Русская православная церковь: история, органы управления

При коммунистическом правлении

Трехстержневой крест Русской Православной Церкви

Еще в августе 1920 года Ленин писал Председателю Революционного Совета Э.М. Склянскому : «Мы окружены зеленью (пакуем им), мы пройдем всего 10–20 верст и руками задушим. буржуазия , духовенство и помещики. За каждого повешенного будет награда в размере 100 000 рублей ». Он говорил о дальнейших действиях в соседних с Россией странах.

Официальной религиозной позицией Советов была «религиозная свобода или терпимость», хотя государство считало атеизм единственной научной истиной (см. Также Совет или комитет Всесоюзного общества по распространению научных и политических знаний или «Знание», которое до 1947 года назывался Лигой воинствующих безбожников ). Критика атеизма была строго запрещена и иногда приводила к тюремному заключению.

Некоторые действия против православных священников и верующих, наряду с казнями, включали отправку пыток в эти лагеря для военнопленных и / или трудовые лагеря или также психиатрические больницы . Многие православные (наряду с людьми других вероисповеданий) также подвергались психологическим наказаниям или пыткам и экспериментам по контролю над сознанием , чтобы заставить их отказаться от своих религиозных убеждений (см. Тюрьма Питешти ).

За первые пять лет после большевистской революции были казнены 28 епископов и 1200 священников. Сюда входили такие люди, как великая княгиня Елизавета Федоровна, которая в то время была монашеской. Вместе с ее убийством был великий князь Сергей Михайлович Романов; князья Иоанн Константинович , Константин Константинович , Игорь Константинович и Владимир Павлович Палей ; Секретарь Великого князя Сергея Федор Ремез; и Варвара Яковлева , сестра из монастыря Великой княгини Елизаветы. Их загнали в лес, затолкали в заброшенную шахту, а затем в шахту бросили гранаты. Ее останки были похоронены в Иерусалиме , в церкви Марии Магдалины .

дальнейшее чтение

  • Биллингтон, Джеймс Х. Икона и топор: интерпретирующая история русской культуры (1970)
  • Бремер, Томас. Крест и Кремль: Краткая история Православной Церкви в России (2013)
  • Крафт, Джеймс. Церковная реформа Петра Великого (1971)
  • Эллис, Джейн. Русская Православная Церковь: новейшая история (1988)
  • Фриз, Григорий Л. «Служанка государства? Переосмысление церкви в Императорской России». Журнал церковной истории 36 № 1 (1985): 82–102.
  • Фриз, Грегори Л. Приходское духовенство в России девятнадцатого века: кризис, реформа, контрреформа (1983)
  • Фриз, Григорий Л. «Случай низкорослого антиклерикализма: духовенство и общество в царской России». European History Quarterly 13 # .2 (1983): 177–200.
  • Фриз, Григорий Л. Русские левиты: приходское духовенство в восемнадцатом веке (1977)
  • Гаррард, Джон и Кэрол Гаррард. Возрождение Русского Православия: вера и сила в Новой России (2008)
  • Грубер, Исайя. Православная Россия в кризисе: Церковь и народ в смутное время (2012); 17-го века
  • Хьюз, Линдси. Россия в эпоху Петра Великого (1998) с. 332–56.
  • Кизенко, Надежда. Блудный святой: отец Иоанн Кронштадтский и русский народ (2000) Этот влиятельный святой жил в 1829–1908 годах.
  • Козельский, Мара. Христианизация Крыма: формирование сакрального пространства в Российской империи и за ее пределами (2010).
  • де Мадариага, Изабель. Россия в эпоху Екатерины Великой (1981) с. 111–22.
  • Mrowczynski-Van Allen, Artur, ed. Апология культуры: религия и культура в русской мысли (2015)
  • Пайпс, Ричард. Россия при старом режиме (2-е изд., 1976), глава 9
  • Рихтерс, Катя. Постсоветская Русская Православная Церковь: политика, культура и Великая Россия (2014)
  • Стрикленд, Джон. Создание Святой Руси: Православная Церковь и русский национализм до революции (2013)
  • Шубин, Даниил Х. История русского христианства , в 4-х томах: ISBN  978-1365407925 ; ISBN  978-1365408021 ; ISBN  978-1365408311 ; ISBN  978-1365408458

Историография

Фриз, Грегори Л. «Недавние исследования русского православия: критика». Критика: Исследования в истории России и Евразии 2 № 2 (2008): 269–78. онлайн

Кафедральный собор Храм Христа Спасителя

Дань памяти воинам, погибшим в войне 1812 года — Храм Христа Спасителя.  Его изначально планировали поставить на Воробьёвых горах, но впоследствии перенесли строительство на берег реки Москвы, из-за непрочности почвы и подводных течений. Высота Храма более 100 метров. Стены, ширина которых порой достигала 3,5 метров, были выложены из белого камня и кирпича.

В декорировании был использован итальянский мрамор, а на белоснежных досках в ни жней галерее Храма были изображены сцены сражений, имена воинов, отличившихся и  погибших на поле брани. Строительство Храма продолжалось почти 44 года. Его колокольный звон разливался далеко за пределы города, а купола были видны с любого места Москвы. Столь монументального сооружения в то время в Москве не было.

Изменения и реформы

Царь Алексий молится перед мощами митрополита Филиппа

Правление Ивана III и его преемника сопровождалось многочисленными ересями и спорами. Одна партия, возглавляемая Нилом Сорским и Вассианом Косоем , призвала к секуляризации монастырской собственности. Им противостоял влиятельный Иосиф Волоцкий , отстаивавший церковную собственность на землю и имущество. Позиция государя колебалась, но в конце концов он поддержал Иосифа. Возникли новые секты, некоторые из которых проявили тенденцию вернуться к закону Моисееву : например, протоиерей Алексей обратился в иудаизм после встречи с неким Захарией-евреем .

Монашеская жизнь процветала, и два основных направления сосуществовали до окончательного разгрома несобственников в 1551 году. Ученики преподобного Сергия покинули Троицкий монастырь под Москвой, чтобы основать десятки монастырей на северо-востоке России. Некоторые из самых известных монастырей располагались на Русском Севере, чтобы продемонстрировать, как вера могла процветать в самых негостеприимных землях. В число богатейших помещиков средневековой России входили Иосифовский Волоколамский монастырь , Кирилло-Белозерский монастырь и Соловецкий монастырь . В XVIII веке три величайших монастыря были признаны лаврами , а находящиеся в непосредственном подчинении Синода — ставропигиальными .

В 1540-х годах митрополит Макарий созвал несколько церковных соборов, кульминацией которых стал Стоглавный Собор 1551 года. Это собрание объединило церковные обряды и обязанности на всей территории России. По требованию церковной иерархии правительство отменило царскую юрисдикцию над духовными лицами.

Восстановление Патриаршества. Советские гонения

В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (-).

Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»

Для большевиков, пришедших к власти в году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.

Когда в — годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви.

В мае г. Патриарх Тихон (Белавин) был арестован и под контролем власти возник т.н. «обновленческий раскол», провозгласивший полную солидарность с целями революции. В раскол ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил. В июне г. Патриарх был освобожден и обновленческое движение пошло на убыль.

К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.

Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.

Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).

На Соборе епископов г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. «катакомбной церкви» по призыву еп. Афанасия (Сахарова), которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.

С этого исторического момента начался короткий период «потепления» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.

В в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению «борьбы за мир и разоружение».

Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В «брежневский» период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также
не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как «граждане второго сорта».

Раскол христианской Церкви

Как появилось Православие? К 4-му веку христианство окончательно утвердилось в Римской империи. Однако в том же столетии произошло разделение государства на Западную и Восточную (Византийскую) империю с перенесением столицы в Константинополь. Политические изменения затронули и жизнь Церкви. При сохранении формального единства христианство в Риме стало всё больше отличаться от христианства в Константинополе. Естественным образом возникли и постепенно накопились значительные обрядовые, дисциплинарные, а затем и догматические расхождения.

Так, римский епископ стал именоваться папой, а константинопольский – патриархом. Падение Западной Империи в 5-ом веке привело к кризису гражданской администрации в тех землях. Поэтому её функции стал выполнять папа. Претензии римских епископов на светскую власть в последующие столетия лишь усиливались.

Перечислим другие основные отличия Римского и Византийского христианства. Богослужения на Западе и Востоке велись на разных языках (латынь и греческий соответственно). Западные священники, в отличие от восточных, соблюдали безбрачие. Латинская Церковь использовала для Евхаристии пресный хлеб. Это противоречило Евангельскому преданию, согласно которому, Господь на Тайной Вечере преломлял именно квасной хлеб.

Некоторые различия

Нередко верующий народ путает определения православия и христианства. В чем разница между ними, кратко подскажет фраза «Все православные являются христианами, но не все христиане являются православными». Дело в том, что все христианство делится на несколько ветвей, самые крупные из которых — католицизм, протестантство и православие.

Увидеть, чем отличаются 3 крупнейшие ветви христианства, в чем их особенности, специфика и структура, можно по таблице.

Положения Католицизм Протестантство Православие
Отношение к светской власти Глава Церкви (Папа Римский) обладает религиозной и политической властью Стремятся сотрудничать За все время отношения много раз менялись от сотрудничества до изгнания или подчинения
Отношение к людям Важна индивидуальность Вмешательство в дела ближних и помощь друг другу (если человек не попросил сам) не приветствуются Все люди — братья и сестры
Душа после смерти Душа проходит Чистилище и очищается Христос уже искупил грехи всех людей своей смертью, а потому земные дела не так важны Душа попадает в Ад или Рай в зависимости от совершенных при жизни дел
Крест Господень Имеет 4 конца — «стандартный» крест. Ноги прибиты одним гвоздем, сложены друг на друга. Обычно изображается с мученическим выражением лица Не признают ни Крест, ни иконы Имеет 8 концов — 4 конца «стандартного» креста и 2 горизонтальные перекладины (табличка над головой и опора для ног). Ноги прибиты 2 гвоздями. Иисус изображается с распростертыми руками, будто обнимающий мир
Крещение Крещение проводится над детьми не младше 7 лет. Обряд предполагает обливание святой водой или окропление Могут принимать только взрослые люди, сделавшие свой выбор Креститься могут как младенцы, так и взрослые. Для обряда необходимо трижды погрузиться в купель со святой водой, затем причаститься и совершить миропомазание
Службы Священники наделены от Бога особой силой Не нуждаются в специальных местах или священниках: последние ведут обычную жизнь Священник не обладает божественной силой, Господь сам появится в храме при службе
Брак Не поддерживает разводы, священники должны придерживаться безбрачия Развод возможен в 2 случаях — неверность супруга или оставление неверующего верующим Разводы в некоторых случаях допускаются, некоторым служителям разрешено жениться
Богородица Непорочна, без греха Считают Деву Марию обычным человеком Является человеком, совершившим первородный грех
Святой Дух Исходит от Отца и Сына В равной мере исходит от Отца и Сына Исходит от Отца и передается Сыну
Священное Писание и Священное Предание Имеют равное значение Не имеют авторитета Писание является частью Предания

Всего различий между основными течениями христианства больше, но даже по основным видно, что основа учения одинакова, а отличия в основном небольшие или относятся к службам, таинствам или терминам. Например, католики считают Папу Римского главой над всеми Христианами, что по понятным причинам отвергается православной веткой.

Важно отметить, что православие терпимо относится к прочим религиям, однако считает их еретическими, а их последователей — недостойными Царствия Божьего. Однако католики и протестанты возможно не будут лишены благословения Господа, так как тоже верят в него, хоть и немного другим образом.. Стоит отметить отличия от старообрядчества

В XVII веке в России произошел раскол Церкви после проведения патриархом Никоном реформ. Не принявшие нововведения люди стали именоваться старообрядцами. Они отказались проводить службы по новому обряду и не были признаны православной церковью. Позднее старообрядцы сильно отдалились от официальной веры в богослужебном пении, иконописи, поклонах, быте и культуре, а также разделились на несколько более мелких ветвей. Московский патриархат старообрядчество не признает.

Стоит отметить отличия от старообрядчества. В XVII веке в России произошел раскол Церкви после проведения патриархом Никоном реформ. Не принявшие нововведения люди стали именоваться старообрядцами. Они отказались проводить службы по новому обряду и не были признаны православной церковью. Позднее старообрядцы сильно отдалились от официальной веры в богослужебном пении, иконописи, поклонах, быте и культуре, а также разделились на несколько более мелких ветвей. Московский патриархат старообрядчество не признает.

Религия православие сегодня является третьей по величине ветвью христианства — одной из главных мировых религий. Оно распространено в странах Восточной Европы, в том числе в России, где проживает около 40% всех православных. Во многих странах, где религия не является основной или официальной, созданы крупные общины и епархии.

Религиозный ренессанс Fin-de-siècle

Русская Православная Церковь в Дрездене , построенная в 1870-х гг.

В последние десятилетия имперского порядка в России многие образованные россияне стремились вернуться в Церковь и возродить свою веру. Не менее очевидны были нонконформистские пути духовных поисков, известные как поиски Бога . Писатели, художники и интеллектуалы в большом количестве были привлечены к частной молитве, мистицизму, спиритизму , теософии и восточным религиям. Очарование элементарных чувств, бессознательного и мифического росло вместе с видениями надвигающейся катастрофы и искупления. Видимые формы поиска Бога были обширными. В 1901–1903 годах в Санкт-Петербурге была проведена серия «Религиозно-философских встреч», на которых собрались видные интеллектуалы и духовенство, чтобы вместе изучить пути примирения Церкви с растущим, хотя и недогматическим, стремлением образованных людей к духовному значению жизни. Особенно после 1905 года возникли различные религиозные общества, хотя большая часть этих религиозных потрясений была неформальной: кружки и салоны, сеансы, частные молитвы. Некоторое духовенство также стремилось возродить православную веру, наиболее известен харизматичный отец Иоанн Кронштадтский , который до своей смерти в 1908 году (хотя его последователи оставались активными еще долгое время) подчеркивал христианскую жизнь и стремился восстановить пыл и присутствие чудес в жизни. литургическое торжество. В 1909 г. появился сенсационный сборник эссе под названием « Вехи» («Ориентиры или указатели»), автором которого стала группа ведущих левых интеллектуалов, в основном бывших марксистов , которые категорически отвергли материализм и атеизм, которые доминировали в мышлении христианства. интеллигенция для поколений неизбежно ведет к неудачам и моральной катастрофе. Можно увидеть такое же обновление энергии и разнообразия религиозной жизни и духовности среди низших классов, особенно после потрясений 1905 года. Среди крестьянства мы видим широко распространенный интерес к духовно-этической литературе и нонконформистским морально-духовным движениям; рост паломничества и других поклонений священным местам и объектам (особенно иконам); стойкая вера в присутствие и силу сверхъестественного (привидения, одержимость, ходячие мертвецы, демоны, духи, чудеса и магия); обновленная жизнеспособность местных «церковных общин», активно формирующих свою собственную ритуальную и духовную жизнь, иногда в отсутствие духовенства, и определяющих свои собственные священные места и формы благочестия; и распространение того, что православный истеблишмент заклеймил как «сектантство», включая как неправославные христианские конфессии, особенно баптисты , так и различные формы девиантного народного православия и мистицизма.

Автокефалия и реорганизация

Во время правления царя Федора I его шурин Борис Годунов , который фактически руководил правительством, связался с Вселенским Патриархом , который «был очень смущен нехваткой средств», с целью повышения статуса Москвы. Метроплис патриархату . В конце концов, после длительных переговоров, в январе 1589 года был учрежден Московский Патриархат, в результате чего митрополит Иов стал первым Патриархом Московским и всея Руси . В течение следующих полувека, когда царство было слабым, патриархи (особенно Гермоген и Филарет ) управляли государством вместе с царями (а иногда и вместо них).

При коммунистическом правлении

Трехстержневой крест Русской Православной Церкви

Еще в августе 1920 г. Ленин писал Председателю Революционного Совета Э.М. Склянскому : «Мы окружены зеленью (пакуем им), мы пройдем всего 10–20 верст и руками задушим. буржуазия , духовенство и помещики. За каждого повешенного будет награда в размере 100 000 рублей ». Он говорил о дальнейших действиях в соседних с Россией странах.

Официальной религиозной позицией Советов была «религиозная свобода или терпимость», хотя государство провозгласило атеизм единственной научной истиной (см. Также Совет или комитет Всесоюзного общества по распространению научных и политических знаний или «Знание», которое до 1947 года назывался Лигой воинствующих безбожников ). Критика атеизма была строго запрещена и иногда приводила к тюремному заключению.

Некоторые действия против православных священников и верующих, наряду с казнями, включали отправку пыток в эти лагеря для военнопленных и / или трудовые лагеря, а также в психиатрические больницы . Многие православные (наряду с людьми других вероисповеданий) также подвергались психологическим наказаниям или пыткам и экспериментам по контролю над сознанием , чтобы заставить их отказаться от своих религиозных убеждений (см. Тюрьма Питешти ).

За первые пять лет после большевистской революции были казнены 28 епископов и 1200 священников. Сюда входили такие люди, как великая княгиня Елизавета Федоровна, которая в то время была монашеской. Вместе с ее убийством был великий князь Сергей Михайлович Романов; князья Иоанн Константинович , Константин Константинович , Игорь Константинович и Владимир Павлович Палей ; Секретарь Великого князя Сергея Федор Ремез; и Варвара Яковлева , сестра из монастыря Великой княгини Елизаветы. Их загнали в лес, затолкали в заброшенную шахту, а затем в шахту бросили гранаты. Ее останки были похоронены в Иерусалиме , в церкви Марии Магдалины .

Православие на Руси

В «Повести временных лет» встречается одно из самых первых упоминания Православия на Руси. Существует устойчивое заблуждение, что слово «православие» происходит от того, что быть православным — значить славить Бога правильно. На самом деле, православие было принято, как слово противоположное «инославию». Именно так обозначали учение проповедников, которое не принимала по тем или иным причинам официальная Церковь. Мы отсчитываем ход нашей истории с Апостольских времен, но история Православия на Руси началась с момента Крещения Руси, решение о котором было принято князем Владимиром в 988 году.

После гибели князя Святослава на Руси осталось трое его сыновей — князь Владимир, князь Ярополк и князь Олег. Великим князем стал старший сын князя Святослава — Ярополк. С дружиной отца он правил в Киеве. Средний — Олег еще при жизни князя Святослава правил Древлянами. Князь Владимир же отправился в Новгород. В ходе междоусобиц при делении земель погиб князь Олег, а князя Ярополка предали и убили на переговорах варяги.  Великим князем остался Князь Владимир, хотя никто не прочил ему такой судьбы. Матерью Князя Владимира была рабыня-ключница у князя Святослава. Его воспитывал дядя, дружинник Святослава. Тем не менее, князь Владимир был добрым и справедливым князем, мудро управлял вверенными ему землями. В большинстве соседних государств к тому времени уже установились мировые религии, на Руси же продолжали царствовать языческие верования. Но языческие боги и их «вероучение» не отвечали за вопросы, которые жизнь ставила перед людьми.

Путешественники из стран Востока предлагали Князю Владимиру принять Ислам, но он отказался, отверг он и Иудаизм.

Выбирая веру, которая должна была сплотить воинственные и разрозненные племена, он сделал выбор в пользу Православия, пораженный длинной речью о содержании Священного Писания. Кроме того, Русь многое связывало с Византией, на греческого императора равнялись русские князья, мы вели совместную торговлю, многие наши обычаи были похожи. Приходили к князю Владимиру и представители Римско-католической Церкви из Западной Европы, которым он отказал, сославшись на то, что «Отцы наши не приняли этого».

Первым князь Владимир крестился сам. Византийские императоры зачастую считали, что принятие православие означает подчинение Византии, чтобы не допустить такой мысли князь Владимир направил свои войска в Крым, где захватил Херсонес (Корсунь). По требованию Владимира, ему выслали священников для крещения и будущую жену — царевну Анну. Ради нее князь Владимир отказался от прежней жизни, от буйных разгульных пиров и многоженства.

По приказу князя Владимира уничтожили идолов язычников и построили христианские храмы. Этому русских мастеров научили византийские. Все страшные и жестокие языческие жертвоприношения и традиции были отменены. На Руси стали появляться христианские книги, написанные на кириллице, благодаря чему многие крестьяне научились читать и писать. Православие стало государственной религии на Руси и сыграло огромную роль в развитии государства.

Во главе прихода стоял священник, его священноначалием был Епископ, главой для Епископов являлся Митрополит, а для Митрополита — Патриарх. Существовали также монастыри, во главе которых стоял игумен, но в отличие от современности священниками сначала были приезжие греки или болгары.

Язычники долго боролись с христианством. В нательные кресты прятали языческие обереги и символы, но православие, как истинная вера, победило.

Роль церкви в Древней Руси

Уже к концу X—XI в. на Руси появилась стройная система организации церковной религиозной жизни. Она была создана по образу и подобию византийской церкви, во главе которой стоял патриарх. Во главе христианской церкви на Руси стоял митрополит Киевский и всея Руси.

При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и светских сочинений, художники-иконописцы.

Содействовала церковь и развитию хозяйства страны. Видные церковные деятели, а также монастыри уже в XI—XII вв. получили от великих князей земельные владения и развернули на них собственное хозяйство.

Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XIII в. начинается оформление церковной юрисдикции. Теперь в компетенцию церкви входит рассмотрение дел о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. Церковь также имела весомое значение и в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквами.

Церковь пропагандировала человеколюбие, терпимость, уважение к родителям и детям, к личности женщины-матери и призывала к этому народ. Значительную роль церковь играла и в укреплении единства Руси. Церковные деятели в дальнейшем не раз выполняли роль миротворцев в княжеских распрях.

В крупных городах церковную власть над русскими землями осуществляли епископы. В Новгороде как одном из крупнейших городов, центре большого края, религиозная жизнь направлялась архиепископом.

Церковь выступала против христианства римского образца. Вероотступниками считались те, кто провозглашал народную языческую культуру.

Таким образом церковь способствовала изоляции Руси от западноевропейской культуры. Для Руси такое заявление церкви являлось неприемлемым, так как Русь сотрудничала со многими западноевропейскими странами, проповедовавшими католическую религию.

Церковь процветала за счет применения труда зависимых людей, обирала людей путем ростовщичества и т.д. Многие видные деятели церкви участвовали в политических интригах. Поэтому действия церкви вызывали больше негатива у людей.

Принятие христианства в Киевской Руси способствовало включению ее в европейский христианский мир, а значит, Русь стала равноправным элементом европейского цивилизованного развития. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации.

Русская Православная Церковь: структура и статистика

Согласно Уставу от 2000 года церковная власть и управление в РПЦ принадлежит Поместному Собору, Архиерейскому Собору и Священному Синоду.

Поместный Собор проходит при участии епархиальных и викарных архиереев, монахов и мирян. На нем решаются вопросы касательно вероучения и канонического устроения Церкви, определяется тактика построения отношений с государством. Патриарх РПЦ избирается именно на Поместном Соборе.

По состоянию на 2019 год Московская Патриархия разделена на 314 епархий. Действующих монастырей в настоящее время 972, из них 474 — мужских и 498 — женских. Православных приходов — 38649, в которых служат 40514 штатных священников. На территории России православных  насчитывается около 75 % населения (точных данных нет, так как Всероссийская перепись 2010 года не включала вопрос о вероисповедании). 

Богослужения совершаются на церковно-славянском языке. В зарубежных странах допускается служение на национальных языках.

РПЦ придерживается юлианского летоисчисления, введенный в Римской империи в 45 году до Рождества Христова. Юлианский календарь отличается от «официального гражданского», разница сейчас составляет в 13 дней. Его ещё называют старым стилем. Однако именно юлианское летоисчисление позволяет правильно определить дату православной Пасхи.

Собор Василия Блаженного в Москве

Построенный по приказу царя Ивана Грозного пять веков назад Собор Василия Блаженного, является одним из старейших в мире. Первоначально построенные 25 куполов со временем были утрачены. Сейчас можем наслаждаться видом куполов 9 церквей, куполом одной колокольни  и одного церковного придела. Ни один купол не повторят рисунок и форму другого. Храм красуется на Красной площади Москвы, поражая своим великолепием. Настоящее имя его Собор Покрова пресвятой Богородицы слегка забыто, и он носит имя юродивого Василия, который почитался москвичами как святой и  ясновидящий. Уникальность собора в том, что стоя перед ним с любой стороны кажется, что Вы находитесь напротив главного входа. Акустика в храме удивительная благодаря тому, что при строительстве в стены было заложено большое количество глиняных горшков, горлышками вовнутрь. Считалось, что под землей  собора был прорыт потайной ход в царскую сокровищницу.

Христианизация Руси

Самая большая миссия православных христиан Константинополя была направлена ​​на районы, известные как Киевская Русь , которые сейчас являются государствами России , Украины и Белоруссии . Христианство было принесено в Киевскую Русь греческими миссионерами из Византийской империи в IX веке. В 863–869 годах святые Кирилл и Мефодий впервые перевели части Библии на старославянский язык, открыв путь к христианизации славян. Есть свидетельства того, что первый христианский епископ был отправлен в Новгород из Константинополя либо патриархом Фотием, либо патриархом Игнатием , примерно в 866-867 годах нашей эры.

Остромирово Евангелие из Новгорода (1057 г.)

К середине 10 века среди киевской знати уже существовала христианская община под руководством греческих и византийских священников, хотя язычество оставалось и еще долго будет доминирующей религией. Киевская княгиня Ольга была первой правительницей Киевской Руси, принявшей христианство либо в 945, либо в 957 году.

Церковь киевская первоначально была митрополия из Константинопольского Патриархата и Константинопольского патриарха , вместе с императором , назначил митрополита , который управлял Церковью Руси. Резиденция митрополита изначально располагалась в Киеве . Поскольку Киев терял свое политическое значение из-за монгольского нашествия , митрополит Максим переехал в новый центр власти Владимир в 1299 году; его преемники, митрополит Петр и Феогност , к XIV веку перенесли резиденцию в Москву .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector