Ревнитель «жестокого жития» преподобный корнилий комельский

Почитание преподобного Корнилия Псково-Печерского

Местное почитание святого Корнилия, ставшего покровителем Псковской земли, началось сразу после его погребения. Но обретение мощей игумена произошло лишь через 120 лет после кончины. В 1690 году, с благословения Псковского и Изборгского митрополита состоялось перенесение святых останков преподобного в новую гробницу, установленную в стенах Успенского собора Пресвятой Богородицы.

Позже раку, предназначенную для мощей Корнилия, несколько раз обновляли. 17 декабря 1872 года изготовили ковчег из медно-серебряного металла, который через 20 лет заменили новой гробницей, украшенной намного богаче.

Причисление Корнилия к общечтимым святым состоялось в начале XX века. Имя святого включено в Соборы Псковских святых и преподобных Псково-Печерских отцов, память которых совершается на 3 и 4 неделе Пятидесятницы.

Установлен дополнительный день празднования преподобномученика – 20 февраля по старому календарю. По новому стилю день памяти выпадает на 5 марта в невисокосный год, на 4 марта – в високосный. В этот день проходит крестный ход, во время которого мощи из Успенского собора переносятся в Михайловсий храм, где они остаются до следующего утра. По окончании всенощной святые останки возвращают обратно.

Комплекс Богом зданных пещер

Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних пещер. Ближние П-образные пещеры протяженностью 15 метров. В них – гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы.

За ближними пещерами следуют дальние, состоящие из 7 подземных галерей – улиц с пещерной церковью Воскресенья Христова. Здесь расположено монастырское кладбище, где погребено 10000 человек. В пещерах держится постоянная температура +5 градусов по Цельсию. От входа идут семь подземных галерей. В стенах пятой и шестой улиц погребают иноков обители, они называются братскими галереями.

В других галереях хоронят благочестивых мирян и ратных людей. В конце центральной улицы установлен канун – небольшой стол, у которого совершаются панихиды. За кануном – большой деревянный крест.

В стенах установлены плиты с надписями и надгробными памятниками. В надписях – славные фамилии Суворовых, Ртищевых, и Нащокиных, Бутурлиных, и Мстиславских. В монастырских пещерах погребены предки Александра Пушкина, Кутузова, Мусоргского, а также предки Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

Здесь захоронены митрополиты, архимандриты, старцы, монахи и послушники. В монастырских пещерах – надгробия псковских, торопецких, новгородских помещиков и их семей. Погребены в пещерах и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн. Пещеры монастыря – место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами, некрополь, который не имеет аналогов.

Молитвы

Тропарь преподобномученика Корнилия Псково-Печерского
глас 6
Псково-Печерская обитель,/ издревле славная чудесы иконы Богоматерни,/ многия иноки Богови воспита,/ тамо и преподобный Корнилий/ подвигом добрым подвизася,/ чудную Богоматерь славя,/ иноверныя просвещая,/ иноки и многия люди спасая,/ обитель же свою дивно украшая и ограждая./ Тамо и мученичества венец/ по многих летех пастырства своего доблестне прият./ Темже воспоим, людие,/ Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим,/ яко даров а нам преподобномученика славна/ и молитвенника о душах наших достоблаженна.

Тропарь Марка, Ионы и Корнилия Псково-Печерских
глас 8
Яко светильницы, явистеся всесветлии/ в вертепе Царицы Богоматери,/ преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие,/ вы бо, крест Христов на рамо вземше,/ усердно тому последовасте/ и, чистотою Богови приближившеся,/ отонудуже силами чудес обогатистеся,/ тем и мы любезно прибегаем к вам и умильно глаголем:/ о преподобнии, молите Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак преподобномученика Корнилия Псково-Печерского
глас 4
Светлый светильник Православия/ и сугубая/ Псковския земли защита был еси,/ многобожие искореняя и люди к Богу наставляя./ Дом Богоматери тобою укрепися и прославися,/ добродетельми же украшен, венец мученика приял еси,/ поминай нас, чад твоих, и у Господа, преподобномучениче Корнилие.

Кондак Марка, Ионы и Корнилия Псково-Печерских
глас 2
Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест на рамо вземше,/ понесли есте Божественне, вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие, в руках имуще крепко,/ победили есте бесовския ополчения,/ тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие,/ верных удобрение.

Ин кондак преподобномученика Корнилия Псково-Печерского
глас 2
Измлада, Корнилие чудный,/ трудом и подвигом себе предав,/ игуменом Псково-Печерстей обители поставлен был еси,/ образом веры и постническаго жития всем быв,/ многия люди к Богу привел еси/. За своя же великия добродетели/ завистию от злых гоним,/ мученически душу свою Богови предал еси./ Того ради с верою возопиим:/ преподобномучениче Корнилие достославный,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому
Святый преподобномучениче Корнилие, смиренно припадаем к раце мощей твоих и умильно молим тя: милостиво призри на скорби наша душевныя и телесныя и избаву нам подаждь; помози нам, святче Божий, от навета злых человек, от нихже и сам ты невинно на земли пострадал еси. Защити нас от насилия диавола, страстно воюющаго в немощных удесех наших; умоли Господа Бога и Пречистую Его Матерь даровати нам тихое и безгрешное житие, взаимную братскую нелицемерную любовь и мирную христианскую кончину, да чистою совестию предстанем нелицемерному страшному судилищу Христову и в Царствии Его прославим Животворящую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Святые Псково-Печерского монастыря — собор преподобных отцов

В честь свя­тых Пско­во-Пе­чер­ской Успен­ской оби­те­ли совершается день памяти их всех в 4 неделю после праздника Святой Троицы. Он установлен в 1980-е годы по благословению Святейшего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и Всея Ру­си Пи­мена, бывшего в свое время настоятелем Псково-Печерского монастыря. Также в обители при его настоятельстве был составлен акафист всем Псково-Печерским святым.

В Соборе Псково-Печерских святых прославлены:

Святые основатели обители — преподобные Марк, Иона, Васса (XV век).

Преподобномученики Корнилий (погибший от руки Ивана Грозного) и Вассиан Муромский.

Преподобный Дорофей Югский, имевший видение Богородицы, которая благословила его выйти из Псково-Печерской обители и основать новый монастырь на реке Юг.

Преподобный Лазарь, схимник прозорливый — он известен своим воскресением. Этот святой впадал в состояние, возможно, клинической смерти, а затем на третий день пришел в себя и жил еще 16 лет. С ним встречался с целью получить духовный совет император Александр I — святой скончался в один год с ним, 1824 году. Известно, что старец наставлял его быть примером для подданных, предупреждая о недолгой жизни.

Алек­сандр (Пет­ров­ский), ар­хи­епископ Харь­ков­ский, священномученик, погибший от безбожников в 1940 году.

Иеросхимонах Си­ме­он (Жел­нин), скончавшийся в 1960 г. и проживший в обители около 70 лет. Он исцелял и душевные, и телесные болезни, а также его молитвой отдалялся срок кончины.

Не прославлены в лике святых, но почитаются и известны следующие Псково-Печерские старцы:

Схиигумен Савва (Остапенко), долгие годы работавший в светских учреждениях, а в 1945 году, после войны, ушедший с работы, с хорошей должности инженера, в монашество. Он известен как духовный писатель, оставивший большое письменное наследство, например «Слеза покаяния», «Пути спасения» и другие.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), также родившийся в начале века, прошедший длинный путь, работая и служа в церкви, прошедший пять лет лагерей и тюрем. Он стал наставником для многих людей и скончался в 2006 году. Наиболее известные его сочинения — «Опыт построения исповеди», «Чадцам Божиим», множество писем и сочиненных самим старцем молитв.

В 2000-х годах появилась книга «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) — он ныне епископ Егорьевский, викарий Патриарха, управляющий Западным викариатством города Москвы. В них описаны случаи и чудеса из жизни старцев Псково-Печерского монастыря. Так, описаны духовные наставления, реальные чудесные события из жизни наместника монастыря, архимандрита Тихона и схиархимандрита Никона Печерского.

Недавно, 28 апреля 2018 года, скончался 94-летний старец обители, архимандрит Адриан (Кирсанов), подававший благодатные советы всем, посещающим его

Важное значение старец придавал воспитанию детей, благословляя относиться к этому с особым вниманием. Другими простыми советами старца является благословение меньше смотреть телевизор, чаще бывать в храме и больше молиться — тогда человек становится более внимателен к себе и более близким к Богу

Важнейший дар, объединяющий всех старцев Псково-Печерских, да и всех православных святых — любовь к людям. Сам Господь сказал, что главная заповедь — любить ближнего, как себя, и любить Бога. В этих заповедях — «весь закон и пророчества».

Святой Корнилий Псково-Печерский игумен

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский сделал значительный вклад в развитие православия на территории Руси и за ее пределами. Он был начальником монастыря, который благодаря его блестящей управленческой деятельности стал мощным и крупным духовным центром. За свои взгляды и убеждения был казнен царем Иваном Грозным.

Житие святого Корнилия

Известно, что родился он в Пскове в боярской семье. Еще с раннего детства он проявлял интерес к духовной жизни. Для получения образования родители отправили его в Мирожскую обитель. Там он учился писать иконы, читать и копировать священные письмена.

Его наставники отмечали в нем особое послушание. После окончания вернулся в дом родителей. Через некоторый период времени друг семьи ехал в Печерскую обитель и взял его с собой. Это и стало новым этапом в житие преподобномученика Корнилия Псково-Печерского.

Именно тогда он решил уйти из дома и принять постриг. Строгость его жизни там заключалась в том, чтобы проводить время в кельи за молитвой и в трудах. Лежанкой ему служили доски. В 1529 году его избрали игуменом.

Им была создана большая библиотека, выкопано несколько пещер, построено пару церквей.

Но основным задумом была постройка каменной церкви на честь иконы Богородицы «Одигитрии». Также на территории обители Корнилий игумен Псково-Печерский

  • учредил:
  • керамическую;
  • иконописную;
  • столярную;
  • хозяйственную;
  • кузнечную мастерские.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Святитель Алексий митрополит Московский

Однажды он пошел на встречу царю с крестом, чтобы поприветствовать его. Но тот принял игумена за изменника и отрубил его голову. Сразу  же его настигло расскаивание за совершенное и взял он тело на руки и понес его в  монастырь. Там оно было помещено в стену.

Через 120 лет мощи были перенесены в храм Успения Пресвятой Богородицы. День памяти – 5 марта. Дорогу от ворот и до места хранения останков называют еще Кровавым путем.

В чем помогает святой корнилий псково-печерский

Еще при жизни он не раз отправлял своих послушников для помощи селянам во время голода, болезней. Сам не раз исцелял страждущих не только телесно, но и духовно. Он распространял веру в Господа повсюду и приводил к ней многих, которые прежде отказывались от этого. И сегодня многие обращают к нему свои молитвы. Наиболее популярной есть вот эта.

«О святый преподобномучениче Корнилие! Смиренно припадаем к раце мощей твоих и умильно молим тя: милостиво призри на скорби наша душевныя и телесныя и избаву нам подаждь; помози нам, святче Божий, от навета злых человек, от нихже и сам ты невинно на земли пострадал еси.

Защити нас от насилия диаволя, страстно воюющаго в немощных удесех наших, умоли Господа Бога и Пречистую Его Матерь даровати нам тихое и безгрешное житие, взаимную братскую нелицемерную любовь и мирную христианскую кончину, да чистою совестию предстанем нелицемерному Страшному Судилищу Христову, и в Царствии Его прославим Животворящую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.»

Проблемы, с которыми верующие обращают свои мольбы к лику святого самые разные:

  • болезни;
  • природные катаклизмы;
  • несправедливые решения;
  • нападения захватчиков;
  • материальные трудности.

Есть немало свидетельствований о том, что в пещере, где находились его мощи, происходили чудеса исцеления. Молитвы к нему постоянно приносят утешение молящимся.

Святыни в честь преподобномученика

Одна из святынь – это рака с мощами на территории последнего места пребывания святого. К ней постоянно тянется вереница из паломников, так как всем известно о тех чудесах, которые случаются там.

Есть еще памятник, который установлен в городе Печоры на площади перед собором, где он покоится. В октябре 2012 года произошло его освящение.

Стоит помнить, что произносить прошения о помощи стоит только с открытым сердцем и чистыми помыслами. Не стоит желать блага только себе за счет вреда, причиненного кому-то. В таком случае Вас может постигнуть наказание Господне.

  • Храни Вас Господь!
  • Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом мученике:

Храмы во имя преподобного Корнилия Комельского

Во имя преподобного Корнилия Комельского освящен придел собора Спаса Преображения Спасо-Геннадиева монастыря в пос. Слобода Любимского района Ярославской области.

Спасо-Преображенский собор Геннадиева монастыря

Монастырь расположен на Сурском озере на стреле рек Костромы и Обноры. Он был основан в 1529 году преподобным Геннадием. Церквей в монастыре две: первая соборная во имя Преображения Господня, зимняя, а вторая во имя Алексия, человека Божия, летняя. Престолов в церквах шесть (5 в соборной): во имя Преображения Господня, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Геннадия, Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Корнилия Комельского.

Тропарь и кондак преподобному Корнилию Комельскому

Тропарь, глас 4.

От юности горящим желанием Божественныя любве разжигаемь, житейския молвы оставль, преподобне. Ревнитель Антонию Великому бысть, безмолвием и жестоким пребыванием последуя Христу, бдением и молитвами и постом образ быв своим учеником. Темже молися Господеви, Корнилие блаженне, спастися душам нашим.

Кондак, глас 8.

Господеви, от Святыя Девы восиявшу мирови, и Тому измлада, яко Ангел, послужил еси, блаженне, и силою Его пустыню, яко град сотворил еси, множество же ученик в ней собрал еси, ихже Богодухновенными ученьми просветил еси. Тем вопием ти: радуйся, отче наш Корнилие, иноком божественное удобрение.

Библиотека Русской верыКанон преподобному Корнилию Комельскому →

Читать онлайн

Преподобномученику Корнилию, игумену Псково-Печерскому (тропарь, кондаки и молитва)

Тропарь, глас 6:

Пско́во-Пече́рская оби́тель, / издре́вле сла́вная чудесы́ ико́ны Богома́терни, / мно́гия и́ноки Бо́гови воспита́, / та́мо и преподо́бный Корни́лий / по́двигом до́брым подвиза́ся, / чу́дную Богома́терь сла́вя, / инове́рныя просвеща́я, / и́ноки и мно́гия лю́ди спаса́я, / оби́тель же свою́ ди́вно украша́я и огражда́я. / Та́мо и му́ченичества вене́ц / по мно́гих ле́тех па́стырства своего́ до́блестне прия́т. / Те́мже воспои́м, лю́дие, / Христа́ Бо́га и Пречи́стую Его́ Ма́терь возблагодари́м, / я́ко дарова́ нам преподобному́ченика сла́вна // и моли́твенника о душа́х на́ших достоблаже́нна.

Кондак, глас 4:

Све́тлый свети́льник Правосла́вия / и сугу́бая Пско́вския земли́ защи́та был еси́, / многобо́жие искореня́я и лю́ди к Бо́гу наставля́я. / Дом Богома́тери тобо́ю укрепи́ся и просла́вися, / доброде́тельми же украшен, вене́ц му́ченика прия́л еси́, // помина́й нас, чад твои́х, и у Го́спода, преподобному́чениче Корни́лие.

Ин кондак, глас 2:

Из мла́да, Корни́лие чу́дный, / трудо́м и по́двигом себе́ преда́в, / игу́меном Пско́во-Пече́рстей оби́тели поста́влен был еси́, / о́бразом ве́ры и по́стнического жития́ всем быв, / мно́гия лю́ди к Бо́гу приве́л еси́. / За своя́ же вели́кия доброде́тели / за́вистию от злых гони́м, / му́ченически ду́шу свою́ Бо́гови пре́дал еси́. / Того́ ра́ди с ве́рою возопии́м: / преподобному́чениче Корни́лие достосла́вный, // моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Молитва

О святы́й преподобному́чениче Корни́лие! Смире́нно припа́даем к ра́це моще́й твои́х и уми́льно мо́лим тя: ми́лостиво при́зри на ско́рби на́ша душе́вныя и теле́сныя и изба́ву нам пода́ждь; помози́ нам, свя́тче Бо́жий, от наве́та злых челове́к, от ни́хже и сам ты неви́нно на земли́ пострада́л еси́. Защити́ нас от наси́лия диа́вола, стра́стно вою́ющаго в не́мощных удесе́х на́ших, умоли́ Го́спода Бо́га и Пречи́стую Его́ Ма́терь дарова́ти нам ти́хое и безгре́шное житие́, взаи́мную бра́тскую нелицеме́рную любо́вь и ми́рную христиа́нскую кончи́ну, да чи́стою со́вестию предста́нем нелицеме́рному стра́шному суди́лищу Христо́ву, и в Ца́рствии Его́ просла́вим Животворя́щую Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Назад к списку

Святыни в честь преподобномученика

Одна из святынь – это рака с мощами на территории последнего места пребывания святого. К ней постоянно тянется вереница из паломников, так как всем известно о тех чудесах, которые случаются там.

Есть еще памятник, который установлен в городе Печоры на площади перед собором, где он покоится. В октябре 2012 года произошло его освящение.

Дома принято держать его лик, который поможет обрести гармонию. От чего защищает она? В первую очередь это связано с негативной энергетикой. Такой оберег поможет значительно улучшить и гармонизировать взаимоотношения. Все отметят, что количество ссор и обвинений значительно снизится.

Стоит помнить, что произносить прошения о помощи стоит только с открытым сердцем и чистыми помыслами. Не стоит желать блага только себе за счет вреда, причиненного кому-то. В таком случае Вас может постигнуть наказание Господне.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона святого Николая Чудотворца, значение и в чем помогает

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом мученике:

Пещеры Псково-Печерской обители

Название связано с присутствием пещер на территории монастыря. Первая пещерная церковь была названа в честь Успения Божьей Матери. Ее выкопал собственноручно преп. Иона в холме, состоящем из песчаника, в 1473 году. Этот год и считается датой основания обители.


Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Все монастырские пещеры делятся на дальние и ближние. Протяженность последних — около 15 метров. Здесь покоятся мощи великих преподобных отцов. Дальние пещеры состоят из семи галерей, общая протяженность которых составляет примерно 200 метров. К ним примыкает пещерный храм Воскресения Христова.

Здесь же находится монастырское кладбище. Монахов хоронят на 5 и 6 улице, а остальных — в других галереях. Умершие тела помещают в гробы, которые не засыпают землей, а обустраивают в нишах пещерных стен. Общее число захоронений здесь довольно велико, — около 10 тысяч.

Изголодались по Священному Писанию

Почему стало больше прихожан? Дело не только в регулярных и частых богослужениях. Судя по тому, что я вижу и слышу от прихожан, — люди изголодались по духовному общению, по той общинной жизни, о которой нам говорит апостол Лука в книге Деяний и к которой нам надо стремиться.

Но как же в таком случае вообще можно сплотить в единое целое, в единый жизнеспособный организм очень разных во всех отношениях людей? Ведь ни совместный труд, как таковой, ни совместная трапеза, ни директива сверху не смогут поспособствовать рождению живой общины.

Мне известны примеры неудачных попыток мирян создавать общину самостоятельно, «под себя», когда критерием отбора служили интеллектуальное развитие, социальный статус и даже материальное положение. Что греха таить, бывает ведь, когда и сам батюшка пытается привлекать «полезных» для прихода людей. Но разве можно навязать человеку любовь?

Семья

В последние годы государство, пытаясь проявлять заботу о пожилых людях, создаёт социальные центры, в которых организовывается их досуг, восполняется дефицит общения и внимания со стороны молодого поколения. Не без удовлетворения могу отметить, что наши прихожане в таких центрах не нуждаются, так как эту функцию успешно стала выполнять община. Мне часто приходится вспоминать навыки педагога, когда-то приобретенные в годы работы в школе. Без этого порой бывает невозможно разрешить возникающие духовные, душевные и просто житейские проблемы, конфликты и недоразумения. Нужно быть внимательным даже к незначительным обидам, которые порой могут возникнуть даже у близких друг другу людей. Но самое главное, что все мы сейчас приобретаем – это то, что мы получили настоящее живое евхаристическое общение с Богом, живя, как одна большая семья.

В нашей общине есть и молодежь, и дети, и мужчины, и женщины, разных возрастов и профессий. И это хорошо. Но, в связи с возрождением приходской жизни стали обозначаться проблемы «маленького прихода». Среди прихожан есть много грамотных, перспективных специалистов с хорошим образованием, в том числе духовным, которые не могут, однако, полностью реализоваться в приходской жизни. Чего душой кривить, как правило, это молодые люди, которым нужно содержать свои семьи.

В храме негде яблоку упасть

Небольшой небогатый приход не может позволить себе платить не только достойную, но и вообще, зарплату даже самому хорошему специалисту. Надеюсь, мы найдем решение такой ответственной задаче как создание полноценной воскресной школы, как для детей, так и для взрослых.

Пока нет возможности проводить полноценные систематические занятия из-за отсутствия помещения. Маленьких детей родители привозят только причащать, но не более того. Согласитесь, привезти голодного ребёнка на окраину города, оставив его без горячего обеда как минимум на полдня для того, чтобы проводить с ним еще и какие-то занятия – это безумие.

Раз уж так получилось, что молодые люди тянутся именно к этой общине, нельзя лишать их возможности катехизации. Со взрослыми прихожанами мы компенсируем отсутствие занятий тематическими беседами, которые проводим после богослужения во время чаепития.

Святые врата

Наверх

Входим на территорию монастыря через Святые врата. Вот так они выглядят с внутренней стороны. Здесь можно сразу оценить собственный вид и подкорректировать его в соответсвии с требованями монастыря. Здесь есть и платки, и юбки для тех, кто одет «не по форме». Но я люблю брать все с собой.

Над Святыми воротами — надвратная Петровская башня. Башня очень красивая, в ней не один ярус, а два, сначала синяя главка, а над ней еще одна, поменьше — золотая. Мы были в Пасхальные дни, поэтому на башне видна еще праздничная надпись.

Лавки с иконами и памятными сувенирами еще закрыты.

Слева от них видна башня — Острожская (Тюремная) башня XVI в.

Идем дальше

Внимание привлекает оформленная ниша в стене. Подходим ближе

Этого я тоже не помню в свое прошлое посещение. Оказывается, так оформили грустно-памятное место, где разъяренный Иван Грозный убил Корнилия Псково-Печерского. Вот только не совсем пнятно, как голова отсюда могла покатиться вниз. Но не будем придираться.

На окраине

Храм святителя Николая Чудотворца – колыбель Ухты — первый и старейший в городе. В 1988 году была создана приходская община, названная в честь святителя Стефана Пермского. Тогда о месте в центре города не могло быть и речи. Для прихода был куплен старый частный дом за чертой города, в промышленной зоне, которую в народе прозвали «Рабочим посёлком», вокруг — практически ни одного жилого дома, только базы, склады, гаражи.

До ближайшей автобусной остановки больше двух с половиной километров. Несмотря на столь суровые условия, приход просуществовал до 1993 года, пока в центре города не появился новый приход, и единственный в то время священник в городе был на него переведён. Вот с этого момента храм в Рабочем поселке на три года просто осиротел.

Жизнеописание святого Корнилия Псково-Печерского

Согласно жизнеописанию святого Корнилия, год рождения преподобномученика – 1501, место рождения – город Псков. Его родителями были благочестивые христиане – бояре Стефан и Мария. С раннего детства родители старались привить сыну любовь к Господу, обучая молитвам.

Грамоте и основам православия Корнилий учился у монахов Мирожского монастыря. Трудолюбивый юноша переписывал священные книги, изготавливал свечи, писал иконы. Монастырская жизнь и обучение усилили тягу Корнилия к иноческой жизни.

После окончания учебы юноша вернулся к родителям, чтобы через время навсегда покинуть отчий дом, приняв постриг. Подтолкнула к этому юношу поездка с другом семьи, царским дьяком Мисюрой Мунехиным, в Печерскую обитель. Уединенная жизнь насельников, великолепная природа, окружающая небольшую пещерную церковь, неспешная служба произвели на юного Корнилия неизгладимое впечатление.

Корнилий возглавлял монастырь на протяжении 40 лет, значительно преобразив Печерскую обитель. Под его руководством на территории обители было построено несколько мастерских, где иноки могли писать иконы, столярничать, изготавливать керамические и гончарные изделия. Появилась также и кузница. Благодаря деятельности игумена количество иноков увеличилось с 15 до 200 человек. Преподобный Корнилий немало времени уделял и миссионерской деятельности, распространяя среди жителей православие.

В 1558 году началась война с ливонцами, по освобождению русских земель от оккупации. На освобожденных территориях практически все храмы были разрушены, святые иконы сожжены. Преподобномученик занимался восстановлением православных храмов, помощью местным жителям, пострадавшим от иноверцев, заботился о раненых.

С 1558 по 1565 год святой Корнилий руководил возведением каменной стены с 9 башнями и 3 воротами вокруг монастыря. Таким образом, благодаря усилиям преподобного, на одной из границ России была создана мощная крепость для защиты от внезапного нападения врагов.

Святой мученик занимался не только благоустройством своего монастыря. Он основал несколько храмов, даты возведения которых:

  • 1538 год – церковь Одигитрии;
  • 1541 год – церковь, посвященная Благовещению Пресвятой Богородицы;
  • 1559 год – церковь Покрова Пресвятой Богородицы;
  • 1565 год – храм святого Николая.

Преподобный Корнилий был одним из самых образованных и начитанных людей того времени. Он создал огромную библиотеку при монастыре. Кроме того, святой оставил после себя летопись, где описал историю создания Псково-Печерской обители.

В 1570 году Иван Грозный, проезжая мимо Псково-Печерского монастыря, решил осмотреть обитель. Преподобный Корнилий, вместе с братией, встречал царя у ворот. Увидев монастырские укрепления, сооруженные игуменом, вспомнив доносы о предательстве игумена, разгневанный царь отсек праведнику голову. По преданию, царь сразу же раскаялся и, подняв игумена на руки, занес его в обитель, где и был погребен святой мученик.

Устав преподобного Корнилия Комельского

Монастырский Устав преподобного Корнилия «О жительствѣ от божественых писаний избранна о устроении преданных нам образ от святых отець во спасение душам И писанием вдан сущим о Христѣ братиям моим во обители Преславныя Богородица, честнаго ея Введения, в ней же жителствуем», один из немногих дошедших до настоящего времени древнерусских общежительных уставов, сохранился более чем в 20 списках, датируемых XVI-XIX вв. Все они принадлежат к одной редакции. Устав состоит из предисловия и 15 глав: 1) «О церковнѣм благочинии и о съборнѣй молитве»; 2) «О благоговѣиньствѣ и благочинии трапезном, и о пищи и питии»; 3) «Указ о ястиах и о питии»; 4) «О еже не подобает кому ясти и пити кромѣ общиа трапезы без благословениа»; 5) «О одѣждах и обущах, и о прочих вещех»; 6) «О еже не просити кому что от внѣшних мирскых или инок»; 7) «О еже не имѣти особнаго стяжаниа никому ничего»; 8) «О еже не възимати кому ничтоже нигдеже без благословениа игуменя и келарева»; 9) «О еже не приходити кому безвремѣнно въ трапезу и въ служебныа келиа»; 10) «О еже вкупѣ братиам, сходящимся на дѣло кое, подобаеть творити с молчанием и съ молитвою»; 11) «О еже не подобает из монастыря къ своим или инудѣ кудѣ безсловесно исходити»; 12) «О еже не приимати братиам милостыни себѣ по рукам ни от кого»; 13) «О еже не быти питию пианственному ни от кого»; 14) «О приходящих братиах и хотящих в мѣсте сем по смерти моей жити, имуще же стяжаниа особнаа»; 15) «О исходящих из монастыря и паки възвращающихся братиах наших». Предисловие Устава следует тексту «Предания» преподобного Нила Сорского. Отличие состоит лишь в том, что преподобный Корнилий пропустил «Исповедание веры» и изменил правила приема в монастырь (в Ниловом Сорском скиту никого не постригали, а у Корнилия сказано о пострижении мирян). Устав цитирует «Предание» в 11 главе, где говорится о необходимости безотлагательного покаяния, особенно если инок впал в согрешение, находясь вне обители. Из «Предания» заимствовано правило «происхождения от обителей», согласно которому монах мог покинуть монастырь только по благословению настоятеля (глава 15). Другое правило касалось пребывания иноков в келье: вместе монахи могли собираться в келье только ради духовных бесед и наставлений (глава. 14). Фрагменты «Предания», использованные преподобным Корнилием в Уставе, практически не подвергались редактированию. Важным источником Устава преподобного Корнилия стала Пространная редакция Устава преподобного Иосифа Волоцкого, в ряде принципиальных моментов — Краткая редакция. Заимствуя конкретные правила монастырской жизни, Корнилий пропускал пространные рассуждения и патериковые повести.

Преподобный Корнилий создал в обители книгописную мастерскую: вероятно, пострижениками святого были известный писец Исаак Собака, а также старец Артемий Троицкий. Перепиской книг занимался ученик и преемник Корнилия преподобный Лаврентий. Его автографы были специально отмечены в несохранившейся отписной книге Корнилиева Комельского монастыря 1630 года, а также в отписной книге монастыря 1657 года. Преподобный занимался перепиской книг до старости, о чем свидетельствует список Толкований святителя Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна, выполненный по заказу архиепископа Ионы (Думина): в его писцовой записи указано, что среди рукописей, которые привлекались для правки, был автограф Корнилия.

Почитание преподобного Корнилия Комельского

Почитание Корнилия Комельского началось сразу по его преставлении, а общецерковное прославление было установлено на соборе 1600 года патриархом Иовом и собором епископом: «…а велел чудотворцу Корнилию Комельскому праздновати вечерню и всенощное пение и литургию Божию служити в соборней апостольстей церкви Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения… и в митрополиях, и во архиепископьях, и в епископьях у соборных церквей и во всей великой Русии».

Богатая фактами, находящими подтверждение в документальных источниках, изначальная редакция Жития преподобного Корнилия появилась в 60-70-х годах XVI века. Основная редакция Жития составлена его учеником Нафанаилом в 1589 году.

Преподобный Корнилий был духовным отцом многим дивным мужам, позже и самим просиявшим в лике святых: преподобному Геннадию Костромскому и Любимоградскому, Кириллу Новоезерскому, Ирадиону Илоезерскому, Андриану Пошехонскому, Филиппу Ирапскому, Даниилу Шужгорскому, Симону Сойгинскому, Зосиме Ворбозомскому. В житии святого Андриана Пошехонского Корнилиев монастырь называется лаврой, что свидетельствует о большом его значении.

Честные мощи преподобного Корнилия хранились в арке северной стены под спудом в церкви его имени, построенной в 1856 году там, где ранее стояла древняя церковь во имя Феодора Стратилата. На месте могилы святого стояла деревянная рака, украшенная в 1821 году серебряной чеканной ризой. На рубеже XIX-XX веков в монастырской церкви Воскресения Христова находился чудотворный образ преподобного, с которым жители города Грязовца, ранее принадлежавшего монастырю, ходили крестным ходом в годы неурожаев и эпидемий. В ризнице хранились фелонь из белой камки и часть власяницы, по преданию принадлежавшие Корнилию. В монастырских описях 2-й половины XVII века упоминаются «судки чудотворца Корнилия деревянные».

Развалины Корнилиева Комельского монастыря

В 1924 году Корнилиев монастырь был преобразован в санаторий, потом там находилась тюрьма, а позже — областная психиатрическая больница. Большая часть построек была разрушена в 30-е годы XX века. Сегодня на территории бывшего монастыря сохранились стены трапезной палаты, настоятельских келий, а также фрагменты церкви, которая здесь стояла.

Сироты

Однако, если можно так сказать, «злую шутку» с маленьким приходом сыграло строительство храмов в центре города. Те немногочисленные прихожане, которые всё-таки остались ему верны, периодически, иногда надолго, приобретали статус «сирот казанских», оставаясь без духовного окормления вообще. В последние годы богослужения священнослужителями проводились здесь крайне нерегулярно, иногда не чаще одного раза в месяц. Священник приезжал, служил литургию, а часто и просто молебен, и сразу после службы уезжал. Несколько человек, которые сроднились с храмом за долгие годы, даже несмотря на отсутствие священника, регулярно приходили, читали акафисты, следили за зданием, территорией, делали ремонт, поддерживали жизнь храма как могли.

У людей было стремление к общинной жизни.

Игумен Корнилий пришел на приход в 2010 году.

Икос 6

Возсиял еси светильник веры, отче Корнилие, обители твоей такожде и окрестным людем, землю же Ливонскую верою христианскою просветил еси, невидимый храм Духа Божия в себе нося, устроил еси видимый храм Пречистыя Богородицы Одигитрии и новопросвещенней чуди храмы основал еси, такожде и клирики устроил еси, да вси обрящут врачевание недуг своих душевных. Сего ради прославлен еси от Подвигоположника Христа, от нас же приемлеши сия похвальныя песни: Радуйся, Евангелия Христова благовестителю; Радуйся, веры православныя проповедниче. Радуйся, благодатию Божиею насыщенный; Радуйся, от источника Божественнаго напоенный. Радуйся, потоком слез спасительных орошенный; Радуйся, в ризу спасения облеченный. Радуйся, одеждою нетления одеянный; Радуйся, брашно неисчерпаемое указавый. Радуйся, питие приснотекущее Христа проповедавый; Радуйся, манной слова Божия люди питавый. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector