14 декабря 1925 — 8 декабря 1926) заместитель местоблюстителя
- Иосиф (Петровых) (8 декабря — 29 декабря 1926) заместитель местоблюстителя, митр. Ростовский
- сщмч. Серафим (Самойлович) (29 декабря 1926 — 12 апреля 1927) заместитель местоблюстителя, архиеп. Угличский
- Сергий (Страгородский) (12 апреля/20 мая 1927 — 27 декабря 1936) заместитель местоблюстителя
- Сергий (Страгородский) (27 декабря 1936 — 12 сентября 1943) местоблюститель
- Сергий (Страгородский) (12 сентября 1943 — 15 мая 1944)
Алексий I (Симанский) (15 мая 1944 — 2 февраля 1945) местоблюститель, митр. Ленинградский
- Алексий I (Симанский) ((2 февраля) 4 февраля 1945 — 17 апреля 1970)
Пимен (Извеков) (18 апреля 1970 — 3 июня 1971) местоблюститель, митр. Крутицкий
- Пимен (Извеков) ((2 июня) 3 июня 1971 — 3 мая 1990)
Филарет (Денисенко) (3 мая — 7 июня 1990) местоблюститель, митр. Киевский
- Алексий II (Ридигер) ((7 июня) 10 июня 1990 — 5 декабря 2008)
Кирилл (Гундяев) (6 декабря 2008 — 27 января 2009) местоблюститель, митр. Смоленский
- Кирилл (Гундяев) (с (27 января) 1 февраля 2009)
Исторические титулы предстоятеля
- митрополит града Москвы и всеа Русии (? — 1589 )
- патриарх града Москвы и всеа Русии или града Москвы и Великого Росийского царствия (упом. май 1589 )
- патриарх Московский и всеа Росии (краткий титул, для полного добавляется: «и всех северных стран», упом. 1690 )
- архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран патриарх (упом. 1700)
- патриарх Московский и всея России (1917 — упом. 1925)
- патриарх Московский и всея Руси (с 1943)
Какое место занимает в иерархии священнослужителей
С IV в. окончательно сложилась иерархия из трех степеней, первые две из которых – диакон и иерей. Епископ – третья, высшая степень иерархии священнослужителей.
В чем отличие от архиепископа
С IV в., когда по прекращении гонений чисто верующих растет, постепенно происходит централизация управления Церковью:
- епархии объединяются в большие округа, которые тоже возглавляют епископы; их начинают называть митрополитами;
- наконец, предстоятелей очень больших Церквей стали именовать архиепископами, позже – патриархами, в Риме папами.
Впоследствии в иерархии еще не раз происходили изменения. Например, у Константинопольской патриархии к X-XI в. установилась иерархия, на высшей степени которой – патриарх, затем – митрополиты и епископы.
Ныне иерархия высших званий в епископате в порядке возрастания выглядит следующим образом:
- епископ – глава церковной области (епархии);
- архиепископ – почетное звание, которое он может получить за заслуги;
- митрополит – возглавляющий объединение епархий (в современной России их может быть от двух и более);
- патриарх – предстоятель Поместной Церкви.
Использованные материалы
- Список предстоятелей:
Указана дата интронизации а в скобках дата избрания.
В Уложенной грамоте о патриаршестве в России.
В Уложенной грамоте о патриаршестве в России. Первая версия встречается много раз, вторая — однажды.
Духовное завещание патриарха Иоакима, 1690,
Чудецкий, П., «Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX вв.,» ТКДА, 1877, № 4, 73.
Покровский, И., Русские епархии в XVIII веке, Приложение 2; Завьялов, Вопрос о церковных имениях при имп. Екатерине II, 1900, 235.
ПСЗ, 16, № 12121; Милютин, «О недвижимых имуществах духовенства», Чтения, 1861, № 2, 568–569; Чудецкий, П., «Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX вв.,» ТКДА, 1877, № 4, 74; Завьялов, Вопрос о церковных имениях при имп. Екатерине II, 1900, 270–271.
По данным выставки «Преодоление. Русская Церковь и Советская власть» организованной Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом зимой 2012/13 годов в Музее современной истории России. См. виртуальный тур на сайте ПСТГУ,
Статистика на 1 декабря 1907 года. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин, Москва, 1908, сс. IX-X
До присоединения к СССР Прибалтики, Западных Белоруссии и Украины, а также Бессарабии. По данным Галкин, А. К., «Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г.,» Вестник Церковной истории, Москва, 2008, №2(10),
«Статистические данные о положении Русской Православной Церкви в СССР (1945-1965 гг.», из книги Шкаровский, М. В., Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (изд. 3-е, дополненное), Москва: Изд-во Крутицкого подворье, Общество любителей церковной истории, 2005, 398.
«Статистические данные о положении Русской Православной Церкви в СССР (1945-1965 гг.», из книги Шкаровский, М. В., Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (изд. 3-е, дополненное), Москва: Изд-во Крутицкого подворье, Общество любителей церковной истории, 2005, 399.
По сведениям, оглашенным патриархом Алексием II на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе года,
В России, странах СНГ и Прибалтике. Сведения по 8 епархиям дальнего зарубежья не используются кроме кол-ва епархий и архиеереев.
Членская страница на сайте Всемирного совета церквей, обновление от 1 мая 2009,
Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2016 года —
Святые отцы о высоком служении
Особая благодатность архиерейства – основная тема высказываний святых отцов об этой духовной миссии.
Сщмч. Игнатий Богоносец еще во II в. писал:
А свт. Григорий Богослов, сам бывший архиереем, не понаслышке знал об особых искушениях, встречающихся на этом пути:
Возможно, эти слова стоит почаще приводить на память тем, кто ныне осуждает владык за те или иные проступки, ошибки, погрешности. Свободны ли от них сами судящие? Стоит ли судить того, с кого и так будет строжайший спрос? Ведь по слову свт. Иоанна Златоуста, «получивший епископство, сколько на высшую взошел он степень, столько же строжайший даст и отчет, не только в учении и предстательстве за бедных, но и в испытании рукополагаемых, и в бесчисленном множестве других дел». Но даже недостоинство архиерея не отменяет главного: его Апостольской благодати, той же, что в первые века.
Наталья Сазонова
Какие обязательства налагает это служение
Архиерей, возглавляющий епархию, прежде всего, руководитель ее духовной и богослужебной жизни. Рукоположение клириков, освящение храмов, развитие духовного образования – все это его обязанности. Он же представляет православных во взаимоотношениях со светской властью.
Как проходит поставление
Хиротония предполагает несколько этапов:
- наречение; оно происходит за 1-2 дня до собственно рукоположения; после кратких молитв избираемому зачитывается Указ Св. Синода, на который он отвечает уставной формулой: «Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю»; этот порядок относится также к избранию митрополита, патриарха;
- испытание веры; также достаточно древняя практика, когда кандидату во архиереи необходимо прочесть Символ Веры, исповедать Божество Христа при сонме архиереев;
- собственно рукоположение, которое происходит во время литургии, после Малого Входа с Евангелием.
Вот как описывает рукоположение русский литургист начала XX в., Гермоген Шиманский:
После этого читается «совершительная молитва», при этом на главу посвящаемого возлагают правые руки совершающие хиротонию архиереи. Затем следуют тайные молитвы, принявший епископство получает одежды сана.
Облачение
Архиерей в облачении, 18 век. Художник Федор Солнцев
Составные части облачения:
- саккос – длинная не сшитая с боков рубаха; символизирующая Божию благодать;
- омофор – длинная лента, на которой изображены кресты; она также означает духовные дарования, кроме того, возложение омофора – символ «погибшей овцы», грешника, которого Сам Господь несет на плечах; при возложении этой части облачения на новопоставленного архиерея церковь поет «аксиос» («достоин»);
- панагия, что означает «Всесвятая» – изображение Богородицы, носимое на груди вместе с архиерейским крестом;
- митра – особый головной убор с изображением креста, он символизирует благодать Божию, но также напоминает о терновом венце Христа.
Интересный фактДо середины XVII в. русские владыки употребляли митры в виде шапки, отороченной мехом. Нынешний вид они приобрели после литургической реформы патриарха Никона 2 пол. XVII в.
символ власти – посох.
Кто был первым «блюстителем» Иерусалимским
Святой апостол Иаков
Первым архиереем Иерусалима стал Апостол Иаков, называемый также братом Господним, так как был сыном прав. Иосифа, мнимого супруга Богородицы Марии. Такое именование принято потому, что из всех сыновей Иосифа именно он согласился выделить долю имущества для Иисуса, а также сопровождал отца и Марию с Младенцем, когда им пришлось бежать в Египет.
Благодать прав. Иаков, как другие Апостолы, получил непосредственно от Духа Святого, сошедшего на пятидесятый день по Воскресении Христовом.
В Иерусалиме он, несмотря на враждебность иудеев к ученикам «Иисуса из Назарета» имел репутацию праведного по Закону Моисея человека: не пил вина, был постник, строгий ревнитель Закона, молитвенник. Апостола сбросили с крыши храма иудейские законоучители, требовавшие от него отречься от Спасителя при народе, но вместо этого услышавшие пламенную проповедь. Последние слова мученика были молитвой о прощении его убийц.
Поместные Церкви как части Единой Церкви Христовой
С момента своего появления христианская религия активно проповедовалась по многим странам и народам. Уже в первые века образовалось пять Поместных Церквей — Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Римская, Константинопольская. Римская Церковь со временем подчинила себе весь христианский Запад и вышла из семьи Православных Церквей. Сейчас это Римско-Католическая Церковь, исповедующая католическую версию христианства.
Остальные Поместные Церкви, равные между собой, продолжали следовать догматам Православия. Со временем число этих Церквей возросло. Зачастую их границы совпадают с государственными и административными границами тех стран, на территории которых они исторически сложились. Их обряды и обычаи отражают сохранившиеся национальные особенности.
В настоящее время существует 15 Поместных Православных Церквей. Все они признаются равноправными и автокефальными, то есть независимыми друг от друга.
В Православном мире существует утвержденный список Церквей, который называется диптихом. В нем Поместные Церкви стоят по «рангу чести» — с учетом происхождения, провозглашения автокефалии и значения городов-центров.
Константинопольская Церковь считается старшей по чести и первой среди равных Поместных Церквей. РПЦ — пятая по диптиху Поместная Церковь. Согласно указанному в диптихе порядку предстоятели Поместных Церквей стоят у престола в алтаре во время совместных богослужений.
Функции епископа
Епископ, получив апостольское преемство, имеет право исполнять все Таинства Церкви:
- Евхаристию.
- Крещение.
- Таинство Брака.
- Елеоосвящение.
- Миропомазание.
- Покаяние.
- Священства.
Он является вышестоящим священноначалием для настоятелей храмов в своем регионе. Каждый епископ отвечает за определенную область, контролирует ее, помогает решать сложные вопросы.
Только епископ имеет право освящать миро. Вступление в Церковь, происходящее через Крещение и Миропомазание, невозможно без епископа, при этом Миропомазание может совершать либо епископ, либо священник, которого епископ назначил.
Епископ — пример для духовенства и мирян. За недостойное поведение его могут лишить сана.
Поскольку такое служение требует полной отдачи от человека, только монашествующий священник может претендовать на роль епископа. Безбрачие епископов — обязательное условие.
Структура РПЦ — схема и описание
В ввиду некоторой сложности церковной структуры, ее стоит рассмотреть более детально, для глубокого понимания алгоритмов работы священников.
Звания епископов
К ним относятся:
- Патриарх: пожизненное главное звание предводителя РПЦ, на данный момент на Руси это Кирилл.
- Викарий: правая рука епископа, его заместитель, но он не имеет своей епархии и не может управлять епархией архиерея.
- Митрополит: наместник, руководящий митрополиями, в том числе и за пределами Российской Федерации.
- Архиепископ: звание старшего епископа, считается почетным титулом.
- Епископ: третья ступень священства в православной иерархии, часто имеет звание архиерея, управляет епархией и назначается Священным синодом.
Звания иереев
Иереи делятся на «черных» и «белых».
Рассмотрим «черное» духовенство:
- Иеромонах: монах-священнослужитель, к нему принято обращаться словами: «Ваше Преподобие».
- Игумен: руководитель (настоятель) монастыря. До 2011 в России это звание являлось почетным и не обязательно соответствовало посту начальника какой-либо обители.
- Архимандрит: наивысшее звание для священнослужителя, принявшего монашеский постриг. Часто является настоятелем крупных монашеских обителей.
К «белым» чинам относят:
- Протопресвитер: высший чин РПЦ в его «белой» части. Дается как награда за особую выслугу в некоторых случаях и только по просьбе Священного синода.
- Протоиерей: старший священник, также может использоваться формулировка: старший иерей. Чаще всего протоиерей осуществляет руководство каким-либо храмом. Получить такую должность можно не ранее пяти лет верной службы по получении наперстного креста и не раньше десяти лет после хиротонии.
- Иерей: младший чин священнослужителей. Священник может быть женат. К такому человеку принято обращаться так: «Батюшка» или «Отец, …», где после отца идет имя священника.
Звания диаконов
Далее следует ступень диаконов, они тоже делятся на «черное» и «белое» духовенство.
Список «Черного» духовенства:
- Архидиакон: старший чин среди диаконов в монашеской обители. Его дают за особые заслуги и выслугу.
- Иеродиакон: священник-монах любого монастыря. Стать иеродиаконом можно после таинства хиротонии и пострига в монахи.
«Белое»:
- Протодиакон: основной епархиальный диакон, к нему, как и к архидиакону, принято обращаться со словами: «Ваше высокоблаговестие».
- Диакон: священник, который стоит на самой начальной ступени иерархии РПЦ. Это помощники для остальных, более высоких рангов священнослужителей.