Шесть главных православных святынь в москве

Содержание:

Благовещенский cобор Московского Кремля

Существующий девятиглавый собор был построен в конце XV — начале XVI столетий, однако в его основании кроется подклет храма времен правления Дмитрия Донского. Благовещенский подклет — древнейший архитектурный памятник Москвы. Чтобы его увидеть, надо войти в дверь, обращенную к крыльцу Грановитой палаты. За дверью располагается археологическая экспозиция музеев Кремля. Правда, в данный момент она закрыта на реконструкцию.

Год постройки:

между приблизительно 1484 и приблизительно 1489.

Престолы:

Благовещения Пресвятой Богородицы, Гавриила Архангела, Собора Пресвятой Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, Александра Невского, Николая Чудотворца

Архитектурный стиль:

Раннемосковский

Адрес:

Москва, Кремль, Соборная пл.

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

Белокаменный Успенский собор возвел в 1160 году великий князь Андрей Боголюбский. Купола покрыли позолоченными медными листами с молитвенными надписями, а само здание украсили фресками.

В 1185 году после пожара храм перестроил князь Всеволод Большое Гнездо. Он добавил боковые галереи, и старое сооружение оказалось внутри нового. Стены первоначального собора частично разобрали, оставили только опоры сводов.

В XIII веке собор пережил еще один пожар — его сожгли монголо-татары. Храм вновь восстановили, но расписывали значительно позже, в начале XV века. Для этого сюда приезжали Андрей Рублев и Даниил Черный.

На протяжении всей истории храм несколько раз обновляли и достраивали. Барочныйиконостас, который в соборе можно увидеть сегодня, установили при реставрации в XVIII веке, тогда же появилась и четырехярусная колокольня. Большую часть рублевских фресок закрыли штукатуркой. До наших дней сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» на западной стене и часть фресок в алтарной.

В наши дни собор входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Подробнее о соборе Успения Пресвятой Богородицы во Владимире.

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне, 1320-е годы

Церковь называют жемчужиной древнерусского зодчества. Располагается в центральной части села Городище. На данный момент оно входит в городскую черту Коломны. До наших дней сохранилась лишь часть церкви, в результате многочисленных исследований было установлено, что храм был перестроен еще в XVI. Большие изменения во внешнем и внутреннем облике церкви произошли в 1780 году. В 1965 году церковь снова отреставрировали, на этот раз попытавшись вернуть ей первоначальный облик. Правда, он всего лишь «предполагаемый XVI века». Выдающаяся святыня — икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Хранится она не в церкви, а в Третьяковской галерее.

Храм действует, на его территории совершаются богослужения и работает воскресная школа.

Хорю-дзи – самый старый храм Японии


Самые длинные реки в России

На Дальнем Востоке, в японском городе Икаруга, расположен буддийский религиозный комплекс Хорю-дзи, который именуют древнейшим в мире храмом, сделанным из дерева. Также он считается самой старой святыней в стране. В дополнение к этому культовое сооружение входит в число семи крупнейших религиозных построек мира.

Инициатором строительства духовного центра Японии стал принц Сётоку. Возведение сооружения завершилось в 607 году и посвящено главе королевского семейства. Комплекс эксплуатировали не только в качестве семинарии, но и как монастырь.

670 год стал для духовного центра трагическим – в результате удара молнии в храме начался пожар, полностью его уничтоживший. Сооружение ремонтировали в период с 670 по 700 год. С тех времен в храме сохранилось только 15-20% оригинальных материалов.

Архитектура комплекса представляет собой разделение территорий на западную и восточную, в последней расположен Зал снов. Также в святыне находятся монашеское общежитие, зал для лекций, обедня и читальня. В головной части комплекса стоит изваяние Будды медицины, что сохранилось с момента пожара 670 года.

Стоит отметить, что в Китае тоже существует древний буддийский храм Цзетай. Его строительство запустилось в 622 году, впоследствии под руководством настоятеля Фа Цзюна в религиозной постройке преподавали дхарму для монахов. Из-за многоразовых преобразований архитектура храма значительно изменилась и в итоге стала соответствовать XV-XIX векам.

Фото древнего храма Японии Хорю-дзи

События XVIII и XIX веков

Пожары, являющиеся настоящим бедствием всех русских городов, не щадили ни жилых домов, ни храмовых сооружений. Один из них, случившийся в Москве в 1737 году, вновь повредил стены Успенского собора и уничтожил значительную часть внутренней росписи. Взошедшая на престол тремя годами позже императрица Елизавета Петровна, отличавшаяся, как известно, глубокой набожностью, повелела незамедлительно начать его реставрацию.

Что же касается пострадавших от огня фресок, то их восстановление было осуществлено уже при Екатерине II по приказу ее ближайшего сподвижника и фаворита − князя Григория Потемкина. Им же было передано в храм много драгоценной церковной утвари. Во время нашествия наполеоновских войск здание самой древней в Москве церкви не пострадало, но из него было похищено большое количество золотых и серебряных изделий, а также вынесены многие иконы, представлявшие историческую и художественную ценность.

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне, 1320-е годы

Церковь называют жемчужиной древнерусского зодчества. Располагается в центральной части села Городище. На данный момент оно входит в городскую черту Коломны. До наших дней сохранилась лишь часть церкви, в результате многочисленных исследований было установлено, что храм был перестроен еще в XVI. Большие изменения во внешнем и внутреннем облике церкви произошли в 1780 году. В 1965 году церковь снова отреставрировали, на этот раз попытавшись вернуть ей первоначальный облик. Правда, он всего лишь «предполагаемый XVI века». Выдающаяся святыня — икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Хранится она не в церкви, а в Третьяковской галерее.

Храм действует, на его территории совершаются богослужения и работает воскресная школа.

Пантеон – символ Рима

Столица Италии наполнена памятниками архитектуры, к числу древнейших построек относятся:

1. Храм Сатурна, возведенный во имя древнеримского божества земли и посевов и появившийся в 489 году до н. э. Религиозное сооружение не раз претерпевало беды: к примеру, в 42 году н. э. оно было полностью испепелено, но впоследствии восстановлено благодаря усилиям консула Мунация Планка.

2. Храм Весты – это осколки святилища античной эпохи, воздвигнутого в честь богини домашнего очага и расположенного близ храма Цезаря. Внутри него никогда не гас огонь, что сначала поддерживался дочерьми царя, которых позже сменили жрицы. Святыня не раз подвергалась пожарам: после возгорания, произошедшего в 64 году н.э., храм реконструировали, а затем его изображение появилось на монетах.

3. Храм Диоскуров возник в 484 году до н. э. Его строительство инициировал сын правителя Авла Постумия Туберта после победы над Тарквинием Гордым. До современности дошли лишь три колоны религиозной постройки древности.

Главной древней святыней Рима считается Пантеон, называемый «Храмом всех богов» из-за изваяний множества божеств, расположенных внутри святилища, а также схожести его купола с небом. Он воздвигнут в промежутке между 18–28-м годами второго столетия н. э. Пантеон – обладатель самого большого в мире неармированного купола, выполненного из бетона. В его центре есть отверстие, через которое проходит свет – он освещал вход в святыню при появлении императора.

Также Пантеон является христианской церковью и считается наиболее сохранившимся памятником античной архитектуры. В этих стенах похоронены художник Рафаэль Санти, композитор Арканджело Корелли, король Виктор Эммануил II и т. п. Внутреннее убранство храма, а также стены его капелл и алтарей украшены картинами, статуями и фресками художников из Италии.

Пантеон изнутри

Старая церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Авдулово

От платформы Яганово до Авдулов недалеко (смотри
схему маршрута в конце очерка).

Здесь на берегах речки Реута в Авдулово-1 возвышается старая церковь Покрова
Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь, сложенная из белокаменных блоков, была построена старинным
дворянским родом Юреневых в 1762 году в самом начале царствования Екатерины
II.

На возраст старой церкви указывают древние липы.

На фоне могучего ствола липа матерые туристы, руководители похода Михаил
Гар (слева) и Владимир Макаренков (справа) выглядят очень хрупко.

Вокруг церкви было когда-то большое кладбище. Сейчас оно поросло бурьяном,
лопухами и крапивой. Угадываются лишь отдельные могильные плиты.

Более подробно о старой церкви можно прочитать в приложении к очерку Старая церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Авдулово, а
мы пойдем дальше к старой церкви в село Верховлянь.

Никольский монастырь

На Южном конце Старой Ладоги располагается старинный Никольский монастырь, в котором идет комплексная реставрация.

Это огромный комплекс, среди построек которого выделяются затейливые, вполне светского облика Святые ворота, выходящие к Волхову, которые сами по себе уже являются памятником зодчества. Неподалеку от ворот церковь св. Иоанна Златоуста, удивляющая знатоков своей архитектурой. Дело в том, что постройка объединяет в себе черты старорусского и романского стилей, что встречается довольно редко. Три удлиненные нефа, центральный — более высокий, освещен чередой верхних окон и отделен от боковых колоннами. И, вместе с тем, характерные для православных храмов золоченые купола.  

Еще одним знаменательным элементом, который можно здесь увидеть, является недавно перестроенная шатровая колокольня конца XVII в. Это высокое восьмигранное строение со строгими пропорциями  и несколькими ярусами. Весь облик колокольни как бы устремлен к небесам и освобожден от притяжения земли. Внутри имеется отдельно помещение для звонаря.

Это один из старейших монастырей в Старой Ладоге, по легенде основанный князем Александром Невским после его сражения со шведами в устье Ижоры в 1240 году. Возможно на возникновение легенды повлияло то, что неподалеку находится  урочи¬ще Победище, где в старину произошла кровавая битва ладожан с врагами. На то время это было единственное пригодное для битвы место в окрестностях. Со временем битвы смешались в умах местных жителей и монастырь стал ассоциироваться с Невской битвой.

Как бы то ни было, перовое задокументированное упоминание монастыря относится к переписи Водской пятины в 1401 году. В этом документе указывается сколько земель принадлежало монастырю.

Это большой монастырь со множеством построек, центральное место в котором занимает четырех-столпный, трехапсидный, со сводчатым подцерковьем и луковичной главой Никольский собор. Как считается, собор появился здесь раньше монастыря и изначально был посадским. Об этом говорит список создателей обители и расположение фундамента храма в гуще культурного слоя X-XII веков с остатками городской застройки.

В Смутное время, Ладога была захвачена шведскими войсками и монастырь подвергся разорению и многие храмы были разрушены почти до основания. Однако нижняя часть Никольской церкви все же уцелела и в 1668 г. храм был вновь восстановлен на средства горожан. Причем строители ориентировались на его первоначальный облик и возвели как бы двойник ушедшей постройки. Внутри обитель расписана фресковой живописью, характерной для соборов XII века. В ХVII-XIX в.в. к зданию пристроили паперть и два крыльца с севера и запада.

После Революции, в 1927 году монастырь был закрыт. Братия смогла просуществовать здесь до 1937 года, основав рыболовную артель. Однако позднее на территории монастыря разместили складские помещения, моторно-тракторную станцию, ремесленную школу и общежитие.

Только в середине прошлого века, на волне интереса к родной истории было принято решение о возвращении монастырю исторического вида. Однако реставраторы несколько перестарались. Во время реставрации 1958 года было принято решение вернуть храму первоначальный облик, что привело к уничтожению элементов XVII века.

Обнажив штукатурку реставраторы выяснили, что большие части кладки стен составляют целые блоки, сложенные из чередующихся рядов серого плитняка и плинфы на известковом растворе с примесью толченого кирпича. Это послужило еще одним поводом для датировки строительства 1160-ми гг.

Восстановительные работы были заморожены из-за отсутствия средств. В трещины и сколы была залит раствор под давлением. Блоки кладки склеены. Собор был законсервирован.

В 2002 г. монастырь был вновь передан Православной церкви и  23 ноября сюда были привезены частицы мощей святителя, архиепископа г. Мир Ликийских Николая-Чудотворца, в честь которого и назван этот собор. Ларец с мощами помещен в монастырской часовне. До полного восстановления монастыря во всем его великолепии еще далеко, однако работы в этом направлении не прекращаются.

Спасский собор Андроникова монастыря 1399 – 1427 год

Об этом соборе мало что известно. Монастырь основал митрополит Алексий. Было предпринято две попытки строительства, но соборы постигла печальная участь. Первый сгорел, данные о втором здании и вовсе отсутствуют. Третий Спасский собор строили с 1399 года.

Первые упоминания о нем датированы 1763 годом. В 50-х годах XIX века собор претерпел значительные изменения – неудачная реконструкция. Долгое время храмом никто не интересовался. Его считали поздней постройкой, но в 1933 году было проведено исследование, которое показало истинный возраст сооружения. В 60-х годах ХХ века храму вернули первозданный вид, все наслоения сняли, а верхние формы восстановили «по наитию».

Храм действующий.

Cтарая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верховлянь

В село Верховлянь мы пойдем по полевой дороге.

Обычно названия сел оканчиваются на -о как Авдулово. В названии села Верховлянь
отражено его местоположение в верховьях реки Осенка. Раньше село Верховлянь
(а известно оно с 1577 г.) называлось Верховляны.

Оно лежало на пути из Москвы в Коломну и было богатым и процветающим селом.

Вокруг села Верховлянь поля с поспевающими хлебами.

15 июля. Самая середина лета.

Вокруг луга цветут.

Вот зеленое пятно клевера в окружении розовых пятен василька лугового.

Под белыми зонтиками бессмертника пламенеет буквица лекарственная.

Несмотря на свою разрушенность, старая церковь Рождества Пресвятой Богородицы
в селе Верховлянь поражает своим величием. Ведь она построена в начале XX
на пике процветания села.

А разрушена и оскорблена старая церковь Рождества Пресвятой Богородицы
в селе Верховлянь была сильно.

В 1930-е гг. церковь закрыли, в ней устроили мастерскую по ремонту тракторов,
позднее обрушили южную и северную стены.

Ребятам с Геокэшинга удалось записать рассказ старожила села Лидии Михайловны.

Весьма поучительная история для любителей поглумиться над святынями.

«Большевики и местные жители растащили иконы в драгоценных окладах и прочую
ритуальную утварь. Колокол сняли…
Череда
несчастий постигла одну из семей, принимавшей участие в разграблении. Отец
умер, попав под лошадь, а сын – под поезд. Затем повесился второй сын. Но
и позже не пошла на лад жизнь вдовы: дотла сгорел дом её замужней дочери» (Источник geocaching.su).

Таких историй по Руси не счесть числа.

Что больше всего потрясло в старой церкви Рождества Пресвятой Богородицы
в селе Верховлянь, так это фрески.

Да, церковь разрушена, на земле валяются могильные плиты.

Но на стенах чудесным образом сохранились фрески неизвестного гениального
художника.

И, несмотря на все издевательства, несмотря на то, что в стены вбиты какие-то
крюки, полы заросли крапивой — старая церковь продолжает оставаться живой.
Она излучает любовь и доброту.

Люди здесь продолжают молиться.

Старая церковь пронизана солнечным светом. Миша Гар поет «Царю небесный».

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй,
Сокровище
благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны,

и спаси, Блаже, души наша».

Восстановить бы эту красоту.

С чувством благоговения мы пошли дальше.

Более подробно о старой церкви читай в приложении к очерку Старая
церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верховлянь.

Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, 1486 год

Церковь построена в память о спасительном чуде. Татарское войско осадило город. У жителей не было выхода, оставалось только молиться. Наутро татары ушли, оставив все награбленное добро. Правда, первая деревянная церковь сгорела, а эта была построена вместо нее.

Церковь долгое время была домовой (расположенная в учреждении или частном доме) для митрополитов, позже для патриархов. В 1635 году ее передали государю. Тогда же был построен переход, который соединял церковь с покоями царицы.

На данный момент она является одним из самых красивейших зданий Москвы. Это самая маленькая церковь в составе архитектурного ансамбля Кремля. Сейчас службы в ней не проводят. В 1965-м году она получила статус музейного экспоната.

Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, 1486 год

Церковь построена в память о спасительном чуде. Татарское войско осадило город. У жителей не было выхода, оставалось только молиться. Наутро татары ушли, оставив все награбленное добро. Правда, первая деревянная церковь сгорела, а эта была построена вместо нее.

Церковь долгое время была домовой (расположенная в учреждении или частном доме) для митрополитов, позже для патриархов. В 1635 году ее передали государю. Тогда же был построен переход, который соединял церковь с покоями царицы.

На данный момент она является одним из самых красивейших зданий Москвы. Это самая маленькая церковь в составе архитектурного ансамбля Кремля. Сейчас службы в ней не проводят. В 1965-м году она получила статус музейного экспоната.

Церковь Бориса и Глеба села Кидекша

Борисоглебская церковь в селе Кидекша недалеко от Суздаля появилась еще во времена Юрия Долгорукого, в 1152 году. Это одно из первых белокаменных зданий Северо-Восточной Руси.

Возводить церковь в те времена было почти так же сложно, как и египетские пирамиды. Материал добывали под Москвой, за 500 км от этих мест, перевозили по рекам и сушей. Рабочие обтесывали булыжники и укладывали их практически без раствора.

В облике церкви сочетались черты русской средневековой архитектуры и западного романского стиля: традиционное кубическое основание, необычно оформленный портал и аркатура — ряды декоративных ложных арок на стенах. На протяжении всей истории храм не раз реставрировали, а в XVII веке заменили купол.

В конце ХХ века Борисоглебскую церковь включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В наши дни храм не действует, здесь изучают фрески XII века и проходят раскопки. Под современным полом исследователи обнаружили первоначальное основание иконостаса и омфалий — место для епископа — из редкого розового камня. Омфалий Борисоглебской церкви — самый древний в России.

Подробнее о церкви Бориса и Глеба села Кидекша.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Сердцем христиан всего мира является Храм Гроба Господня, расположенный в Старом городе Иерусалима. Согласно Священному Писанию, там был распят, похоронен и впоследствии воскрес Иисус Христос. Освещение первого храма датируется 335 годом.

Религиозный комплекс стоял в нетронутом виде вплоть до 614 года, когда во время своего царствования Хосров II напал на Иерусалим. Тогда святилище было серьезно повреждено. В 629 году развернулись работы по восстановлению храма, однако в итоге прежнего величия добиться не удалось.

В дальнейшем набеги на религиозный духовный центр христиан не единожды повторялись: к 637 году халифом Умаром, в 1009 году Аль-Хакимом би-Амруллахом, последний приказал подданным начать убивать христиан и разрушать их святыни.

Храм Гроба Господня по сей день привлекает паломников со всего мира, в нем проводят службы представители шести христианских конфессий. Религиозный комплекс включает в себя монастыри, вспомогательные сооружения, галереи т. д.

Храм Гроба Господня

Гипогей (Мальта)

Гипогей Хала Сафлиени на Мальте является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается самым старым доисторическим подземным храмом в мире. Подземное сооружение окутано тайной — от удивительных удлиненных черепов до паранормальных явлений. Однако больше всего исследователей и экспертов привлекает уникальные акустические свойства обнаруженные в подземных камерах Гипогеума.

Храм является культурным достоянием исторической ценностью, датируемой 5 000 лет, и единственным примером подземного сооружения “бронзового” века. Его часто называют “Лабиринт”, потому как он состоит из серии эллиптических камер на трех уровнях, доступ к которым осуществляется через специальные коридоры.

Исследователи считают, что храм первоначально предназначался для святилища, возможно, для оракула. Поэтому он имеет такие невероятные акустические свойства, названный “Палатой Оракула”. Многие говорят, что стоять в центре Гипогея, словно внутри гигантского колокола. Также предполагается, что храм специально строился с акустическими эффектами, чтобы воздействовать на психику людей во время мистических ритуалов.

Один из известных фактов, произошедших в наше время, в 1985 году — таинственное исчезновение черепов размещенных в Археологическом музее Валетты и не найденных до сих пор.

Храм Христа Спасителя (Москва)[править]

Кафедра́льный собо́рный храм Христа́ Спаси́теля в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке.

Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном — на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1814—1815 годов.

Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах.

Храм имеет статус Патриаршего подворья.

Адрес:

ул. Волхонка, 15, Москва, Россия, 119019

Телефон:

+7 495 637-12-76

Пещерные храмы Индии

Вторая по численности страна в мире богата на древние храмы. Храм Кхаджурахо возведен в 850–1150 годах, посвящен богу Шиве, расположен в штате Малхья-Прадеш и пользуется спросом среди туристов. Посредством каменной резьбы на его стенах иллюстрируются тысячи сюжетов эротического содержания.

Далее следует религиозный комплекс Линграджа, впечатляющий своими фаллическими постройками, возведенными во имя божества Шивы. Храм создан в IX столетии н. э., а его главная башня составляет 55 м.

Однако в Индии есть более древние постройки, к примеру, пещерные храмы Аджанты и Эллоры, которые относятся к изумрудам древнеиндийской архитектуры. Их возникновение датируется еще периодом ранних срединных царств – II–IV столетиями н. э. Поначалу это были обычные пещеры, где торговцы-кочевники прятались от знойного солнца, но затем к ним стали присоединяться буддийские монахи-подвижники, начавшие постепенно распространять свою веру по югу Индии и спровоцировавшие трансформацию пещер в святилища.

Удаягири и Бадами относятся к более поздним пещерным религиозным центрам, возникшим в V–VI веках н. э. Комплекс Удаягири – это руины древних построек, скальные гроты и петроглифы, относящиеся к охраняемым памятникам Индии.

Храм Кхаджурахо

Собор Успения Божией Матери, 1479 год

Один из самых важных соборов в истории России. Его построили по указу московского князя Ивана III. Здесь проходили значимые события: венчания на царство, коронация императоров, оглашение государственных актов, молебны перед военными походами.

Успенский собор имел первенствующее положение. Главы государства следили за тем, чтобы убранство его соответствовало статусу. Расписывать стены и писать иконы могли только самые выдающиеся художники со всей страны. Внутреннее убранство собора – это уникальное собрание памятников русского средневекового искусства. В 1917 году собор стал музеем. С 1990 года здесь возобновлены богослужения.

Успенский собор Московского Кремля[править]

Успе́нский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года).

Сооружён в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства.

Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

Современный статус

Открыт как музей в 1955. В феврале 1960 передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .

С 1990 совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».

Адрес:

Россия, г. Москва, Андроньевская пл., д. 10, стр. 5

Проезд:

Метро «Площадь Ильича», «Римская».

Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм)

Петропавловская церковь — старейшая в Смоленске. Ее построили в 1146 году при князе Ростиславе Мстиславиче, внуке Владимира Мономаха. Изнутри храм расписали фресками с растительным орнаментом. Позже кирпичный пол покрыли майоликовой плиткой, а стены украсили изразцами и панно.

В Смутное время Смоленск заняли поляки, и в Петропавловской церкви проходили католические богослужения. Именно тогда появилась западная пристройка — резиденция польского епископа. Православным прихожанам храм вернули в 1654 году, когда поляки покинули город. Епархия возвела у западной стены шатровую колокольню.

В XVII–XVIII веках в храме достроили третий этаж, расширили главный неф и подняли пол до уровня первого этажа пристройки. Первоначальный облик церковь обрела только в середине прошлого столетия.

Сегодня в Петропавловской церкви можно увидеть фрагменты средневековых фресок, старинные цветные изразцы, а также раритетные граффити — надписи XII века.

Подробнее о храме во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector