Одигитрия
Содержание:
- Казанская икона
- И вот одна осталась
- Идея образа Одигитрии
- источник
- История названия
- Описание и символика святыни
- Идея образа Одигитрии
- В чем помогает Одигитрия
- Описание древней иконы
- Какими чудесами прославилась Одигитрия
- В чем помогает святой образ
- Храмы, которые посвящены образу «Одигитрия»
- Смоленская икона Божьей Матери. История
Казанская икона
Еще одна известная «Богоматерь Одигитрия» находится в Казани. Эта икона была обретена в 1579 году в городе Казани, после того как в нем случился страшный пожар, который уничтожил почти все поселение. Образ Богородицы был явлен маленькой девочке, которая и выкопала икону из-под пепла.
Чудесное обретение образа после страшной трагедии поразило всех очень сильно. Многие в то время шли поклониться ей, она давала надежду на спасение (ведь наступали холода, а многие люди оставались на улице, без крова и какого-либо имущества).
Впоследствии по велению Ивана Грозного был выстроен Казанский собор, а возле него основан женский монастырь. Чудеса стали случаться возле иконы сразу после обретения (прозрение двух слепцов).
На сегодняшний день оригинала иконы не существует, он через некоторое время был утрачен. Однако многочисленные списки с нее существуют и поныне, славясь своими чудесами.
И вот одна осталась
Каталоги утверждают, что до 1941–го года древний чудотворный образ Смоленской Богоматери находился в Смоленском Успенском кафедральном соборе. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».
Как–то незаметно случилось, но с некоторого времени во всех архивных документах, которые стали доступными, речь идет лишь об одной Одигитрии Смоленской — Надвратной. Оригинал пытаются «вычислить», но лишь энтузиасты, да и поиск носит характер клубной самодеятельности. Озвучиваются версии, но никаких документальных подтверждений они не имеют. Вернее, архивная история есть, но указывает она опять–таки — на ОДНУ икону.
К примеру, одна из самых популярных версий исчезновения той самой Одигитрии, которую перенес в Смоленск Владимир Мономах, такова: во время войны ее вместе с другими ценностями вывезли нацисты в Германию.
Действительно, во время Великой Отечественной войны Смоленск два года (с 1941–го по 1943–й) находился в оккупации. Гитлеровцы чувствовали себя здесь полными хозяевами. И практически сразу сюда прибыла бригада Альфреда Розенберга, которая занималась «изъятием» и вывозом культурных ценностей из оккупированных территорий в Германию. В Успенском Соборе в то время размещался антирелигиозный музей, который был закрыт 10 ноября 1941 года.
В Своей книге «Святыни и подвижники Смоленские» Владимир Аникеев приводит текст донесения немецкому верховному командованию группы армий «Центр» (от 1 августа 1941–го года) «О сохранении церковных ценностей Смоленского собора»:
«Успенский собор в Смоленске не сильно пострадал под обстрелом последних дней, выбиты только оконные стекла, осколки которых лежат внутри собора…» Дальше перечисляется: «десятиметровый, во всю ширину церкви иконостас», «плащаница ручной работы, датированная 1561 г., изображающая погребение Христа» и «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная икона Благовещения», которая «находится на изначальном месте и не повреждена. Она являлась, очевидно, бывшей святыней церкви, так как была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих. Говорят, что в 1812 году икону несли впереди воюющих русских отрядов».
«Очень древняя», но, заметим, — здесь упоминается только одна икона.
Экспонаты музея упаковываются и увозятся в Германию. Тем не менее, никаких документальных доказательств того, что какая–либо из двух чудотворных икон была вывезена из Смоленска в Германию в числе иных ценностей, не существует. Во всяком случае, в архивах Розенберга (в описи ценностей, готовых к отправке в Германию) Одигитрия не фигурировала.
То, что икона не была вывезена фашистами и не «пострадала от войны» (как нас уверял каталог древней русской живописи 1963 года), подтверждает и рапорт настоятеля Успенского собора священника Тимофея Глебова от 30 апреля 1945 года (рапорт хранится в архиве Смоленской области). В рапорте уполномоченному по делам РПЦ Смоленской области Митину Глебов сообщает, что во время уличных боев в Смоленске он неотлучно находился в Успенском соборе и защищал его от посягательств мародеров, которые пытались ограбить храм. И вот цитата: «С Божией помощью удалось сохранить икону Божией Матери «Одигитрию».
О второй иконе опять — ни слова.
Таким образом, можно предположить, что оригинал Одигитрии исчез еще до оккупации Смоленска.
Есть версия, что древнюю икону могли спрятать верующие от большевиков, которые во времена гонений на РПЦ изымали церковные ценности в 1922 году не менее беззастенчиво, чем нацисты. Если успели. Если нет, скорее всего, древняя смоленская реликвия была продана большевиками на запад и теперь находится в одной из частных коллекций.
Но нам в это, конечно же, не хочется верить. Иеромонах Серафим (Амельченков):
«Скорее всего, она была спрятана верующими. Поскольку нет никаких исторических, архивных документов или даже устных свидетельств того, что эта икона была вывезена из Смоленска. Соответственно, икона находится где–то в городе. Где, мы не знаем. Но надеемся, что со временем это место станет известно. Я глубоко убежден, что чудотворная икона Смоленской матери «Одигитрия» — оригинальная икона, написанная евангелистом Лукой, обязательно будет найдена».
Идея образа Одигитрии
Определяющая богословская идея этого образа — пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец — это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.
Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.
Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет
Согласно церковному Преданию, первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников», или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня — икона Богоматери — стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь — путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.
Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул
Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный»1 — сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.
Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-я четверть XV в.
Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.
Влахернская икона. Воскомастика. XIII – XIV в. Успенский собор Московского Кремля
Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.
– Тихвинская икона Божией Матери
источник
→ Основная статья :
Римская империя в 337 году нашей эры
Когда бывшая греческая колония Византии была восстановлена по приказу римского императора Константина Великого в 324 г. н.э. , и сделал столицей Восточной Римской империи в 330 г. под именем Константинополь , там не было никаких важных религиозных деятелей , которые могли бы представляли город. Культ личности византийского богослужения в основном импортируется из западной части Римской империи и принял пассивно.
В первые века христианства между двумя частями Римской империи существовала фундаментальная разница в поведении по отношению к религии и культу личности, которая становилась все более очевидной.
Рождение Девы Марии, фреска в склепе церкви Санта-Мария-Маджоре в Рабатане , Турси
В раннехристианском искусстве не было конкретной иконографии Марии, потому что все, что связано с Христом, и, следовательно, изображение Девы, несущей младенца Иисуса, попало в эту перспективу. Дева Мария, изображенная на стенах катакомб , занимала скромное, но незаменимое место как Мать Христа, усиленная Соборами Эфеса в 431 году и Халкидона в 451 году.
В 431 года Мария была признана Богородицей (Богородицей). Это привело к возникновению настоящего культа вокруг почитания Девы Марии . Константинополь был городом, охраняемым Богом и Богородицей, а Византийская империя была создана волей Бога и Богородицы.
Говорят , что Элия Евдокия , жена императора Восточной Римской империи Феодосия II , привезла в Константинополь реликвии из своего паломничества в Иерусалим в 438/439 году . Среди них должен был быть чудесный образ, покрывало (Мафорион) и пояс (зона) Пресвятой Богородицы, которые Элия Евдокия позже отправила своей невестке Элии Пульхерии . Считается, что культовое изображение Одигитрии состояло из головы Мадонны с младенцем, которое, как говорят, было написано в Палестине евангелистом Лукой на деревянной панели в технике энкаустики . Считается, что культовый образ был дополнен иконографией в Константинополе . Голова Пресвятой Богородицы стала иконой со всей фигурой Марии.
См. Также : изображение Луки
Говорят, что после смерти Феодосия II в 450 году его старшая сестра Элия Пульхерия построила три церкви, посвященные Богородице, в разных частях Константинополя:
Гид сопровождает слепого к чудесному источнику; Икона в греко-византийской церкви Сантиссимо Сальваторе в Козенце
Первой и самой важной церковью была церковь возле церкви Hodigoi («фюрер», Sing. : hodegos или odegos )
к востоку или юго-востоку от собора Святой Софии , в котором, как говорят, хранился и почитался культовый образ Богородицы. Церковь и монастырь получили название Ходегон , культовый образ Одигитрии . Имя Одигитрия позже получило дополнительное значение из-за положения руки Марии, пальцы которой указывают на сына как на «путь, истину и жизнь». Знаменитый образ считался защитником города Константинополя и всей Восточной Империи. Говорят, что сами византийские императоры несли их во главе своих триумфальных шествий в качестве «указателей» и таким образом подтверждали титул Одигитрии . Владение ими было очень важно и означало настоящий Константинопольский Палладий . Икона Одигитрии , как говорят, были уничтожены с захвата Константинополя по Османской империи (1453). Тем не менее, этот тип изображения сохранился до наших дней через копии оригинала.
За этим последовал район Халкопратия ( древнегреческий Χαλκοπρατεῖα , медный рынок) в 150 метрах к западу от Святой Софии, церкви Халкопратия , в которой хранился и почитался пояс Пресвятой Богородицы. К «святому поясу» обратились бесплодные и беременные, а также роженицы. Мечеть Зейнеп Султан сейчас стоит на месте церкви Халкопратия .
В 452 году императрица Aelia Пульхерия была построена на земельном участке стены Золотой Рог , важный момент на севере для защиты города, в районе Влахерне , чтобы держать платье Марии и ее шали, которые были найдены в пустой гробнице после ее смерти для поклонения. В особые моменты опасности обращались к завесе.
- Сообщается, что император Михаил III спешно вернулся из похода против арабов . и патриарх Фотий I, после того, как процессия торжественно на Золотой Рог, бросило завесу Богоматери Марии в море на 18 июня 860, после чего враги ( Rus ) порвала их осаду и уплыли.
В церкви Святой Марии Влахернской также были другие изображения Богородицы, Деэсиса , Одигитрии, которые также назывались Blacherniotissa или «молящаяся Мария» (лат. Maria orans ). Церковь Святой Марии Влахернской сгорела в 1433 году, и икона Влахернская, считавшаяся первоначальным прототипом, была уничтожена.
История названия
Чудотворный образ «Одигитрия Смоленская» на Руси известен с давних времен. Существует три версии происхождения ее названия. Одна из них гласит о том, что для всех верующих Богоматерь является путеводительницей, которая ведет к желаемому спасению. С этим фактом очень сложно поспорить.
Фото 1. Святыня с первых дней ее появления на русской земле стала почитаемой.
Если верить церковными сказаниям, «Одигитрия» была создана святым Лукой в период земной жизни Божией Матери. Икону он написал по желанию Феофила (правителя Антиохии). Для него же Лука создал писание о земной жизни Христа, которое сейчас называют Евангелием от Луки. Икона была возвращена в Иерусалим после ухода Феофила. В 5 веке Евдокия отправила святой образ в Константинополь своей сестре Пульхерии. Получив «Одигитрию», царица выставила ее во Влахернском храме. В 1946 году святыня попала на русскую землю.
Описание и символика святыни
Смоленская икона представляет собой поясное изображение Пресвятой Богородицы с Младенцем Иисусом. Образ во многом напоминает Иверский лик Божией Матери. В то же время он имеет определенные отличия в виде выражений лиц Девы Марии со Спасителем и более строгого принципа расположения их фигур (фото):
По иконографическому типу Смоленскую икону причисляют к самому древнему изводу византийского письма. Сохранились сведения о том, что подлинник святыни был очень тяжелым, обтянутым холстом, а его грунт изготавливался из мела на клею.
В центре картины изображена Пресвятая Дева Мария с задумчивым выражением лица и слегка склоненной головой. Царица Небесная облачена в багряные одежды и выглядит величественно. На левой руке Она удерживает Богомладенца (в некоторых копиях его рисуют справа).
Правой рукой Матерь Божия указывает на Спасителя, напоминая всему человечеству о том, что только благодаря Ему можно найти путь к истинному Спасению. Маленького Иисуса изображают в царственном темно-зеленом одеянии, отделанном золотом, со свитком или книгой в левой руке, символизирующими Его учение. Спаситель поднимает правую руку с перстами, сложенными в благословляющем жесте. Главная богословская идея иконы – пришествие на землю Сына Божия, воплощение в физическом теле ради спасения всех человеческих душ.
На обратной стороне картины изображены Иерусалим, надпись «Царь распят», выполненная на греческом, и распятие. В 1666 г. в этой части картины были добавлены образы Царицы Небесной и Иоанна Богослова.
Идея образа Одигитрии
Определяющая богословская идея этого образа — пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец — это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.
Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.
Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет
Согласно церковному Преданию, первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников», или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня — икона Богоматери — стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь — путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.
Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул
Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный» — сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.
Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-я четверть XV в.
Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.
Влахернская икона. Воскомастика. XIII — XIV в. Успенский собор Московского Кремля
Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.
Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII — начало XIV в. ГТГ, Москва
В чем помогает Одигитрия
Смоленская Богоматерь часто переезжала, размещаясь то в храмах Москвы, то в соборах Ярославля, и только в 1655 году ее вернули в Смоленск, где и сегодня можно поклониться, и помолится ей, права уже не оригинальному изображению, а копии. Изначально святое изображение размещалось в Константинополе, который был много раз спасен именно ею. Ведь именно перед Одигитрией множество верующих молилось о мире в городе и о прекращении военных действий. Она хранила сначала Византию, а теперь и Россию, защищая ее от военных действий, разрушительных природных явлений и страшных эпидемий.
О чем молятся православные христиане перед этим образом? Они верят, что лик:
- защитит родную землю от военных действий и кровопролития;
- защитит тех, кто находится в армии и на фронте;
- убережет от болезней и эпидемий;
- защитит каждую семью;
- будет покровительствовать семейным людям.
О чем еще можно молиться Богородице:
- Молитва перед иконой «Умягчение злых сердец» о примирении
- Молитва перед иконой «Неупиваемая чаша» от пьянства
- Молитва перед иконой «Всецарица» для избавления от онкологии
Этот образ олицетворяет символ защиты от бед и символ здравия. Иконе молятся о спасении семьи, о защите близких и родных, о тех, кто находится вдалеке от родного дома. Просят защиты Богоматери и те, кто отправляются в путешествие или командировку. Матеря просят о защите детей, а дети о здравии родителей.
СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ «ОДИГИТРИЯ»
Описание древней иконы
По церковным преданиям чудотворная икона Смоленской Божьей Матери писалась при земной жизни Девы Марии. Шедевр создал святой евангелист Лука. Работу заказал Феофил — древний антиохийский правитель. Из Антиохии икона была доставлена в Иерусалим, а уже потом императрица Евдокия преподнесла ее сестре императора Пульхерии в Константинополь. Здесь икона долгое время хранилась во Влахернском храме.
Доска, которая использовалась для писания иконы, сильно изменилась под гнетом времени. Теперь трудно определить, из какого дерева она выполнена. По весу она очень тяжела. Божья Матерь изображена по пояс. Левой рукой поддерживает она Младенца-Иисуса, правая покоится на груди. Богомладенец в левой руке держит книжный свиток, а правой совершает благословляющий жест. Одежда Девы Марии темно-кофейного цвета, Иисуса — темно-зеленого с позолотой.
Какими чудесами прославилась Одигитрия
Смоленскую икону почитают все православные христиане, поскольку в разные времена при участии этого образа произошло множество невероятных и необъяснимых событий.
- Спасение Смоленска от татар. В 1239 г. город хотели разграбить и разрушить несметные полчища Батыя, и его жители стали горячо молиться Божией Матери. Пречистая Дева услышала просьбы о помощи. Царица Небесная явилась одному церковному служителю, через которого обратилась к Меркурию, бывшему в дружине смоленского князя, и велела ему прийти к своей иконе. Следуя повелению, этот воин получил от Пресвятой Богородицы наказ без страха идти не врага. При этом Богоматерь пообещала свою помощь и предупредила о том, что вместе с победой его ожидает мученическая смерть. Вместе с другими защитниками Меркурий сумел разбить татарское войско, а во время битвы враги видели сопровождавших его ангелов и Светозарную Жену. Благодаря небесной поддержке Меркурию удалось спасти Смоленск от разрушения, но в конце битвы он был тяжело ранен и погиб.
- Прекращение эпидемии. В 1665 г. в Шуе бушевала моровая язва, которая ежедневно уносила много жизней. Чтобы защититься от страшной болезни, жители города попросили местного мастера сделать копию чудотворной Смоленской иконы. Художник создал эскиз, но на следующий день заметил удивительное явление: правая ножка Спасителя изменила свое положение и оказалась на левом колене. Иконописец исправил эту деталь, однако на следующее утро увидел то же самое. Богобоязненный художник придал этому большое значение и истолковал данное событие как знамение Господне, поэтому больше не стал вносить исправлений. Вскоре список отправили в храм, где он поразил всех присутствующих невероятным свечением. После молебна у иконы эпидемия моровой язвы прекратилась, а слава о чудесной силе Богородичного образа распространилась по всей России. Известно, что царем Алексеем Михайловичем была создана специальная комиссия, которая по прибытии в Шую подтвердила наличие у иконы необыкновенных способностей.
- Победа в Бородинском сражении. В период Отечественной войны 1812 г. Одигитрию доставили из Смоленска в Москву. Сначала священный образ пребывал в стенах храма Св. Василия Неокесарийского, а позже был отправлен в Успенский собор Кремля. В день Бородинской битвы владыка Августин и грузинские епископы Иона и Пафнутий совершали со Смоленской иконой крестный ход вокруг важнейших московских территорий. Как известно, русские войска одержали над французами громкую победу. Многие считают, что в значительной мере она была обусловлена вмешательством Божьей Матери.
Смоленский образ не раз защищал земли Руси от завоевателей. Кроме этого, святыня известна многочисленными исцелениями, помощью бездетным семьям, покровительством тем, кто находился вдали от родного дома и отчаялся вернуться на Родину.
В чем помогает святой образ
После обретения старинной иконы было зафиксировано множество исцелений, происходящих по молитвам к чудотворному образу. Чудесные события произошли во многих семьях из разных городов Украины и России: Киева, Одессы, Днепропетровска, Москвы, Полоцка, Ярославля, Тюмени.
Были замечены многочисленные случаи излечения от бесплодия. Женщины, долгое время не способные зачать ребенка, смогли забеременеть и обрести счастье материнства.
Но к Байтальской святыне обращаются не только за исцелением. Чудотворный образ помогает:
- решить жилищные вопросы;
- разрешить проблемы с работой;
- вернуть потерявшихся дочерей и сыновей в семью;
- благополучно завершить судебные тяжбы.
Любовь людей к древнему образу побудила Богородицу просветлить свой святой лик на Байтальской иконе.
Храмы, которые посвящены образу «Одигитрия»
Рассмотрев вопрос: «Одигитрия — что это такое?» — следует заметить, что данному образу соответствуют и другие святыни. К примеру, во многих городах как России, так и других стран, существуют храмы, которые построены в честь образа «Путеводительница». Рассмотрим список:
- церковь в Кимже, находится в Архангельской области (не действует);
- церковь в городе Дисне, Беларусь (действующая);
- часовня-храм Одигитрия, она находится в Симферополе, Крым (действующая);
- церковь в Касимове, находится в Рязанской области (действующая).
И таких церквей, часовен и храмов довольно большое количество, так как почитание Богородицы православными велико.
Смоленская икона Божьей Матери. История
Согласно преданию, Смоленская икона Пресвятой Богородицы оказалась в России в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах (ок. 1000-1055 гг.) благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну (ок. 1030/35 —1067 гг.), которая стала женой князя Всеволода Ярославича (1030-1093 гг.). Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославича, князь Владимир Мономах (1053-1125 гг.), в 1095 году перенес икону из Чернигова в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона и была поставлена и стала именоваться Смоленской.
Согласно церковному преданию, Смоленская икона Богородицы в 1239 году спасла город от нашествия войск Батыя. В XV веке икона оказалась в Москве. Бытует несколько вариантов ее перенесения: в «Русском временнике» говорится, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от литовского князя Свидригайло (ок. 1370-1452 гг.) к великому московскому князю Василию Васильевичу (1415-1462 гг.), дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар великому князю в Москву. Другие предполагают, что эту икону дал князь Витовт (около 1350-1430 гг.) своей дочери Софье (1371-1453 гг.), которая являлась супругой московского великого князя Василия Димитриевича (1371-1425 гг.), когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. Также есть мнение, что будто бы последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году литовским Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой Смоленскую икону Богородицы вместе с другими иконами. В Москве Смоленская икона была помещена в Благовещенском соборе Кремля, справа от царских врат.
В 1456 году посольство епископа Смоленского Мисаила (1475-1480 гг.) просило великого князя Василия Темного вернуть им икону. Князь, посоветовавшись с митрополитом Ионой (1390-е — 1461 гг.), решил исполнить просьбу смоленских послов и вернуть святыню. Икону торжественно, с крестным ходом, 18 января 1456 года (по другим сведениям — 28 июля 1456 года) вынесли из Кремля и провожали до Саввина монастыря на Девичьем поле, у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после молебна отпустили в Смоленск.
Прежде чем вернуть икону в Смоленск, с нее сняли точный список, который оставался в Благовещенском соборе до 1525 года, когда был перенесен 28 июля в Новодевичий монастырь, основанный годом ранее по случаю возвращения Смоленска России от Литвы; с этого момента и был установлен день празднования иконы — 10 августа (28 июля ст. ст.).
Во время Отечественной войны 1812 года епископ Ириней Фальковский (1762-1823 гг.) вывез 5-6 августа икону из Смоленска в Москву, и в день Бородинского сражения ее вместе с Иверской и Владимирской иконами обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль; в 20-х числах декабря она была возвращена в Смоленск. Перед русскими войсками накануне Бородинского сражения была пронесена копия иконы из надвратной церкви Рождества Богородицы Смоленского кремля, написанная в 1602 году; возвращена она была в Смоленск 10 ноября 1812 года. Первообраз иконы хранился в Успенском соборе Смоленска, но после оккупации города немецкими войсками в 1941 году икона не была найдена. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска заняла икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.