Монастырь, монашество

Историческая справка

В III-V вв. н. э. на египетских и сирийских территориях появились первые монахи. Целью их являлось обретение спасения через жизнь во Христе. Первые христиане, отрекаясь от мирской суеты, понимали заповеди Христа и учение апостолов буквально. Поэтому, уходя в Египетские пустыни, они зачастую жили отшельниками.

При отсутствии возможности поселиться вдали от людей, монахи давали обет вселения в затвор, закрываясь в одиноких пещерах как в гробу и тем самым полностью отказывались для мира, оставаясь наедине с Богом. Они и стали называться схимонахами.

Некоторые из них стали основывать монастыри или присоединяться к уже существующим. Таким образом затворничество перестало быть основным обетом.

Первые схимонахи и схимонахини

В практике восточного монашества начала IX века окончательно установилось трехступенное деление монашествующих.

Они разделялись на:

  • новоначальных (послушников);
  • малосхимников;
  • великосхимников.

Уставом патриарха Алексия монахов разных степеней различали друг от друга по одежде.

В России разделение монахов на степени ввел преподобный Феодосий Печерский.

История развития:

  1. С XII по XIV век в богослужебной практике русской церкви господствовала сербская редакция посвящения в ангельский образ, которая шла с Афона и отличалась от греческого оригинала.
  2. С XV в. чин малой схимы был исправлен по греческим молитвословам.
  3. Чинопоследование великого ангельского образа подверглось значительному сокращению лишь в XVII веке.

Иноки — древнее русское название монахов, которое происходит от слова «иной». Чернецом (черницей) иногда называли монахов (монахинь) из-за черного цвета одежды.

Преподобный Пахомий Великий — один из первых схимонахов. Он упорядочил чин пострижения. На четвертом Вселенском Соборе произошло закрепление системы монашества, благодаря которой пустынники, жившие в монастырях, стали называться схимонахами, или затворниками. К лику святых были причислены многие из этих затворников.

Дальнейшая судьба схимонашества

В XVIII-XIX вв. государственная политика была такова, что пострижение в схиму прекратилось. Но в 1887 г. игумения Евфрасия (Лихарева) из Успенского женского монастыря осмелилась просить Владимирскую Духовную Консисторию о пострижении трех монахинь, отличавшихся высокой духовной жизнью, в великую схиму.

Прошение приняли с неподдельным удивлением. В июне того же года после разъяснительной переписки Архиепископом Феогностом (Лебедевым) пострижение было разрешено.

Благодаря сохранившимся в монастыре документам, об этих монахинях-схимницах Евфрасии, Анастасии и Анатолии имеются довольно подробные сведения.

Современное положение

Термин «малосхимники» не употребляют в современном православии. Постриженника в малую схиму называют просто — монах. Великосхимник — это идеальный образ монаха, путь обретения совершенства.

Первоначально схимонахи почти не общались ни с кем и без устали читали молитвы. Но в XIX–XX вв. в мужских и женских монастырях многие старцы и старицы (схимонахи) в самоотречении обретали дар предвиденья, особой премудрости. По этой причине правящий архиерей благословил схимонахов на утешение приходящего народа.

Многие схимонахи были причислены к лику святых после своей смерти. Самыми знаменитыми обителями являются Оптина Пустынь и Спасо-Бородинский монастырь.

В ХХ веке в России великий ангельский образ приняли многие монахини. Одна из принявших постриг в 1969 году в Вильнюсе — матушка Варвара, настоятельница Пюхтицкого монастыря. Обычно при постриге дают новое имя, но матушке Варваре оставили ее монашеское имя в честь святой великомученицы Варвары.

Смысл пострижения

Монашество зародилось в четвертом веке нашей эры как форма ухода от мирской жизни для ведения благочестивого жития в молитвах и труде. Всем известно, что во время пострига с макушки головы крестообразно срезают волосы. Смысл этого обряда имеет древнее значение — отрицание собственной воли, добровольное или недобровольное служение господину. В христианстве старинный смысл служения тоже сохранился, только постригаемый отдает себя в служение не человеку, а Иисусу Христу.

В христианстве обряд пострижения вобрал в себя и элементы крещения: обращаемый получает новое имя. Сходство с крещением имеет определенный смысл, ведь человек отрекается от старого образа жизни и обретает новый, ангельский, образ. В чем же отличается монашеский постриг от крещения?

Обряд крещения принимается человеком в младенчестве, то есть, является неосознанным выбором. Многие христиане не понимают, что посвятили свою жизнь служению Господу и ведут небогобоязненный образ жизни. Таинство пострижения принимается в сознательном возрасте, когда человек принял решение уйти из мира суеты и полностью посвятить себя служению богу.

Смысл пострижения волос:

  • приношение богу от верхней части нашего тела;
  • отрицание плохих мыслей, посвящение ума богу.

Стоит ли уточнять, что этот брак заключается на всю жизнь? Как мы помним, Христос был распят, и смертью искупил грехи своей невесты — церкви. Теперь он ожидает свою невесту в небесных чертогах Царствия Небесного. Постриг в монахини — очень красивый обряд бракосочетания в небесным женихом, однако, часто его использовали как насильственное действие. Об этом есть немало исторических фактов, например, насильственный постриг жены Петра Великого.

Чем отличаются монахи от обычных верующих христиан? Прежде всего, непрестанным общением с Господом. Монахи полностью отрезаны от мирской суеты и размышляют только о вышнем мире. Можно сказать, они живут в ином мире уже сейчас, на земле.

Если вспомнить библейский рассказ о Самсоне и Далиле, становится ясно, что волосы содержат в себе еще и мистическую силу. Лишившийся части своих волос Самсон, утратил вместе с ними свою чудодейственную силу. Монаху отныне не нужны ни красота, ни гордость, ни мирская удача и сила — он добровольно от этого отказывается.

В современной православной церкви всю макушку не сбривают, а просто выстригают пряди волос крестообразно. Однако это только видимая часть Таинства пострижения. На самом деле постриг состоит из нескольких частей, происходящих через определенное время.

Предлагаем ознакомиться: Какие сны снятся с пятницы на субботу? Как загадать сон с пятницы на субботу? Значение сна с пятницы на субботу

Подготовительная часть к постригу:

  1. трудничество;
  2. послушничество;
  3. иночество.

Кто такой трудник в монастыре? Это еще не монах, а мирянин, который трудится в монастырской обители. Трудник может быть семейным человеком, который находится некоторое время в монастыре. В обитель может приехать даже целая семья, этот обычай приобрел широкий размах в современной России. Многие миряне предпочитают проводить в монастырях свой трудовой отпуск. Чин трудника не предполагает дальнейшее монашеское житие.

Послушничество существует в двух формах — с правом ношения монашеской рясы и без права. Право носить рясу выводит послушника в чин инока и называется — рясофор. Этот послушник и получает благодать пострижения в монахи с наречением новым именем. Является ли инок полноправным монахом? Пока не является, так как не дал монашеский обет служения.

Иночество еще называют другим словом — рясофор. Рясофорные иноки называются иеромонахами и могут принимать сан священника.

Православная церковь

Пострижение совершается:

  • над новокрещенными после таинства миропомазания, в знаменование рабства, которым обязывается постриженный относительно Христа (в греко-римском мире стрижение волос служило признаком рабства).
  • при посвящении в чтеца и певца архиерей постригает посвящаемого крестовидно, в знак отделения его от общества простых верующих.

В русской традиции священники выбривали гуменцо — круг на голове, символизировавший терновый венец. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, называвшейся гуменцо или скуфья. Обычай выстригать гуменцо существовал в России до середины XVII века.

Монашеский постриг

При посвящении так называемых новоначальных, после чтения покаянных тропарей и молитв о постригаемом, совершается крестообразное Пострижение посвящаемого, с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»; затем постриженный облачается в рясу и камилавку. Этот обряд называется «последованием в одеяние рясы и камилавки».

Введение во вторую степень совершается посредством обряда, называемого последованием малые схимы, а также сочетанием. Обряд делится на две части:

  • оглашение (увещание, произнесение обетов, наставление давшему обеты) и
  • самое пострижение.

Игумен испытывает твёрдость постригаемого троекратным повелением подать ножницы и троекратным отвержением их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Приняв ножницы в третий раз, игумен крестовидно постригает посвящаемого и нарекает ему новое имя, напоминая тем окончательное отречение его от мира.

После пострижения посвящаемый облачается в хитон, параман, рясу, пояс,мантию, камилавку, клобук, сандалии и получает вервицу. Обряд Пострижения великосхимников носит название последование великие схимы и отличается от обряда малой схимы только большей продолжительностью и торжественностью. После удостоверения в твёрдости намерения принять великую схиму, посвящаемый приемлет Пострижение, причём получает новое имя и облекается в схимнические одежды (куколь и аналав).

В католицизме использовалось тонзура — выбритое место на макушке, знак принадлежности к духовенству.

Тонзура была отменена папой Павлом VI с 1 января 1973 года.

Виктор – победитель

– Отче, Вы ожидали, что получите имя Виктор в постриге? В честь кого Вас назвали? Просветите нас немножко.

– В честь мученика Виктора Дамасского. Я предполагал, какое может быть имя, но определенных предпочтений не имел

Для меня главным было не имя, а постриг, к которому я готовился, осознание важности и серьезности такого изменения в моей жизни

– Что известно о Вашем святом покровителе?

– Немного, но о Викторе Дамасском и сейчас мало сведений, причем и те разноречивые. С 1906 года его мощи находятся в итальянском городе Фано. Имею надежду, что Господь сподобит когда-то там побывать и приложиться к нетленным останкам моего небесного покровителя. Сразу же после пострига один наместник монастыря передал мне в дар маленькую частицу мощей мученика Виктора, а другой близкий мне священник подарил старинную икону святого, в которую я и вложил мощи. Эта святыня находится в моем святом углу, где я каждый день молюсь своему Ангелу. 

– Известно что-то о кончине мученика?

– Воин-христианин Виктор (с греч. «победитель») за отказ поклониться языческим богам мученически пострадал за Христа в средине II веке в Дамаске. По человеческим понятиям кончина святого была очень тяжелой. Его бросали в раскаленную печь, где он пробыл невредимым три дня, заставляли съесть отравленное мясо, ему вытягивали жилы, бросали в котел с кипящим маслом, повесили на дереве и опаляли тело свечами. Затем выкололи глаза, содрали кожу и обезглавили, после чего произошло чудо: из его тела потекли кровь и молоко. Память святого ежегодно совершается 24 ноября. Кстати, в росписях Киевского Софийского собора есть одно из древних изображений мученика Виктора (1 пол. ХІ века).  

Великая схима

Уходят, к сожалению, старцы.

07.04.2017 Трудами братии монастыря 11 264

Великий пост 2021 года в монастыре ознаменован еще одним событием – проведением пострига в великую схиму начальника подворья Валаамского монастыря игумена Ефрема с наречением имени схиигумен Гавриил. По традиции чин пострига совершил игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий.

Великая схима, которая иначе называется великим ангельским образом – высшая ступень монашества, это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом. Ее принимают монашествующие, немалое время проведшие в духовном делании и преуспевшие в добродетелях, а главное – всем сердцем возлюбившие молитву, стяжавшие навык в ней, способные молиться не только за себя, но и за ближних.

Иноческие постриги на Валааме

Принятие великой схимы похоже на пострижение в малую схиму. Принимающий пострижение снимает обувь и головной убор, так же подходит к игумену монастыря, и тот задает ему те же вопросы.

Совет

Трижды подает ему ножницы, но вместо клобука схимник получает кукуль – остроконечный капюшон, расшитый образами креста, херувимов и текстами молитв.

Кроме этого, на рясу схимника надевается еще «аналав» – специальная накидка с крестами, покрывающая грудь, плечи и спину подвижника.

Все эти одежды призывают монаха к неустанной борьбе с внутренним духовным врагом с целью достижения спасения во Христе и молитвы за весь мир.

Обращаясь к новопостриженнему, Владыка Панкратий дал напутственное слово:

«Дорогой наш брат схиигумен Гавриил! Нечасто в нашей обители совершаются постриги в великую схиму. А здесь, на Московском подворье, я думаю, что со времен восстановления этого подворья впервые совершён постриг в великую схиму. И, конечно, это большое событие для всех нас. В первую очередь для тебя.

Потому что ты слышал те слова, которые в последовании произносятся.

Те обетования великие, которые ты давал, которые ожидает, что исполнишь ты и вся братия: не только которая здесь присутствует, но и вся братия валаамская и все те, которые здесь несут послушание, и те, которые блаженствуют в Вечности – все ожидают от тебя исполнения тех обетов, которые были даны тобою на этом постриге в великую схиму.

И в первую очередь, конечно же, ожидаем мы того, что в соответствии с нашей русской древней традицией в схиме посвящаем себя, главным образом, молитве. Уже стараемся, насколько возможно, избегать суетных попечений и всяких забот, и всяких дел, которые отвлекают от молитв.

“Чин пострига древний. По строгости даваемых обетов различают три степени монашеского восхождения: иночество, малая схима и великая схима. Иночество – первая ступень, малая схима – это обычный монашеский постриг. Великая схима – полное отвержение мира, схимник – молитвенник за весь мир.”

Наверное, тебе это будет сложно, поскольку то послушание, которое ты исполняешь, возглавляя скит в горах Кавказа, хотя и вдали от мира, но все равно требует определенных забот и попечений. Конечно, не сможешь ты оставить и своих многочисленных духовных чад.

Уходят, к сожалению, старцы. И, конечно же, с их уходом оскудевает молитва тех, кто остается здесь, всякого воинствующего.

И поэтому, когда происходит постриг в схиму, то все мы надеемся на то, что будет хоть в какой-то части восполнена молитва тех старцев, которые уже ушли ко Господу, которые молятся о нас, но уже на Небе.

Поэтому просим тебя и благословляем тебя в первую очередь заботиться о стяжании дара молитв, молиться о нас, о всем мире. И в этом назидать ту братию, которая подчинена твоему попечению.

Да благословит тебя Господь!

Особенности чинопоследования монашеского пострига

Официально церковь не включает монашество в перечень основных семи таинств, но многие святые отцы и современные священники считают его таинством или вторым крещением. Пострижение есть символ послушания и жертва Христу.

Самое настоящее монашество зарождается с пострига в малую схиму или мантию. В отличие от рясофора, данное священнодействие производится более продолжительно и торжественно во время литургии, после малого входа, или во внебогослужебный период. Символично начинается исполнением тропаря из недели о блудном сыне. В это время кандидатка в белой длинной рубахе ползёт на животе из притвора в центр храма, где остаётся лежать лицом вниз с распростёртыми крестом руками, её сопровождают по сторонам две инокини, прикрывающие своими мантиями. Начало пострига напоминает о монашестве как о пути плача и сердечного покаяния. Обращаясь с речью, игумен подаёт знак встать, задаёт вопросы о свободе решения стать монахиней, предупреждает, что её обеты принимает Сам Христос с Божией Матерью, Ангелами и всеми святыми. Далее послушница даёт обеты:

  • пребывать в монастыре, в котором принимает постриг или другом, куда могут отправить по послушанию;
  • постничества и целомудрия;
  • готовности соблюдать монашеские уставы;
  • терпеть скорби иноческой жизни;
  • безбрачия;
  • послушания (настоятелю монастыря и сёстрам);
  • бедности (нестяжания).

После этого игумен изрекает поучение о сути монашеской жизни, кладёт книгу на голову постригаемой и молится Богу о наставлении, вразумлении и охранении Благодатью Святого Духа. А также производящий постриг становится сам духовником монахини либо поручает её кому-то из опытных монахинь. Затем послушница должна трижды подать игумену ножницы, намеренно брошенные на пол, подчёркивая добровольность своего выбора. Подстригая крестообразно волосы, инокиня впервые слышит своё новое имя. Обычно даётся имя святого дня или какое-то другое. Кандидатка в монахини заранее не знает, в честь кого её нарекут, советоваться не принято.

Следующим этапом происходит облачение в монашеские одежды со специальными словами. Инокиня, принимая одежду, целует её и руку игумена. Далее вручаются чётки, крест и горящая свеча. Затем читается Апостол (Еф. 6: 10-17), два отрывка из Евангелия (Мф. 10: 37-38, 11: 28-30) о смысле иноческой жизни.

В завершение чина сёстры со свечами в руках трижды обнимаются с новопостриженной, узнают её новое имя, желают спасения в Господе. Потом монахиня остаётся несколько дней в храме, участвуя во всех богослужениях, пребывает в молитве, чтении святоотеческого наследия.

Всё вышесказанное относится к внешней стороне монашества, а гораздо выше стоит внутренняя цель иночества — соединение с Господом через молитву и деятельное покаяние.

В Евангелии есть рассказ о Марфе и Марии (Лук. 10: 38-42): на примере их жизни Господь показывает два пути спасения — мирской и монашеский. Оба благословенны Богом. Спастись можно в миру и в монастыре погибнуть. Рассмотрев вопрос, как происходит постриг в монахини, нужно заметить, что это одна из дорог, ведущая к Богу. Жизнь инока полна блаженной радости, утешения от Господа, но и скорбей хватает. Главное, каждому человеку найти своё место в этом мире и обрести Бога.

Слово «инок» («инокиня») греческого происхождения, «чернец» — русского

Старые словари и энциклопедии утверждают, что слова инок, монах, чернец — это слова-синонимы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона говорит об этом так:

Значение слова инок разное для церковной и светской литературы. Дело в том, что литераторы могут назвать иноком любого человека, живущего в монастыре, тогда как современная церковная традиция так называет только тех, кто получил право носить некоторые монашеские одеяния.


Константинго-Еленинский женский монастырь. Постриг в рясофор. Постриг в рясофор (первую ступень монашества) может быть осуществлен только над тем лицом, которое пребывало в монастыре в течение 3-х лет

Положений о монахах и монашествующих говорит о том, что постриг в рясофор может быть произведен только над тем лицом, которое пребывало в монастыре в течение 3-х лет. Этот срок сокращается для слушателей духовной семинарии.

В чине инока или рясофорного монаха человек пребывает до пострижения его в «малую схиму». Малая схима означает окончательное принятие монашеских обетов, а также наречение нового имени. Таким образом, инок становиться как бы «новоначальный» монах.

Многие монахини, приняв иночество, не принимают следующих монашеских степеней и всю жизнь проводят в монастыре в этой степени монашества.

Из рясофорников — в схимники

Таинству пострига в монахи обязательно предшествует время испытаний — трудничество в монастыре, затем послушание, во время которого желающий стать монахом трудится во славу Бога и несет определенные обязанности в монастыре. Причем его образование или предпочтения часто не учитываются, например, послушника, имеющего образование архитектора, могут послать убирать скотный двор, а бывшего механика — работать в пекарне. Это делается для того, чтобы испытать человека. Затем начинаются степени монашества: рясофорство (в Греции рясофоры не считаются монахами, а только послушниками), иночество, Малая схима и Великая схима. Эти степени монашества отличаются обетами, правилами послушания и одеждой, которую имеют право носить монахи.

При постриге послушника в рясофорные монахи человек получает новое имя. Одежда рясофорника состоит из рясы и камилавки, он имеет право носить четки.

Далее следует иночество — так называемое «новоначальное» монашество. Многие монахи всю жизнь остаются на этой степени монашества.

Далее следует Малая схима — полное отречение человека от мира. Человек опять нарекается новым именем и дает монашеские обеты: нестяжания, целомудрия и послушания — отказа от собственной воли. Постриг совершают на Литургии, после чего монаха облачают в хитон и параман, опоясывают поясом, надевают на него рясу и мантию. На ноги одевают сандалии, а на голову клобук, в руки дают четки.

С этого момента монах беспрекословно следует воле избранного им старца — духовного руководителя. Дьяконы, принявшие Малую схиму, становится иеродьяконами, иереи — иеромонахами.

Высшей ступенью монашества является Великая схима — полное отчуждение от мира людей для соединения с Богом. Принявших Великую схиму называют схимниками или схимонахами. Схимонахи живут отдельно от остальной братии. Они уже не трудятся и проводят время в непрестанной молитве Богу. Именно схимники уходят в затвор или добровольно погребают себя в пещерах, где остаются наедине с Богом. В облачение схимника входят подрясник и ряса, аналав и хитон, пояс, сандалии, четки, куколь и мантия.

При постриге в Великую схиму монах снова меняет имя, теперь уже окончательно. В современной России в Великую схиму чаще постригают монахов «библейского» возраста, страдающих тяжелыми физическими недугами. В греческой традиции существует только две степени монашества — это рясофорный постриг и Великая схима.

Таким образом, монах Русской православной церкви меняет имя трижды — во время рясофорного пострига, пострига в Малую схиму и пострига в Великую схиму. Каждая ступень монашества возлагает на монаха новые обязательства перед Богом.

Постриг в монахи – что означает?

Нередко послушников приравнивают к ангелам Божьим. Их называют «ангелами на земле». И, правда, принять на себя монашеский сан – очень непростое решение, доступное далеко не каждому человеку.

Ангелы являются совершенно бескорыстными существами, не стремящимися получить какую-либо выгоду. Они верно служат Господу. То же самое делают и монахи. Совершив монашеский постриг, иноки отдают свою жизнь в полное служение Всевышнему.

Данный ритуал часто сравнивают со вторым крещением – происходит резкое изменение жизни человека. Монашество – это с одной стороны подвиг, а с другой – невероятно сложная миссия. Послушники в награду за все лишения получают особенную связь с Господом.

С другой стороны – они лишают себя многих земных радостей, не создают семью, то есть не продолжают человеческий род. У любой медали всегда есть оборотная сторона. К тому же человеческое Эго – весьма непростая штука, полностью преодолеть которую удаётся лишь избранным. Поэтому иногда иноки не выдерживают подобной нагрузки и снимают с себя обет, возвращаясь к обычной жизни.

«Новый человек» против «ветхого»

Священник из Санкт-Петербурга Сергий Шалберов уточняет, что после таинства Крещения душа человека как бы разделяется на две части. Одна ее часть, которую условно можно назвать «новым человеком», стремится жить по заповедям Христа и избегать соблазнов мира, в то время как вторая часть всячески «тормозит» процесс соединения человека с Богом, желая жить по законам бренного мира, наслаждаться его благами и соблазнами. Целью «нового человека» становится, по словам апостола Павла, совлечение с пути «ветхого человека» и облечение в «человека нового». И монашество в этом случае становится главным «радикальным» путем, по которому нужно пойти «новому человеку», чтобы одержать победу над человеком «ветхим», греховным.

Поэтому в чине пострига послушника в монахи объявляется о смерти «ветхого» человека и о рождении «нового человека». Этому «новому человеку» и дают новое имя.

Особенности монашеского пострига

Пострижение в монахини считается символом послушания Богу. Это таинство официально не входит в перечень семи таинств, которые современные священники считают вторым крещением. Считается, что настоящее монашество зарождается с момента пострига в малую схиму. Данное священнодействие должно производится торжественно и занимает достаточно много времени. Начинается оно исполнение тропаря из недели о блудном сыне. Кандидатка в послушницы должна проползти на животе в длинной белой рубахе из притвора храма в его центр. Там она должна остаться лежать с распростертыми руками. Это действо должно символизировать монашество как путь плача и покаяния. После этого игумен обращается к кандидаткам с речью и подает им знак встать. Он должен задать ряд вопросов и предупредить о том, что данные ими обеты будут приняты Христом и Божьей Матерью.

От спортсменов до голливудских звезд: мужчины Наоми Кэмпбелл

Семь ежедневных привычек счастливых людей

Звезда сериала «Султан моего сердца» рассказал о выборе будущей жены

Доклады:

Архимандрит Алексий (Поликарпов)

Старец и ученик

/Конференция «Святитель Игнатий (Брянчанинов): 150-летие со дня преставления»

Митрополит Волоколамский Иларион

Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие

/Доклады

Митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церковь)

Монашеская традиция и ее значение в современных монастырях

/«Монастыри и монашество: традиции и современность»

Игумен Антипа, настоятель кельи св. прав. Анны (Святая Гора Афон)

Особенности духовного окормления в женских монастырях

/«Монастыри и монашество: традиции и современность»

Монахиня Феоксения, настоятельница монастыря иконы «Живоносный Источник» – Хрисопиги, о. Крит, Греция

Игумен как духовный руководитель монастыря: канонические принципы и значение в контексте литургической жизни

/«Монастыри и монашество: традиции и современность»

23 сентября 2013

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) ответил на вопросы участников конференции

/«Монастыри и монашество: традиции и современность»

Архимандрит Алексий (Поликарпов)

Старец и ученик

/Конференция «Святитель Игнатий (Брянчанинов): 150-летие со дня преставления»

Митрополит Волоколамский Иларион

Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие

/Доклады

Митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церковь)

Монашеская традиция и ее значение в современных монастырях

/«Монастыри и монашество: традиции и современность»

Игумен Антипа, настоятель кельи св. прав. Анны (Святая Гора Афон)

Особенности духовного окормления в женских монастырях

/«Монастыри и монашество: традиции и современность»

Монахиня Феоксения, настоятельница монастыря иконы «Живоносный Источник» – Хрисопиги, о. Крит, Греция

Игумен как духовный руководитель монастыря: канонические принципы и значение в контексте литургической жизни

/«Монастыри и монашество: традиции и современность»

23 сентября 2013

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) ответил на вопросы участников конференции

/«Монастыри и монашество: традиции и современность»

Постриг в монахи – что означает?

Нередко послушников приравнивают к ангелам Божьим. Их называют «ангелами на земле». И, правда, принять на себя монашеский сан – очень непростое решение, доступное далеко не каждому человеку.

Ангелы являются совершенно бескорыстными существами, не стремящимися получить какую-либо выгоду. Они верно служат Господу. То же самое делают и монахи. Совершив монашеский постриг, иноки отдают свою жизнь в полное служение Всевышнему.

Данный ритуал часто сравнивают со вторым крещением – происходит резкое изменение жизни человека. Монашество – это с одной стороны подвиг, а с другой – невероятно сложная миссия. Послушники в награду за все лишения получают особенную связь с Господом.

С другой стороны – они лишают себя многих земных радостей, не создают семью, то есть не продолжают человеческий род. У любой медали всегда есть оборотная сторона. К тому же человеческое Эго – весьма непростая штука, полностью преодолеть которую удаётся лишь избранным. Поэтому иногда иноки не выдерживают подобной нагрузки и снимают с себя обет, возвращаясь к обычной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector