Святой преподобный сергий радонежский

Содержание:

Как изображают

Художники

К теме героического сражения на Куликовом поле обращались многие отечественные живописцы.

 Илья Глазунов

     В 1962 г. художник приступил к написанию ряда полотен, объединенных темой Куликовскогосражения. Эта работа продолжалась 30 лет.

Илья Глазунов. Канун. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Из цикла «Поле Куликово». Вариант-повторение. 2004

Картина «Князь Дмитрий». Художник изображает Димитрия Иоанновича перед боем. Лик князя спокоен, выражает уверенность.Однако багряный цвет плаща и острые копья за спиной передают общую тревожность сюжета композиции. Высокую миссию русских воинов образно подчеркивает выбранный мастером фон полотна, представляющий собойоблачное голубое небо, символизирующее чистоту и благородство цели сражающихся за свободу Отечества.

«Нашли князя Дмитрия»

Еще одно полотно из цикла «Куликово поле». Сюжет картины основан на событиях, произошедших после сражения, когда среди павших воинов нашли раненого князя.

Сам художник поясняет, что в своих творениях стремился

Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Дмитрий Донской. 1980.

«Святой Сергий благословляет Димитрия Донского»

Картина была написана живописцем в 1882 году. В то время он заканчивал обучение в натурном классе Санкт-Петербургской Академии художеств. За эту программную работу, достоверно воспроизводящую события той отдаленной эпохи, точную обстановку и психологический портрет участников, Александр Никанорович Новоскольцев получил большую академическую медаль.

  В начале XIX в. профессура Академии художеств предложила данную тему своим выпускникам в качестве дипломной работы. Золотую медаль тогда получил Орест Кипренский за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле», созданнуюв 1805 году.

Василий Сазонов

     В 1824 г. полотно с таким же названием изобразил художник Василий Сазонов. Хотя его произведение не отличалось реалистичностью и не вполне соответствовало национальному колориту, оно навсегда вошло в золотой фонд произведений русской академической живописи.

Росписи храмов 

Франц Николаевич Рисс

В середине XIX столетия русский живописец Франц Николаевич Рисс в северо-западной части Исаакиевского собора выполнил некоторые настенные росписи, в числе которых было изображение величественной сцены благословения Димитрия Донского игуменом Сергием Радонежским. Эта работа великого мастера украшает Исаакиевский собор до наших дней.

Ивон Адольф

     В 1850 г. по заказу Николая I французский художник-баталист Ивон Адольф создал монументальное полотно под названием «Битва на Куликовом поле», центральную часть композиции которого занимает изображение святого князя Димитрия в разгар сражения. Планировалось, что данное творение украсит нижний коридор храма Христа Спасителя, но события изменились, и сегодня картина украшает лестничный пролет, ведущий в Георгиевский зал Большого Кремлевского Дворца.

Фрески

Древнейшая фреска, изображающаякнязявместе с его сыном Василием, находится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Онавыполнена в начале XVI в. художником Феодосием. Более поздняя фреска, созданная во второй половинеXVI в., расположена на южной стене Архангельского кремлевского собора. На ней Димитрий Иоаннович представлен среди прочихмосковских правителей.

Образ князя можно увидеть на фреске конца XVII в. в Преображенском соборе Новоспасского монастыря, а также на центральном своде парадных сеней Московского Исторического музея. Последнее изображение выполнено в 1883 г. артелью Ф.Г. Торопова.

Войдя в число восьми наиболее значительных деятелей национальной истории, Дмитрий Донской представлен на среднем ярусе памятника «Тысячелетие России»

Монастырские подворья

Подворья монастырей обычно возникают, когда по тем или иным причинам некоторым монахам приходится длительно исполнять послушания вне стен обители. Издавна подворья были у Сергиевой обители, есть они и сейчас – всего их 18, причем основная часть находится в Московской области.

Кроме того, есть подворья:

  • Московское, которым является храм св. Троицы на 2 Троицком переулке столицы;
  • «Куликово поле» Тульской области; оно построено на территории музея знаменитого сражения;
  • Черниговское в Геленджике.

Интересный фактУникален женский Успенский скит-подворье Тульской области, созданный монахинями, духовными дочерьми известного лаврского старца, архим. Наума. 

О чем молятся святому

Верующие считают отца Сергия чудотворцем и святым. В молитвах они просят Преподобного старца помочь им в мирских делах, защитить от злого влияния, исцелить тело и душу.

Учеба

Отец Сергий помогает в учебе, перед сессией и экзаменами. Святой слышит молитвы всех, кто к нему молится и обращается. Нужно сказать перед иконой: «Преподобный отче Сергий, моли Бога обо мне!». Перед экзаменами желательно зайти в церковь, помолиться и поставить свечку святому.

Судебные тяжбы

К святому верующие обращаются накануне судебных разбирательств. Отец Сергий еще при жизни заступался за слабых, помогал им в борьбе за справедливость. Молитва к его божественному лику дает уверенность в собственных силах всем, кто борется в судах за правду.

Усмирение гордыни

Преподобный Сергий может помочь в молитвах о даровании смирения и укрощении гордыни. В обращении к Преподобному старцу нужно раскаяться в своих грехах и попросить его помолиться перед Богом за грешную душу.

Исцеление

К Преподобному старцу обращаются матери и просят исцелить ребенка. Святой является посредником между людьми и Всевышним. Православные верят в заступничество Сергия. Христиане молятся ему и просят даровать здоровье себе, детям, близким.

Защита

Молитва к святому Сергию защищает дом от недругов, а душу — от злых помыслов и страстей. Старец всю жизнь служил родной Отчизне, укреплял веру князей в Бога перед сражениями, отправлял иноков на защиту земли и борьбу с татарами. Сергий всегда уповал на помощь Бога и получал ее в трудную минуту. Его жизнь — пример для всех христиан.

Работа

Сергий Радонежский всю жизнь трудился. К нему обращаются верующие, чтобы в молитвах к Господу святой старец помог преодолеть жизненные трудности. Сергий дарует христианам веру в собственные силы, призывает не бояться никакой работы, помогает устроиться на новое место.

Душевный покой

Усердная молитва к святому старцу помогает избавиться от грешных помыслов, успокоить душу, обрести душевный покой. Сергий Радонежский верил, что вера в Господа Бога и соблюдение его заповедей помогают жить праведной жизнью и не грешить. Смирению и терпимости он учил своих учеников. Верующие обращают свои просьбы к Преподобному старцу в самые тревожные дни своей жизни.

Житие родителей Сергия Радонежского

В конце XIII — начале XIV века в 4 км от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, в селе Варницы, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии (На месте имения Кирилла и Марии под Ростовом теперь находится Варницкий монастырь).

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Кирилл состоял на службе у Ростовских князей — сначала у князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

Рождение Варфоломея, будущего Сергия Радонежского

Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия (всего у супругов было 3 детей — Стефан, Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Пётр). Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием.

По преданию, когда его мать, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве. Во-первых, в начале чтения Евангелия. Во-вторых, перед пением Херувимской. И наконец в-третьих, в момент, когда священник возгласил: «Вонмем, Святая святым!» После этого мать стала особенно следить за своим духовным состоянием. Она постоянно помнила, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Пост Мария соблюдала всю беременность, не давая себе поблажек.

Праведная Мария вместе с мужем дают обет: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу.

Крещение младенца

3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В 40-й день по рождении Младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним таинство крещения. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению — «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек:

Постничество младенца

С первых дней жизни младенец Варфоломей всех удивлял постничеством. Во-первых, по средам и пятницам он совсем ничего не ел. Во-вторых, и в другие дни отказывался от материнского молока, если Мария ела мясо. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост. Прежде всего, совсем оставила мясную пищу. И уже тогда младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.

Трудности с обучением грамоте

Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, родители отдали его учиться грамоте, чтобы мог он читать и разуметь Слово Божие. Вместе с ним учились и два брата его: старший Стефан, и младший Петр. Братья обучались успешно, но вот Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним. Родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума. Варфоломей проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где-нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности. При этом он горячо и усердно молился Господу Богу:

Но грамота все же ему не давалась. Пока однажды, посланный отцом в поле за лошадьми, 13-летний Варфоломей не встретил старца-схимника. Он попросил того прийти в дом своих родителей, за трапезой старец предсказал Кириллу и Марии, что «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Благословив их, схимник удалился. Грамота Варфоломею, к родительской радости, с той поры стала даваться легко.

Родители преподобного Сергия переезжают в Московские земли

Когда Варфоломею исполнилось 15 лет (около 1328 года), Ростовское княжество попало под власть Московского великого князя Ивана Калиты. В Ростов был назначен наместником один из московских бояр, который притеснял и грабил жителей. Многие из ростовцев стали покидать город. В числе их был и боярин Кирилл. Кроме притеснений московских воевод, он еще и разорился, и не желал оставаться там, где некогда жил в богатстве и почете. Для жительства он выбрал маленький городок Радонеж в Московских землях (в 12 км от Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок, которое в древности носило имя Радонеж).

Каким был его характер и облик при жизни

Однажды, когда преподобный уже был знаменит далеко за пределами скромной обители, посмотреть на великого угодника Божия пришел один поселянин. Игумен трудился тогда на обительском огороде, где и застал его пришедший: увидел монаха в грязном подряснике, с лопатой. Возмутившись, он, ожидавший  узреть  благообразного старца, возроптал на монахов, думая, что над ним пошутили. Лишь сам преподобный остановил братий, которые было хотели выгнать «паломника» из обители, ему же самому пообещал:

Вслед за этим к обители прибыл князь. Сначала с изумлением, а затем со страхом наблюдал поселянин, как пал державный в ноги тому самому оборванному монаху, как просил его благословения. Теперь он действительно увидел святого. По уходе князя крестьянин бросился в ноги игумену, плача, моля о прощении. А вместо обличений услышал утешающее:

И это смирение так перевернуло жизнь человека, что он уже не смог жить прежней жизнью: через малое время вернулся к преподобному – чтобы навсегда остаться здесь монахом. В этом смирении, доброте, жалости к людям, не дававшей осуждать даже явного врага, была вся суть характера, всей жизни св. Сергия. Уподобившись любовью Самому Христу, он Именем Его творил великие чудеса:

  • извел из земли источник воды; братия именовала его «Сергиевым», но, узнав об этом, преподобный строго запретил это, ведь чудо сотворено силой Божией;
  • однажды воскресил умершего отрока; после, по своему обыкновению, говорил, что безутешному отцу лишь «показалось», что сын умер, а он просто заснул;
  • наконец, совершенно не выносили присутствия святого духи нечистые, с криком выходившие от одержимых.

Чистота жизни преподобного привлекала к нему великую благодать:

  • есть свидетельства о сослужении ему Ангелов во время литургии;
  • однажды св. Сергия посетила Сама Богородица, обещавшая милость его обители и всем духовным чадам.

Но до конца земного жития преподобный оставался скромным, не носил не только дорогих, но даже новых одежд, строго постился. Таким его запомнили современники, духовные чада, многочисленные ученики.

О небесной просфорке

Схиархимандрит Иосия (Евсенок), до схимы брат Иосиф, еще до революции был пострижеником Черниговского скита. Это один из легендарных Лаврских старцев, который смог вернуться в Лавру после ее открытия в 1946 г. Возрождение Лавры застали всего несколько ее дореволюционных насельников, отец Иосиф – один из них

Это был монах высокой духовной жизни, он обладал многими благодатными дарами, нес послушание духовника: наставлял, укреплял в вере всех, приходящих к нему, чем обратил на себя внимание властей

В хрущевские времена он был сослан на Север, в лагеря. Через какое-то время он там заболевает воспалением легких. Несколько дней он провел с температурой за 40° в лагерном лазарете. В конце концов врачи, убедившись, что человек уже смертник – нечего на него тратить время и лекарства, – переносят его зимой в неотапливаемое помещение с уверенностью, что до утра он не доживет, и история его лечения на этом закончится.

Ночью батюшке было видение: к нему подходит Преподобный Сергий и говорит: «О тех из вас, кто в изгнании, вне обители, я забочусь еще больше», – и протягивает ему при этом просфорку. Отец Иосиф точно видит, что это лаврская просфора, и ощущает в замерзающей ладони ее тепло, как будто она была только что испечена. Он съел эту просфорку. Наутро, когда за ним пришли не только врачи, но и двое носильщиков с целью отнести труп к месту захоронения, они увидели, что батюшка не только жив, но и абсолютно здоров.

Потом уже, когда отца Иосифа освободили и он вернулся в обитель, батюшка об одном только скорбел: «Почему же я всю тогда просфорку съел? Это же была небесная просфорка, можно было хотя бы немножко оставить».

Иконы

Первое изображение Преподобного было выполнено на шитом покрове в начале 15 ст. и сейчас хранится в Троице-Сергиевой лавре. Там же находится древнейшая поясная икона с 15-ю клеймами по краям, описывающими фрагменты жития святого. Она датируется концом 15 ст.

Первые ростовые иконы появились на рубеже 15-16 веков. На них изображён старец с узким лицом и длинной клиновидной бородой. Волосы густые, зачёсаны назад. Правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой он держит свиток с молитвенным текстом. На большинстве икон вокруг лика Преподобного находится от 10 до 20 прямоугольных клейм с изображением сцен жития.

На одной из ростовых икон Преподобный изображён с Серафимом Саровским, хотя они жили в разное время. Над их головами Иисус Христос. На другом лике старцы молятся у Божьего Престола.

На некоторых ликах Преподобный изображен с медведем. Это животное является символом веры и святости: того, кто сумел приручить такого зверя, считали Святым. Даже говорили, что медведь, а не синод, возводит в святые.

Существуют иконы, связанные с событиями земной жизни святого Сергия: явление Богородицы в келью игумена и Куликовская битва.

После смерти мощи святого Сергия Радонежского оставались нетленными

8октября 1392

кончина преподобного Сергия Радонежского

Земной путь преподобного отца Сергия Радонежского, закончился в 1392 года. После смерти, мощи святого оставались нетленными. Их мощь признают не только православные, но и католики.

Через 16 лет, после того, как тело Сергия Радонежского было предано земле, старец явился игумену созданного им монастыря. Святой Сергий Радонежский сообщил ему о том, что скоро на монастырь придет страшная беда.

И вскоре обитель была разграблена и сожжена.

Братия монастыря укрылась в лесной чаще, успев забрать с собой множество церковных реликвий.

Испытания скоро закончились, как и обещал Сергий, святое место начали восстанавливать. В это же время произошло еще одно видение.

1422

начало строительста нового Свято-Троицкого собора. Мощи святого Сергия Радонедского сейчас находятся там

Однажды Сергий Радонежский явился одному из мирян и сказал, чтобы он передал инокам монастыря, что он очень огорчен из-за того, что его тело находится пол огромной толщей земли.

При большом количестве народа и знатных людей были подняты на поверхность мощи Сергия Радонежского. Их перенесли во временную деревянную церковь. Так и произошло обретение мощей преподобного. В настоящее время мощи покоятся в Троицком Соборе.


В настоящее время мощи Сергия Радонежского покоятся в Троицком Соборе Троице Сергиевой Лавры

Когда обращаются к святому

В чем помогают мощи Сергия Радонежского знает каждый православный христианин. Ведь преподобный является очень популярным среди православных. Он внес немалый взнос в развитие духовной культуры. В православии днем памяти преподобного считается 18 июля и 8 октября. В эти дни молитва, вознесенная к святому возле мощей, обладает особой силой. В первую очередь святой считается покровителем детей, учеников и студентов.

Перед ним возносят молитвенные прошения родители чтобы попросить о помощи вразумлении детей подросткового возраста. Также к преподобному обращаются в следующих случаях:

  • Просят избавится от гордыни.
  • Помогает сосредоточится на конкретном деле.
  • Просят помочь избежать детям и взрослым плохого влияния.
  • Молят о помощи в учении.
  • Просят о помощи в решении самых трудных бытовых неприятностей.
  • Молят о помощи в избавлении от скуки и туги.
  • Молят о защите от врагов и нападений.

Также святой является защитником вдов и сирот. Он есть небесным покровителем всех людей, которые носят его имя.

Вознося молитвенные прошения к преподобному не стоит ожидать, что ваши пожелания будут сразу услышаны. Так как ее необходимо читать не только в трудные житейские минуты. Чтобы прошение было услышано его нужно произносить регулярно. Большую силу они будут иметь если их произносить в храме рядом с ракой с мощами. Кончено если нет возможности посетить храм, тогда прошение может быть произнесено и дома, но только перед ликом святого образа

Помните, что не важно какими словами будет произноситься молитва

Главное, чтобы она была искренней и читалась не ради какой-либо выгоды. После того как молитва будет услышана и снизойдет помощь не забудьте поблагодарить святого благодарственным молебном.

Текст молитвы:

Смотрите еще видео об обретении мощей святого:

Музеи Сергиева Посада

Церковно-археологический кабинет Духовной Академии

Церковно-археологический кабинет — это собрание церковных произведений искусства. В настоящее время экспозиция расположена в 12 залах бывших Царских чертогов и насчитывает более 20 тыс. предметов. Здесь представлены иконы, церковная утварь, облачения, рукописные и печатные книги, предметы мелкой пластики, графика, живопись и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей.

  • Режим работы: вторник — пятница 10.00 — 19.30, суббота 10.30 — 16.30, воскресенье 11.00 — 19.30, выходной день — понедельник и церковные праздники.
  • Телефон

Музей игрушки

Поселения, появившиеся вокруг Троице-Сергиева монастыря, славились своими промыслами, в частности, резьбой по дереву и игрушечным промыслом. Считается, что даже Сергий Радонежский не гнушался делать игрушки для ребячьей потехи. Отсюда повелось, что приобретение местной игрушки равносильно богоугодному делу. В 1918 году, практически сразу после революции, в городе был открыт Музей игрушки. Это историко-художественное заведение и поныне хранит в своих фондах свыше 30 тысяч сергиево-посадских игрушек.

  • Адрес: 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, дом 123
  • Телефон
  • Музей работает со среды по воскресенье с 10.00 до 17.00.
  • Выходные: понедельник и вторник. Последняя пятница каждого месяца — санитарный день.

Историко-художественный музей-заповедник

Государственный историко-художественный музей-заповедник создан по Декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 апреля 1920 г. «Об Обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». На основе монастырских описей были зарегистрированы собрания икон, шитья, церковного серебра, рукописей, книг, живописи, мебели, хранившиеся в ризнице, соборах и других помещениях Троице-Сергиевой Лавры, а также в библиотеке Московской Духовной академии, в Вифанской семинарии.

Сейчас тут находится крупнейшая коллекция древнерусского искусства. Главный корпус расположен неподалеку от Музея игрушки на том же проспекте Красной Армии, а филиалы его открыты в различных зданиях Троице-Сергиева монастыря, комплексе «Конный двор» и в краеведческом отделении.

  • Адрес: г.Сергиев Посад, ул.1-й Ударной Армии, 2
  • Телефон

Музей народных промыслов

Сергиев Посад славится изготовлением и росписью деревянных игрушек. Залы музея полны разнообразнейших игрушек, расписных предметов утвари.

Музей относительно молодой: он был создан в 1991 году. За время существования музея его фонды увеличились в несколько раз и с годами перестали помещаться в одной комнате. В новом помещении несколько залов, в которых, помимо деревянных игрушек, широко представлены картины, скульптуры и книги местных авторов.

Выставка «Похвала преподобному Сергию» в музее народных промыслов explorado.ru

Отдельные комнаты выделены под выставки художников Станислава Гончарова и Анатолия Петушкова. Выставка «Похвала преподобному Сергию» — экспозиция множества деревянных скульптур русских святых. Помимо преподобного Сергия Радонежского, здесь есть фигуры Стефана Пермского и Нила Сорского, Иосифа Волоцкого и Саввы Сторожевского, Пересвета и Осляби и многих других известных персонажей из русской истории. В музее проводятся мастер-классы по росписи деревянных игрушек.

  • Адрес: г.Сергиев Посад, пр-т Красной Армии, 105
  • Телефон,

Жили-были» музей крестьянского быта

Виктор Багров рассказывает об экпонатах музея. sobolevskaya-sv В 2006 году посадский художник Виктор Багров открыл частный музей предметов крестьянского быта «Жили-были». Музей рассказывает об условиях жизни русской деревни. Посуда, мебель, кованые замки и ухваты, липовые короба, угольные утюжки, пузатые самовары и другие удивительные предметы и изделия народных ремесел – все это собиралось многие годы. Многие вещи настолько выпали из времени, что без подсказки не понять, что это такое.

  • Адрес: г.Сергиев Посад, ул.Валовая, 22
  • Телефон

О паломничестве в Троице-Сергиев монастырь

Павел Флоренский сказал: в Троице-Сергиевой лавре, «более чем где-либо, ощущается пульс русской истории. Здесь Россия ощущается как целое». И именно эта поздняя паломническая культура показывает нам эту целостность.

Ранние периоды мы можем проиллюстрировать великокняжескими и царскими вкладами в Троице-Сергиев монастырь, паломничеством Ивана Грозного – это ведь тоже было по сути паломничество. XIX столетие даёт нам примеры хождения в Лавру всенародного и простонародного.

Икона «Явление Богородицы преподобному Сергию. XIX век.

Художественный уровень изделий, представленных в разделе «Паломничество», не так высок, но это тоже факт нашей культуры. Любопытно проследить, как заинтересованно сама Лавра подходила к этим сувенирам, как заботилась об их разнообразии и качестве.

В XVIII столетии появлялись указы Елизаветы Петровны, которая проявляла беспокойство о том, чтобы иконы для паломников писались согласно прежним образцам, были высокого качества.

Для паломников трудились в самом монастыре: здесь была литография, специально созданная в середине XIX века и просуществовавшая до 1914 года. На Посаде также работали мастера, специализировавшиеся на резьбе по дереву, особенно мастер Иван Хрустачёв в третьей четверти XIX века. Были также заказы Лавры в таких художественных центрах, как Ростов Великий, например, на финифтяные образки.

Чайник с видом Лавры. Кузнецовский форфор. XIX век.

Народное восприятия всех этих вещей лучше всего это характеризует повесть Ивана Шмелева «Богомолье». Там присутствует эпизод, где богомольцы с героем повести зашли в сувенирную лавку и что выбирали на подарки. Среди подарков упоминаются священные картинки, финифтяные образки, пояса с молитовкой, резной складень – то есть как раз то, что составляло церковно-бытовой обиход широких народных масс. Думаю, что в некоторых семьях аналогичные вещи хранятся до сих пор.

Императрица Елизавета Петровна приезжала в монастырь много раз. У нас имеются многочисленные, несколько однотипные, издания 40–50-х годов XVIII века – похвальных слов, которыми императрицу приветствовали ученики лаврской семинарии, настоятель. С Елизаветой Петровной связано и переименование монастыря в лавру в 1744 году.

Существует также жалованная грамота Елизаветы Петровны монастырю на все его вотчины. Эта грамота как бы суммирует все прежние документы земельного владения монастыря. Она была оформлена в 1752 году, и, зная дальнейшие события, можно сказать, что она подводила черту земельным владениям Лавры. Спустя несколько лет произошла секуляризация церковной собственности, и все они были переданы в пользу государства.

В дальнейшем Лавру посещала императрица Екатерина II с наследником Павлом Петровичем. Государственные дела – это одно, а личное благочестие – это совсем другое. Приезжали в Лавру Николай I, Николай II – то есть, здесь бывали практически все российские императоры.

Литография XIX века.

Крупнейший крестный ход произошел в 1892 году, когда широко праздновалось 500-летие преставления Сергия. Этот крестный ход начинался от Московского Кремля и за несколько дней с остановками по пути доходил до Троице-Сергиевой лавры. Он зафиксирован и в рисунках французского художника Де Лонлея, и в фотографиях Овчаренко. К этому юбилею выпускалась многочисленная паломническая сувенирная продукция. Это был взлет почитания Сергия.

Паломничество в Троице-Сергиеву лавру было одним из важных пунктов празднования и когда отмечалось 300-летие дома Романовых.

Вид на Лавру

О явлении русского святого татарам

Когда Казань была еще татарским городом, многие из жителей как-то увидели, как по стенам города ходил преподобный Сергий, осенял его крестом и кропил водой. Они спросили своих мудрецов: «Что это значит?» Те отвечали: «О, горе нам! С явлением этого старца приближается наш конец: вскоре здесь просияет вера христианская и царством нашим будет владеть Русь».

Так и случилось: вскоре князь Иоанн Васильевич пошел войной на царствующий град Казань, покорил его и со всеми окрестными землями присоединил к Русской земле, а потом воздвиг в нем многочисленные церкви и устроил монастырь Преподобного Сергия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector