Епископ панкратий: если плохой монастырь
Содержание:
Самое интересное
- Я надеюсь на революцию в РПЦ — просмотров: 130 601
- Олег Курзаков: О причинах моего ухода из клира Красноярской епархии и сложении священного сана — просмотров: 87 106
- «Дали бы мне палку! Ух, я б вам…!»: феномен Андрея Ткачева — просмотров: 67 400
- Мария Кикоть: Мне искренне жаль игуменью Николаю — она тоже жертва системы — просмотров: 63 563
- Протоиерей Андрей Ткачев назвал иерархов РПЦ бандитами и ряжеными, а саму РПЦ — расколом — просмотров: 62 732
- И в голове один вопрос: «А судьи кто?» — просмотров: 53 671
- Ответ анонимного священника брезгливому батюшке — просмотров: 46 357
- Протоиерей Вячеслав Баскаков: Я прошу прощения у всех, кого ввел в поношение через меня Святой Церкви — просмотров: 44 537
- Инвалиды духовной войны — просмотров: 37 862
- Опасный вопрос: кому пора на пенсию? — просмотров: 36 001
Биография[править | править код]
Архимандрит Панкратий (слева) с президентом России Владимиром Путиным. Фотография пресс-службы президента России, 16 августа 2001 года
В 1970—1980 годах обучался сначала на архитектурном отделении Пермского строительного техникума, затем на архитектурном факультете Таджикского политехнического института (Душанбе).
После окончания института работал художником в издательстве, затем стал жить и работать при Никольском соборе города Душанбе.
В 1986 году поступил в Московскую духовную семинарию, осенью этого же года поступил в братию Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В те годы, по свидетельству Панкратия, в СССР действовали лишь четыре мужских монастыря — ещё Почаевская лавра, Псково-Печерский монастырь и Свято-Успенский монастырь в Одессе.
Пострижен в монашество 3 июля 1987 года с именем Панкратий, в честь преподобного Панкратия, затворника Киево-Печерского.
18 июля 1987 года хиротонисан во иеродиакона, 8 июня 1988 года — во иеромонаха.
Нёс послушания, связанные с проведением в Троице-Сергиевой лавре Юбилейного Поместного собора Русской православной церкви, посвящённого 1000-летию Крещения Руси, затем нёс послушания помощника эконома, а потом — эконома Троице-Сергиевой лавры, руководил возобновлением издательской деятельности лавры.
17 июля 1988 года возведён в сан игумена, 4 мая 1990 года — в сан архимандрита.
В 1992 году впервые с группой паломников побывал на Святой горе Афон и привёз оттуда благодатный огонь. По возвращении с Афона был приглашён к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, тогда и познакомился с предстоятелем, рассказал ему о поездке. Вскоре после этого подал прошение о переводе в Пантелеимонов монастырь на Афон. В конце 1992 года был вторично приглашён к предстоятелю, где неожиданно узнал о новом назначении — на северный Афон. Волю священноначалия, по собственному признанию, принял с послушанием и смирением.
На Крещение Господне 1993 года был подписан патриарший указ о назначении Панкратия на Валаам.
18 января 1993 года назначен наместником Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.
С благословения духовника Троице-Сергиевой лавры, старца Кирилла с собой на Валаам архимандрит Панкратий пригласил молодого послушника из Македонии, в будущем игумена Мефодия (Петрова), ставшего в монастыре правой рукой настоятеля, его главным помощником в трудах по возрождению обители.
Подписал «Заявление братии Валаамского монастыря» от 26 марта 1998 года, содержащее резкую критику экуменизма.
С мая 2002 года архимандрит Панкратий — председатель правления Патриаршего попечительского совета по возрождению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.
20 апреля 2005 года постановлением Священного синода избран викарием Московской епархии с титулом «Троицкий». 1 июня в крестовом храме в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, Синодальной и Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялось наречение архимандрита Панкратия (Жердева) во епископа Троицкого.
2 июня в Богоявленском кафедральном соборе Москвы состоялась хиротония архимандрита Панкратия во епископа Троицкого, викария Московской епархии. Хиротонию совершили: Патриарх Алексий II, митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), архиепископы Истринский Арсений (Епифанов), архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), архиепископ Верейский Евгений (Решетников), архиепископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк (Тужиков), епископ Красногорский Савва (Волков), епископ Дмитровский Александр (Тимофеев), епископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), епископ Люберецкий Вениамин (Зарицкий), епископ Егорьевский Марк (Головков).
Решением Священного синода от 22 марта 2011 года назначен председателем Синодальной комиссии по канонизации святых.
Духовным отцом Валаамского монастыря Панкратий считает почившего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а современное состояние монастыря, его любимой обители — лучшим памятником Алексию II.
Тайна имени Панкрат
Древнегреческого происхождения — «всевластный», «всемогущий».
Холерик со взрывным темпераментом, кидающийся из одной крайности в другую. Тугодум, с трудом принимает решения. Недостаток интуиции нередко является причиной неудач. Правдив, верит в справедливость, не любит компромиссы. Предан друзьям, болезненно переживает обман.
Внешне несколько суховат, но сердце его полно любви к людям. Если затронуто его самолюбие — становится агрессивным. У него всё написано на лице. Если бы не было борьбы, жизнь для него утратила бы смысл. предпочитает специальности, требующие работы руками.
Склонен к профессии моряка, коммерсанта, инженера-технолога.
Слабое место организма — позвоночник.
Тотемное растение — красавка, тотемное животное — крот. Камнем-талисманом является гранат.
Сексуальность имени Панкрат
Мужчина с таким именем от природы награждён твёрдой волей, прямолинейностью мышления и решительностью. Панкрат рано обнаруживает свой талант к манипулированию людьми, лидерству, быстро понимает, как этим талантом распорядиться с большей выгодой. Он независим в своих суждениях и никогда не отступит от начатого дела, доведёт до конца, чего бы ему это ни стоило.
Его отрицательные черты характера — это неуравновешенность и непрактичность, он быстро раздражается по каждому пустяку. Эти характеристики должна знать каждая женщина, решившая стать его близкой подругой или женой.
На Панкрата у неё может уйти много душевных сил, времени и здоровья. Его безграничное самолюбие может довести до нервного срыва кого угодно. Этот мужчина может быть эгоистом «до мозга костей», поэтому не следует ожидать от него ответных эмоций.
Отлично понимая своё поведение, Панкрат наживает себе врагов и недругов.
Важно
Его личная жизнь складывается чаще всего не очень удачно, его невозможно терпеть из-за его характера, который с каждым годом только ухудшается
Для женщины важно знать факт, что его ни в коем случае нельзя критиковать, даже среди близких друзей. Его сложно понимать, так как он не всегда сам это осознаёт: он может сказать две противоположные мысли и от обеих отказаться
Секс для него не является целью жизни, но темперамент ищет выхода. Чувствителен к мнению окружающих. Однако и Панкрат подвержен такому сильному чувству как любовь. Для своей любимой он может стать другим человеком, вернее, останется таким, как есть, но будет стараться сдерживать свои негативные черты характера. Он может быть порядочным и честным мужем, ответственным отцом.
Энергетика и карма имени Панкрат
Панкрат — человек взрывной и самолюбивый. По своей энергетике это имя способно наделить человека твёрдостью, прямолинейностью и решительностью, жаль только, что при этом оно же предполагает довольно острую реакцию на какое-либо негативное воздействие.
По сути, именно это и определяет невероятное самолюбие Панкрата, а редкость и выразительность имени ещё более усиливают такое качество. Ситуация осложняется ещё и тем, что деятельный Панкрат обычно испытывает мощный импульс к лидерству, однако при слишком уж обостренном самолюбии реализовать эти свои стремления ему будет крайне трудно.
Увы, очень часто, вместо того чтобы уверенно делать свое дело, Панкрат начинает ввязываться во всевозможные споры и конфликты, напрасно пытаясь доказать свою правоту окружающим. Бесперспективность такого пути очевидна, поскольку лидером обычно является не тот, кто прав, а тот, кто умеет организовать людей и у кого лучше всех получается что-либо делать.
Конфликтность же имеет совсем другой исход: либо Панкрат совершенно измотает себе Нервы и найдёт горделивое утешение в сознании своей мнимой правоты, либо, наоборот, потеряет свою уверенность, что нередко может привести к развитию у него комплекса неполноценности.
Впрочем, судьба Панкрата может сложиться гораздо более благоприятно, если он научится смягчать свой характер и сумеет воспитать в себе недостающее чувство юмора. Это обеспечит ему нормальные взаимоотношения с окружающими, а твёрдость характера и неплохие волевые качества могут изрядно поспособствовать в реализации своих честолюбивых устремлений.
В этом случае можно быть уверенным, что Панкрат достигнет немалых высот в какой-либо карьере, требующей аналитического склада ума, выдержки и решительности.
Секреты общения с Панкратом
Наиболее уязвимое место Панкрата — это самолюбие, чем нередко могут воспользоваться его недруги или конкуренты. Панкрату следует быть очень осторожным, поскольку иной раз он теряет равновесие от малейшей критики в свой адрес, конфликт вышибает его из колеи и дела начинают валиться из рук.
«Важно не терять интереса к духовной жизни»
—Должны ли монахи до упаду работать? — Нет, конечно.
—Как должен выглядеть день в идеале? — Давайте посмотрим на Афон, где не прерывалась духовная жизнь. Всегда там сохранялись традиции тысячелетние. Считается, что главным делом монаха является молитва. Мы пришли в монастырь не для того, чтобы рекорды ставить по сбору урожаев или по изготовлению чего-то. Мы пришли преображать душу, молиться за весь мир, это главное. Естественно, не должны быть тунеядцами, должны работать.
Это необходимо и для самого человека. Он не может все время молиться. Если он не будет работать, значит, он будет бездельничать, если он будет бездельничать, то это приведет к его деградации как личности. Есть такая поговорка тоже, что молитва и труд — это как два весла. Если одновременно на оба правильно нажимать, то будешь плыть прямо. Если будешь на одно только, то будешь крутиться на месте. Это условно, но доля истины в этом есть.
Поэтому у монаха должны быть время, силы и желание молиться. С другой стороны, есть люди, которые более склонны к деятельной жизни, им трудно много времени проводить в молитве. Они более активные, более деятельные, им надо больше работать. Таким, конечно, мы такие послушания находим, что он молится, конечно, в храм ходит, но тратит больше времени и сил на послушания, чем другие братья. Бывает и наоборот. У нас есть брат — что ему ни поручишь, он ни с чем не справляется. Пускай молится, слава Богу. Ему даешь уже такое послушание, которое позволяло бы больше молиться.
— И в течение дня — сколько часов на молитву, на труд, на отдых?
— 8 часов работы — это даже много, с учетом службы и правила келейного. На Афоне работают, по-моему, 4 часа в большинстве монастырей, ведь они все до одного проводят в храме несколько часов, плюс келейная молитва. На Валааме обычно работают примерно 6 часов. Смотря какая работа. У нас по-разному. Бывает, что в один день они много часов работают, а в другой день отдыхают — по очереди. Такое послушание, что оно требует нескольких часов подряд, ничего не сделаешь, не поменяешь, они сами так просят посменно работать.
— Если 6 часов работа, то молитва и отдых — это сколько?
— По-разному тоже. Сказать, что всем надо 6 часов спать, тоже нельзя, кто-то 6 часов спит, а кому-то этого мало, пускай спит 8, ради Бога! Это все индивидуально. Или сколько он будет молиться. Кто-то может молиться полчаса, это хорошо, а кто-то может два часа молиться. Все по-разному, от людей зависит
Главное, чтобы не бездельничал, не грешил, исправлял свою жизнь, не терял интереса к духовной жизни — это самое важное
Фото: монах Анастасий / valaam.ru
Архивы
АрхивыВыберите месяц Сентябрь 2021 (37) Август 2021 (61) Июль 2021 (95) Июнь 2021 (64) Май 2021 (101) Апрель 2021 (85) Март 2021 (71) Февраль 2021 (86) Январь 2021 (98) Декабрь 2020 (116) Ноябрь 2020 (109) Октябрь 2020 (135) Сентябрь 2020 (135) Август 2020 (162) Июль 2020 (143) Июнь 2020 (141) Май 2020 (173) Апрель 2020 (256) Март 2020 (195) Февраль 2020 (127) Январь 2020 (106) Декабрь 2019 (151) Ноябрь 2019 (122) Октябрь 2019 (132) Сентябрь 2019 (140) Август 2019 (132) Июль 2019 (150) Июнь 2019 (118) Май 2019 (130) Апрель 2019 (136) Март 2019 (122) Февраль 2019 (137) Январь 2019 (156) Декабрь 2018 (182) Ноябрь 2018 (143) Октябрь 2018 (146) Сентябрь 2018 (104) Август 2018 (82) Июль 2018 (99) Июнь 2018 (63) Май 2018 (67) Апрель 2018 (65) Март 2018 (69) Февраль 2018 (64) Январь 2018 (69) Декабрь 2017 (59) Ноябрь 2017 (70) Октябрь 2017 (56) Сентябрь 2017 (55) Август 2017 (55) Июль 2017 (75) Июнь 2017 (62) Май 2017 (64) Апрель 2017 (46) Март 2017 (54) Февраль 2017 (35)
«Если плохой монастырь — разбегайтесь!»
— А если цель не предупредить будущих монахинь, а все-таки изменить ситуацию? Судя по тексту, там были обращения к духовнику, владыке и автора, и монахинь. Но письма возвращались настоятельнице.
— Смотрите, она послушница, так? Любой послушник или послушница в наше время, да и всегда это было, достаточно долго проходит так называемый послушнический искус. То есть, испытание. Не только монастырь испытывает человека, но и человек сам смотрит на ту обстановку и монашескую семью, в которую попал.
Почему это длится долго? Ты должен понять: сможешь ли там прожить всю жизнь. Когда обеты при постриге даются, то игумен задает прямой вопрос: «Пребудешь ли в монастыре сем или в ином, куда повелено тебе будет, даже до смерти?» И постригаемый даёт обет:» Да,честный отче, пребуду, Богу содействующу.»
То есть, он уже в течение нескольких лет, как минимум, испытал этот монастырь — не только его испытали, но и он. Те условия, в которых он будет жить, ту братию, сестер и того игумена, который руководит монастырем. И тогда он принимает это решение: оставаться ему или нет. В женских обителях обычно это несколько лет происходит. Ну, у нас тоже. Мы раньше, чем три года, мало кого постригаем.
— Вы имеете в виду, что у нее нет права из этого статуса ничего говорить?
— Она просто могла уйти. Я считаю, что если человек столкнулся с тем, что его что-то не устраивает, что-то не так, то уходи.
— Допустим, человек пришел в монастырь и столкнулся с бесправностью насельниц, с тем, что их унижают, процветают интриги, доносительство и так далее. В общем, никакого возрастания в любви там и близко нет, а есть лишь разделение и боль. Вот что он как христианин должен сделать? Замолчать и уйти? Это по-христиански?
— Святитель Игнатий Брянчанинов говорит в одном из своих сочинений: «Не покусись немощною своей рукою исправлять то, что попустила всемогущая десница Божья». Поэтому, если каждый сейчас начнет от ветра головы своей (а кроме ветра, простите, у нас в ней ничего нет, если мы критично посмотрим) исправлять в Церкви то, что ему кажется неправильным, у нас наступит очень плохое состояние. Не хочется это слово называть, но будет плохо всем.
Потому что терпение, смирение – это те основы, на которых монашеская жизнь уж точно зиждется. Что-то нам приходится всегда терпеть. Ни одна обитель не идеальна. Мы не найдем такую ни на Афоне, ни в Антарктиде, ни на Марсе. В наилучших условиях всё равно будут какие-то недостатки. Потому что это человеческое общество! Общество, которое состоит из нас самих. То есть, из падших людей, которые стараются исправиться.
Неизбежны в этом обществе будут страсти, немощи какие-то, недостатки. Они неизбежно будут проявляться в той или иной степени. Идеального общества, ангелов на земле мы не найдем нигде! Могут быть лучшие обители, могут быть худшие. С храмами — то же самое. Каков поп – такой приход. «Мы будем искать тот приход, где поп хорош», — вот и ищи, моя дорогая, я не знаю, как ее зовут, ищи! Зачем ты грязь-то льешь ведрами?
— А найдет ли?
— Конечно, найдет. Если будет искать, найдет. Господь нам говорит об этом — что ищущий находит. Тому, кто стучит, открывают. Но не надо никого осуждать. Если видишь, что здесь не то, не так, не по-христиански, неправильно, тогда уходи!
— А как уходить, если там остаются…
— Сейчас начнешь ты, покусишься своей немощной рукой исправлять, исправишь ты что-нибудь? Ничего не исправишь! Только соблазнишь множество душ. Люди, которые читали вот это, мне теперь звонят, пишут. Те, кто этим проникся, говорят с осуждением, со злобой: «Как же так, почему так? Что это такое?» Господи, да какое вам дело, в семье не без урода, даже если написана чистая правда.
— Вы так и отвечаете — что в семье не без урода? Что вы вообще людям говорите?
— Так и говорю. Не нравится – уходите оттуда. Пусть церкви, те приходы, где поп плох, пускай они стоят пустые! Плохой приход, плохой батюшка? Так уходи из этого прихода, что тебя держит-то? Или монастырь этот не нравится. Ну и иди из него! Он будет состоять из одной игуменьи. Я знаю один монастырь, где, действительно, игуменья крутого нрава. Кончилось тем, что там осталось две или три монахини, хотя монастырь остался ставропигиальным, но все разбежались. Что вам мешает сбежать? Если плохой монастырь, разбегайтесь!
Будут с вас снимать чин монашеский, снимать мантии — есть суд церковный, вот и доказывайте, что вы правы. Что там плохо, что там вот так делают и так, и так, и так далее. Вот и все! Вообще-то, лучше говоря, во время этого послушнического искуса как бы и испытать, что за монастырь, что за игуменья, есть ли там возможность духовной жизни, будешь ли ты спасаться в этом монастыре или будешь только роптать и осуждать…
Фото: монах Анастасий / valaam.ru
Нумерология – число имени Панкратий
В основе точности нумерологического анализа личности заложены важные даты и числа, связанные с ним. Построить полный граф навыков личности без знания точных чисел человека – затруднительно. Но мы постарались выделить из имени Панкратия как можно больше информации. Это позволило получить основных аспектов личности, черт характера и особенностей.
Число “0” имеет очень необычную историю. Столь же необычое влияние оно распространяет и на судьбу Панкратия. На протяжении всей жизни этот человек словно является точкой отсчета для круговорота происходящих вокруг него событий. Многие многут упрекать Панкратия в великом множестве странных идей и поступков, однако его идеи нередко оказываются гениальными и результативными.
Беседы
Владыка Панкратий (Жердев), епископ Троицкий, наместник Валамского монастыря
Беседа владыки Панкратия, наместника Валаамского монастыря, с братией о решениях Архиерейского собора
У того, что глава монастыря носит архиерейский сан, есть преимущество — братия может узнавать о важных церковных событиях от их очевидца и непосредственного участника. Так, братия Валаамского монастыря собралась позавчера после ужина послушать рассказ владыки Панкратия о последнем Архиерейском соборе и принятых им решениях.
Владыка Панкратий (Жердев), епископ Троицкий, наместник Валамского монастыря
Беседа владыки Панкратия, наместника Валаамского монастыря, с братией о решениях Архиерейского собора
У того, что глава монастыря носит архиерейский сан, есть преимущество — братия может узнавать о важных церковных событиях от их очевидца и непосредственного участника. Так, братия Валаамского монастыря собралась позавчера после ужина послушать рассказ владыки Панкратия о последнем Архиерейском соборе и принятых им решениях.
«Зачем листочки-то?»
—Многие прочитали в «Исповеди» про такую вещь, как откровение помыслов. В монастыре, по словам автора, откровение подменялось фактически доносительством. А нужно ли открывать помыслы вообще и как это должно происходить? — Откровение, безусловно, нужно. Только все нужно делать с рассуждением, исходя из реальных обстоятельств, которые существуют в данном месте, среди этой братии или сестер, чтобы это не превращалось в профанацию, делалось с доверием и для душевной пользы. Если нет доверия, нельзя принуждать. Я никого не принуждаю.
Я считаю правильным и необходимым откровение помыслов, так как по опыту знаю, что искушающие помыслы уходят или ослабевают. Не любит враг откровения, запутывает ум своей паутиной незаметно, тайком. Но откровение помыслов требует опыта, здравомыслия и доверия. Непосредственно игумену открываться трудно. Вот, я просто не смогу у всей братии принимать помыслы, при всем желании, просто физически не смогу этого сделать. Поэтому у нас есть братья старшие, духовники-помощники мои, которым я доверяю. Если у нас что-то серьезное происходит, они ко мне посылают этого брата
Или меня предупреждают, что у этого брата не все в порядке, надо на него обратить внимание
— У вас это в правило возведено? Просто в этой книге описано, как сестры обязаны на листочке приносить эти помыслы, потом перед трапезой текст зачитывается перед всеми.
— Господи, помилуй! Зачем? Я не думаю, что это правильно. Я бы при таких обстоятельствах в таком месте и дня не пробыл. Я не понимаю взрослых людей, если так их заставляют делать, писать на листочек, а потом это все публично зачитывается, то это ужас какой-то, я просто даже не представляю, что такое может быть. Это профанация!
Если так в действительности есть — это глубочайшая ошибка. Откровение — это дело глубоко личное, не всякому и откроешься… Я сомневаюсь на самом деле, даже не верю просто. Я надеюсь, что это неправда какая-то, наговоры. Такие идеи, конечно, это просто какой-то абсурд… это что-то немыслимое! Я в своей обители такого не представляю. В Лавре не представляю, в Оптиной, да нигде, где люди адекватные.
valaam.ru
—А у вас как откровение помыслов происходит? — Просто приходит человек к духовнику или игумену и говорит, что беспокоит его, иногда одновременно исповедуется ему. Но это может быть и не в храме. Смысл в том, чтобы не держать в себе постоянные помыслы или искушения.
—Нет таких листочков? — Нет, конечно! Зачем листочки-то? Не люблю я их, они лишают живого общения. Не надо этих искусственных надуманных способов, я видел однажды, как человек исповедуется по смартфону, скачал, наверное, перечень грехов с православного сайта. Это профанация. Мне просто трудно понять даже, честно говоря. Зачем это? Если откровение помысла, то оно и должно быть откровением помысла. Я знаю, что в мужских монастырях проще: есть духовник, игумен или, как у нас, несколько духовников. В женских, конечно, сложнее.
Я знаю, что в некоторых монастырях женских греческих сестры подходят прямо на службе. На службе подошла, сказала пару слов, и все. Не надо же там все наизнанку, до мелочей — это тоже неправильно. Что-то тебя беспокоит, кто-то тебя обидел. Пришла и сказала, что я скорблю на одну сестру, не называть — Марфа или Мария, а просто сказать, что я скорблю на одну сестру, она меня оскорбила. Вот и все. Оставь это, Бог простит.
—А может ли матушка определять духовную жизнь, как вы думаете? Отлучать от причастия, например? — Безусловно, должна. Духовное состояние общины — это ответственность игумена. Мы стараемся, чтобы вся братия по воскресным дням, как минимум, естественно, в праздники тоже, причащалась. Это понятно, об этом даже говорить не надо, что литургия — это наше главное общее дело, то, что нас соединяет со Христом и друг с другом, это главное, что есть в обители. Поэтому мы стараемся, как минимум, раз в неделю все причащаться, всем братством.
— А отлучить от причастия?
— Если человек согрешил, то, конечно, могут его и отлучить на какое-то небольшое время. Долгое отлучение опасно, человек может ожесточиться и закоренеть во грехе. Отлучение, как и любая епитимия, должно быть средством воспитания, а не наказания. Большие епитимьи, что по отношению к монашеству, что по отношению к паломникам, только я могу налагать. В тяжелых случаях духовник присылает человека ко мне, я уже решаю, что делать.
Знаменитости с именем Панкрат
- Панкратий Каллисфен — греческий историк, родился Е 360 г. до Р.Х., сын сестры Аристотеля, воспитывался вместе с Александром Великим, в 336 г. отправился в Афины и сопровождал Александра во время похода в Индию. Своей откровенностью навлек на себя немилость царя; был заподозрен в заговоре и закован в цепи, в которых и умер в 328 г. От исторических сочинений Каллисфена (история Греции с 387 по 357 г. до Р.Х. в десяти книгах) и истории Александра Великого сохранились немногие отрывки. Сказочная «История Александра Великого», под именем Панкратия Каллисфена встречающаяся в различных рукописях, произведение более позднего времени (вероятно, II или III в. по Р.Х.).
«Наивных овечек сейчас очень мало»
Вот пришли вы и говорите: «Постригите меня».
— Я после такой книги, пожалуй, не приду.
— Да и без книжки бы! Попали вы, условно говоря, в плохое место, так через неделю поймете, что оно плохое! Через неделю! Не надо даже года ждать.
— Смотря сколько мне лет, как будут на меня воздействовать, сколько я буду спать, что мне будут говорить, и насколько я внушаема.
— Это вопрос, скорее, нашей общей образованности, самостоятельности, способности мыслить. Понимаете, если человек настолько наивен и верит, что уйдя из монастыря, где ему плохо, он погибнет… Да почему ж погибнет? Где вы это взяли, где это написано?
— Часто так говорят. Особенно настоятельницы своим сестрам.
— Что значит «говорят»? Говорят, что не надо делать прививок…
Вот говорят, что не надо делать прививок, как вы к этому относитесь?
—Вы именно мое мнение хотите знать?
— Ваше мнение хочу узнать, да.
— Я почитаю сначала «за», потом «против».
— Потом пойдете к людям авторитетным, подойдете к этому серьезно, потому что это ваше дитя, ваш ребенок, вы дорожите им.
— Вера – это другое дело, тут степень критичности резко снижается. Все приходят восторженные, в таком неофитском состоянии.
— Бросьте, не все. У меня множество духовных чад, которых мне приходится уговаривать, знаете ли… У всех сейчас есть Интернет, все сейчас начитанные.
— Если человек до монастыря уже дошел, то он в таком уже состоянии, что…
— Да нет же! Я вас уверяю, что нет! Таких наивных барашков, овечек таких, их очень мало сейчас.
— Хорошо, а с наивными барашками что делать? Нам их не жалко, нам их под нож? Я видела монахинь, которые не представляют, что такое интернет, потому что их со школьной скамьи в монастырь забрали. В «Исповеди послушницы» описывается подобная ситуация. Молоденькие девочки без критического мышления и представления о жизни.
— Я не исключаю, что такие могут быть. Я также далек от того, чтобы, скажем, защищать всех начальствующих в монастырях, потому что много злоупотреблений. Я об этом просто знаю. Есть случаи, когда, действительно, возмутительно. Но все-таки их меньше. Женские монастыри я хуже знаю, потому что реже там бывал.
— Ну, так вот, кто умный и сообразил, тот уйдет, а остальные сами виноваты, пусть мучаются?
— Смотрите, как нам защитить детей от педофилов? Защищают же люди как-то. Стараются, какие-то памятки пишут. Учат детей не разговаривать с незнакомыми взрослыми на улице, и так далее. Что-то помогает, что-то нет, всегда есть какое-то количество жертв. Так и здесь, наверное, будет какое-то количество жертв. Все равно, рано или поздно, они поймут, опомнятся. Единственный выход, я считаю: уходи и все. Ничего тут не надо стесняться, ничего не надо думать.