Кто такие волхвы?

Волонтеры и полицейские

Возле метро «Кропоткинская» стоят волонтеры — объясняют, кому куда: с детьми — в одну очередь, взрослым и здоровым — в основную, на елку — в другую сторону. Волонтеров вообще много.

— Нам даже пришлось раздавать бейджики «организатор» — «волонтеры» закончились, — рассказала девушка-организатор Александра.

Основная задача волонтеров — направлять людей. Они помогают пройти инвалидам и родителям с детьми, помогают найтись потерявшимся — без дела не стоят.

Еще больше вокруг храма полицейских.

— У вас бейджик просрочен! — говорит нам суровый капитан и пытается не пустить.

— Ой, простите, пожалуйста! — ноем мы. — Выходные были, в редакции не успели получить новые!

— Что значит: не успели?! А мы почему все успеваем? — сердится полицейский. Правда, после заверений фотографа Анны Гальпериной, что напишем про него что-нибудь хорошее, улыбается, поздравляет с праздником и пропускает.

Улыбка украшает людей.

Возле самого входа в храм ругаются женщина в шубке и полицейский. Женщина потеряла семью: отбежала на минутку, вернулась — а ребенок и бабушка уже прошли вперед. Бабушка болеет, ходит плохо, ребенок в коляске — телефона у них нет. Женщина волнуется, чуть не плачет, полицейский непреклонен: нет, и все, подождите у входа, не заблудитесь. Выручить паломницу вызывается наша сопровождающая Александра, а мы идем беседовать с людьми из очереди.

Кто такие волхвы?

«Волхвы» переводится с греческого — «маги», Геродот отмечал в своих трудах, что эти люди — представители племени мидян – особой касты, которая отвечала за религиозность всего народа. Кто такие волхвы в Библии? В Ветхом Завете они упоминаются, как мудрецы и ясновидящие, живущие среди мидян и персов, а в Новом завете о волхвах написано лишь один раз, когда те признали Младенца Иисуса Царем Иудейским. По традиции, художники изображали трех магов возле Богомладенца людьми разного возраста:

  • молодой человек – из африканской расы;
  • зрелый мужчина – европеец;
  • седой старик – восточной внешности.

Кто такие волхвы и откуда они пришли?

В современном синодальном переводе Библии на русский язык говорится, что когда родился Иисус, пришли «волхвы с востока». Кто же они и откуда они пришли? И среди святых отцов церкви и среди ученых толкователей по этому вопросу нет единства. Б.И.Гладков в работе «Толкование Евангелия» приводит все имеющиеся точки зрения:

«Когда родился Иисус, пришли в Иерусалим волхвы с востока. Волхвами назывались люди ученые, обладавшие большими знаниями, в особенности в области астрономии. В Вавилоне и Персии они пользовались особым уважением, бывали жрецами и советниками царей. Говоря, что пришли в Иерусалим волхвы с востока (Мф. 2, 1), Евангелист не поясняет, откуда именно они пришли. Иустин мученик, Епифаний и Тертуллиан полагали, что волхвы пришли из Аравии; Иоанн Златоуст и Василий Великий — из Персии, а Блаженный Августин — из Халдеи. Вероятнее всего, они пришли из страны, составлявшей прежде Вавилонское царство, так как там, во время семидесятилетнего плена евреев, предки волхвов, явившихся в Иерусалим, имели возможность узнать от ученых евреев, что они ждут Избавителя, Великого Царя, Который покорит весь мир; там же жил пророк Даниил, и из откровения ему о седьминах волхвы могли знать приблизительно и время пришествия этого Царя; — там же, наконец, должно было сохраниться предание и о пророчестве волхва Валаама (времен Моисея), сказавшего: Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля (Числ. 24, 17; см. также Ис. 11, 10-16; 60, 6)». https://www.biblioteka3.ru/biblioteka/gladkov/txt04…

Где же искать ответ на этот интересный и трудный вопрос? Возможно, ответ в армянском переводе Библии, которая дословно в переводе на армянский «Дыхание Господа», выполненном в начале V века Св.Месропом Маштоцом – бывшим солдатом, ставшим христианским миссионером и создателем армянского алфавита в сотрудничестве с патриархом Св.Сааком Партевом. Этот перевод считается специалистами одним из лучших. Кроме того, столь раннее время ее перевода, когда еще были живы в первых христианских общинах предания о евангельских временах и необходимость передать в точности смысл события, позволяют, на наш взгляд, отнестись к армянскому переводу Библии, как к решающему источнику.

Вместо «волхвов» в армянском тексте сказано «маги», а так на Востоке называли зороастрийских священников

В нашу задачу не входит подробный разбор этой религии, поэтому обратим внимание только на те обстоятельства, которые имеют отношение к нашим поискам. Заратуштра, увидев, в Иране «поклонение твари», усомнился в истинности тогдашней религии и, уединившись в горах, предался размышлениям об истине

На его примере мы очень красноречиво видим, как силу человеческого разума, – Господь сотворил человека по образу и подобию своему», – так и необходимость Откровения для истинного Богопознания.

Убедив тогдашнего иранского шаха отказаться от язычества, он предложил, по его мнению, подлинную религию. Суть ее заключалась в идее двух Творцов – Доброго Ахурамазды и злого Аримана. По мнению Заратуштры, не мог Всеблагой Создатель творить злое – смерти, болезни, ядовитых животных, иссушающие жаром пустыни и т.п. Жизнь же человеческая есть постоянный выбор в сердце между добром и злом. Однако самое удивительное, что в учении Заратуштры есть таинственное указание на Саошьянта – Спасителя мира. Не потому ли по неисповедимым путям Господним младенцу Христу одними из первых пришли поклониться зороастрийские священники?

Есть и еще одно интересное свидетельство в пользу зороастрийской гипотезы. В 614 г. Иранский шах Хосров из династии Сасанидов, взяв Иерусалим, сжег Храм Гроба Господня, но, не тронув Животворящего Креста, который приказал сохранить и впоследствии передал Крест и Копие Римскому императору Ираклию. Почему он так парадоксально поступил? Когда я был в Святой Земле, один из священников рассказал мне старинное предание, что войдя в храм, Хосров увидел икону «Рождества Христова», на которой были изображены лица в персидских одеяниях. Немало удивившись, он повелел не уничтожать ни одну из христианских реликвий.

В чем же смысл или сверхидея этой истории? Возможно, я беру на себя слишком многое, но на мой взгляд смысл в том, что суть Христианства не в книжничестве – бесконечных псевдофилософских спорах, не в фарисействе – обрядоверии и преувеличенной сосредоточенности на всем внешнем и не в болезненном мистицизме – нескончаемом поиске святых икон и непонимания, что «Дух дышит, где хочет» и на Небе нет секций.

Вера Христова – прекрасная тайна и «неисследимы и непостижимы пути дивного твоего смотрения о нас, Господи Спасителю!»

https://youtube.com/watch?v=vFH9OxZVjpQ

Что случилось с мощами потом?

Несмотря на то что ни Матфей, ни какой-либо другой евангелист не упоминают, что случилось с волхвами после того, как они вернулись в свою землю (в Месопотамию), церковное предание не думало их забывать. Культ почитания останков святых, мучеников и угодников появился в четвертом веке и чрезвычайно развился в средневековье. Чем больше мощей, тем крупнее поток паломников, а значит, тем значительнее суммы пожертвований. Руководствуясь этой простой логикой, Церковь взялась разрабатывать культ волхвов и всего, что с ними связано. Было провозглашено, что мудрецы с Востока получили крещение от апостола Фомы и позже приняли мученический конец в своих странах. Неудивительно, что вскоре обнаружились и мощи волхвов. Их нашла императрица Византии Елена Константинопольская, как это обычно с ней случалось, во сне.

Как же так получилось, что останки людей, убывших из Вифлеема на Восток, вдруг обнаруживаются в византийском (ныне турецком) городе Шева? Матфей не упоминает, где именно находились родные земли трех магов, зато указание на это содержится в Ветхом Завете. Пророчество Исайи (60:6) говорит: «Все они придут из Савы, и возвестят славу Мессии, принеся в дар ладан и золото». А в Псалтыре (71:10) пишется нечто иное: «Цари островов и Фарсиа, Савы и Аравии принесут Ему дань; и поклонятся Ему все народы». Как видим, родные земли мудрецов (или королевства трех царей) лежат далеко от Шевы. Но священное предание нашло выход из положения. Появилась легенда, что в возрасте ста пятидесяти лет каждый все три волхва встретились в Шеве, чтобы почтить память Господа Нашего. Там они и упокоились в мире. А кости волхвов христианская община сохранила и передала в Константинополь.

Волхвы — это жрецы или маги, которые пришли к новорождённому Иисусу, следуя за Вифлеемской Звездой

О волхвах нам известно из Нового Завета. Их упоминает в связи с рождением Иисуса Христа автор Евангелия от Матфея:

(Мф. 2:1–2)

Звезда, о которой идёт речь, — загадка для историков и богословов. Есть разные мнения:

  • комета;
  • соединение Юпитера и Сатурна;
  • чудо, которое не имеет ничего общего с астрономией.

Но обо всём по порядку. Кто же такие эти волхвы, которые следовали за Вифлеемской звездой?

Волхвы могли быть магами, либо жрецами с Востока.

Вероятнее всего, речь о жрецах из Мидии или Персии. Текст Библии намекает именно на такою трактовку. Однако Священное Писание употребляет слово, которое можно перевести ещё как:

  • маг;
  • чародей;
  • волшебник.

Отдавая предпочтение идее о жрецах, мы не можем всё же однозначно утверждать, что это были представители персидского духовенства, а не колдуны. Слишком мало для того информации.

В любом случае автор Евангелия отзывается об их визите в позитивном ключе. Но это легко объяснить: признание такими людьми особой роли Мессии очень значимо для первых шагов христианства.

Также иногда их называют королями (царями — в православной традиции).

Дары волхвов — Библия

Кто такие волхвы и их дары? В библейских сказаниях они еще упоминаются, как три царя других стран, которые пришли признать власть нового правителя Иудеи. Святые дары волхвов насчитывают три предмета, поэтому в сказания вошли три просителя. Хотя в трудах Блаженного Августина и Иоанна Златоуста упоминается, что волхвов было двенадцать, другие легенды называют большее число.

В некоторых европейских странах день, когда властители пришли поклониться Иисусу, именуется праздником трех царей, в Испании даже устраивают 5 января пышные кавалькады. По поводу даты, когда волхвы прибыли в Вифлеем, существует несколько версий:

  1. По традициям православия – спустя двенадцать дней от Рождества.
  2. По легендам восточной церкви — минули месяцы после Рождества.
  3. В Евангелии от Псевдо-Матфея – свыше двух лет от дня Рождения Богомладенца.

Что принесли волхвы в дар Иисусу?

Ученик Христа Матфей описывает, что волхвы правили далеко на восточных землях. Когда увидели в небе Вифлеемскую звезду, сочли ее знамением и пошли за ней. Придя в Иерусалим, решили обратиться к царствующему правителю Ироду, чтобы узнать, как отыскать нового Царя Иудейского. Тот ответа дать не мог, и сам просил магов, чтобы известили, где такой есть, якобы для того, чтобы поприветствовать. Правители следовали далее за ночным светилом до Вифлеема, где и нашли Деву Марию с маленьким Иисусом.

Что принесли волхвы в дар Богомладенцу? Всем предметам сказания приписывают особое значение:

  • золото – олицетворение власти;
  • ладан – подарок Сыну Божьему;
  • смирна – признание, что Христос еще и смертен.

Что значили дары волхвов?

Дары волхвов Христу – почитаемая всеми верующими святыня, уникальное произведение искусства древних мастеров. Это 28 пластиночек из золотых нитей, спаянных в оригинальный узор, ученые определяют его, как древнюю технику филиграни с зернью. Зернь – маленькие золотые шарики, которые выступают над пластинкой и делают ее богаче. Узор любой из них – уникален, а все формы – трех и четырехугольные. К геометрическим фигурам крепятся нити из серебра с шестьюдесятью бусинками из ладана и смирны.

То, какие дары принесли волхвы Иисусу, свидетельствует, что древние маги сразу признали факт: на свет появился настоящий Царь Иудеи. Потому и выбрали дорогие подарки еще до того, как увидели Богомладенца. В символе даров современники видят напоминание от Бога людям, что пророки, предсказывающие рождение Сына Божьего, излагали правду. Есть версия, якобы дары волхвов зародили традицию обмениваться подарками на Рождество, а позднее – вручать их новорожденным.

Как звали волхвов, принесших дары?

Имена волхвов, которые явились к маленькому Христу, выложены на мозаике итальянской церкви Сан-Аполинар: Каспар, Мельхиор и Валтасар. В одном из преданий упоминается также четвертый волхв – Артабон. Ученые считают, что три царя получили эти имена только во времена Средневековья. Потому что у других народов первых, поклонившихся Иисусу, властителей называли иначе:

  1. Авимелех, Охозат, Фикол – у ранних христиан;
  2. Гормизд, Язгерд, Пероз – у сирийцев;
  3. Апелликон, Америн и Дамаскон – у греков;
  4. Магалах, Галгалах и Серакин – у евреев

Кто такие волхвы?

«Волхвы» переводится с греческого — «маги», Геродот отмечал в своих трудах, что эти люди — представители племени мидян – особой касты, которая отвечала за религиозность всего народа. Кто такие волхвы в Библии? В Ветхом Завете они упоминаются, как мудрецы и ясновидящие, живущие среди мидян и персов, а в Новом завете о волхвах написано лишь один раз, когда те признали Младенца Иисуса Царем Иудейским. По традиции, художники изображали трех магов возле Богомладенца людьми разного возраста:

  • молодой человек – из африканской расы;
  • зрелый мужчина – европеец;
  • седой старик – восточной внешности.

История праздника Трех королей


Поклоне́ние волхво́в (греч. дословно «маги с Востока») — популярный богословский и иконографический сюжет о мудрецах, пришедших поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары. Согласно апостолу Матфею, волхвы жили где-то на Востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что она является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим. Там они обратились к правящему государю этой страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами. Ирод встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем.


Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары. «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Мф. 2:9—11)» После этого волхвам во сне было дано откровение, что к Ироду возвращаться с вестью об успехе их путешествия не стоит, и они отправились домой другой дорогой. Не дождавшись их, разгневанный Ирод устроил избиение младенцев.

Почитание волхвов

В западных календарях память Каспара отмечается 1 января, Мельхиора — 6 января, Вальтазара — 11 января. Впоследствии память трёх волхвов была приурочена к празднику Богоявления Господня — 6 января . В этот день устраивались представления, изображающие поклонение волхвов, получившие название праздника «Трёх королей». В православных календарях не было особого дня памяти волхвов; однако в ряде византийских рукописей под 25 декабря отмечается «Поклонение волхвов» , перешедшее и в некоторые современные месяцесловы. В «Житиях святых» по святителю Димитрию Ростовскому под 25 декабря помещено, кроме текста, посвящённого собственно Рождеству Христову, и отдельное «Сказание о поклонении волхвов», где, кроме прочего, сказано: _»А имена их такие: первый — Мелхиор, старый и седой, с длинными волосами и бородой; он принёс золото Царю и Владыке. Второй — Гаспар, молодой и без бороды с лицом румяным; он принёс ливан вочеловечившемуся Богу. Третий — Валтасар, смуглый лицом, с длинною бородою, он принёс смирну смертному Сыну Человеческому»

Рака Трёх Волхвов в алтаре Кёльнского собора

ПерсииЕленойКонстантинопольVМиланКёльнXIII

Золото сохранилось в виде 28 небольших подвесок различной формы, поверхность каждой пластины украшена сканью. Ладан и смирна представляют собой маленькие шарики (до 60 штук). В настоящее время эта святыня хранится в ризнице монастыря святого Павла.

В Библии о волхвах рассказывается немного

Необходимо отметить, что в Библии о волхвах рассказывается немного. Священное Писание не говорит о том кто такие волхвы, откуда пришли они, чем занимались и как одевались. Постол Матфей рассказывает о том, что волхвы жили где-то на востоке.

Возможно, что это Персия (в наше время Иран), а волхвы — жрецы иранской религии зороастризма. Она, как и христианство, содержит идею о пришествии в мир Спасителя. Они увидели в небе звезду и как астрономы и астрологи поняли, что это знамение.


Комету Галлея использовал Джотто как модель для Вифлеемской звезды в «Поклонении волхвов» в капелле Скровеньи. Начало XIV века. Учёные считают, что Вифлеемской звездой, за которой шли волхвы, могла быть комета Галлея

Двигаясь за Вифлеемской звездой, волхвы пересекли территорию нескольких государств и прибыли в Иерусалим. Здесь они обратились к правителю Иудеи царю Ироду с вопросом. Они хотели увидеть только что родившегося Царя Иудейского, которому они пришли поклониться. Волхвы думали, что это его сын или иной родственник.

Ирод испугался, услышав такие вести, так как новый претендент мог свергнуть его. Он вежливо проводил волхвов. Перед этим царь попросил их в том случае, когда они найдут Царя Иудейского, сообщить ему об этом. Ирод, якобы, хотел пойти и поклониться ему. Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары.


«Избиение младенцев», Маттео ди Джованни, 1488 год. Не дождавшись волхвов с вестями о Христе, царь Ирод приказал устроить избиение младенцев в Вифлееме, чтобы уничтожить возможную угрозу своей власти

Библия об этом говорит так:

Мф. 2:9—11

После этого волхвам во сне было Божественное откровение о том, что сообщать царю Ироду об успехе их предприятия не стоит. Именно поэтому волхвы отправились домой другой дорогой. Не дождавшись их возвращения, разгневанный Ирод устроил избиение младенцев для того, чтобы уничтожить угрозу своей власти.

Что попробовать в Испании в День Волхвов

Главным праздничным блюдом в праздник Трех Королей в Испании считается пирог Волхвов (Roscón de Reyes). Это круглый пирог со сквозным отверстием в середине, обычно украшенный цукатами и начиненный взбитыми сливками или кремом. Но самая главная его особенность – сюрприз, спрятанный внутри пирога. Это могут быть маленькая рождественская фигурка, боб или монетка. Значение, которое придается находке, также может быть самым разным, поэтому не спешите радоваться, если она выпадет именно вам. Иногда находка может символизировать удачу, а иногда обладателю фигурки вменяется в обязанность заплатить за пирог или помыть посуду.

Можно без преувеличения сказать, что праздник Трех Королей в Испании – одно из самых значимых событий в январе, особенно в Барселоне. Если вы решите отдохнуть зимой в Барселоне с детьми, то сказочный карнавал 5 января в Испании сделает вашу поездку незабываемой. А Центр услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» организует все так, чтобы ваш отдых был максимально комфортным. С наступающим Рождеством и Новым годом, и всего вам самого наилучшего! За помощью в организации отдыха в Испании звоните нам по телефонам, указанным на сайте!

Что такое благодать?

Татьяна — человек воцерковленный и к «благодатным очередям» тоже привычный.

— Я и у Пояса Богородицы была, и у креста апостола Андрея. А молиться буду о том, чтобы в стране все спокойно было.

Кто-то ищет у святынь духовных даров. Зинаида тоже бывала и у Пояса Богородицы, и у креста апостола Андрея. Сейчас стоит уже шесть часов:

— Меня этот путь к святыне очень укрепляет в вере!

Эту духовную поддержку чувствуют многие — даже те, кто почти ничего не знают о привезенной святыне (а таких в очереди большинство).

Виктор очень чтит преподобного Серафима Саровского, ходит в храм по праздникам, но на рождественскую службу попасть не смог — жена работала, он с детьми сидел. Может быть, поэтому он приехал к святыням Рождества из подмосковного Наро-Фоминска. Простоял с половины девятого до трех часов дня.

— Не скажу, что устал. Благодать поддерживала. Если бы надо было электричку или поезд на вокзале столько ждать — было бы невыносимо! А здесь я как-то и не заметил, что время прошло.

Почему решил прийти, Виктор сформулировать не смог.

— Христианская вера… Это не долг, это в душе потребность какая-то.

Кто такие волхвы:

В оригинале Нового Завета волхвы названы как μάγοι, то есть маги. В древнегреческом языке это слово обозначает персидских (иранских) жрецов, астрологов и астрономов, которые обладали особыми знаниями.

От слова «волхв» образовано русское слово «волшебник».

Евангелие не уточняет количество волхвов и их имена, но церковное предание называет троих: Каспар, Бальтазар и Мельхиор.

Согласно тому же преданию, все они впоследствии стали христианами и приняли крещение от апостола Фомы. Западное предание говорит о том, что апостол рукоположил волхвов в епископов. Их мощи были обретены святой царицей Еленой и сегодня находятся в Кельнском соборе (Германия).

Фото BDKJ DV Hildesheim /Flickr/ CC BY-NC 2.0

Использованные материалы

  • Неклюдов К. В.,, О.В.Л., Квливидзе Н. В.Волхвы// Православная энциклопедия, т. 9, с. 278-282:

  «Ἡ Προσκύνησις τῶν Μάγων», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, .

  Страница календаря на официальном сайте Греческой православной архиепископии в Америке Константинопольского Патриархата, , «The Adoration of the Magi: Melchior, Gaspar, & Balthasar».

  Страницы календаря на официальном сайте Православно Церкви в Америке: «The Adoration of the Magi», ; «The Three Magi — Melchior, Gaspar, and Balthasar», .

  Календарь на официальном сайте Кафедрального собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. Мюнхене (Русская Православная Церковь Заграницей): «Поклонение свв. волхвов: Мельхиора, Гаспара и Валтасара», .

  Herod. Hist. I 101; VII 43, 191 и мн. др.

  Alcibiades Maior 122a

  Ср.: Strabo. Geogr. XV 3. 15; XII 3. 37; Xen. Cyrop. IV 5. 14; VII 5. 57

  Ср.: Plin. Jun. Hist. Natur. XXX; также Plutarch. Vitae. Alexander 3. 7

  Stuckrad K., von. Das Ringen um die Astrologie. B., 2000. S. 575

  Hughes. P. 193

  Yamauchi. P. 15–39; Митякин. С. 15–17; Фивейский. С. 41

  Maalouf. P. 426–430

  Cardini. Sp. 496

  Ferrari d’Ochieppo. P. 124–130; Hughes. P. 93–194

  Montefiore. 143; Hughes. 148–152

  О так называемом сиппарском звёздном календаре и берлинской планетарной таблице см.: Ferrari d’Ochieppo. S. 55–58

  Tacit. Hist V 4

  См. Greeven H. proskuno // ThWNT. Bd. 6. S. 762. Anm. 38–40

  Gardini. Sp. 499

  Ign. Eph. 19. 3; Iust. Martyr. Dial. 78. 9; Tertull. De idolatr. 9. 7; Clem. Alex. Exc. Theod. 74; Riedinger. S. 142–146

  Iust. Dial. 78; Orig. Contr. Cels. I 60; Hieron. In Is. 19. 1; Aug. Serm. 20. 3, 4

  Aug. Serm. 200. 1, 202. 1

  Beda. In Matth. // PL. 92. Col. 13; Ioan. Chrysost. In Matth. 6. 3; 7. 5; Petr. Chrys. Serm. 158

  Tertul. De idolatr. 9. 5; Ioan. Chrysost. In Matth. 7. 5

  Clem. Alex. Strom. I 15; Cyr. Alex. In Is. 49. 12; Ioan. Chrysost. Hom. 6. 14; 7. 1, 15; 8. 1; Leclercq. P. 992

  Dial. 77. 4; 78. 1; 88. 1

  Adv. Marc. III 13. 8; Adv. Iud. 9

  Knabenbauer. Bd. 1. S. 128) (напр., Maxim. Torin. Hom. 18–28 de Epiph)

  Adv. Marc. III 3

  PG. T. 38. Col. 961

  PL. T. 39. Col. 2018

  Gordini. Sp. 501

  Sermo. 139

  Beda. In Matth. 13; Walafrid Strabo. Glossa Ordinaria // PL. T. 114. Col. 73

  Luther M. Predigt von 1524 // WA. Bd. 15. S. 409

  Maldonat J. Commentarii in quatuor Evangelistas / Hrsg. J. Raich. Kirchheim, 1874. Bd. 1. S. 25

  In Gen. Hom. 14. 3

  Contr. Cels. I 60

  Kehrer. 1904. S. 22–25

  Cesar. Arl. Sermo 139

  Excerpta Latina Barbari, VI в.?; Paris Cod. 4884, VII в., ср.: Kehrer. 1908. S. 64–75; Leclercq. S. 161–167

  Ps.-Beda. Excerpta et Collectanae // PL. 94. Col. 541

  Contr. Cels. I 59; In Num. 13. 7; 15. 4

  Hieron. In Matth. II; Ambros. Mediol. In Luc. II 44, 48; Basil. Magn. Hom. de Nativ. 15

  Euseb. Quaest ad Steph 16. 5; Hieron. Chron. 3; Epiph. Adv. haer. 51. 9

  Serm. 203 in Epiph. 1. 3

  Iren. Adv. haer. III 9. 2

  Adv. haer. III 9. 2

  Clem. Alex. Paed. II 63. 4

  Maximus Turin. Hom. 21

  Opus imperfectum in Mattheaum

  Opus imperfectum in Mattheaum 2

  Euth. In quat. Evang. 145

  Greg. Magn. XL Hom. In Evang. 2. 10

  Thomas Aquin. Super Evangelium S. Matthaei Lectura. Torino/Roma, 19515. N. 201; Erasmus. In Evangelium Matthaei Paraphrasis // Opera Omnia. T. 7. Hildesheim, 1962. S. 10

  PG. T. 56. Col. 637

  Мартиролог Рабана Мавра IX в. и др.

  Например, Минологий имп. Василия II – PG. 117. Col. 225–228

  Таррагонский аноним. С. 158

История:

О волхвах пишет евангелист Матфей:

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф 2:1–2).

Не узнав ничего от Ирода, волхвы пошли дальше за звездой, которая привела их в Вифлеем: И се, звезда… пришла и остановилась над местом, где был Младенец… и войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф 2:11).

Поклонение волхвов. Джотто ди Бондоне. Между 1305 и 1313

Что попробовать в Испании в День Волхвов

Главным праздничным блюдом в праздник Трех Королей в Испании считается пирог Волхвов (Roscón de Reyes). Это круглый пирог со сквозным отверстием в середине, обычно украшенный цукатами и начиненный взбитыми сливками или кремом. Но самая главная его особенность – сюрприз, спрятанный внутри пирога. Это могут быть маленькая рождественская фигурка, боб или монетка. Значение, которое придается находке, также может быть самым разным, поэтому не спешите радоваться, если она выпадет именно вам. Иногда находка может символизировать удачу, а иногда обладателю фигурки вменяется в обязанность заплатить за пирог или помыть посуду.

Можно без преувеличения сказать, что праздник Трех Королей в Испании – одно из самых значимых событий в январе, особенно в Барселоне. Если вы решите отдохнуть зимой в Барселоне с детьми, то сказочный карнавал 5 января в Испании сделает вашу поездку незабываемой. А Центр услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» организует все так, чтобы ваш отдых был максимально комфортным. С наступающим Рождеством и Новым годом, и всего вам самого наилучшего! За помощью в организации отдыха в Испании звоните нам по телефонам, указанным на сайте!

Волхвы — маги или астрономы?

Времена Нового Завета — это времена правления царя Ирода. Трон Ирода был нестойким, народ его не любил. Для людей Ирод был узурпатором трона Давида, злым тираном. В последние годы жизни и правления Ирода случались и жестокие расправы над подданными. Ирод был подозрителен к каждому, почти в каждом видел врага, которого казнил.

В те же времена жили волхвы. Кем же они были? Волхвы не относились к правоверным иудеям. Волхвами называли ученых людей, которые наблюдали за звездами. Они не были астрономами, скорее относились к колдунам и магам. По звездам эти древние мудрецы определяли важные события в жизни людей, при этом они оставались язычниками. Во времена правления Ирода люди верили в то, что при рождении Мессии в небе появится новая звезда. Язычники тоже верили в приход Мессии, но Христос в их понимании должен был стать Великим Царем Израильским в земном смысле. Люди ждали что Великий царь свергнет Ирода, и наступит вечное благоденствие для народа. Волхвы узнали пророчество Валаама о Мессии:

Как зовут Трех Королей

Их имена также не упомянуты в письменных Евангелиях. Считается, что Беда Достопочтенный (672—735) дал им имена Каспар, Мельхиор и Бальтазар. В раннехристианской литературе имена волхвов варьируются. Существуют легенды о четвёртом волхве, которого зовут Артабан. Постепенно складывается иконография «трех королей». Волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека:


Бальтазар — юноша, Мельхиор — зрелый мужчина и Каспар — старик; а также трёх различных сторон света: Бальтазар — негроид, возможно, абиссинец или нубиец (Африка); Мельхиор — белый человек (Европа); Каспар — с восточными (даже семитскими, то есть халдейскими) чертами или в восточной одежде (Азия).

Условно родиной их могли бы быть три страны с этнически различным населением — Персия, Аравия и Эфиопия. С наступлением эпохи Великих географических открытий волхвы становятся олицетворением либо трёх частей света: Европы, Африки, Америки, — либо человеческих рас: белой, чёрной и жёлтой. В любом случае эта идея могла принадлежать только Новому времени, но всё же она связана и с тем, что волхвы всегда образно представляли всё языческое человечество.

Обычай изображать их как представителей разных рас и возрастов возникает в XII в. и становится каноном в XV в. Это символизировало универсальный характер новой религии — для всех возрастов, всех сторон света. А художники отныне состязаются, изображая экзотические наряды и украшения «мудрецов с Востока».

По легенде, волхвы были крещены апостолом Фомой и приняли мученичество в восточных странах.

Откуда появились мощи «трех королей», известно не вполне точно. Вроде бы, их привезла из Святой земли вместе со множеством других реликвий Елена, мать императора Константина. В 344 г. медиоланский епископ Евсторгий привёз из Константинополя мощи «трёх царей» в Милан, где они находились в античном ковчеге в церкви Святого Евсторгия. Но в 1158 году Фридрих Барбаросса осадил город и потребовал выдачи святых мощей. Он завладел церковными святынями и передал их в дар своему верному союзнику — кёльнскому архиепископу Райнальду фон Дасселю. По его настоянию мощи волхвов в 1164 году перенесли в Кёльн. Ковчег с ними торжественно водрузили в центре старого готического собора в золочёной тройной раке.

Подарки и конфеты детям на праздник Трех королей


Считается, что в этот день мудрецы с Востока пришли в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары. Принесённые волхвами дары имеют символическое значение. Золото — царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём. Ладан — дар Священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником. Смирна — дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар символизирует грядущую жертву Христа. Перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.

Волхвами и их дарами была заложена широко известная традиция дарить подарки на Рождество. Божия Матерь бережно хранила дары и перед своим Успением передала их Иерусалимской церкви, где они находились до 400 года. Позже византийский император Аркадий перенёс дары в константинопольский храм Святой Софии. Золотой ларец XV века, содержащий дары волхвов, ныне хранится в монастыре Святого Павла на горе Афон.

С XIV в. в живописи дары начинают изображаться в изысканных золотых шкатулках, а одежды волхвов становятся всё более разнообразными и роскошными. С этого времени данный сюжет становится популярен среди художников с точки зрения проявления профессионального мастерства: лошади и верблюды, шёлка, меха, драгоценности и золото волхвов.

Кто такие волхвы?

«Волхвы» переводится с греческого — «маги», Геродот отмечал в своих трудах, что эти люди — представители племени мидян – особой касты, которая отвечала за религиозность всего народа. Кто такие волхвы в Библии? В Ветхом Завете они упоминаются, как мудрецы и ясновидящие, живущие среди мидян и персов, а в Новом завете о волхвах написано лишь один раз, когда те признали Младенца Иисуса Царем Иудейским. По традиции, художники изображали трех магов возле Богомладенца людьми разного возраста:

  • молодой человек – из африканской расы;
  • зрелый мужчина – европеец;
  • седой старик – восточной внешности.

Символизм:

Дары волхвов имеют символическое и пророческое значение:

  • Золото — как дар Царю,
  • Ладан — как дар Первосвященнику и Богу,
  • Смирна — как дар смертному Человеку.

Золото — царский дар в виде дани или подати. Золото в древние времена считалось самым ценным металлом, из которого изготавливались разные украшения и предметы быта для царей и влиятельных людей.

Ладан — ароматическая древесная смола, благовоние. Как и сейчас, в ветхозаветные времена использовался за богослужением. Каждение ладаном символически выражает благоговение человека перед Богом.

Смирна — смола, получаемая от африканских и индийских деревьев семейства бурзеровые; обладает приятным запахом. В еврейской традиции использовалась для помазания умерших.

Погремушки Господа

Любимый святой Светланы (она с семьей приехала в Москву из Калуги) — святой великомученик Пантелеимон. Но в очереди к святыне она стоит впервые, на принесение мощей святого Пантелеимона не попала. О Дарах волхвов узнала случайно и решила прийти помолиться.

— Так сложилось — и время свободное есть в праздники, и настроение души соответствует.

Светлана и ее близкие простояли в очереди около семи часов, довольные вышли из храма и теперь собираются изучить историю реликвии.

Николай и Анастасия ждут ребенка и пришли благодарить Бога и просить Его дальнейшей помощи. О святыне тоже знают мало, но говорят о ней очень трогательно:

— У нас в семье говорят, что это были как бы детские погремушки Младенца Иисуса, которые Ему принесли в подарок.

Анастасия не скрывает чувств:

— В храм заходишь — и пока движешься в общем потоке к ковчегу, испытываешь в душе что-то невообразимое. Я даже заплакала.

Тайны картины

Неоконченная картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» вызывает огромный интерес среди исследователей всего мира. Однако самых больших результатов на этом поприще добился М. Серачини — известный итальянский биоинженер, который долгие годы жизни посвятил изучению жизни и творчества великого мастера.

Он применил глубокое сканирование слоя краски, сумев проникнуть под верхние ее слои и рассмотреть первоначальное изображение, нанесенное на полотно. Как выяснилось, снизу картина была обрезана на десять сантиметров. Вначале она была отполирована растворителями, а затем загрунтована белилами. Постепенно на них появились трещины и их снова заретушировали, но теперь использовали синюю краску.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» была наполнена множеством персонажей, занятых различными действиями. Всего Серачини выделил 66 фигур. На первом плане волхвы преподносят дары священному младенцу. Но Богородица в первоначальном варианте стоит на скале как на постаменте, а не на земле. В правом вернем углу отчетливо стали видны сцены сражений, в то время как верхний левый угол оказался заполненным рабочими, которые строят новый прекрасный храм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector