Святитель иов

Христианство на Руси

Русская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата. После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию. Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.

  • И. Акимов. Крещение княгини Ольги в Константинополе

В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.

Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.

Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.

Два Димитрия

Но как бы то ни было, фактически Иов являлся вторым лицом в государстве и пребывал в самой гуще тогдашних политических распрей. Одно слово: Смута.

Увесистый камень в руках его противников — «дело царевича Димитрия», во время которого Патриарх хранил непростительное молчание. Да что там историки! Доподлинно зная, что Иов никогда никому ни о чем не донесет, придворные в лицо упрекали его в преступном бездействии. «И всяко вещем сопротивное нападе на мы, — писал Иов в своем святительском завещании, — озлобление, и клеветы, укоризны, рыдания ж и слезы…».

К счастью для Иова, после того, как в 1598 году Борис всеми правдами и неправдами все же воцарился (Патриарх играл при этом очень активную роль), он освободил Иова от тяжкого гнета государственных обязанностей. «Зело всячески меня преупокои», — написал тогда царю Патриарх. Но до покоя было далеко.

Уже с 1604 года на западе объявился тот, кто останется в истории Лжедмитрием. Патриаршья канцелярия активно подключилась к сбору сведений о самозванце, и власти быстро докопались до личности Григория Отрепьева. Патриарх мужественно признался, что несколько лет назад взял галичанина с сомнительной репутацией под свою опеку, сделал даже личным секретарем, но вскоре тот бежал в неизвестном направлении… И сейчас Иов первый начал бить тревогу, первым возглавил противостояние русских польско-литовским захватчикам.

Он отправил письмо киевскому воеводе с просьбой схватить самозванца, утвердил на освященном соборе и скрепил печатями грамоту к духовенству Польши и Литвы, увещевающую воспрепятствовать готовящемуся кровопролитию, а после рассылая по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества, объявляя поход войска «Дмитрия Ивановича» нашествием иноплеменников. Фактически Патриарх первым возглавил первый. После смерти Годунова Иов энергично провел в Москве присягу юному царевичу Федору Борисовичу, но было уже поздно: царская армия разбегалась и вскоре Лжедмитрий вошел в Москву.

В словаре Д.Н. Ушакова

ПАТРИА́РХ, патриарха, ·муж. (·греч. patriarches — Родоначальник).1. Родоначальник, старший член родового общества (см. патриархат» title=’что такое патриархат, значение слова патриархат в словаре Ушакова’>патриархат в 1 ·знач.; ·этнол. ).2. Каждый из 12 сыновей библейского Иакова, родоначальников «колен» еврейского народа (церк.). «Заветы двенадцати патриархов» (название древнерусского апокрифа). «Патриархом библейских времен он глядел, завернувшись в рогожу.» Некрасов. «Еще как патриарх не древен я.» Баратынский.3. В православной церкви — титул духовного лица, обладающего высшей церковной властью.

Тихон (1917–1925)

31 октября 1917 были проведены выборы трех кандидатов на патриарший престол: архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина). 5 ноября 1917 в храме Христа Спасителя после Божественной литургии и молебна старец Зосимовской пустыни Алексий вынул жребий, и было оглашено имя нового патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон.

В соответствии с церковными канонами Поместный собор 1917–1918 предоставил патриарху право созывать церковные соборы и председательствовать на них, сноситься с другими автокефальными церквами по вопросам церковной жизни, заботиться о своевременном замещении епископских кафедр и привлекать виновных епископов к церковному суду. Поместный собор принял также документ о правовом положении церкви в системе государства. Однако октябрьская революция 1917 повлекла за собой коренные изменения в отношениях между церковью и новым атеистическим государством Советов. Декретом Совета народных комиссаров церковь была отделена от государства, что было расценено собором как начало гонений на церковь.

Патриарх Тихон занимал святительскую кафедру в тяжелый для Русской православной церкви период. Основным направлением его деятельности стал поиск пути к установлению отношений между церковью и большевистским государством. Тихон отстаивал право церкви оставаться Единой Соборной и Апостольской Церковью, подчеркивая, что она не должна быть ни «белой», ни «красной». Важнейшим документом, направленным на нормализацию положения Русской церкви, стало Воззвание

патриарха Тихона от 25 марта 1925, в котором он призвал паству понять, что «судьбы народов от Господа устрояются», и принять приход советской власти как выражение воли Божией.

Несмотря на все усилия патриарха, на церковную иерархию и верующий народ обрушилась невиданная волна репрессий. К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти уничтожена. После смерти Тихона не могло быть и речи о созыве собора для избрания нового патриарха, поскольку церковь существовала на полулегальном положении, а большинство иерархов находилось в ссылках и заключениях.

Молитвы

Тропарь святителя Иова
глас 5
Православия поборниче,/ веры Христовы исповедниче,/ первоиерарше Церкве Русския,/ святителю отче Иове,/ за ны Христа Бога моли:/ веру отеческую утвердити,/ грехов оставление нам даровати// и подати миру велию милость.

Кондак святителя Иова
глас 7
В годину лютых искушений/ многострадальному Иову подобяся,/ в жертву живу и непорочну/ себе Христу принесл еси,/ обратив паству к покаянию,/ терпеливе Иове святителю,/ моли и нам за вся благодарити Господа/ и всегда воздавати// славу Богови.

Тропарь святителя Иова
глас 5
Православия поборниче,/ веры Христовы исповедниче,/ первоиерарше Церкве Русския,/ святителю отче Иове,/ за ны Христа Бога моли:/ веру отеческую утвердити,/ грехов оставление нам даровати// и подати миру велию милость.

Тропарь святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси
глас 3
Да торжествует Церковь Христова/ и да радуется град Москва,/ яко возсия светильник земли Российския,/ во исповедании истины непоколебимый Иов Патриарх,/ егоже молитвами. Господи,/ вся соблазны мира сего и ереси искорени,/ люди во благочестии настави/ и утверди в Православии.

Кондак святителя Иова
глас 7
В годину лютых искушений/ многострадальному Иову подобяся,/ в жертву живу и непорочну/ себе Христу принесл еси,/ обратив паству к покаянию,/ терпеливе Иове святителю,/ моли и нам за вся благодарити Господа/ и всегда воздавати// славу Богови.

Кондак святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси
глас 6
Светильник Церкве Русския/ и пастырь добрый явился еси,/ святителю отче Иове,/ молитвою твоею ко Господу/ храни землю Российскую/ и спаси души наша.

Тропарь святителей Московских
глас 4
Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак святителей Московских
глас 3
Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.

Величание
Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.

Деградация Византии

Дело в том, что после захвата Константинополя турками-османами началась деградация Вселенского Патриархата. Султаны меняли патриархов на своё усмотрение, как перчатки. В Москве Вселенскую Церковь стали воспринимать, как «слабую, зависимую», а то и откровенно «рабскую» по отношению к иноверцам-магометанам.

При этом Вселенская Церковь страдала имущественно, древние Восточные Церкви все чаще ходили на Русь с «протянутой рукой». Но одновременно представители этих Церквей кичились своей древностью, величием и самостоятельностью, в отличие от «православного новодела», Московской митрополии.

Кроме того, вселенскими патриархами очень часто становились откровенно недостойные люди, политические интриганы, а то и попросту повесы и транжиры, каковым, к примеру и оказался Патриарх Феолипт, на момент правления которого и пришлось начало «великой Московской интриги» по провозглашению патриаршества на Руси.

В Католической церкви

В католицизме сан патриарха, в основном, имеют иерархи, возглавляющие Восточные католические церкви со статусом патриархата. На Западе титул употребляется редко, исключением являются главы Венецианской и Лиссабонской митрополий, которые исторически носят титул патриарха, иерусалимский патриарх латинского обряда, а также титулярные Патриархи Восточной и Западной Индий (последний вакантен с 1963 года).

Патриархи — главы восточнокатолических церквей — избираются синодом епископов данной Церкви. После избрания Патриарх немедленно интронизируется, после чего испрашивает сопричастия (церковного общения) у Папы римского (в этом единственное отличие патриарха от верховного архиепископа, кандидатура которого Папой утверждается). В иерархии Католической церкви патриархи Восточных церквей приравнены к кардиналам-епископам.

По состоянию на 2021 год в католицизме титул патриарха носят пять епископов латинского обряда (два из них — титулярные) и шесть предстоятелей восточных церквей.

Патриархия Литургический обряд Титул Страна Предстоятель
Коптская католическая церковь Коптский Патриарх Александрии Египет Ибрагим Исаак Сидрак
Маронитская католическая церковь Западно-сирийский Патриарх Антиохии Ливан Бешар Бутрос Раи
Сирийская католическая церковь Западно-сирийский Патриарх Антиохии Ливан Игнатий Иосиф III
Мелькитская католическая церковь Византийский Патриарх Антиохии Сирия Иосиф I Абси
Халдейская католическая церковь Восточно-сирийский Патриарх Вавилона Ирак Луис Рафаэль I Сако
Армянская католическая церковь Армянский Патриарх Киликии Ливан, Турция Григор Бедрос XX Габроян
Иерусалимский латинский патриархат Латинский Патриарх Иерусалима Израиль вакантно
Лиссабонский патриархат Латинский Патриарх Лиссабона Португалия Мануэл Жозе Макариу ду Нашсименту Клементи
Венецианский патриархат Латинский Патриарх Венеции Италия Франческо Моралья
Титулярный патриархат Восточной Индии Латинский Титулярный патриарх Восточной Индии Индия Филиппе Нери Антониу Себастьян ду Розарио Ферран
Титулярный патриархат Западной Индии Латинский Титулярный патриарх Западной Индии Испания вакантно с 1963 года

Иов Московский

Иов. Портрет работы Виктора Шилова.

ИОВ МОСКОВСКИЙ, патриарх (ск.
19.06.1607), в миру Иоанн, первый патриарх Московский и
всея Руси, родился во 2-й четверти XVI в. в городе
Старице, Тверского края, в семье благочестивых
горожан. Еще отроком Иоанн знал многие
библейские тексты наизусть и стремился к
монашеству, но отец настаивал на его женитьбе.
Иоанн попросился на исповедь к своему духовнику
в Старицкий Успенский монастырь, где сразу же
принял постриг с именем Иов. Пятнадцать лет
провел он в обители, став в конце концов ее
настоятелем. В 1571 св. Иова переводят в Москву
настоятелем вначале
Симонова, а потом Новоспасского
монастыря.
Через десять лет свт. Иов уже
становится епископом Коломенским, а затем
Ростовским. В 1587 Собор епископов возводит его на
кафедру митрополитов Московских и всея Руси, а 26
января 1589 св. Иов избирается первым патриархом
Московским и всея Руси. При св. Иове были открыты
новые обители и построено множество храмов. В
годы Смутного времени св. Иов смело обличал
Лжедмитрия. За это патриарх был схвачен в
Кремлевском Успенском соборе и отправлен в
ссылку — в свой родной Старицкий Успенский
монастырь.
Там и провел свои последние годы,
тяжело болея и полностью ослепнув. В 1652 мощи
святителя были перенесены в Успенский собор Московского
Кремля,
где они и пребывают ныне.

Память свт. Иову отмечается 19
июня/2 июля и 5/18 апреля (перенесение мощей в 1652).

ИОВ (?, г. Старица — 1607, там же) — первый рус. патриарх. Род. в семье посадских людей. Обучался в Успенском монастыре в Старице и около 1553 постригся в монахи. В 1566 Старица стала опричной резиденцией Ивана
IV, который после «перебора людишек» содействовал получению И. места настоятеля монастыря. В 1571 И. был переведен в Москву и назначен настоятелем Симонова монастыря. В 1575 И. стал настоятелем Новоспасского монастыря. Участвовал в деятельности Собора 1580 в Москве, где решался вопрос о монастырских вотчинах. В 1581 И. был поставлен епископом Коломенским. Человек средних способностей

И., лично преданный Борису Годунову, обращал на себя внимание тем, что мог выразительно наизусть читать длиннейшие молитвы «аки труба дивна, всех веселяя и услаждая слухи сердца слышателей». При царе Федоре Ивановиче, когда фактическим правителем был Борис Годунов, И

в 1586 стал архиепископом Ростовским и в том же году — всеросс. митрополитом в Москве. Понимая необходимость упрочения авторитета сильной церкви, Борис Годунов добился согласия константинопольского патриарха Иеремии на установление патриаршества в России. В 1589 И. «учинен святейшим патриархом всея Руси». И. использовал все свое влияние и сыграл Главную роль в утверждении Бориса Годунова на престоле. И. не дал согласия Годунову на открытие в Москве ун-та с чужеземными преподавателями, т.к. считал, что влияние иностранцев и иноверцев может принести «разность в мыслях», опасную для церкви, и, в свою очередь, предлагал недостаток в просвещении восполнить распространением «святоотеческого учения и церковного предания». Под руководством И. проходили исправление и подготовка к печати богослужебных книг. Содействовал И. прославлению некоторых рус. святых: с 1588 определил праздновать память Василия Блаженного, установил церковный праздник в честь Иосифа Волоцкого и др. И. способствовал строительству новых храмов и монастырей и миссионерской христианской деятельности в новоприобретенных Астраханском ханстве и Сибири. В 1591, после загадочной гибели царевича. Дмитрия, И. принял некриминальную версию, во всем поддерживая Бориса Годунова. При нашествии Лжедмитрия 1 и внезапной смерти Бориса Годунова 1 июня 1605 в Москве произошло восстание. Тщетно умолял москвичей И. сохранить верность присяге. Ворвавшаяся в Успенский собор толпа с оружием и дрекольем «внидоша во святый олтарь и меня, Иева патриарха, из олтаря взяша и во церкви и по площади таская, позориша многими позоры». Боярин П.Ф. Басманов проклял И. перед всем народом, назвав предателем по отношению к настоящему государю. И. был отправлен в Старицкий монастырь, где и умер. Был причислен к лику святых в 1989.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
 

Симонов мужской монастырь, настоятелем которого был Иов.
Иллюстрация с сайта
http://www.pravoslavie.ru/ 

Литература

Игумен Феофилакт (Моисеев). Святитель Иов — первый русский патриарх // Богословские труды. М., 1990. Сб. 30;

Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990.

Две грамоты Иова

Слухи, тем не менее, в народе ходили, и усиливались тем больше, чем сильнее назревали проблемы в Русском государстве при Годунове. А проблемы были и с неурожаями, и с неразрешёнными последствиями разделения земель периода опричнины, да и сама легитимность «неприрожденного» царя вызывала народные подозрения и опасения. В свою очередь, царь Борис, понимая шаткость своего положения, инициировал репрессивные процессы, угадывая вокруг как и Иван Грозный, измены и заговоры.

И вот в 1603 году на политическую арену вышел Лжедмитрий I, провозгласив себя чудесно спасшимся царевичем. На его сторону встали поляки, имевшие виды на Москву и на доминирующую роль во всем славянском мире, и иезуиты, которые видели в нем возможность, для заключения Русской Церкви в унию.

Иову тогда было уже 78 лет, но именно он выступил против. Первое, что сделал патриарх, это послал две грамоты, одну – Раде Короны Польской, в которой Иов и сообщал, что Лжедмитрий, это на самом деле, беглый монах-расстрига, Григорий Отрепьев. Именно от Иова и пошла эта версия личности самозванца.

А вторая грамота была адресована военному главе Речи Посполитой, князю Константину Ивановичу Острожскому, с призывом опознать в самозванце Отрепьева, поскольку князь был лично знаком с расстригой, и арестовать его. Но полякам, в общем-то, не было особого дела до личности Лжедмитрия, они уже поставили на него, и не собирались отказываться от планов на Москву.

Карьерный рост

Если понятие «карьерный рост» применимо к духовным лицам, то можно сказать, что Иов быстро шел по ступенькам карьерной лестницы, при этом не имея каких-то тайных притязаний на занятие важных постов. Он просто честно и ревностно выполнял свои обязанности.

Однажды в обитель прибыл Иван Грозный. Его визит, вероятно, не был случайностью: Старица являлась одним из центров учрежденной Грозным опричнины

Для биографии будущего святого это событие имело исключительно важное значение: суровый царь почтил своим вниманием старательного молодого монаха. Он понравился государю честностью, добросовестностью при исполнении возложенных на него обязанностей, благочестием. Вскоре после царственного визита Иов был назначен игуменом Старицкого монастыря

Вскоре после царственного визита Иов был назначен игуменом Старицкого монастыря.

Спустя некоторое время Иов становится архимандритом

1571 год стал еще одной важной вехой в биографии святителя: его пригласили в Москву, предложив занять пост настоятеля Симонова монастыря. Иов дал согласие

Позже Иов стал епископом Коломенским, а затем – архиепископом Ростовским.

Незадолго до наступления тяжелого для России Смутного времени будущий патриарх стал ближайшим соратником Бориса Годунова. Наконец, был избран собором епископов в митрополиты.

В 1589 году стал 1 русским святейшим патриархом.

Две грамоты Иова

Слухи, тем не менее, в народе ходили, и усиливались тем больше, чем сильнее назревали проблемы в Русском государстве при Годунове. А проблемы были и с неурожаями, и с неразрешёнными последствиями разделения земель периода опричнины, да и сама легитимность «неприрожденного» царя вызывала народные подозрения и опасения. В свою очередь, царь Борис, понимая шаткость своего положения, инициировал репрессивные процессы, угадывая вокруг как и Иван Грозный, измены и заговоры.

И вот в 1603 году на политическую арену вышел Лжедмитрий I, провозгласив себя чудесно спасшимся царевичем. На его сторону встали поляки, имевшие виды на Москву и на доминирующую роль во всем славянском мире, и иезуиты, которые видели в нем возможность, для заключения Русской Церкви в унию.

Иову тогда было уже 78 лет, но именно он выступил против. Первое, что сделал патриарх, это послал две грамоты, одну – Раде Короны Польской, в которой Иов и сообщал, что Лжедмитрий, это на самом деле, беглый монах-расстрига, Григорий Отрепьев. Именно от Иова и пошла эта версия личности самозванца.

А вторая грамота была адресована военному главе Речи Посполитой, князю Константину Ивановичу Острожскому, с призывом опознать в самозванце Отрепьева, поскольку князь был лично знаком с расстригой, и арестовать его. Но полякам, в общем-то, не было особого дела до личности Лжедмитрия, они уже поставили на него, и не собирались отказываться от планов на Москву.

Епископство

В 1970 г. Кирилл успешно защитил диссертацию, после чего удостоился степени кандидата богословия. Благодаря этому он смог заниматься преподавательской деятельностью.

В следующем году парня возвели в сан архимандрита, а также доверили должность представителя Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. Спустя 3 года он возглавил в Ленинграде духовные семинарию и академию.


Джуна (позиционировавшая себя как целитель и астролог) и будущий патриарх Кирилл познакомились в 1980 году, после чего у них завязались приятельские отношения

Находясь на этом посту Кирилл провел важные реформы. В частности, он стал первым в истории РПЦ, кто основал регентский спецкласс для девушек – будущих «матушек». Также по его распоряжению в учебных заведениях начали преподавать физкультуру.

Когда священнослужителю было 29 лет его назначили руководителем епархиального совета Ленинградской митрополии. Через несколько месяцев он вошел в состав комитета Всемирного совета церквей.

Весной 1976 г. Кирилл был посвящен в сан епископа Выборгского, а через полтора года – в сан архиепископа. Вскоре ему доверили управлять патриаршими приходами на территории Финляндии.

В 1983 г. мужчина преподавал богословие в Московской духовной академии. В следующем году он становится архиепископом Вяземским и Смоленским. В конце 80-х годов он стал членом Священного Синода, вследствие чего принимал активное участие в православных реформах и религиозных вопросах.

В феврале 1991 г. в биографии Кирилла произошло знаковое событие – он был повышен до сана митрополита. В последующие годы он продолжал подниматься по карьерной лестнице, получив репутацию миротворца. Ему трижды вручали Ловийскую премию за сохранение и укрепление мира на планете.

После распада СССР Русская православная церковь Московского патриархата (РПЦ МП) начала активно участвовать в государственных делах. В свою очередь Кирилл стал одним из ярчайших представителей Церкви. Стоит заметить, что благодаря его усилиям удалось объединить РПЦ с приходами за границей, а также наладить отношения с Ватиканом.

Личность святителя Иова

Будущий святитель Иов, родился около 1530 г. в Тверской губернии, в городе Старице. Родители Иоанна (мирское имя святителя) были благочестивые люди, воспитавшие сына в твердой Православной вере. Уже в ранние годы он учится грамоте у настоятеля Успенского Старицкого монастыря архимандрита Германа, который был образцом для будущего святителя. Конечно же, глядя на своего учителя, монаха, в юноше стало возрастать желание монашеского жития. Грамоте отрока обучал сам настоятель архимандрит Герман. Память у мальчика была уникальная. Многие тексты Библии он знал наизусть. Позднее в Старицком монастыре юноша принял монашество с именем Иов.

Постриг в монашество был совершен около 1553 г. В монастырском послушании он прожил больше 15 лет, и стал настоятелем монастыря. За это время формировалась духовно-нравственная личность Святителя Иова

В 1569 году гостивший в обители царь Иоанн Грозный приметил молодого монаха. Благодаря его доброму расположению, Иов становится архимандритом, настоятелем Симонова Успенского монастыря в Москве, а затем – Новоспасского. Участвует в Церковных соборах. В 1581 году он – епископ Коломенский. В 1586-м – архиепископ Ростова Великого. В это время будущий патриарх часто посещает родину преподобного Сергия – село Варницу и основанный в здешних местах монастырь. Сейчас это подворье Троице-Сергиевой лавры. 

В 1581 г. состоялась его архиерейская хиротония во епископа Коломенского. Сын Иоанна Грозного царь Феодор относился к преосвященному Иову очень благожелательно. В 1586 г. архиепископа Иова переводят на Ростовскую кафедру, и в 1587 г. следует поставление на Московскую кафедру Первосвятителем.

После долгих рассуждений царь представил трех кандидатов на патриарший престол. Заранее было известно, кто будет патриархом, но формальный выбор нужно было совершить. Так, патриархом был объявлен Иов.  23 января 1589 г. состоялось поставление в патриархи. Чин совершил патриарх Константинопольский Иеремия. Над Иовом была совершена «полная архиерейская хиротония с возложением рук всех епископов».

Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную Литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. По отзывам современников он был «прекрасен в пении и во чтении, яко труба дивна всех веселя и услаждая». 

  • Служебник Патриарха Иова, 1604 г. Государственный исторический музей;
  • Иллюстрация из служебника патриарха Иова. 1604 год
  • Служебник Патриарха Иова, 1604 г.,

Патриаршество

23 января 1589 года при участии патриарха Константинопольского Иеремии II состоялось наречение, а 26 января — торжественное поставление митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси.

Весь народ с радостью воспринял это знаменательное событие в истории Русской Церкви и государства. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви. Русскому патриарху было определено пятое место в диптихе Патриархов — после Иерусалимского.

Святитель Иов занял этот важный пост, но ни в церковной, ни в общегосударственной жизни не играл сколько-нибудь заметной роли. Во многом Иов отдал себя в руки Годунова, в интересах которого действовал. Однако, как враг всяких нововведений, Иов противился учреждению в России университета, задуманного Борисом.

Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом»,

— отмечает его жизнеописатель.

При святителе Иове были прославлены многие русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоцкий (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий Комельский, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий.

Немалые его труды были направлены на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях Поволжья и Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Минея Общая (1600), Чиновник архиерейского служения (1600) и Служебник (1602). Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.

Свои личные средства и богатые царские подарки святитель Иов употреблял на дела милосердия и строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год были построены двенадцать храмов, основаны Донской, Зачатьевский и Ивановский монастыри. Строились храмы и монастыри в Сибири и других епархиях. При святителе Иове проводилась активная миссионерская деятельность в отдаленных районах государства, были вновь учреждены Псковская, Астраханская и Корельская епархии. Семена Православия, посеянные Патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.

Свт. Иов Московский

Карьерный рост

Если понятие «карьерный рост» применимо к духовным лицам, то можно сказать, что Иов быстро шел по ступенькам карьерной лестницы, при этом не имея каких-то тайных притязаний на занятие важных постов. Он просто честно и ревностно выполнял свои обязанности.

Однажды в обитель прибыл Иван Грозный. Его визит, вероятно, не был случайностью: Старица являлась одним из центров учрежденной Грозным опричнины

Для биографии будущего святого это событие имело исключительно важное значение: суровый царь почтил своим вниманием старательного молодого монаха. Он понравился государю честностью, добросовестностью при исполнении возложенных на него обязанностей, благочестием. Вскоре после царственного визита Иов был назначен игуменом Старицкого монастыря

Вскоре после царственного визита Иов был назначен игуменом Старицкого монастыря.

Спустя некоторое время Иов становится архимандритом

1571 год стал еще одной важной вехой в биографии святителя: его пригласили в Москву, предложив занять пост настоятеля Симонова монастыря. Иов дал согласие

Позже Иов стал епископом Коломенским, а затем – архиепископом Ростовским.

Незадолго до наступления тяжелого для России Смутного времени будущий патриарх стал ближайшим соратником Бориса Годунова. Наконец, был избран собором епископов в митрополиты.

В 1589 году стал 1 русским святейшим патриархом.

Последняя лепта Иова

В 1606 году, поле свержения Лжедмитрия, царём стал Василий Шуйский, Иову предложили вернуться на патриаршество, но тот, ссылаясь на старость и слепоту, отказался. Впрочем, он приехал в Москву и сослужил с новым патриархом, Гермогеном, который также впоследствии станет одной из ключевых фигур в подавлении Смуты.

Двадцатого ноября 1607 года, во время этого совместного богослужения, Иов принёс публичное покаяние и призвал к нему русский народ, заявив, что Годунов повинен в смерти царевича Дмитрия, а Лжедмитрий был действительно самозванцем.

Что характерно, никто не ставил в вину Иову это «изменение показаний». Более того, в «Очерках по истории Русской Церкви» эти события описаны следующим образом: «патриарх заклинал народ быть верным царю Борису, а теперь он от этих своих клятв разрешает народ и сам просит у народа за них прощения. Москвичи плакали и целовали десницу Иова».

Важность этого политического шага трудно переоценить, поскольку он сломал не только репутацию Лжедмитрия I, но и всех последующих самозванцев, которые последовали дальше. Фактически, этим изменением своих слов Иов показал, что и личная симпатия к Годунову уступала в нём стремлению укрепить и спасти единое русское государство и православную веру, на алтарь которой он положил все свои силы, здоровье и жизнь

На покой

Он понимал, что начинать царствование с казни любимого народом патриарха негоже, а потому сцена, с которой мы начали рассказ, закончилась без кровопролития. Иову даже предложили выбрать место будущей пожизненной ссылки. Конечно, Старица! Тамошний архимандрит не обратил ни малейшего внимания на повеление Лжедмитрия держать Патриарха «в озлоблении скорбном», оказывал ему приличествующие сану почет и уважение. Два года провел патриарх в тихой обители, погрузившись в молитву — слабеющий, стремительно терявший зрение. При Василии Шуйском Патриарха реабилитировали, и он даже посетил в 1607 году Москву. Но от патриаршего престола отказался по состоянию здоровья и возвратился в Старицу, где вскоре и умер. В 1652 году мощи его были перенесены в Успенский собор Московского Кремля.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Куратор: Ольга Гуманова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector