Грузинская православная церковь: история и особенности, отличие от русской православной церкви
Содержание:
- Монастыри
- Армянский церковный календарь
- Основные направления религии
- Собор Сиони
- Церковь Метехи
- Главные церковные праздники
- Колхида, Иверия, Грузия
- Благодатные времена
- В Грузии исповедуют религию христианство, но есть и другие
- В каком году страна приняла новую веру?
- Храм Метехи. Пятьсот лет скорби
- Мтацминда Пантеон
- Архипастыри
- Многие места в Грузии имеют невероятную и необычную историю
- Близкий архиерей
- В Иверии святая Нина исцеляла людей своими молитвами
- Дальнейшая история церкви до наших дней
- Христианское вероисповедание в Грузии
- Церковь Каштеви
- Какие мусульманские народы живут в Грузии
- Собор Христа Спасителя в Цаленджихе
- Отец народа
Монастыри
По состоянию на год:
Грузинская (Карталинская и Кахетинская) епархия
- Мужские:
- Иоанно-Крестителева пустынь (с V в.)
- Квабтохевский Успенский монастырь (с XI в., возрождён в г.)
- Женские:
- Бодбийский святой Нины монастырь (с IV в., до упразднения в г.: Георгиевский, мужской; возрождён в г.)
Агинский Богородице-Рождественский скит (приписной к Бодбийскому, с 1910 г.)
- Свято-Георгиевский монастырь близ деревни Мамкоды (с г. – община, приписная к Бодбийскому; с г.)
- Бодбийский святой Нины монастырь (с IV в., до упразднения в г.: Георгиевский, мужской; возрождён в г.)
Гурийско-Мингрельская епархия
Мужские:
- Иоанно-Крестительская пустынь в селе Амаглеба
Женские:
Имеретинская епархия
Мужские:
Женские:
Мгвинский Спасский монастырь (с XII в.)
Мужские:
-
- Всесвятский скит (Драндского монастыря)
- Пантелеймоновский скит (Драндского монастыря)
- Новоафонский монастырь (с 1875 г., отделение Афонского Пантелеимоновского)
- Свято-Троицкий монастырь близ города Туапсе (с г.)
Женские:
- Василиско-Златоустовский монастырь близ села Михайловского
- Иверско-Алексеевская община в деревне Георгиевке (с г.)
В другое время в составе экзархата также действовали:
Армянский церковный календарь
Армяне чтут древнюю традицию празднования Рождества Христова, Богоявления и Крещения Господня в один день — 6 января. После праздничной литургии верующие забирают из храма освященную воду.
Празднуют в воскресенье, следующее за полнолунием после весеннего равноденствия.
Большинство важных праздников переходящие, то есть празднуются в определенный день недели и ежегодно меняют свою дату. Так, Успение Пресвятой Богородицы приходится на воскресенье в период с 15 по 28 августа, а Воздвижение Креста Господня — воскресенье в период 14-27 сентября.
Как и у других христиан, в армянском церковном календаре значимую часть года занимают посты, прежде всего Великий пост. Также существует уникальный Передовой пост — Арачаворк. Царь Трдат III и вся знать перед крещением в течение 5 дней держали пост, чтобы покаяться и очиститься от грехов и языческой скверны. С тех пор этот пятидневный пост стал одной из особенностей армянской церкви.
Примерно 7 % христиан Армении — армянокатолики. Армянская католическая церковь ведет свою историю с эпохи крестовых походов, когда на берегах Средиземного моря процветало Киликийское царство. В это время армянская церковь вела активный диалог с , и в Киликии появились общины, признающие главенство Папы Римского.
Венецианская Армения
В XVII веке Мхитар Себастаци учреждает в Венеции армянский католический орден мхитаристов. На острове Святого Лазаря был создан крупнейший центр духовности, образования и культуры в Европе с типографией и богатейшей библиотекой. Остров и сейчас принадлежит мхитаристам, будучи маленькой частичкой Армении в самом сердце Европы. А центр Армянской католической церкви с 1742 г. располагается в Бзоммаре (ныне Ливан).
Где живут армянокатолики
Обряд Армянской католической церкви сейчас почти ничем не отличается от обряда Армянской апостольской церкви. В XIX веке многие армянокатолики переселились в Восточную Армению, которая вошла в состав Российской империи. Во время геноцида большая часть армянокатоликов в Турции была уничтожена, несколько тысяч человек спаслись, оказавшись на чужбине.
Сейчас за рубежом крупнейшие общины армянокатоликов сосредоточены в Ливане, Грузии (армянонаселенный регион Джавахк), Франции, Сирии, США и Италии. В Ширакской и Лорийской областях современной Армении существуют районы компактного проживания армянокатоликов. Сейчас большинство из них сосредоточены в городах Ташир и Артик, деревнях и селах Ашоцк, Сизавет, Бавра, Паник, Аревик, Газанчи, Мец-Сепасар и ряде других. Там действуют католические приходы.
Важнейший центр Армянской католической церкви — Гюмри, где расположен кафедральный собор Святых Мучеников и ординариат армянокатоликов Восточной Европы.
Говоря о праздниках армян, где традиционно присутствуют и национальные костюмы, нельзя не упомянуть о музыкальном наследии этого народа. Музыка у них очень напевна, поскольку впитала в себя не только ближневосточные мотивы, но и взяла кое-что от средиземноморской .
Ярким образцом музыкальных инструментов можно считать армянский дудук , который многие называют уникальным , а те, кто его слышат, утверждают, что это райская музыка. Под такие сказочные мотивы невозможно двигаться нескладно. Поэтому всегда отличаются крайней гармоничностью и внутренним эстетизмом.
Не остается без внимания , которая, как доказали историки, относится к древнейшим в мире. В гастрономическом наборе кулинаров всегда много зелени, мяса, молочных продуктов. Широко известны сладости, созданные зачастую всего лишь из сахара и муки, но обладающие непередаваемым вкусом.
Не менее уникальны и другие армянские блюда, среди которых на первом месте стоит и шашлык. Не случайно их рестораны славятся на весь мир своими изысканными кушаньями.
Основные направления религии
За долгие столетия своего распространения по территории страны, христианство видоизменялось и переосмысливалось. В результате работы мысли духовных отцов, церковь подразделилась на основные направления, которые исповедуют жители современной Грузии.
Православие
К Грузинской православной церкви принадлежит большинство населения Грузии. Грузинская апостольская автокефальная православная церковь стоит в ряду с самыми древними церквями мира. Согласно религиозным легендам, Грузия — это апостольский удел самой Богородицы, а православная традиция сформировалась тернистым путем мученичества и гонений, которые претерпевала Грузия во времена военных вторжений мусульман.
Сегодня православная церковь в Грузии обладает рядом привилегий, в отличие от остальных течений христианства.
Армянская церковь
Апостольская церковь Армении имеет свою епархию и в Грузии, поскольку там проживает немало армян еще со времен их переселения туда царем Ираклием в конце 18 века. Несмотря на сложные взаимоотношения между представителями всех христианских течений, включая и акты вандализма по отношению к святыням, в Грузии по-прежнему насчитывается не менее шести храмов армянской церкви. Первые упоминания о появлении этой ветви христианства в Грузии относятся к 11 веку.
Католицизм
Первое взаимодействие Грузии с римско-католической церковью относится к 7 веку, когда начинали оформляться расхождения во взглядах на основные положения христианства у востока и запада. Те прихожане, которые избрали для себя путь запада — остались приверженцами католицизма и сегодня в Грузии насчитывается до 100 тыс. верующих, до 30-ти приходов и католических монастырей.
Протестантизм
Протестантизм проник в Грузию не так давно — в начале 19 в. Первыми носителями этой ветви христианства были заезжие немцы, от которых впоследствии начали откалываться секты, ставшие затем полноправными церквями — адвентисты, пятидесятники, баптисты, а уже в конце 20 века появились евангелисты, квакеры и новоапостольцы.
Сегодня в Грузии насчитываются сотни протестантов, подавляющее большинство из которых грузины.
Несмотря на внутриконфессиональные расхождения во взглядах на Священное Писание, все религиозные течения Грузии христианские. В связи с доминирующей ролью православия, грузины являются наиболее близкой нацией для россиян.
Собор Сиони
Сионский собор Успения Богородицы — один из главных тбилисских храмов, расположенный в Старом городе на берегу Куры. Собор является прекрасным памятником средневековой культовой архитектуры Грузии. По старинной грузинской традиции давать храмам имена значимых для христиан мест он был назван в честь горы Сион в Иерусалиме. Местные жители обычно называют его просто Сиони.
Первая церковь была построена на этом месте еще в шестом веке. Судьба собора складывалась драматично — его неоднократно разрушали и отстраивали заново. Пострадал Сиони от арабов, хорезмийцев и турков, а в семнадцатом веке он был почти полностью уничтожен во время землетрясения. Таким образом нынешний облик собора обусловлен многочисленными перестройками и реставрациями.
Собор является типичным примером средневековой грузинской церковной архитектуры. Стены собора облицованы желтым туфом из города Болниси. Строгие фасады практически лишены украшений. Барельефы, изображающие крест и скованного льва, вырезаны на камнях восточной стены, северную стену украшает изображение ангела и святых. Все шестнадцать окон собора заключены в резные каменные рамки.
В соборе хранится одна из главных грузинских православных реликвий — крест святой Нино. Сплетенный из виноградной лозы крест заключен в серебряный оклад с изображением сцен из жизни святой.
Церковь Метехи
Метехи — скала на берегу реки Куры в историческом центре Тбилиси, один из первых районов городской застройки. Первоначально здесь располагался дворец, построенный основателем Тбилиси Вахтангом Горгасали. Само название «метехи» означает «вокруг дворца». Позже все строения здесь были уничтожены во время монгольского вторжения в 1235 году.В конце тринадцатого века на скале была построена церковь. За время своего существования она не единожды разрушалась и восстанавливалась. Свой современный облик храм обрел в шестнадцатом веке. Церковь Метехи — классический пример грузинского средневекового храма. Квадратное в плане кирпичное здание облицовано камнем, фасады практически лишены украшений.Рядом с церковью в семнадцатом веке была построена крепость, впоследствии ставшая тюрьмой. К сожалению в двадцатом веке крепость была уничтожена, а сама церковь при советской власти едва избежала гибели.В церкви похоронена первая грузинская христианская мученица — святая Шушаника. Возле церкви установлен конный памятник Вахтангу Горгасали.
Главные церковные праздники
- Мцхетоба-Светицховлоба – 14 октября – великий праздник, в основе которого лежит обретение Грузией хитона Господня. В честь обретения такой реликвии был построен храм Светицховели. В этот день проходит праздничная служба и проводится массовое крещение.
- Тамарооба – 14 мая – один из главных национальных праздников в честь мудрой царицы Тамары. Она причислена к лику святых.
- Нинооба – 1 июня – праздник, посвященный прибытию Святой Нино в Грузию.
- День Святого Георгия – 23 ноября. Святой Георгий очень почитаем в Грузии. В этот день все храмы звонят в колокола, а верующие преклоняют колени в молитвах. Это официальный выходной день.
- Рождество – 6 января – один из самых важных христианских праздников. В Рождественскую ночь принято зажигать свечу и ставить её у окна.
- Пасха – значимый христианский праздник. К этому дню проращивают пшеницу, пекут куличи и красят яйца. Начиная со страстной пятницы по понедельник включительно, в стране устанавливаются выходные дни. В понедельник принято ходить на кладбище и поминать усопших.
Несомненно, Грузия – это страна с необычайно интересной историей. Её культура, семейные ценности и традиции неразрывно связаны с православием. Несмотря на это, коренное население Грузии отличается исключительной терпимостью по отношению к другим конфессиям.
Колхида, Иверия, Грузия
В августе этого года прихожане моего храма организовали паломническую поездку в Грузию, и я принял в ней участие.
Я поражен увиденным и пережитым. Грузия — страна древней культуры, одно из первых христианских государств в мире. Первой христианство в качестве государственной религии приняла Армения, второй — Византия, третьей, также в IV веке — Грузия.
Иверия (древнее название Грузии) была уделом Пресвятой Богородицы. Господь судил Ей иное служение. Пречистая в Грузии не была, но здесь провел много времени, проповедуя христианство, апостол Андрей Первозванный, и проповедь его была воспринята, поэтому среди грузинских христианских святынь есть и очень древние.
Сделаю шаг назад. В детстве мы читали греческие мифы, в том числе и миф об аргонавтах, а миф — это некоторое осмысление истории. Колхида, в которую отправлялись аргонавты за золотым руном — это территория современной Грузии. Дело в том, что древние колхи (грузины) добывали золото, используя для промывки золотого песка овечьи шкуры. Греки хотели узнать секрет добычи золота, поэтому, как описывается в мифе, поплыли в Колхиду, достигли современного Кутаиси и похитили золотое руно.
Этот миф возник примерно за десять веков до Рождества Христова, а значит, история Грузии насчитывает минимум три тысячи лет.
Интересно, что Юнеско и ООН признали Грузию родиной виноделия. Из Библии мы знаем, что Ной остановился на горе Арарат — это Кавказ. Не зная свойств забродившего виноградного сока, он выпил его и опьянел. Таким образом, именно этот регион, а не Греция, не Месопотамия, не Египет, является родиной виноделия. Этот факт подтверждает библейский рассказ о Всемирном потопе.
Грузия вообще мне напоминает Святую Землю. Древнее государство, южное, гористое, есть и зеленые горы, и благодатные долины, как в Галилее, есть и пустыни, как в районе Мертвого моря.
Кстати, в резиденции Святейшего Патриарха-Католикоса всея Грузии Илии II растет масличное дерево из Гефсиманского сада, прямо напоминая о Святой Земле.
Благодатные времена
С восшествием на трон Давида IV Строителя положение церкви и народа Грузии улучшилось. При его правлении построено много храмов и обителей, создана духовная академия в Гелати, центральный храм Рождества Пресвятой Богородицы (temple Nativity of the Blessed Virgin Mary). В 1103 году на Руисско-Урбнисском Соборе, утвердившем православное исповедование веры, образована Грузинская Православная Церковь (Orthodox Church of Georgia).
Правление Царицы Тамары было пиком славы Грузии. Во время её царствования границы Грузии расширились до Чёрного и Каспийского моря. Грузия стала могущественным христианским царством на Восточном побережье Средиземного моря. В стране появилось много философов, художников, богословов. Царица Тамара самая почитаемая грузинами правительница. Эпос приписывает ей почти все значимые памятники прошлого своей страны.
В Грузии исповедуют религию христианство, но есть и другие
Любое христианство протекала нелегко, христиане, как и в любой другой стране, подвергались постоянным гонениям. Но стоит подумать о том, что неужели именно во всей Грузии принято только христианство? К сожалению, конечно же, нет.
Православный храм на территории Тбилиси в честь святого Георгия
Основной религией Грузии считается христианство, но по ее территории разбросаны много других достопримечательности, которые принадлежат другим религиозным течениям. К этим местам относятся мусульманские мечети, общины, католические церкви и многое другое.
На территории Грузии можно увидеть мечети. На данном фото изображена Мечеть Ахмадийе. Фото: img.lookmytrips.com
Так как официальной религией все-таки было выбрано христианство, парламент страны принял поправку в кодексе, которая позволяла равноправно существовать любым религиозным течениям и организациям, которые имеют официальный статус.
Например, в Тбилиси есть площадь, которую называют «пятеркой», то есть площадь 5 церквей. Почему ее так назвали? Потому что на одном месте расположен православный храм, армянская церковь, католический собор, синагога и мечеть.
Грузины также относится с уважением и к другим религиям, не только к православию. В этом месте довольно много мусульман. Также здесь можно встретить абхазов и грузин, южных и юго-западных районов, которые исповедуют ислам.
После этого в состав верующих людей в Грузии распределился именно таким образом:
65%
населения Грузии исповедают православие
- православие составляет 65% от общей численности населения Грузии;
- католицизм занимает 2%;
- ислам занимает 10%;
- а вот, иудаизм, атеизм и другие течения занимают оставшуюся часть.
Как мы видим, религиозная история Грузии полна очень интересных и удивительных событий, которые заслуживают внимания. Тот, кто хочет посетить Грузию по ее святым местам может прекрасно провести время. Это будет интересно не только представителям христианского течения, но и людям, которые исповедуют совсем другие религии.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
В каком году страна приняла новую веру?
Впервые христианство проникло на территорию Грузии так давно, что даже конкретной даты не сохранилось. В той части страны, что именовалась некогда Колхидой, многие столетия проживало христианское население, но в официальных источниках зафиксирована цифра 523 – как год, когда страна приняла новую веру.
Древние легенды гласят, что первыми проповедниками христианства в Грузии были апостол Андрей и Симон Канаит.
Святая Нино обладала способностью исцелять больных именем Христа и поэтому снискала благорасположение царской четы. Мириан и его супруга Нана приняли христианскую веру, и после этого христианство стало распространяться по всей стране.
Впоследствии Нина стала основной грузинской святой, почитаемой верующими и по сей день.
Храм Метехи. Пятьсот лет скорби
Вскоре после кончины царицы Тамары грузинский народ ожидали тяжёлые времена. Набеги монголов разоряли страну. Тамерлан семь раз опустошал Грузию своими набегами. За ордынцами, разоряя христианские святыни, насильственно обращая в мусульманство народы закавказского региона, пришли Турки-османы. Следом вторглись персы. Сотни лет захватчики пытались сломить православие, убивая тысячами простой народ и духовенство, но мученики за веру только возвеличили Православную Церковь.
Кроме мусульманского мира на Закавказье имело свои виды и Католическая Церковь. Римские Папы присылали к царям и сановникам своих миссионеров, пытаясь заманить их в лоно своей паствы. Вплоть до начала ХХ столетия в Грузии проводилась католическая агитация.
Многократные вторжения не прошли бесследно для грузинской страны. Вслед за разделением государства на Восточное и Западное царства, появляется второй Католикосат. Один оставался в Мцхете в Светицховели. Новый Католикосат сначала был в Бичвинте, затем в Кутаиси. Раскол Грузинской Церкви длился до вхождения её в Русскую Православную Церковь.
Мтацминда Пантеон
Церковь Святого Отца Давида на горе Мтацминде получила свое название в честь великого грузинского святого Давида Гареджийского, сирийского монаха, который проповедовал христианство в Иверии. Перед тем, как уйти в горы, в пещеру, вокруг которой позже возник Давидо-Гареджийский монастырь, святой монах жил в Тифлисе. Противники христианства, по преданию, оклеветали Давида, обвинили в совращении незамужней женщины. Но Давид чудесным образом доказал свою невиновность, а та женщина родила камень. Давид слезно молился о спасении ее души и Господь показал святому место на склоне Мтацминды (Святая гора, названа по аналогии с Афоном), где бил целебный источник, излечивающий, как верили люди, от бесплодия. Этот и еще два источника действуют и сегодня. К ним приходят женщины с молитвами о долгожданном материнстве.
На месте пещеры сначала построили небольшую келью, затем — часовню, теперь над ней — церковь Иверской иконы Богоматери. Недалеко — Преображенский храм, а рядом — знаменитый храм Святого Отца Давида (Мамадавити). Строился он c 1859 по 1871 годы. Традиционный для Грузии сдержанный крестово-купольный стиль Мамадавити, его скромное и простое убранство не мешает храму быть одной из самых известных достопримечательностей Тбилиси.
Вокруг храмов постепенно образовалось кладбище, а в 1929 году это место официально объявили пантеоном, то есть местом погребения выдающихся людей. Сейчас здесь около пятидесяти захоронений самых именитых деятелей культуры и искусства страны, политиков и общественных деятелей. Одной из первых здесь стала в 1829 году могила Александра Грибоедова. Позже рядом упокоилась супруга великого драматурга, Нино Чавчавадзе.
Фото: Валентин Харпалев.
Архипастыри
- Варлаам (Эристави) (8 июля 1811 — 14 мая 1817)
- Феофилакт (Русанов) (14 мая 1817 — 19 июля 1821)
- Иона (Васильевский) (1 октября 1821 — 5 марта 1832)
- Моисей (Богданов-Платонов) (12 марта 1832 — 13 июля 1834)
- Евгений (Баженов) (1 сентября 1834 — 12 ноября 1844)
- Исидор (Никольский) (12 ноября 1844 — 1 марта 1858)
- Евсевий (Ильинский) (1 марта 1858 — 8 декабря 1877)
- Иоанникий (Руднев) (8 декабря 1877 — 27 июня 1882)
- Павел (Лебедев) (6 июля 1882 — 29 сентября 1887)
- Палладий (Раев) (29 сентября 1887 — 18 октября 1892)
- Сщмч. Владимир (Богоявленский) (18 октября 1892 — 21 февраля 1898)
- Флавиан (Городецкий) (21 февраля 1898 — 10 ноября 1901)
- Алексий (Опоцкий) (10 ноября 1901 — 1 июля 1905)
- Николай (Налимов) (1 июля 1905 — 9 июня 1906)
- Никон (Софийский) (9 июня 1906 — 28 мая 1908)
- Иннокентий (Беляев) (7 декабря 1909 — 9 сентября 1913)
- Пимен (Пегов) (1912) в/у
- Григорий (Яцковский) (9 сентября 1913 — 4 октября 1913) в/у, еп. Бакинский
- Алексий (Молчанов) (4 октября 1913 — 20 мая 1914)
- Пимен (Пегов), 2-й раз (20 мая — 26 июня 1914) в/у, еп. Эриванский
- Питирим (Окнов) (26 июня 1914 — 23 ноября 1915)
- Платон (Рождественский) (5 декабря 1915 — 13 августа 1917)
Кавказский Экзархат
- Платон (Рождественский) (13 августа 1917 — 22 февраля 1918)
- Сщмч. Кирилл (Смирнов) (1 апреля 1918 — апрель 1920)
Многие места в Грузии имеют невероятную и необычную историю
Можно также и рассмотреть многие религиозные достопримечательности самой Грузии. В Грузии есть церковь, что означает «животворящий столп», она расположена в городе Мцхете. Это место считается очень необычным, так как имеет невероятную историю.
Так выглядит знаменитый «животворящий столп» в Грузии
Началось с того, что один человек однажды купил Хитон Христа. Он привез его на родину в свой город Мцхет. Затем этот Хитон оказался в руках у его сестры, которая затем скончалась от избытка чувств.
После смерти Хитон невозможно было изъять из рук женщины, потому что она настолько крепко его сжала. Поэтому пришлось хоронить женщину вместе с этой святыней. Спустя некоторое время на ее могиле вырос большой кедр, который затем срубили, чтобы построить на его месте церковь. Из этого дерева сделали колонну. Но установить ее на это место не удавалось, так она все время парила в воздухе.
Считается, что именно так выглядит Хитон самого Иисуса Христа. Фото: ic.pics.livejournal.com
Уладить эту ситуацию как раз смогла лишь святая Нина с помощью своей молитвы. Именно так образовалась церковь.
Также существуют и другие религиозные достопримечательности Грузии, которые разбросаны по всей стране. Также недалеко от этой церкви находится храм Джвари. Считается, что он стоит на пригорке, на котором в свое время святая Нина установила первый христианский крест из виноградной лозы. Считается, что этот крест был связан из ее собственных волос.
Близкий архиерей
Мы были в городе Ахалкалаки в гостях у тамошнего митрополита Николая. В Ахалкалаки доля грузин всего 5%, остальные 95% составляют армяне-монофизиты, так что прихожан у митрополита Николая совсем немного. Но он открыт для всех жителей города: дверь его дома не закрывается, она открыта для тех, кто ходит в храм, и кто не ходит, и для грузин, и для армян, и для их детишек.
Митрополит Николай. Фото Юлии Маковейчук
Выйдя из автобуса, мы увидели в его окошках чучела каких-то экзотических тропических рыб. Оказалось, это музей митрополита — он приглашает детей, чтобы им было интересно. А дальше он им и о вере говорит, и мультфильмы показывает, и разговаривает с ними на разные темы.
Удивительно, что его дом всегда открыт, удивительно его гостеприимство, удивительна и широта его души.
В Грузии есть богатые епархии, у владыки Николая — совсем бедная. Но он совершенно не унывает, бодрый, энергичный, пишет кандидатскую диссертацию по богословию в Свято-Тихоновском университете, регулярно бывает в Москве. Он полон идей и постоянно обращен к людям — дай Бог так приходскому священнику! Это замечательный пример и веры, и служения Богу, Церкви и людям.
***
Я надеюсь, что разделившая нас современная историческая нелепица скоро исчезнет. Сейчас появились средства передвижения, которых не было раньше, есть возможность знакомиться со святынями древней и прекрасной Грузии. Бог даст, восстановится такое единство, которого раньше не было.
Хочется выразить уверенность, что так оно и будет.
В Иверии святая Нина исцеляла людей своими молитвами
В Иверии святая Нина поселилась у одной женщины в царских виноградниках. Очень скоро о ней узнали повсюду. Она оказывала помощь многим страждущим людям.
Когда узнали о её помощи людям, к ней стали стекаться больные и хромые. Призывая имя Господне, святая Нина исцеляла их, и рассказывал им о Боге, который сотворил небо и землю. Эти проповеди о Христе и чудеса, которые совершала святая Нина, ее добродетельная жизнь, стали действовать на жителей Иверии. После этого многие из грузин уверовали в истинного Бога и приняли крещение.
Таким образом, святая Нина обратила ко Христу в Грузии и самого царя Марианна. До этого он был язычником. Тогда же из Константинополя были вызваны епископы и священники, был построен первый в мире храм во имя Святых Апостолов. То время уже почти вся империя приняла христианство.
На данном изображении мы можем увидеть крещение Грузии. Тогда же и был построен первый православный храм в Грузии во имя Святых Апостолов благодаря святой Нине. Фото: deva-apostol.moseparh.ru
Но святая предпочитала больше жить в уединении. Она продолжал обращать в христианство всех идолопоклонников. Жила она много лет на горе, после чего решила отправиться в Кахетию. В Катехии она обратила в христианство саму царицу Софию.
14 января 335
святая Нина скончалась
После кончины святой Нины царь Мариан, некогда принявший христианство, воздвиг храм во имя великомученика Георгия. Великомученик Георгий был дальним родственником самой святой Нины. Именно поэтому религия в Грузии считается православный, и это заслуга святой равноапостольной Нины. Именно она в свое время обратила всех грузин к христианству.
Дальнейшая история церкви до наших дней
В первые века своего существования церковь в Грузии подчинялась Антиохийскому Патриарху, а в 5-м веке получила автокефалию (самостоятельность), в связи с тем, что Грузия была в то время самостоятельным государством за пределами Византийской империи.
История Грузии отмечена постоянной борьбой с захватчиками, которые старались не только захватить страну, но и уничтожить в ней христианство. Так в 1227 г. на Тбилиси напали хорезмийцы во главе с Джалал-ад-Дином. На мост вынесли иконы, и все тбилисцы должны были проходить по мосту и плевать на иконы, тем же, кто отказывался, сразу отрубали голову и толкали в реку. В тот день приняли мученичество 100 000 христиан.
Непростое военное положение Грузии и православных грузин послужило причиной периодических обращений за помощью к единоверцам – русским, пока в начале 19-го века Грузия не была окончательно включена в состав Российской империи. Образовался Грузинский экзархат, управляемый митрополитом, позднее архиепископом, церковь перестала быть автокефальной. Экзархат принес в церковную жизнь больший порядок, улучшенное материальное положение священников, открытие духовных учебных заведений, развитие науки.
Другой стороной медали было то, что грузинский язык вытеснялся из богослужения, в семинариях преподавали также на русском языке. Имущество церкви также перешло в руки русских властителей, русских же назначали экзархами. Неудивительно, что периодически звучали протесты против этой тенденции.
Грузинская церковь в конце 19-го – начале 20-го веков все больше стремилась к тому, чтобы снова стать автокефальной. Грузины использовали для этого Февральскую революцию, уже в марте в Мцхете была объявлена автокефалия, в сентябре избрали католикос-патриарха Грузинской православной церкви. Русские сначала не захотели признавать автокефалию. В связи с этим было временно прекращено общение двух церквей, которое было восстановлено лишь в 1943 году. И наконец, в 1990 году Грузинская православная церковь снова стала автокефальной.
Христианское вероисповедание в Грузии
Принятие христианства в истории Грузии датировано 337 г. Исторические источники говорят о том, что христианское вероисповедание в эту страну принес странник Андрей Первозанный. Он проповедовал во многих крупных городах, неся с собой нерукотворный образ Богородицы. Эти события положили начало формированию понятия о том, какая вера преобладает в Грузии в настоящий момент.
Христианская вера устояла и укрепила свои права среди грузин даже в периоды агрессивной завоевательной деятельности со стороны арабов, турков, персов, насаждающих свою религию православной стране. За весь период с IV по XIX (до момента присоединения к Российской Империи) не только отстаивала свои права на православную веру, но и вела в рамках этого активную просветительскую деятельность. Строились монастыри и церкви, что в тот период истории выступало в роли образовательных центров, ведущих богословскую, научную деятельность. По окончанию революции 1917 года Грузинская Церковь была признана независимой.
История грузинского православного христианства
В истории грузинского православного христианства есть место трагической истории массового самопожертвования во имя веры. В 1226 году Хорезмшах Джалалетдин вторгся на территорию Грузии. Подавляя веру местных жителей, склоняя их к исламу, — он приказал выложить все иконы на мосту, после чего верующие в православие должны были осквернить их. 100 тысяч человек были казнены на том мосту за отказ в выполнении приказа. Среди них были женщины, не было пощады ни старикам, ни детям. Поступок этих людей почитается в Грузии до сих пор, их память чтят 31 октября и все они причислены к лику святых.
Еще одно массовое убийство христиан на почве веры в 1386г. было совершено войсками Тамерлана. Были полностью истреблены монахини в Квабтахевском монастыре. Та же учесть, но уже по вине Аббаса, ожидала 6000 монахов, убитых в Давид-Гареджийском монастыре в 1616 году.
Грузинское христианство в современном государстве
Грузинская Апостольская Автокефальная православная церковь – представитель общины. Эту организацию возглавляет патриарх – католикос. История этой религии неразрывно связана с культурой страны, а именно: создание и развитие письменности (мргвловани).
В 2001г. правительство и церковь подписали соглашение, в нем были указаны преимущества православной церкви, как официальной, перед другими конфессиями. Но дополнение к Конституции в 2011-го прировняло все религии страны.
Церковь Каштеви
Русским князем Григорием Голициным, в Тбилиси, построена церковь Иоанна Богослова (Church of St. John the Divine). Храмовая архитектура выполнена в русских традициях. Купола венчают белоснежные стены. До седьмого века на этом месте храм монастыря Святого Иоанна.
Тбилисский храм во имя Пресвятой Троицы (Holy Trinity Church) заложили в 1995 году. 23 ноября 2004 года, в день памяти святого Георгия Победоносца, главный храм Грузии был освещён Католикосом Илией II. На мраморный престол возложили мощи святого Георгия.
Храмовая композиция возвышается на 68 метров. На территории собора расположен музей, отдельно построена звонница.
Какие мусульманские народы живут в Грузии
Помимо правоверных из числа этнических грузин, ислам в Грузии представлен азербайджанцами, чеченцами-кистинцами, лезгинами, турками-месхетинцами, аварцами а также татарами, лакцами, мусульманами-абхазами… Есть даже армяне-мусульмане, именуемые хемшилами. И, конечно, анатолийские турки, арабы и персы, которых, впрочем, не так много. На сегодняшний день количество мусульман в трехмиллионной Грузии составляет, по разным оценкам, до полумиллиона человек. Большинство — местные азербайджанцы, проживающие на юго-востоке страны.
Лазы
Вторые же по численности — собственно грузины-мусульмане Аджарии, в основном сунниты. Они проживают в горных районах бывшей автономии. Их число, по некоторым данным, составляет свыше 100 000 человек. Правда, далеко не все аджарцы — мусульмане. Множество представителей этого субэтноса являются православными христианами. Количество лазов в Грузии не слишком большое, основная часть этих грузин-мусульман проживает на территории современной Турции, там их число достигает нескольких сотен тысяч человек. Точных данных нет, так как в Турции не ведется учет этнической принадлежности граждан. Кстати, президент страны Реджеп Тайип Эрдоган является потомственным лазом. Широко разошлось его высказывание по этому поводу:
Реджеп Тайип Эрдоган
С лингвистической точки зрения лазы близки к мегрелам, однако по религии в отличие от последних, в основном мусульмане-сунниты. В Турции этот субэтнос грузин проживает в восточных районах Причерноморья.
Месхи
Месхетинские этнографические группы ныне расселены в грузинском регионе Самцхе-Джавахети и в северо-восточной Турции. К месхам относят проживающих в Аджарии аджарцев, которые сформировались в виде отдельной этнографической группы в высокогорном ущелье реки Аджарисцкали. Порой их путают с турками-месхетницами, которые были депортированы Сталиным с Кавказа летом 1944 году. Между ними есть этнические различия. Большинство специалистов считают турок-местехинцев (сами себя они называют турки ахыска) потомками автохтонного населения региона Месхетия, смешавшихся с тюркскими племенами. В результате они и сами стали тюркоязычными. В отличие от месхетинцев, которые говорят на одном из грузинских диалектов.
Собор Христа Спасителя в Цаленджихе
Собор Христа Спасителя, расположенный на берегу реки Цхенисцкали, в грузинском городе Цаленджиха, относится к старинным средневековым постройкам страны. Собор с крестово-купольной архитектурой и тремя аркадными галереями, две из которых были впоследствии превращены в семейную часовню, был построен в XII –XIV веках по заказу рода Дадиани, правивших в Мегрели, на западе Грузии. В северо-западной части стены, которая окружает церковь, находится двухэтажная колокольня. Руины дворца Дадиани находятся во дворе храма.
Прежде всего, Собор Христа Спасителя в Цаленджихе известен своими уникальными фресками в стиле Ренессанса, которые были выполнены нанятым из Константинополя художником Мануелом Евгеникосом, о чем свидетельствует надпись на одном из столбов храма. Программа настенной живописи очень сложна и интересна и представляет темы, нехарактерные для грузинской живописи Средневековья. В XIX веке в храме выстлали новый пол, в 1960-1980 годы он был частично реконструирован. На сегодняшний день уникальные фрески нуждаются в охране и реставрации.
Отец народа
Удивительно, насколько масштабна личность Патриарха, как он соответствует своему служению, как он представляет весь народ. Он действительно отец народа, и это чувствуется с огромной силой.
Нам посчастливилось сослужить Святейшему Патриарху с его благословения в храме в день Успения Божией Матери. Этот день считается государственным праздником и является нерабочим днем. честь Успения Божией Матери Сиони на его престольный праздник.
Когда Патриарх, совершив Литургию, вышел из храма и сел в машину, то первые метры народ толкал ее руками. Это никем не направляется, это движение сердца.