Русская православная церковь заграницей

Содержание:

Исторія чудотворной Курской Иконы Знаменія Божіей Матери (Празднуется 8 сентября).

Постановленіемъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ 1951 г., согласно съ искреннимъ желаніемъ вѣрующихъ, Курско-Коренная чудотворная икона Знаменія Божіей Матери была провозглашена Всезарубежной Одигитріей русскаго разсѣянія. Тѣмъ же постановленіемъ установлено празднованіе этой святынѣ ежегодно, во всѣхъ подчиненныхъ Синоду храмахъ и монастыряхъ Зарубежья, въ ближайшее воскресенье къ празднику Рождества Пресвятой Богородицы. — ред.

На праздникъ Рождества Пресвятыя Богородицы 8 сентября 1295 года одинъ житель города Рыльска охотился въ лѣсу въ окрестностяхъ разореннаго татарами города Курска при нашествіи на Русь Святую грознаго Батыя. Охотникъ шелъ по берегу рѣки Тускари. Вдругъ онъ видитъ: при корнѣ большого дерева лежитъ доска. Онъ поднялъ ее и увидѣлъ, что это Икона Знаменія Царицы Небесной. И лежалъ святой образъ ликами Пречистой и Богомладенца обращенный къ землѣ! Только охотникъ поднялъ съ земли св. икону, на этомъ мѣстѣ открылся источникъ чудной, холодной, чистой воды. Божій человѣкъ понялъ, что онъ нашелъ великую святыню.

Дерево, подъ которымъ охотникъ нашелъ св. образъ, было съ большимъ дупломъ. Благочестивый человѣкъ съ великимъ благоговѣніемъ поставилъ найденную святую икону въ дупло. Самъ же поспѣшилъ въ свой городъ Рыльскъ повѣдать объ обрѣтеніи имъ чуднаго образа Царицы Небесной. Благочестивые люди пошли въ лѣсъ за охотникомъ, и онъ привелъ ихъ на мѣсто явленія дивной иконы Владычицы. Божіи люди стали тотчасъ же рубить деревья и, съ Божіей помощью, очень скоро выстроили въ лѣсу небольшую часовню, куда и поставили новоявленную св. икону.

Нѣсколько словъ о новолѣтіи и лѣтосчисленіи въ Церкви Христіанской.

Языческій міръ, при появленіи вѣры христіанской, руководясь календаремъ Юлія Цезаря, бывшемъ во всеобщемъ употребленіи въ римской имперіи, праздновалъ начало новаго года съ 1 Января и велъ свое лѣтосчисленіе отъ основанія Рима

Христіанская церковь, не давая никакого значенія языческому началу года съ Января, сопровождавшемуся разными языческими воспоминаніями и суевѣрными обычаями, въ опредѣленіи начала года руководилась своими воспоминаніями; началомъ церковнаго года она всегда поставляла какое нибудь важное для вѣры христіанской событіе. По этому въ различныхъ церквахъ и начало новаго года было различно

Большая часть восточныхъ церквей, вмѣсто Генваря начинали годъ съ Пасхи или съ м. Марта, ознаменованнаго сотвореніемъ міра, воплощеніемъ Бога-Слова, искупительною смертію и живоноснымъ воскресеніемъ Спасителя. Въ этомъ случаѣ онѣ конечно руководились и примѣромъ іудейской ветхозавѣтной церкви, праздновавшей новолѣтіе 1 Марта. Вь западныхъ церквахъ за начало года принимался праздникъ Рождества Христова.

Кромѣ январскаго новодѣтія у римлянъ, со временъ Августа Кесаря употреблялись индикты, (періодъ времени состоявшій изъ 15 лѣтъ) начинавшіеся съ 1 Сентября.

Собор святителя Николая Чудотворца в Ницце


Николаевский собор, Ницца. (ru.wikipedia.org)

В 1865 году в Ницце умер наследник русского престола Николай Александрович, сын Александра II. Император выкупил виллу Бермон, на месте которой 14 марта 1867 года заложили Никольскую часовню. Через два года её освятили. Позже Николай II покровительствовал строительству храма. В 1908 году последний русский монарх выделил из личной казны 700 тыс. франков на завершение строительства. 12 декабря 1912 года здание освятили. Этот пятиглавый собор построили, опираясь на образцы московских церквей 17-го века — любимой эпохи Николая II. Собор отделан розовым гранитом и голубой керамической плиткой. С 15 декабря 2011 года собор находится в ведении Корсунской епархии Московского патриархата.

Поучніе на 4-е сентября (по ст. ст.).

Сегодня св. Церковь воспоминаетъ явленіе Бога Моисею въ купинѣ горящей и несгораемой.

Господь многочастнѣ и многообразнѣ являлся людямъ: такъ Аврааму Онъ явился въ видѣ трехъ странниковъ, Исаіи въ видѣ Сѣдящаго на престолѣ высокомъ и превознесенномъ, окруженномъ Херувимами и Серафимами, Иліи во время вѣянія тихаго вѣтерка, Даніилу въ видѣ Ветхаго деньми. Всѣ эти образы имѣютъ глубокое значеніе: явленіемъ въ видѣ странниковъ Господь научаетъ, что, принимая странниковъ, мы принимаемъ самаго Господа, и вообще благотворя мы даемъ самому Богу: милуяй нища, взаимъ даетъ Богу; явленіемъ во время вѣянія тихаго вѣтерка изображается милость Божія: Илія, по ревности къ славѣ Божіей, требовалъ казни беззаконникамъ; вразумляя его, Богъ образомъ тихаго вѣтерка показалъ, что Онъ есть Богъ милосердія, въ тихости милуяй; явленіемъ въ видѣ Ветхаго деньми поучаетъ, что опредѣленія Его вѣчны; явленіемъ въ видѣ Сѣдящаго на престолѣ – свидѣтельствуется величіе и неприступная слава Божія. Что же означаетъ явленіе Бога въ купинѣ горящей и несгораемой? Св. Отцы видятъ въ купинѣ прообразъ Матери Божіей; и вотъ мы вчера воспѣвали: «радуйся благодатная, купино неопалимая, огненнаго запаленія насъ избавляющая». Но первоначально купина изображала состояніе евреевъ въ Египтѣ: они страдали, горѣли, какъ въ огнѣ; Египтяне хотѣли совсѣмъ ихъ истребить; для сего обременяли ихъ тяжкими работами, наконецъ велѣли убивать новорожденныхъ младенцевъ; видѣніе купины показало, что евреи не могутъ быть истреблены; они будутъ горѣть, но не сгорятъ; – почему? потому что съ ними Господь! Они вѣруютъ въ Господа, они безропотно переносятъ страданія и только вопіютъ къ Богу о помощи; – и доколѣ они вѣруютъ, дотолѣ никогда не сгорятъ.

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій – Праздникъ Иконы Божіей Матери Курской-Коренной «Знаменіе».

Мы знаемъ изъ русской исторіи, что православный русскій народъ свою родную страну любилъ называть «Домъ Пресвятой Богородицы». И, дѣйствительно, вся наша исторія, не только церковная, но и гражданская исторія Россіи, свидѣтельствуетъ о томъ, какъ Пресвятая Дѣва Богородица заботилась о русскомъ народѣ и какъ Она его спасала въ трудные моменты лихолѣтія.

Однимъ изъ наиболѣе явныхъ проявленій такой материнской заботы и любви Преблагословенной Дѣвы Маріи къ русскому народу и странѣ было то явленіе, которое было хорошо извѣстно русскимъ людямъ – безпримѣрное множество чудотворныхъ иконъ. Ни въ одной странѣ, кромѣ Святой Афонской Горы, не было такъ много чудотворныхъ иконъ Божіей Матери, прославленныхъ несомнѣнными знаменіями благодати и милости, исходившихъ отъ Богородицы черезъ изображенія Ея честнаго лика.

Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы в Лейпциге


Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы в Лейпциге. (ru.wikipedia.org)

Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы (Храм-памятник Святителя Алексия, митрополита Московского) — православный храм в Лейпциге, устроен в память Битвы народов. Храм относится к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви. Строилось здание в основном на пожертвования русских и немецких граждан. Великий князь Михаил Александрович в 1910 году возглавил только что образованный комитет по сооружению храма. Власти Лейпцига без лишних вопросов предоставили необходимый земельный участок, и осенью 1913 года храм заработал. Здание построено в стиле каменных шатровых церквей 17-го века. За образец был взят Вознесенский храм в Коломенском. Церковь окружает обходная галерея с 8-ю высокими гранёными фонарями, символизирующими погребальные свечи. У входа в нижний храм помещены две мраморные доски, которые по-русски и по-немецки напоминают о количестве павших в битве. Туда почти сразу перенесли с воинскими почестями останки солдат Русской императорской армии, павших в Битве народов. После старта Первой мировой войны церковь закрылась, зданием завладел местный житель Германии, сдавший здание в аренду. Во время бомбардировки Лейпцига во время уже Второй мировой люди прятались под крышей Свято-Алексиевского храма-памятника Русской Славы. Летом 1945 года церковь перешла в Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви.

Богословские достижения и отличия

Никаких догматических отличий в вероучении и практике РПЦЗ никогда не было, что связано с тем обстоятельством, что её руководство всегда видело своей наипервейшей задачей сохранение православного вероучения и практики в неизменности и чистоте.

Ввиду такой консервативной линии, РПЦЗ всегда жёстко осуждала всё, что она рассматривала как отступления от чистоты православия, как-то софианство, сергианство, экуменизм. Всегда с крайней враждебностью относилась к «латинству» (римокатоличеству).

В послевоенные годы в богословии и идеологии РПЦЗ получила развитие концепция катехона; роль «Удерживающего» усвоялась преимущественно русским царям, что послужило одним из обоснований для канонизации в РПЦЗ последнего русского монарха в 1981 году. В РПЦЗ были переработаны традиционные принципы канонизации в лике мучеников — первоначально, бежавшим из СССР протоиереем Михаилом Польским, который, исходя из признания «советской власти» в СССР по существу антихристианской, полагал «новомучениками российскими» всех православных христиан, убиенных представителями государственной власти в СССР и Советской России; притом, согласно такой трактовке, христианское мученичество смывает с человека все ранее бывшие грехи.

Новосвмуч. Никодимъ (Кононовъ), епископъ Белгородскій – Нѣсколько словъ объ ознакомленіи учащихся въ духовныхъ училищахъ съ церковнымъ уставомъ во внѣзанятное время, подъ руководствомъ родителей.

Въ настоящее время нерѣдко раздаются жалобы на слабое знаніе церковнаго устава псаломщиками. Главнаго же, отчего проистекаетъ такое незнаніе, не доискиваются и, по большей части, всю вину слагаютъ на преподавателей церковнаго устава въ духовныхъ училищахъ. Нѣтъ словъ; отчасти это справедливо, но только отчасти. Ограниченное число уроковъ по церковному уставу въ училищахъ, отсутствіе въ печати систематическихъ указателей къ богослужебнымъ книгамъ и, какихъ бы то ни было, методическихъ руководствъ къ преподаванію сего предмета, также дороговизна богослужебныхъ книгъ, неудобство существующихъ изданій ихъ для класснаго употребленія, неразработанность многихъ отдѣловъ въ учебникахъ – все это, вмѣстѣ взятое, очень затрудняетъ дѣятельность преподавателей по ознакомленію учащихся съ церковнымъ уставомъ практически основательно.

Первоначальная причина незнанія устава, отъ кого бы ея появленіе ни зависѣло, заключается всегда въ слабомъ ознакомленіи съ содержаніемъ богослужебныхъ книгъ и въ неумѣньи пользоваться ими при помощи Типикона. Не зная основательно содержащагося въ каждой богослужебной книгѣ, не умѣя находить потребныхъ молитвословій при помощи Типикона, неопытный псаломщикъ, естественно, при отправленіи богослуженія допускаетъ много ошибокъ и отступленій. Но лишь только подобное лицо ознакомится съ книгами и особенно съ Типикономъ, оно уже постигаетъ суть дѣла и отправляетъ свою долю въ совершеніи богослуженія съ знаніемъ и толкомъ. Наши монастыри славятся знаніемъ устава, славились этимъ и старые псаломщики, а вѣдь ни въ монастыряхъ, ни у старыхъ псаломщиковъ не было къ изученію устава никакихъ пособій, кромѣ книгъ богослужебныхъ. Ясно, что знаніе устава они извлекали изъ знакомства съ книгами и изъ опыта.

Замѣтка: Чѣмъ долженъ заниматься псаломщикъ, кандидатъ на священство, чтобы практически подготовить себя къ пастырскому служенію.

Большинство изъ насъ, по выходѣ изъ семинаріи, поступаетъ на должность псаломщиковъ, преимущественно при сельскихъ церквахъ

Но едвали кто изъ поступающихъ сознаетъ всю важность и необходимость служенія псаломщика, практически подготовляющагося къ служенію пастырскому; многіе поступаютъ на псаломщическое мѣсто затѣмъ только, чтобы на досугѣ отдохнуть, присмотрѣться къ невѣстамъ и къ священническимъ мѣстамъ. Псаломщикъ изъ окончившихъ курсъ семинаріи часто не считаетъ своимъ долгомъ заниматься чѣмъ-либо серьезнымъ, и лишь читаетъ и поетъ при богослуженіи и требоисправленіяхъ

Но ограничивать сферу дѣятельности псаломщика, кандидата на священство, только чтеніемъ и пѣніемъ, – это значитъ и пастырскую дѣятельность, къ которой псаломщикъ долженъ практически подготовляться, опредѣлять только совершеніемъ богослуженія и таинствъ. Но такъ какъ дѣятельность пастыря далеко не ограничивается однимъ только исполненіемъ служебныхъ обязанностей, то и дѣятельность псаломщика, кандидата на священство, также не должна ограничиваться только чтеніемъ и пѣніемъ, и въ ея кругъ должно входить все, что такъ или иначе можетъ практически подготовить псаломщика къ дѣятельности сельскаго пастыря. Выходя изъ этого положенія, не трудно указать, какія занятія, помимо чисто спеціальныхъ – чтенія и пѣнія, – наиболѣе могутъ способствовать псаломщику практически подготовиться къ пастырскому служенію.

Устройство и управление

В РПЦЗ состоит 9 епархий, ставропигиальная Русская духовная миссия в Иерусалиме и одно временное викариатство (в России). Митрополичья епархия — Восточно-Американская и Нью-Йоркская. Основная часть приходов находится в США — 323 прихода; всего — более 400; около 20 монашеских общин. Духовный центр — Свято-Троицкий мужской монастырь в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, основанный в 1930 году архимандритом Пантелеимоном (Петром Адамовичем Нижником) и псаломщиком Иваном Андреевичем Колосом. В Джорданвилле расположена духовная семинария РПЦЗ, в которой преподавали такие видные деятели русского православного зарубежья как архиепископ Аверкий (Таушев) и архимандрит Константин (Зайцев).

Административный центр находится в Нью-Йорке: 75 E 93rd St New York; там же расположен синодальный собор Знамения Божией Матери (Synodal Cathedral of the Mother of God of the Sign), освящённый 12/25 октября 1959 года, ; в соборе — чудотворная икона Курская Коренная (the Kursk-Root Icon of Our Lady of the Sign), вывезенная в 1919 году из Знаменского монастыря в Курске (явлена в Коренной пустыни). Синодальный дом был куплен и подарен Архиерейскому Синоду в 1957 году выходцем из Одессы Сергеем Яковлевичем Семененко.

Согласно Положению о Русской православной церкви заграницей (от 1956 года) высший орган церковного законодательства, управления, суда и контроля для Русской православной церкви заграницей есть Собор Епископов, созываемый по возможности ежегодно, согласно церковным канонам.

Председатель Собора Епископов и Архиерейского Синода — Первоиерарх Русской православной церкви заграницей в сане Митрополита, избираемый Собором пожизненно; члены Собора суть все архереи, входящие в состав Русской православной церкви заграницей (пр. 8 Положения). В круг ведения Собора Епископов, среди прочего, также входит избрание двух Заместителей Первоиерарха, являющихся вице-председателями Синода, двух членов Архиерейского Синода и двух заместителей членов Синода (пр. 11 Положения). В случае особой надобности Первоиерарх вместе с Архиерейским Синодом созывают Всезарубежный Церковный Собор, состоящий из епископов и представителей клира и мирян. Постановления таких Всезарубежных Церковных Соборов имеют законную силу и приводятся в исполнение только по утверждении их Собором Епископов под председатальством Первоиерарха (пр. 12 Положения).

Священный Архиерейский Синод является исполнительным органом Собора и состоит из Председателя (Первоиерарха), двух его Заместителей и четырёх членов Синода, из которых два избираются Собором на междусоборный период и два вызываются из епархии на четырёхмесячный срок в порядке очереди, а также двух их заместителей, вызываемых в заседание Архиерейского Синода по усмотрению Председателя (пр. 16 Положения).

Подписанный 17 мая 2007 года Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ предусматривает, что Первоиерарх РПЦЗ, избираемый её Архиерейским Собором, подлежит утверждению Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Московского Патриархата. Кроме того, согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом подлежат решения об образовании или упразднении епархий, входящих в РПЦЗ; избрание Архиерейским Собором или Архиерейским Синодом РПЦЗ архиереев утверждается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом.

Вышестоящая инстанция церковной власти для РПЦЗ — Поместный и Архиерейский Соборы Русской православной церкви, в число членов которых входят архиереи РПЦЗ, а применительно к первому — также представители клира и мирян РПЦЗ.

Епископ Агафангел (Пашковский), и с ним некоторая часть клириков и мирян РПЦЗ, отказавшаяся принять Акт о каноническом общении, продолжила обустраивать свою церковную жизнь вне общения с Московским Патриархатом в соответствии с уставом, существовавшим до принятия Акта. Не имея возможности пополнить епископат, в 2007 году епископ Агафангел обратился за помощью к греческим старостильникам, и 7-8 декабря 2007 г. совместно с епископами греческого Синода Противостоящих: Аланским Георгием (Пухатэ) и Амвросием Мефонским им были рукоположены два новых епископа, что привело к возникновению нового раскола в Русской Зарубежной Церкви. Осенью 2008 года единомышленниками епископа Агафангела был проведен собор, который был назван ими «Пятым Всезарубежным», и на котором епископ Агафангел был избран Первоиерархом новообразованной церковной структуры, с возведением его в сан Митрополита.

СВЯТЫЙ АѲАНАСІЙ БЕРЕСТЕЙСКІЙ.

Поздравляем наших читателей с праздником Покровителя Нашего Миссионерского Центра – св. преподобномученика Афанасия, игумена Брестского.

Святый Аѳанасій, по фамиліи Филипповичъ, жилъ въ XVII вѣкѣ, былъ игуменомъ Брестскаго (уѣзднаго города Брестъ – Литовска, Гродненской губерніи) монастыря святаго Сѵмеона Столпника, нынѣ не существующаго, и замѣчателенъ, какъ выдающійся историческій дѣятель въ открывшейся при польскомъ королѣ Владиславѣ IV борьбѣ православныхъ западноруссовъ съ польскими католиками и уніатами. Искренно и беззавѣтно преданный вѣрѣ отцовъ, Аѳанасій Филипповичъ не убоялся и мученической кончины за свои высокія, завѣтныя вѣрованія. Кончина преподобномученика Аѳанасія послѣдовала 5 сентября 1648 года въ г. Брестѣ: онъ былъ убитъ «за охраненіе и защиту православія» отъ руки поляковъ…

Собор святителя Николая Чудотворца в Вене

В конце 19-го века итальянский архитектор Луиджи Джакомелли, руководствовавшийся проектом Григория Котова, занимался строительством Собора святителя Николая Чудотворца в Вене. 400 тыс. рублей на возведение здания пожертвовал лично русский император Александр III. Правда, строительство было закончено уже после смерти царя-миротворца; собор освятили 4 апреля 1899 года.


Никольский собор, Вена. (konsulmir.com)

Двухэтажный Собор святителя Николая Чудотворца выполнен в неорусском архитектурном стиле. Нижняя часть здания освящена в память об Александре III. Строительство храма символизировало укрепление позиций России на внешнеполитической арене. Однако начало Первой мировой войны, ознаменовавшее разрыв каких-либо отношений между враждующей Россией и Австрией, стало причиной закрытия собора. В 1924 году Советский Союз установил дипломатические отношения с Австрией, в связи с чем здание передали в ведение общины в юрисдикции лояльного социалистической республике митрополита Евлогия (Георгиевского). Во время Второй мировой войны собором завладело Внешнеполитическое ведомство гитлеровской Германии. Но после окончания военного конфликта собор попал под влияние Московского Патриархата. В наши дни здание официально считается собором Венской епархии Русской православной церкви (Московский Патриархат).

Священномученик Архидиакон Никифор (Кантакузин) – Непобедимый борец с католичеством и униатством.

Священномученик Архидиакон Никифор Парасхес-Кантакузин, председатель антиуниатского Брестского церковного Собора 1596 — выдающийся деятель Православной Церкви. Поразительный пример жизни по вере, и бесстрашной, бескомпромиссной верности Церкви, возможной только благодатным содействием Духа Святого, даруемым за подвиг любви к Богу.

Никифор родился в 1537 г. в Трикали в Фессалии, происходил с бывшей императорской семьи Кантакузинов. Образование он получил в Италии в Падуанском университете, где учились многие православные греки. Немалое число православных, обучавшихся в те времена в Италии, попадало под влияние западной культуры и уходило из Церкви, причем некоторые становились активными противниками Православия. С Никифором этого не произошло, хотя некоторое время он после окончания университета оставался в Падуе, где преподавал греческий язык. В каких-то общих чертах юность Никифора напоминает, по-видимому, жизненный путь св. Максима Грека, также проведшего молодость в Италии.

Церковь святых равноапостольных Константина и Елены в Берлине

В 1892 году православное Свято-Владимирское братство приобрело в Берлине участки земли для строительства кладбища и Братского дома. Однако позже было решено построить на купленных территориях церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. Строилось здание по проекту из России, Александр III приказал отправить братству 4 т земли и саженцы деревьев. Также церковь получила позолоченный иконостас резного дуба — это был подарок от Александра Елисеева. Вмещает в себя церковь около 40 человек. Она расположена рядом с кладбищем, ставшим мемориалом русским эмигрантам, переехавшим в Германию. Здание относится к Берлинской епархии Русской православной церкви.

Наши дни

После распада Советской империи, духовная жизнь в России возродилась, начался процесс сближения церквей, который длился почти 20 лет, и 17 мая 2007 года в Москве был подписан Акт о канoническoм oбщении, в сooтветствии с кoтoрым разделение церквей былo преoдoлено, а Русская православная церковь заграницей стала самоуправляемой церковью Мoскoвскoгo патриархата.

РПЦЗ продолжает развиваться. Перед объединением она насчитывала 300 приходов, а сейчас их уже 900. Развитие связывают с волной экономической эмиграции верующих.

Сейчас главой Русской православной церкви заграницей является Вoстoчнo-Американский митрoпoлит Иллариoн, а сама церкoвь насчитает вoсемь епархий: Германскую, Южнo-Американскую, Великoбританскую, Вoстoчнo-Американскую, Западнo-Еврoпейскую, Канадскую, Австралийскo-Нoвoзеландскую и Средне-Американскую.

Кoличествo прихoжан подсчитать трудно. Обычно верующих около 20% от русского населения. По данным переписи некоторых стран в 21 веке за рубежом живут примерно четыре с половинной миллиона русских. Можно предположить, что почти 900 000 называют себя православными.

Больше всего действующих храмов и монастырей Русской православной церкви находится на территории России — их 17 725, в сопредельной Украине находится еще 11 358 приходов и 929 храмов и монастырей. Белорусь насчитывает 1 437 приходов и 1 175 церквей, причем, 82 % населения считают себя верующими. 28 храмов находится в Казахстане, десять — в Армении, четыре — в Латвии и шесть в Молдове. В Узбекистане и в Туркменистане работают еще шесть приходов.

В Германии насчитывается 105 православных храмов, в Великобритании — 21, в Ирландии пять, в Бельгии – семь, в Дании — два, в Австрии – три, в Норвегии и Финляндии по четыре храма, в Португалии и Голландии — по шесть, в Венгрии десять, в Испании — 14, во Франции – 18. В Сербии и в Исландии — по одному действующему храму.

На азиатском континенте Русская православная церковь больше всего представлена в Китае — там находятся четыре храма, в Сингапуре открыты два, в Монголии, Индии, Непале и Камбодже — по одному храму, и два в Малайзии.

На Ближнем Востоке и в Африке русская православная церковь сосредоточила свои дела в Израиле — там паломников принимают семь храмов и монастырей; в Марокко, Сирии, ЮАР и Объединенных Арабских Эмиратах — действует по одному храму. В Австралии и в Новой Зеландии работает всего пять храмов РПЦ.

В США веру людям несут 25 крупных храмов и церквей, в Канаде — шестнадцать, на Кубе — только один храм. В Аргентине православные окормляются в десяти храмах, в Перу, Андорре и Доминикане действует по одному приходу. В Бразилии открыты четыре православных церкви.

Самый южный храм РПЦ находится на побережье Антарктиды. Его посещают работники исследовательских станций.

Священникъ Сергѣй Городцевъ – Какъ должно понимать возгласъ священника на утрени: «Слава Тебѣ, показавшему намъ Свѣтъ?».

Пѣніе на утрени великаго славословія вмѣстѣ съ предварительнымъ возгласомъ священиика: «Слава Тебѣ показавшему намъ свѣтъ!», составляетъ одну изъ торжественнѣйшихъ частей нашего праздничнаго утренняго Богослуженія: отверстыя царскія врата, колѣнопреклоненное положеніе большинства молящихся производитъ невольно глубокое впечатлѣніе на каждаго присутствующаго въ храмѣ. Невольно чувствуется, что православная церковь этимъ моментомъ утренняго Богослуженія желаетъ напечатлѣть въ душахъ вѣрующихъ нѣчто особенное.

Поэтому нѣсколько одностороннимъ намъ представляется то объясненіе возгласа священника предъ пѣніемъ великаго славословія, по которому указывается, что возгласомъ священника: «Слава Тебѣ, показавшему намъ свѣтъ!» церковная практика освятила воспоминаніе о тѣхъ временахъ, когда наши утреннія Богослуженія составляли собою всюду Богослуженія всенощныя и когда пѣніе великаго славословія совпадало съ утреннимъ разсвѣтомъ и въ сердцахъ вѣрующихъ невольно возбуждалось благодарственное чувство Тому, кто сподобилъ христіанина встрѣтить новый день въ молитвенномъ настроеніи, – невольно при утреннемъ разсвѣтѣ изъ устъ вѣрующихъ выходила «слава» Подавшему снова дневной свѣтъ недостойнымъ рабамъ Своимъ.

Архіепископъ Аѳанасій (Соколовъ) – Слово о тщеславіи.

Не бываимъ тщеславни (Гал. 5, 26).

Не нужно объяснять вамъ, слушатели, что запрещаетъ намъ сія заповѣдь апостольская; ибо очень ясно, что она запрещаетъ намъ тщеславіе. Заповѣдь апостольская, какъ заповѣдь Божія, не можетъ запрещать намъ ничего добраго и полезнаго, а можетъ запрещать одно только худое и вредное; а посему, если она запрещаетъ намъ тщеславіе, то, конечно, потому, что оно есть дѣло худое и вредное, дѣло гнусное и пагубное.

Но между тѣмъ какъ мы любимъ тщеславиться, и какихъ не употребляемъ средствъ и усиліи къ тому, чтобы всѣ насъ хвалили и прославляли! Хвала и слава для многихъ изъ насъ суть идолы, для коихъ все дѣлается и всѣмъ жертвуется.

14 сентября 2021
читать далее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector