Все храмы филиппа, митрополита московского (39 всего, 38 на карте)

Как добраться

Посмотреть варианты проезда для адреса

Проложить маршрут

ОТСЮДА
СЮДА

Рижский вокзал — 1 400 метров

Москва-Каланчёвская — 1 400 метров

Остановки наземного транспорта

Спорткомплекс Олимпийский — 90 метров

Метро Проспект Мира (радиальная) — 170 метров

Храм мученика Трифона в НапрудномТрифоновская ул., 38 стр.1870 метров

Храм Воскресения Христова при Шереметьевском Странноприимном домеБольшая Сухаревская площадь, 3 стр.1920 метров

Церковь Святого КрестаОлимпийский проспект, 9 стр.1990 метров

Кафедральный армянский храм Преображения ГосподняОлимпийский проспект, 91 000 метров

Храм Живоначальной Троицы в Листахул. Сретенка, 27 стр.31 000 метров

Храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбищеул. Советской Армии, 12 стр.11 400 метров

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатникахул. Сретенка, 3 стр.41 600 метров

Часовня во имя Святителя НиколаяКомсомольская площадь, 31 600 метров

Собор Рождества Пресвятой Богородицыул. Рождественка, 20/8 стр.141 700 метров

Часовня Преподобного Сергия РадонежскогоКомсомольская площадь, 51 700 метров

Храм Казанской иконы Божией Матери, Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырьул. Рождественка, 20/8 стр.31 800 метров

Рождества Пресвятой Богородицы Храм в Рождественском Монастыреул. Рождественка, 20/8 стр.11 800 метров

Храм Казанской Иконы Божией МатериКомсомольская площадь, 21 800 метров

Храм Николая Чудотворца в Новой СлободеДолгоруковская ул., 231 900 метров

Храм Покрова Пресвятой Богородицы при ФСБ Россииул. Большая Лубянка, 201 900 метров

Часовня Богоявления Господняул. Рождественка, 15/8 стр.31 900 метров

Основные направления деятельности митрополита Филиппа и их результаты

Одним из направлений его деятельности было служение Богу (на каком бы посту Филипп ни находился: сначала инок Соловецкого монастыря, замет игумен, а позже- митрополит всея Руси), единение церкви и объединение народа вокруг неё .

Став игуменом Соловецкого монастыря, Филипп проявил незаурядные административные способности: расширилась территория монастыря, были построены прекрасные Успенский и Спасо- Преображенский сборы. Многое он сделал для создания условий для просвещения монахов — при нём была создана огромная библиотека при монастыре

Но особое внимание Филипп уделял нравственности монахов, резко выступал против стяжательства,  введя в монастыре строгий устав и требуя его исполнения

Соловецкий монастырь стал не только духовным, но и промышленным центром Поморья: увеличилось число соляных варниц, начали добывать железную руду. Филиппу принадлежат  даже несколько технических изобретений, облегчавших труд монахов. Монастырь вёл торговлю солью.

С 1566 года Филипп занимается духовными делами всей Русской православной церкви на посту митрополита всея Руси. Он, обладая способностями организатора,  сумел соединить нестяжателей и иосифлян, конфликтовавших до этого.

Результатом данной деятельности стало повышение нравственности служителей церкви, усиление роли церкви в объединении  страны на религиозных началах, пропаганда жизни по божеским законам; значительное церковное строительство ,создание библиотек при монастырях. Его игуменство в Соловецком монастыре стало примером для многих настоятелей монастырей того времени.

Другим направлением деятельности митрополита Филиппа  было  обличение несправедливости Ивана Грозного, его жестокости, выступление против попирания основ Церкви.

Деятельность Филиппа пришлась на трудные годы опричнины с  её казнями, преследованиями, жестокостью. Митрополит Филипп всегда открыто выступал против такой несправедливости.

Так, летом 1566 года митрополит Филипп спас от расправы группу челобитчиков жаловавшихся царю на опричников. Частые прошения за осуждённых раздражали Ивана Грозного, и он запретил митрополиту простить за них.

Однако массовые казни в 1567 году по делу конюшего И.П.Фёдорова, который был одним из первых лиц в государстве и убит за попытку переворота, несогласие с опричной политикой царя,вызвали резкое негодование митрополита, он осудил Ивана Грозного за это. Отношения между царём и Филиппом резко накалились. Митрополит просил царя отказаться от опричнины и прилюдно осуждал его,  отказывался благословить царя. Иван Грозный в гневе велел судить митрополита, отправил в тверской монастырь. 23 декабря1569 года митрополита лично умертвил Малюта Скуратов, не понеся за это никакого наказания ( проезжая мимо Твери, царь попросил Скуратова в очередной раз попросить благословения у Филиппа на поход против непокорных новгородцев, тот снова отказался, и Малюта в порыве гнева задушил бывшего митрополита).

Сегодня мощи митрополита Филиппа покоятся в Успенском соборе Московского кремля, куда они были перенесены из Соловецкого монастыря( здесь они находились с 1591 года) патриархом Никоном в 1652 году.

Результат данной деятельности – борьба против опричнины Ивана Грозного, жестокости, несправедливости, защита осуждённых на казнь и страшная смерть патриарха от рук палача, приспешника Ивана Грозного- Малюты Скуратова.

Таким образом, митрополит Филипп — один из ярких религиозных деятелей России. Он снискал любовь и уважение народа нравственной стойкостью, верностью церковным заветам. Память о митрополите Филиппе  свято хранят  в России, о нём пишут книги, снимают фильмы, один из кораблей носит имя — » Святитель Филипп».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного. Я.П.Турлыгин (1857-1909)

«Митрополит Филипп и Малюта Скуратов» (Николай Неврев, 1898 год)

Соловецкий монастырь

Успенский собор в Отрочь монастыре в Твери

Памятник митрополиту Филиппу в Отроч — монастыре в Твери

Святитель Филипп(житийная икона конца XVII века)

Начало монашеского пути. Соловецкая обитель

С тех пор Феодор непрестанно обращается к Богу с молитвой, прося себе помощи и духовного водительства. Сменив наряд царедворца на одежды простолюдина, Феодор тайно оставляет Москву, взяв с собой только хлеб.  Между тем его родители, не зная, куда скрылся их любимый сын, искали его по всей Москве и окрестным городам и селам. И после напрасных поисков преда­лись безутешной печали, считая его умершим. Но Феодор был тогда уже далеко. Он плыл по морю к святой обители Со­ло­вецкой.

Соловецкий монастырь. Фото С.М. Прокудина-Горского

Оказавшись на месте, он получил благословение от игумена Алексия и принял возложенные на него послушания. Вскоре Феодор был пострижен и наречен в монашестве Филиппом.

Прошло девять лет иноческой жизни Филиппа. Алексий в силу своей старости и недугов захотел передать должность настоятеля Филиппу, его решение поддержала братия. Вскоре Филипп был рукоположен во пресвитера. Через полтора года упокоился настоятель обители игумен Алексий. Похоронив старца, братия обители по общему совету, как прежде, стала умо­лять Филиппа принять над ними старейшинство. И тот, сознавая себя законным настоятелем обители, с благословения архиепископа Феодосия снова принял игуменство. Вновь поставленный игумен старался всеми силами поднять духовное значение обители. Он разыскал образ Божией Матери Одигитрии, принесенный на остров преподобным Саватием, обрел каменный крест, который когда-то стоял перед келией преподобного. Были найдены Псалтырь, принадлежавший преподобному Зосиме, и ризы его, в которые с тех пор облачались игумены при службе в дни памяти чудотворца.

Обитель духовно начала возрождаться. Для упорядочения жизни в монастыре был принят новый устав. Игумен Филипп построил на Соловках два храма: трапезный храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и храм Преображения Господня. Игумен сам помогал класть стены Преображенского храма. Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин, Яренгские чудотворцы, Вассиан и Иона Пертоминские. Для тайных молитвенных подвигов Филипп часто удалялся в пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни.

В период его игуменства им был составлен «Устав о монастырском платье» («по скольку кто из братии должен иметь в келий одежды и обуви»). О литературном и ораторском таланте Филиппа свидетельствуют приводимые в его житии обличительные речи против Ивана Грозного. По мнению исследователей, они основаны на подлинных речах Филиппа, в которых он для придания им ярких образов использовал цитаты из популярного на Руси «Поучения Агапита» (византийский памятник, известный в русском переводе с XIV века).

Ежедневное служение

В настоящее время в храме Воскресения Словущего главным престольным событием года является Словущее Воскресение, празднуемое 13 сентября. Также престольными праздниками являются дни памяти святителя Николая (9 мая и 6 декабря), апостола Филиппа (14 ноября) и день празднование иконы Богоматери «Иерусалимская». В эти дни богослужения проходят с особой торжественностью, согласно древней традиции, чтимой на Иерусалимском подворье в Москве.

Адрес: Филипповский переулок, строение 20. Ближайшая станция метрополитена – «Арбатская» (выход к Гоголевскому бульвару).

На ежедневные службы приглашает всех желающих Иерусалимское подворье в Москве. Расписание богослужений следующее:

  • Утренняя литургия начинается в 08:00.
  • Вечернее богослужение – 18:00.
  • В воскресные, праздничные дни служатся две литургии – 07:00 и 10:00.
  • Накануне праздничных дат служится всенощное бдение, начало в 18:00.

Настоятелем храма Воскресения Словущего с 2003 года является архимандрит Стефан (Диспиракис).

История храма Вознесения Словущего

Найти это здание можно в самом центре Москвы, недалеко от Арбата, его также называют Филипповским или Вознесенским.

Храм воскресения Словущего на Арбате, 1881 год (фото Николая Найденова)

Историкам так и не удалось выяснить точное время его появления: считается, что небольшую деревянную церквушку возвели и назвали в честь митрополита Филиппа, загородный дом которого находился неподалеку. По второй версии церковь построил сам митрополит.

Это интересно: митрополит Филипп, живший в первой половине XVI века, прославился благодаря обличениям опричников Ивана Грозного: отправленный в ссылку, он был убит Малютой Скуратовым в келье.

К сожалению, сведений об этих годах не осталось: после Смутного времени и польского нашествия здание было либо сожжено, либо разрушено так сильно, что его пришлось восстанавливать с нуля. Из-за проблем с деньгами здание построили только в 1688 году – это было каменное сооружение, сохранившееся до наших дней. Его восстановлением занимался стольник Иван Косьмин.

Второй раз здание пострадало по время Великой Отечественной войны с французами: оно было разграблено, а после сожжено при пожаре. Восстановить его смогли только в 1815 году. У церкви не было прихода, из-за этого собрать нужную сумму самостоятельно не получалось, а потому его приписали к храму святителя Тихона Амафунтского (ныне снесена).

Через 3 года к императору Александру I обратился Иерусалимский Патриарх Поликарп с просьбой о помощи. 10 лет назад из-за сильного пожара в Иерусалиме пострадал храм Гроба Господня с хранившимися там святынями. Патриарх просил выделить братии небольшое место, где они могли бы остановиться и собирать пожертвованиями. Этим местом стало созданное Иерусалимское подворье в Филипповском храме.

В качестве благодарности церкви были переданы часть Древа Креста Господня и десница великомученика Евстафия Плакиды. В том же году название сменилось на Вознесения Словущего.

В начале ХХ века с приходом советской власти место было закрыто, но сама церковь работала.

Святыни Иерусалимского подворья в Москве

Тут находятся несколько важных святынь:

  1. Часть Древа Животворящего Креста: это небольшой кусочек креста, на котором был распят Христос.

Стоит отметить: помимо храма Вознесения Словущего частицы Креста хранятся во многих церквях мира.

  1. Десница великомученика Евстафия Плакиды: святой жил в I-II веке и был убит за отказ принести жертву богам. Днем его памяти является 3 октября.
  2. Мощи апостола Иакова.
  3. Мощи великомучеников Харалампия, Галактиона и Никиты, великомучениц Варвары и Параскевы Пятницы, мученика Трифона и других.

Не менее важными являются некоторые иконы:

  1. Богоматерь «Казанская»: ее праздник 21 июля. Ее обретение произошло в Казани после завоевания города Иваном Грозным.
  2. Богоматерь «Иерусалимская»: ее образ был написан апостолом Лукой. Праздником является 12 октября.
  3. Богоматерь «Ахтырская»: ее днем является 2 июля. Образ был обретен в городе Ахтырка, ныне Сумская область (Украина).
  4. Богоматерь «Скоропослушница»: образ был написан на святой горе Афон в Греции.
  5. Богоматерь «Нечаянная радость».
  6. Великомученика Евстафия Плакида: святой жил в I веке и творил добро еще до принятия Христа.

Соловецкий игумен, ставший митрополитом Московским

К 1568 году ему исполнился 61 год. Родившийся в знаменитой боярской фамилии, детство он провел в Москве и семейном имении Колычево, вблизи нынешнего городского округа Домодедово. На берегу неторопливой Пахры он впитал любовь к родной земле и получил разностороннее образование. Иначе просто быть не могло, ведь его отец был воспитателем Юрия Васильевича – брата Ивана IV .

Юность пролетела при дворе Великого князя. Казалось, его ждала блестящая придворная карьера. Но блеск придворной жизни и звон боевых мечей не радовали молодого человека. Всем своим сердцем он жаждал посвятить жизнь Богу.

Тридцати лет от роду Федор – так звали в миру молодого человека – в одежде простолюдина уходит вместе с обозом на далекий Север. Полгода он пасет овец, а еще через год его постригают в монахи под именем Филипп. Восемь лет трудов, молитвы, постов и подвигов поднимают Филиппа до звания игумена знаменитой Соловецкой обители.

Угловая башня Соловецкого монастыря, цветная фотография 1913 года

Именно при игумене Филиппе вокруг монастыря поднимаются те циклопические стены, которые мы видим сейчас, строятся храмы и в разы расширяется хозяйственная деятельности

Среди лучшего русского духовенства Филипп участвует в Стоглавом соборе, на котором Иоанн Васильевич обращает пристальное внимание на усердного игумена. Не связанный ни с какой боярской партией, Филипп Колычев представляется царю идеальной фигурой на место московского митрополита

Царь Иоанн IV был сложным человеком, в душе которого склонность к неудержимому насилию парадоксальным образом уживалась с православной религиозностью.

Слово царя много значило в то время. И поэтому на соборе духовенства 1566 года именно Филиппа единодушно избирают кандидатом на первосвятительскую кафедру.

Но тут возникает неожиданная проблема. Приехавшего издалека соловецкого игумена ужасают московские казни. Неожиданно для всех он выступает с резким осуждением разделения государства на Земщину и Опричнину, а также политики террора, которую проводит царь. Не ограничиваясь разговорами наедине, Филипп поднимает вопрос ребром прямо на заседании собора.

– Умири совесть мою, – обращается к царю будущий митрополит, – упраздни опричнину! Ибо всякое разделенное Царство, по глаголу Всевышнего, падет. Пусть будет только единая Россия!

Царь пугается. Собор епископов – это сила. Вдруг духовенство единым фронтом выступит против его нововведений? В некотором замешательстве он обещает подумать. А пока он думает, 25 июля 1566 года собором всех русских епископов Филиппа Колычева поставляют на престол митрополита Московского и всея Руси.

Престолы храма

Главный престол освящен в честь праздника Воскресение словущее, в переводе — «Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме». Церковь появилась в IV веке, когда было найдено место распятия Христа. На этой земле был возведен храм Воскресения Христова, принято праздновать дату окончания строительства.

Обратите внимание: праздник отмечается 26 сентября. В России для обозначения этой даты использовалось словосочетание «Воскресение словущее»

Слово «словущее» произошло от слов «быть известным» или «слыть»

В России для обозначения этой даты использовалось словосочетание «Воскресение словущее». Слово «словущее» произошло от слов «быть известным» или «слыть».

Это важное отличие: по традициям русского православия иерусалимский Воскресенский храм не мог быть повторен: он уникален, и копировать само здание или название нельзя. Поэтому все храмы России, включая Иерусалимское подворье, посвящались празднику Возведения Храма в Иерусалиме, а не самому Воскрешению Христа

Приставной престол освящен в честь святого Николая Чудотворца, приделы – в честь святого апостола Филиппа и иконы Богоматери «Иерусалимская».

Расписание богослужений

Посещение храма Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Главные службы проходят в православные праздники (Рождество, Пасху и т.д.), а также в дни покровителей храма, главных икон и святынь.

Традиционно они совершаются:

  • по будням – в 8:00 и 18:00;
  • в воскресенье – в 9:30 и 18:00.

Следует учесть: время может быть сдвинуто, так что лучше проверить его заранее. Например, служба может быть только одна (в 8:00) или сместиться на 9:00.

Иерусалимское подворье в Москве представляет собой «филиал» православного ответвления

Это важное для многих верующих место, которое символизирует дружбу между двумя диптихами патриархата – Иерусалимским и Русским

Предлагаем Вашему вниманию видео об Иерусалимском подворье в Москве:

Филипп Московский

Филипп Московский (в крещении
Феодор), митрополит (1507-23.12.1569), родился в Москве,
происходил из знатного боярского рода Колычевых.
Отец Феодора готовил сына к государственной
службе. Вел. кн.
Василий III приблизил ко двору
молодого боярина. С Феодором сдружился будущий
царь Иоанн Грозный. Когда Феодору
исполнилось тридцать лет, он принял решение
оставить светский мир и удалился в Соловецкий
монастырь,
где постригся в иноки с именем
Филипп. В 1546 св. Филипп был поставлен игуменом
Соловецкой обители. Он много заботился о
процветании монастыря. Во время его игуменства
были воздвигнуты трапезный храм Успения Божией
Матери и собор Преображения Господня. Св. Филипп
и сам много трудился вместе с монахами как
простой рабочий, укладывая стены
Преображенского собора. 25 июня 1566 — по настоянию
царя Иоанна Грозного — свт. Филипп был посвящен в
Московского и всея Руси митрополита. Это были
тяжелые годы затянувшейся Ливонской войны, годы
опричнины. Святитель не боялся говорить царю
правду и обличать за жестокость. Поначалу Иоанн
прислушивался к советам свт. Филиппа, но позже, не
перенеся обличений, приказал взять митрополита
под стражу. Свт. Филипп был схвачен по время
богослужения в Успенском соборе. Преданный суду,
он был приговорен к пожизненному заключению.
Целый год святитель провел в заточении в
тверском Отрочь Успенском монастыре. Здесь
же он был задушен опричником Малютой Скуратовым.
Предвидя свою кончину, свт. Филипп за три дня до
этого приготовился к ней причащением Святых
Тайн. Мощи свт. Филиппа, доставленные в
Соловецкий монастырь, в 1652 были перенесены в
Москву.

Память свт. Филиппу отмечается 9/22
января, 3/16 июля и 5/18 октября.

Филипп (в миру Колычев Федор Степанович) (1507 — 1569, Тверь) — церковный деятель. Происходил из знатного боярского рода. Служил при дворе Елены Глинской и в 1537 после участия в мятеже удельного князя Андрея Старицкого бежал в Соловецкий монастырь, где принял монашество. В 1548 стал игуменом и приобрел репутацию замечательного администратора. При нем было построено множество хозяйственных сооружений: сеть каналов, соединившая 72 озера и обслуживавшая водяные мельницы, кирпичный завод, поварни, склады и т.д. В среде духовенства выделялся суровым, непреклонным характером. Стремясь опереться на церковный авторитет, Иван IV Васильевич Грозный предложил занять престол митрополита Филиппа, который соглашался на это при условии отмены Иваном Грозным опричнины. Царь сумел уговорить Филиппа, чтобы тот не вмешивался в опричнину («в царьской домовой обиход не въступатися»), но зато получал право «советования» с государем, включавшее и возможность «печалования» за опальных. Недолгий перерыв в терроре Ивана Грозного завершился новой серией убийств, и Филипп не стал молчать. Весной 1568 в Успенском соборе Филипп публично отказал царю в благословении, осудив опричные казни. Направленная в Соловецкий монастырь комиссия не смогла отыскать материалы, доказывавшие, что игумен Филипп вел порочную жизнь. Тем не менее в ноябре 1568 послушные царю иерархи на церковном Соборе признали Филиппа виновным в «скаредных делах» и низложили. Отправленный в заточение в Тверской Отроч-Успенский монастырь, Филипп, отказавшись благословить новгородский опричный погром, был задушен М. Скуратовым-Бельским. В 1652 был канонизирован Рус. православной церковью.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Обустройство

Первым настоятелем созданного подворья стал архимандрит Арсений. Иерусалимский Патриарх прислал в дар несколько святынь – частицу Креста Господня, а также десницу вмч Евстафия Плакиды, эти реликвии хранятся на подворье и сегодня. Настоятель приложил много усилий для восстановления храма, был куплен участок земли, рядом с Пречистенским бульваром, где располагался жилой дом и началось строительство.

Все работы закончились в 1822 году, главный придел нового храма освятили в честь Обновления Храма Воскресения Христова – Воскресения Словущего. Левый придел церкви освятили в честь апостола Филиппа. К 1852 году был построен южный придел, посвященный иконе Божией Матери «Иерусалимской» и Николаю Чудотворцу.

Патриарх Иерусалимский отмечал значимость миссии, постоянно отсылая новые святые дары. В 1855 году Иерусалимское подворье в Москве пополнилось частицей мощей апостола Иакова. В 1878 году были приняты в дар частицы мощей великомучеников Пантелеимона и Галактиона, мученика Трифона и великомученицы Варвары.

В 1880 году в Москву для подворья Иерусалимского монастыря в Москве также переданы многочисленные святые дары. Для их сохранения был устроен ковчег с позолотой. Все святыни и поныне доступны верующим прихожанам.

Храм Святителя Филиппа на Никитской

Можно годами привычной
дорогой устремляться в вожделенный писательский буфет и ни разу не заметить,
что проходишь мимо храма, почти вплотную примыкающего к новому зданию ЦДЛ. Эта
домовая церковь Святителя Филиппа, митрополита Московского, расположенная по
Большой Никитской, 55, была пристроена к усадьбе в 1856 году. Сейчас храм,
правда, не очень узнаваем, ибо главка с крестом сломана.

Позапрошлым летом, проходя
однажды мимо, я обратила внимание на расписание служб, появившееся около ворот
перед тесным двориком церкви. В разоренном пустом храме мастеривший что-то
молодой человек сказал мне, что им только что дали священника

И я ушла оттуда
в полной уверенности, что церковь возвращена Московской Патриархии, и все
собиралась побывать там как-нибудь на службе.

Но вот 1 марта этого года
мне довелось разговаривать с Владыкой Арсением, викарием Московской епархии. И
он вдруг сказал, что домовый храм рядом с ЦДЛ занят самосвятами, а попросту — ряжеными, самозванцами, которые не
желают освобождать церковь.

На следующий день, в
субботу, я решила перед всенощной заехать и посмотреть, что там происходит.
Даже в храмах-руинах, освященных заново, самый малый духовный опыт дает
почувствовать, как теплые волны благодати врачуют и утешают всякую крещеную
душу и призывают всякую некрещеную. А здесь ощущалось и витало в воздухе духовное
запустение и нравственное неблагополучие, царящее при святых образах, в том
числе и новомучеников, развешанных на ободранных до кирпичной кладки стенах. На
одной стене – огромное полотно текста, цель которого, не вдаваясь в
подробности, извратить суть событий времен большевистских гонений на Церковь,
оболгать ее, выдать черное за белое, и
наоборот.

Кроме двух “своих” женщин, в церкви никого не было. Я
поинтересовалась, можно ли видеть священника. “Сейчас подойдет”, — с некоторой заминкой сказала одна и
стала спускаться по винтовой лестнице в нижнее помещение. Вскоре оттуда
поднялся молодой человек, якобы священник, странноватого вида, с какими-то
самодельными кольцами из закрученной вокруг пальцев медной проволоки. Назвался
отцом Сергием. На мой вопрос, к какой церкви они себя относят, он, глядя в
сторону, не слишком уверенно, как будто плохо заученный текст, стал говорить,
что они из “катакомбной церкви”, которую, “кажется”, основали во времена
гонений даниловские монахи, о чем лучше знает их “митрополит”. Есть у них и
“настоятель”, но он сейчас отсутствует. Они предлагают “переговоры” Патриархии,
но те отказываются от “диалога”.

Наш разговор не
продолжался и минуты, молодой человек поспешил удалиться. А мне вслед донесся
женский голос: “Напрасно уходите. У нас такие же таинства совершаются”…

Спеша в храм на всенощную
и вспоминая этого, надо полагать, нанятого кем-то ряженого плута, я подумала:
истинно говорили предки, что попа и в рогоже узнаешь. Лицедейство тут
бессильно, хоть расшибись. Нельзя изобразить благодать священного сана. Только
нынешнее духовное одичание зачастую не дает людям почувствовать фальшь. Вот и
наживаются не боящиеся Бога воровато-благообразные лицедеи, подавая вместо
хлеба камень, когда доходно паразитируют при больницах на чужой болезни, на
смерти, на горе. Вот и устраивают спектакль вместо службы в святом храме, как
здесь. Слава Богу, хоть тут никого они не привлекают. Жаль только, что заходит
кто-то иной раз к ним днем, оставляет деньги, не зная, что жертвует отнюдь не
на церковь, а проходимцам.

Вошла, к сожалению, в
современный интеллигентский обиход декларативно-декоративная православность, не
способная быть ни духовно зоркой, ни сколько-нибудь деятельной на благо Церкви.
Ведь подавляющее большинство является скорее наследниками сильно продвинутых
гегельянцев во главе с Белинским, задававшихся вопросом, неужели веровать в
спасительность редьки с постным маслом, а вовсе не наследниками преподобного
Серафима, сокрушавшегося, что повсеместно стали пренебрегать постом в среды и пятницы,
и провидевшего из-за этого великие бедствия для России.

Да, Россия наша, как и во
времена Патриарха Тихона, по-прежнему в проказе, а Святая Церковь, которую не
одолеют врата адова, – в осаде. Но частица вины за это утяжеляет каждую
страстно и самостно живущую душу, с безразличной теплохладностью взиравшей
раньше на разоренный и превращенный в склад храм, а теперь спешащей мимо
захваченной ряжеными церкви.

P.S. Церковь,
как и ЦДЛ, как и строения на Поварской улице к Союзу писателей России,
Правление которого находится на Комсомольском проспекте 13, никакого отношения
не имеет.

Лидия Мешкова

 Ссылки по теме: 

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: «»

Современное состояние храма

Иерусалимское подворье «вернулось» обратно в 1989 году. Первое торжественное богослужение провел митрополит Филарет, на нем присутствовали епископ Тимофей, главный секретарь Иерусалимского Патриархата, и архимандрит Феофилак, который до 2001 года был настоятелем подворья.

Благодаря стараниям последнего началось активное восстановление храма: были отреставрированы иконы в наружных нишах, организована паломническая служба.

Примите к сведению: с 2003 года и до сегодняшнего момента настоятелем является Стефан.

В 1997 году московский Патриарх Алексий II благословил создание сестричества. Сестры милосердия ухаживают за больными в неврологическом отделении клинической больницы №51, а также проводят беседы и, по желанию, готовят к исповеди, причастию и крещению. Сегодня количество сестер составляет 30 человек.

Прославление и почитание митрополита Филиппа

Иноки Соловецкой обители спустя двадцать лет стали просить у царя Феодора Иоанновича (11 мая 1557 — 7 января 1598 гг.) тело митрополита Филиппа. Царь Феодор исполнил просьбу соловецких иноков. Тверской епископ Захария (ум. 1602 г.) не мог ослушаться царского повеления и приказал настоятелю Отроча монастыря пока­зать то место, где был погребен святитель.

Икона святителя Филиппа Московского (с житием). Конец ХVII века. Московский государственный музей-заповедник «Коломенское»Соловецкие святые: Зосима, Савватий, Герман и Филипп

Нетленное тело святителя Филиппа было погребено под папертью Преображенского собора, при церкви препо­добных Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. С молитвой к святому Филиппу прибегали не только иноки, но и миряне, окре­стные жители, и получали исцеление от своих недугов.

Впервые церковная служба святителю была напечатала в Минее в 1636 году при патриархе Иосафе I (1634-1640 г. г.). Однако, по мнению исследователей, составлена она была раньше. Местом составления службы считают Соловецкий монастырь, а возможным автором — игумена Иакова (1581-1597 гг.), ученика митрополита Филиппа.

Святитель Филипп, Московский митрополит, чудотворец. Икона работы Симона Ушакова, 1653 год

Тропарь, глас 8.

Первопрестольником приемниче, столп православия, истине поборниче, новыи исповедниче, святителю Филиппе, положивыи душу за Христово евангелие. Тем же яко имыи дерзновение к Нему, моли за страну нашу, за град же и люди, почитающих достойно святую память твою.

Кондак, глас 3.

Православию наставника, и истине согласника. Златоустаго ревнителя, русскаго светильника, Филиппа премудраго восхвалим. В пищи словес своих разумно чада своя питая. Языком убо хваление поя, устнама же пение вещая, яко таинник Божия благодати.

Библиотека Русской верыКанон святителю Филиппу →

Читать онлайн

В 1646 году, 29 апреля, были присланы из Москвы к соловецкому игумену Илии грамоты от царя Алексия Михайловича и Иосифа, Патриарха Московского, в которых было повелено мощи святи­теля Филиппа положить в новую раку, облачить их в новое одеяние и из-под паперти перенести в Пре­об­раженский собор.

9 июля 1652 года мощи святителя Филиппа были торжественно принесены в Москву (по повелению еще тогда православного царя Алексея Михайловича). Их встречали Крестным ходом с участием царя и церковных иерархов, на месте встречи впоследствии был воздвигнут храм святого Филиппа в Мещанской слободе. Мощи были положены в серебряную раку в Успенском соборе Московского Кремля около иконостаса, где и покоятся ныне.

Рака с мощами святителя ФилиппаПамятник митрополиту Московскому и всея Руси Святителю Филиппу перед собором Игоря Черниговского, Переделкино, Москва

Архитектура храма

Собор Покрова на Рву (также называемый Покровский) был выполнен в шатровом стиле и является его высшим достижением. Насколько бы ни казалось сложна архитектура постройки на самом деле все просто, это привычный в русском зодчестве восьмерик на четверике. В центре выстроено самое большое здание по высоте, остальные меньше, по принципу убывания. Примечательно, но собор абсолютно не симметричен.

Все переходы от высокого к малому, от широкого к узкому сглаживают удивительные элементы декора: резьба, кокошники, выемки, цветовая игра. Соотношения высоты и основных частей этого храма образуют ряд золотого сечения.

Как говорилось ранее, купола обрели цвет только в XVII веке. Все поражаются тому, что цвета везде разные, но никто не придает вниманию их форме и рисунку. На самом деле ни один из куполов не повторяет другой. Форма самих главок луковичная, а вот их декоративные элементы имеют форму правильных многогранников: тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр.

В соборе поразительная акустика. Любые звуки усиливаются и словно поднимаются вверх, под самый купол. Мастера, которые работали над постройкой знали одну хитрость. Они вмонтировали в стены глиняные кувшины, которые выступили в роли акустических резонаторов.

Собор Покрова на рву в разные годы. Счастливая судьба

Храм поразителен не только своим внешним видом, но и своей историей. Он неоднократно подвергался пожарам, во время войны с Наполеоном французы грабили утварь, осколки снарядов терзали стены и крышу, а при становлении советской власти храм и вовсе хотели взорвать.

Никто не смог стереть с лица земли эту удивительную постройку. Да, она подвергалась многочисленным реставрациям и раньше была вовсе не такой, какой мы видим ее сейчас. Нынешний облик храм приобретал на протяжении шести столетий.

История названия храма

Почему же название храма первоначально было другим? Второго октября состоялось взятие Казани, это произошло на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Строение именовали Собором Покрова что на рву в честь церковного события. Но в народе закрепилось другое название, привычное для современников. Люди назвали церковь Храмом Василия Блаженного в честь известного в Москве юродивого. Говорят, Василия очень любит простой люд, а царская знать уважала и не смела с ним спорить. Юродивый круглый год ходил без одежды, считая, что это долг за его дар.

Мужчина был прозорлив и нередко высказывался о делах государства. После смерти Василия Блаженного похоронили в одном из приделов собора.

Постройки, входящие в комплекс храма

Стоит отметить, что Собор Василия Блаженного состоит из одиннадцати церквей. Каждый придел храма назван в честь святого, дни памяти которых приходились на ключевые бои за Казань. Удивительно, что собор снаружи выглядит весьма внушительным, а внутри его места очень мало. Некоторые приделы могут вместить до 10 человек.

Здания храма образуют восьмиконечную звезду, образованную совмещением ромба и квадрата. По углам ромба расположены крупные церкви, по углам квадрата – малые. Восьмиконечная звезда является символом Богородицы. Звезда считается путеводной. Считается, что она ведет человека к Небесному Иерусалиму.

Мастера вкладывали в здание особый смысл, люди относились к нему с особой любовью, а главы государства боялись его «трогать». Многие говорят, что бог помог сохранить храм в самые его тяжелые году, будто накрывал его огромным невидимым куполом для защиты. Сейчас сложно надеяться на высшие силы и только люди могут сохранить это рукотворное чудо. Ныне в храме не проводятся служения, он является частью государственного музея. В нем проводятся экскурсии, есть штат сотрудников, которые следят за порядком и чистотой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector