Подворье валаамского спасо-преображенского монастыря (москва)
Содержание:
- Валаамский монастырь в послереволюционные годы
- Монастырские подворья открывают за пределами монастырей
- Запустение Валаама в 1940-1980 гг.
- Основание Валаамской обители
- Последние годы перед разорением обители
- Валаам в XI веке
- Из истории
- О, чудный остров Валаам!
- Где находится
- Как попасть в монастырь
- Возобновление монастыря в XVIII столетии
- Валаам в начале XX века
- Архитектурные решения
- Торговая церковная лавка
Валаамский монастырь в послереволюционные годы
Управление обителью в грозные для России и Русской Православной Церкви времена принял его преемник игумен Павлин (1918-1934).
После октябрьского переворота в 1917 году Финляндия получила независимость, и Валаам оказался на ее территории, что позволило на время сохранить обитель. Наступил 1918 год, один из самых скорбных для монастыря. На острове начались голод и эпидемия гриппа. Между тем, Финляндия укрепляла свои границы, на островах архипелага велись интенсивные фортификационные работы. С поселением на Валааме финляндского гарнизона, въезд сюда частным лицам совершенно воспрещен, никаких богомольцев не было.
Господь сохранил от разорения большевиков святой остров, но многие испытания были еще впереди. Революционные волнения в 1917-1918 годах приняли в Финляндии характер национально-освободительной борьбы, и был поднят вопрос и о существовании монастырей. В ноябре 1918 года правительством был утвержден закон о Православной Церкви в Финляндии. В 1923 году Финляндская Православная Церковь переходит на новый (григорианский) календарный стиль в богослужебной практике. Насильственно его вводят и на Валааме. Патриарх Константинопольский Мелетий и Святейший Тихон, Патриарх Московский благословили Валаамской обители перейти на новый стиль. Несмотря на это и призыв к послушанию со стороны игумена, переход на новый стиль повлек за собой возникновение настоящего раскола в братии Валаамской обители.
В 1925–1926 гг. за верность старому стилю из монастыря были исключены 42 монашествующих. Участь монахов-изгнанников была разной.
К 1925 году в обители осталось приблизительно 400 человек, из них 70 иеромонахов и 40 иеродиаконов. Около 100 наемных рабочих разрабатывали лес. В основном, это были православные карелы, по обычаю приходившие перед женитьбой помолиться на Валаам и потрудиться в пользу обители. Прачечной и огородами занимались 25 богомолок, оставшихся на острове и образовавших свою «монашескую общину». Постепенно приходилось закрывать скиты. Оставались только Предтеченский, Тихвинский и Всесвятский.
Несмотря на печальное разделение братии, в преимущественно лютеранской Финляндии Валаамская обитель оставалась светильником пpавославной веpы.
В 1920-1930 годы Валаам, как и в былые времена, притягивал к себе людей, потерявших самое дорогое, что у них было – родину. Для русских эмигрантов обитель была островком той былой, ушедшей в историю Руси. В летнее время обитель посещали паломнические группы из Эстонии и Финляндии. С одной из таких групп на Валаам приехал из Таллина священник Михаил Ридигер, которого сопровождал сын Алексей, будущий Патриарх Русской Православной Церкви.
С 1933 года настоятелем обители был избран иеромонах Харитон (Дунаев). Его предшественник игумен Павлин ушел на покой, незадолго до своей кончины (5 ноября 1935 г.) приняв великую схиму с именем Павел. Из валаамских настоятелей он последним был погребен на Игуменском кладбище.
Монастырские подворья открывают за пределами монастырей
Устав Русской православной церкви говорит о том, что под монастырским подворьем понимают общину православных христиан, находящуюся за пределами монастыря и состоящая в его ведении.
Она административно подчиняется тому же архиерею, к которому относится сам монастырь.
Если подворье расположено на территории иной епархии, в храме подворья возноситься имя двух архиереев. Это епархиальный архиерей и архиерей, на территории которого размещено само подворье.
Казанская церковь при подворье Валаамского монастыря. Казанская церковь — подворье Валаамского монастыря. Кроме того, подворье так же имеет в своём составе две часовни и хозяйственные постройки
Городские подворья организуются для сбора пожертвований в пользу монастыря. Кроме того, здесь также принимают паломников.
На селе, на подворье ведётся хозяйственная деятельность. Её направление определяет архиерей того монастыря, к которому подворье приписано. В ставропигиальных монастырях монастырские подворья починяются непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В ставропигиальных монастырях монастырские подворья починяются непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси
Обычно в своём составе подворье имеет храм и жилые помещения. Подворья монастыри обычно открывают в ближайшем крупном городе.
Кроме того, обители, имеющие большое влияние в православном мире, стремятся также открыть своё представительство в столице. До революции обычно они открывались в Санкт-Петербурге и Москве.
Запустение Валаама в 1940-1980 гг.
Стаpый же Валаам на долгие годы был обречен на забвение. Осенью 1944 г. на опустевший остров прибыли несколько девушек, бойцов тылового подразделения, для обеспечения фронта молочными продуктами.
Для Валаама начиналась новая жизнь: без церквей и службы, без колокольного звона и молитвы, жизнь суетная и хлопотливая. В 1949 году на острове был создан совхоз. В течение тридцати двух лет (1952–1984 гг.) здесь находился дом-интеpнат для инвалидов войны и престарелых. Стремительно, буквально за несколько десятилетий, беспощадно было разрушено то, что создавалось веками. Монастырские здания, представляющие собой уникальный по архитектуре ансамбль, даже формально не состояли под государственной охраной.
В Спасо-Преображенском соборе из-за коденсата и протечек кровли осыпалась живопись. В нижней церкви собора, где когда-то иноки преклоняли колена пред мощами великих Валаамских подвижников, хранились овощи. В алтаре Успенской церкви открыли магазин. В Воскpесенском скиту обосновалась туристическая база. «На кирпич разбирались каменные скиты, а деревянные использовались как легкодоступное топливо», – пишет современный автор В.Р. Рывкин. По воспоминаниям островитян, «директор дома инвалидов разбирал и сжигал деревянные часовни – отапливал ими свинарник и коровник; председатель сельсовета жег старые церковные книги и иконы». В 1950-е годы был сожжен деревянный храм Ильинского скита на острове Лембос. Погибли Назариевская пустынь и около 20 деревянных часовен на островах. От строений Коневского скита к середине 1950-х годов остались только фундаменты. Церковь, перевезенную на центральную усадьбу, приспособленную под кормокухню и оскверненную, позже также уничтожил пожар.
Последняя, Покровская часовня, как и многие другие, сгорела не во время военных действий, а в мирное лето 1982 года (ныне, как и Владимирская, отстроена заново). Изуверское отношение к святыням не прошло бесследно, многие из тех, кто разрушал их, постепенно теряли человеческий облик. Очень точно заметил бывший игумен монастыря (с июля 1990) Андроник (Трубачев), что впервые источником разрушения обители стали «не войны противоборствующих держав, а разорение собственного гнезда, самоопустошение и самоистребление». В 1965 году власти, организовав на острове природный заказник, решили дать Валааму новую жизнь. Были и другие попытки. В 1979 году природный заказник был преобразован в историко-архитектурный и природный музей-заповедник, в связи с чем некоторым зданиям был придан статус памятников (1971, 1985 гг.). Предполагались устройство туристического аттракциона с канатной дорогой и аэродромом, в соборе – зала органной музыки, строительство нового поселка на 1000 жителей. По милости Божьей, этим планам не суждено было сбыться.
Основание Валаамской обители
Валаамский монастырь издревле являлся оплотом Православия на Севере Руси, славился высокой духовной жизнью, служил распространению христианства и монашества в окрестных землях.
Современные историки датируют первые упоминания об острове Валаам 800 г. до Рождества Христова. В то время на острове было огромное идольское капище, где приносились человеческие жертвы богам Велесу и Перуну. Таким и мог застать древний Валаам апостол Андрей Первозванный. Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и предков славян, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем — Валаама, где благословил горы на островах крестом или апостольским жезлом. Это предание занесено на первые страницы «Повести временных лет» или Летописи преподобного Нестора (начало XII в.).Предание говорит нам, что именно языческие жрецы первые выслушали проповедь апостола и приняли крещение, а после разрушили капища своими собственными руками. На месте разрушенных идолов ученики апостола Андрея установили каменный крест, и уже через века на свой «крестный» путь вступила братия Валаамского монастыря.
Житие святого Авраамия Ростовского свидетельствует, что уже в X веке на острове существовало монастырское братство, управляемое игуменом. Основателями монашества на Валааме почитаются преподобные Сергий и Герман, пришедшие «от восточных стран», греческие священноиноки. Известно, что их «любовь к Богу была неразлучна, союз братолюбия истинен, молитва – непрестанна, нрав – кроток, слез струи – приснотекущи, пост, бдение и труды предел естества превосходящие». В письменных памятниках говорится также, что святые Сергий и Герман законом установили общежительный быт в основанном ими монастыре.
Кто продолжил на Валааме монашескую жизнь непосредственно после преподобных Сергия и Германа, неизвестно. Бесспорно, в монастыре были игумен и братия. В обществе иноков существовали послушания или степени для искуса желающих ангельского образа. Для совершения богослужения был возведен храм во имя Святой Троицы. О Валаамском монастыре знали уже в Новгороде, Пскове и в других местах. К числу замечательных лиц этого времени принадлежит постриженик Валаамской обители преподобный Авраамий — основатель ростовского Богоявленского монастыря. В источниках упоминаются игумены Иоаким и Феогност, возглавлявшие обитель в период Крещения Руси, но достоверных сведений о них не сохранилось.
Последние годы перед разорением обители
В 1939 году советско-финские международные отношения ухудшились. В сентябре финские войска дислоцированные на острове Валаам были приведены в боевую готовность. Семьи военных эвакуировали вглубь Финляндии. 12 октября в монастыре был прекращен колокольный звон. 30 ноября 1939 года в 8 часов утра войска Красной Армии начали военные действия на финском фронте. Валаамский архипелаг не был местом военных действий, но обитель не раз подвергалась бомбардировкам. 20 декабря 1939 года началась постепенная эвакуация братии.
Наибольшему разрушению монастырь подвергся в результате бомбардировок 2 и 4 февраля, когда Валаам в несколько заходов бомбили более 70 советских самолетов. Казалось бы, монастырь должен быть стерт с лица земли, бомба, предназначавшаяся для разрушения Спасо-Преображенского собора, упала всего в нескольких метрах от главного входа, и не взорвалась. От прямого попадания в больничную церковь Живоносного Источника загорелось северное крыло братского корпуса, но уцелела уникальная библиотека, насчитывающая 29 000 томов. Чудом, по молитвам преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, главная святыня Валаама – Спасо-Преображенский собор, остался цел. 5 февраля монастырская братия во главе с игуменом Харитом была эвакуирована вглубь Финляндии. В монастыре для присмотра за имуществом остались: помощник эконома монах Симфориан, капитан с парохода «Сергий» монах Ираклий и послушник Владимир Кудрявцев, инженер и два иеромонаха Петр и Павел.
13 марта 1940 года Валаамские иноки по радио узнали, что подписан мирный договор между Финляндией и СССР, по которому вся Карелия с монастырями Валаамским, Коневским и Линтульским отошли к СССР. По договору жителям давалось несколько дней для отъезда вместе с имуществом с передаваемой территории в Финляндию. На следующий день по благословению игумена Харитона, для эвакуации монастырского имущества в обитель выехал Наместник монастыря иеромонах Исаакий. «18-го эвакуация имущества подходила к концу… Дав распоряжение монаху Симфориану, чтобы сделали двадцать четыре редких удара в Андреевский тысячепудовый колокол в знак умирающей Валаамской тысячелетней обители, я вынес благоговейно из собора престольные мощи и настоятельский посох – символ игуменской власти, и выехал с Валаама. Колокол печально прозвучал, возвещая смерть обители…».
В марте 1940 года Валаамский архипелаг был передан советским войскам. В июне 1940 года народный комиссар Военно-Морского Флота СССР адмирал Н.Г. Кузнецов подписал приказ о создании единой школы боцманов ВМФ на базе двух существующих с дислокацией на острове Валаам. В августе на остров прибыли первые курсанты. В школе было созданы две роты боцманов, которые разместились в монастырской гостинице. В августе 1940 года наркоматом ВМФ СССР был отдан приказ о наборе в роту юнг, которая предполагалась как особое учебное подразделение школы боцманов.
В конце сентября 1941 года, после проведенной воздушной разведки, на остров высадились финские войска. Сразу начались работы по укреплению обороны острова: были привезены артиллерийские орудия, на мысу Черный нос установили новую батарею. Части, дислоцированные на Валааме, не принимали участия в военных действиях. В 1941-1944 годах не было и бомбардировок острова. Лишь дважды на протяжении войны советские корабли приближались к Валааму, но каждый раз поворачивали назад прежде, чем попадали под удар артиллерии.
В ноябре 1941 года игумен Харитон послал пять иноков во главе с иеромонахом Филагpием для приведения в порядок Валаамского хозяйства. Во время военных действий иноки несколько раз побывали в монастыре. В июне 1944 г. они вновь, после очередного посещения, должны были покинуть родную обитель, и на этот раз навсегда. Военные подразделения финской армии, общая численность которых составляла не менее 2 000 человек, покинули архипелаг в сентября 1944 года. Некоторые финские фортификационные сооружения до сих пор напоминают о тех трагических днях в истории острова.
Валаам в XI веке
XI век стал веком первых тяжелейших испытаний для монастыря. Потерпев поражение от русских, шведы, плавая на судах по Ладожскому озеру, в досаде нападали на беззащитных монахов, грабили и сжигали мирные обители. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель ежегодно 24 сентября по н.с. в монастыре совершается церковное празднество. Свидетельства о многочисленных чудесах от мощей святых угодников вносились в монастырские летописи.
До первого разорения Валаам назывался обителью Пресвятой Троицы. По всей вероятности, деревянный Троицкий Валаамский монастырь был уничтожен врагами до основания. Главный храм заново отстроили из камня и освятили во имя Преображения Господня.
В XVI веке, когда шведы вновь начали воевать с Россией, Валаам в который раз явился объектом агрессии: 19 достоблаженных и благочестивых старцев и 14 послушников были мученически истреблены мечом за твердость в исповедании православной веры. А через несколько лет эпидемия чумы унесла жизни 87 старцев и 47 послушников. Вскоре после этого несчастья пламя очередной шведской войны опустошило и саму обитель.
В ноябре 1597 года царь Феодор Иоаннович повелел средствами из царской казны возобновить обитель, устроить в ней церкви, кельи, трапезу и ограду и предоставил монастырю владеть, как и раньше, вотчиной, рыбными ловлями и угодьями «по нашим жалованным грамотам и писцовым книгам».
В дни своего процветания Валаамский монастырь был средоточием и образцом монашеской жизни всего северного края, подобно Киево-Печерской Лавре на юго-западе России и Троице-Сергиевой Лавре в центральной ее части.
Не все настоятели обители, управлявшие ею со времени основания, известны. Нет возможности провести между ними непрерывную хронологическую связь, чаще всего имя каждого из них упоминается только под каким-либо одним годом, и не все имена подтверждаются достоверными источниками.
Это игумены Феофан (992 г.), Мартирий (1192 г.), Порфирий (1332 г.), Сила (1417 г.), Иоаким II (1474 г.), Давид, Савватий, Игнатий, Иоаким III (1507 г.), Исаия, называемый строителем (1540 г.), Никодим (1578 г.), Геннадий (1585 г.), Феодорит I, Феодорит II, Исаия II, Варлаам, Фотий, Макарий, Ефрем, Матфей, Лаврентий, Давид (1598) и Макарий (1606 г.).
При игумене Макарии Валаамская обитель была уничтожена до основания. Настоятель и братия, имена которых неизвестны, не захотели расстаться со священным местом и приняли в 1611 году смерть от рук шведов, засвидетельствовав своею кровью любовь ко Христу и преданность Православной Церкви. Разорив Валаам, шведы погубили и ростки православной веры, насажденной иноками на финском берегу Ладожского озера: храмы были сожжены, священнослужители убиты или изгнаны. Более ста лет Валаамский монастырь находился в полном запустении. Залогом возрождения обители были святые мощи преподобных Сергия и Германа, скрытые монахами глубоко под землей.
Из истории
Валаамский монастырь в Москве находится на улице 2-й Тверской-Ямской. Изначально в 1901 году там была часовня, а затем храм на честь Германа и Сергия Валаамских. За все время эта обитель перенесла большое количество изменений. В 1926 году большевики закрыли храм. Сначала там размещалась поликлиника, а в военное время – госпиталь. В начале 90-х годов здание пришло в аварийное состояние. И даже подумывали его снести. В 1993 году его вернули церкви и туда вернулись монахи. Со временем кропотливым трудом его работа была поновлена.
Лучшая статья для Вас, переходите: Свято-Елисаветинский монастырь Минск
О, чудный остров Валаам!
Расположенный в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км, самый крупный из них — остров Валаам (27,8 кв. км.), рядом с ним расположены о. Скитский, о. Предтеченский, о. Емельяновский и еще множество малых островов. Расстояние до ближайшего карельского города Сортавала (старое название Сердоболь) — 42 км, до Приозерска — около 60 км, до Санкт-Петербурга — более 220 км.
Валаамский архипелаг обладает редкой и удивительной по красоте природой. Отвесные скалы, принимающие на себя могучие ладожские волны, и тихий покой внутренних озер, вековые ели и сосны, противостоящие холодным ветрам, и неброская красота светлых аллей и садов, суровое величие первозданной северной природы и своеобразие архитектурных ансамблей — все это придает Валааму неповторимый облик одного из красивейших островов мира. Но земная красота здешних мест есть также и зримое отражение красоты неземной, духовной. Для всех православных людей Валаам немыслим без его древней иноческой обители, которая на протяжении веков являлась духовным центром Православной Руси и по праву называлась Северным Афоном.
Где находится
Адрес
Нарвский проспект, 29/1
Метро
- Нарвская
- Балтийская
Как добраться
- Если вас интересует, как добраться до подворья Валаамского монастыря, то удобнее всего это будет делать о станции Нарвской. Пешком весь путь у вас займет около 10 минут. Выйдя из вестибюля метро, поверните направо, перейдите Старо-Петергофский проспект и, огибая площадь Стачек, дойдите до Нарвского проспекта. Поверните направо и идите все время по прямой. Вскоре слева от вас появится комплекс подворья.
- От остановки общественного транспорта Нарвская вы можете доехать до остановки Нарвский проспект на автобусе № 2, 6, 35, 66 или маршрутном такси № 2, 6К, 66, 169, 195 или 306 и пройти пешком около 200 метров. С остановки площадь Стачек на трамвае № 16 доехать до остановки Нарвский проспект и пройти пешком 180 метров.
- Если вы приехали на станцию метро Балтийская и хотите дойти до подворья пешком, выйдя из вестибюля метрополитена, идите прямо до набережной Обводного канала, поверните налево и идите все время прямо до Старо-Петергофского проспекта. Там снова уйдите налево и пройдите еще немного до подворья, которое окажется слева от вас.
- От станции метро Фрунзенская около 3 километров. Нужно выйти на Московский проспект, повернуть налево и дойти до набережной Обводного канала. Далее снова повернуть налево и идти по прямой дороге вдоль канала до Старо-Петергофского проспекта. Там повернуть на проспект и пройти еще немного – подворье окажется справа от вас. Так же вы можете с остановки Московский проспект доехать до Старо-Петергофского проспекта на автобусе № 65 и пройти пешком до подворья чуть более полукилометра.
valaam.spb.ru
Телефон
8-812-902-85-83
8-812-252-77-00
Как попасть в монастырь
Попасть в Валаамский монастырь можно разными способами:
- В качестве трудника, если вы хотите какое-то время пожить на территории обители и поработать во благо. Для этого нужно отправить соответствующий запрос. Минимальное время проживания 2 недели. Трудники живут в специализированных гостиницах, питание для них бесплатное.
- Воинская служба на Валааме. Молодые люди могут отправить свои документов монастырь. Будет принято решение об их зачислении в качестве трудников монастыря с испытательным сроком от 3 месяцев до 3 лет. Во время проживания с призывниками проводятся военно-патриотечкие занятия.
- Волонтерское движение. Монастырь регулярно весной, летом и осенью организует трехнедельные волонтерские работы. Подробнее на volonter.valaam.ru и ladoga.valaam.ru
- Самостоятельное путешествие. В этом случае вы можете остановиться в одной из гостиниц на острове. Так же можно обратиться в туристическое агентство, чтобы приехать с экскурсионной группой одним днем.
- В качестве паломника. Для этого нужно обратиться за помощью в паломническую организацию или отправить запрос в паломническую службу Валаама по электронной почте или позвонить по телефону 8-921-629-3311.
Возобновление монастыря в XVIII столетии
В 1715 году последовал указ Императора Петра I о возобновлении монастыря на только что отвоеванной у шведов территории, когда еще даже не был подписан мирный Ништадтский договор 1721 года. Обитель быстро росла, несмотря на многочисленные трудности и испытания. Много забот, разнообразных попечений стоило это игумену Ефрему.
С назначения в 1782 году отца Назария настоятелем монастыря началась новая эпоха в жизни обители. План каменных монастырских зданий потребовал значительных добровольных пожертвований. За несколько лет были возведены двухэтажный пятиглавый каменный собор с крестами, колокольня высотой 34,8 метра, Успенская и Никольская церкви, скит, пустынная келья, больница, дома для рабочих и странников и т.п. Отец Назарий ввел в Валаамском монастыре общежительный устав Саровской пустыни. Очень скоро слава добродетельной и подвижнической жизни валаамских иноков под управлением старца Назария собрала в обитель значительное братство.
Валаам в начале XX века
В период настоятельства игумена Виталия (1903-1905) был освящен храм в честь святого благоверного князя Александра Невского в Германовском скиту. По смерти игумена Виталия в 1905 году его преемником стал иеромонах Пафнутий, возглавлявший братию обители до своей кончины в 1907 году. При нем было завершено строительство храма Сергиевского скита, а также каменного храма в Воскресенском скиту. В Петербурге, на Васильевском острове, по благословению игумена Пафнутия была начата постройка большого каменного пятиэтажного доходного дома.
Игумен Маврикий (1907-1918) продолжил строительство и благоукрашение монастыря. В 1911 году недалеко от Воскресенского скита, у подножия горы Елеон, была возведена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери и построены два келейных корпуса Гефсиманского скита. Устройство Гефсиманского скита завершило создание на Валааме «русского Иерусалима», по масштабу сопоставимого только с Новым Иерусалимом Патриарха Никона.В 1914 году, когда разразилась Первая Мировая война, по желанию и на средства Великого Князя Николая Николаевича для поминовения всех погибших воинов, защищавших Отечество, была построена каменная церковь Смоленского скита. В 1912 году во время правления игумену Маврикия, указом Императора Николая II игуменам Валаамского монастыря была предоставлена привилегия совершать богослужения в митре.
Осенью 1917 года игумен Маврикий принял участие в работе Поместного Собора, представляя на нем Валаамский монастырь. По возвращении в декабре в обитель, старец внезапно серьезно заболел. На одре болезни он принял пострижение в великую схиму и в феврале 1918 года последовала его мирная кончина. Тело схиигумена Маврикия было предано земле на старом братском кладбище.
Архитектурные решения
Но изначально проект, по которому велось строительство, был разработан Роопа А. Н. Строение украсило въезд в Москву.
В архитектуре всего здания умело сочетаются серые тона гранитного фундамента с темно-красными полированными колоннами. Все подоконники в часовне и храме были изготовлены из мрамора и гранита.
Иконы для иконостаса под заказ были написаны знаменитым художником Гурьяновым В. П.
Иконостас основного храма был изготовлен на Валааме. Благодаря позолоченной резьбе выглядел он величественно. Помимо икон ручной работы и иконостаса в храме можно было увидеть и другую необходимую утварь из серебра, которая в большей своей части была пожертвована прихожанами.
В 20-х годах прошлого столетия большая часть строений монастыря была разрушена. Полностью было изуродовано подворье. Звонница была сломана, а крест сняли и отправили на переплавку.
Окна во многих зданиях были замурованы. Большинство жителей монастыря отправляли на хозяйственные работы.
Еще через пару лет вся серебряная утварь была изъята в качестве пожертвований голодающим. Несмотря на борьбу всех небезразличных, первый этаж главного храма был отведен для «социальных женщин». Помимо того что все это доставляло неудобства братиям монастыря, возникали столкновения с представителями коммунистических партий, что негативно сказывалось на служениях и жизни храма в целом.
После полного закрытия храма на его территории были размещены поликлиники. А во времена ВОВ тут обосновался военный госпиталь, в котором было проведено множество уникальных операций по спасению жизни тяжело раненных.
Основное здание на подворье было изуродовано окончательно и залито бетоном. Купол полностью забили бревнами.
Торговая церковная лавка
На территории монастыря работает церковная лавка, в ассортименте которой есть различная церковная утварь, иконы различных форматов, богослужебные принадлежности.
В лавке есть отдельный свечной отдел, где можно не только приобрести свечи различных размеров, но также заказать молебны, панихиды.
Если во время экскурсии вы устанете, то тут есть возможность в отдельно отведенном помещении покушать и попить чай или кофе.
Смотреть галерею
Тут же вы найдете комнату, где вам предложат отдохнуть с маленькими детьми.
В монастыре предоставляется возможность на некоторое время пожить жизнью монахов. Но это скорее не услуга для туристов, а возможность для людей, которые хотят ступить на путь послушания, определиться со своим решением.