Текст божественной литургии с пояснениями, сколько длится и как проходит служба

Студийский и Иерусалимский Уставы

Наибольшее распространение в христианском мире получили Студийский и Иерусалимский богослужебные Уставы. Хотя за историю Церкви их создано гораздо больше.

До 14 века широкое распространение имел Студийский устав (9 век). Его составителем признается преподобный Феодор Студит, настоятель Студийского монастыря в Константинополе.

На Руси придерживаться Студийского устава стали с 1070 года. В Киево-Печерской Лавре его ввел преподобный Феодосий Печерский. Затем Устав переняли другие монастыри. С 14 века в Русской Православной Церкви стал употребляться Иерусалимский устав.

Первоначально Иерусалимский устав был составлен преподобным Саввой Освященным в 6 веке. Но во время нападения завоевателей подлинник был утрачен. Патриархом Софронием Иерусалимским (6 век) устав был восстановлен. Но с 8 по 11 век Святыми Отцами в него вносились дополнения.

В Православии богослужебный устав, разработанный для монашествующих, долго применялся и в приходских церквях. Со временем стало очевидно, что следовать монастырским требованиям в условиях обыденной жизни «в миру» невозможно. Большинство мирских людей работает и находиться на всех богослужениях в храме не представляется возможным. Особенно на длительных службах во время Великого поста. Это относится и к соблюдению строгого поста. По Уставу в первый день Великого поста предписывается полное воздержание от пищи. Работающим христианам и детям это не под силу (можно нанести вред здоровью). Поэтому поститься рекомендуется «по совести».

С 17 века эти требования стали постепенно сокращать. Порядок совершения богослужений в церквях для мирян приобрел современный вид.

Молитва перед чтением Евангелия

Читается отрывок из Апостола и Евангелия, положенный в этот день года, предваряемый прокимном и аллилуиарием (идущим вместе с многократным пением «аллилуия») — короткими стихами какого-либо псалма. Выбор стиха из псалма зависит от дня недели, праздника, а также гласа, на который поочерёдно поются песнопения.

Перед чтением Евангелия священник также неслышно читает молитву:

Возсия́й в сердцáх нáших, человеколю́бче Влады́ко, Твоегó Богоразу́мия нетле́нный свет, и мы́сленныя нáши отве́рзи óчи, во Евáнгельских Твои́х пропове́даний разуме́ние. Вложи́ в нас и страх блаже́нных Твои́х зáповедей, да плотски́я пóхоти вся попрáвше, духóвное жи́тельство прóйдем, вся, я́же ко благоугожде́нию Твоему́, и му́дрствующе и де́юще. Ты бо еси́ просвеще́ние душ и теле́с нáших, Христе́ Бóже, и Тебе́ слáву возсылáем, со безначáльным Твои́м Отце́м, и пресвяты́м и благи́м и животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки векóв. Ами́нь.

Мы́сленныя — то есть духовные.

Жи́тельство — «жизнь».

Вся, я́же — «всё, что».

Му́дрствующе — «думая».

Де́юще — «делая».

Диакон же возглашает:

Благослови́, влады́ко, благовести́теля святáго апостóла и евангели́ста (имя евангелиста). — «Благослови, владыка, возвещающего благовестие святого апостола и евангелиста (имя евангелиста)».

Священник:

Бог, моли́твами святáго, слáвнаго, всехвальнáго апóстола и евангели́ста (имя), да даст тебе́ глагóл, благовеству́ющему си́лою мнóгою, во исполне́ние Евáнгелиа Возлю́бленнаго Сы́на Своегó, Гóспода нáшего Иису́са Христá.

Глагóл — «слово, дар слова».

Во исполне́ние Евáнгелиа — «для исполнения Евангелия».

Второй антифон

Хор исполняет второй антифон, состоящий из 145 псалма.

Восхвалю́ Го́спода в животе́ мое́м, пою́ Бо́гу моему́, до́ндеже есмь.

В животе́ мое́м — «(во всей) жизни моей».

До́ндеже — «до тех пор, пока».

Есмь — «я есть, существую».

Не наде́йтеся на кня́зи, на сы́ны челове́ческия, в ни́хже несть спасе́ния. Изы́дет дух eго́ и возврати́тся в зе́млю свою́. В той день поги́бнут вся помышле́ния eго́.

Изы́дет дух eго́ — в древнееврейском подлиннике перед этими словами было: «на сына человеческого», поэтому дальше речь о нём, о каждом человеке, живущем на земле.

Помышле́ния — в подлиннике псалма: «думы, замыслы».

Блаже́н, eму́же Бог Иа́ковль Помо́щник его́, упова́ние eго́ на Го́спода Бо́га своего́, сотво́ршаго не́бо и зе́млю, мо́ре и вся, я́же в них, храня́щаго и́стину в век, творя́щаго суд оби́димым, даю́щаго пи́щу а́лчущым.

Бог Иа́ковль — Бог Иакова, одного из ветхозаветных патриархов. Родоначальник еврейского народа Иаков получил от Бога новое имя Израиль («Бог будет бороться»). Ветхозаветный народ называл себя по имени своего основателя. Поэтому «Бог Иакова» можно также понимать как «Бог всего Израиля и ветхозаветной Церкви», преемницей которой стала Церковь новозаветная.

Вся — «всё».

Я́же — «которое».

А́лчущым — «голодным».

Госпо́дь реши́т окова́нныя. Госпо́дь умудря́ет слепцы́.

Реши́т — «освобождает».

Умудря́ет — в подлиннике псалма: «открывает глаза».

Госпо́дь храни́т прише́льцы, си́ра и вдову́ прии́мет и путь гре́шных погуби́т. Воцари́тся Госпо́дь во век, Бог твой, Сио́не, в род и род.

Прише́льцы — «странников».

Си́ра — «убогого».

Сио́не — звательный падеж от Сион — название горы (холма) в Иерусалиме, на которой стоял Храм. Собирательный образ ветхозаветной Церкви.

В род и род — «в роды родов, во всех поколениях».

Во время пения второго антифона священник тихо читает молитву:

Гóсподи Бóже наш! Спаси́ лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, исполне́ние Це́ркве Твоея́ сохрани́, освяти́ лю́бящия благоле́пие дóму Твоегó; Ты тех возпрослáви боже́ственною Твое́ю си́лою и не остáви нас, уповáющих на Тя.

Иногда молитвы священника, произносимые тихо или про себя во время пения хора, чтения ектении, называют тайными. Однако ничего «тайного» в этой молитве нет: она произносится вслух в конце литургии как заамвонная. Традиция прочитывать какие-то молитвы во время пения хора и, следовательно, неслышно для мирян, изначально возникла в городских храмах ради экономии времени. Впоследствии к этому добавилось и желание оградить такие важные моменты службы, как молитва священника, от посторонних — ведь в храм мог зайти кто угодно.

Достоя́ние — «наследие».

Исполне́ние — «полноту».

Лю́бящия — «любящих».

Возпрослáви — «снова прославь». В церковнославянском языке есть интересная приставка воз-. Она имеет два значения: 1) возвышение, устремление ввысь; 2) возврат какого-то действия. В русском языке она тоже присутствует в обоих этих значениях, просто мы как носители языка не всегда это замечаем. Например: вознесение, возвышение и — возвращение, возобновление. Человек некогда в раю был облечён в Божественную славу, но утратил её после грехопадения. Это молитва о том, чтобы мы вернулись в райское состояние и снова обрели утраченную славу.

Второй антифон продолжается песнопением «Единородный Сыне». По преданию, его написал около 536 года византийский император Юстиниан I. Это было время борьбы с распространившимися ересями. Песнопение утверждает вероучительную истину Боговоплощения, в противовес еретическим учениям.

Единорóдный Сы́не и Слóве Бóжий безсме́ртен сый, и извóливый спасе́ния нáшего рáди воплоти́тися от Святы́я Богорóдицы и Присноде́вы Мари́и, непрелóжно вочелове́чивыйся, распны́йся же Христе́ Бóже, сме́ртию смерть попрáвый, еди́н сый Святы́я Трóицы, спрославля́емый Отцу́ и Святóму Ду́ху, спаси́ нас.

Безсме́ртен — «вечен».

Сый — «есть».

Непрелóжно — «неизменно».

Распны́йся — «распявшийся».

Попрáвый — «поправший, победивший».

Еди́н сый Святы́я Трóицы — «один из Святой Троицы», или же: «единосущий Святой Троицы».

Спрославля́емый — «прославляемый вместе с».

Что представляет из себя литургия?

В каждой религии или конфессии есть самые важные служения в церквях. В христианстве используется слово «литургия», которое само по себе имеет перевод с греческого языка и обозначает «общее дело». Каждый человек, знающий обозначение этого термина по-своему толкует его значение, но если обратится к официальным источникам, то получим такой ответ: литургия – главнейшее христианское богослужение, которое сопровождается таинством Евхаристии.

Евхаристия – это причащение хлебом и вином, как заповедал Иисус Христос, для Его воспоминания, ведь именно он, по мнению богословов, совершил первую Литургию. Другими словами, если производится таинство Евхаристии, то такое служение носит характер Литургии.

Время проведения главнейших христианских богослужений

В современных богослужениях различают три основных вида Литургии, истоки которой были заложены еще в начале первого тысячелетия нашей эры. Существуют определенные правила, по которым расставляются такие богослужения на весь год. Они не должны пересекать друг друга, и в конечном итоге наполняют православный календарь с пометками для каждой отдельной Литургии.

Литургии святого Иоанна Златоуста совершаются постоянно, когда не проводят две другие:

  • Литургий для святого Василия Великого насчитывается всего десять. Их совершают только в воскресные дни Великого поста, кроме Вербного воскресенья. Данный вид богослужения ведут в Великий четверг и субботний день на Страстной неделе. Обязательным богослужением является проведение Литургии в сам День Василия Великого – 14 января, чтобы почтить память этого святого.
  • И последним праздником, когда проводят Литургию святого является Рождество и Крещение Господне.
  • Третий тип Литургии имеет несколько названий в зависимости от места проведения и конфессии. К ней относятся Литургии: двоеслова, Папы Римского, прежде освященных Даров, святого Григория Великого. Их проводят только в среду и пятницу, но также один раз в четверг пятой седмицы Великого поста. На страстной седмице Литургия проводится в первые три дня недели.
  • Также, это богослужение ставят 9 и 22 марта в память Иоанна Предтечи и сорока мучеников Севастийских. Если храм имеет богатую историю и своих святых, которых почитают другие христиане, то в значимый день проводят именно эту Литургию.

Из чего состоит Литургия

Все три типа важнейших богослужений состоят также из трех частей:

  • Проскомидия – приготовление Евхаристии. Священнослужитель совершает необходимые ритуалы у алтаря для освящения просфоры (хлеба и вина). Во время этого этапа поминаются души всех живых и усопших – священник сначала вынимает просфоры (дробит хлеб) и отдельно за каждого погружает его в вино, сопровождая это специальной молитвой. Такая молитва считается самой действенной при очищении грехов за других людей. Прихожане в это время читают Часы (сопроводительные молитвы и псалмы).
  • Второй этап богослужения – Литургия оглашенных. Если в первой части собрания могли участвовать и присутствовать только крещенные люди, то во время второй части находятся и те люди, которых готовят к крещению. Второй этап богослужения ведет диакон, получивший благословение от священника. Его речь начинается и оканчивается одними и теми же словами. Вначале он благословляет Святую Троицу и произносит Великую ектенью. Во время Литургии оглашенных принято хору петь антифоны (псалмы, которые по очереди поются левой и правой частью).
  • Завершительный этап богослужения называется Литургия верных. По церковному уставу в этой части служения могут брать участие только воцерковленные люди и те, к кому нет личных замечаний со стороны священника и диакона.

На практике, на Литургии верных присутствуют все желающие. Священники считают, что основной духовный смысл открывается только верным, поэтому присутствие невоцерковленных не мешает завершению богослужения. Самым важным действием во время всего собрания является Анафора, что подразумевает собой освящение даров. Начинается действие с того, что Дары переносятся с жертвенника на престол. Верующие готовятся к освящению, производится ритуал Анафоры, который сопровождается молитвами со стороны священнослужителей и песнопениями прихожан.

После этого верующие совершают Причащение. Священник молится, диакон вторит ему благословениям и производится отпуст прихожан.
На самом деле, перечисленные элементы Литургии являются костяком служения, а в каждом храме оно проводится по-своему. Как правило, священник определяет сам порядок и прохождение некоторых ритуалов, но в целом они не отличаются друг от друга.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Развитие литургического чина

Текст с пояснениями литургии Иоанна Златоуста поможет понять развитие литургического чина.


Литургия начинается с проскомидии или приношения

Таких просфор должно быть пять. Четыре это образ евангелистов, а пятый это сам Господь. Из них священник специальным копием аккуратно вынимает частички. Из 1-го хлебца, поминая Христа, из 2-го – Пресвятую Богородицу, из 3- ей — в честь святых угодников, из 4-ой поминая имена живых, а из 5-й почивших христиан. Через эти действия представлено устройство духового и земного мира. Этот этап божественной литургии совершается таинственным образом, при закрытых дверях алтаря.


Середина служения относится к литургии оглашенных

После этого совершаются протяжные молитвы. Эта часть службы называется ектиния. Словами «миром Господу помолимся», начинается Великая ектиния. Активным участником божественной литургии является хор. Поётся антифон благодарственный «Благослови, душа моя, Господа», которым завершается Великая етиния.

Словами «паки и паки (опять и опять) миром Господу помолимся» и хвалебным антифоном «Хвали, душа моя, Господа» начинается Малая ектиния, которая напоминает заповеди блаженства. Чтением отрывков из Евангелия и Апостол малая ектиния оканчивается и словами «рцем (скажем) вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем», начинается сугубое прошение. В нём просят Господа о милости для служителей Церкви и власть, имущих светских властей.


Словами «миром Господу помолимся», начинается Великая ектиния

Завершаются молитвенные прошения ектиниёй оглашенных: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви». Священник молится, чтобы Господь открыл им свет Евангелия и соединил с Церковью Христовой. Далее батюшка просит оглашенных людей покинуть храм: оглашенные, изыдите. Поскольку пока они не полноценные члены Церкви, то не могут принимать Святые Дары.


Священник, пока совершаются молитвы, принимает исповедь желающих

Священник, пока совершаются молитвы, принимает исповедь желающих и благословляет народ на принятия Святых Даров

Важно знать, что без таинства исповеди подходить к Причастию нельзя. Так же готовясь к нему, накануне, читается подготовительное молитвенное правило ко святому Причастию

Евхаристия начинается со слов священника «Верую, Господи, и исповедую». Готовившиеся к таинству Евхаристии, благоговейно и с трепетом подходят к Чаше, сложив на груди руки крестом, правая рука должна быть поверх левой. Когда желающие причаститься подошли к Чаше, батюшка, молясь «Озаряйся светом, озаряйся» уносит Чашу в алтарь и там принимает Святые Дары. Прихожане после Причастия читают благодарственные молитвы.

Далее батюшка совершает небольшую проповедь, даёт благословение прихожанам. Они подходят к нему, прикладываются к кресту и получают кусочки антидора (просфоры) тихо благодарят Бога, за великую благодать быть с Ним на божественной литургии.

Молитва об усопших

Следом идёт ектения об усопших, которые наравне с живыми поминаются за литургией — ведь она совершается о всех членах Церкви:

Поми́луй нас, Бóже, по вели́цей ми́лости Твое́й, мóлимтися, услы́ши и поми́луй.

Еще́ мóлимся о упокое́нии душ усóпших рабóв Бóжиих (имена) и о е́же прости́тися им вся́кому прегреше́нию, вóльному же и невóльному.

О е́же — о том, чтобы. В этот момент богослужения диакон (или священник) произносит имена тех, о ком родственники подали перед началом службы записки для поминовения.

Яко да Госпóдь Бог учини́т ду́ши их, иде́же прáведнии упокоя́ются.

Яко да — «и пусть, чтобы да».

Учини́т — «водворит, поместит».

Идéже — «где».

Упокоя́ются — «отдыхают, находят покой».

Ми́лости Бóжия, Цáрства Небе́снаго и оставле́ния грехóв их у Христá, Безсме́ртнаго Царя́ и Бóга нáшего, прóсим.

Безсмéртнаго — «Вечного».

Священник в это время читает молитву:

Бóже ду́хов и вся́кия плóти, смерть попрáвый и диáвола упраздни́вый, и живóт ми́ру Твоему́ даровáвый! Сам, Гóсподи, покóй души усóпших раб Твои́х (имена) в мéсте свéтле, в мéсте злáчне, в мéсте покóйне, отню́дуже отбежé болéзнь, печáль и воздыхáние; вся́кое согрешéние, содéянное и́ми слóвом, или дéлом, или помышлéнием, я́ко Благи́й Человеколю́бец Бог, прости́. Яко несть человéк, и́же жив бу́дет и не согреши́т; Ты бо еди́н крóме грехá, прáвда Твоя́ прáвда во вéки, и слóво Твоé и́стина.

Последние её слова он произносит громко:

Яко Ты еси́ воскресéние, и живóт, и покóй усóпших раб Твои́х (имена), Христé Бóже наш, и Тебé слáву возсылáем, со Безначáльным Твои́м Отцéм и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во вéки векóв.

Упраздни́вый — «сделавший ничего не значащим, лишивший значения».

Ми́ру Твоему́ — «Твоей вселенной».

Покóй — «успокой».

В мéсте злáчне — «в месте изобильном».

Отню́дуже — «откуда, из которого».

Отбежé — «отбежит».

Несть — «нет».

Иже — «который».

Крóме — «без, вне».

Литургия верных

Так называется третья часть литургии. На ней могут присутствовать только верные, то есть крещеные и не имеющие запрещений от священника или епископа. На литургии верных:

1) переносятся Дары с жертвенника на престол;
2) верующие готовятся к освящению Даров;
3) освящаются Дары;
4) верующие готовятся к Причащению и причащаются;
5) затем совершается благодарение за Причащение и отпуст.

После произнесения двух кратких ектений поется Херувимская песнь “Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дароносимо чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа”. По-русски она читается так:“Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Аллилуия”.

Перед Херувимской песнью открываются Царские Врата и диакон совершает каждение. Священник в это время тайно молится, чтобы Господь очистил его душу и сердце и удостоил совершить Таинство. Затем священник, подняв вверх руки, вполголоса трижды произносит первую часть Херувимской песни, а диакон также вполголоса ее заканчивает. Оба они отходят к жертвеннику для перенесения приготовленных Даров на престол. У диакона на левом плече лежит воздух, он несет обеими руками дискос, поставив его на голову. Священник несет перед собой Святую чашу. Они выходят из алтаря боковыми северными дверями, останавливаются на амвоне и, обратившись лицом к верующим, произносят молитву о Патриархе, епископах, о всех православных христианах.

Диакон: Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя рек епархиального архиерея) митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (титул епархиального архиерея), да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Священник: Всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Затем священник и диакон входят в алтарь через Царские Врата. Так совершается Великий вход.

Принесенные Дары ставятся на престол и покрываются воздухом (большим покровцом), Царские Врата закрываются и задергивается завеса. Певчие оканчивают Херувимскую песнь. Во время перенесения Даров с жертвенника на престол верующие вспоминают, как Господь добровольно шел на крестные страдания и смерть. Они стоят с наклоненной головой и молятся Спасителю о себе и своих близких.

После Великого входа диакон произносит Просительную ектению, священник благословляет предстоящих со словами: “Мир всем”. Затем возглашается: “Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы” и хор продолжает: “Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную”.

Следом за этим, обычно всем храмом, поется Символ веры. От лица Церкви он кратко выражает всю суть нашей веры, поэтому и должен произноситься в совместной любви и единомыслии.

Проскомидия

Это слово переводится как «принесение». Древние христиане сами несли в церковь хлеб, вино, масло и другие продукты, необходимые для причащения. Сейчас эта традиция утрачена.

Литургия в храме начинается тайно, при закрытом алтаре. В это время читаются часы. Священник готовит дары на жертвеннике. Для этого он использует 5 служебных просфор в память о пяти хлебах, которыми Иисус накормил толпу. Первая из них называется «Агнец» (ягненок). Это символ безвинной жертвы, прообраз Иисуса Христа. Из нее вырезается четырехугольная часть. Затем вынимаются кусочки из других хлебов в память Богородицы, всех святых, живых священнослужителей и здравствующих мирян, усопших христиан.

Потом приходит очередь малых просфор. Священник зачитывает имена из записок, поданных прихожанами, и вынимает соответствующее количество частиц. Все кусочки укладываются на дискос. Он становится прообразом церкви, где собираются воедино святые и заблудшие, больные и здоровые, живущие и ушедшие. Хлеб погружается в чашу с вином, что означает очищение через кровь Иисуса Христа. В завершение проскомидии священник накрывает дискос покровами и просит бога благословить дары.

Начальный возглас и мирная ектения

Начальный возглас

Диакон: Благослови, владыко.

Священник: Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Начальный возглас

Диакон: Благослови, владыка.

Священник: Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Мирная ектения

Диакон: Миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих вонь, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О великом господине и отце нашем, Святейшем Патриархе Кирилле, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) имярек, честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О граде сем (или: о веси сей, или: о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Мирная ектения

Диакон: В мире Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О мире свыше и о спасении душ наших, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О мире во всем мире, о благополучии святых Божьих Церквей и о соединении всех, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Об этом святом храме и о входящих в него с верой, благоговением и страхом перед Богом, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О великом господине и отце нашем – Святейшем Патриархе Кирилле, и о господине нашем преосвященном митрополите (или: архиепископе, или: епископе) таком-то, о почтенном пресвитерстве, о диаконстве во Христе, обо всем причте и народе, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О Богом хранимой стране нашей, ее властях и воинстве, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Об этом городе (или: об этом селе, или: об этой святой обители), о каждом городе и стране и о верующих, живущих в них, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и мирных временах, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О тех, кто находится в плавании или путешествии, кто болеет или страдает, кто оказался в плену, и об их спасении, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О том, чтобы мы были избавлены от всякой скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоей благодатью.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, вверим себя, друг друга и всю нашу жизнь Христу Богу.

Хор: Тебе, Господи.

Происхождение Божественной литургии

Слово «литургия» означает общую службу, собрание верующих ради встречи с Богом. Это важнейшее христианское богослужение, когда совершается преобразование хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. «Мы участвуем в сверхъестественном», — так говорит об этом преподобный Иоанн Дамаскин.

Впервые Литургия была совершена Самим Христом накануне страданий. Собравшись в горнице для праздничной трапезы, Его ученики подготовили всё для совершения пасхальных обрядов, принятых тогда среди евреев. Эти обряды носили символический характер, напоминая участникам трапезы об освобождении из египетского рабства. Но когда чин пасхальной трапезы был исполнен Христом, символы и пророчества превратились в исполненные Божественные обещания: человек стал свободен от греха и снова обрёл райское блаженство.

Таким образом, происходя из древнего еврейского чина, христианская литургия в общих чертах напоминает его последование, а весь суточный круг богослужений начиная с вечерни, является подготовкой к её совершению.

В современной церковной практике литургия является утренней (по времени суток) службой. В древней церкви она совершалась ночью, что и сегодня происходит в дни великих праздников Рождества и Пасхи.

Скорее всего, Вам пригодится информация о канонах архангелу Михаилу и прочим Силам Небесным.

История появления и значение в православии

Появление института оглашения ведет свое начало с древних времен. Еще Иисус Христос завещал своим ученикам-апостолам передавать основные вероучительные истины желающим принять крещение. Но перед тем, как креститься, люди должны были пройти специальную подготовку, которая могла длиться довольно долго. Поэтому и возникло такое понятие, как оглашение (катихео), в переводе с латинского означающее «слышать что-либо от других».

Оглашенные изучали основы веры, традиции, правила. К тому же, требовалось время, чтобы убедиться в твердости принятого решения. Знакомство с христианской религией включало в себя посещение храма во время проведения службы. Чтобы катехумены могли присутствовать на богослужении, была введена литургия оглашенных, предшествующая причастию.

Главная цель обряда – подготовить верующего к причащению.

Каждый этап этой службы имеет символическое значение. В первой части богослужения звучат слова, возвещающие о рождении Сына Божьего. В обязательных пениях слышатся напоминания об искупительном подвиге Христа

За время проведения литургии прихожанам разъясняется цель появления Спасителя на земле и важность таинств

Во время сугубой ектеньи — из храма должны выйти все некрещенные люди

Еще в первые века христианства, все некрещеные люди выходили из храма во время сугубой ектеньи. В храме оставались только крещенные православные христиане. В настоящее время православное богослужение проходит также. Но выходят из храма некрещеные только те, кто об этом знает.

Диакон возглашает «Изыдите, оглашенные изыдите…», так он говорит, чтобы остались только верные люди. После этого поется херувимская песнь. В этот момент не только ангелы Господни служат вместе со священником в алтаре, но и все находящимся в храме имеют возможность вместе с Херувимами и Серафимами славословить Господа.

Далее выходит из алтаря священник со святой Чашей, впереди  становится диакон с кадилом и алтарники со свечами и подсвечниками. В этот момент священник поминает патриарха, епархиального архиерея, и всех православных христиан. Затем он заходит в царские врата, и затем они закрываются. Это называется великий вход на литургии.

Священник выносит Святые Тайны Христовы после Херувимской песни

В этот момент происходит вынос святых лавров, которые переносятся с жертвенника на престол,  для принесения их в жертву Господу. Затем священник ставит их на престол, и тихо читает тексты о снятии Иисуса Христа, о его погребении.

Проскомидия

Проскомидия (греч. προσκομιδή, «принесение», «подношение») — подготовительная часть литургии. Перед проскомидией священнослужители читают входные молитвы, облачаются и омывают руки. Затем иерей произносит: «Боже, очисти меня, грешного, и помилуй меня!» Диакон обыкновенно испрашивает благословения у священника: «Благослови, Владыко!». На жертвеннике приготовляется Святые Дары: хлеб (просфора) и вино для совершения евхаристии. Хлеб (Евхаристический Агнец) возлагается на дискос с помощью копия, вино вливается в потир. Далее совершается каждение жертвенника и покрытие потира и дискоса покровами. Священник благословляет дары.

После начала великой ектеньи — хор начинает петь антифоны

Далее начинается великая ектенья. Что это такое? В это время диакон выходит из алтаря через боковую дверь и перед закрытыми царскими вратами говорит: «миром господу помолимся». В этот момент хор поет, «господи, помилуй». Затем хор поет антифоны.

Первый — «благослови душе моя, Господа», второй — «хвали душе моя Господа», третий —  «во царствии твоем, помяни нас, Господи». Перед пением «во царствии твоем…», открываются царские врата, священник в это время читает молитвы. В этих молитвах, он просит Господа, чтобы он позаботился о храме и тех людях, которые в нем молятся.

Далее совершается малый вход с евангелием. Из боковой двери выходит священник, он высоко поднимает Евангелие и крестит всех собравшихся.

Священник совершает малый вход с Евангелием

Затем заходит в алтарь через царские врата. Так начинается совершаться утренняя литургия. Далее хор начинает петь «придите, поклонимся и припадем ко Христу». В это время люди делают поклоны, затем поют тропари и кондаки.

Затем поется «Трисвятое». В нем присутствуют такие слова «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас», они повторяются трижды. В этот момент люди крестятся и делают поклоны. Далее читается апостол. Из алтаря с книгой выходит алтарник, он встает перед амвоном. Он поворачивается в сторону алтаря и начинает читать. После чтения Апостола священником читается Евангелие. После чтения Евангелия начинается сугубая ектенья, после нее царские врата закрываются.

На данном фото, алтарник читает апостол

Что такое Литургия, какие виды существуют?


Литургия — основные богослужения в православной церкви

Литургией называются основные богослужения в православной церкви. Это чтение и пение молитв, таких как «Отче наш», псалмов, гимнов. Все песнопения идут в определенном порядке.

Различают следующие виды Литургий:

  • Литургия, скомпонованная Иоанном Златоустом
  • Литургия, скомпонованная Василием Великим
  • Литургия, скомпонованная Григорием Двоесловом
  • Литургия, скомпонованная апостолом Иаковом
  • Литургия, скомпонованная апостолом Марком

Над церковными песнопениями потрудились великие композиторы, составив музыку на них. Это такие знаменитые музыканты: Д.С. Бортнянский, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.

Литургия, скомпонованная Иоанном Златоустом

Литургию, скомпонованную Иоанном Златоустом, читают во все дни богослужения, в том числе в субботние и в воскресные дни – на протяжении всего года, и в остальные праздники, не перечисленные в других Литургиях.

Литургия, скомпонованная Василием Великим


Литургия, скомпонованная Василием Великим читается на Рождество Христово

Литургию, скомпонованную Василием Великим, читают всего 10 раз в году: перед большими праздниками, приведенными ниже, и во время их (если этот праздник припадает на воскресенье, понедельник).

Это такие праздники:

  • Рождество Христово – 7 января
  • Обрезание Господне – 14 января
  • Крещение Господне – 19 января

Кроме праздничных дней эту Литургию читают в следующие дни Великого поста (перед Пасхой):

  • Первое, второе, третье, четвертое, пятое воскресенья поста
  • В четверг, в последнюю неделю поста, называемую Страстной неделей
  • В субботу на последней неделе поста

Литургия, скомпонованная Григорием Двоесловом


Литургия, скомпонованная Григорием Двоесловом, читается в Великий пост

Григорий Двоеслов составил свою версию Литургии еще в 6 веке, и до сих пор священнослужители придерживаются ее.

Литургия, скомпонованная Григорием Двоесловом, читается на протяжении Великого поста, в следующие дни:

  • Каждую среду в течение первых 6 недель поста
  • Каждую пятницу в течение первых 6 недель поста
  • В четверг 5-ой недели поста
  • В понедельник, вторник, среду 7-ой (Страстной) недели поста

Кроме Великого поста эту Литургию читают в праздник 1-го и 2-го Обретения Головы Иоанна Предтечи, если этот праздник не попал на субботний или воскресный день (праздник отмечается 8 марта – в високосном году, 9 марта – в обычном году).

Литургию, скомпонованную Григорием Двоесловом еще читают в праздник 40 мучеников Севастийских – 22 марта (если праздник не в субботний или воскресный день).

Литургия, скомпонованная апостолом Иаковом

В древние времена Литургию, скомпонованную апостолом Иаковом, читали все Православные церкви. Затем были составлены сокращенные литургии по Иоанну Златоусту и Василию Великому, и священнослужители начали использовать их. Теперь Литургия от апостола Иакова читается в небольшом количестве церквей России, Элладской и Иерусалимской церквах в дни памяти апостола Иакова. Это следующие дни: 8 и 17 января, 5 ноября.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector