В чебоксарах открыли памятник святителю гурию казанскому

Содержание:

Жизнеописание

Святитель Гурий носил до пострижения имя Григорий и происходил из семьи бедных дворян Руготиных, родился в селе Радонеж. Григорий поступил на службу в дом князя Ивана Пенькова и был у него управляющим имением. Князь по навету слуг, обвинивших Григория в связи с княгиней, посадил его в земляной сруб. В срубе Григорий провёл около двух лет, зарабатывая себе на пропитание написанием азбуки для обучения детей. Согласно житию, через два года дверь темницы сама открылась и Григорий, взяв бывшую с ним икону Богородицы, пошёл в Иосифо-Волоколамский монастырь, где принял постриг с именем Гурий.

В монастыре Гурий продолжал свои аскетические подвиги, к которым приучился ещё в темнице. В 1543 году он был избран игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря и управлял братией в течение девяти лет. После покорения Казани и учреждения там архиерейской кафедры, Гурий по жребию был избран на неё архиепископом. 3 февраля 1555 года в Москве Гурий Собором русских архиереев был рукоположён в сан архиепископа Казанского. Вместе с Гурием в Казань отправился его ученик и будущий преемник Герман.

Возглавив новую епархию, Гурий проводил миссионерскую работу. За восемь лет его управления Казанской епархией были основаны четыре монастыря, построен Благовещенский кафедральный собор и более десяти городских церквей.

Святитель Гурий

В 1561 году святитель тяжело заболел, его по большим праздникам приносили в собор на литургию, которую он слушал сидя или лёжа. 2 декабря 1563 года Гурий принял великую схиму, пострижение совершал его друг и ученик Варсонофий, епископ Тверской. Скончался святитель Гурий 5 декабря 1563 года и был погребён в Спасо-Преображенском монастыре Казанского кремля.

Благоверный князь Владимир Ярославич

Святой благоверный князь Владимир Ярославич был старшим сыном Ярослава Мудрого. Отец, видя в нем задатки великого лидера и справедливого князя, отдал ему во владение один из древнейших и крупнейших городов — Новгород, когда Владимиру было всего 14 лет. Для защиты города он соорудил в Новгороде каменную крепость. Юный князь прославился как строитель великого Софийского собора. Этот храм стал главной святыней вольного города, новгородцы говорили: «Где Святая София, там Новгород; умрем, прольем кровь за Святую Софию». Храм был достроен и освящен святителем Лукой 14 сентября 1052 года, а через 20 дней скончался князь, которому было всего 32 года. Похоронили Владимира в созданном им храме.

Священномученик Мефодий, епископ Патарский

Епископ Мефодий жил в Ликийской области в Малой Азии. Он отличался подлинным иноческим смирением. Тихо и кротко святитель поучал свою паству, но вместе с тем твердо отстаивал чистоту Православия и энергично боролся с ересями. В историю христианской апологетики III века по Р. Х. он вошел полемикой против языческой философии и ересей. После него осталось богатое литературное наследие: сочинения в защиту христианства против язычества (наиболее важные — «О воскресении», «Пир десяти дев»), изложение православных догматов против ереси Оригена, нравственные поучения, толкования Священного Писания. Когда святителя Мефодия схватили язычники, он твердо исповедал веру во Христа и в 312 году был приговорен к смерти через усекновение главы. Принял мученическую смерть в греческой Халкиде.

Служба святителям Гурию и Варсонофию Казанским

Святитель Ермоген, Патриарх Московский, в бытность митрополитом Казанским, «по повелению царя Феодора Иоанновича и благословению Патриарха Иова» составил жития святителя Гурия, первого архиепископа Казанского, и его сподвижника Варсонофия, епископа Тверского, а также сказание об обретении их мощей в 1595 году. Позже, уже при царе Борисе Годунове, святитель составил им службу с каноном. В тексте встречаются моления об умирении и прекращении междоусобной брани. Служба написана в Казани, в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, – месте обретения мощей Казанских святых. Святитель Ермоген сам открыл мощи святых и писал об их обретении как очевидец: «Видехом и почудихомся целы и неразрушимы обретошася честныя мощи». Служба самостоятельна и имеет весьма мало заимствований.

Как справиться с физической усталостью на богослужении?

Богослужение — это не приятный концерт, это молитвенный труд. После грехопадения всё доброе дается человеку с трудом, и богослужение не является исключением из этого общего правила.

Когда говорят, что современному здоровому человеку не простоять 2-х часов, это раньше, в Византии, люди были физически крепкие, то можно расставить акценты по-иному

Если мы настолько ослабли, то имеет смысл обратить внимание на свою физическую форму, а не оправдывать ей безбожие

Тяжело и здоровому человеку стоять на службе, если он многого не понимает. Распечатайте или приобретите книгу с текстом и объяснением богослужения и вы убедитесь насколько легче стало молиться.

Есть ещё духовные причины тяжести на службе: неисповеданные грехи, неупорядоченная духовная жизнь.

Попробуйте найти храм ближе к дому. Не сложно иногда ездить в далёкий от дома храм, но регулярно делать это может быть трудно.

Больному или пожилому человеку может быть сложно стоять чисто физически. Для таких людей в храмах устанавливают скамьи или стасидии. Если скамей нет, то попросите служителей принести стул. В крайнем случае принесите свой складной табурет. Хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

Святитель Гурий, архиепископ Казанский

Первый архипастырь Казани, миссионер, просветитель Казанского ханства — архиепископ Гурий. За восемь лет служения ему удалось немало сделать в деле утверждения христианства на этих землях. Ведь только за три года до назначения святителя на кафедру Казанское ханство вошло в состав Российского государства. Для обучения местных детей не только из христианских семей, но и языческих, владыка Гурий создал два училищных монастыря. При участии владыки в Казани был построен каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом же соборе в 1595 году нашли упокоение святые останки владыки Гурия. 

Священное Писание

Тит., 301 зач., I, 15 — II, 10

15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.

Глава 2

1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; 3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; 4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.

6 Юношей также увещевай быть целомудренными.

7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, 8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.

9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, 10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.

Лк., 101 зач., XX, 19-26

19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; 22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?

24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.

25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

«Человек простый, истинный…»

Из современников лучшие слова о святителе Германе сказал, пожалуй, «невозвращенец» Андрей Курбский: «И бе он яко тела великаго муж, так и разума многаго, и муж чистаго и воистину святаго жительства, и Священных Писаний последователь и ревнитель по Бозе, и в трудах духовных мног… Человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и великий помощник был в напастях и бедах объятым, також и к убогим милостив зело».

Святитель принадлежал к древнему боярскому роду Садыревых-Полевых, произошедшему от смоленской ветви Рюриковичей. Родился он около 1505 года в Старице, в крещении получив имя Григорий. На двадцать шестом году жизни Григорий постригся в монахи в Иосифо-Волоколамском монастыре, где бояре По- левы имели родовую усыпальницу. В обители молодой монах занимался переписыванием книг — под руководством игумена Гурия (Руготина), впоследствии первого архиепископа Казанского и Свияжского. Уже в это время двух будущих святителей связала дружба. В 1551 году отец Герман был поставлен игуменом Успенского монастыря в Старице, однако вскоре, в 1553 году, передав свою должность священноиноку Иову, с 1589 года первому Патриарху Московскому и всея Руси, возвратился в Иосифо-Волоцкий монастырь к любимой им простой монашеской жизни. В том же году святой принял участие в Соборе по делу еретика Матвея Башкина, отрицавшего веру в Святую Троицу и церковные таинства. Осужденного Башкина отправили для вразумления в Иосифо-Волоцкий монастырь, где под влиянием отца Германа он раскаялся в своих заблуждениях.

3 февраля 1555 года в Москве архимандриту Герману положили быть настоятелем нового Успенского монастыря в Свияжске (неподалеку от Казани), учреждаемого с целью распространения христианства в Казанском крае. Свияжская обитель скоро превратилась в один из самых значительных и влиятельных русских монастырей.

В 1563 году святитель Гурий скончался, и 12 марта 1564 года в Москве состоялась архиерейская хиротония нового казанского владыки, а именно Германа. Возглавив епархию, он продолжил труды предшественника по распространению христианства. Архиерей заботился о благополучии паствы, строил храмы, заводил школы… Но святительское его служение в Казанском крае продлилось недолго. В 1566 году царь Иоанн Грозный вызвал святого в Москву, чтобы поставить главой Русской Церкви — митрополитом Московским и всея Руси.

Князь Андрей Курбский рассказывает, что святитель Герман долго отказывался принять сан митрополита, но царь с Собором «принудили» его. Это было страшное время самого начала опричнины — видя творящиеся жестокости, святитель призвал царя к покаянию и обращению к праведной жизни. Царские приближенные тут же оклеветали Германа: «Герман, — говорил один из них, — желает быть вторым Сильвестром: ужасает твое воображение и лицемерит, в на-дежде овладеть тобою…» Судьба святителя была решена: Грозный повелел изгнать его с митрополичьего двора и держать в Москве под надзором. Святой прожил еще полтора года. 6 ноября 1567 года опала его разрешилась — смертью, как то часто бывало при Грозном царе. Официальная версия гласила, что сгубило архиерея «моровое поветрие». Но сразу после этой странной и скорой кончины несостоявшегося митрополита появились слухи, что он был убит опричниками. Курбский прямо писал: «Овии глаголют удушеннаго тайно за повелением его (Ивана Грозного. — Прим. ред.), овии же ядом смертоносным уморенна». Скорее всего, однако, святителя убили мечом или топором. В 1888 году, когда мощи его переоблачали, а на главу возлагали новую митру, выяснилось, что она (голова) отделена от тела — причем странным способом, как будто один удар нанесли по шее спереди, а другой — сзади.

Похоронили святителя Германа в Москве в церкви Николы Мокрого в Зарядье (храм снесли в 1960-е годы при строительстве гостиницы «Россия», в свою очередь тоже снесенной в новейшее время). В 1591 году были обретены его мощи; год спустя их перенесли в Свияжск. По окончании русской Смуты в Успенский монастырь хлынули потоки паломников, началось общероссийское почитание святого, были составлены его Житие и служба. В келье праведника сохранялись его икона Божией Матери, печка и слюдяной фонарь, а в Успенском соборе — иглы, нитки, наперсток и богослужебные принадлежности, которыми пользовался великий подвижник.

Свияжскую обитель в 1919 году закрыли и разорили. В 1922 году были вскрыты мощи святителя, но вывезти их кощунники не смогли — помешал внезапно налетевший смерч. В 1925 году мощи таинственным образом исчезли и были обретены лишь в 2000 году — в казанском храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Часть их летом 2000 года вернулась в Свияжский Успенский монастырь.

Страсть чревоугодия (1-я из восьми главных страстей)

К проявлениям этой страсти относятся многоядение, пища исключительно ради услаждения, пьянство, курение, наркомания. Противоположная добродетель: воздержание.

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством (Лк.21:34)

Обратим внимание, на указанные две страсти. Пьянство является проявлением и частным случаем страсти чревоугодия, это попытка решения духовных проблем употреблением некоторых продуктов в пищу

Можно ли по внешним признакам отличить человека страдающего чревоугодием? Можно, но не точно, так как у человека может быть нарушен обмен веществ; также существуют разные виды чревоугодия (пьянство, наркомания, курение), и чревоугодие – это не только обжорство (чревобесие), но и сластолюбие (гортанобесие).

Молитвословия

Тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанского

глас 4

Правило веры и образ целомудрия,/ учителя добрых дел/ и наставника спасения даде тя Господь/ новопросвещенному граду Казани,/ в немже приобрел еси новыя от язык люди/ и привел еси я Христови./ Сего ради в память твою радостно сошедшеся,/ честне празднуем святое твое успение,/ ты же, отче наш, святителю Христов Гурие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Гурия

глас 4

Чувственныя страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ и Того ради от Бога нетлением почтен был еси/ и чудесы удивляем./ Молим тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:// радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение.

Молитва святителю Гурию Казанскому

Святителю отче Гурие, предстоя священней раце многоцелебных мощей твоих, молим тя усердно быти всегда и везде нашим ходатаем, заступником и покровителем. Исходатайствуй пастве твоей мир, тишину, благоденствие, здравие и спасение. Буди постоянным нашим заступником от всех врагов, видимых и невидимых: покрывай нас от нахождения всех бед, напастей и скорбей, паче же от искушений врага темнаго. Предстоящим же зде и молящимся испроси у Господа Бога вся, яже ко спасению своему они просят у Него в своих нуждах и скорбях, да все мы с тобою прославляем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Саввы

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Савво, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Саввы

глас 8

Яко от младенства Богу жертва непорочная/ принеслся еси добродетелию, Савво блаженне,/ садоделатель быв благочестия,/ темже был еси преподобных удобрение,/ гражданин же пустынный достохвален./ Темже зовем ти:// радуйся, Савво пребогате.

Священное Писание

Рим., 84 зач., III, 19-26

19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, 

20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.

21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, 22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, 23 потому что все согрешили и лишены славы Божией, 24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, 25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, 26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

Мф., 20 зач., VII, 1-8

1 Не суди́те, да не судимы будете, 2 ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?

5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

7 Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 8ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Преподобный Павел Препростый

Преподобный Павел жил в Египте. До принятия монашества он занимался земледелием и был известен простотой и незлобивостью. Его жена была красивой женщиной и долго скрывала от него свои измены. Однажды Павел застал её в грехе, но без тени возмущения сказал любовнику: «Хорошо, мне до этого нет никакого дела. Клянусь Иисусом, я эту женщину больше не приму. Иди возьми её и детей её, а я ухожу, чтобы стать монахом». Он пришёл в пустыню к преподобному Антонию Великому и просил принять его в послушание. Святой, видя пожилого мужчину (Павлу было уже 60 лет), сказал, что ему поздно становиться монахом и стоит вернуться в мир, работать там и благодарить за всё Бога. Но Павел настаивал и обещал исполнять всё, что скажет Антоний. Тот запер дверь и три дня не выходил, Павел же не двинулся с места и просидел всё это время у келлии без еды и воды. Когда святой вышел, Павел сказал: «Невозможно мне умереть где-нибудь, кроме как здесь». Испытав смирение и решительность старца, Антоний взял его в ученики.

Святые мощи святителя Гурия

Главной святыней Благовещенского собора Казанского Кремля до революции были мощи святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского. Первый архипастырь и просветитель Казанского края окончил свой земной путь 5 декабря 1563 года, за три дня до этого приняв постриг в великую схиму от архимандрита Варсонофия. Погребли его в кремле, за алтарем монастырского Спасо-Преображенского собора. Там же спустя двенадцать лет, в 1576 году, упокоился и святитель Варсонофий.

В 1595 году в Спасо-Преображенском монастыре приступили к строительству каменного соборного храма — взамен деревянного. В ходе строительных работ были обретены мощи обоих святителей. Присутствовавший при этом митрополит Казанский Гермоген (в будущем Патриарх-мученик), составивший первые жития просветителей Казани, так описывал это событие: «Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело…»

Мощи обоих святителей по окончании строительства монастырского собора были положены в нем, а в 1630 году мощи святителя Гурия перенесли в Благовещенский собор, поместив в устроенную дворянином С. Т. Аристовым серебряную раку — у северной стены. Над ракой водрузили резной балдахин, выполненный на средства Т. Шаланина. Рака была покрыта шитым золотом и серебром покровом с изображением святителя в рост — этот покров пожертвовал князь Б. И. Черкасский. В 1702 году раку с мощами передвинули в центральную часть собора, а в середине XIX столетия заменили новой — на ее создание купец П. Свешников выделил пять тысяч рублей. Рядом с ракой хра-нилась фелонь из камки, в которой святитель лежал в гробу, и его жезл, специально приспособленный для того, чтобы на него можно было опираться во время богослужений. Мера вынужденная — напомним, что в юности святой (тогда еще Григорий), служивший у князя Василия Пенкова, по навету — недоброжелатели обвинили его в прелюбодейной связи с княгиней — провел два года в княжеской темнице, где, видимо, застудил ноги; в старости он без опоры не мог стоять.

После закрытия Благовещенского собора рака с мощами святителя Гурия была перенесена в храм Николы Тульского Богородицкого монастыря — того самого, что устроили на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. В 1931 году православную общину, действовавшую на территории обители, перевели в Петропавловский собор, где с тех пор почивали мощи святителя Гурия. Наконец, в 1934 году рака с мощами оказалась в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, бывшей до революции приписной к Благовещенскому собору; с 1938 по 1946 год этот храм оставался единственным действующим в Казани и имел статус кафедрального. Здесь мощи святителя пребывают до сих пор.

Часть мощей в 2005 году помещена в раку с резной сенью, воссозданную в Благовещенском соборе по окончании его реставрации.

Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского

Первый епископ вновь созданной Казанской епархии — святитель Гурий. За восемь лет его деятельности были построены четыре монастыря, Благовещенский кафедральный собор и свыше десяти церквей. Ревностно заботился святитель и о становлении образовательных учреждений. После его смерти христиане начали обращаться к нему в своих молитвах как к ходатаю Казанского края. В 1595 году, через 32 года после кончины архипастыря, состоялось обретение его святых мощей. А еще через 35 лет они были торжественно перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в Благовещенский кафедральный собор Казани. Ныне, как и в старину, к мощам первого архипастыря Казанской земли, пребывающим в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, продолжают приезжать многочисленные паломники из многих уголков христианского мира.

Учреждение Казанской епархии

После завоевания в 1552 году Иоанном IV Казанского ханства началось христианское просвещение края. Были крещены хан Утемеш-Гирей и последний казанский хан Едигер-Магмет (в крещении Симеон). Это создало благоприятные условия для миссии, так как прежние властители ханства перестали быть лидерами религиозной и политической борьбы. В начале 1555 года соборным определением учредили новую епархию; в её состав вошли Казань и Свияжск с улусами, Васильград и Вятская земля. Учреждение Казанской епархии ускорило введение в Москве книгопечатания; именно в Свияжск были отправлены первые русские печатные книги. Первым Казанским архиепископом стал святой Гурий (Руготин). Ближайшими сотрудниками святителя-миссионера стали архимандриты Герман и Варсонофий, знавший татарский язык и обычаи.

Мученики Инна, Пинна и Римма

Святые мученики Инна, Пинна и Римма, по преданию, происходили из северной страны и были учениками апостола Андрея Первозванного. Согласно житию, они были схвачены варварами-идолопоклонниками и приведены к правителю. Тот повелел, чтобы исповедники Христовы погибли от холода. Мученики были привязаны к прямым брёвнам, установленным посреди потока, и, хотя стояло ветреное и холодное время года и твёрдую гладь воды сковал мороз, они оставались неподвижны, пока не достигли предела земной жизни, предав свои блаженные души в руци Божии. Через семь лет, 20 июня, совершилось перенесение их святых мощей. Мученики Инна, Пинна и Римма почитаются в Русской Церкви как первомученики словенские. Возле храма во имя всех Крымских святых (город Алушта) возведена часовня святых мучеников.

Мученики Инна, Пинна и Римма

Святые мученики Инна, Пинна и Римма, по преданию, происходили из северной страны и были учениками апостола Андрея Первозванного. Согласно житию, они были схвачены варварами-идолопоклонниками и приведены к правителю. Тот повелел, чтобы исповедники Христовы погибли от холода. Мученики были привязаны к прямым брёвнам, установленным посреди потока, и, хотя стояло ветреное и холодное время года и твёрдую гладь воды сковал мороз, они оставались неподвижны, пока не достигли предела земной жизни, предав свои блаженные души в руци Божии. Через семь лет, 20 июня, совершилось перенесение их святых мощей. Мученики Инна, Пинна и Римма почитаются в Русской Церкви как первомученики словенские. Возле храма во имя всех Крымских святых (город Алушта) возведена часовня святых мучеников.

Литература

  • Житие святых Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. II: Октябрь, День 4.
  • Васильев П. П. Гурий, архиепископ казанский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Архиепископ Гурий Казанский — просветитель Среднего Поволжья: I Межрегиональные Свято-Гурьевские образовательные чтения / . — Чебоксары : Издательство Чувашского университета, 2017. — 174 с. — ISBN 978-5-7677-2591-5

Болезнь и молитва в житии святителя Гурия Казанского

Святитель Гурий, великий Казанский миссионер (1563), дал образ христианского отношения к болезни. Последние три года жизни он не мог ходить, поэтому его приносили на литургию и он сидел или лежал в храме, так как не мог стоять. По слову его жизнеописателя, священномученика Патриарха Гермогена (1612), «болезнь тела не могла одолеть любомудрия души: ревность по Богу дарует лёгкие крылья и облегчает немощи телесны — так и у преподобного душа была воеводой тела. Даже лёжа больным, он непрестанно воссылал Богу пение и удручал тело воздержанием. Хотя и говорится, что от больного Бог не требует ни поста, ни трудов, а только терпения и благодарения, но святой одно с другим соединил: много трудился, будучи больным, и этим прилепился Богу». Больной святитель многих местных привёл ко Христу беседами.

Священное Писание

Тит., 301 зач., I, 15 — II, 10

15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.

Глава 2

1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; 3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; 4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.

6 Юношей также увещевай быть целомудренными.

7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, 8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.

9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, 10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.

Лк., 101 зач., XX, 19-26

19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; 22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?

24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.

25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

Священномученик Мефодий, епископ Патарский

Епископ Мефодий жил в Ликийской области в Малой Азии. Он отличался подлинным иноческим смирением. Тихо и кротко святитель поучал свою паству, но вместе с тем твердо отстаивал чистоту Православия и энергично боролся с ересями. В историю христианской апологетики III века по Р. Х. он вошел полемикой против языческой философии и ересей. После него осталось богатое литературное наследие: сочинения в защиту христианства против язычества (наиболее важные — «О воскресении», «Пир десяти дев»), изложение православных догматов против ереси Оригена, нравственные поучения, толкования Священного Писания. Когда святителя Мефодия схватили язычники, он твердо исповедал веру во Христа и в 312 году был приговорен к смерти через усекновение главы. Принял мученическую смерть в греческой Халкиде.

Молитвословия

Тропарь святителя Гурия, архиепископа Казанского

глас 4

Правило веры и образ целомудрия,/ учителя добрых дел/ и наставника спасения даде тя Господь/ новопросвещенному граду Казани,/ в немже приобрел еси новыя от язык люди/ и привел еси я Христови./ Сего ради в память твою радостно сошедшеся,/ честне празднуем святое твое успение,/ ты же, отче наш, святителю Христов Гурие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Гурия

глас 4

Чувственныя страсти победив,/ чистотою, яко солнце, возсиял еси,/ чисто житие до конца сохранив,/ и от неверия в веру многих ко Христу привел еси,/ и Того ради от Бога нетлением почтен был еси/ и чудесы удивляем./ Молим тя, святителю Гурие,/ молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти:// радуйся, отче предивный, граду Казани похвала и утверждение.

Молитва святителю Гурию Казанскому

Святителю отче Гурие, предстоя священней раце многоцелебных мощей твоих, молим тя усердно быти всегда и везде нашим ходатаем, заступником и покровителем. Исходатайствуй пастве твоей мир, тишину, благоденствие, здравие и спасение. Буди постоянным нашим заступником от всех врагов, видимых и невидимых: покрывай нас от нахождения всех бед, напастей и скорбей, паче же от искушений врага темнаго. Предстоящим же зде и молящимся испроси у Господа Бога вся, яже ко спасению своему они просят у Него в своих нуждах и скорбях, да все мы с тобою прославляем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Саввы

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Савво, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Саввы

глас 8

Яко от младенства Богу жертва непорочная/ принеслся еси добродетелию, Савво блаженне,/ садоделатель быв благочестия,/ темже был еси преподобных удобрение,/ гражданин же пустынный достохвален./ Темже зовем ти:// радуйся, Савво пребогате.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Тит. 1, 15-2, 10; Лк. 20, 19-26

«Кесарево — кесарю, а Божие — Богу»; всякому, значит, свое. В наше время вместо «кесарево» поставить надо «житейское», и сказать: житейское своим чередом, а Божеское — своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, — в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том что Божие — не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию?

Благоверный князь Глеб Владимирский

Благоверный Глеб Владимирский был младшим сыном святого благоверного князя Андрея Боголюбского. С юных лет он подвизался в благочестии. Скончался святой князь Глеб в возрасте 19 лет. Его прославление совершилось при императоре Петре Великом в 1702 году. Мощи князя были совершенно нетленны, о чём свидетельствовал преподобный Антоний (Медведев). В юности архимандрит Антоний под влиянием раскольников стал сомневаться в нетлении святых мощей. Желая укрепиться в вере, он попросил чредного священника показать ему мощи святого Глеба. Батюшка открыл мощи благоверного князя и обнажил его руку, которая сохранила все составы и кожу и сгибалась, как у живого человека. «Ужас напал на меня, — вспоминал будущий наместник Троице-Сергиевой Лавры, — и я упал в чувстве благоговения перед святыми мощами».

Как справиться с физической усталостью на богослужении?

Богослужение — это не приятный концерт, это молитвенный труд. После грехопадения всё доброе дается человеку с трудом, и богослужение не является исключением из этого общего правила.

Когда говорят, что современному здоровому человеку не простоять 2-х часов, это раньше, в Византии, люди были физически крепкие, то можно расставить акценты по-иному

Если мы настолько ослабли, то имеет смысл обратить внимание на свою физическую форму, а не оправдывать ей безбожие

Тяжело и здоровому человеку стоять на службе, если он многого не понимает. Распечатайте или приобретите книгу с текстом и объяснением богослужения и вы убедитесь насколько легче стало молиться.

Есть ещё духовные причины тяжести на службе: неисповеданные грехи, неупорядоченная духовная жизнь.

Попробуйте найти храм ближе к дому. Не сложно иногда ездить в далёкий от дома храм, но регулярно делать это может быть трудно.

Больному или пожилому человеку может быть сложно стоять чисто физически. Для таких людей в храмах устанавливают скамьи или стасидии. Если скамей нет, то попросите служителей принести стул. В крайнем случае принесите свой складной табурет. Хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

Благоверный князь Глеб Владимирский

Благоверный Глеб Владимирский был младшим сыном святого благоверного князя Андрея Боголюбского. С юных лет он подвизался в благочестии. Скончался святой князь Глеб в возрасте 19 лет. Его прославление совершилось при императоре Петре Великом в 1702 году. Мощи князя были совершенно нетленны, о чём свидетельствовал преподобный Антоний (Медведев). В юности архимандрит Антоний под влиянием раскольников стал сомневаться в нетлении святых мощей. Желая укрепиться в вере, он попросил чредного священника показать ему мощи святого Глеба. Батюшка открыл мощи благоверного князя и обнажил его руку, которая сохранила все составы и кожу и сгибалась, как у живого человека. «Ужас напал на меня, — вспоминал будущий наместник Троице-Сергиевой Лавры, — и я упал в чувстве благоговения перед святыми мощами».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector