Биография митрополита корнилия

Награды

  • памятная медаль Николо-Угрешского монастыря (9 февраля 2007)
  • Пушкинская медаль «Ревнителю просвещения» (18 мая 2012) — общественная награда «Академии российской словесности»
  • «Почётный знак имени С. Т. Морозова» (23 октября 2012, «за многолетнюю и плодотворную деятельность, способствующую укреплению мощи, величия и процветанию малой родины известного промышленника и мецената и столичного региона в целом») — общественная награда Орехово-Зуевского района Московской области и ассоциации «Армия и бизнес»
  • орден Дружбы (22 февраля 2013)
  • Почётный гражданин Орехова-Зуева (27 июля 2017)
  • крест «За заслуги перед казачеством России» IV степени (26 сентября 2017) — «За многолетнюю поддержку казачества в Волжско-Камском регионе и большую молитвенную помощь»

Закрытие храма

Вскоре после революции 1917 г. власти закрыли все домовые моленные Таганского района, и многие их прихожане перешли в Каринкинскую общину. Покровский храм благополучно пережил трагичный рубеж конца 1920 — начала 1930-х гг., ставший последним для многих московских храмов. К середине 1930-х гг. из храмов и моленных, расположенных между Таганкой и Рогожской заставой, незакрытыми остались Успенский собор на Апухтинке и Каринкинская церковь. В 1935 г. на волне очередных атеистических гонений власти собрались закрыть и их. Президиум Мособлисполкома решением от 22 июня 1935 г. постановил закрыть Каринкинский храм и передать его помещение якобы для заочных курсов Наркомзема.


В главном помещении храма и алтаре сегодня размещается зрительный зал театра

В книге «Москва старообрядческая» В. Ф. Козлова приводится письмо прихожан во ВЦИК:

«Такое постановление равносильно ликвидации нашей общины, чем весьма значительное количество верующих лишается возможности удовлетворять свои духовные потребности. Наш храм после ликвидации 5 общин: 1) Нырковской — Шелапутинский пер., 2) Спиридоньевской — Малая Андроньевка, 3) Балашовской — Гжельский пер., 4) Успенской — Николоямский тупик, 5) Баулинской — Таганская площадь, является единственным храмом в районе, обслуживающим наших единоверцев в радиусе более 4 километров, составляющих более 1000 человек, преимущественно трудящихся и в подавляющем своем числе состоящих из граждан города Москвы, многолетних жителей районов, тяготеющих к этому храму, существующему более 60 лет, причем большинство из нас имеют весьма почтенный возраст и установившийся уклад жизни, в котором значительное место занимает исполнение религиозно-духовных потребностей

С изъятием храма мы будем лишены возможности удовлетворять эти потребности, что для нас будет очень тяжело… Просим принять во внимание и то обстоятельство, что ближайшим старообрядческим храмом к нашему храму являются храмы Рогожского кладбища, находящиеся на окраине Москвы, на расстоянии около 3 километров от места нашего храма, причем из двух храмов общины Рогожского кладбища один храм, летний, огромный по размерам, совершенно не пригодный для богослужений в зимнее время. Другой храм под колокольней столь малых размеров, что не вмещает всех нас

Кроме тою, к храмам не подходит ни с какой стороны трамвай, а потому сообщение с храмом в осеннее и зимнее время довольно затруднительно, в особенности для пожилых лиц. Таким образом, присоединение нас с общиной Рогожского кладбища явилось бы бесцельным и весьма тягостным бременем для наших прихожан, несущих повседневную государственную общественную работу… Председатель исполнительного органа Каринкинской Старообрядческой Общины Гудкова. 19 июля 1935 г. г. Москва».


Еще в 80-е годы на здании церкви сохранялись декоративные элементы храмовой архитектуры

Однако это и другие письма не помогли. 7 декабря 1935 г. Президиум ВЦИК утвердил решение Мособлисполкома. Каринкинский храм закрыли и передали под общежитие завода «Металлолампа», а в начале 1936 г. — под Центральную лабораторию стройматериалов. Имущество храма было изъято. Казалось, многое пропало навсегда.


Московский детский «Сказочный театр»

Использованные материалы

  • И. А. Устинова. «Корнилий, митр. Казанский и Свияжский» // Православная энциклопедия, т. 38, с. 120-122

  Два доклада царю Алексею Михайловичу… // ЧОИДР. 1905. № 3. Смесь. С. 25

  Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 304; ААЭ. Т. 4. С. 77

  ААЭ. 1836. Т. 4. С. 86

  ААЭ. Т. 4. С. 77, 78, 80-82

  ААЭ. 1836. Т. 4. С. 84

  Морохин. 2010. С. 118

  МДИР. 1879. Т. 5. С. 17

  Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 320

  Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 7. С. 18, 395. Примеч. 3

  Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 322

  Скрижаль. 2013. С. 253, 259

  Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 410

  РГАДА. Ф. 210. Столбцы Новгородского стола. Д. 156. Стб. 136, 148

  Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 433, 436, 441

  Покровский. 1906. С. 220

  Дворцовые разряды. Т. 3. Стб. 470

  Собор янв.-февр. 1656, см.: Соборное деяние на протопопа Ивана Неронова, в иночестве старца Григория, 1656 г. // МДИР. 1875. Т. 1. С. 124, 131

  Скрижаль. 2013. С. 281, 319-320

Житие святого Корнилия

Известно, что родился он в Пскове в боярской семье. Еще с раннего детства он проявлял интерес к духовной жизни. Для получения образования родители отправили его в Мирожскую обитель. Там он учился писать иконы, читать и копировать священные письмена. Его наставники отмечали в нем особое послушание. После окончания вернулся в дом родителей. Через некоторый период времени друг семьи ехал в Печерскую обитель и взял его с собой. Это и стало новым этапом в житие преподобномученика Корнилия Псково-Печерского.

Именно тогда он решил уйти из дома и принять постриг. Строгость его жизни там заключалась в том, чтобы проводить время в кельи за молитвой и в трудах. Лежанкой ему служили доски. В 1529 году его избрали игуменом. За его наставничество количество послушников значительно увеличилось. Его деятельность заключалась и проявлялась в любви к Господу и человеку. Им была создана большая библиотека, выкопано несколько пещер, построено пару церквей.

Но основным задумом была постройка каменной церкви на честь иконы Богородицы «Одигитрии». Также на территории обители Корнилий игумен Псково-Печерский

  • учредил:
  • керамическую;
  • иконописную;
  • столярную;
  • хозяйственную;
  • кузнечную мастерские.

Однажды он пошел на встречу царю с крестом, чтобы поприветствовать его. Но тот принял игумена за изменника и отрубил его голову. Сразу  же его настигло расскаивание за совершенное и взял он тело на руки и понес его в  монастырь. Там оно было помещено в стену.

Через 120 лет мощи были перенесены в храм Успения Пресвятой Богородицы. День памяти – 5 марта. Дорогу от ворот и до места хранения останков называют еще Кровавым путем.

Старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев

Те, кто остался верен традиции, — старообрядцы — разделились на два лагеря.

Беспоповцы — часть старообрядцев, которая осталась без высшего духовенства. Дело не в том, что у них не было сторонников. Но после реформ Никона государство подвергло преследованиям тех, кто не принял изменения, так что архиереям было бы несладко примкнуть к такой общине.

Смелых репрессировали. История сохранила одно имя открытого сторонника старообрядцев — Павла Коломенского. Он погиб в ссылке.

Беспоповцы не принимал к себе священников и стали называть их еретиками. Но такая политика грозила Старообрядческой Церкви вымиранием: назначать новых священников могли только архиереи, а кто будет это делать в традиции, где нет ни одного такового?

В итоге беспоповцы поделились на разные течения, часто противоречащих взглядов.

Поповцы — вторая половина старообрядцев. Они считали, что Старообрядческой Церкви необходима линия апостольской преемственности. Поповцы рассудили, что священник остаётся таковым, даже если принимает церковные реформы.

Он рукоположен, а значит, благодать сохранилась. Поэтому поповцы принимали беглых священников. Оттуда ещё одно название — беглопоповцы.

А вот «переманить» в свой стан архиерея не удалось.

В конце XVIII Русская православная церковь создала несколько приходов, где вели служения по старым книгам. В начале XIX века это явление приобрело официальный статус. Оно стало называться единоверием.

Часть РПСЦ, окружники, укрепили свои позиции и получили правовой статус

В 1862 году, устав от гонений, Владимирский архиепископ Антоний вместе с начётчиком Иларионом Кабановым опубликовали «Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии».

«Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии»

В этом документе они расставили все точки над i. Объяснили, что не противники самой крупной христианской традиции России, что разделяют те же взгляды, что фундаментальных разногласий с ней не имеют и точно так же являются равноправными наследниками апостольской Церкви.

Авторы вернулись к теме посвящения иерархов греческим митрополитом и подчеркнули, что Амвросий имел право передать священство, а потому нет причин для разногласий с новообрядцами.

Далеко не все внутри Старообрядческой Церкви признали этот документ. Даже ряд иерархов высказался против. Так возникло ещё два течения:

  • окружники — кто принял «Окружное послание»;
  • противокружники (неокружники) — кто его отверг.

В 1906 году окружники примерились с Московской архиепископией.

Участь неокружников оказалась суровой: их истребила советская власть. Последний архиерей этого течения скончался в 1970 году, а оставшаяся паства присоединилась к окружникам.

Значительный вклад в укрепление Белокринцкого согласия сделан архиепископом Московским Саватием (Лёвшиным).

17 апреля 1905

в этот день вышел манифест «Об укреплении начал веротерпимости»

С этого момента дела Старообрядцев идут лучше: им предоставляют права, принимает у себя император, возводятся и возвращаются старообрядческие храмы и монастыри.

В рамках Освященного Собора (1911 г.) принято решение создать совет, который будет заниматься церковными вопросами.

Вернут ли храм староверам?

В советское время здание Покровского храма использовали самые разные организации, например, конструкторское бюро, затем коммерческие структуры, а в последние три десятка лет — Московский государственный Детский сказочный театр. В результате нещадной эксплуатации и переделок трудно узнать в сохранившемся здании бывший храм. Во время ремонта середины 1990-х гг. уничтожены белокаменные декоративные украшения шатровой колокольни. Были снесены стоявшие рядом с храмом старые постройки, а на месте прихрамовой территории был устроен детский парк.


В храмовой трапезной теперь оборудовано театральное фойе

Совершенно очевидно, что историческое здание храма Каринкинской общины должно быть передано старообрядцам. Для Детского сказочного театра городские власти могли бы найти другое, более подходящее место. Тем более, что сейчас в столице наблюдается переизбыток самых разных нежилых площадей и площадок. Возрождение этой старинной московской святыни возможно лишь при условии передачи здания старообрядческой общине.


Лестница в детском театре

Наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание

1.1 Наименование религиозной организации — «Русская Православная старообрядческая Церковь».
1.2 Русская Православная старообрядческая Церковь, именуемая в дальнейшем «Церковь», является централизованной религиозной организацией, объединяющей общины и другие религиозные организации и группы православных христиан-старообрядцев в целях совместного исповедания и распространения веры.
1.3 Вероисповедание — Православие.
1.4 Основами вероучения Церкви являются Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) и Священное Предание (учение Святых апостолов, Святых вселенских и поместных соборов, Святых отцов).
1.5 Церковь действует в соответствии с каноническими правилами, изложенными в книге Кормчей (Номоканоне), постановлениями Поместных соборов Русской Православной Церкви, принятыми до церковной реформы XVII века, постановлениями соборов Русской Православной старообрядческой Церкви, принятыми после церковной реформы XVII века и настоящим Уставом. Церковь действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными нормами международного права, Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и другими действующими актами РФ и субъектов РФ.
1.6 Церковь может входить в международные религиозные объединения, программа деятельности которых не противоречит целям и задачам Церкви.
1.7 Церковь после государственной регистрации является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием и символикой, может открывать рублевые и валютные счета в банках и их учреждениях, вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права и иметь обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Церковь обладает и другими правами, предусмотренными действующим законодательством в отношении юридических лиц.
1.8 Церковь несет ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ей имущества. На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензии кредиторов. Церковь не отвечает по обязательствам входящих в нее религиозных объединений; религиозные объединения, входящие в Церковь, не отвечают по обязательствам Церкви.
1.9 Сфера территориальной деятельности Церкви — Российская Федерация. В состав Церкви могут входить религиозные объединения, находящиеся вне территории РФ, в соответствии с законодательством страны нахождения.
1.10 Место нахождения руководящих органов — г. Москва.

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие:

  • БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века«

  «Разрядный список учеников Никольского духовного училища после испытаний, проведённых летом 1889 года», Вологодские епархиальные ведомости, 1889, № 16, с. 245.

  «Разрядный список выпускников Вологодской духовной семинарии после испытаний, проведённых летом 1895 года», Вологодские епархиальные ведомости, 1895, № 14, с. 205.

  «Выпускники Казанской духовной академии 1906 года», генеалогический сайт Бовкало А.А.,

  См. «Деяния II-го Всерос. Поместного Собора Пр. Ц.» М. 2-е мая 1923 года, с. 6-7

  См. «ЖМП» 1943 г. № 4, с. 10,

  «Храмы России»,

Митрополит Амвросий положил начало старообрядческому духовенству

Но вот к власти пришёл Николай I и начал принимать меры по искоренению старообрядческого священства.

Нужен был радикальный ответ, чтобы спасти Старообрядческую Церковь. Появилась интересная идея — организовать свою кафедру за границей.

Требовалась влиятельная фигура из православного духовенства. И таковая нашлась — бывший Босно-Сараевский митрополит Амвросий.

Митрополит грек рукоположил первое высшее духовенство староверов.

Он проживал в монастыре села Белая Криница (Австро-Венгрия). Этот архиерей был вынужден покинуть место своего служения из-за конфликтов с турецкими чиновниками.

Он одобрил идею старообрядцев и присоединился к ним через помазание миром. Затем совершил несколько хиротоний. Так у старообрядцев появилось своё духовенство.


Митрополит Амвросий рукоположил первых епископов старообрядцев

Критики указывали на то, что подобный ритуал не проводят единолично, но апостольское право предусматривает такую возможность в особых случаях. В житиях святых есть похожие примеры:

  • Афанасий Великий;
  • Иоанн Златоуст.

Если признать действия митрополита неправомочными, то и в отношении святых потребуется пересмотреть свои позиции, а также поставить под сомнение первое апостольское правило. Кто бы на это пошёл?

Старообрядческая церковь – исторический экскурс

Возникло старообрядчество во второй половине 17 века, после большой церковной реформы, которую провел с 1653-1666 годах патриарх Никон. Изменения коснулись богослужения, ритуалов, текстов священных книг. Например, троеперстное крестное знамение пришло на смену двоеперстному, написание имени Иисус заменило прежнее написание Исус, тройное восхваление «аллилуйя» стало нормой вместо двойного.

Довольно внушительная часть населения и духовенства не приняло этих новшеств. Так произошел Раскол и возникло старообрядчество, которое тоже разделилось на две части: беспоповскую, совсем не признающую духовенство, и поповскую, считающую, что священники все-таки нужны для обрядов и богослужения. Поповцев также называли беглопоповцами за то, что они становились приютом для беглых священников, отрицающих реформы Никона.

Власть начала жестокие гонения против старообрядцев и особенно против их лидера протопопа Аввакума, которого чтит и нынешний митрополит Корнилий. Аввакум некогда был близким соратником и помощником Никона, но не принял его реформаторские реформы и посвятил себя борьбе за истинное Православие. Протопоп обличал богопротивные нововведения, писал царю страстные челобитные, даже перед лицом смерти он был упорен и не отказался от своих взглядов. Аввакум был сожжен весной 1682 года, став для старообрядцев святым мучеником за настоящую Веру.

Власть смягчила отношение к старообрядческой церкви лишь два века спустя, когда Александр Второй подписал указ, по которому старообрядцам разрешалось совершать свободное богослужение, выезжать за границу, открывать школы, занимать государственные должности. А в 1971 году Собор Православной Церкви признал незаконность «раскола», который был принят на Соборах 1656 и 1667 годов.

Как началась история православной церкви

Само название Церкви – Православная – имеет глубокий смысл. В нем выражено такое понятие, как «правая вера», основой которой стали два столпа: Священное Писание и Священное Предание.

Существует еще несколько вариантов расшифровки данного слова, таких как «правильное прославление», «верное слово» и другие.

Отцы православия – это Василий Великий, покинувший бренный мир примерно в 379 году, Григорий Богослов, умерший в 390 году, а также Иоанн Златоуст, которого смерть настигла в 407 году. Даты деятельности этих наставников в вере практически сходятся со временем, когда учение Христа-Спасителя начало распространяться. Это случилось после принятия христианства императором Константином Великим.

Начало Русской Православной Церкви пришлось на 988 год, когда великим князем Киевским Владимиром было принято решение крестить Русь. Это представляет собой только официальный переход страны к Вере Христовой. В действительности по всей стране уже жили христиане, хотя неизвестно, в каких они были условиях.

При крещении Руси было произведено и формирование первых епархий. Это растянулось на несколько лет. Так сформировались в:

  • 988 году Киевская епархия, которая и стала главной над всеми остальными;
  • 990 году Ростовская епархия;
  • 992 году Новгородская епархия.

В стране стали случаться бунты. Князья ссорились и, постепенно меняя карту мира, создавали собственные епархии, чтобы не зависеть от соседей.

К началу реформы Никона на Руси существовало 13 епархий. В те времена, православная церковь Руси полностью зависела от Константинополя. Там совещались самые важные чины, оттуда присылали новых митрополитов, которые, будучи греками в большинстве своем, не очень заботились о развитии веры на русских землях.

Велись войны. Русь, а после и Московское Царство, конечно же, пытались подчинить себе как восточные соседи-язычники, так и западные соседи-католики. Появлялись новые епархии, которые исчезали в облаке нового воинского противостояния.

В РПЦ происходили изменения, которые не всем кинулись в глаза. И первое – это формирование Патриархии. Возглавляющий данную организацию патриарх имел огромный вес в стране. В 1652 году на патриарший престол взошел Никон.

Он решил провести реформу для укрепления православия русского и поднятия престижа веры. Сюда вошли:

  • исправление текста в богослужебных книгах;
  • написание икон, похожих на византийские;
  • вместо Исус появилось написание Иисус;
  • ввел трехперстное вместо использования двуперстного крестного знамени;
  • земные поклоны были заменены поясными;
  • движение во время служения стало посолонь;
  • стал применяться не только восьмиконечный крест, но и шестиконечный;
  • была введена проповедь, которую священник проводит в конце каждой службы.

ТОП 5

Пропавший в Севастополе 8-летний мальчик найден

«Не ищите навоз»: туристы заявили, что никогда не поедут в Крым

В Севастополе может начаться реновация без тормозов

В Бермудском треугольнике обнаружили шокирующую находку

Над Севастополем сгущаются тучи

Показать все новости

В Севастополе может начаться реновация без тормозов

На кого заменили скандально снятого директора Музея обороны и освобождения Севастополя?

В Севастополе началось трехдневное голосование

Пропавший в Севастополе 8-летний мальчик найден

Почему наши дети доверяют Моргенштерну и Дзюбе больше, чем учителям и спасателям?

Показать все новости

Выбор Редакции

Нужна ли Севастополю и Крыму глобальная приватизация по Кудрину

Почему наши дети доверяют Моргенштерну и Дзюбе больше, чем учителям и спасателям?

Медик предложил отдать все больницы частникам для спасения здравоохранения в России

БелРосоюз: о чём на самом деле договорились Путин и Лукашенко

Рогозин надеется, что потомки олигархов покорят космос

К всеобщей приватизации и декарбонизации: новые заклинания Кудрина

Показать все новости

Церковь староверов Белокриницкого согласия

Остановимся также на истории весьма известной в Санкт-Петербурге Покровской старообрядческой церкви. Ее адрес: пр. Александровской фермы, д. 20. Построена она была в 1896 году по проекту архитектора В. А. Коляновского и принадлежала членам так называемого Белокриницкого согласия, являющегося одним из направлений российского старообрядчества. Освящена церковь в честь небесного покровителя города – святого князя Александра Невского. Местом ее постройки стала территория погоста, называвшегося Преображенским и впоследствии переименованного в кладбище «Жертв 9-го января».

Как сейчас живут старообрядцы

В 1978 году в Советском Союзе случилось удивительное событие – было обнаружено старообрядческое поселение людей. Советские граждане «прилипли» к экранам телевизоров, желая своими глазами понаблюдать за отшельническим укладом тех, чья жизнь осталась почти неизменной с далёких времён.

В наши дни на территории Российской Федерации можно обнаружить пару сотен уединённых общин, где обитают старообрядцы. Они живут своей особенной жизнью, сильно отличающейся от жизни современных людей. Так представители старого христианства самостоятельно обучают своих малышей, с особым уважением относятся к родителям и старшим членам общины. В поселении у каждого есть свои определённые обязанности, которые обязательно следует выполнять. Они сами выращивают для себя овощи и фрукты.

Если к ним в гости попадёт случайный прохожий, то он будет принят очень доброжелательно, но еду и питьё ему подадут из отдельной посуды – чтобы не осквернять всех живущих в общине. По правилам старообрядческой церкви запрещено соединять себя узами брака парам, если они выступают родственниками по восьмое колено или связаны «крестом». Венчаются во все дни за исключением вторников и четвергов. Замужним женщинам нельзя покидать своё жилище, не надев на голову платок.

Митрополит Корнилий — биография

Будущий митрополит Корнилий (Титов Константин Иванович) появился на свет первого августа 1947 года в подмосковном городке Орехово-Зуеве. Оба родителя были старообрядцами. Его семья жила небогато, поэтому юному Косте пришлось в 1962 году, после восьмого класса, пойти работать на местный хлопчатобумажный комбинат, на котором он трудился целых 35 лет.

Константин Иванович постоянно учился без отрыва от работы. Сначала доучивался в вечерней школе, потом в техникуме, а в 1972 году окончил Автомеханический институт в Москве. Трудолюбие и тяга к образованию помогли ему пройти путь от ученика до начальника ОТК (отдел тех. контроля).

Митрополит Корнилий — биография

Будущий митрополит Корнилий (Титов Константин Иванович) появился на свет первого августа 1947 года в подмосковном городке Орехово-Зуеве. Оба родителя были старообрядцами. Его семья жила небогато, поэтому юному Косте пришлось в 1962 году, после восьмого класса, пойти работать на местный хлопчатобумажный комбинат, на котором он трудился целых 35 лет.

Константин Иванович постоянно учился без отрыва от работы. Сначала доучивался в вечерней школе, потом в техникуме, а в 1972 году окончил Автомеханический институт в Москве. Трудолюбие и тяга к образованию помогли ему пройти путь от ученика до начальника ОТК (отдел тех. контроля).

Те, кто не признал Белокриницкую иерархию, образовали Русскую Древлеправославную Церковь

Но не все поповцы признали священников из Белокриницкой иерархии. Власти использовали свой любимый метод борьбы — репрессии и пропаганду. И многие люди верили слухам.

В итоге часть поповцев перестала отождествлять себя со Старообрядческой Церковью. История переименований этих религиозных традиций запутанная.

Сегодня это течение называется так — Русская Древлеправославная Церковь. В её главе стоит патриарх Александр (Калинин).

Не стоит путать с другим течением с похожим названием — Древлеправославная церковь России. Она откололась от Русской Древлеправославной Церкви в 1999 году.

Митрополит Корнилий — нынешний лидер старообрядцев

Каринкинский благотворитель

С Каринкинской общиной связано имя московского мецената Аркадия Ивановича Новикова (1874 — 1937), который участвовал в строительстве нескольких храмов, в частности храма во имя Успения Пресвятыя Богородицы, что на Апухтинке. Так, в метрической книге Каринкинской старообрядческой общины В. Н. Анисимовой найдена запись 1911 года апреля 25 дня о браке Аркадия Ивановича Новикова. Жених — крестьянин Московской губ., Бронницкого уезда, деревни Каменно — Тяжино, проживает в Рогожской части, 2 уч., Семеновская ул., дом Новикова, 32 года; невеста — дочь Московского второй гильдии купца Александра Иванова Петрова , 22 года. Поручителями были: Московский мещанин Гончарной слободы Егор Николаевич Оленев и московский мещанин, также известный московский благотворитель Федор Яковлевич Мишуков. Неслучайно, что Федор Яковлевич Мишуков был поручителем! Пятиярусный иконостас в Успенском храме на Апухтинке был сделан по образцу Успенского собора в Москве и других старинных храмов и весь обложен древней вызолоченной басмой, по старинным рисункам художественно исполненной Ф. Я. Мишуковым («Церковь», 1907 г.).


Новиков Аркадий Иванович

В 1937 году Новиков был расстрелян в Бутово. В материалах его допросов сохранилась следующая информация: «В связи с чем Ваш отец был на приеме у царя Николая?». Ответ: «Мой отец был на приеме у царя Николая в связи с окончанием постройки храма старообрядцев в Новоселенском переулке». И другой вопрос: «За что Вы имели награду царского правительства?». Ответ: «Я имел награду от царского правительства — серебряную медаль за охрану царя при его приезде в Москву».

«За» и «против»

Российский культуролог, религиовед Николай Шабуров в беседе с корреспондентом ForPost отметил, что старообрядчество — другое православие, к которому тянутся те, кто не совсем доверяет РПЦ. Поэтому старая русская вера «становится вновь популярной не только у рядовых россиян, но и у правящей элиты».

Потянулись к старообрядцам и военные. Живущих в тайге и степях представителей «другого православия» теперь привлекают к обучению военных подразделений Сил специальных операций Минобороны. Министр обороны РФ Сергей Шойгу объяснил это тем, что такие люди «нормально живут в тайге и степях», «очень рукастые»: «и дом срубить, и баню срубить, и посеять, и добыть, и приготовить, и коня объездить» могут. Чему именно старообрядцы будут обучать спецназовцев, Шойгу не уточнил.

Религиовед Евгений Рашковский выступает против «милитаристского объединения со старообрядцами». По его мнению, светской власти (особенно людям в погонах) «нужно отойти в сторону и не мешать интеграции священников».

При этом он не видит препятствий для интеграции РПЦ и старообрядцев. По его мнению, «назрела необходимость человечного, дружеского отношения православной церкви к иным конфессиям».

Куда более пессимистично настроен Шабуров. Он не верит, что представители двух церквей смогут договориться друг с другом и стать единым целым. Религиовед отметил, что при императоре Павле I возникло так называемое «единоверие». В XVIII веке официальная церковь предложила старообрядцам присоединиться, причём им разрешалось служить по старым обрядам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector