Святитель андрей критский
Содержание:
О чем молитва андрею критскому
Постараемся детально ответить на вопрос: о чем молитва андрею критскому на сайте: молитва-богу.рф – для наших многоуважаемых читателей.
О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Андрее! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди: архиереи благолепием святительства украси, монашествующыя к подвигом добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, пленных возврати, немощствующыя и молящияся тебе от всех напастей и бед ходатайством твоим свободи: моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день Страшнаго Пришествия Его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.
О великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Андрее! Услыши смиренную молитву раба твоего (имя). Приклони милосердие Божие ко мне и помози ми в скорби моей (содержание прошения). Да избавит Всемилостивый Господь нас от бед и напастей и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.
Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского
Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30).
Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.
В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.
Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.
Покаянный великий канон — сочинение святителя Андрея Критского, жившего в конце седьмого века от Р.Х. По своему содержанию канон — сокровенная беседа с собственной душой. По форме — античная ритмическая проза. Он изобилует примерами из Ветхого и Нового Заветов, имеющими целью показать не только губительные последствия греховного состояния, но и бесконечное милосердие Божие, хотя и к падшему, но Его любимому творению.
Чтение Покаянного Великого Канона — это, своего рода, словесное паломничество в духовный мир святого Андрея Критского, в мир восточной монашеской мистики и православной византийской антропологии. Покаянный Великий Канон знакомит читателя и слушателя с духовным измерением бытия: жизнь как стояние перед вечным Богом в сердечном молчании и творческой созидающей деятельности, как умственное богосозерцание, как восхождение к вершинам святости через отсечение слабой греховной воли и утверждение последней в добре через исполнение двуединой заповеди о любви к Богу и человеку.
О чем просят в молитве святителя Андрея Критского?
Великий иерарх, богослов, учитель и гимнотворец. Ему молятся о даровании покаянного чувства, смирения, молитвенности, и также об исцелении от немоты, так как будучи нем от рождения, получил в семь лет исцеление после Причастия. Можно в молитве к святителю попросить даровать познание священных текстов, а так же помощь в учительской и преподавательской деятельности.
Тропарь святителю Андрею, архиепископу Критскому
глас 4
Христову Церковь цевницею языка твоего, песнословя умильно, возвеселил еси, богословием же Препетыя Троицы славу всем сказал еси ясно, тем тя, яко тайноглагольника, поем, Андрее, пастырю Критский, и величаем память твою, Христа славяще дивнаго во святых Своих.
Кондак святителю Андрею, архиепископу Критскому
глас 2
Вострубив ясно Божественная сладкопения, явился еси светильник мира светлейший, светом сияя Троицы, Андрее преподобне. Темже вси вопием ти: не престай моляся о всех нас.
Молитва святителю Андрею, архиепископу Критскому
О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Андрее! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, град сей и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старые утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас (имена) всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.
Иконография
Известны 2 типа изображения свт.Андрея
Критского – в монашеском и в святительском облачении. Как
преподобный (в хитоне, куколе, мантии) свт.Андрея
представлен: на фреске в капелле 3 в Гёреме, IX в.,- с
длинной седой бородой; на миниатюре Минология XI в. (Messan.
Salvad. 27. Fol. 238r); на фреске сев. стены диаконника
церкви св. Никиты в Чучере, 1309-1316 гг.,- в руках свиток с
надписью: «Еще приносим Ти словесную сию…». Также в
настенных минологиях: церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино
(Македония), 1317-1318 гг.,- в рост; в нартексе церкви
Благовещения монастыря Грачаница (Югославия, Косово и
Метохия), 1321-1322 гг.,- погрудно; в нартексе церкви вмч.
Георгия в с. Оморфи, Кастория (Греция), кон. XIII – нач. XIV
вв.; в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия
(Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.; в трапезной
монастыря Дионисиат на Афоне, 1547 г. В рус. памятниках – на
иконе Божией Матери «Благодатное небо», 40-е гг. XVII в.
(церковь Св. Троицы в Никитниках, Москва) – в молении
Богородице; иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиеп.
Критский», кон. XVII в. (КИАХМЗ) – в молении Иисусу Христу,
с развернутым свитком с надписью: «Господи призри с
небесе…».
Иконография Андрея Критского как святителя
(в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой
бородой, получила распространение в рус. искусстве. Так он
представлен: на малом саккосе Фотия, митр. Московского, сер.
XIV в., XV-XVII вв. – с остроконечной бородой; в
греко-грузинской рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 120 об., XV
в.); на вологодской иконе «Минея на июль», кон. XVI в.; на
миниатюре XVII в. (РНБ. Q.I.1007. Л. 145 об.), помещенной
перед «Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых
икон» – свт.Андрей в белом клобуке; иконе «Пророк Самуил и
св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери»,
1707 г., мастера Оружейной палаты (ГРМ),- в черном клобуке и
с жезлом; на рус. минейной иконе XVIII в. (музей в
Реклингхаузене); иконе «Преподобные Андрей Критский,
Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие», 1820 г., написанной
И. А. Богдановым-Карбатовским (АМИИ); на эмалевой иконке
«Св. равноап. Елена и свт. Андрей Критский», 1-я пол. XIX в.
(ЦМиАР) – с раскрытой книгой в руках.
«Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач.
XVIII в., дважды упоминает свт.Андрея как «старца с седою
бородою»: среди святителей, говорящего «Вонми, Господи
Иисусе Христе…» (Ч. 3. § 8. N 13), и среди гимнографов, с
надписью: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение» (Ч.
3. § 15. N 2). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII
в., об А. сказано: «Сед, аки Власий, риза кресты, во амфоре
, испод вохра с белилом».
В 1883 г. во имя свт.Андрея Критского был
устроен придел в колокольне ц. Харитона Исповедника XVII в.
(в Огородниках) в Москве.
Частицы мощей свт.Андрея Критского были
вложены в Крест воздвизальный, 1494/95 гг. (ГММК);
панагию-мощевик Иоанна Грозного, XVI в. (ГММК); в
Крест-мощевик, нач. XVII в., из Благовещенского собора
Московского Кремля (ГММК).
Литература: Ерминия ДФ. С. 160, 175; Detzel.
Bd. 2. S. 64; Большаков. Подлинник иконописный. С. 39, 112;
Millet, Frolow. Vol. 3. Tab. 32:3, 106:1, 107:2; Skrobucha
H. Katalog Ikonenmuseum Recklinghausen. Recklinghausen,
1968. N 266; Knoben U. // LCI. Bd. 5. Sp. 156; Миjовиz.
Менолог. С. 191, 280, 301, 373; Правдолюбов С., прот.
Великий канон св. Андрея Критского: Магист. дис. Т. 1. Л. 3;
Т. 2. Л. 2, 215; Власова О. М. Древнерусское искусство в
коллекциях Пермской гос. художественной галереи// ПКНО,
1992. М., 1993; Сорок сороков. Т. 2. C. 483, N 87; Евсеева.
Афонская книга. С. 315, N 167; Белоброва О. А. Андрей
Критский в древнерусской литературе и искусстве // ТОДРЛ. Т.
51. С. 206-220. Ил. 208; Христианские реликвии. С. 30,
134-136, 177-180.
Е. А. Луковникова
По материалам
«Православной энциклопедии». Т. 2. — М., 2001.
Седмица — 03.03.2009.
Песнь 7
Ирмос: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже.
(Дан. 9, 5-6)
Исчезоша дние мои, яко соние востающаго; темже, яко Езекиа, слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота. Но кий Исаия предстанет тебе, душе, аще не всех Бог?
(4 Цар. 20, 3. Ис. 38, 2-6)
Припадаю Ти и приношу Тебе, якоже слезы, глаголы моя: согреших, яко не согреши блудница, и беззаконновах, яко иный никтоже на земли. Но ущедри, Владыко, творение Твое и воззови мя.
Погребох образ Твой и растлих заповедь Твою, вся помрачися доброта, и страстьми угасися, Спасе, свеща. Но ущедрив, воздаждь ми, якоже поет Давид, радование.
(Пс. 50, 14)
Обратися, покайся, открый сокровенная, глаголи Богу, вся ведущему: Ты веси моя тайная, Едине Спасе. Но Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей.
(Пс. 50, 3)
Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.
Возопивши к Пречистей Богоматери, первее отринула еси неистовство страстей, нужно стужающих, и посрамила еси врага запеншаго. Но даждь ныне помощь от скорби и мне, рабу твоему.
(Пс. 59, 13)
Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.
Егоже возлюбила еси, Егоже возжелела еси, Егоже ради плоть изнурила еси, преподобная, моли ныне Христа о рабех: яко да милостив быв всем нам, мирное состояние дарует почитающим Его.
Слава, Троичен: Троице Простая, Нераздельная, Единосущная и Естество Едино, Светове и Свет, и Свята Три, и Едино Свято поется Бог Троица; но воспой, прослави Живот и Животы, душе, всех Бога.
И ныне, Богородичен: Поем Тя, благословим Тя, покланяемся Ти, Богородительнице, яко Неразлучныя Троицы породила еси Единаго Христа Бога и Сама отверзла еси нам, сущим на земли, Небесная.
Святитель Андрей Критский — краткое житие, чудеса, творчество
Каждый человек, который регулярно посещает храм, знает, что во время Великого поста читается Покаянный канон. Это покаянное и умилительное произведение принадлежит перу святого Андрея Критского. Но с его житием знакомы немногие христиане.
Детство и происхождение преподобного
Андрей Критский появился на свет в седьмом веке в Дамаске. Его родители были верующими христианами. По преданию мальчик был немым с рождения, а после принятия Святых Христовых Таин вдруг обрел дар речи. Это случилось, когда ему было семь лет, поэтому такое необычайное событие Андрей запомнил на всю жизнь.
С детства он много молился, не играл со сверстниками. А в
переходном возрасте твердо решил посвятить свою жизнь служению Богу. В
четырнадцать лет он отправился в монастырь святого Саввы около Иерусалима.
Служение в сане
Юноша зарекомендовал себя в монастыре с лучшей стороны благодаря своему послушанию и молитве. Он много изучал Святое Писание, в свободное время от послушания, которое заключалось в письмоводительстве. Андрей служил руководителю Иерусалимской Патриархии. Но это не отвлекало его от главного дела – подвижничества.
Он принимал участие в Шестом Вселенском Соборе, на котором осуждалась ересь монофелитов, признававших лишь Божественную природу Христа. Ересь была опровергнута, и теперь все знают, что Христос имел две природы: Божественную и человеческую.
Потом Андрея посвятили в диаконский чин в Соборе святой
Софии в Константинополе. В это время он имел послушание заботиться о сиротах.
Архипастырский труд
Молитвенные труды и подвижничество привели к тому, что
Андрея сподобили сана архиерея. Он служил архиепископом в городе Гортины на
острове Крит. В это время он усердно исполнял свои обязанности, заботился о
пастве, а в свободное время писал свои духовные творения.
Есть предание, что в годы засухи по молитвам архиерея вдруг пошел дождь. И это были не единственные чудеса святого. По его молитве сарацины, нападавшие на город, отступили.
Архипастырь заботился и о нищих и сиротах, по его указу открывались богадельни и приюты.
Последние годы жизни
Святой дожил до старости. Однажды он возвращался из Константинополя, куда ездил по делам, по дороге простудился и умер. Это случилось около места Иерис в 712-м году. Хотя по другим сведениям это произошло в 740-м году.
Его тело положили в храме святой Анастасии. Потом мощи перенесли в Константинополь.
Творчество святого
Перу преподобного принадлежат многие духовные произведения. Он ввел в службу такой вид песнопения, как канон. Святой написал около семидесяти канонов двунадесятым праздникам, а также трипеснцы.
Самый известный из них Великий покаянный канон, читаемый на первой седмице и на четвертой седмице Великого поста. Этот канон в наше время читается с поправками св. Иоанна Дамаскина, Феодора Студита.
В конце многих песней вставлены обращения к преподобному Андрею Критскому. Кроме канонов святой он сочинил тропари, стихиры, ирмосы.
СВЯТОЙ АНДРЕЙ, АРХИЕПИСКОП КРИТСКИЙ
Прослушать: «ВЕЛИКИЙ ПОКАЯННЫЙ КАНОН»
(Читает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен, 1980 г.)
Святитель Дмитрий Ростовский
Житие святого отца нашего Андрея, архиепископа Критского
Память 4 июля
Святой Андрей родился в городе Дамаске и был немым от рождения до семи лет. Когда же он вместе с своими родителями причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, то во время святого причащения разрешилась его немота и он стал говорить. Христос истинный Сын Божий, совершивший Себе хвалу устами сего немотствовавшего отрока, показал, сколь великая сила таится в пречистых Тайнах Получив чрез святое причащение дар речи, блаженный Андрей был отдан для обучения божественным книгам, а на четырнадцатом году своей жизни был приведен во святой град Иерусалим для служения Богу. Принявши его, святейший патриарх иерусалимский сопричислил его к клиру и со временем назначил его, как человека разумного, нотарием. Святой Андрей проводил весьма добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам патриарх, и он был угоден Богу и любим всеми.
По прошествии многих лет в Константинополе был созван шестой вселенский собор святых отцов, в царствование императора Константина Брадатого, против злочестивой ереси единовольников (монофелитов), — относительно каковой ереси подробнее можно читать в житии преподобного Максима Исповедника. На сей собор тогдашним святейшим патриархом иерусалимским Феодором был отправлен и сей блаженный Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, ибо самому патриарху нельзя было отправиться на собор в Константинополь, так как Иерусалим находился в то время под мусульманским владычеством. Блаженный Андрей по благодати Святого Духа, которой он был исполнен, в это время сделался известным святым отцам и самому императору. Они заметили в нем не только книжную премудрость и глубокое знание догматов православной Церкви, но и святую богоугодную жизнь. Против еретиков же он выказал себя доблестным воином Христовым и, усердно ратуя за благочестие, много помогал собору святых отцов.
После окончания собора святой Андрей возвратился во Иерусалим и пребывал там в своих обычных богоугодных занятиях, заботясь, по поручению патриарха, о сиротах, питая странников, служа больным. Во всем этом он был столь усерден и старателен, как будто он служил Самому Христу. После сего в правление императора Юстиниана второго Андрей был назначен архиепископом в Крит. Здесь он был светильником миру, осиявающим Христову Церковь богодухновенным учением и своею добродетельною жизнью. Как непобедимый подвижник, которого боятся бесы (ибо он их изгонял), Андрей был грозою для еретиков. Не только невидимые, но и видимые враги отгонялись его молитвами.
Однажды на остров Крит напали прибывшие на кораблях сарацины и осадили город, называвшийся Друмеос, где с своим пастырем святым Андреем заперлись христиане. Но сарацины воевали безуспешно и со стыдом отступили, будучи отгоняемы не оружием, а гораздо сильнейшими всякого оружия молитвами святителя, которые он со слезами проливал к Богу и ими, как стрелами, уязвлял врагов. Его молитвы имели большую силу: ими он во время бездождия и засухи низвел дождь, который оросил критскую область и сообщил ей плодородие.
Христов святитель Андрей написал много богодухновенных писаний и великий канон, который поется в четверток пятой недели Великого поста и другие каноны. Он украсил церковь песнопениями и почтил многими похвалами Пречистую Деву Богородицу. По каким-то церковным нуждам он отправился некогда в Константинополь и здесь оказался для многих человеком полезным. Всякий услаждался его лицезрением и медоточивыми речами и совершенствовался душою. Поэтому-то и стекались к нему все искавшие спасения душам своим. Намереваясь же вернуться из Константинополя обратно в Крит, святый провидел свою кончину и сказал любезным своим друзьям о Христе, что он более не увидит Крита. Простившись с ними последним целованием, он сел на корабль и отправился в путь. Доплывши до острова Митилены, он заболел, и в одном месте, по имени Иерис, предал в руки Божии свою душу.
Блаженный Андрей с честью пас вверенное ему стадо словесных овец и сопричислен к лику святых иерархов, предстоящих пред престолом Отца, Сына и Святого Духа, Единого Бога в Троице, Емуже воссылается слава во веки. Аминь.
Два святых с одинаковым именованием
Люди, не погруженные в основы богословия, часто путают преподобного архиепископа Критского Андрея (Иерусалимского) с преподобномучеником Андреем Критским. Каждый из праведников прошел свой жизненный путь и прославился своими богоугодными делами. Причина путаницы связана с тем, что знаменитые подвижническими делами личности проживали приблизительно в одно и то же историческое время.
Преподобномученик Андрей Критский: краткое житие
Согласно жизнеописанию, составленному преподобным Симеоном Метафрастом, родился святой на территории острова Крит (местность Кастрон) в начале VIII века. Жизнь богобоязненного юноши проходила в монашестве и молитвах при соблюдении христианских традиций. Монах был примером для окружающих и светочем веры во времена правления императора Константина V, прозванного Копронимом. Житие богобоязненного Андрея было наполнено благочестием, презрением к мирским радостям, что стало для многих примером богоугодничества.
Узнав о борьбе Копронима против почитания христианских икон, издании указа об изъятии ликов святых из храмов, оскорбленный в религиозных чувствах воин Христа отправляется в Константинополь во дворец святого Маманта. Там пламенный защитник веры принялся всенародно обличать еретические деяния императора-иконоборца, истязания верующих за почитание иконописных образов.
Андрей обратился лично к царю с обвинениями, немало удивив императора-еретика своей смелостью. По приказу Константина слуги избили праведного монаха, бросив будущего преподобномученика за тюремные стены. После череды жестоких истязаний несломленный, но покалеченный юноша погиб от потери крови, когда его волокли по земле на казнь. Тело смельчака пролежало на дне пропасти 12 дней, после чего повеленьем Божьим одержимые люди отнесли тело мученика к священному месту, за что были награждены исцелением.
В древнеславянских рукописях о житие прмч. Андрея Критского упоминают нечасто. День памяти святого назначен на 17 октября, что по новому стилю соответствует 30 октября. На иконе прмч. Андрей Критский изображен в хитоне, а молитвы страдальца исцеляют одержимых.
Словами тропаря и кондака, исполняемыми на день памяти преподобномученика и в дни Великого Поста, прославляют Андрея Критского, как доблестного защитника христианской веры, а также ее символов во времена жестоких гонений. Песнопение коротких стихов в храме звучит как напоминание верующим о череде важных событий в свете праздника, призывает брать пример с преподобномученика, истинно служившего вере.
Жизненный путь другого Андрея Критского был более ярким и длинным, наполненным духовными событиями и чудесами. Краткую историю его жития, которая поразила меня, перескажу вам далее.
Литература
- BHG, N 113–114c;
- Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Г. Кушелевым-Безбородко / Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860. С. 415–417;
- Papadopoulos-Kerameus. Analekta. T. 5. S. 169–179;
- ЖСв. Июль. С. 69–72;
- Лопарев Х. Описание некоторых греческих житий святых, III: Житие св. Андрея Критского // ВВ. 1897. Т. 4. С. 345–348;
- Latysev. Menolog. Fasc. 2. P. 136–137;
- Гудзий Н. К. К легендам об Иуде предателе и Андрее Критском // РФВ. 1915. № 1;
- Лихачев Н. П. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. Л., 1928;
- Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI–XV вв. М., 1984;
- Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 248–261;
- Повесть об Андрее Критском // ПЛДР: XVII в. М., 1988. Кн. 1. С. 270–274, 640–641;
- Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе // ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 215–220.
- Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859;
- Петров Н. О. О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога (иноземные источники). К., 1875;
- Веселовский А. Н. Андрей Критский в легенде о кровосмесителе и сказание об апостоле Андрее // ЖМНП. 1885. Т. 239. № 6. С. 231–237;
- Драгоманов М. П. Славяньските преправки на Едиповата история. София, 1891;
- Пономарев А. Андрей, архиепископ Критский, св. // ПБЭ. Т. 1. Стб. 765–769;
- Heisenberg A. Ein jambisches Gedicht d. Andreas v. Kreta // BZ. 1901. Bd. 10. S. 505–514;
- Vailhe S. Saint Andre de Crete // EO. 1901/02. T. 5. P. 378–387;
- М-ов П. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Олонецкие ЕВ. 1902. № 4. С. 143–149; № 5. С. 181–187; № 6. С. 221–226; № 7. С. 276–279; № 8. С. 299–302; № 9. С. 330–334;
- Рождественский М. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Странник. 1902. Март. С. 447–472. Июнь. С. 1136–1141;
- Филарет. Песнопевцы. С. 195–200;
- Petit L. Andre de Crete // DACL. T. 1. Col. 2034–2041;
- Колокольников М., свящ. Великий «канон» св. Андрея Критского и его совр. значение // Странник. 1909. № 2. С. 192–206;
- Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 98–107;
- Mercenier E. A propos d’Andre de Crete // Tome commemoratif du millenaire de la Bibliotheque Patrarcale d’Alexandrie. Alexandrie, 1953. P. 170–178;
- Sanz P. Ein Fragment eines neuen Kanon d. Andreas v. Kreta // JOBG. 1955. Bd. 4. S. 1–11;
- Тодоров Т. Св. Андрей Критский – великий песнописец // Церковен вестник. София, 1961. № 6;
- Будовниц И. У. Словарь русcкой, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII в. М., 1962. С. 76, 298;
- Сарафанова (Демкова) Н. С. Произведения древнерусской письменности в сочинениях Аввакума // ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 335;
- Shiro G. Caratteristiche dei canoni di Andrea Cretese: Studi su alcune composizioni inediti del melode // Krhtik Cronik. 1963. T. 15–16. S. 113–138;
- Richard M. Le commentaire du Grand Canon d’ Andre de Crete par Acace le Sabaïte // EEBS. 1965. T. 34. S. 304–311;
- Талин В. Святый Андрей, пастырь Критский, и его Великий покаянный канон // ЖМП. 1968. № 2. С. 65–72;
- Рябцев А. Великий канон – школа покаяния (этюд) // Там же. 1969. № 3. С. 71–76;
- Процюк Ю., прот. Наука покаяння у Великому канонi св. Андрея Критського. Львiв, 1972. Ðêï.;
- Szoverffy. Hymnography. Vol. 2. P. 6–10;
- Древнерусское шитье XV–XVIII в. в собрании Гос. Русского музея: Кат. выст. / Сост. и авт. ст. Л. Д. Лихачева. Л., 1980;
- Климова М. Н. Опыт текстологии Повести об Андрее Критском // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосиб., 1982. С. 46–61;
- она же. Повесть об Андрее Критском и фольклор (некоторые аспекты сопоставительного анализа) // Рукописная традиция XVI–XIX веков на востоке России. М., 1983. С. 27–39;
- НКС. Т. 3. С. 512–513;
- Правдолюбов С., протод. Великий канон св. Андрея Критского: История. Поэтика. Богословие: Магист. дис. / МДА. М., 1987. Т. 1–2 ;
- Шварц Е. М. Новгородские рукописи XV в.: Кодикол. исслед. ркп. Софийско-Новгородского собр. Гос. Публичной б-ки. М.; Л., 1989. С. 29;
- Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. Художественной галереи // ПКНО, 1992. М., 1993;
Литература по иконографии
- Ерминия ДФ. С. 160, 175;
- Detzel. Bd. 2. S. 64;
- Большаков. Подлинник иконописный. С. 39, 112;
- Millet, Frolow. Vol. 3. Tab. 32:3, 106:1, 107:2;
- Skrobucha H. Katalog Ikonenmuseum Recklinghausen. Recklinghausen, 1968. № 266;
- Knoben U. // LCI. Bd. 5. Sp. 156;
- Миjовиz. Менолог. С. 191, 280, 301, 373;
- Правдолюбов С., прот. Великий канон св. Андрея Критского: Магист. дис. Т. 1. Л. 3; Т. 2. Л. 2, 215;
- Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. художественной галереи// ПКНО, 1992. М., 1993;
- Сорок сороков. Т. 2. C. 483, № 87;
- Евсеева. Афонская книга. С. 315, № 167;
- Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе и искусстве // ТОДРЛ. Т. 51. С. 206–220. Ил. 208;
- Христианские реликвии. С. 30, 134–136, 177–180.