Иосифо-волоцкий монастырь
Содержание:
- Стены и башни
- Смутные времена
- Святыни Иосифо-Волоцкого монастыря
- Первый и второй этажи:
- История становления обители
- ОБИТЕЛЬ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА…
- О князе Андрее Голенине
- Музей Библии
- Боярин Андрей Квашнин, прозванный Невежа
- Волоколамск и Иосифо-Волоцкий монастырь
- Иосифо-Волоцкий монастырь – как доехать
- Нелёгкое время
- Успенский собор
- Настоятели
- Иосифо-Волоцкий монастырь – история обители
- Житие преподобного Кассиана Босого
Стены и башни
Новые крепостные стены возводит мастер Трофим Игнатьев. Это мощные стены с тремя рядами бойниц. Основные укрепления находятся с северо-запада: по-прежнему главными противниками считаются Литва и Польша. Нападение ожидается именно оттуда. Все башни делаются разными – они имеют от восьми до двадцати четырех граней. Две башни имели каменные завершения, остальные деревянные (они заменены на каменные уже в XVIII веке). Самая высокая башня, Кузнечная, насчитывает сорок четыре метра в высоту. Толщина ее стен – два с половиной метра. По лестницам внутри башен можно было попасть на проход внутри стены между узкими бойницами и вести обстрел противника.
Но стены и башни имели не только стратегическое значение. Белоснежные башни с изразцовыми узорами были еще и красивы и до сих пор поражают воображение. Каждая башня имеет свои уникальные украшения и узоры.
Смутные времена
В Смутное время страной правил Василий Иванович Шуйский, а монастырь был на его стороне. В 1606 году обитель осадил предводитель восстания Иван Исаевич Болотников. Через три года сюда пришли поляки. В 1610 году обитель удалось занять воинам полковника Рожинского, соратнику Лжедмитрия II. Сражаясь с противниками, Рожинский крайне неудачно приземлился на бок, в который он незадолго до этого был ранен. В результате швы разошлись, и спустя пару дней он умер.
Командование перешло к ротмистру Руцкому, который выбил из монастыря русско-шведское войско под руководством воеводы Валуева и генерала Горна.
Когда князь Дмитрий Шуйский потерпел поражение в битве под Клушином 24 июня 1610 года и в Москве произошло восстание, Василий Шуйский потерял трон. Это произошло 17 июля, когда часть боярства и дворянства насильно постригли в монахи. Причем Василий Иоаннович отказался произносить монашеские обеты. Он был отправлен в Иосифо-Волоцкий мужской монастырь.
Братья Василия Шуйского были отправлены в крепость Белую. В сентябре того же года князя и его братьев передали польскому полководцу Жолкевскому, который победил русско-шведскую армию при Клушине.
В период русско-польской войны в монастыре держали под стражей воинов Речи Посполитой. Во время сражений с Наполеоном там находились пленные французы. Долгое время в Волоколамском монастыре Иосифа Волоцкого обучались поповские сыновья.
В соборе Успения Пресвятой Богородицы покоятся мощи святого Иосифа. Кроме того, в монастыре находятся захоронения других известных людей:
- Князя Ивана Борисовича Рузского.
- Федора Борисовича Волоцкого.
- Митрополита Даниила.
- Новгородского архиепископа Феодосия.
- Помощника Ивана Грозного — Малюты Скуратова.
- Тещи Александра Сергеевича Пушкина — Натальи Ивановны Гончаровой.
Весной 1858 года в губерниях, находящихся в центральном округе, произошли крестьянские волнения, так ходили слухи о проведении Крестьянской реформы. Еще через год пошла волна трезвенных волнений — крестьяне и мещане не соглашались с откупной системой. Непосредственно возле Иосифо-Волоколамского монастыря большая толпа людей разнесла заведения, где подавались горячительные напитки. Крестьян собралось около 3 тысяч человек.
До отречения от своего престола Николая II на территории монастыря проводили ярмарки Калеевской волости. После того как произошла Октябрьская революция, монастырь переделали в коммуну. Так поступали со всеми монастырскими и помещичьими землями. Председателем трудового братства был назначен иеромонах Пафнутий. Обитель проголосовала за него единогласно.
Через пять лет коммуна была распущена, а монастырь закрыли. Все грамоты, книги, письменности и документы были распределены по следующим местам:
- Российский государственный архив древних актов.
- Государственный исторический музей.
- Российская государственная библиотека.
- Институт российской истории РАН.
После того как монастырь закрыли, в зданиях поселили детей из детского дома. Братский корпус определили под Детгородкоскую школу. В соборе появился кинозал, за которым были спрятаны все иконы.
Святыни Иосифо-Волоцкого монастыря
Чудотворные останки основателя пустыни обретены в 2001 г. в Успенском храме, в день его памяти. Акафист, обращенный преподобному Иосифу, читается каждое воскресенье. После ритуальных богослужений паломникам разрешается прикоснуться к мощам, которые издают божественное благоухание.
Мощи святого Иосифа Волоцкого в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря
Вериги Иосифа — это комплект из железных цепей, пластин и крестов. До революции они хранились в главном храме обители, а после были перевезены в краеведческий музей. Вериги, вес которых 15 кг, Иосиф носил каждый день, никогда не снимая, о них узнали только после смерти основателя.
В монастыре хранится список иконы «Взыскание погибших», издревле колоссально почитаемый на Руси. Усердные молитвы этой иконе спасают людские жизни и исцеляют от неизлечимых болезней. Здесь же миряне могут видеть Волоколамский образ Богоматери, списанный с оригинала в 2007 г. Перед отправлением в Волоцкий монастырь икона освящалась в музее А. Рублева и прикладывалась к чудотворному оригиналу, написанному в XVI столетии.
На заметку! Братия обители работает с сиротами, молодежью, ветеранами ВОВ, с политическими беженцами и обездоленными людьми. Монастырь милосердно обеспечивает их одеждой и пищей, медицинской помощью и добрым советом.
Первый и второй этажи:
Двухместный однокомнатный номер — площадь 24,1 кв.м. Кровати 90*200 см, прикроватные тумбы, письменный стол, стулья. В ванной комнате – душевая кабина, раковина, туалет. (номер 207)
Трехместный однокомнатный номер – площадь 24,1 кв.м. Две кровати 90*200 см, кресло-кровать 70*200 см, прикроватные тумбы, письменный стол, стулья. В ванной комнате – душевая кабина, раковина, туалет. (номер 109)
Трехместный номер с ребенком до 3 лет – площадь 24,1 кв.м. Две кровати 90*200 см, детская кроватка 60*120 см, пеленальный стол, горшок, детская табуретка. В ванной комнате – душевая кабина, раковина, туалет. (номер 110)
Четырехместный однокомнатный номер – площадь 30,2 кв.м. Четыре кровати 90*200 см, прикроватные тумбы, стулья, письменный стол. В ванной комнате – душевая кабина, раковина, туалет. (номер 206)
Семейный двухкомнатный блок – площадь 38 кв.м. Комнаты изолированные. Шкаф, напольная вешалка. Большая комната: кровать 160*200 см, прикроватные тумбы, стулья, кресло, письменный стол. Маленькая: кровать 90*200 см, письменный стол, журнальный стол, стул. В ванной комнате – душевая кабина, раковина, туалет. Окна на две стороны. (номер 113)
Просторный семейный номер для проживания с двумя детьми – площадь 38 кв.м. Кровать 160*200, двухъярусная кровать 90*200 см, прикроватные тумбы, комод, кресло, письменный стол, стулья. В ванной комнате – душевая кабина, раковина, туалет, детское сиденье для унитаза. Окна на две стороны. (номер 214)
Двухкомнатный номер повышенной категории – площадь 42,5 кв.м. Спальная и гостиная. Кровать 160*200 см, платяной шкаф, прикроватные тумбы, письменный стол, стул. Диван (французская раскладушка, спальное место 145*180 см), два кресла, журнальный столик. В ванной комнате – джакузи, раковина, туалет. Окна выходят на монастырь. (номер 203)
Двухкомнатный номер повышенной категории – площадь 42,5 кв.м. Спальная, гостиная, прихожая. Кровать 160*200 см, платяной шкаф, прикроватные тумбы, письменный стол, стул. Диван (французская раскладушка, спальное место 115*180 см), два кресла, журнальный столик. В ванной комнате – джакузи, раковина, туалет. Окна выходят во двор. (номер 204)
История становления обители
Заслуга по ее основанию принадлежит Иосифу Волоцкому, считающемуся святым. Произошло строительство святыни во владениях князя Волоцкого Бориса Васильевича в конце XV столетия, в один из православных праздников. Монастырь, названный вначале Успенским, прежде чем стать собственностью московского митрополита, находился в подчинении у новгородской епархии. Первоначально он был полностью деревянный, но через 6 лет после основания на его месте построили комплекс из камня – это произошло еще в годы жизни Иосифа. Позднее православный святой по праву игумена упорядочил проводящиеся тут богослужения, ввел особые правила, которым должны были следовать местные монахи. Но порядок, установившийся тут, был разрушен с появлением в его стенах агрессивно настроенных шляхтичей из Литвы и Польши. И даже мощные крепостные стены не защитили обитель от разорения. В XVI-XVII вв. Иосифо-Волоцкий монастырь сильно изменился. По распоряжению властей в него стали ссылать провинившихся представителей духовенства и государственных преступников. Тут побывали такие известные исторические личности, как Максим Грек, митрополит Даниил, Василий IV Шуйский, Василий Курицын, еретик Матвей Башкин. В обители были заточены и военнопленные поляки – в XVII столетии, французы – во время Отечественной войны 1812 г. В XVIII веке комплекс служил школой для будущих церковных чиновников, правда, просуществовавшей недолго. По количеству земельной собственности с Иосифо-Волоцким монастырем не могла сравниться ни одна другая церковь в регионе. В его владения входили многие деревни, пустоши и сельские населенные пункты. Однако ситуация изменилась после изъятия государством некоторых земель. Площадь принадлежащей храму земли уменьшилась до 305 га в Клинском и Волоколамском уездах. После церковные чиновники приняли решение приобрести еще 350 га плодородной земли.
Многие иконы, хранящиеся на территории обители, создавались руками известного иконописца, приверженца традиций Андрея Рублева, Дионисия, работающего вместе со своими сыновьями. Последний начал рисование образов по инициативе Иосифа. В конце XVIII столетия молитвы святого Иосифа спасли множество человек от разразившейся в городе чумы. Благое деяние не было позабыто местными жителями, среди них появился обычай на сретение устраивать крестный ход из Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь с иконой святого в руках. В 90-х гг. XX века Иосифо-Волоцкий монастырь стал неотъемлемой частью Русской Православной Церкви. В нем был сделан ряд преобразований. Главный храм отреставрирован, в нем начал работу православный музей. Обитель святого Иосифа обрела свое первоначальное назначение мужского монастырского комплекса.
ОБИТЕЛЬ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА…
Сколько торжественно-величественных и по-настоящему трагических событий видели её стены. И те наши предки, чью жизнь мы изучаем по учебникам истории, и совершенно неизвестные простолюдины – все находили здесь утешение, поддержку и вразумление, при жизни преподобного Иосифа – лично от него самого, а по его праведной кончине – после молитвы в основанном им монастыре. И даже в годы Советской власти, когда обитель была закрыта, а проявление религиозности всячески преследовалось, местные бабушки не забывали приходить к этим святым стенам и просить помощи у хозяина Волоколамской земли. И по свидетельствам детей и внуков этих простых женщин, после таких молитв и тихих слёз помощь приходила всегда.
Преподобный Иосиф не оставлял своим вниманием ни одного аспекта человеческой жизни. Всё было объектом его неустанного попечения и молитв
Просветительскую деятельность в ту пору невозможно переоценить, потому что на Руси ещё не было книгопечатания и все книги переписывались вручную, а это был очень серьёзный и ответственный труд. Почти у каждого насельника обители было послушание – переписывать книги. Сам преподобный игумен был непревзойдённым каллиграфом. Благодаря этому библиотека Иосифо-Волоколамского монастыря не знала себе равных на Руси, по описи середины XVI века в ней насчитывалось около тысячи книг.
Не оставался равнодушным преподобный Иосиф к несчастьям и страданиям мирских людей. Любой крестьянин или холоп мог найти в его лице заступника и ходатая перед князем или боярами. В неурожайные годы обитель поддерживала местное население и безвозмездно снабжала крестьян зерном, скотом и орудиями труда, помогая неимущим пережить страшное время. Кормилось в обители в такие дни по шестьсот-семьсот человек.
И, конечно, главная заслуга преподобного Иосифа в том, что он отстоял чистоту православного вероучения. Итогом его более чем тридцатилетней борьбы с ересью жидовствующих стало сочинение «Просветитель» – и до сей поры фундаментальное изложение основных вероучительных истин, подвергавшихся нападкам еретиков.
Веками привлекал внимание путников непревзойдённый архитектурный ансамбль монастыря. Отстроенный после Смуты начала XVII века заново, монастырь представляет собой боевую крепость, где всё предусмотрено для ведения боя или длительной осады
В центре обители – красавец-собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Его внутреннее убранство во многом перекликается с Успенским собором Московского Кремля, резной иконостас конца XVII века поражает тонкостью работы и великолепием, а огромные изразцы «Павлинье око», разместившиеся по четверику собора и под куполами, являются визитной карточкой монастыря.
Величественная одностолпная Трапезная палата с храмом Богоявления и приделом во имя преподобного Сергия Радонежского, уютная надвратная церковь апостолов Петра и Павла, небольшой монастырский некрополь, братские корпуса и монастырские службы – всё создано основательно, на века, но с глубоким чувством стиля и вышеестественной красоты.
Святыни, хранящиеся в обители – это прежде всего рака с мощами преподобного Иосифа, вериги, которые он носил при жизни, чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших» и современный список с древней Волоколамской иконы Богоматери, которую в 1572 году прислал в монастырь главный опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов. Верующие с благоговением и надеждой воссылают свои молитвы перед этими святынями.
И каждого Господь утешает в его нужде так, как угодно Его всесвятой воле.
Тихие, немноголюдные будничные службы и торжественные церковные праздники, кропотливый летний труд в монастырском саду, на пасеке и в огороде и морозное, снежное Рождество с детскими ёлками, представлениями и подарками, занятия в сельской школе, беседы со специально приезжающими в обитель студентами и скаутами, сотрудничество со следственным изолятором и местной прессой, труды по восстановлению и реставрации икон, росписей и памятников архитектуры, издательская деятельность и социальное служение – так в молитве и трудах проходит жизнь братии монастыря. И в каждом деле молитвенно вспоминается преподобный игумен этого места, «скорый помощник и преславный чудотворец» старец Иосиф. Для его современников в XV-XVI веках он был личностью яркой, выдающейся и вызывал неоднозначные оценки. Достаточно вспомнить его взгляд на образ служения монастырей, который впоследствии отразился в так называемой полемике с «нестяжателями» или его строгую любовь к еретикам – эти вопросы всколыхнули всю церковно-историческую науку вплоть до нашего времени. При этом преподобный Иосиф оставался истинным монахом, очень строго соблюдавшим иноческие обеты.
О князе Андрее Голенине
Андрей, князь Голенин, из рода ростовских князей, часто приходил к прп. Иосифу слушать слово спасения. Запала ему в душу мысль о жизни будущей, о суде последнем и о муке вечной. Раз собрал он всех слуг своих, взял одежды лучшие и много серебра. Как будто для охоты выехал князь на лучших конях. Но поехал князь Андрей прямо в монастырь к Иосифу. Входит в храм и молит преподобного немедленно постричь его в иноки, обещая, что не выйдет из храма, доколе не исполнится его желание. Сбросил он с себя одежды богатые и облачён был в монашеские, и нарекли его Арсением.
Слуги же княжеские возле церкви стояли и, дожидаясь князя, веселилися. Никто из них знать не знал, что в церкви совершается. Но вот один из братии и объявил слугам княжеским: “Не ищите князя вашего. Нету больше князя Андрея, есть только монах Арсений”. Слугам показалось, что стрелы пронзили сердца их. Подняли они великий плач. Долго не могли монахи их утешить. Иные же пример от князя взяли и к жизни монашеской устремились.
Монах Арсений все богатства раздал, и стал нищ Бога ради, и в худые одежды одет, и в поварне выполнял работу тяжкую, варя еду на всю братию. Смирение же и любовь ко всем имел, как никто другой. “Всем был всё”, и речь его была сладка и назидательна. К прп. отцу Иосифу великую веру имел и слушался, как сын родной, и не только здесь хотел с ним быть, но и по смерти не разлучатися.
Когда же скончался игумен Иосиф, то непрестанно молился и плакал он на гробнице преподобного. И явился ему Иосиф и сказал: “Арсений, в немногом времени отойдёшь от жизни сей”. Через несколько дней разболелся Арсений, принял схиму и приобщился Святых Тайн. Мирно простился он с плачущей братией и, сказав: “Слава Тебе, Христе Царю, пришло время, егоже ждал на всяк день”, перекрестил лице и предал дух свой с миром Господу.
Музей Библии
Сейчас в монастыре расположен уникальный музей – музей Библии. Это продолжение традиций, ведь когда-то здесь была и мастерская по переписыванию книг и огромная монастырская библиотека. В музее можно увидеть уникальные книги: библию 1581 года, богато гравированную елизаветинскую библию 1751 года, современные библии в разных изданиях. Самая древняя книга музея – французская библия 1568 года. Всего музей занимает три зала. Отдельная экспозиция посвящена Волоколамскому митрополиту Питириму – первому игумену возрождённого монастыря.
Неподалёку от монастыря находится скит Всех святых. Он был основан в 1855 году на месте самой первой кельи св. Иосифа и источника, найденного им когда-то. Там сохранилось здание богадельни 1903 года – в советское время в скиту была больница. Сейчас скит возрождается.
Боярин Андрей Квашнин, прозванный Невежа
Заболел сей боярин Андрей и решил принять постриг иноческий. Постригли его, нарекли Арсением, и начал он вскоре выздоравливать. Но чем здоровее становился телом, тем более стал забывать обеты монашеские. Ризами начал украшаться и во всём хотел себе излишнее, а не как все братия живут. Игумен же, и старцы, и державный князь с кротостью и любовью увещали его. Он же всё твердил, что в других монастырях не так, как у вас живут, и роптал и гневался на обитель святую сию и на законный устав. И ушёл в обитель он Кириллову. Когда же хотел поклониться он мощам преподобного Кирилла, внезапно упал на землю и был как бы мёртв. Не мог ни рукой, ни ногой двинуть, ни языком слова вымолвить. Повелел же себя назад нести, во обитель отца Иосифа. Припал он ко гробу преподобного Иосифа, и укорял себя, и каялся, и землю слезами орошал. И вернулось тогда ему здравие, лишь косноязычие осталось до конца жизни его. И как передать покаяние и слёзы его? Служил он больным день и ночь и предал себя в такое терпение и страдание, что и одежда его вся была вшами усыпана. В таковом покаянии до кончины своей пребывал. Через 10 лет после смерти его нашли мощи его нетленными и одежды целыми, будто вчера погребён.
Много и иных подвижников обреталося. Так, инок Феогност, по прозванию Скряба, положил такое начало житию: вместо рубашки возложил на тело железные латы и каждый день Псалтирь прочитывал, и совершал тысячу земных поклонов, да пять тысяч молитв Иисусовых. И через три года отошёл ко Господу.
И юный Давид, который семь лет страдал как древний Иов: черви, называемые “волосатиками”, грызли ему ногу и не давали все ночи спать. И в той болезни он скончался и отошёл ко Господу.
И Дионисий-трудолюбец, Звенигородский князь. В пекарне за двоих работал, на день по три тысячи поклонов клал.
И такие подвижники обретались в сей обители, что украсили собою кафедры святительские, как то: Даниил, будущий митрополит всея Руси, и Вассиан, брат преподобного Иосифа, будущий архиепископ ростовский, смоленский епископ Савва, тверской епископ Акакий, казанские епископы Гурий и Герман.
И иные многие в сем монастыре совершали со смирением и послушанием посильные для них подвиги, и веруем, что спасение получили.
Волоколамск и Иосифо-Волоцкий монастырь
Целью нашей спонтанной вылазки стал небольшой городок Волоколамск на северо-западе Подмосковья. В своё время я частенько приезжал туда по работе, а вот жена Помеха Справа там никогда не была. Выезд назначили на будний день, поэтому отправились не слишком рано – в 8 часов утра. Двинулись по трассе М-9, изученной в прошлогодней поездке во Псков.
За прошедшее время М-9 в пределах Московской области если и изменилась, то явно в лучшую сторону. Ремонт дороги от МКАД до первой бетонки (А-107) практически завершён. Дорога стала восьми-, а кое-где аж десятиполосной. Другое дело, что затык при въезде в Москву никуда не делся. Но нам он не страшен, мы же едем в область
Иосифо-Волоцкий монастырь – как доехать
Общественным транспортом:
- электричкой следует доехать до станции Волоколамск или станции Чисмена (от Москвы-Рижской);
- от станции метро Тушинской ходят автобусы до Волоколамска. В обоих случаях далее следует сесть на автобус то Теряево.
- Автомобилем из столицы необходимо ехать по Ново-Рижскому шоссе. На девяносто восьмом километре поверните направо, к станции Чисмена, проезжайте железнодорожный переезд и продолжайте движение около 22 км. На перекрестке поверните налево, а еще через 2,3 км, на перекрестке в Теряево, сверните направо, проехав около километра. На всем пути вы сможете ориентироваться по указателям.
Нелёгкое время
Рисунок 3. Вид через озеро
За свою многовековую историю монастырю пришлось пройти через множество испытаний. Так, в период «смутного времени» обители пришлось побывать пристанищем польского отряда, поддерживающего самозванца Лжедмитрия Второго.
А в Великую Отечественную войну территория монастыря была занята немецкими войсками группы «Центр». Во время отступления красной армии была взорвана колокольня, в основании которой находился храм Смоленской Божьей Матери — шедевр древнерусской архитектуры. С высоты этого здания в хорошую погоду можно было увидеть Москву. Поэтому такой объект нельзя было оставлять врагу.
В годы войны и до неё в стенах обители располагался детский дом, а в главном храме монастыря — кинотеатр.
Успенский собор
Сохранившееся до наших дней здание – 1692 года постройки. Это образец классической московской архитектуры XVII века: величественный пятиглавый храм, украшенный поясами изразцов, резными полуколоннами, наличниками и карнизами. У храма большие для этого времени окна, поэтому внутри всегда было светло. Иконостас также был резным. Часть икон из его самой старой части сохранилась до нашего времени и сейчас находится в музее им. Рублева в Москве. Росписи храма значительно менялись со временем. Последний раз он был расписан в 1904 году палехским живописцем Н. Сафоновым. Эта же артель потом будет расписывать Грановитую палату в Москве. Нижний храм монастыря перестроен в XVIII веке из усыпальницы Волоколамских князей и монастырских настоятелей. Здесь устроили храм, посвященный самому Иосифу Волоцкому, здесь же находятся сейчас его мощи.
Рядом была поставлена каменная колокольня с часами-курантами. В середине XIX века она начала крениться и ее долго укрепляли и перестраивали. Но до наших дней колокольня не дожила – она была взорвана в 1941 году.
Кроме главного собора в монастыре интересна трапезная, построенная по образцу московской Грановитой палаты вокруг одного столба, корпус настоятеля и корпус казначея. В 1679 году над святыми вратами построена изящная надвратная церковь Петра и Павла.
Настоятели
- Игумены
- Иосиф Волоцкий (1479—1515)
- Даниил Рязанец (1515—1522)
- Герасим (Ленков) (1522) после двух месяцев оставил игуменство
- Нифонт (Кормилицын) (1522—1543)
- Гурий (Руготин) (1544—1551)
- Галактион (1552—1558)
- Пимен (Садыков) (1558—1561)
- Вавила (1562)
- Леонид (Протасьев) (1563—1566)
- Лаврентий (1566—1568)
- Леонид (Протасьев) (1568—1573)
- Тихон (Хворостинин) (1573—1575)
- Евфимий (Турков) (1575—1587)
- Варлаам (Белковский) (1587) 3,5 месяца
- Евфимий (Турков) (1587) 5 месяцев
- Левкий (1587—1590)
- Иоасаф (1590—1592)
- Вассиан (1593—1595, 1599—1601)
- Геласий (1595—1599)
- Нил (1602—1604)
- Арсений (1605—1623)
- Мисаил (1623—1624)
- Левкий (1625—1634)
- Макарий (1634—1641)
- Зосима (1642—1652)
- Архимандриты
- Иов (1652—1654)
- Тихон (1654—1661)
- Корнилий (1661—1666)
- Савватий (1666—1668)
- Гермоген (1668)
- Герасим (1668—1673)
- Корнилий (1673—1681)
- Александр (1682—1685)
- Тимофей (1685—1687)
- Иоасаф (1687—1688)
- Ефрем (1689—1690)
- Николай (1690—1694)
- Алексий (1695—1702)
- Герман (1702—1722)
- Иоаким (Чудовский) (1722—1723), (1728—1738)
- Мелхиседек (Борщев) (1723—1727)
- Сергий (Прозоровский) (1727—1728)
- Варлаам (1739—1745)
- епископ Серапион (Лятошевич) (1745—1753) имел пребывание в монастыре и управлял им; архимандрита не было
- Панкратий (Чарныйский) (1753)
- Пахомий (Симанский) (1753—1758)
- Геннадий (Драницын) (1758—1760)
- Адриан (1761—1766)
- Варлаам (Синьковский) (1767—1773)
- Пахомий (Поляница) (1773—1775)
- Вонифатий (1775—1778)
- Нектарий (Чернявский) (1778—1789)
- Евгений (Романов) (1789)
- Евгений (Резанцов) (1794)
- Виктор (Прокопович-Антонский) (1794—1799)
- Иустин (Вишневский) (1799)
- Вениамин (Жуков) (1800)
- Ираклий (Евреинов) (1800—1804)
- Евграф (Музалевский-Платонов) (1804—1808)
- Геннадий (Челноков) (1808—1810)
- Владимир (1810—1811)
- Иона (Васильевский) (1811—1812)
- Леонид (Зарецкий) (1812—1813)
- Филарет (Амфитеатров) (1813—1817)
- Григорий (Постников) (29 июля 1817 — 1822)
- Геннадий (Баранович) (1822—1825)
- Гавриил (Игнатьев) (18 марта 1825 — 4 апреля 1839)
- Агапит (Введенский) (1839—1852)
- Гедеон (октябрь 1852—1883)
- Сергий (Свешников) (1883—1896)
- Михей (Алексеев) (1897—1901)
- Геронтий (Кургановский) (март 1902 — 26 ноября 1903)
- Нифонт (1907—1908)
- Иннокентий (Бобцов) (11 декабря 1915—1920)
- наместники
- митрополит Питирим (Нечаев) (1989 — 4 ноября 2003)
- Феоктист (Дорошко) (2003—2004) временный управляющий
- Сергий (Воронков) (с 24 декабря 2004)
Иосифо-Волоцкий монастырь – история обители
- Основатель этого монастыря, преподобный Иосиф, после смерти своего учителя стал настоятелем обители под Боровском, но из-за разногласий с братией сначала отправился в странствия – посмотреть на уставы других монастырей, а позже вернулся на родину, ближе к Волоколамску. Здесь он решил основать свой монастырь, заручившись поддержкой местного князя, Бориса Васильевича. Когда Иосиф искал место для обители, разыгралась страшная буря, повалившая лес, а среди чистого неба прогремели громовые раскаты. На месте будущей обители был водружен крест, а позже, в июне 1479 года, заложена и возведена деревянная церковь. Братия обитала в скиту неподалеку, где Иосиф сам вырыл колодец.
- Постепенно Иосифо-Волоцкий мужской монастырь расстраивался: местные меценаты выделяли ему средства, земли. Здесь основали детский приют, в голодные времена кормили голодающих. После смерти святого в обители начали происходить чудеса, а братия продолжала разрастаться. Постепенно обитель стала одним из центров просветительства: здесь писали и переписывали книги. В монастырь был сослан в заточение преподобный Максим Грек, где он провел около шести лет в Германовой башне.
- Этой обители покровительствовал Иван Грозный, который регулярно приезжал сюда, выделял средства, принимал у себя игуменов. В Смутное время обитель осаждали поляки, войска Болотникова. Постепенно встал вопрос о перестройке обители, возведении каменных строений. Первым был Свято-Успенский собор, который возвели в 1484; после этого и другие здания Иосифо-Волоцкого монастыря стали перестраивать из камня.
- В середине семнадцатого века монастырский ансамбль вновь изменили по плану зодчего Ивана Неверова, что дает возможность назвать обитель одним из первых авторских ансамблей в России.
- На территории монастыря погребен Малюта Скуратов, который возглавлял опричников, теща Пушкина Наталья Гончарова, князья, митрополиты. Здесь же хранятся мощи святого Иосифа.
- В советское время монастырь закрыли, здесь была школа, детский дом, кинозал. В годы Великой Отечественной здесь расположились советские, а позже – немецкие войска.
- Возродилась обитель в 1989 году, а через десять лет получила статус ставропигиальной.
Житие преподобного Кассиана Босого
Родился сей святой от благочестивых родителей и наречён был Козьмой. Подрос да возмужал Козьма, и дал ему Бог великую силу и ловкость, так что слух о нём дошел до царского двора; и самого самодержца, великого князя Ивана Васильевича, научил Козьма меткой стрельбе. Но однажды осознал Козьма суету мира сего и пошёл в монастырь к прп. Пафнутию в Боровск. Преподобный постриг его в монахи и нарёк Кассианом. Любил прп. Пафнутий Кассиана за его смирение, послушание и за великие его труды.
После же смерти прп. Пафнутия, когда прп. Иосиф начал строить свой монастырь, пришёл старец Кассиан к Иосифу с братией и, видя великие и тяжкие их труды, возревновал им духовною ревностию и остался подвизаться в сей обители.
Возложил Кассиан панцирь на нагое тело и пёк хлеб на братию. Правило его келейное составляли 6000 молитв Иисусовых и 1000 поклонов. А когда рассыпался панцирь, то возложил он на себя вериги тяжкие, – и так трудился и постился. Вкушал Кассиан только хлеб и воду, да и то не каждый день. И до тех пор так трудился, пока в очах его и свет померк. И запрещал ему Иосиф великим запрещением так чрезмерно изнурять себя. Кассиан послушался Иосифа и немножко ослабил пост, – и выздоровели его глаза.
Затем вновь впал он в немощь, и отнялись у него ноги, так что мог он только ползать. И взмолился он Пречистой Богородице со слезами многими: “О, Пречистая Владычице! Если дашь мне на своих ногах ходить, никогда не одену я сапог на ноги, ни шубы на грешное тело моё до конца жизни”. И в тот же час встал и устремился в церковь Божию. И до конца жизни не изменил обета своего: и летом, и зимой ходил в одной рясе и без всякой обуви.
Некогда же случилась зима лютая, так что и птицы замерзали. Но терпел старец Кассиан, говоря себе: “Терпи, грешный Кассиан, терпи! Горек мороз, но сладок рай!”
И такая великая слава у сего старца была, что великий князь всея Руси Василий Иванович кланялся ему, сняв царский венец с главы своей, и просил крестить сына своего, первенца.
Однажды случился в обители пожар, едва не занялись все кельи пламенем. Преподобный Кассиан стал просить Пречистую послать “наказание с милостью”. И тотчас же повернуло пламя в другую сторону, да и погасло всё само собой.
Прожил прп. Кассиан 93 года и с миром отошёл ко Господу. Погребли честные мощи его в усыпальнице, где до ныне же почивают.