Русины: кто это такие

Ссылки[править | править код]

  • Академия Русинской культуры
  • Полезная страница для людей, интересующихся своими русинскими корнями
  • Карпато-русинская база знаний. Наиболее крупный и известный англоязычный русинский сайт. Создан Карпато-русинским обществом в США
  • Первая русинская радио- и телевизионная станция в интернете
  • Страница Русинского общества Северной Америки — организации югославских русинов, живущих в Канаде
  • Веб-страница известной русинской газеты, издающейся в городе Нови-Сад. Языки — русинский, сербский, английский
  • Очень подробное описание музыкального творчества русинов Воеводины
  • Сайт югославско-русинского общества «Русин» в Мельбурне
  • Сайт посвященный вопросам общерусского единства, в том числе и карпаторусской проблеме
  • Прорусинский сайт о Закарпатье
  • Cайт Ивана Петровция
  • Cайт Белень Михаила Алексеевича
  • Русинское золото
  • Русины в Интернете
  • Народ есть — национальности нет
  • Русины — осколок Киевской Руси.
  • Литературная «Русcкая премия» — для писателей Подкарпатской Руси
  • План заходiв щодо розв’язання проблем українцiв-русинiв
  • Отказ от Ялтинских соглашений — приговор Украине

Англоязычные ресурсы:

4-й Всемирный Конгресс Русинов (1997 г., г. Будапешт)
Страница одного из русских клубов в штате Нью-Йорк
Сайт американской карпаторусской молодежи, находящейся в юрисдикции Американской Карпато-русской Православной Греко-кафолической Епархии Константинопольского Патриархата
Типичная история жизни американских русинов, рассказанная на примере конкретной карпаторусской семьи
Интересный сайт, посвященный, в первую очередь, карпатским (русинским и словацким) деревням

Особое внимание уделено судьбе карпаторусских американцев и их потомков
небольшой, но весьма содержательный сайт американского карпаторосса Лаврентия Крупняка
Генеалогический форум
«Наследие Руси». Ресурс, посвященный общему наследию восточнославянских народов с акцентом на рутенах (русинах)
Страница одной из старейших русских православных организаций Америки, основанная выходцами с Карпатской Руси
Сайт Русинского музея, расположенного в городке Мучонь (Венгрия)

Этническая группа стремится к автономии в Украине

Обманчиво тихо в Закарпатье, в самoй западной области Украины.

78% населения Закарпатья проголосовали в пользу оставаться в пределах Украины, при условии, что будет предоставлен статус специальной автономной республики. Между тем, Украинская академия наук выступила с заявлением, объявив, что русины не существуют в качестве независимой этнической принадлежности.

Герб Закарпатской области — Carpathian Ruthenia

По данным исследования, этнографически и лингвистически, они ничем не отличаются oт украинцев достаточно, чтобы быть классифицированы как отдельное юридическое лицо. Некоторые теории заговора в Украине предполагают, что движение за независимость русинского было перезапущено из Москвы в 1980 году.

Анна Скрипник, президент Международной ассоциации украинцев говорит, что термин «русины», на самом деле общее название для украинцев — они себя так называли с 10-го века. Тем не менее, Закарпатская обл была далека от других регионов Украины экономически, культурно и политически, поэтому Термин остался в использовании в отдалённом регионе дольше. По Скрипник, призывы к независимости просто способ замутить региональную напряженность внутри хрупкого политического климата в Украине.

Русины, говорит она, ничем нe отличаются oт украинцев этнически или исторически. Тем не менее, сепаратистская организация в Закарпатье стала причиной многих проблем для некоторых украинских политиков. Сегодня сепаратисты из Закарпатья во главе со священником от Московского патриархата выдвинули ультиматум украинской власти. Завтра они могут вооружиться, обзавестись российскими паспортами и деньгами из Кремля и вновь ввести в действие «грузинский сценарий» в Украине.

Карпато-русинские обозначения

К концу XIX века в нескольких западных языках стал использоваться другой набор терминов, объединив региональные карпатские и русинские обозначения и, таким образом, образовав такие сложные термины, как: карпато-русины или карпато-русины. Эти термины также приобрели несколько значений в зависимости от меняющихся географических границ термина Карпатская Малороссия . Эти значения также простирались от более широкого использования в качестве обозначений для всех восточных славян Карпатского региона до более узких применений, фокусируясь на тех местных группах восточных славян, которые не принимали современную российскую или украинскую идентичность, а предпочитали сохранять свою традиционную русинскую идентичность. личность.

Обозначения русин и карпато-русин были запрещены в Советском Союзе к концу Второй мировой войны в июне 1945 года. Русины, которые идентифицировались под этнонимом русинов и считали себя национальной и языковой группой, отдельной от украинцев и белорусов, были отнесены к Карпатская диаспора и формально функционировала среди крупных иммигрантских общин в Соединенных Штатах. Общеевропейское возрождение произошло только с крахом коммунистического режима в 1989 году. Это привело к политическому конфликту и обвинениям в интригах против русинских активистов, включая уголовные обвинения. Русинское меньшинство хорошо представлено в Словакии. Единая категория людей, указавших свою этническую принадлежность как русин, была создана в 1920-х годах, однако общепринятого стандартизированного русинского языка не существовало.

Правительство Словакии провозгласило русинов ( русини ) отдельным национальным меньшинством (1991 г.) и признало русинский язык отдельным языком (1995 г.).

Язык

Русинский язык был признан Украиной только в 2012 году (закон «Об основах государственной языковой политики»), долгое время до этого он считался диалектом украинского языка. Ситуация странная, поскольку русинский язык (четвертый из восточнославянских языков) отличается от украинского языка, в нём большое количество церковнославянизмов, что сближает его со староболгарским языком, который называют эсперанто всех славянских языков.

Несмотря на непризнание за русинским языком статуса отдельного языка, он продолжал жить. За столетие, с середины XIX века до 1945 года было издано 20 русинских грамматик.
В период венгерской оккупации, с 1939 года по 1944 годы на русинском языке была опубликована масса переводов классической литературы, от Сервантеса до Эдгара По.

Наконец, в 1997 году была издана ещё одна русинская грамматика — «Материнський язык. Писемниця дїла пудкарпатьскых Русинув».

Четвертые славяне

Русины — один из древнейших восточнославянских народов. Сами себя они с горькой иронией называют курдами Европы — у них никогда не было своего независимого государства. Уже во втором веке нашей эры предки русинов обосновались в области Карпат. Существует несколько версий происхождения этого народа. Разные историки возводят их к черным, белым хорватам, уличам и тиверцам.
Вся история русинов — это борьба за сохранение своей национальной идентичности в сложнейших условиях. С VI века земли русинов были во власти аваров, с VII века — испытывали сильное влияние первого западнославянского государства Великой Моравии, с 903 года началось венгерское, а затем австровенгерское владычество, продолжавшееся больше 1000 лет — до окончания Первой мировой войны, в которую происходил настоящий геноцид этого народа.

С середины XIX века шла активная принудительная ассимиляция русинов, количество русинских деревень в период с 1810 по 1880 годы сократилось вдвое. В советское время слово «русины» было практически исключено из оборота. Как только ни называли этот народ — и закапатскими украинцами, и словаками. Тем не менее, несмотря на все враждебные для сохранения своей этнической идентичности условия, русинам удалось сохранить и свой язык, и свои традиции.

Период независимой Украины[править | править код]

Пресса карпатских русинов (междувоенный и постсоветский периоды)

1 декабря года, одновременно с референдумом о независимости Украины, прошёл Закарпатский областной референдум, на котором 78 % принявших в нём участие высказалось за автономный статус области; это решение было проигнорировано украинскими властями.

В 1996 году был разработан «План по решению проблемы украинцев-русин», который предусматривал, в частности, применение норм уголовного и административного законодательства по отношению к активистам русинских организаций, акцентирование на украинском характере Закарпатья при освещении его истории, предотвратить областной референдум с целью выяснить самоидентификацию жителей (русины/украинцы) .

В и Закарпатский областной совет обращался к центральным властям Украины с просьбой признать русинов отдельной национальностью, а в начале года абсолютным большинством голосов принял аналогичное обращение к центральным органам власти и собственным решением признал русинов коренной национальностью Закарпатья.

В Закарпатской области по-прежнему нет школ или вузов с русинским языком обучения (несмотря на обращения русинских организаций с просьбой их открытия), однако на нём издаётся пресса и литература.

“Веточка русского дуба”

Ещё много веков тому назад Закарпатье утратило связь с Русью, оказавшись под влиянием Венгрии. Казалось бы, местные жители должны были перенять венгерские обычаи и забыть о своих корнях, однако всё произошло совершенно иначе.

Даже под властью другого народа, русины сохранили национальную самоидентичность. Сегодня они нередко называют себя “маленькой веточкой большого русского дуба”, что указывает на славянское происхождение племён и их единство с русскими. Впрочем, вполне явный намёк на это присутствует и в названии народа.

Русский эмигрант Иван Лукаш так писал о русинах:

Русины. Литография 1863 года

Численность

Парадокс, но украинские власти до сих пор не признают русинов как отдельный этнос. Это выглядит тем удивительнее, что весь остальной мир официально это сделал ещё в 1998 году, когда русины вошли в ОНН (Организация непредставленных народов).

По данным этой организации в мире всего насчитывается 1,6 миллиона русинов, при этом почти половина из них (около 720 тысяч) живут в Закарпатской Украине. Цифры о количестве русинов на Украине разнятся очень существенно. По результатам проведенной в 2011 году переписи, на которой впервые русины могли назвать себя русинами, их оказалось в Закапатье немногим больше 10 тысяч, в то время как активисты русинского движения, ратующего за признание русинов и даже и автономность от Украины называют цифру в 70-80 раз большую.

Религия

В 1994 году историк Пол Роберт Магочи заявил, что в Соединенных Штатах насчитывается около 690 000 членов карпато-русинской церкви, из которых 320 000 принадлежат к крупнейшим греко-католическим объединениям, 270 000 — к крупнейшим восточно-православным объединениям и 100 000 — к различным протестантским и другим конфессиям. .

Греко-католики

Большинство русины являются восточные католики на византийском обряде , который с Брестской унии в 1596 г. и Союза Ужгороде в 1646 году были в общении с Римским престолом . У них есть своя собственная церковь , Русинская греко-католическая церковь , отличная от Латинской католической церкви . Он сохранил литургию византийского обряда , иногда включающую старославянский язык, и литургические формы византийского или восточного православного христианства .

В паннонский русин из Хорватии организуется под греко — католическая епархией Križevci , а те , в области Воеводина (северная Сербия ), организованы по греко — католической епархии Руски Керестур во главе с епископом Ура Дсудзаром , который является этническими русинами. Представители диаспоры в Соединенных Штатах основали Византийскую католическую митрополичью церковь Питтсбурга .

Восточно-православный

Первоначально эта епархия была связана с Мукачевской Восточной православной епархией , но после Ужгородской унии была закрыта . Новая Восточно-Православная Епархия Мукачево и Прешова была создана в 1931 году под эгидой Сербской Православной Церкви . Это Епархия была разделена в 1945 году, восточная часть прихода Русской Православной Церкви в качестве Епархии Мукачева и Ужгорода , в то время как западная часть была преобразована в Восточной Православной Епархии Прешов в Чешской и Словацкой Православной Церкви . На принадлежность восточно-православных русинов отрицательно сказались коммунистическая революция в Российской империи и последовавший за ней « железный занавес», который отделил православную диаспору от православных верующих, живущих на исконных землях. Ряд эмигрантских общин заявили, что продолжают православную традицию дореволюционной церкви, отрицая или преуменьшая ценность церковной организации, действующей под властью коммунистов. Например, Православная Церковь в Америке (ПЦА) получила автокефальный (самоуправляемый) статус Московского Патриархата в 1970 году. Хотя примерно 25% ПЦА составляли русины (называемые «русинами») в начале 1980-х годов, Приток восточно-православных эмигрантов из других стран и новообращенных, желающих присоединиться к Восточной церкви , уменьшил влияние особого русинского акцента в пользу нового американского православия.

Многие русины-американцы оставили католицизм в пользу восточного православия в 19 веке из-за споров с епископами Латинской церкви , которые с подозрением относились к различным практикам византийского обряда (например, женатому духовенству). После ожесточенной борьбы с архиепископом Джоном Ирландием отец Алексис Тот , сам русин из Венгрии, обратился в восточное православие и в конечном итоге привел до 20 000 русинов-американцев из католицизма в восточное православие, за что он был канонизирован Православной церковью.

История

Русины (Rutheni), иллюстрация в книге Пьетро Бертелли, 1563 г.

Рутени , неправильное название, которое также было названием вымершего и не связанного с ним кельтского племени в Древней Галлии , использовалось в отношении Руси в Анналах Августана 1089 года. Альтернативная ранняя современная латинизация, Руцен (множественное число Ручени ), была, по мнению Бориса Унбегаун , происходящее от русинов . Барон Герберштейн , описывая землю России , населенную русинами , называющими себя руссами , утверждал, что первым из правящих Россией правителей является великий князь Московский, вторым — великий князь Литовский, а третьим — король. Польша.

По словам профессора украинского происхождения Иоанна-Павла Химка из Университета Альберты, слово русины не включало современных русских, которых называли московитами . Василий III , правивший Великим княжеством Московским в XVI веке, был известен в европейских латинских источниках как Рутени Император . Жак Маржере в своей книге «Estat de l’empire de Russie, et grande duché de Moscovie» 1607 года объяснил, что название «москвичи» для населения Царства (Империи) России является ошибкой. Во время разговоров они называли себя русаки (в разговорной речи русские ), и только жители столицы называли себя «москвичами». Маржере считал, что эта ошибка хуже, чем называть всех французов «парижанами». Профессор Дэвид Фрик из Гарвардского института украинских исследований также обнаружил в Вильнюсе документы 1655 года, свидетельствующие о том, что москвичи также были известны в Литве как русины. Португальский поэт XVI века Луис Ваз де Камоэнс в своей книге « Os Lusíadas » (Canto III, 11) ясно пишет: «… Entre este mar eo Tánais vive estranha Gente: Rutenos, Moscos e Livónios, Sármatas outro tempo …», различая между Русины и москвичи.

Русины разных регионов в 1836 г .: 1, 2. Галицкие русины; 3. Карпатские русины; 4, 5. Подольские русины.

Карта линии Абатиса Московии XVII века, напечатанная в 1916 году в Санкт-Петербурге, демонстрирует понимание допетровской эпохи.

После раздела Польши термин русины относился исключительно к людям русиноязычных и украиноязычных областей Австро-Венгерской империи, особенно в Королевстве Галиции и Лодомерии , Буковине и Закарпатье .

По просьбе Михаила Левицкого в 1843 году термин русины стал официальным названием русинов и украинцев в составе Австрийской империи . Например, Иван Франко и Степан Бандера в своих паспортах были идентифицированы как русины ( польский : Rusini ). К 1900 году все больше и больше русинов стали называть себя самопровозглашенным именем украинцы. Ряд украинских представителей интеллигенции, такие как Михаил Драгоманов и Иван Франко , восприняли этот термин как ограниченный, провинциальный и габсбургский. С появлением украинского национализма в середине 19 века использование «русинского» и родственных ему терминов среди украинцев сократилось и вышло из употребления в Восточной и Центральной Украине. Большинство людей в западном регионе Украины последовали их примеру позже в 19 веке. В начале 20 века название « Украинская мова» («украинский язык») стало принято большей частью украиноязычного литературного класса в Австро-Венгерском королевстве Галиция и Лодомерия .

После распада Австро-Венгерской империи в 1918 году возникли и распались новые государства; границы часто менялись. Через несколько лет русинские и украиноязычные области восточной Австро-Венгрии оказались разделенными между Украинской Советской Республикой , Чехословакией , Польшей и Румынией .

Комментируя раздел Чехословакии нацистской Германией в марте 1939 года, американский дипломат Джордж Кеннан заметил: «Для тех, кто интересуется, являются ли эти крестьяне русскими или украинцами, есть только один ответ. Они ни то, ни другое. Они просто русины». Д-р Пол Р. Магочи подчеркивает, что современные русины обладают «чувством своей национальности, отличной от украинцев» и часто ассоциируют украинцев с Советами или коммунистами.

После расширения Советской Украины после Второй мировой войны несколько групп, которые ранее не считали себя украинцами, были объединены в украинскую идентичность.

На волне революции

Русинский национальный вопрос в Австрии резко стал актуален в ходе революции 1848 года. На фоне национальных и социально-политических волнений в Венгрии и Италии русины 2 мая 1848 года создали во Львове свою политическую организацию — Головну руску раду. Несмотря на то что обычно официальная Вена негативно реагировала на любые русинские проявления, в этот раз им мешать не стали. У русинов были плохие отношения с венграми, что превратило их в ситуативных союзников австрийской монархии.

  • Униат Григорий Яхимович

Председателем Рады был избран униат Григорий Яхимович. Примерно в 50 городах Галиции по инициативе Головной рады возникли рады окружные. С 15 мая Головная рада начала выпуск собственной газеты — «Зоря галицкая». В своих статьях и прокламациях представители Рады писали, что считают великороссов своими единокровными соплеменниками, но при этом называли австрийцев братьями и обещали им верность в борьбе с общими врагами — венгерскими революционерами.

При таинственных обстоятельствах у русинского движения появился жёлто-голубой флаг, ставший со временем символом украинства. 25 июня неизвестные вывесили сине-золотистую хоругвь на львовской ратуше. По городу поползли слухи, что это новое русинское знамя. По словам историков, тогда острожное руководство Рады запаниковало, опасаясь гнева официальной Вены, однако австрийская администрация отреагировала на произошедшее спокойно и даже благожелательно. Поэтому, по мнению учёных, есть основания считать, что к появлению нового флага мог приложить руку австрийский губернатор Галиции Франц Стадион фон Вартгаузен. Было объявлено, что сине-голубые цвета восходят к символике Галицко-волынского княжества, хотя на самом деле они были взяты с герба бывшего наместником польского короля в Галиции Владислава Опольчика.

  • Головна руска рада

Головна руска рада просуществовала в общей сложности около трёх лет. Она выступала за слияние всех восточнославянских земель в рамках Австрийской империи в одну территориально-административную единицу и за введение образования на русинском языке. Кроме того, она участвовала в формировании отрядов добровольцев для борьбы с революционерами и организовала в 1848 году Собор русских учёных, на котором обсуждались перспективы ведения просветительской работы в Галиции.

Учитывая «общерусские» нотки, звучавшие в заявлениях русинских активистов, Головна руска рада наткнулась на противодействие со стороны польских национальных организаций, которые были на хорошем счету у австрийского руководства. Поэтому официальная Вена, хоть и гарантировала русинам некоторые национально-культурные свободы, стала воспринимать в штыки их политическую активность, и из-за этого в 1851 году деятельность Рады сошла на нет.

Русинский язык

Сегодня говорить о едином русинском языке сложно, так как существует как минимум четыре его распространенных диалекта, сложившихся под влиянием других славянских и неславянских языков – в зависимости от региона проживании конкретной группы русинов. Во многих странах, где компактно проживает этот народ его язык признается государством и имеет официальный или полуофициальный статус. Лишь Украина не выделяет русинов в отдельный этнос, а русинский язык считает диалектом украинского.

Впрочем, при ближайшем рассмотрении такая позиция не выдерживает критики. Лингвист и этнограф Георгий Геровский в своей работе «Язык Подкарпатской Руси» выделяет ряд особенностей русинского языка, общих для всех диалектов. По ним русинский язык схож со старославянским и древнерусским, чего не наблюдается в украинском. К слову, церковнославянский язык — наряду с древнерусским производный от старославянского — вплоть до середины XIX века использовался русинами в качестве литературного.

Современная история

Конституционный закон об автономии Подкарпатской Руси (1938 г.)

Карпатская Украина в 1939 г.

Карта территорий, занятых рутенами в Карпатском регионе возле Хуста, Мункача, Унгвара

Вывеска гласит: «Дом Подкарпатских русинов» в Мукачево.

Русины всегда были подчинены более крупным соседним державам, но в 19 веке сформировалось русинское национальное движение, которое подчеркивало отличительную этническую идентичность и литературный язык. Во время Весны народов 2 мая 1848 г. в Лемберге (ныне Львов ) было основано первое политическое представительство галицких русинов — Главный русинский совет ( русин : Головна Руська Рада , Главная Русская Рада ). Наиболее активным и ведущим слоем среди русинов было греко-католическое духовенство (см. Мукачевская греко-католическая епархия , Русинская греко-католическая церковь , преемница Ecclesia Ruthena unita).

Во время роспуска австро-венгерской монархии (1918 г.) различные части русинов столкнулись с различными политическими проблемами. Жители северо-восточных графств венгерской части бывшей монархии столкнулись с претензиями Венгрии, Румынии и Чехословакии. С другой стороны, те, кто жил в бывшем Королевстве Галиции и Лодомерии, столкнулись с претензиями Польши и Украины.

После Первой мировой войны русины образовали два эфемерных государства : Лемко-русинскую республику и республику Команьча . До этого времени, некоторые из основателей лемков-русинов Республики были приговорены к смерти или заключению в Талергоф по прокурорским Кость Левицкого (русинской: Кость Левицький), будущий президент Западно — Украинской Народной Республики . В межвоенный период русинская диаспора в Чехословакии пользовалась либеральными условиями для развития своей культуры (по сравнению с украинцами в Польше или Румынии).

В 1920-1930-е годы существовал спор между русофилами и украинофилами русинами. В октябре 1938 года была начата серия политических реформ, которые привели к созданию Второй Чехословацкой республики , состоящей из трех автономных политических образований, одним из которых была Подкарпатская Русь ( русин : Підкарпатьска Русь). 11 октября 1938 года было назначено первое автономное правительство Подкарпатской Руси во главе с премьер-министром Андреем Броди . Вскоре после этого произошел кризис между прорусинскими и проукраинскими фракциями, который привел к падению правительства Броды 26 октября. Новое региональное правительство во главе с Августином Волошиным взяло проукраинский курс и высказалось за смену названия с Подкарпатской Руси на Карпатскую Украину .

Этот шаг привел к возникновению особой терминологической двойственности. 22 ноября 1938 года власти Второй Чехословацкой республики провозгласили Конституционный закон об автономии Подкарпатской Руси ( чешский язык : Ústavní zákon o autonomii Podkarpatské Rusi ), официально подтвердив право на самоопределение русинского народа ( преамбула ) и подтвердив полная политическая и административная автономия Подкарпатской Руси, со своим собранием и правительством. В конституционной системе Второй Чехословацкой республики регион продолжал называться Подкарпатская Русь, в то время как местные учреждения способствовали использованию термина « Карпатская Украина» .

Республика Карпатская Украина , просуществовавшая один день 15 марта 1939 года, до того, как она была оккупирована и аннексирована Венгрией , иногда считается самоопределившимся русинским государством, которое намеревалось объединиться с Киевом . Президент республики Августин Волошин был сторонником русинской письменности . Венгерская аннексия вызвала поддержку русофильского направления, а в оккупированной Германии Польше — поддержку украинской идентичности. В 1947 году в рамках операции «Висла» произошло вынужденное переселение ок. 150 000 лемков, бойков и других украинцев между Польшей и Украиной. В то же время около 8 500 русинов добровольно эмигрировали из Чехословакии в Украину, но более половины из них вернулись в 1960-е годы.

После Великой Отечественной войны они были объявлены частью украинцев. К концу ХХ века появилось множество обществ и организаций, считающих русинов людьми, отдельными от украинцев. К началу 21 века у них были представители в парламентах Сербии, Венгрии и Румынии, издалась собственная пресса, а в 2007 году в Прешове , Словакия, был открыт Музей русинской культуры .

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Большая советская энциклопедия: Русины
  2. ↑ Brittanica: Ruthenian(англ.)
  3. ↑ Encyclopedia of Ukraine: Ruthenians(англ.)
  4. Русины
  5. The Columbia Encyclopedia: Transcarpathian Region(англ.)
  6. The Columbia Encyclopedia: Ruthenia(англ.)
  7. The Columbia Encyclopedia: Carpatho-Rusyns(англ.)
  8. Encyclopedia of the Stateless Nations Carpatho-Rusyns(англ.)
  9. Encyclopedia of Rusyn history and culture: Carpatho-Rusyns(англ.)
  10. www.halgal.com: Ruthenian(англ.)
  11. Trud.ru № 12 за 26.01.2006
  12. http://www.regnum.ru/news/517984.html
  13. The Carpatho-Rusyns are central European people…
  14. Prof. P. R. Magosci The Rusyn Question
  15. ООН,Комитет по ликвидации расовой дискриминации, 69-я сессия,31 июля — 18 августа 2006 г., Ст. 20
  16. Dr. Michele Parvensky A People without a Country: The Carpatho-Rusyns
  17. Представитель русинского землячества в России: Под властью Украины русины не смогут остаться русинами (русск.)
  18. http://www.unpo.org/article.php?id=3399
  19. http://www.unpo.org/article.php?id=5500
  20. Ст. 20 http://www.universalhumanrightsindex.org/documents/824/1003/document/ru/doc/text.doc
  21. http://rusinpresent.narod.ru/soim5.htm
  22. http://www.rdu.org.ua/news.php?content=1173443580&path=main
  23. http://rusinpresent.narod.ru/soim5.htm
  24. http://www.rdu.org.ua/news.php?content=1173351060&path=main
  25. За проголосовало абсолютное большинство депутатов: 71 депутат из 75, 2 против, 2 воздержались. Первый пункт принятого облсоветом решения. Во втором пункте депутаты облсовета просят президента, Верховную Раду Украины и премьер-министра признать русинов на законодательном уровне по всей Украине http://www.rdu.org.ua/news.php?content=1173443580&path=main
  26. http://www.rdu.org.ua/news.php?content=1174683480&path=main
  27. http://www.rdu.org.ua/news.php?content=1173443580&path=main
  28. http://www.unpo.org/article.php?id=5500
  29. http://www.carpathorusynsociety.org/duchnovyc.html
  30. http://www.unpo.org/member_profile.php?id=44
  31. http://www.lemko.org/rusyn/kuras.html

Религия[править | править код]

Предки русинов приняли христианство, вероятнее всего, ещё во время миссионерской поездки «Солуньских братьев» Кирилла (Константина) и Мефодия в Великоморавское княжество. Так или иначе, но Кирилл и Мефодий считаются не только «апостолами славян», но и святыми покровителями Закарпатской Руси — множество местных храмов посвящено именно им, а Грушевский монастырь близ Мукачева считает их своими основателями.

Русины изначально были православными (Сербского и Константинопольского патриархатов), но, находясь в многовековой изоляции, под влиянием Флорентийской и Брестской унии пошли на компромисс с католическими властями. Чтобы сохранить православную форму литургии, Православная церковь Закарпатской Руси вынужденно вступила в унию с Римом, образовав униатскую (греко-католическую) церковь после оформления 24 апреля 1646 Ужгородской унии. С того момента принадлежность к униатству, равно как и к православию, стала этническим сигналом принадлежности русинов к славянскому этносу. Как и раньше, русины подвергались ассимиляции, но их потомки, утрачивая родной язык, сохраняли «веру отцов» — множество русин, особенно в горных районах, оставались православными. В результате ассимиляции русинов, униаты появились среди румын, венгров и словаков. В условиях демократического Чехословацкого государства, часть верующих русин, принадлежащих к греко-католикам, стала возвращаться к православной религии. Запрет, наложенный на греко-католическую церковь в СССР в 1946, ускорил этот процесс. Ныне более 60 % русинов Закарпатья являются православными, а 35 % — греко-католиками. В Словакии был обратный процесс — после либерализации 1968 года, когда была снова разрешена Словацкая греко-католическая церковь, большинство русинов вернулось в греко-католичество.

Cм. также Русинская католическая церковь, Словацкая греко-католическая церковь, Украинская греко-католическая церковь, Польская православная церковь, Чехословацкая православная церковь.

Этимология

Термин «русины» ( русины ) происходит от слова » ( Малороссия ) и на протяжении веков широко использовался для восточных славян, населявших Карпатскую Русь . С 18 века, после разделов Польши, термин русины «стал ассоциироваться в первую очередь с теми украинцами, которые жили при Габсбургской монархии » (с 1843 года использовалось как официальное обозначение в Австрийской империи ), а с начала 20 века «стал даже более ограниченный: он обычно использовался для обозначения жителей Закарпатья и закарпатских эмигрантов в Соединенных Штатах », для которых термины русин и карпато-русин чаще используются с 1970-х годов. В Венгерском Королевстве официально термин русины использовался для русинов Закарпатья до 1945 года. Термины русины, русины, русняки, лемак, лышак и лемко считаются некоторыми учеными историческими, местными и синонимическими именами жителей Закарпатья; другие считают, что термины лемко и руснак являются просто региональными вариациями русинов или рутенов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector